Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС 


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

На смену уходящей в прошлое, основной цели ДОУ: транслировать знания воспитанникам, пришла новая функция образования — создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, музыкальный руководитель и другие специалисты — это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник — субъект, способный к саморазвитию.

Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна — развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством педагогической интеграции. В настоящее время, когда одним из требований ФГОС является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо строить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.

Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом, музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей детей.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.

Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю — оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, качеством выполнения всего программного материала.

Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

При обучении детей музыкально – ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя детей.

В средней, старшей и подготовительной группах роль воспитателя иная:

он действует по мере необходимости, показывая какое — либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности.

музыкальному руководителю необходимо:

  • осуществлять личностно-профессиональное самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
  • знать свои профессиональные функции и знакомить с ними воспитателей;
  • анализировать свою работу с воспитателями;
  • планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
  • совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
  • проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
  • активно участвовать в методической работе ДОУ.

Одним из ведущих направлений взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов.

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

  • совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности (индивидуальный маршрут);
  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • музыкальные вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
  • взаимодействие с методической службой ДОУ.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГОС не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Художественно — эстетического развития», сформировать предусмотренные программой умения и навыки, в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

Памятка

воспитателю по успешному взаимодействию

с музыкальным руководителем

Воспитателю необходимо знать программные требования по музыкальному воспитанию, музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

Разучивать движения с отстающими детьми.

Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка, в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Следующая >

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС

Татьяна Ефименко

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС

«Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС ДО»

Ефименко Татьяна Валерьевна,

музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад «Малышок»

ОРВ п. Урдома»

Приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к этому миру — вот основная задача музыкальных руководителей детских садов в музыкальном образовании дошкольников.

Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.

Недаром еще Василий Александрович Сухомлинский писал в свое время:

«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

определяет
родителей (законных представителей)
как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса детского сада, а ДОУ, в свою очередь, призвано помочь, направить, дополнить и поддержать воспитательскую деятельность
родителей, оказать квалифицированную помощь, создать условия для активного участия родителей (законных представителей)
в образовании и воспитании детей.

В нашем детском саду «Малышок»
взаимодействие с родителями строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Я – музыкальный руководитель, и так же, как все педагоги нашего детского сада, стараюсь тесно сотрудничать с родителями воспитанников.

Цель взаимодействия:

Построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального образования детей.

Задачи:

— вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы;

— активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству,

— способствовать развитию совместной музыкально-художественной деятельности родителей и детей.

В своей работе я акцентирую внимание родителей на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей, а также стараюсь находить новые формы и направления сотрудничества с семьями воспитанников, обеспечивая тем самым художественно- эстетическое развитие воспитанников.

Для улучшения качества работы, в поисках интересных методов и приемов я использую информационно – аналитические формы,такие как тестирование и анкетирование на темы:

«Выявление у детей интереса к музыкальным занятиям»

,

«Музыкальное воспитание в жизни ребенка»

,

«Оценка работы музыкального руководителя в ДОУ»

и др.

В качестве наглядно – информационных форм работы с родителями в холле детского сада и раздевальных комнатах периодически мною оформляются

— Альбомы: «Путь детей к творчеству»

,
«Общение ребенка с музыкой»
и др. ;

— Папки-передвижки: «Безопасная одежда и обувь ребенка на музыкальных занятиях», «Пойте детям перед сном»

,
«Сказки-шумелки»
и др. ;

— Буклеты: «Развиваем звуковысотный слух»

,
«Длительность звука и чувство ри
и др. ;

— Фотовыставки: «От природы музыкален каждый»

,
«Малышок встречает Новый год»
;

— Информационные листы: «Как вести себя на детском празднике»

,
«Заходя в детский сад – улыбнитесь!»
и др. ;

Для прозрачности образовательного процесса использую образовательные формы работы — это организация открытых просмотров музыкальной деятельности детей, таких как «Чудо-Дерево»

,
«Космическое путешествие»
,
«Детский сад – наш дом родной»
и др. ;

Познавательными формами взаимодействия с семьями воспитанников служат родительские собрания, клубы,круглые столы на разные темы: «Развитие эмоциональной сферы дошкольника в элементарном музицировании»

,
«Сказка в жизни ребенка»
,
«Ритмы и звуки, как лекарство»
,
«Рисуем музыку»
,
«Первый Новый год в детском саду»
,
«Инструменты — самоделки»
и др. ;

В индивидуальных беседах знакомлю родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Очень радует и то, что родители активно участвуют в совместном создании и оформлении музыкальной предметно-пространственной образовательной среды.

Родителям очень нравится, когда их привлекают к участию в мероприятиях детского сада, что является досуговыми формами работы с семьями дошколят.В нашем детском саду были организованы и проведены:

— Совместные праздники и развлечения: «Моя семья»

,
«День варенья»
,
«Это ярмарки краски»
,
«Поле чудес»
,
«Осеннее кафе»
и др. ;

— Творческие проекты и конкурсы: «Веселые чтецы»

,
«Моя семья»
,
«Весенняя сказка»
по мотивам р. н. с.
«Волк и семеро козлят»
,
«Странички из книжки»
по произведениям К. И. Чуковского.

— Семейный фестиваль «Мы этой памяти верны»

, приуроченный Дню Победы.

— Спортивные мероприятия: муз. -ритмическая гимнастика «Веселое утро»

,
«Мой папа»
.

Проанализировав все формы сотрудничества с семьями воспитанников, я пришла к выводу, что наибольшая результативность проявляется в привлечении родителей к участию:

— в образовательной деятельности детей,

— в родительских собраниях,

— в совместных праздниках и развлечениях,

— в фестивалях и конкурсах,

— в театрализованных представлениях,

— в совместных детско-родительских проектах;

— в совместных выступлениях детей и родителей, как в детском саду, так и в мероприятиях, организованных ЦКД МО «Урдомское»

.

Многие родители, принимая активное участие в мероприятиях, раскрываются как организаторы, артисты, оформители, костюмеры и лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду.

Использование разнообразных форм работы даёт возможность улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи.

Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки к нему музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: