статья СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Современные образовательные технологии на уроках ИЗО

Булгакова В.М.

учитель изобразительного искусства

МБОУ ООШ № 37

Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся, поэтому использую развивающие технологии, активизирующие деятельность учащихся. К ним относятся игровые технологии.

Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.

С помощью дидактических игр «Вести с корабля», «На развилке трех дорог», «Волшебные ковры» я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.

На уроке «Натюрморт» в шестом классе провожу игру «Сочиняем сами». Предлагаю проанализировать картины-натюрморты И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», В. Стожарова «Лен», И. Машкова «Снедь московская: хлебы». О чем нам могут рассказать эти предметы? Дети получают задание сочинить рассказ. Одни дети легко придумали рассказ, другие испытывали затруднения. По рассказам я вижу, у кого из детей достаточно развитое воображение, а кого нужно развивать в этом направлении.

Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке «Эти забавные животные» даю задание: «Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое». «Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами». «Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?». Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся «артистами» и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более «живыми».

На уроках по цветоведению применяю игру «Волшебная палитра». Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры «Разноцветное лото» учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот).

Игры в «Кляксографию» помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки.

Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: «Выставка картин», «Найди ошибку», «Художественный салон», «Путаница», «Похоже-непохоже», «Ожившие картины», «Музыкальная загадка», «Радость или грусть», «Собери открытку», «Экзамен художника Тюбика». С помощью компьютерных игр: «Тихо, идет экзамен!», «Интерактивные тесты» по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках ИЗО.

Разгадывая кроссворды или ребусы на уроках изобразительного искусства, учащиеся закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.

Большой познавательный интерес вызывают игры «заочные путешествия», приглашающие участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести урок «Путешествие в мир прекрасного, в мир природы». Этот урок воспитывает любовь детей к родной природе, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту природы. С помощью музыки, поэзии, живописи я побуждаю детей к творческому мышлению о природе в рисунках. Провожу игру: «Какая музыка звучит, какая краска говорит?» (Звучит музыкальное произведение и дети подбирают к нему одно созвучное по настроению живописное произведение и стихотворение, рассказывают о своих чувствах, переживаниях).

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед показываю детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной. Беседы-диалоги с детьми о произведениях русской классической жанровой живописи провожу по теме «Дом и его обитатели». Идея беседы заключается в изучении того, как художник раскрывает в образе связь облика дома с личностью и жизнью его хозяев, как в произведении искусства открывается способность человека к эстетическому преображению окружающего нас мира. Беседы-диалоги провожу по произведениям: В. Боровиковский. «Портрет Д. А. Державиной», П. Федотов. «Анкор, еще анкор!», «Завтрак аристократа», В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», Ф. С. Журавлев «Перед венцом», «Модница-жена», Ф. С. Рокотов «Портрет И. И. Бецкого».

< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: