Однажды посетив Освенцим, вы никогда не забудете о нем По праву памяти ОСВЕНЦИМ Овчинникова Н.П., учитель МОУ «Гимназии18» — презентация


Классный час с презентацией по теме: Бухенвальд – лагерь смерти, 10-11 класс

Классный час для старшеклассников по теме: «Бухенвальд – лагерь смерти»
Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна Пояснительная записка: много лет прошло с окончания 2-ой мировой войны, но люди никогда не забудут события тех страшных лет: тяжелые битвы, голод и холод, ленинградскую блокаду, концентрационные лагеря, где в ужасных условиях содержали узников. Мне хочется рассказать о лагере смерти в Бухенвальде. Этот материал предназначен для учащихся 10 – 11 х классов. В сценарии классного часа есть ведущие и чтецы. Этот материал будет полезен для урока мира. Цель: формирование представления учащихся о Бухенвальде; Задачи: воспитывать у учащихся чувство сострадания к узникам Бухенвальда; вызвать чувство ненависти к войне; вызвать у учеников желание изучить материалы о Бухенвальде. Чтец (1): Закончилась Вторая мировая, Тот день мы не забудем никогда, Земля освободилась от фашизма, Прочь отступили горе и беда, Мы вспомним тех, кто с боя не вернулся, И тех, кто выжил вопреки всему, Пусть никогда не повторится это, Не погрузится мир наш в страх и тьму! (автор неизвестен)Чтец: (2) Эхо прошедшей войны Гулкою болью звенит, И о цене тишины Нам забывать не велит. Помни погибших в бою, Мир защитивших от зла, Жизнь и свободу твою Наша победа спасла. Мирного неба — полям Каждой спасенной страны. Помнит родная земля Эхо ушедшей войны. (автор неизвестен)Ведущий: (1) Да, эхо прошедшей войны гулкой болью звенит в сердце каждого человека. Нет ни одной семьи в нашей стране, где нет погибших людей в этой страшной войне. Люди погибали в битвах, на полях сражений, при разных обстоятельствах, встречаясь с врагом, ну и, конечно в концентрационных лагерях. Было много фашистских лагерей: Дахау, Освенцим, Саласпилс, Майданек, Бухенвальд. Ведущий: (2) Но нам сегодня хочется рассказать о лагере смерти в Бухенвальде. Люди попадали сюда из-за разных причин: кто-то попал в плен, кого-то увозили насильно. Вспоминаются слова известного дальневосточного писателя Н. Д. Наволочкина, который говорил, что умереть не страшно на войне, «страшно попасть в плен», так как пленного долго мучат, бьют, морят голодом и разными методами выбивают признание. Ведущий: (1) Итак, Бухенвальд. Бухенвальд – это концлагерь, где совершались массовые убийства людей. Он существовал восемь лет вплоть до апреля 1945 года. Он находился поблизости Веймара. Именно здесь, в этом лагере было физическое истребление евреев, погибло 55 тысяч человек. Находясь в лагере, узники писали стихи, в которых есть отчаяние и боль.


Чтец: (1) Кровью и пеплом покрытая гора, Где кроется каменный клад, Стоит концлагерь смерти, Проклятый Бухенвальд. Чтец: (2) На Эттеренбергской горе в Бухенвальдском саду Жгут души людские и муки, Прах верный сеют по нивам полей, Для новой фашистской науки. (Василий Петрович Казмирук, политический узник Бухенвальда)Ведущий: (2) Этот лагерь был страшен тем, что именно здесь проводились опыты над людьми. Узников этого лагеря специально заражали вирусами разных болезней: туберкулёзом, сыпным тифом, лихорадкой и др. Это уносило жизни многих заключённых. Узников морили голодом, держали в холодных бараках, не давали одеял для укрытия. Все узники выглядели измождёнными, измученными и очень худыми, на теле виден был скелет. Это ужасное зрелище. Ведущий: (1) Каждый день в концлагерь прибывали новые узники. Их было очень много. Поэтому фашисты придумали новое зверство- сжигать людей в печах. Сжигали тех, кто уже не мог работать, был физически слаб. На воротах лагеря была надпись: «Каждому своё».


Значение этой надписи


Печи работали без перерыва. Пепел ссыпался в земляную воронку южнее вилл эсэсовцев.


Ведущий: (2) Эсэсовцам не было интересно просто убивать узников. В феврале 1938 года они придумали пыточное помещение, которое называлось «Бункером». Этим бункером заведовал Мартин Зоммер, очень жестокий и циничный человек. В бункере он отрабатывал разные методы «разговора по душам». Мартин Зоммер Ведущий: (1) В «Бухенвальде» была создана камера №1. Здесь после неоднократных пыток люди проводили последние часы своей жизни перед убийством в крематории.


Чтец (1): ЛАГЕРЬ Здесь страдания – море, Жизнь горька, как полынь… Ток – в колючем заборе, А на вышках – стволы. Здесь застыли бараки Мрачной серой стеной И зверюги-собаки По ночам тянут вой. А в бараках на нарах – Голых три этажа – Молодой ли ты, старый? Полулюди лежат. В их лице только малость – Лишь глаза из всего, А от тела осталось Ну, почти ничего… (Сергей Скорый)Ведущий (2): Комендантом лагеря был Карл Кох. Карл Кох был очень жестоким человеком, издевался над узниками. Он изобрёл специальный бич, на конце этого бича были бритвы. Также он придумал тиски для пальцев и клеймение калёным железом. По его приказу у мёртвых вырывали золотые коронки, отбирались драгоценности, обручальные кольца у узников, если они прятали их в одежде. По его приказу был убит пастор, который хотел обо всём рассказать. У него было обнаружено много денег и золота, которые должны были поступить в банк Рейхстага. На его счету было много преступлений. В 1945 году он был расстрелян союзными войсками во дворе того самого лагеря, где он распоряжался человеческими жизнями. Карл Кох – комендант лагеря (1897 – 1945)Ведущий (1): Но более жестокой была его жена- Ильза Кох.


(1906 – 1967)
Она в 1936 году работала охранницей в концлагере Заксенхаузен под берлином, туда приехал Карл Кох, устроившись комендантом. Так началась их карьера на этом «поприще». Ильза имела садистские наклонности. Она била заключённых плёткой, могла натравить на них свою овчарку. Из кожи заключённых Кох собственноручно изготавливала различные поделки – перчатки, сумочки, переплеты для книг, абажуры, скатерти… Так эта женщина заслужила свое «главное» прозвище –
«фрау Абажур». Хотя не менее часто ее называли «Бухенвальдской ведьмой». Муж во всем ее поддерживал. 30 июня 1945 года ее арестовали американские военные. В 1947 году ее судили, но Ильза наотрез отрицала все обвинения, твердя, что стала всего лишь «жертвой режима». Не признавала она и факта использования человеческой кожи для поделок. Но против «Бухенвальдской ведьмы» свидетельствовали сотни выживших бывших узников. Однако общественность не пожелала мириться с оправданием «фрау Абажур». В 1951 году суд Западной Германии вторично приговорил Ильзу Кох к пожизненному заключению. Она так и не выразила раскаяния в содеянном. 1 сентября 1967 года Ильза повесилась на простынях в камере баварской женской тюрьмы Айхах. В 1971 году ее выросший в приюте сын Уве, которого она родила в заключении от немецкого солдата, попытался восстановить доброе имя матери, обратившись в суд и прессу. Но у него ничего не получилось. Хотя имя Ильзы Кох так и не было забыто. В 1975 году о ней сняли фильм «Ильза, волчица СС».


Чтец (2): Шарфюреры с овчарками резвились, В распятиях людей впадая в транс, И тщетно обреченные молились За самый скорый в жизни смертный шанс. А впрочем, в этом даже было что-то, И маскарадец был не так уж плох: Верхом на соколиную охоту Со свитой выезжала Ильзе Кох. Перчатку с отворотами сжимая, Фашистский сокол провожал ее, А на воротах извергского «рая» Кривились буквы: «Каждому свое». Текла в ручьях прозрачная водица, А в ней косилась узкая форель… В ответе ли форель, овчарка, птица За подлость убивать трусливо, в щель! Казалось, мир ополоумел, замер, Но он искал для новых связей нить: Перчаткам – гнить, распятым – выйти в мрамор, Шарфюрерам – повешенными быть. (Екатерина Шереметьева)Чтец (1): ЭЛЬЗА КОХ Белокурая Эльза Симпатична донельзя… И глаза голубые, И чувственный рот, И кудряшки к лицу ей, И лошадкой гарцуя, Эта фрау к мужчинам – Заключённым идёт. У ней тяга к искусству… Улыбаясь искусно, Всем гуманная Эльза Повторяет: «Пора Вам раздеться по пояс, Вы трудились на совесть, А сегодня безумно Какая жара!» Полосатая роба Давит крышкою гроба… Это добрая фея, Что ли к ним снизошла? Вот какая забота, Легче стало работать! Но глядит Эльза цепко На мужские тела. Жизни стоило скольким Голубые наколки… На груди одессита По волнам мчит корвет. Ей рисунок по нраву, Он волнует так фрау – Одессита под вечер Пригласят в лазарет. Белокурая Эльза Симпатична донельзя… Ей глаза голубые, Не травмирует свет, Эльза книгу читает, Над романом страдает… Абажур украшает Одессита корвет. (А. Скорый)Ведущий (2): В концлагере находились и дети. Голодные, оторванные от родителей, они плакали, но их били. У всех были испуганные глаза, они от недоедания выглядели очень худыми и болезненными. Их заставляли работать, слабых просто убивали. Чтец (2): Дети войны – и веет холодом, Дети войны – и пахнет голодом, Дети войны – и дыбом волосы: На чёлках детских седые волосы. Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими, Какая разница, где был под немцами, В Дахау, Лидице или Освенциме? Их кровь алеет на плацах маками Трава поникла, где дети плакали Дети войны – боль отчаянна И сколько надо им минут молчания. (Голодяевс Л.М.)Ведущий (1): 11 апреля 1945 года Бухенвальд был освобождён от фашистского гнёта американцами. Их потрясло то, что они увидели. Были журналисты, пресса, Узники давали показания. Врачи осматривали бывших заключённых: некоторые были так слабы, что не могли подняться. Лагерь был освобождён, но бывшие узники по-прежнему умирали, для многих из них не было возможности восстановления. Чтец (1): ЭПИЛОГ Может, скажет мне кто-то Сегодня, ну, так, ненароком, Все, мол, в прошлом далёком И немцы нам ныне друзья… Это так, но урок был Излишне жестоким, Потому забывать нам Об этом, поверьте, нельзя… Вы в Тюрингии всей Лучше буков, чем здесь не найдёте – Каждый ствол в пол-обхвата И крона, летящая вверх … Вдохновение здесь Обретал Иоганн Вольфганг Гёте, По тропе поднимаясь К вершине горы Эттерсберг… (А. Скорый)
Просмотр презентации:
«Бухенвальд – лагерь смерти». Звучит песня в исполнении Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат». Чтец (2): Не танцуйте сегодня, не пойте. В предвечерний задумчивый час Молчаливо у окон постойте, Вспомяните погибших за нас. Там, в толпе, средь любимых, влюблённых, Средь весёлых и крепких ребят, Чьи-то тени в пилотках зелёных На окраины молча спешат. Им нельзя задержаться, остаться – Их берёт этот день навсегда, На путях сортировочных станций Им разлуку трубят поезда. Окликать их и звать их – напрасно, Не промолвят ни слова в ответ, Но с улыбкою грустной и ясной Поглядите им пристально вслед. (В. Шефнер)Чтец (1): Мы будем помнить Бухенвальд, Фашистский лагерь смерти, Где узников пытали, убивали, В ужасной круговерти. Становимся пред ними на колени, За то, что счастливо теперь живём, За солнце, небо голубое, Мы всё теперь перенесём! (Т. М. Каргаполова)

Мемориал «Бухенвальд»


Воспоминания узников Бухенвальда
Презентация на тему: Бухенвальд – лагерь смерти

Рекомендуем посмотреть:

Лекция для старшеклассников: Красота и здоровье Классный час для 10 класса: В человеке всё должно быть прекрасно Воспитательный час для 9-10 класса с презентацией. Предназначение мужчины и женщины Классный час, 8-10 класс. Что такое совесть

Похожие статьи:

Беседа о красоте природы в 11 классе

Классный час о вреде наркогенных веществ, 10 класс

Классный час с презентацией «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима, 10-11

Классный час для старшеклассников. Конспект «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима
Описание: Данный классный час, посвященный освобождению узников лагеря смерти Освенцим, рассчитан для учащихся 10-11 классов. Работу могут использовать классные руководители для проведения классных часов, бесед посвящённых 70- летию Победы в Великой Отечественной войне. Цель: Познакомить учащихся с историей концлагеря Освенцим. Задачи: — Расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне; — Формировать у учащихся интерес к истории страны; — Воспитать чувство сострадания к памяти жертв нацистов. Оборудование: — Компьютер; — Мультимедийный проектор. Звучит музыка Иоганна Себастьян Баха, композиция: Sarabande Ученик 1: (слайд 1;2) Сколько б лет не прошло и столетий, Будет помнить народ и земля Лагеря, где мучительной смертью, Гибли люди, фашистов кляня. Гибли женщины, дети, солдаты, Оставляя лишь горы костей Да пижамы, штаны полосаты, Что валялись у камер – печей Ну а те, кто дождался победы До сих пор не верят тому, Что ушли навсегда страхи — беды, До сих пор проклинают войну. До сих пор по ночам еще снятся Голод, холод, болезни и смерть, Номер лагерный навечно остался, Не сотрет его временем след.… Надежда Горланова Классный руководитель: (слайд 3, 4) Под польским городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным никого. Здесь располагается самый большой лагерь основанный немцами — лагерь смерти Освенцим. Лагерный комплекс состоял из трех лагерей: Аушвиц I (служил главным центром всего комплекса), Аушвиц II (также известный как Биркенау, «лагерь смерти»), Аушвиц III (группа из нескольких небольших лагерей,созданных вокруг общего комплекса). Каждый день для проживающих в лагере проходил в борьбе за выживание.


Сбежать оттуда заключённым было невозможно, так как вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. Попытка сбежать каралась смертью. Это одно из самых страшных мест на земле… Сегодня, в преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом, давайте совершим небольшую экскурсию в лагерь и вспомним, какие события там происходили…


Ученик 2: (слайд 5) Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать элементарную гигиену без мыла и воды было невозможно. Лишь изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. В туалет узников пускали два раза в день на несколько секунд. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой. Бывало, нацисты развлекались, устраивали «гонки», когда в разных концах лагеря узникам бросали брюкву, люди бросались к овощу, давя друг друга. Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застелённых соломой. В таких антисанитарных условиях люди часто заболевали различными инфекционными болезнями.


Ученик 3: (слайд 6) Концлагеря считались конвейерами смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Их досматривали врачи и делили на трудоспособных и нетрудоспособных. Людей слабых и больных, детей, стариков отправляли в газовые камеры, чтобы не было паники им говорили, что ведут в баню. В газовых камерах их травили газом «Циклон», хватало 15 – 20 минут, чтобы умертвить людей. После этого с тел снимали все ценности, хорошие вещи, вырывали зубы, у женщин отрезали волосы. Затем тела отправляли в печи.


Ученик 4 (слайд 7) В лагерях велись принудительные работы. На воротах лагеря написано «Arbeitmachtfrei», что с немецкого означает «труд освобождает». Люди работали и днём и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов. Заключённые были привлечены к строительству дорог, новых бараков, складов. Многие работали на металлургических заводах. Десятки тысяч узников были привлечены к строительству военного химического завода и военного завода взрывателей и запалов для бомб и снарядов вблизи Освенцима. На сельскохозяйственных работах узниц, бывало, запрягали в плуги, вместо лошадей. В процессе работы людей жестоко избивали. Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории.


Ученик 5: (слайд 8) Немало в Освенциме было детей и беременных женщин. У многих рожениц отбирали после рождения ребёнка и топили в металлических бочках, затем тельца выбрасывали на съедение крысам. Светловолосых и голубоглазых детей отбирали и направляли в Германию. Детей от 8 до 16 лет, тех, кого не отправили в газовые камеры, нацисты принуждали к физическим работам вместе с взрослыми. На детях, так же, как и на взрослых проводились эксперименты, на них испытывались смертельные дозы транквилизаторов. Близнецов немецкие врачи отбирали для медицинских экспериментов. Мало, кто из детей сумел выживать в таких зверских условиях.


Ученик 6: (слайд 9) В Освенциме широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Испытывались новейшие лекарственные препараты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. На заключенных проводили эксперименты, заражали такими опасными заболеваниями как малярия, гепатит, тиф и желтуха. Нацистские врачи проводили хирургические операции на здоровых людях, в качестве тренировок. Одной из распространенных операций, была кастрация мужчин и стерилизация женщин. Мало кто из подопытных заключённых выживал.


Классный руководитель: (слайд 10; 11) 27 января 1945 года, советская армия освободила концлагерь Освенцим от нацистов, где тысячи заключённых ждали освобождения. Этот день считается Днём памяти жертв концлагерей.


После войны на территории лагерей открыли музей Аушвиц-Биркенау. На памятной плите написано: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место…» Это место — напоминание о самом страшном преступлении против человечества. Наш с вами долг помнить историю своей страны, чтобы те ужасные события никогда не повторились.


Наш классный час, хочу закончить строками из стихотворения Eвгения Понятовского Освенцим. Полвека над Освенцимом всевластна тишина. Она погромче всякого набата. Цветут цветы там, где когда-то Лежали грудой сотни мёртвых тел людских… Неужто позабудем мы о них, Безвестных, и ни в чём не виноватых?…
Презентация на тему: Классный час «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока на тему «День победы» для студентов колледжа Конспект урока по истории 9-11 класс. Нам дороги эти позабыть нельзя Викторина ко Дню Победы с ответами для старших классов Научно – практическая конференция к 70-летию Победы для 9 — 11 классов. Сценарий

Похожие статьи:

Классный час «День Победы», 10-11 класс

Мероприятия к 9 мая в школе. Сценарии

Конкурс военно-патриотической песни в школе к 9 мая для школьников старших классов

Игровая программа ко Дню Победы для школьников старших классов

Театрализованный пролог на 9 мая. Сценарий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: