«Как развивать речь младших дошкольников?» консультация


Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.
• Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

• Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

• Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка.

• Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

«Как развивать речь младших дошкольников?» консультация

Консультация для родителей детского сада

«Как развивать речь младших дошкольников?»

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности — в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном, увиденном, наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других.

Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять вместе с ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм.

Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излагать события в них. Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера. А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается.

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

Когда нужно обратиться к логопеду

Следует обратиться к логопеду, если:

• до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

• ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);

• ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

• ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;

• ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

• ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Наида Алескерова

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Группа раннего возраста Консультация для родителей

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

МДОУ «Детский сад № 152»

Воспитатель: Алескерова Н. З.

2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

«Развитие речи детей и младшего дошкольного возраста»

Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста проходит комплексно. Это означает создание оптимальных условий для одновременного развития речи, мышления, памяти и других познавательных процессов. Развитие речевого общения происходит не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Развитию общения способствует также взаимодействие детей друг с другом. Посредством речи взрослый знакомит детей с окружающим их с миром, обучает игровым действиям, воспитывает определенные навыки поведения.

Формирование собственной активной речи ребенка предполагает овладение им лексико- грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитиюпонимания значений слов: ребенок начинает понимать, что каждый предмет, действие, признак имеют свои названия. Также он начинает вычленять и понимать окончание слов, передающие грамматическое значение, и т. д.

Конкретная работа с детьми раннего возраста направлена на активизацию их словаря и овладение ими фразовой речью.По звуко-слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ля-ля, дя- дя, та- та, на- на, и т. д. ;звукоподражания: аф- аф, би- би, и т. д. ; двусложные слова с открытыми слогами типа вата, Вова, Нина, вода. коза и т. д. ; трехсложные слова с открытыми слогами; молоко, собака, ходила и т. д.

Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети научаются обращаться с просьбой («Дай то-то»

;
«Тетя, дай то-то»
, затем с предложением сотрудничества(«Давай играть) и, наконец, с сообщением (
«Мишка. Мишка плачет»
) и с вопросом (
«Где Ляля»
).

Приемы обучения детей дошкольного возраста

Основные методы обучения, так же как и содержание обучения, определяются особенностями мышления детей раннего возраста, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

Развитие речи детей происходит в процессе ознакомления их с предметами и явлениями окружающего мира. Учитывая сказанное, к характерным методическим приемам обучения детей раннего возрастаможно отнести следующие:

— показ предмета (игрушки)

и его название;

— рассматривание предмета;

— показ действий с предметами и их название;

— показ картинок с изображением отдельных предметов;

Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и словами, речью.

Рекомендуется использовать следующие игры и упражнения:

Игры с пирамидками

Игры с мячами шарами

Подбор парных картинок

Дыхательные и голосовые упражнения

Развитие мелкой моторики

Задачи развития речи детей младшего возраста:

1. учить детей употреблять в самостоятельной речи придаточные предложения типа; чтобы пить, чтобы слушать, чтобы смотреть, ответах на вопросы взрослого начинающиеся,со слов: «Зачем нужен (рот, уши, глаза?»)Обратим внимание: не все сложноподчиненное предложение, а лишь его часть- должен дать ребенок в ответе.

2. учить детейупотреблять слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме: зайка, зайчик, мишка, мишутка и т. д. С целью получения разных ответов на один и тот же вопрос побуждает детей такими обращениями: «А как можно назвать зайца (медведя и т. д.)

ласково?».

3. активизировать в речи детейпростейшие фразы из сказок в ходе их инсценировок: «Я-волк»


«Я-лиса»

«Иди к нам жить»
(русская народная сказка
«Теремок»
)

4. обучают детей произвольному запоминанию коротких стихов, потешек.

5. По мере ознакомления детей со своей группой, с помещениями детского сада развиваюториентировку в окружающем: понимание расположения предметов в пространстве относительно друг друга в пределах групповой комнаты, усваивание их названий и по мере усвоения использование в коммуникативных целях (на окне, на столе, на полке, в шкафу и т. д.

Ознакомление детей с художественной литературой

Особым приемом развития речи детей будет являться ознакомление с художественной литературой.

Литературные произведения оказывает большое влияние на развитие детей. В детских садах детям читают сказки рассказы, беседуют с ними о прочитанном, учат их пересказывать и т. д. При этом важную роль играют произведения фольклора (устное народное творчество)

: пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки.

Развитие речипроисходит также и во время трудовой изобразительной деятельности игр:

— Сюжетно-ролевых

— Дидактических

-Подвижных

Результаты обучения

В результате обучения дети приобретают следующие навыки речевого общения:

-осознанно воспринимают речь взрослых (вслушиваться в речь окружающих)

-понимать и уметь употреблять грамматические формы единственного и множественного числа (один- много)

;

-уметь активно пользоваться словарем из пройденных тем, перенося подходящие слова из одной темы в другую;

-задавать простые вопросы: кто (что)

это? Где была? Куда ходила?;

-запоминать и рассказывать с помощью логопеда простые потешки, короткие стишки, сопровождающиеся движениями («Сорока-ворона»

,
«Ладушки»
,
«Киска»
и т. д.);

-включать ответы придаточные предложения.

К концу первого года обучения дети должны овладеть следующими навыками и умениями:

свободно пользоваться ситуативной речью в общении друг с другом и со взрослыми в ходе совместной деятельности (в игре, на прогулке, и в других бытовых ситуациях)

;

выступать инициаторами общения со взрослыми и со сверстниками;

запоминать и рассказывать сказки, потешки, стихи, принимая участие в совместной речевой деятельности со взрослыми (взрослый начинает – ребенок добавляет слово или словосочетание в знакомом тексте).

Самыми важными достижениями ребенка за учебный год следует считать следующие: накопление определенных речевых средств и овладение умением пользоваться ими в общении с окружающими, усвоение лексических и некоторых грамматических значений слов и правильное употребление их в организационной учебной ситуации и вне ее, овладение некоторыми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: