Внеклассное занятие по литературе в начальной школе, 4 класс


Внеурочная деятельность по литературному чтению. 2 класс

Программа литературного кружка «Учимся любить книгу» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

2 класс «Г»

2013 – 2014 уч. год

Срок реализации 1 год.

Разработал учитель высшей категории: Кузьмина Л.Л..

Пояснительная записка.

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 2 классов «Учимся любить книгу» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель данной программы:

Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 8-9 летнего возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Учимся любить книгу» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:

  • занятие-диспут;
  • занятие-спектакль;
  • занятие-праздник;
  • занятие-интервью;
  • интегрированное занятие;
  • конференция;
  • устный журнал;
  • конкурсы;
  • литературные встречи;
  • литературная гостиная;
  • литературный ринг и т. д.

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения:

художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного кружка

«Как хорошо уметь читать…».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип

определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное

установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип

с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип

нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор

. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты (личностные и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться

:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

  • психолого-диагностические методики.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: (метапредметные

УУД):

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в литературных олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Календарно — тематическое планирование занятий

по программе литературного кружка «Как хорошо уметь читать…»

Дата проведения Тема Примечание
План Факт
1 Введение. Стихи о школе и детях
2 «Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»
3 Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»
4 Путешествие в страну Литературию.
5 Путешествие в страну Литературию.
6 Истории рождения сказок.
7 Виды сказок
8 Русские народные сказки.
9 Сказки народов мира.
10 Мои любимые сказки (инсценировка).
11 «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».
12 Творческие поиски. «Меняем сказку».
13 Творческие поиски. «Меняем сказку».
14 Подготовка к конкурсу чтецов среди 1, 2 классов «Белый снег кружиться над землей».
15 Подготовка к конкурсу чтецов среди 1, 2 классов «Белый снег кружиться над землей».
16 Подготовка к Новогоднему представлению.
17 Подготовка к Новогоднему представлению.
18 Литературное лото «Герои книг — мои герои».
19 Откуда пришла книга.
20 Правила поведения в библиотеке
21 Чтение книг о Родине.
22 Чтение стихов «Служу Отчизне»
23 Подготовка к празднику «Самая прекрасная на свете». (Посвященный мамам.)
24 Мы идем в театр.
25 Книжкина неделя: «Книга –твой друг, береги ее».
26 «Никто не забыт, ничто не забыто».
27 «Никто не забыт, ничто не забыто».
28 О чём рассказывают журналы
29 «Родные поэты».
30 «Родные поэты».
31 «С моей книжной полки»
32 «С моей книжной полки»
33 «В путь, друзья
34 Итоговое занятие
Наименование тем курса Всего часов Виды деятельности Дата
план факт
1. Введение. Стихи о школе и детях

«Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»

2 По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть. Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения.
2.Путешествие в страну Литературию. 1 Принести любимую книгу, рассказать о содержании и об авторе (если есть).
3. Истории рождения сказок.

Виды сказок.

1 Организовать выставку книг. Определение особенностей жанра сказок
4. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Мои любимые сказки (инсценировка). 2 Пересказ по иллюстрациям. Разыгрывание сказки по ролям.
5. Подготовка к празднику «День семьи» 2 Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок.
6. «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце». 2 Сочинение сказки о неживом предмете (портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)
7. Творческие поиски. «Меняем сказку». 2 Изменение начала,

концовки,

сюжета сказки. Создаём свои сказки.

8. Подготовка к конкурсу чтецов среди 1, 2 классов «Белый снег кружиться над землей». 2 Поиск стихотворения о зиме. Разучивание стихотворений, оформление. Конкурс на лучшего чтеца в классе.
9. «На ярмарке» 2 Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, небылицу, чистоговорку. Конкурс на лучшего чтеца. ИКТ
10. Подготовка к Новогоднему представлению. 2 Подбор произведений, новогоднего материала для проведения театрализованные представления с приглашением родителей. ИКТ
11.Литературное лото «Герои книг — мои герои». 1 Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.
12. Откуда пришла книга. 2 Сбор информации, учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
13. Правила поведения в библиотеке 2 Составить свои правила поведения в библиотеке, посещение библиотеки.
14. Подготовка к празднику «Самая прекрасная на свете». (Посвященный мамам.) 2 Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок.
15. Мы идем в театр. 2 Изготовить программу по произведению «Помогла» Г. Ладонщикова.
16.Книжкина неделя: «Книга –твой друг, береги ее». 2 Подбор репертуара и репетиция к празднику книжкина неделя (Совместно с группой продленного дня). ИКТ
17. «Никто не забыт, ничто не забыто». 2 Совместное чтение книг оВОВ. Подобрать пословицы и поговорки о Родине.

Выделение для себя нравственных качеств.

ИКТ
18.Обобщающее занятия 2 Подготовка к КВН, КВН « В стране Читалии». ИКТ
19.Итоговое диагностирование 1 Тестирование по выявлению читательского кругозора. Оформление уголка летнего чтения.

Тематическое планирование занятий

по программе литературного кружка «Как хорошо уметь читать…»

Наименование тем курса Всего часов В том числе Виды деятельности Дата ИКТ
лекция П/ р план факт
1. Введение. Стихи о школе и детях

«Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»

2 1 1 По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть. Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения. ИКТ
2.Путешествие в страну Литературию. 1 1 Принести любимую книгу, рассказать о содержании и об авторе (если есть).
3. Истории рождения сказок.

Виды сказок.

1 1 Организовать выставку книг. Определение особенностей жанра сказок
4. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Мои любимые сказки (инсценировка). 2 1 1 Пересказ по иллюстрациям. Разыгрывание сказки по ролям. ИКТ
5. Подготовка к празднику «День семьи» 2 2 Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок.
6. «Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце». 2 1 1 Сочинение сказки о неживом предмете (портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)
7. Творческие поиски. «Меняем сказку». 2 1 1 Изменение начала,

концовки,

сюжета сказки. Создаём свои сказки.

8. Подготовка к конкурсу чтецов среди 1, 2 классов «Белый снег кружиться над землей». 2 1 1 Поиск стихотворения о зиме. Разучивание стихотворений, оформление. Конкурс на лучшего чтеца в классе.
9. «На ярмарке» 2 1 1 Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, небылицу, чистоговорку. Конкурс на лучшего чтеца. ИКТ
10. Подготовка к Новогоднему представлению. 2 1 1 Подбор произведений, новогоднего материала для проведения театрализованные представления с приглашением родителей. ИКТ
11.Литературное лото «Герои книг — мои герои». 1 1 Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.
12. Откуда пришла книга. 2 1 1 Сбор информации, учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
13. Правила поведения в библиотеке 2 1 1 Составить свои правила поведения в библиотеке, посещение библиотеки.
14. Подготовка к празднику «Самая прекрасная на свете». (Посвященный мамам.) 2 1 1 Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок.
15. Мы идем в театр. 2 1 1 Изготовить программу по произведению «Помогла» Г. Ладонщикова.
16.Книжкина неделя: «Книга –твой друг, береги ее». 2 1 1 Подбор репертуара и репетиция к празднику книжкина неделя (Совместно с группой продленного дня). ИКТ
17. «Никто не забыт, ничто не забыто». 2 1 1 Совместное чтение книг оВОВ. Подобрать пословицы и поговорки о Родине.

Выделение для себя нравственных качеств.

ИКТ
18.Обобщающее занятия 2 1 1 Подготовка к КВН, КВН « В стране Читалии». ИКТ
19.Итоговое диагностирование 1 1 Тестирование по выявлению читательского кругозора. Оформление уголка летнего чтения.
Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Учимся любить книгу» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование:

столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

Муниципальный

Грамота «За особые достижения в области творчества» Совина Анна (11 кл.)
Грамота «За особый вклад в развитие музейного дела»,

«За особые успехи в изучении отдельных предметов»

Поломошнова Анастасия (9 кл.)
Почётная грамота за активное участие «Вечная спутница книги»

Автор двух книг.

Поломошнова Анастасия (9 кл.)

Используемая литература

:

1. Газета «Педсовет». — 2005 №3; 2005. №6

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5. Русские детские писатели xx

века. Библиографический словарь. М.: Флинта — наука, 2001.

6. Русские детские писатели xx

века. Библиографический словарь. М.: Флинта — наука,2001.

7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.

М. Просвещение, 1985.

9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html

Внеклассное занятие по чтению


Министерство народного образования
Республики Узбекистан

Наманганский городской отдел народного образования

Средняя общеобразовательная школа№ 42

Внеклассное занятие по чтению на тему: «Зимушка-зима» в форме викторины «Поле чудес»

учитель начальных классов

Салимова З.Н.:

Внеклассное занятие по чтению на тему: «Зимушка-зима» в форме викторины «Поле чудес»

Разделы: Внеклассная работа

Цели

:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  • воспитание коммуникативности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело;
  • привитие интереса к чтению, любви к природе.

Оборудование

:

  • красочный плакат
  • табло со словами-заданиями (4шт.);
  • барабан, 2 ящика, поднос,, таблички с названиями призов, призы;
  • 2 комплекта номерков для участников жеребьёвки , 2 коробочки;
  • жетоны болельщикам за правильные ответы.

Подготовка: репетиция песни о зиме.

  • домашнее задание — подобрать стихи, загадки и пословицы о зиме.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

. (Звучит тихая музыка)

Ведущий:

-Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим игру-викторину “Поле чудес”. Разгадав загадку, вы узнаете какой теме она посвящена:

Как пора настала, Бабушка Арина Землю всю застлала Белою периной. (Зима)

Итак, тема занятия “Зимушка-зима”.

Ознакомление с правилами игры.

II. Жеребьёвка.

— Для начала игры мне необходимо провести жеребьёвку. Сейчас каждый, кто желает играть, берёт из этого ящика номер.

-А теперь, внимание! У нас на столе такой же ящичек с точно такими же номерками. Моя помощница выбирает из ящичка номерки, владельцы которых будут участниками

развернуть таблицу

I тура II тура III тура
1) ….

2) ….

3) ….

развернуть таблицу

(Вторая помощница на доску переносит эту запись)

III. Первый тур.

Итак, I тур! К игровому барабану приглашаются …. Поприветствуем их, ребята!

( Помощница на магнитной доске укрепляет первое табло с заданием)

— Здесь зашифровано слово, которое в русском языке означает слой свежевыпавшего снега.

ПОРОША

— Победителем I тура стал(а) …. Тебе наши аплодисменты!

IV. Музыкальная пауза

. (Исполняется песня “Жила зима в избушке…” )

— Поблагодарим наших артистов!

V. Второй тур

— К барабану приглашаются участники II тура ….

— На табло отгадка загадки, которую я сейчас озвучу:

В новой стене, В круглом окне Днём стекло разбито, За ночь вставлено.

Что это? е

ПРОРУБЬ

— Поприветствуем победителя II тура…

VI. Поэтическая пауза

. (Дети читают стихи о зиме)

VII. Третий тур.

Участниками III тура являются …. Займите, пожалуйста, свои места у барабана.

— Здесь спряталось слово, обозначающее в русском языке зимнее явление природы.

ВЬЮГА

VIII. Игра с болельщиками.

а) Конкурс пословиц и поговорок о зиме.

— Я начну, а вы кончайте хором , дружно отвечайте.

Береги нос … в сильный мороз. Январь-начало года, … зиме середина . Вьюги да метели… на февраль налетели. Лето — собериха, … зима — побериха. Снег на полях — … хлеб в закромах. Много снега — … много хлеба./ Не было бы снегу, … не было бы и следу.

б) Какие пословицы и поговорки о зиме вы ещё знаете? в) Конкурс загадок о зиме.

— А сейчас выясним, кто же лучший знаток загадок о волшебнице – зиме? (Дети загадывают своим товарищам загадки )

1. Зимой греет, весной тлеет, Летом пропадает, осенью оживает. (Снег)

2. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

3. Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

IX. Финальная игра.

— Победителей всех туров приглашаю принять участие в финале.

— Здесь, на табло, фамилия автора следующих строк:

“… Задумаю — реки большие Надолго — упрячу под гнёт. Построю мосты ледяные Каких не построит народ…” а

НЕКРАСОВ

— Болельщики, как это стихотворение называется ? (За правильный ответ ­ жетон)

Х. Суперигра.

Прошу вынести сюда супер-призы. (Кладу на барабан таблички с названиями призов:

— источник знаний (книга) — дипломат (папка для тетрадей) — космический корабль ( самолёт) — набор “золотые руки” (пластилин) — кухонный набор (салфетки) — пишущая машинка (ручка) — столовый сервиз (набор детской посуды) — автомобиль (машинка)) — Финалист, крути барабан .

Внимательно послушай задание.

— На табло на первой строчке дана фамилия поэта, на второй — название стихотворения, в котором есть следующие строчки:

“Здравствуй, гостья- зима! Просим милости к нам Песни севера петь по лесам и степям…”

— Повторяю задание. — Назови любые три буквы. На раздумье у тебя всего одна минута. (Помощница открывает названные буквы ) — Полная тишина в зале. — Время пошло! — Минута истекла. Твоя версия?

НИКИТИН ВСТРЕЧА ЗИМЫ

XI. Подведение итогов.

а) Награждение:

— победителя игры; — участников туров за волю к победе; — активных помощников в подготовке мероприятия. — помощники — вожатые подсчитывают количество жетонов; выявляют самых активных болельщиков.

б) Рефлексия.

— Что понравилось? Что получилось удачно? — Все ли добросовестно отнеслись к поручениям? — В каком мероприятии вам хотелось бы принять активное участие?

Спасибо за участие!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: