Родительское собрание. Тема: «Дети и компьютер»
Родительское собрание
Тема: «Дети и компьютер»
ЦЕЛЬ
: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.
Задачи родительского собрания
:
Образовательные
: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.
Воспитательные
: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.
Организационные
: выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.
Информационные
: Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
Форма проведения
: собрание-дискуссия
Подготовка
: — анкетирование родителей по теме собрания (Приложение 1)
План родительского собрания
1. Вступительное слово соц. педагога. Распределение родителей по группам. 2. Работа родителей в группах, обмен мнениями . 3. Обобщение результатов работы в группах (приём «синквейн»), свободная дискуссия 4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости . 5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.
Ход родительского собрания
1.
Вступительное слово соц. педагога
. — Здравствуйте, уважаемые родители! Тему нашего собрания узнаете, когда отгадаете загадку: На столе стоит сундук В сундуке окошко, Можно видеть чудеса, Если знать немножко. (компьютер) В последнее время мы всё чаще слышим от детей слова: компьютер, компьютерные игры, а можно найти информацию в интернете. Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем . Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере. Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей нашего класса по вопросу пользования компьютером в их семье.
Анализ анкет
2. Работа родителей в группах, обмен мнениями
(используется приём «уголки» из ТРКМ). 1 группа – доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка 2 группа – называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.
Примерные ответы групп: Положительное влияние компьютера
Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики Познавательная мотивация Выработка усидчивости Улучшение памяти, внимания Ориентирование в современных технологиях Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени Возможность общения
Отрицательное влияние компьютера
Большая нагрузка на глаза Стеснённая поза Развитие остеохондроза Компьютерное излучение Заболевания суставов кистей рук Психическая нагрузка Компьютерная зависимость Нервно-эмоциональное напряжение Синдром компьютерного стресса Ребёнок забывает о реальном мире Замена общения
3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия
. После того, как родители обменяются мнениями, представители каждой группы зачитывают ответы. — Для подведения итога попробуем составить «синквейн», метод обучения по технологии развития критического мышления .
(Объяснить, как составляется синквейн.)
Примерные варианты синквейна: 1 группа компьютер современный, умный помогает, учит, развивает Он – верный друг и помощник. учитель
2 группа компьютер губительный, разрушительный вредит, затягивает, калечит Компьютер наносит вред здоровью. разрушитель
4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости
. Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила. В помощь вам предлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой. (Раздать рекомендации, приложение 2,3)
Обсуждение рекомендаций
. Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер — эффективное средство развития ребенка. Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет), и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.
5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания
. Проект решения собрания: — для дальнейшего разговора по данной теме провести тестирование родителей на определение зависимости детей от компьютерных игр (Приложение 4), — соблюдать рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка (приложение 2), — выполнять упражнения для снятия напряжения глаз (приложение 3)
Приложение 1
Анкета для родителей 1.Есть ли у Вас дома компьютер? 2.Считаете ли вы, что компьютер необходимо иметь в семье так же, как холодильник, телевизор и т.д.? Сколько времени в день Ваш ребёнок проводит за компьютером? 3.Цель использования компьютера ребёнком: — подготовка к урокам, поиск «учебной» информации; — поиск в интернет «внеучебной» информации(музыка, ролики, фильмы и т.д.); — общение; — просмотр фильмов; — чтение книг; — компьютерные игры 4.Какие игры предпочитает? а) игры – войны б) стратегические в) типа «тетрис» г) графические 5.Знакомы ли Вам названия, правила этих игр?___________________________________ _______________________________________________________________ 6.Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью? ____________________________ __________________________________________________________________________
Приложение 2
Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее: 1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. 2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами. 3. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.) 4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры). 5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. 6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.
Приложение 4
Тест «Определение зависимости от компьютерных игр» А.В. Котлярова Утверждение «да» «нет» — Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру — Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями — преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми — Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном — Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка — После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли — В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером — При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы — После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула — Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее — Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием — Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени — Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной — Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры — После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз — Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть — Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка Анализ исследования За каждый ответ «да» начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.
Родительское собрание на теме: «Компьютер в жизни школьника» материал (7 класс) по теме
Родительское собрание на тему:
«Компьютер в жизни школьника»
учитель: Ризванова Динара Мусабековна
МКОУ СОШ №12
Форма проведения собрания: встреча
Цель:
- Выявить отношение родителей к использованию компьютера в учебном процессе и дома.
- Дать рекомендации родителям о пользовании компьютера ребенком.
Задачи собрания:
- Познакомить родителей с компьютерными возможностями.
- Показать возможности использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.
Подготовительная работа:
- Выставка пособий, энциклопедий и программ на компакт-дисках.
- Подготовка презентации использование компьютера на школьных уроках.
- Подготовка памятки для родителей.
Ход собрания
Компьютер-мясорубка для информации.
Компьютер-это резонатор того интеллекта,с которым человек к нему обращается.
В.Г. Кротов
Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема родительского собрания: «Компьютер в жизни школьника»
Мне хочется познакомить вас с компьютерными возможностями.
Показать возможности использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.
И для обсуждения предлагаю вам следующие вопросы:
- Значение компьютера в развитии интеллекта ребенка.
- Использование компьютера в домашних условиях при подготовке к урокам.
- Опасности увлечения компьютера.
Сегодня наш разговор мы посвятим компьютеру. И совершенно не случайно. Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен обычной среднестатистической семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. Каждое уважающее себя производство внедряет компьютерные технологии в производственный процесс. Сегодня персональный компьютер — это не только рабочий инструмент. Это неотъемлемая часть повседневной жизни. Идет ли речь о получении информации, образовании, развлечениях или коммуникациях.
Пришел компьютер и в жизнь современного образовательного процесса, начал свое победное шествие по школьным урокам.
(Презентация школьных программ)
Вашему вниманию предоставляется презентация некоторых программ, которые используют преподаватели на уроках. В образовательной среде компьютер может выполнять следующие функции: источник информации, обучение, контроль, репетитор. На всех этих этапах использование компьютера может способствовать развитию инициативы, творчества и самостоятельности.
При помощи персонального компьютера ученик может…
Готовить домашние задания | Просматривать энциклопедии на CD-ROM, интерактивно познавая окружающий мир |
Представлять свои идеи | Пользоваться удобными приложениями для создания захватывающих визуальных презентаций |
Готовиться к экзаменам | Сделать компьютер «репетитором», делающим обучение интереснее, быстрее и эффективнее |
Вести исследовательскую работу | Пользоваться обширными ресурсами предельно актуальных информационных ресурсов Интернета в любой час дня и ночи |
Общаться с друзьями | Оставаться на связи с друзьями, обмениваться сообщениями и школьными заданиями по электронной почте |
Вывод:
- Использование компьютера экономит время
- Доступность учащимся самой современной информации
- Возможность обратной связи с каждым уч-ся
- Наглядность представленного материала
- Возможность развития пространственного мышления
- Оперативность информации.
- Знаете ли вы?
В середине 2004 г. Количество англоязычных Интернет-пользователей составило 224 млн.чел. (40%) из общего числа-560 млн.чел.
84% взрослого населения Японии подключено к Интернету. Это самый высокий показатель в мире.
Предполагается, что к 2005 г. 9% всей мировой торговли будет проходить через Интернет.
Самый высокий показатель деловой активности принадлежит США –13% всех торговых сделок заключаются по Сети.
ВОПРОСЫ:
Как вы относитесь к увлечению детей компьютером?
Считаете ли необходимостью использование компьютера на школьных уроках по различным предметам?
С переходом из младших классов в средние и далее в старшие классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Возрастают требования к интеллекту юноши, которые одновременно предъявляются и его сверстниками, и взрослыми людьми. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше, апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.
В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти
В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития.
Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать пользоваться понятиями). Еще одной чертой в этом возрасте, является склонность к экспериментированию.
У каждой медали две стороны. Мы рассуждали с вами о том, какую пользу приносит компьютер в развитии ребенка, но родители должны знать, что чрезмерное увлечение компьютером влияет на психическое и физическое здоровье детей.
Вы спросите а зачем дома нужен компьютер?
Чтобы играть в стрелялки, бродилки, симуляторы, аркады и стратегии!
Посещает ли ваш ребенок компьютерный клуб, игровые комнаты?
Взывает ли это у вас тревогу?
Вы должны помнить, что очень долгая работа за компьютером ( не секрет, что ребята часами просиживают за компьютером, играя в различные игры) связана с воздействием таких психофизических факторов, как умственное перенапряжение, перенапряжение зрительных и слуховых анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки. Воздействие указанных неблагоприятных факторов приводит к снижению работоспособности, вызванное развивающимся утомлением. Появление и развитие утомления связано с изменениями, возникающими во время работы в центральной нервной системе, с тормозными процессами в коре головного мозга. Например, сильный шум вызывает трудности с распознанием цветовых сигналов, снижает быстроту восприятия цвета, остроту зрения, зрительную адаптацию, нарушает восприятие визуальной информации, уменьшает на 5 — 12 % производительность труда. В домашних условиях компьютер не должен прилегать к стенке за которой стоит кровать.
Упражнения и массаж для кистей рук
- Не вставал со стула, положите кисти рук на стол. Согните пальцы так, как будто держите в руках теннисный мяч, и упритесь ими в стол: Теперь поднимите указательный палец (остальные пальцы на столе!) и резко выпрямите его. Вновь согните палец и поставьте его на стол. Проделайте это упражнение со всеми пальцами два раза.
- З. Теперь ладони прижаты друг к другу, а пальцы убегают в разные стороны. Сложите руки ладонь к ладони перед грудью. Отведите пальцы левой руки влево до предела. То же самое сделайте с пальцами правой руки. Это упражнение нужно выполнить десять раз.
- Переплетите пальцы рук так, чтобы ладони были направлены к груди. Пальцы остаются на месте, а вот кисти раскачиваются в разные стороны: левая к себе — правая от себя, правая к себе — левая от себя. И так десять раз.
- Вращаем кулаки, держа руки перед собой: сначала по часовой стрелке, затем в противоположную сторону. Попробуйте вращать кулаки в разные стороны одновременно: правой рукой — по часовой стрелке, левой рукой против часовой стрелки.
- Потрите рука об руку, а потом погладьте правую руку левой рукой и наоборот. В заключение сделайте движение, похожее на мытье рук.
Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком
- Для того, чтобы родители могли контролировать использование
ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь им
пользоваться;
- Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;
- Через каждые 20—ЗО минут работы на компьютере необходимо делать перерыв;
- Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5—2 часов;
- Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;
- Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается;
- Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
И в заключении ответьте на вопросы письменно
- Хотели бы вы продолжить обсуждать эту тему на родительских собраниях
- Изменилось ли ваше отношение к компьютеру