Презентация к уроку ОРКСЭ по теме «Жизнь человека — высшая нравственная ценность».


Урок нравственности в 5 классе

Урок нравственности «Жить с чистой совестью и по правде»
Автор: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1» Название работы: Урок нравственности «Жить с чистой совестью и по правде» Описание: В данной работе содержится внеклассное мероприятие о нравственности, основанное на изучении Домостроя-свода нравственных норм и правил русского общества. Материал может быть использован на классном часе, в беседе, диспуте со школьниками младшего и среднего звена обучения. В работе приведены фрагменты из сочинений и авторские стихи школьников о совести и правде. Цель: сохранение основ нравственности и правил многовекового уклада семьи. Задачи: 1)воспитывать уважительное отношение к христианским заповедям и семейным ценностям; 2)раскрыть содержание и нравственные категории понятия «совесть»; 3)способствовать формированию гражданской позиции школьников.
Урок нравственности «Жить с чистой совестью и по правде»

Ход мероприятия: Учитель. Василий Андреевич Жуковский называл совесть законом и обвинителем наших дел, свидетелем их и судьбою. Эти слова великого поэта не случайно взяты нами за основу. Сегодня мы поговорим о нравственности. Передо мной очень древняя книга. Книга, называемая Домостроем. Она содержит полезные сведения и наставления взрослым и детям о том, как вести домашнее хозяйство, не нарушая семейных устоев. «Домострой» — сборник уникальных законов о быте и традициях русской семьи, в котором прописаны моральные ценности общества 16 века.


Ученик(1) В разное время в нашем обществе неоднозначно относились к «Домострою». В 19 веке, например, считалось, что его устав устарел, так как он тормозил общественный прогресс. Нередко сейчас нам приходится переосмысливать уже давно знакомые произведения русской литературы. Особенно важно то, что к нам порой возвращаются замечательные стихи, рассказы, ранее забытые или отвергнутые временем! Николай Гумилёв, Александр Солженицын, Андрей Платонов…Сколько в них мудрости, оптимизма и правды! Ученик(2) Рассмотрим «Поучение Владимира Мономаха». Эта повесть представляет собой интересный прозаический документ о наставлениях отцом сына. Давайте откроем и прочтём: «Леность, мать всему дурному: ленивый, что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится, вы же, поступая хорошо, не ленитесь на всё доброе». Чтение «Поучения отца сыну» из «Домостроя» Действительно, жить, соблюдая божью волю и заповеди его не так-то просто. Ребята, а как, по-вашему, что такое совесть? (Обсуждение понятия «совесть» ребятами)


Дети: Совесть-это такое чувство ответственности за все поступки, которые ты совершаешь. Совесть-чувство долга. Обещал маме или учителю что-то выполнить — сделай! Не обмани! Обманул, значит, ты бессовестный! Совесть – это моя ответственность перед собой! Не случайно говорят: «мучают угрызения совести» Будто она в тебе живёт. Если не выполнил задуманное, совесть изнутри тебя «торопит»- делай, делай!


Учитель. Вы все, ребята, были правы, но по-своему. А вот известный собиратель слов Владимир Иванович Даль понимал под совестью нравственное чутьё, осуждение или одобрение каждого поступка человека. Это зависело от количества добра и зла в людях. Давайте послушаем стихотворение Пономарёвой Наташи о совести.
Авторское стихотворение «Совесть»

Однажды двойку получила И не сказала никому! А в двойке той скрывалась сила, Теперь я совестью её зову! Изгрызла лень, её подруга! Никак злодейку не унять: «Не смей, не раскрывай, не вздумай, Пусть не узнает о ней мать!»


Недолго я сопротивлялась, Сдалась под натиском простым, А двойка всё не унималась: «Ты правды всей не говори! Подумаешь, «схватила» двойку, Исправишь быстро ты на тройку!» Не получилось у меня Хранить нечестное молчанье! Призналась я к исходу дня И получила наказанье! Теперь нет двоек у меня, А лень бесчестная ушла!
Учитель. На уроках литературы мы часто обсуждали с вами нравственные поступки людей и качества человека. Каждого из вас я просила написать сочинение о совести. Предлагаю вам послушать некоторые из них.
Сочинение-миниатюра «Голос совести»

Один раз обманула друзей. Никто не догадывался. Вдруг в душе что-то заныло, стало совестно! Совесть проснулась, а я всё равно боялась признаться! Друзья замечали, что со мной что-то не так! Долго не могла уснуть! Ворочалась! Маялась! Не выспалась! Заболела! На душе всё ещё лежал камень! Долго думала и решилась рассказать! Рассказала! Стало легче, теперь было всё равно: простят или осудят! Обиделись! Но простили! Теперь не обманываю! Никогда!

Сочинение-миниатюра «Совесть-судья»

Иногда я поступаю плохо, и меня мучает совесть! Частенько я говорю неправду. Привык, наверное. Один раз я соврал родителям, но поклялся, что сказал правду! Долго меня мучила совесть! Прошло немного времени, и ложь открылась. Как же мне было стыдно! Родители очень огорчились из-за моего нечестного поступка. Я готов был провалиться сквозь землю. Тогда я понял значение слова «пунцовый» Прощения, конечно, я попросил, но доверие ко мне было утеряно. Родители меня простили и сказали, что теперь мне нужно очень постараться, чтобы вера их ко мне вернулась. А ведь у меня есть младший брат! Какой пример я ему показал?! Эта мысль меня долго преследовала. Теперь я стараюсь не повторять своих ошибок. Совесть — настоящий судья для меня!

Учитель. (После обсуждения сочинений учащихся) Ребята, спасибо вам за искренние признания в сочинениях-размышлениях. А теперь мне бы очень хотелось, чтобы вы сами попробовали составить образ совестливого человека. Памятку мы размножим и вклеим в дневник, чтобы всегда у вас перед глазами были эти нравственные заповеди. Соблюдать их не сложно, если всегда поступать по совести и жить честно.
Памятка совестливого человека

1) Делай всё по совести, стыдись поступать нечестно, несправедливо. 2) Не совершай поступков, которые аморальны, даже если считаешь, что о них никто не узнает. Помни: тайное всегда становится явным! 3) Работай с душой, а не для «галочки», будь добросовестным. 4) Не будь равнодушным, отстаивай правду не только свою, но и других. 5) Умей прощать и раскаиваться, всегда следуй добру и справедливости.

Стихотворение «Совесть жизнью познаётся»

Справедливость, доброта, Совесть, правда и сознанье — Только в детские сердца Долго вносим эти знанья. Доброту даёт нам мама, Справедливость вся в отце. Совесть жизнью познаётся, Правду ищем мы в конце. Долог будет жизни путь: Всё кипит в дороге вечной! Нам бы влево не свернуть С этой речки быстротечной… Надо нам уметь любить Просто так, без наставлений, И по правде честно жить, Не прося вознаграждений.
Учитель. Да, в стихотворении Глушкова Максима мы услышали правдивые слова о том, как должен жить каждый из нас. Итак, подведём итог урока: совесть — греческое слово. Ввёл его в обиход апостол Павел. Он называл совесть калькой, которая, по его мнению, обозначала сознание. Но чтобы жить по правде, нам не следует ехать в Грецию. Не случайно совесть и правду объединяли: «Правда — славянский эквивалент христианской совести» Сегодня мы с вами размышляли об этих важных нравственных категориях, а помог нам в этом «Домострой»! Да,книга от времени может истлеть, но совесть живёт внутри нас, её не обманешь! Себя не обманешь! Каждый человек взрослеет, вместе с ним «взрослеет» и совесть. Смотришь иногда: идёт маленький человечек, а совесть у него огромная, но бывает и так — взрослый гражданин, а правды и совести у него «ни на грош». Когда правды в нас много поселится, никакая лень в душе не поместится, всем будет править только наша «чистая» совесть.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы ко Дню Земли для 5-7 класса Сценарии классного часа на 1 сентября в 5 классе Игра «Найди клад» для учащихся 5-7 классов Внеклассное мероприятие по профилактике табакокурения, 6 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класс по теме увлечения

Внеклассное мероприятие по географии 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие в 6, 7 классе. Тема: История мороженого

Внеклассное мероприятие в 6-7 классе ко Дню святого Валентина

Сценарий мероприятия к 23 февраля в 5-6 классе

Классный час — урок нравственности. «Человеческие ценности» классный час на тему

Классный час — урок нравственности

«Человеческие ценности»

Тема: “Человеческие ценности”.

Цели:

  1. Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей учащихся, принятию личностью нравственно – ценных идей.
  2. Вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности.

Форма проведения: урок нравственности.

Ход классного часа:

Ведущий:

Прощай, ХХ век, Ты стал великой былью. Мы верили в тебя, Когда ты был неправ. Прощай, ХХ век, ведь мы тебя лю6или. Прости своих детей за их нелегкий нрав. Прости нас всех за наш неверный шаг.

Наш классный час мы посвящаем человеческим ценностям.

Звучит музыка.

Ведущий. Когда Всевышний решил создать человека, между духами небесными произошел раскол. Один говорил: “Сотвори человека”.

У1: Другие говорили: “Не твори его”.

Ведущий. “Сотвори его”, — говорил дух Милосердия, — “он будет верить милость на Земле”.

У1: “Не твори его”, — говорил дух Правды, — “он ложью осквернит душу свою”.

Ведущий. “Сотвори его”, — говорил дух справедливости, — “добрыми делами он жизнь украсит”.

У1: “Не твори его”, — говорил дух Мира, — “землю враждою заполнит он”.

Ведущий. Поверг Господь Правду на Землю. И взмолились Ангелы Служения, говоря: “Владыка миров! Зачем пятнаешь ты Правду, печать величия твоего? Подними её с Земли, Господи!”

У1: И пока духи вели спор между собою, осуществилось дело божественного творчества. Ведущий. “Для чего”, — сказал Господь, — “пререкания ваши? Сотворение человека уже свершилось”.

Что же такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? Каковы человеческие ценности? Что приносит человек в этот мир? Эти вопросы интересовали наших далеких предков, они интересуют и нас. Философы разных эпох размышляли на “вечные темы” о смысле жизни, о человеческих ценностях . Я предлагаю вам вместе со мной продолжить разговор о том, как вы представляете себе высоконравственного человека? Какими он должен обладать качествами? Что должен уметь?

1 ученик. Прежде всего — это человек благородный.

2 ученик. Честный и добрый.

З ученик. Никогда не предающий и умеющий жертвовать собой ради других.

4 ученик. Он тактичный и культурный.

5 ученик. 1ерпимый по отношению к людям.

6 ученик. Доброжелательный.

7 ученик. Отзывчивый и внимательный.

8 ученик. Заботливый и понимающий.

Ведущий: Именно эти слова позволяют охарактеризовать понятие “человеческие ценности”. А человек, ребята, обладающий такими ценностями, является толерантной личностью.

У1:

Человек! Это высокое звание. Человек, как звезда, рождается Средь неясной, туманной млечности, В бесконечности начинается. И кончается в бесконечности… Поколеньями созидается век за веком земля нетленная. Человек, как звезда, рождается Чтоб светлее стала Вселенная.

Звучит песня о человеке.

Ведущий. Дорогие ребята, вы перечислили много хороших качеств, которые присущи нравственному человеку. И я очень рада, что вы хотите, чтобы вас окружали добрые и заботливые люди, которые бы вам помогали, понимали, принимали вас такими, какие вы есть. Чтобы вам было интересно и легко.

Вставка стиха.

Естественно, и окружающие вас люди хотят того же самого, чтобы вы воспринимали их такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями. Да, людям следует помогать, это наш долг перед совестью. Но как стать современным, культурным, образованным, ответственным. Ведь есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слова, которые ты произносишь, за друга и т.д.

Один из учеников читает стихотворение (на фоне музыки).

Зачем любить и ненавидеть? Зачем терять, зачем искать? Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? В чем смысл жизни заключен? Возможно ли другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить, Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указать И не давать с дороги сбиться, Толкать и осуждать, мешая ошибиться? А кто нам дал такое право? Того и я не знаю, ох, не знаю, право… В чем заключен ее закон? И не дает покоя мне, Моей недетской голове Один единственный вопрос: Зачем родился я и рос?

Ведущий. Очень хорошо, если вы задаете себе такой вопрос. Ведь в жизни должен быть смысл. В нашей стране очень печальная статистика, свидетельствующая о росте преступлений, о переполненных тюрьмах, массовых насилиях, заказных убийствах и террористических актах. Невероятной жестокостью пронизаны многие фильмы. Почему из-за рубежа мы берем не положительное, а отрицательное? Один американский политолог написал: “Вы хотите подражать нам, но, вместо того, чтобы перенять лучшее, вы, перепутав краны, включаете вместо водопровода канализацию”. В самом деле, мы не стараемся перенять усердную учебу, добросовестный труд, умение держать слово, любовь к чистоте своего тела, жилища, улицы, города, гордость за свою страну, уважение к государственным символам, доброе и заботливое отношение к старикам и инвалидам. Мы не думаем о том, что у них там ограничено время показа эротики, в отличие от нас. А наши дети хотят получать как можно больше удовольствия при минимальном труде и ответственности, а лучше и вообще без них. Волны самочувствия, ткань общения — сплошная стихия, в которой мы барахтаемся, топя себя и друг друга.

А между тем существует другое. Можно видеть, понимать, совершенствовать себя. Можно видеть и можно ведать. И как можно скорее надо это увидеть, уведать скорее. И ты сможешь реализовать себя очень красиво и полезно. Не надо будет спрашивать: “А как же доброта и сочувствие, где любовь и справедливость, участие и забота о других? Неужели они умерли?”

Послушайте стихотворение, которое написала ваша ровесница.

Мы смотрим сквозь красивые зеркала И видим жизнь как сгусток темноты. Совсем не различая ни тепла, Ни счастья, ни любви, ни красоты. И доброта в тех зеркалах — обман, Притворство и губительное зло… Так почему же мы так смотрим сквозь туман На лживое, продажное стекло? Зачем плохое в людях замечать И о чужих ошибках говорить? Зачем от черной зависти страдать, На всех потоки ненависти лить? Мы просто перестали уважать, Ценить добро, смеяться и любить. Мы постепенно стал и забывать, Что значит в полном смысле слова – жить.

Ведущий. Сейчас вы услышите одну историю, которая называется “Госпитализм”.

У2: В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное “отказное” дитя, которому было три года, скончалось от болезни: “госпитализм”. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается оттого, что ребенка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребенка, когда столько забот: главное, чтобы он был накормленный и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания! Разве это не страшно?

Ведущий. Я еще раз хочу спросить почему умерла маленькая (Ответ: от недостатка любви и ласки). А вот еще один случай.

У3: К девушке на улице пристали хулиганы. Было еще светло, много людей вокруг. Все проходили мимо и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошел и попытался утихомирить хулиганов. Завязалась драка. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка закричала. В ответ на крик никто не подошел. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Равнодушие и страх окружающих убили молодого человека.

Ведущий. Таких историй очень много. Но неужели всё так плохо? Вы можете мне возразить, привести свои положительные примеры. Вам слово.

У4: Я знаю девушку, которая бескорыстно ухаживает за больной старушкой. Она приходит к ней каждый день и делает всё необходимое. Это пример нравственной добродетели.

Ведущий. Ещё один пример нравственности.

У5: Валя и Митя — ровесники, они выросли в одном доме и вот уже шестой год подряд вместе ходят в школу.

Однажды с нами произошла такая история. Было самое обыкновенное утро, и на улице лежал снег, а они самым обыкновенным образом шли в школу. Недалеко от школы им повстречался незнакомый человек. Широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряка дальнего плавания, он сразу направился к Вале и Мите.

Так бывает! Видимо, и моряк обратил на них внимание, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся а, наконец, сказал: “Извините меня, миледи! Прошу прощеная, сэр! Мне кажется, у дамы замерзли руки. Если позволите, я донесу портфель”. И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк взял из Валиных рук портфель и зашагал рядом. Весь оставшийся путь до школы моряк болтал с ребятами весело и непринужденно. А перед самой дверью он вручил Валин портфель Мите, козырнул им и исчез. Вероятно, на этом бы всё и кончилось, но на другой день в такое же обыкновенное утро Валя остановилась и сказала Мите: Сэр, у миледи замерзли руки. Возьмите-ка ее портфель. И Митя взял портфель. Но вот перед самой школьной дверью ребята столкнулись с Витькой и Андреем: “Ха, — закричал Витька, — Вы только посмотрите на эту парочку! Ты что, Митька, ишак? Ила она больная? Или ты нанялся?”.

“Покраснел! Покраснел! Покраснел! — закричал на всю улицу Андрей. — Витька, ты только погляди, какой он красный!” Митя смутился, он действительно покраснел. Но тут на помощь пришла Валя. Как ни в чем не бывало она сказала: “Прошу, сэр, не обращайте внимания, мы опаздываем”. И Митька вспомнил тут веселого моряка. Нет, моряк ни за что не отдал в такой момент портфель Вале. И в Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Валю и помог ей снять пальто. “Благодарю, сэр”, — сказала Валя и направилась в класс. С тех пор Митя носит Валин портфель в школу и помогает ей снимать пальто.

Ведущий. А кто, ребята, “вдохнул” в Митю вот этот глоток мужества, смелости, доброты, ответственности? (Ответ: моряк).

У6: Своим ненавязчивым мужским нравственным примером он как бы показал Мите, что такое мужчина. И как правильно отреагировал Митя, да и Валя оказалась не из робкого десятка.

Чтение стихотворения “Чтобы стать мужчиной…”

Чтобы стать мужчиной, Мало им родиться. Чтоб стать железом, Мало быть рудой. Ты должен переплавиться, Разбиться и, как руда, Пожертвовать собой.

Ведущий. У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках (пример про царя, который отменил жестокий закон – отрубать руки за воровство). Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро.

В одной стране был очень жестокий обычай отрубать руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ отрубать ему руку, несмотря на то, что он очень сильно любил этого вельможу. У вельможи была дочь. Она узнала о наказании и пришла к царю. Она протянула царю свои маленькие хрупкие ручки и попросила: Отрубите мои руки, я всё выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас”. “Хорошо, — сказал царь. — Мы отрубим твои руки”. Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любит своего отца. И царь вспомнил в эту минуту свою дочь и подумал: “А любит ли меня так моя дочь, пошла бы она на такой поступок?”

И вот девочку повела на казнь, она вытянула свои ручки, в эту минуту она думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. “Царь прощает отца за великую любовь твою!” — объявил посланец царя.

На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было написано: “Счастливы отцы, у которых такие дети!”

У7:

Добро и зло творить Всегда во власти всех людей, Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Рождает зверя зверь. Рождает птица птицу. От доброго — добро, От злого — зло родится.

Ведущий. Всё нужно делать с добрым сердцем. Ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло. Подумайте, ребята, способны ли вы:

  • простить обиду,
  • поделиться последним с другом,
  • уступить слабому,
  • заботиться о старших,
  • помочь, утешить,
  • пожертвовать.

Это высокие качества, и им нужно учиться. Думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком. “Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред” (М.Монтень).

Возможно кто-то хочет задать мне вопрос: зачем быть нравственным человеком? Ведь это гораздо сложнее, чем жить для себя, ни о чем не задумываясь. Кто ответит, для чего нужны человеческие ценности?

У8: Я думаю, что равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.

У9: Мы все живем среди людей, зачем жить бесполезно, ведь жизнь складывается из хороших поступков, и в старости тебе будет о чем жалеть или не жалеть.

У10:

И если лаской, состраданьем Смягчил ты долю сироты То перед строгим истязаньем Избавлен будешь от нужды.

Звучит медленная музыка.

У11:

О, если ты покоен, не растерян, Когда теряют головы вокруг. И если ты себе остался верен, Когда в тебя не верит лучший друг, И если ждать умеешь без волненья, Не станешь ложью отвечать на ложь, Не будешь злобен, став для всех мишенью, Но и святым тебя не назовешь.

Ведущий.

И если ты своей владеешь страстью, А не тобою властвует она, И будешь тверд в удаче и несчастье, Которым, в сущности, цена одна. И если ты готов к тому, что слово Живое в ловушку превращает плут, И, потерпев крушенье, можешь снова Без прежних сил — возобновить свой труд.

У11:

И если ты способен все, что стало Тебе привычным выложить на стол, Всё проиграть и вновь начать сначала, Не пожалев того, что приобрел, И если можешь сердце, нервы, жилы, Так завести, чтобы вперед нестись, Когда с годами изменяют силы, И только воля говорит: “Держись”.

Ведущий.

И если можешь быть в толпе собою, При короле с народом связь хранить, И, уважая мнение любое, Главы перед молвою не клонить, И если будешь мерить расстоянья Секундами, пускаясь в дальний бег, Земля, — твоё, мой мальчик, достоянье! И, более того, ты — Человек!

Мне остается пожелать, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди. Пусть трудно быть Человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни. Закончить наш урок нравственности хочу словами Иоанна Златоуста о назначении человека: “Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей”.

Внеурочные занятия «Азбука нравственности» для 3 класса.

Наименование раздела Теория Практика Всего часов
1 Введение 1 1 2
2 Школьный этикет 2 2 4
3 Правила общения 2 3 5
4 О трудолюбии 3 3 6
5 Культура внешнего вида 2 2 4
6 Внешкольный этикет 3 3 6
7 Обобщение: представление о нравственных качествах 4 3 7
Итого: 17 ч. 17 ч. 34ч.

Программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся«Азбука нравственности»

Характерными особенностями содержания являются: наличие заданий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий (УУД), навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

В программе определяется также необходимый минимум практических и творческих работ.

Межпредметные связи:

•с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения). Запись описания характера персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение рассказов, изложение историй);

•с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование по теме, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам курса;

• с уроками музыки: музыкальные образы героев произведений;

•с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт учебников и книг в классной библиотеке.

Дата Тема

занятия

Содержание Личностные результаты освоения курса
по плану по

факту

  1. Введение (2 часа)
1. Поступок.

Мотив поступка.

Теория. Беседа. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка- мотивом. Ответственность человека за выбор поступка. Ознакомление с нравственными качествами, как результатом поведения по нравственным нормам. — первоначальные представления о нравственных понятиях и нормах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность и др.), о нравственном поведении и ответственности каждого человека за свои поступки;

— освоение моральных и этических норм;

-стремление к самовоспитанию нравственных качеств, понимание и принятие понятия- совесть.

2. Справедливые

и несправедливые

поступки.

Практика. Беседа. Как нужно поступать в отношениях с другими людьми, чтобы поступки были справедливыми?

Практикум. Подготовка и проведение инсценировок сказок о справедливости.

-понятие справедливости, справедливого поступка, справедливого отношения к другому человеку;

-развитие нравственной отзывчивости в процессе эмоционального переживания художественного текста;

— способность выражать свои эмоции в инсценировании;

— откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок.

2.Школьный этикет (4 часа)
3. Школьные традиции нашего народа. Теория. Беседа.Что такое традиция. Какие школьные традиции есть у нашего народа, нашего города, школы. Для чего нужно знать школьные традиции.

Презентация: «Праздники Школьной страны»

— знать о том, что такое традиции и зачем они нужны;

-формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на традиции школы в единстве с традициями нашего города и страны;

— осознание себя гражданином России, сопричастным к традициям всего российского народа;

-наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям России.

4. Береги

школьное имущество.

Книжкина мастерская.

Практика Беседа. Материальные ценности создаются трудом многих людей. Школа- наш дом. Как мы можем беречь школьное имущество.

Практикум по мелкому ремонту школьных учебников и книг классной библиотеки.

-наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям родной станы, созданным трудом людей;

— приятие и освоение социальной роли ученика, формирование позиции «хозяев школы» — ответственных за сохранность школьного имущества;

-понимать назначение библиотеки;

-наличие мотивации к работе, нацеленной на результат.

5. Взаимопомощь

в учёбе и труде.

Теория Беседа. Должны ли люди помогать друг другу? Как вы понимаете слово- взаимопомощь? Какие виды взаимопомощи могут быть в нашем классе?

Практикум. Организация взаимопомощи среди обучающихся класса на основе предложений учащихся.

-развитие доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— ориентирование на взаимопомощь в учебной и внеучебной деятельности, в повседневной жизни;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях- помощь друг другу в учёбе, в творческой деятельности, в бытовых вопросах.

6. В какие игры мы играем

(на перемене, во дворе школы)

Практика Беседа по инсценировке. «Кто как отдыхает» Как нужно отдыхать? Почему во время отдыха нужно что-нибудь делать?

Практикум. Коррекция поведения занятости на переменах: составление сборника игр и занятий для школьных перемен.

— инсценировать произведения по теме занятия;

-воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

— выделять доминанту характера – героев сценария и передавать ее в инсценировании;

— выражать чувства, передавать настроение и воспринимать их;

— сотрудничать с одноклассниками в творческой деятельности и при составлении сборника- уметь вносить рациональные предложения, выполнять посильные задания, брать на себя ответственность, организовывать свою работу и работу товарищей.

  1. Правила общения (5 часов)
7 Точность: береги своё время и время других. Теория. Беседа: «Порядок время бережёт».

Практикум. Коллективная выработка правил рационального распределения времени. Просмотр отрывков и обсуждение «Сказки о потерянном времени»

— осознание ценности времени в жизни человека;

-формирование понятия- рациональность;

-владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества;

— умение отсматривать видеоряд и осмысливать его;

-умение анализировать, высказывать своё мнение, при необходимости отстаивать его.

8 Твоя речь: слово лечит, слово ранит. Практика. Беседа. Как нарушение норм речи мешает взаимопониманию, успешному общению.

Практикум. Анализировать свою и чужую речь, степень вежливости (вежливо-невежливо-грубо) в текстовых носителях. Оценивать соответствие слов добрым делам.

-осознание языка как основного средства человеческого общения;

— закрепление понятия о нормах речи;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-формирование умения оценивать одноклассников по заданным критериям;

— определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

— доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.

9 Твои друзья и ты. Коллективизм. Практика. Беседа. «Когда мои друзья со мной» Что такое коллективизм?

Практикум. КТД «Путешествие к далёкой планете»

-формирование понятия- коллективизм;

— развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

— умение принять условия и правила игры, соблюдать их до конца мероприятия.

10 Что такое справедливость? Теория. Беседа. «Что такое справедливость?» Справедливое общество.

Практикум. Чтение народных сказок, обсуждение конца сказки- всегда ли торжествует справедливость?

— развитие справедливого отношения к людям на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости, свободе;

— высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

-приобретение опыта эмоционального постижения народного творчества, сопереживания героям сказок;

-прогнозирование ситуаций позиции «…а если бы».

11 Справедливость в произведениях народного творчества.

Герои русских былин.

Практика. Практикум. Чтение сказок по ролям (разбивка класса на группы, самостоятельный выбор сказок), обсуждение морали, заключённой в сказке. -развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе;

— способность к самоорганизации;

-способность преодолевать трудности;

-готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих во внеучебной деятельности;

— умение выделить мораль, понять народную мудрость сказки.

4.О трудолюбии (6 часов)
12 Трудолюбие в культуре.

Труд кормит, а лень портит.

Теория. Беседа. Для чего живёт человек? — любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

-умение рассуждать, высказывать собственные суждения, давать им обоснование;

-формирование уважительного отношения к чужому мнению;

13 Организованность в труде. Теория. Беседа. Что значит уметь работать? Зачем нужно уметь работать? Как правильно организовать свой труд.

Совместное составление памятки «Правила рационального труда»

14 Кем хочу быть? Почему? Практика. Беседа. Нужна ли человеку профессия?

Рассказ: «Выбор профессии» Как выбрать профессию, ведь их так много?

Практическое задание: какие профессии по– вашему вам больше всего подходят? Анализ своих способностей и желания по выбору профессии.

— стремление познавать законы жизни современного общества;

— желание найти своё место в обществе;

— познавать свои способности;

— анализировать свои потребности и желания, адаптировать их к жизни.

15 Любой труд почётен. Практика. Беседа: «Если бы в городе поселилась лень» Почему люди должны трудиться. Любой труд достоин уважения.

Практика. Рисунок о людях труда.

— осознавать победу добра над злом;

-приводить примеры из жизни подходящих к теме беседы ситуаций;

— высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

— создавать рисунки-иллюстрации к заданной теме, выражать эмоции и настроение в своём рисунке.

16 Уважение к труду нашего народа. Теория. Как трудятся люди в нашей стране. Человек славит Родину трудом. Почему нужно уважать труд человека. -ценностное отношение к труду, человеку труда, трудовым достижениям граждан России;

— формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, за свой народ;

-осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-стремление к собственной созидательной трудовой деятельности;

-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

— оформление собранной информации в виде выставки.

— умение приводить примеры из жизни подходящих к теме беседы ситуаций;

— высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

17 Чьим трудом славен наш город? Практика. Чьим трудом славится наш город.

Фотовыставка «Профессии наших родителей»

Приглашение родителей на занятие.

Инсценировка «Для чего руки нужны?»

5.Культура внешнего вида (4 часа)
18 Будничная и праздничная одежда. Практика. Беседа «Встречают по одёжке…» Праздничная и будничная одежда. Что и куда одевают.

Игра «Подбери одежду»

-понимание ценности красоты, как совершенства, гармонии, идеала;

— стремление к идеалу- начиная с малого- аккуратности в собственном внешнем виде.

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-умение критично относиться к своему внешнему виду и внешности своих товарищей;

-способность тактично делать замечания по поводу недостатков в одежде;

-воспитание и развитие заботливости, умения прийти на помощь;

-делиться советами по поводу ухода за одеждой разных сезонов.

19 Аккуратность. Мой гардероб и уход за ним. Теория. Беседа:«Аккуратный человек- аккуратен во всём»

«Советы по уходу за одеждой» — приглашение одной из мам детей с рассказом.

20 Одежда народов России. Теория. Презентация «Одежда народов России» Беседа «Что общего в одежде разных народов?» -знакомится с культурой народов России, отражённой в одежде;

— понимает важность сохранения национальных традиций в народном костюме;

— интересуется историей народов России;

-знает, сохраняет и делится знаниями о культуре, традициях и одежде (в частности) своего народа;

— знает и уважает традиции народов- коренных жителей Ханты- Мансийского округа.

21 Элементы народного костюма в современной культуре. Рукоделие. Практика. Мини- проекты «Одежда моего народа»

Выполнение орнамента народов хаты на бумаге. Значение орнамента в культуре аборигенов.

6. Внешкольный этикет (6 часов)
22 У меня зазвонил телефон. Практика. Интермедия «Телефон» (К.Чуковский)

Практика. Составление телефонных диалогов в паре.

— создавать прозаический или поэтический текст по аналогии авторского текста, используя средства художественной выразительности;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в парной работе;

— способность к самоорганизации;

-способность преодолевать трудности;

-готовность использовать подготовку, получаемую в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих во внеучебной деятельности;

— умение применить правила вежливости в разговоре.

23 Правила поведения в гостях. Практика. КТД «В гостях» -развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе;

— способность к самоорганизации;

-способность преодолевать трудности;

— применение знаний полученных на занятиях в игровой практической ситуации.

24 Почему письмо- зеркало души.

Я пишу письмо.

Практика Интермедия «Письма» (Е.Трутнева) Беседа «Для чего люди пишут письма»

Практика. Письмо солдату.

— знает о том, для чего нужны письма;

-умеет, сообразно возрасту, излагать свои мысли и чувства в письменной форме.

25 Правила поведения на природе. Теория. Беседа «Значение природы для человека» Как вести себя в лесу, в поле, у реки. -знает и соблюдает правила безопасного поведения для себя, окружающих и живой природы;

— любит, ценит и наслаждается природой;

— понимает значение природы для жизни человека и всего человечества;

-бережно относится к природе.

26 Мы- Нижневартовцы.

Поведение на улицах нашего города.

Теория Дискуссия: «Что такое общественное место и как себя нужно там вести».

Уличный вандализм. Чем он опасен?

-знает и соблюдает правила безопасного поведения на улицах города;

— бережно относится к общественному имуществу;

ощущает свою принадлежность к социуму

людям, с гордостью носящим имя- нижневартовцы.

27 Твой любимый музей. Теория. Музей как источник искусства. Беседа: «Для чего нужно посещать музеи» Презентация: «Музеи нашего города». В каких музеях вы бывали?

Практика. Изучение интересов детей и составление плана посещения музеев города.

— приобретает опыт постижения народного творчества, этнокультурных традиций, элементарных представлений об эстетических и художественных ценностей художественной культуры.
  1. Обобщение: представление о нравственных качествах (7 часов)
28 Коллективизм. Теория. Беседа. Каждый за всех- все за одного- основное правило коллектива. О следовании требованиям коллектива.

Обсуждение рассказа: «Кто в звене лишний?»

— сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора;

— определять позиции героев и автора художественного текста;

29 Взаимопомощь. Теория. Беседа. Взаимопомощь и взаимоподдержка ребят нашего класса. Сопереживание в радости и горе товарищам.

Обсуждение рассказа А. Рекемчук «Монолог о дружбе»

— определять позиции героев и автора художественного текста;

-уважительно относиться к чужому мнению;

-участвовать в обсуждении;

-развитие внимательности и доброжелательности.

30 Справедливость. Теория. Беседа «Что такое справедливость»

Чтение и обсуждение сказки «Мороз Иванович»

— отличает справедливость от несправедливости;

-уважительно относиться к чужому мнению;

-участвовать в обсуждении;

— умение приводить примеры из жизни подходящих к теме беседы ситуаций;

— высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

31 Точность, обязательность. Теория. Беседа «Что такое закон 0:0»

Коллективное рассуждение на тему «Надо ли быть обязательным человеком»

— осознание ценности времени в жизни человека;

-формирование понятия- обязательность;

-умение анализировать, высказывать своё мнение, при необходимости отстаивать его.

-приводить примеры из жизни подходящих к теме беседы ситуаций;

— высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

-стремится быть обязательным человеком.

32 Дружба, товарищество. Практика. Беседа: «Чем отличается друг от товарища».

Устное сочинение: «О моём лучшем друге»

— создавать прозаический или поэтический текст по аналогии авторского текста, используя средства художественной выразительности.
33 Забота о природе. Практика. Беседа об охране природы.

КТД «Праздник леса»

Субботник- уборка территории школы.

-бережное отношение к окружающей природе;

— осознание себя частью природного мира;

— отношение к природе, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии;

-приобретает первоначальный опытучастия в природоохранной деятельности на пришкольном участке.

34 Сохраним красоту нашего города. Практика. Участие в экологической акции по уборке территории Комсомольского озера. -осознавать, что наш город- малая родина- частица родного края, родной страны;

— приобретает личный опыт участия в экологических инициативах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: