Описание опыта работы «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников»

«Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес

Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все навек объединимся. Давайте наши души сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся. Пояснительная записка Программа «Экологический театр» рассчитана на 4 года обучения и ориентированна на средний и старший школьный возраст (6-11 классы). 1-ий год обучения-144 часов 2-ой год обучения-216 часов 3-ий год обучения-216 часов 4-ый год обучения-216 часов

Программа работы объединения направлена на организацию деятельности учащихся по изучению природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своего края.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний театрального искусства, но и воспитание экологической культуры, а так же формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы.

Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. Большая часть времени отводится практической, творческой деятельности. Театр-это волшебный мир, в котором ребенок, играя познает окружающий его природный мир.

Именно с театром бывают часто связаны самые яркие и светлые впечатления детства. С самых ранних лет ребенок стремится проявить свое творчество. Поэтому так важно разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его творческие способности. Занятия театральным искусством с детьми начинается с игры. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Для них «театр» и «игра» — понятия не разделимые. Дети начинают играть в театр в младшем школьной возрасте. Они собираются в группы, репетируют известные им сказки, готовят костюмы, декорации, показывают спектакли жителям своей улицы. Свои фантазии дети пытаются воплотить в живые образы и действия.

Экологический театр выводит детей за круг обычных впечатлений, дают возможность пережить самые высокие чувства, делает их богаче и тоньше, развивает возможность живо откликаться на окружающий мир и вызывает потребность в творческом проявлении.

Программа написана для обычных детей и рассчитана на то, что занятия в театральном кружке помогут школьникам в развитии их творческих способностей, разовьют детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, повысят уверенность в себе. Ведь театр не только развлекает, но и воспитывает морально и эстетически.

Программа позволяет детям увидеть результат своего труда. Каждый этап работы на занятиях является как бы новой ступенькой, позволяющей школьникам чувствовать движение вперед. Это и спектакль, где дети, как правило, с наибольшей полнотой и увлекательностью отдают все, что получили на занятиях. В этих случаях и сам процесс коллективного творчества, и показ спектакля оставляет заметный след в памяти и сознании исполнителей.

Главный принцип программы основан на общепедагогической установке – путь от простого к более сложному. Занятия построены так , чтобы были доступны и интересны детям, будили их творческую инициативу, создавали ощущения необычности и увлекательности, вызывали положительные эмоции в приобщении к волшебному миру природы.

Группа формируется в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями учащихся.

Принцип участия: добровольный.

Программа предусматривает:

— проведение бесед; — экологических игр для развития фантазии; — экскурсий в природу; — просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов; — телепостановок; — конкурсов; — развлечений;

которые способствуют сплочению коллектива, расширению кругозора учащихся, дают возможность активного отдыха, имеют положительное значение. Это всегда праздник и хороший повод для общения, обмена впечатлениями.

Именно через искусство дети лучше познают природу, именно через искусство приходит любовь к природе, так как искусство является частью общения человека и природы.

Итоговое занятие в конце года – показ спектакля. Это своеобразная форма отчета. Спектакль, как художественное произведение, живет лишь в те часы, когда идет на сцене. А для успешного выступления необходим предварительный настрой, мобилизация внимания, воображения, памяти и чувств.

Хочется верить, что маленькие ростки доброго отношения к природе, перерастут в конкретные добрые дела. Ведь рука человека, хоть однажды услышавшего в своем сердце голос плачущей Земли, уже никогда не поднимется на нее.

Программа 1-го года обучения рассчитана на 144 часа. Дети получают первые элементарные представления о театре, у ребят формируется экологические знания и воспитание активной жизненной позиции в деле охраны природы, знакомятся со сценической грамотой в упражнениях и этюдах. Первоначальный этап приобщения к театру школьников связан в основном со спектаклями-сказками. Сказка в театре является своеобразной классикой, где ребенок встречается с идеальными образами, олицетворяющими лучшие черты человеческой личности, вызывает отвращение к злу.

Программа 2-го года обучения рассчитана на 216 часов. Общий уровень развития учащихся6-х, 7-х классов дает возможность использовать более широкий круг пьес, добиваться проявления самостоятельности. Воспитание нравственных, эстетических качеств личности, формирования ответственного отношения к природе, высокой культуры общения с ней. Ведется работа над совершенствованием этюдов.

Программа 3-го года обучения рассчитана на 216 часов. Учащиеся 8-х и 9-х классов, они более устойчивы в своих интересах, стремлениях, вкусах. Выработка практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств. Дети способны понять и почувствовать в процессе подготовки спектакля общественное значение экологических проблем. На занятиях с учениками надо стремиться к повышению самостоятельности школьников в анализе и трактовке отобранного для исполнения литературного материала.

Программа 4-го года обучения рассчитана на 216 часов. Учащиеся 10-х и 11-х классов, в этом возрасте дети получают необходимые ценностные установки по отношению к окружающей среде, а так же мотивации к активному участию в улучшении и защите окружающей среды. Приобретают аналитические навыки, способности не только воспринимать, но и понимать собственное восприятие, способности создать свое видение и аргументировать его.

Цели и задачи

У детей следует выявить: — склонности и способности каждого ребенка — способность создания коллектива единомышленников — нацеливание на самостоятельное творчество — актерские навыки — с помощью этюдов и упражнений определенные знания — атмосферу доброжелательности, взаимного доверия — уважительное отношение к природе — умение подлинно, логично и целенаправленно действовать в вымышленных обстоятельствах — сознательную дисциплину.

Воспитать:

— гуманную, творческую, всесторонне развитую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу, и бережно относится к ней — адекватность экологического сознания и поведения

Развивать:

— потребности общения с природой — внимание, воображение, чувство ритма — стилистическое чутье

Формировать:

— чувства ответственности за судьбу планеты — готовность решать те или иные задачи с позиции знания природных процессов Помочь: — обрести способность свободно ориентироваться в проблемах, связанных с окружающей средой — приобрести необходимые ценности установки по отношению к окружающей среде, а так же мотивации к активному участию в улучшении и защите окружающей среды — обеспечить возможность активно включаться на всех уровнях в работу по решению проблем в окружающей среде. Сотрудничество с учащимися должно быть организованно на основе следующих «НЕ»: — НЕ запрещаем, а направляем; — НЕ управляем, а сотрудничаем на равных; — НЕ принуждаем, а убеждаем; — НЕ командуем, а организуем; — НЕ ограничиваем, а предоставляем свободу выбора; — НЕ ищем слабые стороны, а развиваем сильные стороны.

Работа творческих групп 1. Креативная — работает над созданием нового спектакля: написание спектакля, выполнение режиссерской работы. 2. Модельная — разрабатывает и изготавливает костюмы. 3. Художественная — отвечает за декорации, художественное оформление спектакля. 4. Музыкальная — обеспечивает музыкальное оформление спектакля. 5. Экономическая — рассчитывает затраты на изготовление костюмов и декораций. Работа с родителями — Беседы; — собрания; — совместная работа в подготовке костюмов, реквизита к спектаклям; — семейные походы; — совместные акции; — добровольный финансовый взнос на нужды объединения. Рекомендации по использованию программы. 1. Этюды и упражнения указанные в программе можно использовать в любой последовательности, распределяя их по степени трудности. 2. В практической работе с учащимися на занятиях можно использовать одновременно упражнения из разных разделов. 3. Группировать упражнения следует с учетом конкретной задачи очередного занятия. 4. Упражнения и этюды необходимо разнообразить и постепенно усложнять. 5. Этюды и упражнения необходимо повторять и отрабатывать, чтобы научить подростков развивать предложенный вымысел, все более его уточняя. 6. На занятиях с младшими подростками руководителю стоит иногда включаться в то или иное упражнение, чтобы задать нужный ритм его выполнять и направить по верному пути, разбудить творчество и активность учащихся. 7. Обучение чтению драматургического произведения. 8. Перевод из пассивного в активное восприятие таких категорий, как «подтекст», «подводное течение» и др. 9. Привить интерес к театральному воплощению драматургического произведения. 10. Развитие практического навыка театрального представления, в частности определение принципов режиссерского решения спектакля. Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п

ТЕМЫ Всего

часов

В том

Теорет.

Числе

Практич.

1 Вводное занятие 2 2
2 Основы актерского мастерства 12 2 10
3 Работа у зеркала 12 2 10
4 Экскурсия в «Паленов лес» 2 2
5 Формирование языковой культуры речи 12 2 10
6 Песенное творчество 10 2 8
7 Технология грима 12 2 10
8 Танцевальное творчество 12 2 10
9 Подвижная разминка 8 8
10 Работа по постановке правильного дыхания 12 2 10
11 Предварительный анализ сказки 18 18
12 Творческое освоение пьесы в действии 26 2 24
13 Досуг 6 6
14 Итого 144 18 126

Учебно-тематический план 2-го года обучения

п/п

ТЕМЫ ВСЕГО

ЧАСОВ

В ТОМ ЧИСЛЕ
ТЕОРТ. ПРАКТ.
1 Вводное занятие. 2 _ 2
2 Наблюдение за изменениями, происходящими в природе. 4 _ 4
3 Сценическая грамота. 16 4 12
4 Техника речи. 20 2 18
5 Теоретические основы использования мониторинга природной среды. 14 4 10
6 Песенное творчество. 14 2 12
7 Подготовка чтецкого материала. 12 2 10
8 Танцевальное творчество. 14 2 12
9 Работа с мимикой.. 12 2 10
10 Экологический поход. 2 _ 2
11 Экологический спектакль. 28 4 24
12 Практикум по мониторингу природной сферы. 6 2 4
13 Роль грима в создании сценического образа. 20 4 16
14 Освоение сказки в действии. 26 2 24
15 Антропогенные воздействия на биосферу. 10 4 6
16 Досуг. 12 _ 12
17 ИТОГО. 216 34 182

Учебно-тематический план 3-го года обучения

п/п

ТЕМЫ ВСЕГО

ЧАСОВ

В ТОМ ЧИСЛЕ
ТЕОРТ. ПРАКТ.
1 Вводное занятие. 2 _ 2
2 Схема грима. 30 4 26
3 Экскурсия в природу. 2 _ 2
4 Техника речи. 20 2 18
5 Исследовательская работа в области экологии питания человека «Кладовая здоровья» 14 4 10
6 Экологический праздник для детей. 10 2 8
7 Культурно массовая работа. 10 _ 10
8 Работа со СМИ. 6 2 4
9 Экологическая азбука. 16 4 16
10 Формирование фонотеки, фотоматериалов. 12 _ 12
12 Художественное оформление театра. 10 2 8
13 Тренинг уверенности. 16 _ 16
13 Танцевальное творчество. 12 _ 12
14 Музыкальное оформление спектакля. 10 2 8
15 Экологический спектакль 32 4 28
16 Досуг. 14 _ 14
17 ИТОГО. 216 26 190

Учебно-тематический план 4-го года обучения

п/п

ТЕМА ВСЕГО ЧАСОВ ТЕОРТ. ПРАКТ.
1 Вводное занятие. 2 _ 2
2 Грим и прическа. Профессиональные термины начинающего гримера. 32 4 28
3 Конкурсы: «Юные следователи природы». 12 4 8
4 Тренинг уверенности. 10 _ 10
5 Дикция и постановка голоса. 26 4 22
6 Дни защиты от экологической опасности. 6 _ 6
7 Танцевальный тренинг. 30 2 28
8 Экологическая неделя 12 _ 12
9 Режиссура. 22 4 18
10 Песенное творчество. 20 2 14
11 Постановка спектакля. 30 4 26
12 Досуг. 14 _ 14
13 ИТОГО 216 24 192

Используемая литература 1. А.Я.Михайлова «Театр в эстетическом воспитании младших школьников». 2. «Основы театральной культуры в школе – М,1988г. 3. Рудзик М.Ф. «Основы театрального искусства и драматизации школьников» — М.1994г. 4. «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников» — М.1989г. 5. Ю.И.Рубина «Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью». 6. В.Беспалов «Школьный драматический кружок». 7. В.Ширяев «Драматический кружок школьников». 8. Ю.И.Рубина «О развитии художественных способностей школьников на занятиях драматического кружка». 9. В.П.Шильгави «Начнем с игры? 10. Ю.М.Чистякова «Психогимнастика II». 11. М.Чехов «Литературное наследие» ТР-2 12. А.П.Ковалев «Мастера театра об искусстве актера» — М. 1949г. 13. «Основы эстетического воспитания» — И.А.Кумаева – М.1986г. 14. «У истоков русского театра» — А.И.Кузьмин М.1984г. 15. «Мастера театра об искусстве актера» — А.П.Ковалев 16. «Эстетическое воспитание во внешкольных учреждениях» — Л.А.Сахарова, А.И.Шахова – М.1986г. 17. «Русский театр XIX века» — В.Ф.Федорова М.1983г 18. «Русский народный театр конца XIX начала XX века» — Г.А.Хайченко М.1975г. 19. Журнал «Внешкольник» — 2007 г. №4 20. Журнал «Внешкольник» — 2007 г. №5 21. «Подарите детям праздник» — Посталатий В.К. 22. «Сценарии, конкурсы, вкторины» — М.А.Давыдова, И.А.Агапова Хромых Вера Владимировна Педагог дополнительного образования

Сказочный спектакль по экологии для младших школьников

Сценарий экологического спектакля для старших дошкольников и младших школьников «Лесная история»

Для детей 6-10 лет
АВТОР: Александрова Елена Михайловна, Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №4» г. Ясногорска Тульской областиЦель. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Программное содержание. • Формирование у детей экологического сознания и культуры природопользования. • Формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. • Формирование позитивного отношения к природе. Задачи. • Познакомить детей с конкретными обитателями леса: животными и растениями. • Познакомить детей с растениями, занесёнными в «Красную книгу». • Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру. • Развивать у детей эмоциональный отклик на события, происходящие рядом с ними. • Поддерживать инициативу детей в выборе действий для передачи эмоционального состояния (образа). Звери спят на поляне. Слышится храп.Ёж. (Забинтован нос.)
Мой бедный носик… Больно как!
Медведь. (Забинтована лапа.)
Ведь кто-то спросит: «А где ты так?»
Волк. (Забинтовано горло.)
Решил водицы испить в ручье, И, кто бы знал, как сильно я навредил себе.
Лиса. (Забинтована голова.)
А я – с разбитой вот головой! Да где ж в лесу нам, звери, найти покой?
2 зайца. (Вбегают запыхавшись.)
Из дальнего леса в гости спешим мы сейчас. Что за напасти — страсти преследуют вас?
Ёж. Мой бедный носик грибы искал. Нашёл же – банку и в ней застрял… Медведь. А я – коренья копал в земле. Поранил лапу стеклом себе. Волк. Гвоздей с десяток я проглотил. Вонзились в горло, терпеть нет сил! Лиса. А я, так просто, в лесу гуляла… И головою в чайник, не знаю как, попала! 1 заяц. Откуда банка? Стекло откуда? 2 заяц. А эти гвозди и чайник? Чудо! Лягушонок. (Появляется за ручку с мышонком.)
Не чудо это, а люди просто. Совсем большие и маленького роста.
Мышонок. Вот, кстати, и они идут гурьбою… Успеть бы ноги нам унести с тобою! Все разбегаются.Появляется Девочка с букетиком ландышей.Девочка. Я букетик ландышей соберу в лесу. Маленькое чудо в город отвезу. Буду любоваться, аромат вдыхать… Нагуляюсь вволю – крепче буду спать! Появляется Мальчик. Прутиком хлещет кусты. Марширует.Мальчик. Я маленький солдатик – раз, два, три! Мне надо быть на страже – кругом одни враги. Срублю врагам я головы, проткну насквозь мечом! Жестоко накажу я их, узнают, что почём. Узнают, что почём! Появляется Бабушка с корзиной.Бабушка. Хоть и нож забыла я, но со мной корзина. Наберу грибов сейчас, не нужно магазина. Рыжики и белые, опята и маслята, Пошустрей в корзиночку прыгайте, ребята! Появляется Дедушка с топором.Дедушка. Вот берёзка стройная, в хозяйстве пригодится! Хорошо топор с собой, меньше с ней возиться. Раз, два – только щепочки в стороны летят! Напилю я кубиков для моих ребят! Появляются в обнимку Кошка и Собака.Кошка. Птичек всех мы переловим, очень вкусные они! С диетическим продуктом да продлятся наши дни! Собака. Эх, пичужки – веселушки, уж недолго песни петь… Нам вдвоём работа эта – не успеем и вспотеть! Кошка и Собака гоняются за птичками.Девочка и Мальчик. Поработали на славу! Дедушка и Бабушка. Всем пора и отдохнуть. Кошка и собака. Перекусим на полянке Все. И скорей в обратный путь! Усаживаются на полянке. Кушают. Разбрасывают мусор.Девочка. Кто с букетом, Мальчик. Кто с победой, Бабушка. Кто с корзиною цветов, Дедушка. Кто с берёзой, Кошка и Собака. Кто с диетой. Все. Всем презент в лесу готов! Уходят.Появляется Лесовичок – Хозяин Леса и Зайцы с Лягушонком и Мышонком.Лесовичок. Как красив наш лес, друзья! Сколько в нём богатства! Только что же вижу я? Кто шалил здесь, братцы? 1 заяц. Вся трава примятая, порублены кусты. Из Красной книги сорваны бесценные цветы. 2 заяц. Грибницы все повырваны, грибов нам не видать… А где же птички вешние? Их песен не слыхать. Лягушонок. Здесь были люди и звери с ними. Мышонок. Давайте их проучим, чтоб не были такими! Лесовичок. Я, хозяин леса, рассердился очень! Буду их кружить по лесу, аж до самой ночи. Все прячутся. Лесовичок делает пасы руками – колдует. Появляются люди и Кошка с Собакой. Идут, падая и причитая.Девочка. Я устала, сил уж нет! Вижу, меркнет солнца свет. Мальчик. Где б прилечь, во сне забыться? Надо ж было так случиться?! Бабушка. Что-то место мне знакомо… Недалече мы от дома! Дедушка. (Поднимает с земли банку.)
Что ты, баба, мелешь зря? Это ж баночка – моя!
Кошка. Утром мы сюда пришли… Собака. Так куда ж мы день весь шли? Лесовичок. Утро вечера мудрее, Утром будет веселее… Все ложатся, засыпают, храпят, стонут… Утро.Полукругом, позади спящих, встают все лесные звери. Люди, просыпаясь, видят их. Смущаясь, встают по бокам поляны.Ёж. Мой бедный носик! Медведь. Как лапу ломит! Волк. А в горле – гвозди… Лиса. Болит, вот горе! Девочка. Простите нас, звери! Мальчик. Мы так провинились… Бабушка. Мы вам навредили… Дедушка. И вот – поплатились… Кошка. Мы всё уберём, Собака. И урок не забудем. Кошка и Собака. А впредь обещаем: Все. «Мы хорошими будем!» Все вместе дружно убирают мусор в большой пакет. Девочка, Мальчик, Бабушка и Дедушка поют заключительную песню «Песня друзей леса». Звери исполняют «Танец».
1.Лес наш самый лучший друг! Он накормит и согреет. Так давайте же, ребята, Будем с ним добрее.
Припев:
Пусть растёт и зеленеет, Звери пусть резвятся. Сделать лес ещё прекрасней Будем мы стараться! 2.В гости будем приходить. Или даже – потрудиться, Ведь общение с природой Всем нам пригодится.
Припев.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический КВН в начальной школе Экологический час для старших дошкольников и младших школьников Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса Сценарий внеклассного занятия в начальной школе. День Земли

Похожие статьи:

Сценарий экологической игры в начальной школе

Сценарий экологического праздника в начальной школе

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников

Экологический ринг в 3 классе. Сценарий

Беседа о культуре поведения в природе, 1 класс

Экологический театр в ДОУ

Экологический театр в ДОУ

Шар земной, для одних ты – арбуз. На куски разрывают тебя и кромсают зубами, Для других ты – лишь мяч, и, толпясь, игроки, То хватают тебя, то пинают ногами.

Шар земной для меня не арбуз и не мяч. Шар земной, для меня ты – лицо дорогое, Я слезинки твои утираю – не плачь, Кровь смываю твою и пою над тобою. Расул Гамзатов

Самой главной проблемой 21 века ученые всего мира считают загрязнение окружающей среды. Даже в нашем небольшом поселке построены предприятия, которые, по мнению моих односельчан, загрязняют воздух, почву и воду.

Но ведь многое зависит от самих жителей. Взрослые люди возмущаются поведением молодежи, которая калечит деревья, жжет траву, бросает мусор – это с детских лет оставшаяся привычка, ведь основные черты характера формируются именно в дошкольном детстве.

Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.

Сегодняшний ребенок – это завтрашний природопользователь. И от нас, взрослых, зависит, будет ли он «природопользователем разумным» или неразумным «использователем» природы.

В нашем МАДОУ постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Большое внимание при этом уделяется природоохранной деятельности.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, педагоги приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством игровых педагогических технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческую деятельность, используют природоохранные акции, проекты, экологические театральные постановки.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, наши дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет нам решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального. художественно-эстетического и экологического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Б. М. Теплов писал, что «в процессе сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Вживаясь в театральную роль, сопереживая своему герою, ребенок изнутри ощущает себя частью большого мира, в том числе и мира природы.

Приоритетным направлением работы нашего МАДОУ является творческое развитие дошкольников и создание благоприятной эмоциональной обстановки для их всестороннего развития. Поэтому театрализованная деятельность является одним из самых действенных способов реализации поставленных перед коллективом задач. Многие годы мы работаем над театральными постановками в детском и взрослом театре. А в прошлом году, который был объявлен годом охраны окружающей среды, у нас возникла идея: объединить экологию и театр. Педагоги совместно с детьми подготовили театрализованные выступления на экологическую тематику. В итоге из этой затеи получился настоящий экологический театр, в котором приняли участие взрослые и дети.

Цель

данной работы мы видим в формировании экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитии чувства коллективизма, ответственности, формировании опыта нравственного поведения.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг.

К работе экологического театра мы поставили следующие задачи:

  • совершенствование форм и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию;
  • развитие творческих способностей детей;
  • вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;
  • привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.

По нашему мнению экологический театр – это не один случайный спектакль в год, это система работы, включающая воспитательный, познавательный и деятельностный компоненты, реализуемые в тесном взаимодействии всеми субъектами непрерывного экологического образования: от органов власти до учреждений образования, культуры и общественников.

Думаю, что значение экологического театра очень велико. Театр учит думать, чувствовать, действовать в образах. Средствами театра можно не только раскрыть личность ребенка, но и воспитать его. Воспитать, прежде всего, любовь к природе, деятельную, а не отвлеченно-абстрактную.

Театральное искусство, как метод вовлечения детей в активную природоохранную деятельность, позволяет нам использовать такие присущие детям качества, как стремление к подражанию, любовь к переодеваниям и желание общения со сверстниками.

Инсценирование экологической информации позволяет дошкольникам глубже понять и запомнить её суть. Экологические сценки, миниатюры вызывают у наших ребят простые человеческие чувства: сострадание, желание помочь, необходимость действовать. Наш экологический театр воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей.

Как форма экологического воспитания экологический спектакль, во многих случаях, является более эффективной, чем такой традиционный метод, как беседа. Представление способно привлечь зрительскую аудиторию любого возраста, спектакли легко воспринимаются и запоминаются.

Обращая внимание публики на определённую экологическую проблему, спектакли не оставляют зрителям чувство безысходности, но вселяют надежду и оптимизм, ведь выжил, потому что смеялся. Несомненно, экологический театр – реальная сила в пропаганде экологических знаний.

Как мы ставили экологический спектакль?

  1. Подбор материала для экологического спектакля.

Прежде, чем мы взялись создавать экологический спектакль, мы решили для себя три вопроса: ЧТО? КАК? и ВО ИМЯ ЧЕГО?

ЧТО?

– искали темы в журналах, интернете, книгах о театре, в газетах, следили за информацией. Темы должны быть актуальные.

КАК?

– ходили в театры, смотрели телевизионные КВНы, «капустники» придумывайте сами. Существует множество жанров: литературно – музыкальные композиции, пародии, обозрения, «живые картины», пьесы.

ВО ИМЯ ЧЕГО?

– каждый выбирает для себя. Иногда спектакль ставится просто «для украшения» какого-то мероприятия. Такой театр не всегда жизнеспособен. Если интересно самим – шансов больше. Но самая главная цель – экологическое просвещение населения. Если вы выбрали эту цель – ваш детский коллектив добьётся успеха.

Когда материал для постановки спектакля найден, руководитель , а в нашем случае это творческая группа педагогов, прежде всего, должны сами его хорошенько проработать. Это может быть и пьеса, созданная вами, и готовое произведение другого талантливого автора, в котором нужно сделать свои поправки с учетом специфики условий МАДОУ, умений артистов, интересов зрителей. Зачастую мы выбираем знакомые детям сказки и сочиняем их на новый лад, опираясь на основное содержание. Так были разработаны сценарии к экологическим сказкам детского театра «Аленький цветочек», «Соловей», «Морское путешествие», «Щедрый заяц», опере «Весна», фольклорному представлению «На Кузьму, Демьяна», взрослого театра «Репка», «Морозко», «Колобок», кукольного тростевого театра «По щучьему велению».

Существенную роль в нашем театре выполняют педагоги-режиссеры. За суетой повседневности мы часто забываем о нашей миссии. Занимаясь с детьми, мы должны помнить, что воспитываем элиту завтрашнего общества. Нравственность, любовь, доброта – это вечные законы, по которым нужно воспитывать детей. Поэтому каждое занятие, репетиция должны быть увлекательным путешествием в мир экологических знаний, в мир живой природы, каждая творческая встреча – урок любования миром красоты природы, урок познания законов жизни, урок формирования сознания творца.

Необходимо так же помнить, что в спектакле самый главный на сцене – ребёнок-актёр! В его подготовке представления главное для педагога – душа ребенка, формирование в ней бережного отношения ко всему живому на Земле. Важно и то, как ребенок играет свою роль. Если он «кривляется» на сцене, значит, он не верит в то, что делает, значит глуха осталась его душа, и толку от этого действа не будет.

Из личного опыты мы знаем, что особенно важно для экологических спектаклей – придумать оригинальное начало, способное сразу привлечь внимание публики. Чаще всего у нас используется музыка или песня. Неудачное начало – изложение фактов в дикторском манере, длинный текст. Недопустимо заканчивать спектакль мыслью «Всё плохо. Экологическая катастрофа неизбежна. Мы все погибнем!» Мы оставляем зрителю надежду на лучшее и убеждаем его в том, что катастрофы можно избежать, если всем вместе встать на защиту природы.

Важнейшей составляющей успешного театрального действия является грамотное вплетение в драматургическую канву музыкального материала (инструментального, вокального, различных шумов). И это понятно: музыкальный звук несёт в себе очень много информации и способен не только полнее раскрыть тот или иной сценический образ, но и усилить желаемый эффект от определённой сцены, от всего спектакля в целом. Именно поэтому музыкальные руководители МАДОУ являются основными действующими лицами в подготовке представлений. Уже при первом прочтении сценария мы намечаем музыкальную партитуру спектакля (отмечаем кульминационные моменты сцен, всего спектакля в целом, намечаем «поющих» героев, пишем под них роли).

Музыка – сильное средство воздействия на зрителя, но не стоит её использовать для того, чтобы не было скучно. Следует играть интересно, а музыкой только усиливать актёрскую работу.

  1. Подбор актерского состава.

Практика показала, что наиболее удобный вариант для нас – сделать театр из детей одной группы. Это будут дети одного возраста, с одинаковым режимом, хорошо знакомые друг с другом. Есть и минусы: дети из одной группы могут оказаться «непоющими», если вы решите взять всех детей группы, найдешь ли для всех роли. Все решаемо. На счет певческих навыков детей мы не слишком переживаем: в дошкольном учреждении нет солистов больших и малых театров, «как сможешь так и спой», главное, чтобы проявлялась индивидуальность ребенка, раскрывалась творческая инициатива артиста. Работа со всей группой детей может вызвать сложность в подборе ролей и репертуара для всех. Мы продумываем действие так, чтобы все дети были заняты в представлении: деревья, цветы, речка – предметы неодушевленные в дошкольном театре оживают, танцуют, поют, водят хороводы. Каждая даже самая маленькая роль очень важна для ребенка, потому что каждый хочет быть артистом, как же можно лишить его этого. Такой подход к подбору актеров даёт нам возможность создавать очень дружные, работоспособные и преданные «экологической идее» коллективы, хотя и приходится тратить больше времени на вокальные, пластические и прочие занятия.

Возможен конечно и вариант «сборного состава»: разновозрастного или одновозрастного, но из разных групп. Это даст вам возможность привлечь самых талантливых детей: музыкантов, вокалистов, пластически одарённых ребят. Спектакли, сыгранные такими детьми будут более профессиональны.

Для взрослого театра подбор актеров мы производим уже во время написания сценария, так как каждая роль пишется под определенного человека, учитывая его способности, черты характера, личностные особенности. Конечно есть люди, без которых не мыслима постановка спектаклей, они почти настоящие артисты в нашем коллективе, но мы стараемся вовлекать в действие всех педагогов МАДОУ, каждому когда-либо достается подходящая для него роль.

  1. Изготовление костюмов, декораций, атрибутов.

В этом интересном и сложном действии принимает участие весь коллектив детского сада вместе с родителями. Мы собираем со всего мира подходящие для сцены декорации, шьем и переделываем костюмы. Подготовка к новому спектаклю – хорошая возможность избавиться дома от ненужных вещей. Нам нужно все: большие портьеры для декорирования центральной стены, бабушкины платья для старинных костюмов, старая шаль и фуфайка для Бабы Яги, выгоревшая на солнце шапка и расшитая еловыми шишками жилетка для Лесовичка, рваная соломенная шляпа и сетка-авоська для Королевы Мусора, бусы, ожерелья, броши, старые украшения для Принцессы, свадебное платье для Королевы Чистоты и так далее. Интересным был сбор костюмного и декорационного материала для китайской сказки с экологическим подтекстом «Соловей». Мы собрали 16 атласных женских халатов для кимоно придворных, из кирпичиков строительного материала сделали обувь, а своеобразные прически китайских вельмож делали из черных шерстяных колготок, сшив из них шапочки с шариком, проткнутым крест-на-крест простыми карандашами.

Процесс подготовки костюмов и декораций очень увлекателен. Необходимо уже на этом этапе призывать к работе детей. Вместе с ними готовить атрибуты из бросового материала, решая тем самым экологическую проблему вторичного использования мусора и ненужных вещей.

  1. Репетиционный процесс.

Прежде чем приступить к репетициям, мы размножаем сценарий, у каждого участника должен быть свой экземпляр. Списывание своих слов с одного экземпляра тормозит постановку спектакля.

Этапы репетиционного процесса имеют следующую последовательность:

— читка сценария и распределение ролей;

— застольные репетиции (расставляются акценты и логические ударения в

тексте, участники запоминают сценарий);

— репетиции по сценам, эпизодам (отрабатываются отдельные миниатюры до

полной готовности);

— прогоны (сводные репетиции);

— генеральные репетиции (когда полностью готов реквизит, декорации,

музыка);

— показ (сдача спектакля ).

Репетиционный процесс не следует затягивать. Долгая подготовка к спектаклю охлаждает творческий настрой артистов, процесс подготовки им надоедает, настраивает на медленную работу, и к моменту премьеры актёры могут растерять весть кураж.

На репетициях выявляются недостатки сценария, приходят в голову новые решения той или иной сцены, часто дети сами придумывают неожиданные и оригинальные ходы и реплики. Мы обсуждаем и обговариваем вместе все варианты, выбираем наиболее оптимальный из них, устраняем ошибки.

Своеобразие экологического спектакля заключается в том, что каждый ребенок, играя свою роль, может почувствовать абсолютную причастность к проблемам защиты природы от безграмотного пользования ею. Будучи цветочком на грязной замусоренной полянке, ребенок понимает, как страшно оказаться в такой ситуации, детям-рыбкам невозможно жить в загрязненном водоеме, певчей птице Соловью не поется в неволе, а цветы и птицы, замороженные сердитым Дедом Морозом, никогда не смогут радовать нас своей красотой и пением. В экологическом театре реализуются на практике идеи гуманитарного подхода к экологии, приобщение развивающейся личности к культуре не только и не столько к материальной, сколько к ценностно-смысловой и духовно-нравственной.

Специально для наших экологических спектаклей мы готовим программки и афиши (как в настоящем театре). Делают их сами дети, которые с удовольствием рисуют картинки о защите природы, а мы оформляем информационное содержание.

  1. Представление.

Ну вот наконец – то премьера! Суета, рабочий шум, переодевание в

костюмы, последние штрихи в подготовке декораций. В зале много гостей: наши дети из разных групп, родители, друзья, коллеги. Волнуемся… Звучат первые аккорды мелодии и начинается спектакль. Это потом, спустя какое-то время все нас будут поздравлять с прекрасным представлением, с удачно сыгранными ролями, дети будут обсуждать важные экологические проблемы, поставленные в спектакле, сопереживая героям, рисовать картины, переигрывать запомнившиеся сцены. А сейчас на нас лежит большая ответственность – донести до зрителя с помощью выразительных средств театра важную мысль о том, что все мы вышли из природы и являемся неотъемлемой ее частью, ее детьми, которым необходимо беречь и заботиться о своей матери.

  1. Заключение.

В ходе нашей работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в их делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Дети стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы » Почему?» и » Зачем?» выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развился эмоционально — практический отклик на окружающую природу.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр — новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.

Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.

Наша главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,

что в мире много существ меньше и слабее меня, и

можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти

мимо, не задев, не затронув»

Е.Леонов

Экологический спектакль Колобок для детей начальной школы. Сценарий

Сценарий экологического спектакля «Колобок» для детей младшего школьного возраста
Автор: Кондратьева Алла Алексеевна Место работы: учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Золотухинская СОШ « п. Золотухино Курская область
Сценарий экологического спектакля «Колобок»
Описание материала: Предлагаю вам сценарий экологической сказки, постановка которой может быть использована для участия в театральном школьном фестивале, в экологическом празднике учителями начальных классов с детьми от 6-10 лет. Цель: Раскрытие талантов детей, творческих способностей. Задачи: Учить отличать добро и зло на примере сказочного сюжета Развитие положительных эмоций, актерских способностей Воспитывать интерес к сказкам, любовь к чтению, бережное отношение к природе Ход спектакля


1 скоморох Собирайтесь, добры люди! Представление здесь будет! 2 скоморох Здравствуйте, гости дорогие, Да и вы, хозяева родные! 1 скоморох Здоровья вам да удачи, Терпенья и радости в придачу! А сказочку послушать не желаете? А где послушать там и посмотреть. А сказка наша не простая. Хоть всем знакомая такая. 2 скоморох Отгадайте-ка загадку: Покатился без оглядки Через поле и лесок Наш румяный … (Колобок) Дед Видишь, дымок с трубы идёт? То старуха колобок. Мне сегодня испечёт. По сюжетам поскребла, По амбарам помела – Аккурат на колобок Там мучицы-то нашла. А то всё с утра и пела: «Дед, нема её, нема…» Ну а запах-то какой! Появляется старуха. Старуха Всё. Готово. Испекла. Остудить теперь нужда.


Дед А хорош-то, а пригож! Так и съел бы! Старуха. Нет, не трожь! Дед Да не трону, не боись. А бедовый, а румяный… Вот безрукий, непутёвый! Стой! Куда ты? Погоди!


Старуха Ну держи его, держи! Дед Ой, лови его, лови! Бесполезно, не догоним! Силы мать уже не те… Старуха Что, допрыгался, чертяга?! Говорила ведь, не трожь! Дед Что же делать? Можь вернётся? Погуляет и придёт. Старуха Нет, старик, он не вернётся… Посмотри, как он хорош! Дед Ладно, бабка, не горюй! Да не плачь ты, ради бога. О-хо-хо… Пойдём домой. Выбегают на сцену скоморохи

1 скоморох Плачет бабка, плачет дед, Колобка и следа нет. 2 скоморох Покатился по дорожке, Не догонят резвы ножки. 1 скоморох Покатился без оглядки – Засверкали только пятки – Через поле и лесок Наш румяный колобок. 2 скоморох Не скоро сказка сказывается, а скоро главное случается. Заяц (Его лапы и голова забинтованы). Ох-ох-ох… Не дай бог… Что за запах аппетитный?


Колобок? Так поедим! Стой! Ни с места! Ох-ох-ох… (Стонет.) Колобок Ты чего это, косой? И побитый, и хромой…


Заяц Попрошу не обзываться! А косой ты знаешь кто? Колобок Уж не я ли? Заяц Нет, не ты! Есть, кругляш, у нас такие, Кто вчера здесь отдыхал, А потом бутылками пустыми По кустам, прицелившись, стрелял. А я как раз под кустиком лежал – Ну, культурно отдыхал. Колобок Вот беда! А что потом? Заяц Что? Ты даже не поверишь! Мусор, грязь, осколки, банки, Целлофан, бумага, склянки, Это ж надо же подумать! Это разве были люди?! Ведь поранятся зверята, Несмышлёные ребята. Ты катись-ка дальше, друг, Всех предупреди вокруг. 1 скоморох Покатился без оглядки Наш румяный колобок, А навстречу ему – Волк.


Колобок Здравствуй, серый! Аль не рад? Еле ты волочишь ноги. Довели тебя тревоги? Волк Это верно, Колобок, Круглый и румяный бок. Был я резвым и весёлым, Никогда не был голодным. Добывал я пищу сам, Быстро бегал по лесам. А потом связался с ним. Колобок. С кем? Волк Да барана я стащил… А барашек тот гулял По лугам да по полям. А траву на тех полях Поливают с самолёта, Гербициды, пестициды Обрабатывают что-то. В общем, химия одна! Колобок Ну а дальше то чего? Волк Всё тебе «чего, чего?»! Съел барашка я того, Обглодал всего – и вот… Живот пучит, лапы крючит, Зубы сводит, череп рвёт. Всё – лечится надо мне. На поляне дальше есть Травка, что мне надо съесть Лекарственная! Колобок Ты лечись, Волк, поскорее! Впредь же будешь ты умнее. На поляне аккуратней: Там бутылки, банки, склянки. Себе лапы не порежь! Волк Вот спасибо, круглый бок. Ну, катись и будь здоров! Колобок. И тебе здоровья тоже! Что твориться – то! О боже! 2 скоморох Покатился колобок. Волку он уже помог – Помогать не стыдно ведь. Глянь, сюда идёт… Медведь. Колобок Здравствуй, Миша-генерал! Тоже, что ли захворал? Медведь Здравствуй, здравствуй, Колобок, Круглый и румяный бок! Я, друг мой, не заболел. Я в своём родном лесу Чуть живьём, брат, не сгорел. Колобок Как же, Миша, так случилось? Правило-то надо знать, Что в лесу нельзя медведям Ведь со спичками играть. Медведь Да не я! Я что же, глупый, Чтобы со спичками шалить? Шел грибник, окурок бросил – Ума нет, чтоб потушить! Вспыхнул лес, трещал валежник – Еле ноги я унёс. А хотел берлогу строить… Да, с бедою не поспорить. Птичек жалко, жалко белок, а ежата… Вот беда! Колобок Ой-ой-ой! Вот уж беда! Чем помочь такому горю? А в соседнем-то околке Под большой ветвистой ёлкой Места разве не найдёшь? Медведь Ты о чем, румяный бок? Нет околка: изрубили! Ёлок тоже нет: спилили! Что за люди, не пойму? Сеют лишь одну беду. Ну, счастливо, Колобок! Не скучай и будь здоров!


Колобок Ох-ох-ох! Да, что тут скажешь? 1 скоморох Ты чего? 2 скоморох Животных жалко? 1 скоморох Нам нельзя, брат, унывать! Будем сказку продолжать. 2 скоморох Покатился Колобок. Дует в спину ветерок. Что ж, катись, коль не сидится. Глянь, сюда бежит… Лисица.


Колобок Ба! Лисица! Вот так диво! Ты куда это спешишь? На меня и не глядишь! Не узнала что ль меня? Колобок я – глянь сюда! И по коробу скребён, По амбару я метён, На сметане я замешен, На окошке остужён. И от бабушки ушёл, И от дедушки ушёл. Во плутовка! Во даёт! Колобка не узнаёт


Лиса Колобков уже не ем: На диете я теперь. Я тебя давно бы съела, Да боюсь полнеть не в меру. Ты в сельмаге не бывал, Курочки там не видал? В лесу птиц совсем не стало, А я чуть-чуть оголодала. Колобок Сам в сельмаге не бывал, А от бабки-то слыхал Разговор её с соседкой, Что лежат, мол, год как в лавке «Ножки Буша» на прилавке. Лиса Издеваться?! Как так можно? Есть их даже не возможно! Нет ни запаха, ни вкуса – Не губи ты мою душу! С каждым днём в лесу всё хуже, Потравили даже лужи. Страшно воду пить в реке – Жизни нет зверью нигде! Колобок Нет, не зря я совершил прогулку эту! Лиса без птиц, и земли без воды. Всё меньше окружающей природы, Всё больше окружающей среды! Выходят все участники спектакля

Заяц Как это страшно – вымиранье рода, Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошённая природа Уже не в силах сделать ничего! Волк И поползёт проказа запустенья, И пересохнут ниточки воды, И птицы вымрут, и падут растенья, И зверь не обойдёт своей беды. Медведь И сколько тут корысти не ищи ты, Какой ты отговоркой не владей, Земля защиты требует, защиты, Она спасенья просит у людей!


Спектакль заканчивается повторением правил лесной вежливости

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая сказка для детей 6-9 лет Сказка Колобок на новый лад Творческие работы учащихся по русскому языку и литературе, 4-6 класс Сказка для детей 8 — 11 лет. Каменное волшебство

Похожие статьи:

Час чтения на тему «Сказки», 4 класс

Сказка Андерсена «Гадкий утёнок»

Толстой «Липунюшка»

Толстой «Девочка и разбойники»

Бажов «Огневушка-Поскакушка»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]