Конспект урока Олимпийские игры план-конспект урока по истории (5 класс)
Опорный конспект урока.
Тема урока: «Олимпийские игры в древности»
Тип урока: комбинированный.
Целевые установки на достижение результата:
— личностные: Оценивать свои и чужие поступки. Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
— метапредметные: (регулятивные): уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности. Определять цель, проблему в учебной деятельности. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
(коммуникативные): устанавливать правильные, рабочие отношения в группе, конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы; (познавательные): давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.
— предметные: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.
Учебное оборудование:
мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.
Ход урока:
- Организационный блок.
- Актуализация опорных знаний, обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.
Слайд. Три портрета: Солон, Фемистокл, Перикл. – Перед нами известные деятели Греции. О ком шла речь на прошлом уроке??
Чем прославились эти деятели?
2. Проверка знаний, учащихся (5 мин.)
Ответьте письменно на вопросы «да/нет»: (выполняют на отдельном листе)
1. Древняя Греция располагалась на Балканском полуострове? ДА
2. Греция омывается Красным и Черным морями? НЕТ (Ионическим и Эгейскими)
3. Аристофан — создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? НЕТ (Гомер)
4. Греки верили, что их главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп? ДА
5. Полис – это совет знати в Афинах? НЕТ (город-государство)
3. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала (3 мин)
Учитель: А теперь мы с вами переходим к изучению новой темы «Олимпийские игры в древности». (Слайд 1) Что бы вы хотели узнать о Олимпийских играх?
На нашем сегодняшнем уроке вы узнаете, когда состоялись самые первые игры? Кто в них участвовал? как они проходили?
В рабочей тетради учащиеся записывают число и тему урока.
Но прежде чем начать нашу работу я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, которое представлено на следующем слайде презентации. (Слайд №2.) Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
4. Основная часть. (20 мин)
Слово учителя: Итак, перемещаемся в Древнюю Грецию. Каждые олимпийские игры начинались с призыва: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» (слайд 3).
Самостоятельно, найдите в тексте учебника когда состоялись первые ОИ?
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради) (Слайд №4,5). Проводились они 1 раз в 4 года, проходили летом и продолжались 5 дней.
(Слайд 6,7) Олимпийские игры – это регулярные общегреческие спортивные празднества в честь бога Зевса. Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов. Этот город располагался на территории Южной Греции, в северно-западной части полуострова Пелопоннес. Там располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции. На то время, пока длились состязания, прекращались войны, объявлялось священное перемирие. Это делало дороги к Олимпии безопасными. В это же время проводились мирные переговоры между враждующими, желающими уладить конфликты.
?? А почему же Олимпийские игры проводились в честь бога Зевса?
У древних греков существовал миф об основании Олимпийских игр, давайте с ним познакомимся. (Слайд 8 — Зевс.)
Приложение 1.
(Слайд 9) Внимательно прочитайте миф, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр. И выделите причины их появления.
Ученики высказывают предположения, доказывают свою точку зрения, учитель корректирует их ответы и выделяет причины, которые записываются в тетрадь.
(Слайд 10) Основные причины появления Олимпийских игр: запись в тетрадь
1) поклонение богам;
2) стремление жителей Греции показать силу и ловкость.
Учитель:
— При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова).
Слайд №11 — учащиеся знакомятся со словами, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их. Записывают в тетрадь.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье — пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпионик – победитель О.и.
— А кто же был их участником? Предположения учеников. Ответы учащихся.
(Слайд 12) В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Из женщин игры могла посещать лишь жрица богини Деметры.
Вопрос учащимся:
-Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?
Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.
Учитель:
На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?
(Раздаточный материал на партах)
Это была легендарная Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.
Учитель:
Олимпийские игры проходили летом и продолжались шесть дней
Учитель: А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. (слайд 15-18) Это вазы и рисунки древних греков. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в Древней Греции.
Задание: Внимательно рассмотрите рисунки, подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?
Слайд 19) Одним из главных состязания Олимпийских игр было пятиборье. Начиналось оно с бега. Встав на дорожке возле друг друга, атлеты ждали сигнала. Кто срывался с места раньше времени, того судья больно бил хлыстом. О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был один бегун, которого видели в начале и в конце дорожки, посередине его не успевали заметить.
После бега атлеты состязались в прыжках в длину.Для усиления толчка атлеты пользовались гирями и во время прыжка выбрасывали руки вперед.
Копье и диск метали, стоя на небольшом возвышении. Копье- метали на точность, А диск летел на дальность. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом. Этому виду спорта посвящена статуя скульптора Мирона «Дискобол». (Слайд 20)
Последним состязанием в пятиборье была борьба. Где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке. Перед ее началом атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.
Также интерес у зрителей вызывали кулачный бой, бег с оружием и другие.
Самым захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме — места для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки, так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей было не все могли себе позволить. На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Но, если кони приходили первыми, то именно хозяину упряжки, а не возничему присуждалась победа. (Слайд 21)
Ребята, в Древней Греции перед состязаниями атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся (1 мин).
Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады. (слайд 22).
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.
Как вы думаете какие?
Наградой победителей были венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”
Запишите в своей рабочей тетради.
Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? Организация учебной дискуссии. — посвящались богам, объявлялся мир, съезжались жители всей Греции, 11 месячная подготовка, победа не благодаря силам, а провидению богов, зрительные места занимали с ночи и т.д.
Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.
Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.
Во скольких Олимпийских играм им не разрешали участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх.
5. Закрепление изученного материала. (13 мин)
Приложение №3
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Вы конечно согласитесь, что очень многим человечество обязано Древней Элладе. На ее земле расцвели науки и литература, театр и архитектура, искусство скульптуры и музыка… Но древние греки больше всего ценили в человеке гармонию, совершенство и ума, и души, и тела. Неудивительно, что и спорт, в нашем понимании этого слова, тоже зародился на земле Древней Греции.
Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.
6. Домашнее задание:(2 мин)
Обязательно: п. 31 ответить устно на вопросы,
По желанию: подготовить сообщения о легендарных атлетах Древней Греции; и об истории современных Олимпийских игр; придумать рассказ от имени зрителя Олимпийских игр. (слайд 24)
Рефлексия (слайд 25) – задание: на листочках, которые раздал учитель отметить тот смайлик, который соответствует вашей оценки урока:
— многое понял, многому научился
— я удовлетворен своей работой на уроке
— как мало я знаю, мне надо многому научиться