Творческие задания по музыке для 1-5 классов
Творческие задания, игры 1. Задание на развитие восприятия
(методика поиска информации)
Таблица музыкальных жанров
Предлагается таблица, заполненная музыкальными жанрами.
ЗАДАНИЕ: подсчитать, сколько раз встречается каждый из жанров.
При выполнении задания фиксируется время.
балет | сюита | романс | соната | марш | романс | танец | песня | песня | опера |
марш | симфония | песня | сюита | романс | симфония | баллада | соната | баллада | симфония |
кантата | опера | кантата | балет | танец | сюита | романс | балет | танец | соната |
концерт | марш | опера | баллада | концерт | песня | кантата | сюита | песня | романс |
соната | опера | соната | сюита | кантата | опера | марш | симфония | соната | концерт |
кантата | танец | марш | кантата | баллада | балет | баллада | кантата | опера | баллада |
марш | кантата | романс | концерт | сюита | кантата | сюита | баллада | марш | соната |
кантата | опера | соната | романс | песня | танец | марш | симфония | романс | симфония |
сюита | симфония | балет | соната | опера | баллада | танец | соната | кантата | романс |
опера | баллада | опера | песня | кантата | песня | баллада | концерт | песня | концерт |
2. Творческое задание на развитие целостного восприятия образа произведений искусств
Для выполнения этого задания учащиеся получают конверты со стихотворениями разной тематики. Звучит музыка (связанная с темой), по окончанию прослушивания дети открывают конверты, читают и выбирают то стихотворение, которое по их мнению созвучно прозвучавшему музыкальному произведению.
3. Творческие задания на развитие воображения
—
школьнику предлагается в танце под музыку выразить какой-либо образ: «бабочка», «кошка», «лошадка», «конфета» и т.д.
—
учащимся дана картинка с изображением какой-либо ситуации, нужно придумать, что предшествовало этой ситуации (её причины) и что произойдёт в дальнейшем. Задание можно выполнять по группам. Затем разыграть эти ситуации.
4.
Сочинение музыкальной сказки и рисование иллюстрации к этой сказке. Потом вместе с учителем составляется книжечка авторских сказок.
5. Творческие задания, направленные на совершенствование знаний о темпе
— использование карточек с различными рисунками, где изображено движение. После прослушивания произведения дети поднимают карточку, соответствующую темпу музыкального произведения;
пример карточек:
— передача мяча под музыку ускорения и замедления (при быстром темпе музыкального произведения мяч передаётся быстро из рук в руки и наоборот при медленном темпе музыки);
— составление рассказа, где герои или предметы подчиняются по каким-то причинам агогике (изменению темпа). При этом дети могут употреблять музыкальные термины, связанные с темпом музыки (аллегро, адажио, престо, анданте и т.д.).
Например:
Мы с классом пошли в лес. Медленно прогуливаясь по лесу, вдруг заметили, как быстро пробежал заяц, и не спеша прыгала белка… и т.д.
6. Творческие задания, направленные на совершенствование знаний о ладе как средстве музыкальной выразительности
—
использование карточек с тёмными и светлыми цветами. Дети на слух определяют лад и поднимают карточку, соответствующую данному ладу. Также использование карточек, где изображены разные рисунки,
пример:
— досочинить заданную мелодическую интонацию на определённые слова, соблюдая ладовую окраску, предложенную первоначально.
7. Творческие задания, направленные на совершенствование знаний о динамике
—
мимикой и жестами изобразить динамический характер: форте, меццо форте, пиано;
— передать в рисунке через явления природы динамические оттенки;
— использование игровой ситуации: ведущий выходит за дверь, класс прячет игрушку. Ведущий, вернувшись, находит игрушку по звуку (чем громче поёт класс, тем ближе игрушка и наоборот)
8. Вокальная импровизация:
—
мини-рассказы (учитель читает или нараспев рассказывает сюжет, дети в нужных местах вставляют свои примеры вокальных импровизаций)
пример:
Пошли дети в лес, чтобы не потеряться, стали аукаться … (вокальный пример детей). В лесу они услышали пение кукушки … и стук дятла. Закапал дождик… А потом тучки ушли и запел соловей…
9. Ритмико-двигательная импровизация
Учитель рассказывает сюжет, дети в нужных местах вставляют свои примеры ритмико-двигательной импровизации.
Пример:
— дети собрались на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице… и пошли по улице пешком… Придя к другу, каждый из детей поздравил его… Потом они танцевали вальс (звучит музыка вальса) … и польку (музыка польки) …
— Это деревья в лесу,
Ветер сбивает росу.
Это птицы летят,
Крылья сложили назад.
10. Игра «Музыкальная карусель»
Дети рассаживаются по группам. Учитель объявляет тему, 1 группа вспоминают одну из песен на эту тему, поют 1-2 строчки и передают эстафету другой группе. Время на раздумье- 15 секунд. Если какая-то группа не отвечает, то сходит с карусели. Выигрывает та группа, которая остаётся.
Темы «музыкальной карусели»
— песни, в которых упоминаются города,
— вода, в любом состоянии,
— родственники (мама, папа и т.д.)
— музыкальные инструменты.
11. Игра на развитие памяти «Музыкальный чемодан»
Каждый ученик, начиная с учителя проговаривает фразу: «Я беру с собой чемодан и кладу в него…», например, музыкальные инструменты. Каждый раз, повторяя предыдущий инструмент, кладёт свой.
— Учитель: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту
— 1 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту и скрипку
— 2 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку и фортепиано
— 3 ученик: я беру с собой чемодан и кладу в него флейту, скрипку, фортепиано и гитару
и т. д.
Проговаривая свой инструмент, учащиеся имитируют игру на этом инструменте.