Творческий проект «Куклы обереги в истории России»


творческий проект «Куклы-обереги»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
История возникновения куклы 3
Виды кукол 6
Куклы-обереги для дома 6
Экономическое обоснование 8
Заключение 8
Список использованной литературы 10

ВВЕДЕНИЕ

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! »- гласит русская народная поговорка

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Цель:

— Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи:

  • Изучить историю возникновения кукол-оберегов.
  • Изучить виды кукол-оберегов.
  • Рассмотреть разные способы изготовления кукол-оберегов.
  • Изготовление кукол-оберегов, используя изученные приемы и способы.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу — прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор «сорока» с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.

ВИДЫ КУКОЛ.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Куклы-обереги бывают «для дома», «для матери и ребенка», «для жениха и невесты».

КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ ДЛЯ ДОМА.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Кукла Подорожница

Оберег для путников. Делались они маленькими, чтобы в кармане и в ладошке умещались, и снабжались узелком в дорогу. В старину туда клали горстку золы из домашнего очага или маленький сухарик

Кукла – десятиручка

Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам, которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть!

Кукла Крупеничка — Зерновушка

Куклы Крупенички считаются оберегом на достаток и сытость.

Куколка Кубышка-травница

Эту куколку наполняли ароматными лечебными травами. Кубышка-Травница заботится о том, чтобы в дом не проникали никакие болезни.

Куклы – лихоманки

12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, должны были отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Их звали:

Трясся, Огнея, Ледея, Гнетея, Грудица, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Глядея, Невея

Повелевает сестрами — старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды

День и Ночь

Кукла-оберег жилища. Она символизировала сутки. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно.

3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия

Наименование материалов Единица измерения Затраты на единицу изделия
Норма расхода Цена, руб. Сумма, руб.
Ткань х/б м 0,20 60 12,0
Канва м 0,05 80 4,0
Ленты м 0,5 6 3,0
Нитки м 1 25 25,0
ИТОГО: 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кукла — знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды;

освоена технология выполнения;

изготовлено методическое пособие;

изготовлены образцы;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. —

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery. –2008.

Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka. –2008.

Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz .- 2008.

Творческий проект «Народная тряпичная кукла»

Изготовление кукол.

Работа со схемами изготовления кукол.

Оформление стендов по видам кукол.

Оформление альбома – приложения к готовым куклам.

История возникновения тряпичных кукол.

Самые древние игрушки были найдены археологами на территории Сибири. Это были выточенные из мягких пород камня или бивня мамонта фигурки женщин. Изготовлены они были и35-12 тысяч лет до нашей эры. Как вы думаете, для чего они изготавливались? Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы назывались обрядовыми. Позднее были обнаружены глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, — прообразы будущих кукол. Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. В словаре русского языка С.И.Ожигова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Но это не совсем так.

Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия. Куклы эти не шили, «чтобы счастье не зашить», не вязали (в современном смысле этого слова), не сколачивали. Их сворачивали из кусочков тканей и палочек, связывали из соломы, сматывали из нитей и пряжи. Детали, из которых делали «куколок», связывали и скручивали между собою. А так же «свивали», приматывали нитками, учитывая направление с востока на запад. Молились в процессе работы над оберегом.

В изготовлении этих куколне использовались режущие и колющие предметы чтобы жизнь ребёнка или человека, которому дарится кукла была «не резаная и не колотая» (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную на аккуратные полоски и квадраты, что символизирует переход от хаоса к порядку. Ещё интересно то, что ткани для изготовления оберегов брали «ношеные». И не какие–то любые, первые попавшиеся под руку ткани, а лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась на праздники и моления. По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Так, считалось, что ношенная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: