Витраж — масштабный шедевр монументального искусства из маленьких кусочков цветного стекла


Описание слайдов.

Урок трудового обучения. 3 класс (программа Н. А. Цирулик)

Тема: «Работа с бумагой. Витражи».

Слайд 2.

Витраж

— это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого сходного материала, который способен пропускать свет. Куски стекла в витраже разделяются металлической растяжкой.

Слайд 3.

С

лово «витраж» произошло от французского vitre (оконное стекло) и заняло свое место в русском языке к первой трети XX в. Так называли просвечивающиеся стеклянные картины, выполненные, как правило, в технике классического свинцово-паечного витража, т. е. собранные из кусочков стекла в свинцовом переплете.

Слайд 4 — 6.

Витраж может быть смонтирован в окне, двери, перегородке или представлен в виде самостоятельного панно. В оконных проемах витражи из цветного стекла создают богатую игру окрашенного солнечного света и придают дополнительную эмоциональную выразительность любому интерьеру.

Слайд 7.

Витражи имеют древнейшую историю. Они появились тогда, когда появилось стекло.

Одним из древнейших искусственных материалов, созданных человеком, является стекло. Античные историки рассказывают легенду о финикийских купцах, плывших по морю с грузом соды. В пути их застала непогода. Пристав к берегу, они разложили костёр, который загородили от ветра глыбами соды. А на утро обнаружили около кострища блестящие камешки-кусочки стекла, получившиеся из расплавившихся от жара и соединившихся между собой соды, песка и древесной золы.

Слайд 8.

Простейшие витражи и мозайка использовались еще в Древнем Египте со второго тысячелетия до нашей эры. Также известно об использовании витражей в раннехристианских базиликах в Древнем Риме (1 в. н. э.). В эпоху готики обогащается цветовой набор стёкол витража, усложняются сюжетные композиции.

Слайд 9.

Витраж развивается уже несколько столетий. За это время успело появиться много разных технологий, некоторые из них современные, а некоторые были разработаны давным давно.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

Слайд 10.

Древнейшим произведениям из стекла, обнаруженным в Египте и на территории бывшей Финикии, около пяти тысяч лет. Древние славяне делали из стекла браслеты, бусы, простейшие сосуды для питья и хранения жидкостей – стеклянницы.

Слайд 11.

Уже в Киевской Руси варили специальные цветные стёкла — смальты — для набора витражей.

Слайд 12.

В XV в. начинается бурный рост производства стекла в Италии, Германии, Чехии. В России первую челобитную с просьбой разрешить завести стекольный завод подал швед Елисей Койет в 1635 г., а уже через несколько лет его стекольный завод успешно работал. К концу XVII в. под Москвой работало четыре стекольных завода, в том числе царский Измайловский на котором варили «стекло красное для палат Государевых» и расписывали его красками и золотом.

Слайд 13 -14.

В религии свет всегда был символом созидания («Да будет свет!»— сначала сказал Господь), а также спасения. Земным воплощением этих образов являются витражи соборов, церквей и часовен — блестящие произведения искусства средних веков. Самые старинные витражи почти тысячелетие сохранялись неповрежденными.

Даже во время второй мировой войны им не было причинено значительного вреда. Фактически многие витражные стекла в Европе были тогда вынуты из окон, чтобы избежать их повреждения. В наше же время им грозит полное разрушение, и не от войн, а в результате загрязнения воздуха. Если меры по сохранению витражей будут оставаться на нынешнем уровне, то уже наше поколение может стать свидетелем их полного разрушения.

Слайд 15 – 18.

В классическом витраже отдельные куски цветных стёкол соединяются между собой прокладками из наиболее мягкого материала — свинца. Таковы витражи соборов в Шартре и Бурже во Франции, многих храмов в Швейцарии, Англии и других стран Европы.

Слайд 19 — 20.

Витражи Исаакиевского собора в Санкт — Петербурге.

Слайд 21 – 22.

В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие «витраж». Витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов. куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

История витража

История витража по мнению большинства ученых насчитывает более 2000 лет. Наиболее древние образцы этого искусства относятся к античной эпохе. Мозаикой из цветных стекол были украшены небольшие оконные проемы домов богатых жителей Рима. До наших дней сохранились исторические документы, которые свидетельствуют, что на окнах Константинопольского Софийского собора еще в 330 году были установлены разноцветные витражи.

В IV-V веках при строительстве раннехристианских церквей в Западной Европе была распространена практика заполнения оконных проемов тонкими прозрачными алебастровыми пластинами с деревянным профилем — примитивной имитацией витража. Но уже в VI веке для этих целей начали использовать цветное стекло и свинцовый профиль, о чем упоминается во многих средневековых хрониках.

Витражи Аугсбургского Собора, датированные 1065 годом, считаются наиболее древними из дошедших до нас произведениями этого вида искусства. В них использованы прозрачные стекла, окрашенные разноцветными красками.

В Средние века в европейской архитектуре на витражных панно изображали фигуры святых и даже целые сюжеты из Святого Писания. В это же время в исламском мире получили широкое распространение орнаментные витражи в мечетях.

В эпоху Возрождения произошли серьезные изменения в витражном искусстве. Художники стали использовать стеклянные окна в качестве основы для написания картин темперными, а позже и масляными красками.

В период Реформации в Западной Европе происходило массовое разрушение церквей в ходе религиозных войн. Огромное количество старинных витражей были разбиты, а вместо них вставлены обычные прозрачные стекла. Постепенно древние витражные техники были утрачены вплоть до конца XIX века.

Возрождение интереса к витражу произошло благодаря гениальному американскому художнику Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Сын знаменитого на весь мир основателя ювелирной ]Tiffany & Co[/anchor] с начала 1880-х гг. увлекся изготовлением из стекла предметов декоративно-прикладного искусства.

Луис изобрел собственную технику витража, которая оказалась чрезвычайно успешной. Вместо свинцовых пластин в качестве профиля для соединения стеклянных элементов он начал использовать тонкие медные полоски, которые приклеивал воском и припаивал оловом.

Новая технология позволила изготавливать из цветного стекла не только витражи, но и великолепные объемные композиции. Огромным спросом у обеспеченных людей начали пользоваться изысканные лампы со стеклянными абажурами.

С начала ХХ века до наших дней постоянно совершенствуются старинные и возникают альтернативные витражные техники. Яркие красочные композиции из мозаичного стекла все чаще используются не только при оформлении храмов, но и в строительстве общественных и коммерческих зданий.

Разновидности витражей

Чтобы оценить по достоинству витражное великолепие, стоит познакомиться с его историей.

Витраж является видом декоративно-прикладного искусства. Задумывался он как элемент, заполняющий оконные проемы. Дизайн рассчитан для сквозного освещения, то есть бессмысленно глухую нишу заполнять стеклянным декором. Зародилось искусство в Европе и украшали ими в основном соборы и храмы. Иметь такое богатство могла себе позволить не только церковь, но и титулованные особы, декорируя окна своих замков.


Разнообразные виды витражей отличаются сложностью и ценой работы, применяемыми материалами, но все они позволяют создать уникальный интерьер.

Первоначально стеклянную мозаику собирали из кусочков цветных стекол, скрепляя их между собой свинцовыми перемычками. Затем появилась техника выскабливания специально окрашенного цветной краской стекла.

Техника исполнения

Современный витраж насчитывает около двух десятков видов. Для того, чтобы изготовить витражи своими руками, необходимо разобраться, какие из них подойдут для домашней работы. Все зависит от сложности материалов и техники изготовления.

  • Классический (или мозаичный) витраж дошел из глубины веков, практически не изменившись. Его также называют наборным, так как в процессе создания кусочки цветного стекла “набирают”, то есть соединяют, между собой оловянными, свинцовыми либо латунными пластинами.


Так делались витражи в средневековые времена, и до сих пор такая технология используется.

  • Рисунок на стекле при изготовлении травленого витража достигается таким образом. На стекло наносят узор плавиковой кислотой, которая, вступая в реакцию, “протравливает” в поверхности бороздки, составляющие рисунок.
  • Фьюзинг — еще один вид цветной мозаики. В его основе лежит спекание кусочков стекла, собранных воедино, при очень высокой температуре. Второе название — спечной витраж. В этой технике рисунок можно создать, запекая в стекло инородные элементы (проволока, камни).


Для его создания цветные фрагменты стекла запекают, кроме того, в них могут быть включены мелкие инородные частицы – например, кусочки проволоки.

  • Еще один вариант — комбинированное панно. В этой технике автора не сковывают стандарты, он может комбинировать различные типы витражей, добиваясь трехмерного эффекта и выразительности своего творения.
  • При создании пескоструйного витража на стекло или зеркало накладывается трафарет, а затем с помощью пескоструйного аппарата под сильным давлением подается струя воздуха и мелкозернистого песка. Мелкие частички деформируют поверхность, оставляя матовый след.


Он создается путем пескоструйной обработки стекол и чаще применяется для фасадов шкафов-купе, межкомнатных дверей, перегородок.

  • Создание литого витража предполагает отливку или выдувание каждого элемента. Стеклянные модули, собираемые воедино, неповторимы, у каждого может быть своя форма, толщина и размер. Лучи, проходя через них, по-разному преломляются. Соединяется композиция при помощи цементного состава и арматуры.
  • Расписной витраж — едва ли не самая популярная техника. Для росписи не нужны особые приспособления и дорогостоящая аппаратура. Достаточно куска стекла, на котором будет твориться шедевр, краски и кисточки. Для того, чтобы панно дольше служило, поверхность готового изделия запекают. Но в домашних условиях обходятся без обжига.


Псевдовитраж, не составленный из отдельных фрагментов, а раскрашенный специальными красками внутри объемного контура.

Существуют также упрощенные варианты создания витражей. Пленочный витраж говорит сам за себя: на поверхность стекла наклеивается разноцветная пленка. При создании накладного варианта цветные кусочки наклеиваются на основу. А если у создателя проснулся талант художника, можно смастерить контурный заливной шедевр. Его изюминка состоит в имитации свинцовых пластин. Рельефный свинцовый контур достигается специальным полимерным составом. Затем окошки межконтурного пространства заливаются краской или цветными лаками.

Стили витражей

Если классифицировать витражи не по технике изготовления, а по стилю, то и здесь существует некоторые правила. Задавшись целью украсить свое жилище витражом, необходимо определить, к какому стилю он относится.


Витражи будут уместны в любой комнате – их можно разместить как в спальне либо гостиной, так и в ванной либо прихожей.

Разделяют цветные композиции по направлению в искусстве или отношению к определенному времени.

  • Так, роспись, выполненная в стиле барокко, ренессанса, готики или античного стиля будет уместна в загородном многоэтажном доме. Особенно к месту будет готический стиль в комнате с камином и шкурами животных. Мрачноватые пурпурные, зеленые и бордовые тона погрузят в эпоху средневековья.
  • Восточные, индийские мотивы, арабская вязь хорошо смотрятся в просторном помещении.
  • Для квартиры больше подойдут панно в стиле хай-тек, модерн, классика, арт-деко. Спокойные тона, незатейливый рисунок не утомляют, создавая атмосферу уюта.
  • Детскую комнату украсят декорации с пейзажами, мультяшными героями.
  • Романтичные натуры преобразят жилье композициями с изображением цветов, пейзажей, природы.


Цветочные, пейзажные сюжеты, морские просторы – темы для оформления домов в современных стилях.

Технологии изготовления витражей.

Начинающий художник сразу не возьмется писать сложную картину. Так и в создании витража, начинать нужно с самой простой технологии. Заливной или пленочный вариант — не сложные по работе и не дорогие по затратам удовольствия.

Как сделать заливной витраж красками

Для неопытных умельцев он удобен тем, что ошибочный контур можно стереть и нанести заново.

Для создания заливного витража на столе расстилают мягкую ткань, сверху кладут готовый трафарет, придавливают стеклом, на который наносится витраж. Поверхность стекла обезжиривают, протирая спиртом, и наносят по линиям трафарета контурный рисунок специальной краской. После его полного высыхания пустые “окошки” заполняют витражными красками, заливая их ближе к контуру, чтобы жидкость растекалась к центру.

Важно! Не допускается вытекание краски за пределы контура.


Сделать витраж своими руками по этой технологии довольно просто и по силам практически каждому.

Изготовление пленочных витражей

Этот вид цветной мозаики — имитация заливного витража и с ней справится даже ребенок. Стекло обезжиривается, и на него наклеиваются кусочки пленки, а для полного сходства с настоящим витражом между фрагментами проклеивается металлическая лента. Такой вид мозаичной композиции называют фальш-витраж, и лучше всего он смотрится на потолке.


Пленочный витраж – это, своего рода, аппликация.

Как делать витраж Тиффани

Освоив технику, можно попробовать сотворить в домашних условиях витраж Тиффани, собирая своими руками мозаику из стекол. Это один из самых интересных и трудоемких видов цветного панно.

Витражи, носящие имя автора Луи Тиффани, по технологии производства более всего приближаются к классическим соборным витражам. Это отдельный вид витражного искусства, в котором создают абажуры, картины, вазы и ювелирные украшения.

Классический витраж Тиффани — это соединение цветных стекол свинцовыми или латунными прутками. Современный труд упрощается с помощью медной ленты. Этот способ позволяет делать миниатюрные работы.


Техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани.

Технология Тиффани включает в себя следующие этапы:

  • из цветного стекла вырезаются фрагменты, составляющие общую картину;
  • каждое стеклышко шлифуется и оклеивается медной фольгой;
  • предварительно на стеклах проставляются номера, соответствующие нумерации на шаблоне;
  • шаблон помещают в рамку и на него выкладывают заготовки, начиная с угла;
  • детали спаиваются между собой с обеих сторон витража;
  • заключительный этап — нанесение патины на спаянные швы;
  • окончательная работа вставляется в рамку из металлического профиля.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]