Конспект урока русского языка в 6 классе «Имя существительное»


Конспект урока русского языка для 6 класса. Имя существительное

Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме Имя существительное (обобщение)

Урок представлен в традиционной форме с разными видами работ и посвящен закреплению изученного материала по теме «Имя существительное»
1. Орг. момент 2. Сообщений темы и цели урока. Тема нашего урока: Обобщение материала по теме: Имя существительное. Цель урока: повторить изученный теоретический материал, на его основе выполнить ряд упражнений. 3. Повторение изученного материала. Повторим сейчас общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного. Сейчас я вам буду показывать карточки с общими значениями разных частей речи, а вам необходимо выбрать только ту карточку, которая содержит значение существительного. — Итак, предмет, признак предмета, действие, количество предметов, признак признака (наглядность). — Почему нельзя было выбрать карточки с другими значениями? (Потому что, имя существительное обозначает предмет). — По каким вопросам мы узнаем существительное? (Кто? Что?). (Наглядность). — Прочитайте морфологические признаки частей речи: одуш./неодуш., собств./нариц., род, склонение, число, падеж, время, лицо (наглядность). — Какие не относятся к существительному? (время, лицо) Каждая часть речи требует определенного порядка. — На какие группы можно разделить эти признаки? (пост./непост.) (Наглядность) Ребята, давайте распределим эти признаки на два столбика, (пост.: собств./нариц.,одуш./неодуш., род, склонение. Непост.: число, падеж). — Какую синтаксическую роль выполняет существительное: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство (наглядность). — Вспоминая выученный теоретический материал, мы восстановили схему морфологического разбора существительного. 4. Выполнение тренировочных упражнений. — Как вы считаете, трудно ли найти существительное среди других слов? (нет). — Как вы будет искать существительное среди других слов? (задать вопрос и посмотреть, обозначает слово предмет) — Сейчас выполним упражнение, где вы должны показать умение находить существительное. Но задание для вас усложняется. — Посмотрите на распечатки. Прочитайте слова. Гореть, горюшко, горький, горелка, горение, горе, горчица, горько, горевать, горечь, горячо, горелый, горчичный, горемычный.
— Какой внешне одинаковый корень у этих слов? (гор) — Можно ли считать все слова родственными? (нет, т.к. лексическое значение этих корней разное) — Посмотрите на эти слова и скажите, сколько групп родственных слов здесь представлено? (три группы: 1. — слова со значением: гореть; 2. — горе; 3. — горький). — Разделить страницу на три столбика, линии проводите так, чтобы их не было видно — распределительный диктант. — Найдите к каждой группе родственные слова и запишите их по столбикам.
Гореть Горький Горе Горелка Горчица Горюшко Горение Горько Горевать Горячо Горечь Горемычный Горелый Горчичный
— Прочитайте, что у вас получилось. — Подчеркните среди них существительные. — В этом упражнении мы соединили два умения: мы доказали, что знаем, что существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что? Закрепили навыки определения родственных слов. — Мы сказали, что таблица на доске — схема морфологического разбора имени существительного. На конкретных примерах из текста проведем морфологический разбор. Для этого запишем под диктовку небольшой текст.
Николай на лыжах отправился в лес. Предвесеннее небо было синим. Ослепительно сверкали снега, и горела в небесной синеве косматое солнце. Поляна, вся залитая солнцем, светилась снежной голубизной. Жила, наслаждалась солнцем каждая сосновая иголочка, ясно видимая в отдельности. Радуясь солнцу, время от времени с ветки на ветку порхали снегири и синицы.
— Найдите в тексте имена собственные (Николай). — Назовите несколько нарицательных существительных (снегири, небо и т.д.) — В третьем предложении обозначьте склонения имен существительного (снега — 2 склонение; синеве — 1 склонение; солнце — 2 склонение) — Найдите в тексте существительные третьего склонения (отдельность — 3 склонение) — Что можно сказать о склонении существительных «время от времени»? (разносклоняемые). — В последнем подпишите падеж существительных (солнцу — Д.п., с ветки — Р.п., на ветку — В.п., снегири и синицы — И.п.). — Докажите, что третье предложение — сложное (2 простых предложения в составе сложного). — Вторую часть предложения разберем по членам (горело в небесной синеве косматое солнце). Проведем после подготовительной работы морфологический разбор существительного.
1 вар. (В)синеве (в) синеве — сущ. I. Обознач. предмет II. Н.Ф. синева — что? 1. Пост. морф, признаки.: нариц., неодуш., ж.р. , 1 скл. 2. Непост. морф, признаки: в ед.ч., П.п. III. горело (где?) в синеве (обст.) 2 вар. Солнцем Солнцем — сущ. I. Обознач. предмет II.Н.Ф. солнце — что? 1. Пост. морф, признаки: нариц., неодуш., 2 скл., ср.р. 2. Непост. морф, признаки: в ед.ч., Т.п. III. залитое (чем?) солнцем (доп.)
— Закрепим анализ морфемного анализа имен существительных: синева, иголочка, голубизна (3 ученика разбирают на доске). — Сейчас этими упражнениями подготовили себе основу для повторения орфографических правил, которым подчиняется правописание имен существительных. Сейчас мы повторим правописание окончаний существительных, О-Е после шипящих в корне, окончании и суффиксе, Ь после шипящих в сопоставлении с другими частями речи, правописание суффиксов существительных. — Почему важен морфемный анализ для орфографического правила? (надо иметь видеть, в какой морфеме находится орфограмма). — Чтобы вспомнить, сделаем такую работу. На доске записаны словосочетания. Ваша задача: устно обозначить орфограммы и объяснить правописание: 1.
В мякоти лимона, шел по лестнице 2. Бить ключом, хрустальный башмачок 3. Много туч, окажет помощь 4. Разносчик газет, опытный сварщик 5. Ключик от шкатулки, кусочек сыра
— Остановимся сейчас на правописании только нескольких орфограмм. Повторим сначала правописание окончаний существительных. Проведем работу с сигнальными карточками. Словосочетания записывать, только если допускается ошибка (делается графический комментарий):
Вернулся из поездки Сидел в беседке Гулял вдоль дороги Был на лекции Доклад по ботанике Шел по тропинке Подъехал к станции Недалеко от деревни Сообщить об опасности Напомнить о долге Рассказ о бесстрашииУчился математике Вспомнил об Америке Встретились у акации Записал в тетради Посмотрел в учебнике Проснулся в кровати
— Повторим правописание О-Ё после шипящих в корне, суффиксе и окончании. Приготовьте таблицу на странице №42. — Когда в корне пишем О? (без ударения) Когда Ё? (под ударением, если есть переход в Е) — Что сказано о правописании суффиксов существительных? (в суффиксах под ударением О). — Что пишется в окончаниях существительных под ударением? (в окончаниях под ударением пишется О). — Сейчас мы выполним упражнение «Третий лишний». Я диктую по три слова, вам надо выбрать одно лишнее и записать в тетрадь: *
Щётка, хранилище, шов * Добычей, саранчой, родничок * Комочек, флажок, стручок * Дачей, шепот, шорох
— Ребята, давайте проверим, что у вас получилось. — Работать с правилом правописания существительных на шипящий будем в парах сменного состава. Ребята, поставьте 10 цифр в столбик. Вы получаете карточку с номером. Записываете слова в тетрадь под той же цифрой, что и на карточке. Затем меняетесь карточками с соседом и выполняете его карточку, записывая слова под тем же номером, что и на карточке. Выполнив карточку соседа, те, кто сидят на первом варианте, встают, и вместе с карточкой, которую только что выполнили, садятся на место соседа сзади. Тот, кто сидит за последней партой, переходит за первую парту. Придя к новому соседу, сразу меняетесь карточками и выполняете карточку соседа, записывая слова под тем же номером, что и на карточке. 1.
Ночь темна; дочь умна 2. Врач профессионален; черный грач 3. Много туч; мелочь в кармане 4. Несколько тысяч; скорая помощь 5. черный плащ; серая мышь 6. культурная молодежь; лошадиная упряжь 7. синий обруч; рубеж; веков 8. в темноте рощ; горечь поражений 9. силач на ринге; речной уж 10. черная тушь; сладкая ложь
Проверка: — Обменяйтесь с соседом своей работой, возьмите в руки простые карандаши. Я читаю слова и говорю правильный вариант написания, а вы проверяете и исправляете ошибки. Поставьте оценки в соответствии с той нормой, что записана на доске. 0 ошибок — «5» 1- 2 ошибки — «4» 3-4 ошибки- «3» все остальное — «2» — Молодцы! А сейчас будет очень интересная работа. У вас на столах лежит текст. Прочитайте его. В этом тексте спутались все предложения, и вам предстоит очень трудная задача: восстановить последовательность текста. 1.
Я стал бесшумно срывать ягоды (4) 2. Набрел на большую поляну, посреди которой росли два дуба (2) 3. Вдруг раздался шорох (5) 4. Шел я по бесконечному шоссе, а потом свернул в лес (1) 5. По краю поляны тянулись заросли малины (3)
— Проверим, что у вас получилось (несколько учеников отвечают, затем говорится правильный вариант)
5. Подведение итогов. — Какую часть речи повторяли? Какие правила правописания имен существительных вспоминали? 6.Домашнее задание Составить дома тест с вариантами ответа для своего соседа, используя правила, которые повторяли на уроке.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Имя Существительное упражнения для тренировки

Дальнейшие тренировочные работы проводим на словосочетаниях, включающих несколько существительных.

1. Записать под диктовку.

Из поездки по Америке и Японии; в каморке на лестнице; в беседке у акации; вдоль дороги и на дороге; от былинки к былинке; на лекции по биологии и ботанике; в траншее во время атаки; вокруг кибитки и в кибитке; по тропинке к станции; в хрестоматии по литературе; на стройке узкоколейки в Боярке; в пристройке около оранжереи; вдоль тропинки и на тропинке; от деревни к деревне.

Обратите внимание на интересную игру: бравл старс взломка устанавливается на телефон под управлением Андроид.

2. Из данных существительных составить словосочетания: обочина, дорога — на обочине дороги.

Опушка, роща; постройка, фабрика; вспышка, молния; библиотека, академия; территория, поликлиника; история, Греция; граница, Монголия; окраина, деревня; история, болезнь.

Переходим к закреплению окончаний существительных 2-го склонения (в тренировочные упражнения включаем существительные l-го и 2-го склонения).

1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения.

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил

(автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится

(плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия), рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея).

2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже.

Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей.

3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание — в академии на заседании.

Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня;

скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

4. Проверить окончания существительных способом подстановки.

а дружбе и единении; при встрече и расставании; ошибки в изложении и сочинении; на сцене и экране; жил в покое и довольстве; растянулся в сарае на сене; в тревоге и смятении; на соревновании в Италии и Франции перелом в настроении аудитории; нуждался в поддержке и утешении; мечтал о счастье и славе; в мастерстве и умении.

Далее переходим к тренировке правописания окончании существительных 3-го склонения (в упражнения включаются существительные всех трех склонений).

1. Поставить в соответствующем падеже существительные, стоящие в скобках.

Распинаться (ведомость); обвинили (трусость), говорили (Анатолий); работал (Каспий); ждал (вокзал), был (бюллетень), подошел (пропасть) работает (артель), стремится (цель}, прикован (постель), сидел (шинель), был (митинг):, играл (рояль),зверь (ярость), корабль (гавань), ошибки (предложение), стремился (цель), пятно (скaтepть).

2. Составить словосочетания (глагол + существительное в род., дат. Или предлож. падеже)

грань, моль, отмель, скатерть, апрель, шаль, прибыль, ладонь, окрестность, местность, крепость, повесть, молодость, молодежь, сонливость, горесть, память, отчаяние, Енисей, покой, зритель, олень, лень, якорь, картофель, нарушитель, ясность, посетитель, независимость, печаль, возможность, бандероль, шалость.

3. Составить словосочетания «существительное + существительное с предлогом» или «существительное с предлогом + существительное>>.. Использовать предлоги по, на, при,о ,

для: жизнь в изгнании, на обложке тетради.

Строительство, Сибирь; повесть, революция; жизнь, чужбина; помещение, станция; порог, дача; сбруя, лошадь.

Спинка, кровать: история, болезнь; власть, стихия; заглавие, рукопись; запах, полынь; мерцание, ночь; увеличение, влажность; свет, коптилка; штаб, дивизия; развитие, авиация.

4. Записать под диктовку, определить род и склонение существительных.

Об успеваемости и поведении; в дыму и копоти; знал о приближении опасности.; о долге и верности присяге; в смущении и ярости; о его бескорыстии и скромности; памяти революции; о стойкости бесстрашии; в недоумении и растерянности; о величии и значимости человека; учился латыни и математике; в крае, районе и области; в мякоти и кожице лимона; на фестивале молодежи в Германии; в пилотке и шинели; нуждался в защите и помощи; в литературе, живописи и графике, о новом периоде жизни; в корне ставке и окончании.

Так как учащиеся часто смешивают сходные формы имен собственных и нарицательных, можно предложить им такие упражнения.

1. Поставить в дательном падеже имена собственные.

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, София, Gофья, Соня;

2. Поставить в предложено падеже Имена нарицательные.

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Однако следует иметь в виду, что — прием подстановки нельзя использовать, если существительное употреблено с предлогом ПО, так как он в зависимости от значения может требовать предложного или дательного падежа. Школьникам нужно сообщить, что если предлог ПО употребляется в значении времени (ПО-после), то существительное ставится в предложном падеже: вышел на работу (когда?) по выздоровлении; узнал случившемся (когда?) по приезде в город; по возвращении из лагеря, по выполнении работы, по завершении стройки, по истечении срока.

Если предлог по обозначает причину, то он употребляется с дательным падежом: по ошибке взял не ту книгу; попал туда по недоразумению.

В упражнения по орфографии полезно включать такие примеры, которые расширят словарный запас учащихся. В частности, при изучении существительных необходима систематическая работа над паронимами — словами, различными по значению, но близкими по звучанию. Учащиеся часто путают эти слова, ошибочно употребляют одно слово вместо другого. Вот какие; пары слов целесообразно включать в упражнения.

Абонемент — абонент, боцман — лоцман, барин — барчук, выражение — вырождение, здравница — здравица, дипломат-дипломант, дворянин — дворовый — дворецкий — придворный, довольство — довольствие, жар — жара, индеец — индиец, контакт — контракт, континент — контингент, комплекс — комплект, крепостной — крепостник, недоумение — недоразумение, невежда — невежа, обсуждение — осуждение, опечатки — отпечатки, обличье — обличение, оружие — орудие, процесс — процессия, персонал — персонаж, продукты — продукция, поступок — проступок, практик — практикант, романист — романтик, столб-столп, человечность — человечество, экономия — экономика, экономка, эскалатор — экскаватор, эмигрант — иммигрант.

Используя эти слова, можно давать самые разнообразные задания, например:

1) объяснить значение паронимов (не более двух-трех на одном уроке);

2) подобрать к каждой паре паронимов прилагательное, указать склонение существительного;

3) составить предложения с данными паронимами и т. д. Отработку навыков грамотного письма в окончаниях существительных мы проводим поэтапно: сначала работаем с отдельными словами, затем со словосочетаниями и, наконец, переходим к работе с предложениями.

Приводим предложения. Для диктантов, которые можно использовать при повторении всей темы.

1) Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни (Кор.).

2) Пушкин создает трагедию о царе Борисе, о смутном времени, о народе и власти.

3) Мцыри предпочитает гибель на свободе жизни в неволе.

4) Детство Лермонтова прошло в деревне, в имении бабушки, в Пензенской губернии.

5) В «Капитанской дочке» Пушкин разрушает лживую легенду о Пугачеве как о злодее и преступнике.

6) В этой сказке говорится о долге и верности, о дружбе и любви, о нетерпимости ко злу.

7) Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании.

Песня о Соколе — это песня о счастье, о смысле жизни, о величии и ничтожестве, о героизме и мещанстве, о безумстве, храбрых и о «мудрости» трусов.

9) В редакции уже было известно о случае на гидростанции.

10) Он заботился о благоустройстве и озеленении всего района.

11) Желаю и в веселье, не забывать о дружбе и единении молодежи всех наций и стран (Шол.).

12) Он бывал в Киеве, Николаеве, Ярославле, Туле, Самаре, Казани, Астрахани и других городах.

13) Это была беседа о ненависти к врагу, о бесстрашии, о благородстве, о революционном долге, о патриотизме.

14) Он рассказывал о Советской России о6 экономике и культуре страны, о жизни ее народа.

15) Мы побывали в Мавзолее, в планетарии, в Третьяковской галерее и на открытии выставки.

16) Толстой нежно вспоминал о любимой няне Татьяне Филипповне, об экономке Прасковье Исаевне; знавшей много интересных историй, о веселом официанте Тихоне и о многих других.

17) На собрании говорили о нашей успеваемости и поведении на уроке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: