Организация и методика проведения прогулок в летний период
Автор: Кравякова Светлана Витальевна
Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в летний период»
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня мы начинаем с вами работу нашего семинара – практикума по организации и методике проведения прогулок в летний период.
Начать свое выступление мне бы хотелось с высказывания одного врача-педиатра, который говорил: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» (Г.Н. Сперанский)
Итак, что же такое прогулка?
Прогулка – заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем воздухе.
Всем вам хорошо известно, что Режим дня любого детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Согласно
Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам общая продолжительность прогулки составляет 4 — 4,5 часа.
В летний период в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Время, которое отводится для прогулок, должно строго соблюдаться.
Но, фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полном объеме. Неорганизованность и однообразие являются типичными недостатками организации прогулок в детском саду. А педагогическое воздействие на прогулке нередко подменяется присмотром за детьми.
Поэтому, чтобы правильно организовать и руководить деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания, владеть практическими умениями и навыками, а также методикой проведения прогулки.
И для начала давайте вспомним, какие бывают прогулки.
Типы прогулок:
- Традиционная/типовая – максимально свободная деятельность детей.
- Комбинированная – целевая прогулка и свободная деятельность. (Целевая прогулка проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
- Экскурсия (проводится со средней группы не менее 1 раза в месяц);
· Поход (с детьми старшего дошкольного возраста).
Сегодня на семинаре мы с вами подробно рассмотрим структуру и методику проведения традиционной/или типовой прогулки.
Правильная организация такой прогулки предполагает использование пяти частей:
· Наблюдение;
· Трудовая деятельность детей;
· Подвижные игры
· Индивидуальная работа с детьми;
· Самостоятельная деятельность детей.
Эффективность реализации всех частей прогулки полностью зависит только от воспитателя. Эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того, что запланировано педагогом в конкретной прогулке.
И сейчас, давайте подробней остановимся на каждом составляющем компоненте прогулки.
Наблюдения условно можно разбить на несколько видов, это:
• Наблюдения за живой природой (представители флоры и фауны – это растения, животные, птицы, насекомые).
• Наблюдения за неживой природой (сезонные и погодные явления, знакомство со свойствами воды, песка, глины, природного материала – камни, ракушки и т.д.).
• Наблюдения за трудом взрослых (организуются наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада: дворник, водитель, строитель, полицейский).
• Наблюдения за жизнью улицы (общественный, личный транспорт, грузовые, легковые, специальные автомобили, красочное оформление к праздникам).
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 5-10 минут, в старшем возрасте они должны составлять от 10 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, и каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Удержать внимание ребенка, особенно, младшего дошкольного возраста очень непросто. На прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: то он обратил внимание на пролетающую бабочку или отвлёкся на шум проезжающей машины и таких отвлекающих факторов на улице очень много. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени, яркими, интересными и содержательными. При планировании наблюдений воспитатель должен продумать: оборудование и материалы, которые он будет использовать в ходе наблюдения, размещение детей, педагог должен продумать приёмы привлечения внимания детей (это могут быть: сюрпризные моменты, использование художественного слова: стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом и др. приёмы ), так же необходимо привлекать самих детей к активизации умственной деятельности (а это можно сделать уже с помощью постановки поисковых вопросов и использования детского опыта). Главное в этом компоненте прогулки — не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов и событий в окружающей среде.
Следующим важным компонентом прогулки являются подвижные игры
. В эту часть прогулки входят проведение: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, также используются игры на выбор детей по желанию и дидактические игры.
Подвижные игры в младшей группе — 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.
При выборе игры воспитатель должен учитывать следующие факторы:
-время года (погодные условия, температура воздуха);
-возраст детей (состояние здоровья, желание);
— характер предшествующей деятельности.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, и только затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников во время прогулок, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т.д.
Здесь бы хотелось обратить ваше внимание на то, что при проведении этой части прогулки, вам надо стремиться к тому, чтобы ваши дети в дальнейшем научились играть в подвижные игры по собственному желанию, выполняя основные правила и соблюдая при этом дисциплину. Выбирая для детей игру, старайтесь ставить задачи не только двигательного характера – закрепить навык того или иного движения, но и нравственного – развивать у них чувство товарищества, взаимопомощи и коллективизма.
Подробно о методики проведения подвижных игр в ДОУ, я не буду останавливаться, т.к. об этом нам расскажет на одном из последующих методических объединений Галина Анатольевна.
Единственное, на что хотелось бы сделать упор в этой части, это на то, чтобы вы не забывали в этой части прогулки проводить дидактические игры и упражнения.
Они должны быть непродолжительны и занимать по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут. Проводятся дидактические упражнения несколько раз в течение одной прогулки со всей группой детей либо с ее частью.
Дидактическое упражнение может быть предложено детям как в начале, так и в конце наблюдения, а может вплетаться в ход самого наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди дерево или кустарник» и т.д. В дидактических заданиях могут решаться одновременно несколько задач: закрепление цвета, формы и величины предметов, также они могут выполняться с помощью детской физической активности, например, детям предлагаются задания: «Раз, два, три! К березе беги». И тут же, перед детьми старшего возраста, ставится другая более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?» и т.д.
Большое воспитательное значение на прогулке имеет трудовая деятельность. Поэтому, следующим структурным компонентом типовой прогулки является выполнение детьми трудовых действий
.
Здесь важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте. Для привития детям трудолюбия и аккуратности, очень важно правильно подобрать детский инвентарь (— грабли, лопатки, совки, ведерки). В процессе выполнения трудовых поручений, у детей важно сформировать положительное отношение к труду, а также уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и в дальнейшем проявлять самостоятельность и инициативу.
Формами организации труда детей являются:
Индивидуальные трудовые поручения;
Работа в подгруппах;
Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Затем, воспитатель уже поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, организует «труд рядом»: предлагает собрать шишки, листочки, камушки для дальнейших поделок.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; единственное, требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы детей; и педагог должен следить, чтобы дети доводили начатое дело до конца.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, и уже самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Здесь важно создать у старших детей правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, и ещё желательно разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки или использовать др. сюрпризные моменты.
Следующим не менее важным структурным компонентом ежедневной прогулки является- индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
на прогулке тщательно планируется. Она может быть направлена на развитие речи ребенка: т.е. на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы или можно повторить слова песни, которую разучивали дети на музыкальном занятии к празднику.
Во время прогулок воспитатель может также организовывать индивидуальную работу по физическому развитию с одним или несколькими отстающими детьми на выполнение основных движений: (ходьба, бег, прыжки, подскоки, упражнения с мячами и обручами, метание в цель и т.д.)
В процессе индивидуальной работы с ребенком может быть проведена беседа на формирование нравственных качеств, правил поведения в детском коллективе, или же беседа по рекомендации логопеда или психолога. Здесь, важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Следующий структурный компонент прогулки — самостоятельная деятельность
детей,
которая также нуждается в грамотном руководстве. Педагог должен постоянно контролировать и следить за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: чтобы вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе собрал игрушки, навел порядок на веранде или на участке. Педагог может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, выносные игрушки или инвентарь для труда и т.д. Одним из самых любимых видов самостоятельных творческих игр у детей, являются строительные игры с природным материалом: песком, камушками, шишками т. д. Поэтому педагогам необходимо стараться разнообразить такие игры и создавать необходимые условия и активно использовать атрибуты и выносной материал. Ну и при этом, конечно же, не забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требований к хранению и размещению выносного материала.
Коротко, хотелось бы сказать о проведении прогулки в вечернее время.
В течение всего года в обязательном порядке проводится вечерняя прогулка,
но так как воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя детьми на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры.
Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно и все дети были заняты. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями и впечатлениями.
comments powered by HyperComments
Структура прогулки по ФГОС
Структура прогулки по ФГОС
Прогулка занимает в режиме дня дошкольника значительное время и имеет важное значение. Организуется прогулка 2 раза в день – первую и вторую половину дня. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день, а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух. Правильно организованная прогулка имеет большой потенциал для всестороннего развития детей – физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового. ФГОС ДО предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.
Прогулка так же является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка — обязательный элемент режима дня.
Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении: активной, содержательной, разнообразной, интересной для детей деятельности.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:
-Оздоровление детей.
-Физическое развитие.
-Развитие самостоятельности.
-Расширение кругозора.
-Ознакомление с окружающим миром.
-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо перспективное планирование этого режимного
момента.
При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:
-погодные условия;
-возраст и контингент детей;
-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;
-предыдущие занятия в группе и многое другое.
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:
- наблюдение,
- трудовая деятельность детей;
- подвижные игры;
- индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная деятельность
Наблюдение
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения
Подвижные игры
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В
сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
- Индивидуальные трудовые поручения;
- Работа в группа
- Коллективный труд.
Индивидуальная работа
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.
Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.
Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.
Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода.
Прогулки зимой в детском саду
Зимние прогулки в ДОУ
Вокруг один снег. Мы на снежной планете. Вокруг обычная зима, Но рады мы ей словно дети.
Как порой не хочется выходить на улицу, когда холодно и идет снег. Но увидев глаза своих маленьких друзей, ты одеваешь свой самый теплый пуховик и скорей спешишь на участок детского сада. Как хочется порой вернуться в детство. Так же беззаботно прокатиться с горки, упасть в пушистый сугроб и сделать «Ангела». Работая в саду, ты можешь себе это позволить. И от этого ты счастлива. Нам очень часто помогают и родители. Папы и дедушки приходят помочь убрать снег с площадки, построить горку для их любимых чад. Еще родители приносят кормушки и мы кормим птиц. Особенно приятно, когда дети сами вспоминают о том, что нужно взять зернышки на улицу. А некоторые мамы приносят в сад семечки и крупу. Папы и дедушки тоже помогают воспитателям. Приходят убрать снег с площадки и построить горки для своих чад. Чтобы дошколята не просто стояли и дышали зимним воздухом, потихоньку превращаясь в сосульки, воспитатели организовывают с ними разнообразные игры и состязания. Подвижных игр для зимы существует множество: «Мороз – Красный нос», «Заморожу», «Снежки», «Царь горы» и другие. На улице можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика… Да мало ли еще способов использовать возможность побыть на свежем воздухе зимой, воспитателю стоит только проявить фантазию и вспомнить свое детство!
Отличительная черта наших зимних прогулок – их эмоциональность, подвижность, насыщенность. Положительный эмоциональный настрой является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям, к прогулке.По возвращению в группу все ребята раздеваются и с помощью взрослых раскладывают для просушки свою одежду: мокрые от снега рукавички, шапки, теплые штаны, носки. Румяные щечки, блестящие глаза и отличное настроение – такой результат прогулок зимой понравится всем: и детям, и взрослым. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.Будьте здоровы,уважаемые коллеги.
Рекомендуем посмотреть:
Совместное с родителями спортивное развлечение в средней группе. Сценарий «Зимние забавы» Зимний спортивный праздник для дошкольников 5 — 7 лет Консультация для родителей. Зимние прогулки с детьми Зимняя прогулка для детей 2 младшей группы детского сада. Конспект
Похожие статьи:
Конспект зимней прогулки в младшей группе детского сада на тему: «Птицы зимой»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Волшебница — зима
Зимние загадки для дошкольников с ответами
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Декабрь
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Январь
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Июнь.
Прогулка 1.
Наблюдение за божьей коровкой, жуками (рассмотреть, отметить части тела: голова, крылышки, лапки) — формировать у детей бережное отношение к насекомым.
Игровое упражнение «Ладушки-оладушки» — учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз, два».
Дидактическое задание «Большие и маленькие камешки» — учить детей различать предметы по величине.
Труд. Собрать на участке шишки в ведерко.
Индивидуальная работа. Заучивание потешки «Божья коровка, улети на небо».
Прогулка 2.
Наблюдение за солнцем, за небом (отметить ярко ли светит солнце или его закрывают тучи), отметить состояние воздуха — дует ли ветер.
Подвижная игра «Солнышко и дождик» — упражнять детей в беге, учить дуть на лужи (дыхательная гимнастика).
Дидактическая игра «Где один, где много?» — учить распределять шишки на две кучки.
Трудовое поручение «Соберём игрушки» — учить убирать игрушки по окончании прогулки в контейнер, а каталки и машинки поставить на веранду.
Индивидуальная работа. «Выложи солнышко» — из палочек и камешка.
Прогулка 3.
Наблюдение за травой, как она выросла, сказать, что наступило лето, стало очень тепло, всё вокруг зелёное — трава, деревья, кусты; полюбоваться красотой летнего дня.
Игровое упражнение «Кто быстрее до мяча» — упражнять в беге до заданной игрушки.
Дидактическая игра «Кто как кричит?» — закреплять знания о том, как кричат домашние животные и птицы.
Труд. Собрать на участке мусор: веточки, камешки, сложить в кучу.
Индивидуальная работа. «Бросание и ловля мяча» — учить бросать мяч взрослому или ребёнку и ловить его.
Прогулка 4.
Наблюдение за цветущими растениями — ирисами, пионами, бархатцами, ноготками; учить называть части цветка — стебель, листик, цветок, корешок; любоваться ими.
Игровое упражнение «Мишка косолапый» — учить детей выполнять движения, согласно текста стихотворения; произносить слова.
Дидактическое задание «Громко — тихо» — учить детей менять силу голоса, подражая голосам больших и маленьких животных.
Труд. Работа в огороде. Помогать взрослым собирать в кучу или ведро траву, сорняки после прополки.
Индивидуальная работа. Упражнять в прыжках на двух ногах — «Достань до игрушки».
Прогулка Б.
Наблюдение за плодовыми деревьями — вишней, сливой; вспомнить, как они цвели, показать завязь (маленькие плоды).
Подвижная игра. «По узенькой дорожке» — упражнять детей в ходьбе, учить перешагивать или перепрыгивать из круга в круг.
Дидактическая игра «Что растет в огороде?» — учить детей называть овощи, показывать их в книжке.
Труд. Сходить с детьми на огород, полить лук, посмотреть как он растёт, нарвать немного лука к обеду, сказать о его пользе.
Индивидуальная работа. Ходьба по наклонной поверхности, по мостику, учить взбираться, держась за бортики.
Прогулка 6.
Наблюдение за птицами, отметить части тела, понаблюдать за поведением, как они пьют из лужи, отряхивают крылышки, клюют зернышки.
Подвижная игра. «Беги к тому, что назову» — упражнять детей в беге, учить быть внимательными, ориентироваться на участке.
Дидактическое упражнение. «Найди такой же» — учить по образцу находить большой или маленький листик, шишку.
Труд. После игры в песок совочками подобрать то, что рассыпали обратно в песочницу, воспитывать аккуратность.
Индивидуальная работа. «Кто дальше бросит» — развивать силу рук, учить бросать маленький мяч.
Прогулка 7.
Наблюдение за листвой на деревьях после дождя, полюбоваться как сверкают на солнце листья растений, потрясти веточку кустарника, чтобы с неё полетели сверкающие брызги воды.
Подвижная игра. «Мыши водят хоровод» — упражнять детей в согласованном выполнении движений, беге.
Дидактическое задание. «Соберём бусы» — учить нанизывать бусы на шнур, чередовать их по цвету.
Труд. Предложить детям собрать шишки, упавшие с деревьев на дорогу, в кучку, сказать, что этим мы помогаем дворнику.
Индивидуальная работа. «Как дует ветер» — учить дуть на травинку, листок (дыхательная гимнастика).
Прогулка 8.
Наблюдение за людьми, во что они одеты: легкие платья, шорты, футболки. Летом бывает оне^ь жарко, можно ходить босиком, в трусиках, купаться:
Подвижная игра. «Птички раз! Птички два!» — упражнять детей в выполнении движений, беге, учить считать до двух.
Дидактическое задание. «Какого цвета платье?» — учить называть предметы одежды и какого она цвета.
Труд. Приучать убирать за собой игрушки после игры, воспитывать послушание, трудолюбие.
Индивидуальная работа. «Пальчики здороваются» — пальчиковая гимнастика.
Прогулка 9.
Наблюдение за работой дворника. Обратить внимание, как чисто на участке. «Кто подмёл дорожки?». Дворник. «Чем он подметает?». Метлой. «Куда собирает мусор?». В тележку.
Подвижная игра «Вышли дети в садик» — учить выполнять движения по показу взрослого, разбегаться по команде.
Дидактическое задание. «Разложи шишки в разные ведёрки» — большие шишки положить в большое ведро, маленькие — в маленькое.
Труд. Сходить с детьми на огород. Посмотреть, что нужно сделать. При необходимости полить грядки, учить как правильно поливать грядки, чтобы вода не сливалась.
Индивидуальная работа. Ходьба по наклонной поверхности — учить взбираться на горку и спускаться с неё.
Прогулка 10.
Наблюдение за бабочками, как они перелетают с цветка на цветок, как складывают крылышки; обратить внимание на насекомых: муравьев, жуков, божьих коровок.
Подвижная игра «Солнечные зайчики» — упражнять в прыжках, беге, учить выполнять разнообразные движения; учить понимать направления: вверх, вниз, в сторону.
Дидактическое задание. «Кто как кричит?» — уточнять знание о том, кто из животных как подаёт голос.
Труд. Учить убирать за собой игрушки после прогулок, выполнять простейшие поручения.
Дидактическое задание. Упражнять в перешагивании через палки, разложенные на земле.
Прогулка 11.
Наблюдение за погодой. Отметить, что утром прохладно, мы одеваем кофточки, потом становится жарко и мы их снимаем. А если солнышко не светит и дует холодный ветер, то холодно весь день.
Подвижная игра. «Цыплята и собачка» — упражнять в выполнении различных движений: беге, подлезании.
Дидактическое задание. «Беги к тому, что назову» — учить ориентироваться на участке.
Труд. Помочь взрослому собрать игрушки из песочницы, вытряхнуть из них песок, сложить в корзину.
Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика — «Большие и маленькие ножки бегут по дорожке».
Прогулка 12.
Наблюдение за машинами, какие машины стоят около нашего дома, отметить размер машин, их цвет. Машина с красным крестом «Скорая помощь».
Подвижная игра. «Зайка серый умывается» — учить выполнять движения согласно текста, учить быть внимательными.
Дидактическое задание. «Какого цвета машины?» — учить различать и называть цвета.
Труд. Помочь воспитателю собрать в ведро сорняки после прополки цветов.
Индивидуальная работа. Учить выжимать губку, смоченную в воде, развивать силу пальцев рук.
Прогулка 13.
Наблюдение за состоянием дорожек. Почему утром дорожки мокрые, кто их поливает? Дворник. Что ещё он делает? Подметает дорожки, поливает цветы.
Подвижная игра. «Солнышко и дождик» — учить бегать, убегать в определённое г&есто.
Дидактическое задание. «Найди формочку красного цвета» — учить различать основные цвета, отыскивать и показывать их.
Труд. Соберём игрушки по окончании прогулки. Учить выполнять простейшие поручения.
Индивидуальная работа. «Поднимись на горку, спустись с горки» — ходьба по наклонной поверхности.
Прогулка 14.
Наблюдение за белым одуванчиком. Загадать загадку: «Был цветок — как желток, а теперь он как снежок». Подуть на одуванчик, полюбоваться летящими пушинками.
Подвижная игра. «Кошка и мыши» — учить бегать тихо. Как мыши, имитировать движения мышей, звуки, издаваемые мышами.
Дидактическое задание. «Собери бусы» — учить нанизывать колечки на шнур.
Труд. Предложить детям собрать шишки с дороги с корзину.
Индивидуальная работа. Бросание и ловля мяча.
Прогулка 15.
Наблюдение за листочками на деревьях, уточнить их цвет. Учить наблюдать как шумят и колышутся листья, когда дует ветер. Воспитывать чувство бережного отношения (нельзя ломать ветки, рвать листья на деревьях).
Подвижная игра. «Паровозик» — учить двигаться в разных направлениях и в разном темпе, упражнять в произнесении звуков.
Дидактическая игра. «Кто как одет?» — закреплять название предметов одежды (платье, сарафан, майка, шорты, трусики, носки, панама), закреплять цвета.
Труд. Предложить детям подмести веранду, протереть скамейки тряпочкой.
Индивидуальная работа. Учить детей лазанию по гимнастической стенке чередующимся шагом.
Июль.
Прогулка 1.
Наблюдение. Отметить состояние погоды. Днём очень жарко, сейчас лето в самом разгаре, середина лета, солнце жаркое, стоит высоко. Днём от него прячутся в тени, иначе может быть тепловой удар.
Подвижная игра «Пузырь» — учить становиться в круг, держась за руки,: двигаться в круг (вперёд) и из круга (назад), согласовывать слова с движением.
Дидактическое упражнение. «Спрячь в ладошке» — закреплять понятие «большой — маленький», учить сжимать кулачок.
Труд. Помочь воспитателю в работе на огороде. Собирать сорняки в кучки, учить отличать сорняки от моркови и свёклы.
Индивидуальная работа. Учить выдувать мыльные пузыри — дыхательная гимнастика.
Прогулка 2.
Наблюдение. Показать детям свойства песка. Сухой песок рассыпается, а из влажного можно лепить куличики, на влажном песке остаются следы, можно рисовать палочкой.
Подвижная игра. «У медведя во бору» — упражнять детей в беге по сигналу, учить приседать, наклоняться, имитируя собирание ягод.
Дидактическое упражнение. «Какое дерево выше?» — учить понятиям «высокий — низкий», быть наблюдательным.
Труд. Учить подметать веранду, протирать скамейки тряпочкой.
Индивидуальная работа. «Нарисуй солнышко на песке» — учить рисовать палочкой.
Прогулка 3.
Наблюдение за дождём. Дождь бывает сильным крупным и мелким тихим. Летом дождь тёплый. После дождя бывает радуга, на дорогах лужи, по тёплым лужам можно ходить босиком.
Подвижная игра «Солнышко и дождик» — упражнять в беге, дыхательная гимнастика.
Дидактическое упражнение «Какого цвета цветок» — учить различать и запоминать основные цвета.
Труд. Помогать взрослым убирать отцветшие цветы, срезанные стебли цветов в ведро? -к
Индивидуальная работа. «Из круга в круг» — учить перешагивать или перепрыгивать, не наступая на линию.
Прогулка 4.
Наблюдение за улитками после дождя, за жуками, муравьями. Отметить части тела насекомых, какие они маленькие. Воспитывать бережное отношение к ним.
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» — упражнять в беге.
Дидактическое упражнение «Лейся водичка» — показать свойства воды (нагревается на солнце и становится тёплая, её можно наливать и переливать, если в ней что-то мыть она становится грязной).
Труд. Помыть игрушки в конце прогулки, поручить детям разложить игрушки на солнышке, чтобы они высохли.
Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Ёжик».
Прогулка 5.
Наблюдение за плодовыми деревьями и кустарниками. Учить запоминать название-вишня, слива, смородина. Показать, что ягоды стали большие, скоро их можно будет есть.
Подвижная игра. «День — ночь» — упражнять детей в беге и остановке по сигналу.
Дидактическое упражнение. «Какого цвета?» — учить запоминать и называть основные цвета, говорить какого цвета игрушка.
Труд. Нарвать с детьми ягоды красной и чёрной смородины, учить рвать бережно, пальчиками.
Индивидуальная работа. Рисование мелом на асфальте.
Прогулка 6.
Наблюдение за ветром. Сказать, что когда дует сильный ветер, деревья качаются, ветви гнутся, шумит листва. Ветерок бывает тихий, ласковый.
Игровое упражнение. Прыжки на батуте — учить детей контролировать силу прыжков, не сталкиваться с другими детьми, получать радость.
Дидактическое упражнение. «Чудесный мешочек» — учить наощупь определять, что лежит в мешке.
Труд. Собрать HaVnacTKe веточки, шишки, камешки, приучать трудиться. Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Мальчик — пальчик».
Прогулка 7.
Наблюдение за улитками после дождя. Посмотреть как они прячутся в свой домик, как выпускают рожки. Прочитать стих. Воспитывать бережное отношение к живому миру природы.
Подвижная игра. «По ровненькой дорожке» — упражнять детей в ходьбе, прыжках, приседании.
внимательным, ориентироваться в размере колец.
Труд. Учить вытряхивать песок из формочек и складывать формочки в корзину после окончания игры с песком.
Индивидуальная работа. «Нарисуй дождик» — учить рисовать мелом на асфальте прямые линии.
Прогулка 8.
Наблюдение за деревьями, какие изменения произошли с ними (выросли новые побеги). Учить запоминать названия деревьев: берёза, ёлка, сосна.
Подвижная игра. «Догонялки» — упражнять в беге, учить детей меняться ролями (догонять и убегать).
Дидактическое упражнение. «Покажи большой, маленький куличик» — учить ориентироваться в величине построек из песка.
Труд. Помогать воспитателю собирать ягоды красной смородины в кружку, придерживать ветки кустов.
Индивидуальная работа. Упражнять в лазании по гимнастической лесенке.
Прогулка 9.
Наблюдение на огороде. Посмотреть, что там растёт, где свёкла, где лук, где морковь. Обратить внимание на землянику (ягоды покраснели, значит их можно есть).
Подвижная игра «Вейся венок» — учить медленной ходьбе в хороводе, держась за руки, учить менять направление движения.
Дидактическое упражнение «Достань шарик из воды» — учить действовать ложкой или руками, радоваться результатам.
Труд. Навести порядок на веранде — поставить аккуратно машины и каталки к стене, сложить игрушки.
Индивидуальная работа. Катание с горки — учить держать спину прямо при скатывании, преодолевать страх.
Прогулка 10.
Наблюдение за состоянием погоды (солнечно, пасмурно, ветренно или тихо, качаются ли деревья). Наблюдать за облаками.
Подвижная игра «Самолёты» — упражнять детей в беге по команде, во время бега покачивать вытянутыми руками.
Дидактическое упражнение «Кто как кричит?» — закреплять как кричат домашние животные и птицы.
Труд. После игры в песок собрать песок в кучку, приучать не разбрасывать песок во время игры.
Индивидуальная работа. Учить детей ползать на четвереньках в модуле «Гусеница».
Прогулка 11.
Наблюдение за машинами. Отметить части машины — кузов, кабина, колёса. Учить различать грузовые и легковые машины.
Подвижная игра. «Воробышки и автомобиль» — упражнять детей в беге.
Дидактическое упражнение «Какого цвета машины?» — учить запоминать и называть цвета.
Труд. Наведём порядок на веранде, учить подметать веранду, складывать игрушки.
Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика с вертушками «Как дует ветер?».
Прогулка 12.
Наблюдение за животными (кошками, собаками), отметить части тела, размер животного, окрас, чем питается, как подаёт голос.
Подвижная игра «Кошка и птички» — упражнять детей в беге.
Дидактическое упражнение «Тонет — не тонет» — знакомить со свойствами разных предметов, игрушек (камень, пластмассовый кубик, листик, палочка).
Труд. Помочь воспитателю подвязать дикий виноград около веранды, учить поддерживать растение, пока взрослый подвязывает его.
л»
Индивидуальная работа. «Пройди в воротики» — учить проходить под дугу, наклоняя голову, проходить быстро, не задерживая других детей.
Прогулка 13.
Наблюдение за ёлочкой, отметить какого она цвета (зимой и летом одним цветом). Потрогать молодые побеги на ёлочке, отметить как они подросли, что они отличаются по цвету от остальных.
Подвижная игра. «Лохматый пёс» — упражнять детей в беге.
Дидактическое упражнение. «Назови игрушку» — упражнять детей в правильном произношении, учить узнавать игрушку.
Труд. Соберём вишню на компот. Учить рвать ягоды бережно, двумя пальчиками. Сказать, что отнесём вишню повару на компот.
Индивидуальная работа. «Пройди по дорожке» — учить ходить по ограниченной двумя линиями поверхности.
Прогулка 14.
Наблюдение за цветущими растениями, повторить части цветка, учить бережно относиться к цветам, не рвать.
Подвижная игра. «Беги к тому, что назову» — упражнять детей в беге, ориентировке на участке.
Дидактическое упражнение. «Вкладыши» -упражнять детей в соотнесении геометрической фигуры к определенному отверстию.
Труд. Собрать на участке веточки после сильного ветра или дождя, воспитывать трудолюбие.
Индивидуальная работа. «Мы капусту рубим» — пальчиковая гимнастика.
Прогулка 15.
Наблюдение за солнцем и небом; светит ли солнце и как: ярко или нет; есть ли на небе тучи. Понаблюдать за облаками, подумать на что они похожи.
Подвижная игра. «Коза рогатая» — учить выполнять движения по показу воспитателя.
Дидактическая игра «На что похоже?» учить узнавать, выложенную из палочек елочку, дерево, машину.
Труд. Сходить с детьми на огород, посмотреть, что нужно сделать:
f
порыхлить землю лопаткой, полить грядки.
Индивидуальная работа. Рисуем палочкой на песке.
Август.
Прогулка 1.
Наблюдение за состоянием воздуха, за ветром (холодный или тёплый воздух, сильный ветер или слабый), обратить внимание на флажки, вертушки.
Игровое упражнение. «Мишка косолапый» — учить выполнять движения согласно текста.
Дидактическое упражнение. «Кто как кричит?» — повторить, как подают голоса домашние птицы и животные.
Труд. Сходить с детьми в огород, собрать сорняки после прополки. Индивидуальная работа. Ползание на четвереньках в модуле «Гусеница».
Прогулка 2.
Наблюдение за травой, обратить внимание детей, что высокую траву дворник косит. Трава может быть сухой, пожелтевшей, если долго не было дождя или яркой, зелёной.
Подвижная игра «Поезд» — учить детей двигаться друг за другом в разном темпе.
Дидактическое упражнение «Угадай, что это?» — учить наощупь определять, что спрятано (шарик, кубик, шишка).
Труд. Приучать детей убирать за собой игрушки после игры.
Индивидуальная работа. Катание с горки, учить держать равновесие, спину прямо.
Прогулка 3.
Наблюдение за бабочками. Посмотреть, какие красивые бывают бабочки, как быстро они перелетают с цветка на цветок. Отметить части тела.
Подвижная игра «По узенькой дорожке» — упражнять детей в перешагивании из круга в круг или из обруча в обруч.
Дидактическое упражнение «Мокрый — сухой» — учить наощупь или
визуально определять состояние песка.
*
Труд. Сходить на огород, помочь взрослому полить из маленькой лейки грядки.
Индивидуальная работа. Бросание шишек- «Кто дальше бросит».
Прогулка 4.
Наблюдение за цветущими растениями, полюбоваться их разнообразием, розовые, желтые хризантемы, бархатцы и петунии. Одни цветы отцвели, другие бутоны распускаются.
Подвижная игра «Каравай» — упражнять в ходьбе по кругу, учить выполнять
танцевальные движения.
Дидактическое задание. «Какого цвета?» — учить сортировать формочки от песка по цвету.
Труд. После игры в песок собрать рассыпавшийся песок обратно в песочницу, прививать аккуратность.
Индивидуальная работа. Ходьба по наклонной поверхности. Учить сохранять равновесие.
Прогулка 5
Наблюдение за птицами, отметить части тела, что едят, как кричат. Какого цвета ворона, какого цвета воробей. Кто из них больше?
Подвижная игра. «Воробушки и автомобиль» — упражнять детей в беге, учить убегать не наталкиваясь друг на друга.
Дидактическое задание. Учить из палочек и камушка выкладывать солнышко.
Труд. Собрать на участке палочки, веточки, упавшие с деревьев.
Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Цветок» — учить соединять пальцы вместе и разводить в стороны.
Прогулка 6.
Наблюдение за погодой. Спросить, какой сегодня день: солнечный или дождливый, пасмурный, есть ли на небе тучи, дует ли ветер.
Подвижная игра. «Солнышко и дождик» — упражнять детей в беге по сигналу.
Дидактическое задание. «Большие и маленькие» — учить сортировать шишки в два разных ведёрка.
Труд. Собрать шишки с дорожки в кучу, прививать трудолюбие. Индивидуальная работа. Бросание и ловля мяча.
Прогулка 7.
Наблюдение за работой дворника. Спросить детей зачем он это делает? Что ему нужно для работы? Воспитывать уважение к труду взрослых.
Подвижная игра «Кошка и мыши» — упражнять детей в беге, ловкости, подлезании под шнур.
Дидактическое задание. «Собери пирамидку» — учить различать большие и маленькие кольца, собирать пирамидку правильно.
Труд. Учить детей подметать веранду маленьким веником, протирать тряпочкой скамейки.
Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Ёжик».
Прогулка 8.
Наблюдение за насекомыми: жуками, муравьями. Сказать, какие муравьи сильные, какие большие травинки они таскают, чтобы построить себе дом.
Подвижная игра. «Пузырь» — учить держаться за руки, образуя круг, ходить из круга в круг, разбегаться.
Дидактическое задание. «Построим большой — маленький куличик» — учить ориентироваться в постройках из песка.
Труд. Учить детей убирать игрушки в контейнер, каталки и машинки ставить на веранде вдоль стены.
Индивидуальная работа. «Рисуем цветы» — рисование мелом на асфальте.
Прогулка 9.
Наблюдение за окружающей природой после дождя: мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые листья на деревьях, на ветках висят капельки воды.
Подвижная игра. «Паровоз» — учить двигаться в разных направлениях и в разном темпе, произносить соответствующие звуки.
Дидактическое задание. «Какого цвета одежда у детей?» — учить различать
называть основные цвета.
<7.
Труд. Учить вытряхивать песок из формочек и складывать формочки в контейнер после окончания игры в песок.
Индивидуальная работа. Учить держать равновесие, перешагивая через палочки.
Прогулка 10.
Наблюдение за птицами, учит детей различать птиц: вороны, голуби — большие, воробьи — маленькие. Повторить части тела птиц, как они кричат.
Подвижная игра. «Баба сеяла горох» — учить выполнять движения, согласно текста, танцевать.
Дидактическое задание. «Спрячь в ладошке» — учить сжимать кулачок, учить понятиям «большой — маленький».
Труд. Попросить детей помочь воспитателю разложить игрушки на солнце после мытья.
Индивидуальная работа. Бросание и ловля мяча.
Прогулка 11.
Наблюдение за деревьями и кустами. Отметить, что деревья высокие, а кустики низкие. Повторить название деревьев. Обратить внимание детей на то, что листочки на деревьях желтеют и опадают.
Подвижная игра. «Догоните меня» — упражнять в беге, учить получать радость от игр со взрослым.
Дидактическое задание. «Какое дерево выше?» — учить понятиям «высокий- низкий».
Труд. Собрать вместе с детьми веточки на участке.
Индивидуальная работа. Упражнять в лазании по гимнастической стенке.
Прогулка 12.
Наблюдение за цветами на клумбах, полюбоваться многообразием цветов, обратить внимание на цветовую гамму, показать, цветок, а где бутон.
Подвижная игра. «Вейся венок» — учить ходить в хороводе, держась за руки, менять направление движения.
Дидактическое задание. «Достань из воды шарик» — развивать ловкость рук,
учить доставать шарик ложкой, не помогая другой рукой.
- •?9
Труд. Помогать воспитателю собирать семена настурции.
Индивидуальная работа. Упражнять в ходьбе по наклонной поверхности, по горке.
Прогулка 13.
Наблюдение за плодовыми деревьями — сливой, терном, вишней. Спросить, как узнать, что плоды поспели? Дать попробовать детям спелые плоды. Спросить какие они на вкус (кислые, сладкие)?
Дидактическое задание. «Назови овощи какие знаешь» -учить запоминать названия овощей.
Подвижная игра. «Мыши водят хоровод» — упражнять в выполнении
движений, беге.
Труд. Помочь воспитателю полить цветы на участке маленькой лейкой.
Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Мы морковку чистим» — учить выполнять движения по показу взрослого.
Прогулка 14.
Наблюдение за солнцем, встать на солнышко, почувствовать, как оно греет, затем уйти в тенёк, посмотреть на солнце сквозь листву деревьев. Прочитать стихотворение.
Подвижная игра. «По ровненькой дорожке» — упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях. Учить слушать слова игры.
Дидактическое задание. «Какого цвета машина?» — учить различать и называть основные цвета.
Труд. Собрать формочки от песка в контейнер в конце прогулки. Индивидуальная работа. Учить насыпать песок в ведёрко, делать куличики.
Прогулка 1S.
Наблюдение за берёзой, какой у неё ствол (белый, гладкий). Потрогать ствол руками, можно даже щекой. Веточки у берёзы тоненькие, а листочки — маленькие.
Подвижная игра. «Воробышки и автомобиль» — упражнять детей в беге.
Дидактическое задание. «Найди такой же» — учить отыскивать такой
листочек, как у воспитателя.
- •
Труд. Собрать с детьми с дороги шишки в кучку.
Индивидуальная работа. Бросание и ловля мяча.
Следующая > |
ДЕТСТВО-ГИД
В связи с введением ФГОС ДО необходимо всю образовательную деятельность привести в соответствие с этим основополагающим для педагогов документом. Не является исключением и прогулка.
Нельзя сказать, что при организации прогулки очень многое изменилось. Но основные акценты обозначены чётко:
- Необходимо обеспечить вариативность и разнообразие содержания прогулки.
- Уделить особое внимание не только игровой и двигательной деятельности, но и познавательно-исследовательской.
- Наряду с оздоровительными задачами решать задачи развития личностных качеств воспитанников: самостоятельности, инициативности, любознательности.
- Прогулка должна проводиться на основе деятельностного и индивидуально-личностного подходов.
- Необходимо учитывать региональные, географические и климатические условия.
Исходя из этого, можно сформулировать задачи и актуальные формы взаимодействия педагога с детьми на прогулке:
Задачи
Обучающие:
— формировать двигательные умения и навыки с учетом индивидуального развития каждого ребенка;
— закреплять в игровой форме навыки выполнения общеразвивающих упражнений;
— формировать представления о здоровом образе жизни и его важности;
— формировать первичные представления об окружающем природном и социальном мире;
— формировать познавательные действия дошкольников;
— формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе.
Развивающие:
— развивать познавательный интерес к объектам, предметам и явлениям окружающего мира;
— развивать речевую активность, доказательную речь;
— развивать физические качества: быстроту, координацию движений, ловкость, выносливость.
Воспитательные:
— воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Оздоровительные:
— укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку.
— совершенствовать защитные функции организма посредством закаливания, укрепления дыхательной системы, двигательной активности.
Из многочисленных форм взаимодействия на прогулке, следует обратить внимание на следующие:
- Сюжетная игровая деятельность (игры-путешествия, квесты и др.). В процессе сюжетной игровой деятельности дошкольники воспринимают любую информацию наиболее активно, эмоционально и с интересом, так как используются:
— приемы имитации и подражания;
— образные движения;
— применяются проблемные и поисковые вопросы;
— упражнения общеразвивающего воздействия;
— игровые упражнения на координацию движений;
— упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, крупную и мелкую моторику;
— подвижные игры.
- Познавательно-исследовательская деятельность. Включает в себя:
— экспериментирование: опыты с водой, песком, глиной, воздухом, объектами живой природы;
— обсуждение проблемных ситуаций (например, «что было бы, если бы …» );
— наблюдения за объектами и явлениями природы.
- Социальные акции (мероприятия социально-значимого характера). Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка.
Примеры социальных акций: «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы», «Чистые дорожки», «Чистый участок» и др.
Прогулку можно условно разделить на 3 части.
В вводной части для мотивации двигательной активности или для развития познавательного интереса, а также для эмоционального включения детей в совместную деятельность применяются проблемные ситуации в форме игры, оздоровительные упражнения или игровые разминки.
В основной части предлагаются и выполняются:
1) различные физические упражнения, подвижные игры, игры-соревнования, подвижные сюжетные игры и др.;
2) познавательно-исследовательские задания и ситуации.
И в том, и в другом случае необходимо опираться на имеющийся двигательный и познавательный опыт детей. При включении каждого задания (игры) учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Физические упражнения чередуются по интенсивности и сложности. Нужно обратить внимание на рациональное сочетание нагрузки и отдыха.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети вовлекаются в обсуждение той или иной ситуации, наблюдения. Поощряются самостоятельные высказывания, гипотезы. Применяются проблемные и поисковые вопросы: как ты считаешь, почему ты так думаешь, каким образом? Новый материал преподносится при помощи дидактических игр, игровых ситуаций, игровой драматизации.
Если проводится социальная акция, то в основной части осуществляется непосредственная практическая деятельность: развешивание кормушек для птиц, уборка участка и др.
В конце основной части всегда — свободная самостоятельная деятельность воспитанников.
В заключительную часть включаются спокойные игры и упражнения, а также рефлексия и самооценка деятельности детей.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук
Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников в соответствии с ФГОС ДО Организация прогулок и их влияние на здоровье часто болеющих детей Использование нестандартного физкультурного оборудования в соответствии с задачами ФГОС ДО Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО >