Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы» по теме «Синонимы и антонимы» Учитель: Бусуркина Наталья Ивановна МКОУ СОШ. — презентация


Ребята, тема нашего урока: «Синонимы и антонимы». Сегодня мы вспомним определения этих лексических понятий, расширим знания о них, обогатим свой словарный запас новыми словами, пословицами и, наверное, сделаемся чуть-чуть лучше. А для этого мы должны поработать на уроке старательно, усердно, прилежно. Как еще мы должны поработать?

— Засучив рукава. — В поте лица. — Не покладая рук. — Не спустя рукава и не вкривь и вкось.

Мы не будем бить баклуши, а одним махом и шутя справимся со всеми заданиями, мы не ударим в грязь лицом и докажем, что мы не лыком шиты, что и мы не на руку лапоть обуваем. Прочитайте пословицы, которые вы выписали дома из книги «Пословицы и поговорки русского народа», содержащие антонимы. Антонимы в них назовите. — Голова седая, да душа молодая (голова – душа, седая – молодая). — На языке медок, а на сердце ледок (медок – ледок). — Ни смолоду молодец, ни под старость старик (смолоду – под старость, молодец – старик). — Как смолоду, так и под старость (смолоду – под старость). — Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел (взлетел – сел, высоко – низко). — Добрый хозяин господин деньгам, а плохой – слуга (добрый – плохой, слуга – господин). Речи как снег, а дела как сажа (речи – дела, снег – сажа). — Рожь кормит сплошь, а пшеница по выбору (сплошь – по выбору). — В глазах мил, за глаза постыл (в глазах – за глаза, мил – постыл). — Нельзя перескочить, так можно подлезть (нельзя – можно, перескочить – подлезть). — Не прикидывайся овцою: волк съест (овца – волк). Речи – мед, а дела как полынь (речи – дела, мед – полынь). — Рубашка беленька, да душа черненька (беленька – черненька). — Красота приглядится, а ум впереди пригодится (красота – ум). — В одно ухо влезает, в другое вылезает (влезает – вылезает). — Волос долог, да ум короток (долог – короток). — Умный не осудит, а глупый не рассудит (умный – глупый). — Умный плачет, а глупый скачет (умный – глупый, плачет – скачет). — Ласковый взгляд, да на языке яд (ласковый взгляд – яд). Какая пословица вам понравилась больше других? Объясните почему. Являются ли антонимами слова мосол – плеть, кривой – криводушный, утка – гусь, мягок – гадок, лягушка – вол? — Не являются, потому что антонимы – это слова с противоположным лексическим значением, а эти слова такого значения не имеют. Запишите пословицы и скажите, будут ли в них перечисленные слова антонимами. Левой рукой мосол держи, в правой руке плеть кажи. Кривой – не беда, а горе – криводушный. Сколько бы утка не бодрилась, а гусем не быть. У вас и на улице квас, а в дом придешь – и воды не найдешь. Гладок, мягок, да на вкус гадок. Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко. — В пословицах эти слова являются антонимами. Это контекстуальные антонимы, они являются антонимами только в этом контексте. В сказке «Конек-горбунок» найдите отрывки, содержащие антонимы. Выпишите их. Антонимы выделите.

-За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе – на земле Жил старик в одном селе. -У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак.
-Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счетом принимали И с набитою сумой Возвращалися домой.

-Едут близко ли, далеко, Едут низко ли, высоко…

-Скоро сказка говорится, Дело мешкотно творится.

-Тут Иван с землей простился И на небе очутился.

-Караульщик помолился, Вправо, влево поклонился…

— Ночь проходит, день приходит…

-Он зимой тебя согреет, Летом холодом обвеет…

Все ли слова могут иметь антонимы? — Не каждое слово имеет антоним. Чаще всего имеют антонимы слова, обозначающие признаки, качества. Для чего используются антонимы? — Для обозначения свойств и качеств предметов: низкий — высокий. — Для обозначения временных и пространственных отношений: ночь – день, вправо – влево, земля – небо. — Для обозначения свойства ума и характера: добрый – злой, умный — дурак. Какой в сказке Иван? — Иван добрый, бесхитростный, незлобивый, уступчивый, бескорыстный. Найдите в «Толковом словаре русского зыка» С.И.Ожегова лексическое значение слов добрый, бесхитростный, незлобивый, уступчивый, бескорыстный, и подтвердите примерами из текста, что Иванушка действительно такой. Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Иван помог рыбе-киту.

«Так нельзя ль, отцы родные, Вам у Солнышка спросить: Долго ль мне в опале быть, И за кои прегрешенья Я терплю беды-мученья? – «Ладно, ладно, рыба-кит!» — Наш Иван ему кричит.

Бесхитростный – прямодушный, простой. Ивану и в голову не приходит, что братья могут украсть коней.

«Ой вы, кони буры-сивы! Добры кони златогривы! Я-ль вас, други, не ласкал, Да какой вас черт украл?

Незлобивый – добродушный. Прощает братьев, укравших златогривых коней. Уступчивый – готовый уступить что-нибудь без спора, сговорчивый. Разрешает братьям продать коней.

«Ну коль этак, так ступайте, — Говорит Иван, — продайте Златогривых два коня…

Бескорыстный – чуждый корыстных интересов. Все приказания царя выполняет и не требует награды. Царь сам его награждает.

Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.

Он кладет перо в сусек, Чистить коней начинает, Умывает, убирает, Гривы длинные плетет, Разны песенки поет. А убрав их, в оба чана Нацедил сыты медвяной И насыпал дополна Белоярова пшена.
А царь какой? — Царь глупый, жестокий. — Глупый — не обнаруживающий ума. Вздумал в семьдесят жениться На молоденькой девице.

-Жестокий – безжалостный, беспощадный. «Что? Рядиться мне с тобою! – Закричал он. – Но смотри! Если ты в рассвет зари Не исполнишь повеленье – Я отдам тебя в мученье, Прикажу тебя пытать, По кусочкам разрывать».

Что вы можете сказать о спальнике? — Он коварный, мстительный, пакостный, подлый. -Коварный – отличающийся коварством. Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.

Так не диво, что он злился На Ивана и божился, Хоть пропасть, а пришлеца Потурить вон из дворца. Но, лукавство сокрывая, Он для всякого случая Притворился, плут, глухим, Близоруким и немым; Сам же думает: «Постой-ка, Я те двину, неумойка!» — Мстительный – склонный к мести, злопамятный. «Нет, постой, молокосос! Не всегда тебе случится Так канальски отличиться. Я те снова подведу, Мой дружочек, под беду!»
-Пакостный – делающий пакости. Пакость – гадкий поступок с целью повредить кому-нибудь. Дай-ка я подкараулю, А нешто, так я и пулю, Не смигнув, умею слить, — Лишь бы дурня уходить. Донесу я в думе царской, Что конюший государской — Басурманин, ворожей, Чернокнижник и злодей;

-Подлый – низкий в нравственном отношении, бесчестный. «Э! так вот что! – наконец Проворчал себе хитрец, — Ладно, завтра ж царь узнает, Что твой глупый ум скрывает. Подожди лишь только дня, Будешь помнить ты меня!»

Сравнивая Ивана, царя и стремянного, что мы можем сказать о них? -Иван хороший, а царь и стремянной плохие.

Если вы решили, что Иван хороший, а царь и стремянной плохие, то посмотрите в «Толковом словаре русского языка» значение этих слов. — Хороший – вполне положительный по своим качествам. — Плохой – лишенный положительных качеств.

В «Словаре эпитетов русского языка» из словарной статьи, открывающейся заголовочным словом Характер, выберите слова, которые мы можем использовать для характеристики хороших людей. -Добрый, заботливый, сердечный, внимательный, честный, бесхитростный, благородный, возвышенный, деликатный, дружелюбный, жизнерадостный, замечательный, золотой, мягкий, ласковый, мужественный, нежный, незлобивый, открытый, ровный, самоотверженный, славный, смелый, тихий, уступчивый, щедрый, верный, ласковый, скромный, чуткий, милосердный, великодушный, бескорыстный, благородный, мужественный, справедливый, прекрасный. Чем похожи эти слова и чем они отличаются? — Эти слова разные по звучанию, но близкие по значению. Отличаются они смысловыми оттенками. Это синонимы. — Синонимы используются для того, чтобы избежать повторений, чтобы более точно выразить мысль. Синонимы составляют синонимический ряд. Из приведенных вами ранее пословиц составьте синонимический ряд. — Речи как снег, а дела как сажа; речи – мед, а дела как полынь; ласковый взгляд, да на языке яд; на языке медок, а на сердце ледок. Говоря о каких людях, мы можем применить эти пословицы? — Эти пословицы мы можем применить, говоря о плохих людях. Из той же словарной статьи выберите слова, которыми мы можем охарактеризовать плохих людей. — Бездушный, жадный, бессердечный, гадкий, грубый, жестокий, мелочный, наглый, ничтожный, отвратительный, равнодушный, самовлюбленный, безалаберный, вероломный, коварный, властолюбивый, жадный, высокомерный, деспотичный, заносчивый, зловредный, злой, капризный, мелкий, мстительный, неприятный, пакостный, подлый, самовлюбленный, сварливый, скверный, спесивый, сумасбродный, ядовитый, язвительный, холодный, равнодушный, непорядочный, дерзкий, коварный, мерзкий. Есть словко – как мед сладко, и есть словко — как полынь горько. В каком синонимическом ряду каждое словкокак мед сладко и в каком – как полынь горько? — В первом синонимическом ряду словко – как мед сладко, во втором – как полынь горько. Каким человеком, по вашему мнению, лучше быть – хорошим или плохим? — Лучше быть хорошим человеком, потому что хороших людей все любят и они всегда получают награду, как в сказке «Конек-горбунок» Иван. В начале сказки Иван – Иванушка-дурачок («младший вовсе был дурак»), в конце — «красавцем учинился».

И такой он стал пригожий, Что ни в сказке не сказать, Ни пером не написать! Он женился на Царь-девице и стал царем.

Какие синонимы к слову пригожий дает «Словарь синонимов»? Прочитайте. — Красивый, Прекрасный (совершенный по своей красоте), распрекрасный нар.-поэт., усилит. Распрекрасная царевна, красный устар. и нар.- поэт. — А что же, милые друзья, невеста красная моя Не пьет, не ест, не служит: О чем невеста тужит? (Пушкин). – Ср. Миловидный. — Миловидный (обладающий приятной, привлекательной внешностью) Дама была уже не молода, но миловидна (А.Степанов), милый – Как она мила, красавица будет (Л.Толстой), миленький разг., ласк. Лидочка была очень миленькая (М.Горький), хорошенький (преимущ. о ребенке, молодой девушке, женщине), смазливый разг., пренебр. – Ср. Красивый, Очаровательный. — Очаровательный (обладающий притягательной, покоряющей силой, вызывающий чувство восхищения), прелестный, обаятельный (преимущественно о человеке, его внешности, улыбке, голосе и т.д.), чарующий усилит., обворожительный усилит., пленительный усилит. – Ср. Волшебный, Красивый, Миловидный. — Волшебный (обладающий необыкновенной прелестью, очарованием, имеющий большую притягательную силу), колдовской усилит., чарующий (обладающий неотразимым обаянием), чародейный, чародейственный. – Ср. Дивный, Очаровательный, Прекрасный. Дивный (поражающий своей красотой, прелестью, вызывающий восторг, восхищение), чудный, чудесный, волшебный усилит., сказочный усилит., фантастический, феерический. — Ср. Волшебный, Прекрасный. Синонимы выпишите. (Красивый, прекрасный, распрекрасный, красный, миловидный, милый, хорошенький, смазливый, очаровательный, прелестный, обаятельный, чарующий, чародейный, чародейственный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный). В этот синонимический ряд входит слово прекрасный. Оно же входит в предыдущий синонимический ряд. Почему? — Это слово многозначное. Первое его значение – очень красивый, второе – очень хороший. Синонимы для обоих значений разные, поэтому и синонимические ряды разные.
Мы говорили сегодня о синонимах и антонимах, о лексическом значении слова. Мы не толкли воду в ступе, не тратили время без толку, не работали так себе, а потрудились на славу и поэтому без труда сможем вывести основную идею урока.

— Очень красивую внешность дает природа, но стать очень хорошими людьми в наших силах. — Нужно стремиться стать хорошими людьми. Дома выберите из обоих синонимических рядов по одному слову, например, честный и капризный, выпишите их лексическое значение из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и расскажите письменно, когда вы проявили себя честными людьми, а когда капризными.

Конкурсная презентация для младшего школьного возраста «Синонимы»

ТЕМА: Синонимы. Цели и задачи: -Учить различать слова близкие по значению; -упражнять в подборе синонимов к словам различных частей речи; -расширять пассивный и активный словарный запас синонимов-существительных, синонимов-прилагательных и синонимов-глаголов; -формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях. -развивать вербально-логическое мышление, навыки самоконтроля, познавательную активность. -Воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству, а также любовь и интерес к русскому языку, его богатству и красоте. Ход занятия l Оргмомент. -Найдите в ряду слов «лишнее» слово и выделит в нём по счёту пятый звук. Грустный, печальный, глубокий, унылый. Звонкий, храбрый, смелый, отважный. Слабый, ломкий, хрупкий, долгий. -Объясните, как вы исключили слово.(Лишнее слово имеет другое лексическое значение, не сходное с остальными словами.) ll Основная часть. 1.Введение в тему. -Тема занятия СИНОНИМЫ. Запишите определение. Синонимы- это слова, близкие по значению. 2.Упражнение№1. -Запишите слова в три столбика. В 1-ый имена существительные, во 2-ой имена прилагательные, в 3-ий- глаголы. Слова: бороться, биться, работа, дело, вежливый, воевать, труд, сражаться, учтивый, любезный, драться, занятие, деликатный, служба, обходительный. -Прочитайте слова в каждом столбике и определите, что общего есть в каждой группе слов. Как называются эти слова? (Синонимы). -Вот на этом примере мы видим, что синонимы могут быть выражены именами существительными, прилагательными и глаголами. 3. Игра «Подбери по три». -Прочитайте каждый ряд слов, выберите в каждом ряду по три слова-синонима. Напишите слова-синонимы в тетрадь. Слова: Пёс, лошадь, корова, собака, псина. Одноклассник, друг, товарищ, приятель, ровесник. Работ а, дело, труд, забота, перерыв. 4.Слова синонимы-прилагательные. -Прослушайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу:под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимичного ряда – «-». 1.Смелый, храбрый, мужественный. 2.Глупый, неумный, недалёкий. 3.Бедность, скудость, нищета. 4.Добрый, жадный, щедрый. 5.Давать, брать, хватать. 6.Бросать, кидать, швырять. 7.Вечный, бессмертный, временный. 8.Тревожить, волновать, беспокоить. 9.Бездельник, лодырь, труженик. 10 Бездушный, чёрствый, отзывчивый. -Подберите к данным глаголам синонимы и запишите их. СКАЗАТЬ -… молвить, произнести, проговорить, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать, разговаривать, толковать, беседовать, болтать. -Расположите глаголы-синонимы в порядке постепенного усиления действия. Запишите их в тетрадь. 8. Нахождение синонимов в тексте (устно.) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. И. Токмакова. lll Итог. -Как называются слова, близкие по значению? -Какое задание было трудным? -Какое задание было интересным?
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]