Конспект урока «Повторение синтаксиса и пунктуации в 11 классе в конце года»


Урок русского языка. 11 класс. Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Урок русского языка. 11 класс.

Тема:
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Цели:

знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции; применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

Тип урока:

повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

— Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра Это лисья нора Здесь лисята живут Много их тут Можно их сосчитать

— Почему трудно читать? (нет знаков препинания)

— Запишите стихотворение, расставив знаки препинания.
(записывают)
— Какие знаки препинания поставили? — Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания? — О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? — Как называется система правил о постановке знаков препинания? — Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение «Принципы русской пунктуации».

В основе правил русской пунктуации — три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме; б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части; в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения — все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю.Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения «Одиночные знаки препинания», «Парные знаки препинания».

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК СТАВИТСЯ
1. Точка. В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).
2. Восклицательный знак. В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.
3. Вопросительный знак. В конце вопросительного предложения.
4. Многоточие. Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.
5. Запятая. Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.
6. Точка с запятой. Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.
7. Двоеточие. Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.
8. Тире. Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.
9. Скобки. Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.
10. Кавычки. Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в учебнике

III. Работа с текстом упр. 381 (там же)

1. Беседа:

— Перескажите текст. — С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте — упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот; б) придаточное сравнительное; в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным; б) сложноподчиненное с двумя придаточными; в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4; б) 5; в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения; б) выделяет обособленные члены; в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как

в предложении №3:

а) оборот с как

– это приложение со значением “в качестве…”; б) оборот с
как
– устойчивое словосочетание; в) оборот с
как
– это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста — бессоюзное; б) в 3-ем предложении нет причастного оборота; в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

— Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему? — Что было трудным? Почему? — Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по выбору: упр. 383 или упр. 384

Правила пунктуации 11 класс

Тема:

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ предложения 11 кл рус

Цели:

1) рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания;

2) определить функцию каждого из препинания;

3) совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста;

4) совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения;

5) определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Ход урока:

I. Организационный момент

: приветствие и объяснение целей и задач урока.

Подготовка к восприятию нового материала. Мотивация.

Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания.

— А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? (10 знаков)

— Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые представляет стройная система знаков препинания?

Задание 1. Французский писатель В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель так же ответил без слов: !.

— Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между В.Гюго и издателем.

-Какую роль играют знаки препинания? Как вы относитесь к знакам препинания?

-Что такое пунктуация?

Пунктуация (лат. — точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания:

Точка (.) Вопросительный знак (?)Восклицательный знак (!)Многоточие (…)

Запятая (,) Точка с запятой (;)Двоеточие (:) Тире (-) Кавычки («») Скобки ( ).

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Задание 2. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

— Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

-Покажите, как меняется смысл предложения?

Смысловой или семантический

Постановка знаков подчинена также смыслу предложения. Из этого следует, что структурный принцип неотделим от смыслового: не понимая смысла, невозможно выделить в предложении отдельные части. Чаще всего деление предложения по смыслу и по структуре совпадает, но бывает так, что один только структурный принцип не может подсказать верную расстановку знаков.

В своём крайнем варианте это то самое классическое «казнить нельзя помиловать», где одна запятая меняет смысл фразы на противоположный.

Пример: «В комнате были Ксения, моя подруга (,) и её муж». Пропуск запятой меняет количество действующих лиц в предложении, превращая уточняющий оборот в ещё одно однородное подлежащее. Получается, что в комнате было три человека вместо двух.

Однако чаще речь идёт об оттенках смысла, непонятных вне контекста. Пример: «Друзья (,) мне сказали, что всё отменяется». С запятой ― обращение в безличном предложении. Без неё это подлежащее (сказали именно друзья, а не кто-то другой).

Другой пример:

  1. «Они не строят дома так, как мы строим». Ударение на «так» и на «мы». (Они строят иначе, чем мы.)
  2. «Они не строят дома, так как мы строим». Акцент на «мы». (Они не строят, потому что мы уже это делаем.)

Для сравнения пример, в котором может не получиться прибегнуть не только к структурному, но и к интонационному принципу. На слух оба вопроса звучат практически идентично:

  1. Это, значит, ваш друг? А я его выгнала.
  2. Тут написано «tu amigo». Это значит «ваш друг»?

Таким образом, иногда только пунктуация определяет, в каком значении употребляется отдельное слово, и от этого зависит всё предложение.

Смысловой принцип также позволяет использовать авторские знаки. Так называются знаки, которые не требуются по грамматическому правилу, но намеренно выбраны автором для передачи дополнительных оттенков значения, экспрессии или указания на особую интонацию, на изменение ритма, на долгие паузы: «Читайте, завидуйте, я — гражданин».

Здесь этот принцип тесно переплетается с интонационным.

Принципы русской пунктуации

Сегодня мы…

· Выясним, на основе каких принципов строится русская пунктуация

· Попытаемся выделить самый главный принцип.

· Поймём, зачем нам знать принципы русской пунктуации.

На уроках русского языка мы уже говорили о принципах русской орфографии. То есть, об основных законах, на которые опирается эта область науки. Это морфемный, фонетический, традиционный, дифференцирующий принципы

. Как известно, любое правило орфографии можно объяснить тем или иным принципом.

Вообще, принцип в языке – это такое универсальное «потому что». Объяснение, как именно и почему именно так работает какое-либо правило. И если бы никаких принципов в пунктуации не было – мы бы просто ставили знаки препинания там, где мы захотим. Однако пунктуация – весьма принципиальная дама!

И первый принцип, на который нужно обратить внимание – это структурный

. Его ещё называют
синтаксическим
. Звучит он примерно так:
употребление знаков препинания зависит от строения предложения
. То есть пунктуация зависит от синтаксиса! Эту истину мы уже и сами знаем.

Как это работает? Вот предложение

Начался новый учебный год

Вернее, пока что это незаконченное высказывание. А если мы хотим его закончить и оформить – нам понадобится знак препинания. Мы должны поставить что-нибудь в конце предложения. Например, точку.

Можно добавить к первому высказыванию второе –

Начался новый учебный год и ученики пошли в школу.

Теперь получается, что в этом предложении две части – такова его структура. И мы должны отметить это: нужно отделить две части друг от друга. Сделаем это при помощи запятой.

А если вместо одного сказуемого у нас вдруг три? Пошли, побежали, полетели

в школу.

Начался новый учебный год и ученики пошли побежали полетели в школу.

Теперь строение предложения изменилось – у нас есть однородные сказуемые. И они ничем не отделяются друг от друга. Нужно их разделить. Мы для этого тоже используем запятые.

Ещё раз немного изменим структуру предложения.

Начался новый учебный год, и ученики искренне радуясь пошли в школу

.

Теперь у нас в предложение как будто вставлена какая-то лишняя деталь. На самом деле так и есть – у нас тут деепричастный оборот. Без выделения запятыми он нарушает строение предложения. Значит, придётся его выделить.

А если вот так:

Начался новый учебный год весело сказала Маша.

Получается, что у нас здесь есть речь. И её тоже нужно как-то выделить из структуры всего предложения. Поэтому мы выделяем её кавычками. Части предложения разделяем запятой. И добавляем тире, чтобы указать на речь автора.

Итак, структурный принцип довольно строг

. При попытке выставить знаки препинания только там, где делаются паузы, он мигом напоминает нам, что есть синтаксис, есть строение предложения. И если мы забудем о нем, нам несдобровать.

Структурный, или синтаксический, принцип является основным для русского языка.

Он олицетворяет собой главный закон, который действует в языке. Знаки, которые требуются по этому принципу, обычно
обязательны
. Они не могут быть авторскими.

И все основные правила пунктуации, которые мы будем изучать, в большинстве своём основаны именно на структурном принципе.

Но почему бы не построить всю пунктуацию только по этому принципу?

Потому что в речи есть ещё и смысл

.

Сравним два предложения:

Твоё сочинение должно быть уже на моем столе.

Твоё сочинение, должно быть, уже на моем столе.

В первом предложении совсем необязательно ставить запятые. Но как только мы их поставили, смысл изменился. Значит, постановка этих знаков препинания продиктована смыслом.

Так что в языке есть ещё и смысловой принцип

. Иногда его ещё называют
логическим
. Его можно сформулировать так:
знаки препинания ставятся в соответствии с оттенками смысла.
Иногда именно знак препинания может указывать нам на определённый смысл в предложении. А по грамматическому принципу знак здесь можно и не ставить.

Посмотрим на предложение

С нами поедет Игорь, мой друг и Евгений

.

Кажется, что мы говорим о трёх людях. А если мы поставим запятую после слова друг

? Тогда слова «мой друг» сразу же начинают относиться к Игорю. И получается, что с нами едет уже двое. Так сколько же человек с нами отправляется? Это зависит от запятой и от того смысла, который нужен.

Вот предложение:

Я сделал задание, так как меня попросили.

То есть, меня попросили, поэтому я и сделал задание. А если мы переставим запятую всего лишь на одно слово?

Я сделал задание так, как меня попросили.

Теперь речь уже о том, что нам были даны какие-то конкретные инструкции, и мы выполнили задание именно так, как нужно.

Я не пришёл, потому что заболел.

Заболел, поэтому не пришёл. Если мы передвинем запятую на одно слово, получится немного другая интонация и другой смысл: Я не пришёл потому

, что заболел.

То есть, не пришёл именно из-за болезни, а не из-за чего-то ещё.

Из-за несоблюдения смыслового принципа можно сделать нелепую ошибку

. Вот предложение:

Кот стоял на трёх лапах, а четвертой передней лапой пытался достать сосиску.

По структурному принципу тут запятые не требуются. Но что обозначает это – четвертой передней лапой? Что-то многовато у кота передних лап!

А вот если мы поставим после слова четвертой

запятую, то лап окажется столько, сколько нужно.

Смысловой принцип допускает авторские знаки препинания

. Например, у Максима Горького есть такое предложение: «
Я – видел небо»
. Тире между подлежащим и сказуемым совершенно не нужно. Но автор решил, что оно выражает дополнительные оттенки значения, и поставил его.

Но не всегда даже и смысл может помочь. В конце любого предложения мы можем поставить точку, восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие. Структурный принцип нам здесь просто советует ставить знак препинания.

Смысловой принцип требует уточнить смысл. А уточнить его поможет интонация

.

Третий принцип в русском языке – интонационный

. Он звучит так:
знаки препинания ставятся в соответствии с интонацией.
Заметим – знаки препинания далеко не всегда ставятся там, где делаются паузы при интонации.

Но иногда все же ставятся.

Благодаря интонационному принципу мы выбираем знак в конце предложения

. Даже одно слово с разной интонацией превращается в совершенно разные предложения. То же самое с интонацией при обращении. Оно, как известно, может отделяться запятой или восклицательным знаком.

При помощи разной интонации отображаются разные оттенки смысла

. Вот три сложных предложения, части которых связаны при помощи разной интонации.

В первом случае мы просто перечисляем события, поэтому ставим запятую. Во втором случае речь о том, что кто-то сел за парту, так как урок начался.

А тире – это быстрая смена событий. Не успел человек сесть за парту, как начался урок.

Есть ещё и так называемое интонационное тире

. То есть, иногда тире ставится именно там, где нужна пауза. Там, где нужно обозначить дополнительную интонацию, привнести какие-то оттенки смысла.

Разговаривать – долго он не мог.

Человек долго не мог пользоваться речью.

Разговаривать долго – он не мог

. Человек мог пользоваться речью, но недолго.

Какой вывод из этого мы можем сделать?

Есть три принципа русской пунктуации.

Структурный или синтаксический. Мы ставим знаки препинания в соответствии со строением предложения.

Смысловой. Знаки препинания могут быть продиктованы смыслом предложения.

Интонационный. Знаки препинания могут зависеть и от интонации.

При этом структурный принцип считается главным, а остальные – подчинёнными. Вот почему так важно хорошо разбираться в строении предложения.

Функции знаков препинания

Прежде всего, что понимается под пунктуацией? Во-первых, раздел грамматики, занимающийся вопросами правильного оформления письменной речи при помощи постановки знаков препинания. Собрание правил, принятых в нём за эталон, закреплено ещё в «Правилах орфографии и пунктуации» 1956 года.

Для восприятия текст делится на смысловые фрагменты. Так было не всегда. В древнерусской письменности, к примеру, не ставили даже пробелы между словами. Так или иначе, читать слитный текст тяжело, и знаки препинания служат именно этой цели: разбить написанное, ― во-первых, по смыслу, а во-вторых, в соответствии с паузами, которые неизбежны в устной речи. Собственно, «препинание» и означает: «запинка», «перерыв». Красная строка, кстати, тоже является таким знаком, отделяя друг от друга целые абзацы.

Различают следующие типы знаков препинания:

  1. Отделительные. Они указывают на конец одного предложения и начало второго. Это точка, восклицательный и вопросительный знак, а также многоточие.
  2. Разделительные. Их функция ― обозначение границ внутри предложения: разделение его частей, если оно сложное; разграничение однородных членов, если простое. Они, как и отделительные знаки, являются одиночными. Сюда входят: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
  3. Выделительные. Обособляют отдельные отрезки с двух сторон, следовательно, они всегда парные. К ним относятся: скобки, кавычки, двойные запятые или двойные тире, комбинация тире и двоеточия. Эти знаки могут заключать в себе обращение, любое дополнение или пояснение высказывания, а также личное отношение к нему.

Во-вторых, пунктуация ― это сама живая система языка, нормы которой сформировались неслучайно. В правилах лишь отражаются закономерности, отшлифованные веками употребления русской речи, избавленные от всего лишнего, осмысленные и упорядоченные. Только благодаря существованию такой системы возможна эффективная передача информации в письменной форме, когда два носителя языка безошибочно понимают друг друга через текст.

В идеале, по крайней мере в рамках одного предложения, не может быть двух толкований, ― если предположить, что и написавший, и прочитавший в совершенстве овладели пунктуацией. Тогда можно считать, что система работает.

Это особенно заметно, если рассмотреть, как взаимодействуют три принципа, лежащие в основе русской пунктуации:

  • синтаксический;
  • смысловой;
  • интонационный.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Повторение трудных разделов орфографии и пунктуации

Повторение трудных разделов орфографии и пунктуации (в рамках подготовки к ЕГЭ).
Цели: 1. Повторить орфоэпические нормы и лексическое значение слов. 2. Обобщить и систематизировать материал по самым трудным разделам орфографии и пунктуации, а именно: правописание суффиксов прилагательных и причастий. 3. Применять на практике учебные компетенции, совершенствовать культуру устной и письменной речи. Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал, словари иностранных слов, кодоскоп.
Ход урока:
1. Организационный момент: объявление темы и цели урока. 2. Слово учителя: Наша задача — продолжать отрабатывать навыки правильного и грамотного письма. Как всегда, начнем с орфоэпической разминки. Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова ( на экране – слова). Если ошиблись, записываем эти слова в тетради. ИсключЕнный, увЕдомить, бралА, понЯвший,баловАть,обеспЕчение понЯвший,баловАть,обеспЕчение,пАмятовать, срЕдства,рефлЕксия,рассредотОчение,иллюзОрный, постулАт,турбулЕнтный, конфиденциАльный. — Давайте выясним значение незнакомых нам слов: (С помощью словаря выясняем значение слов: рефлексия, иллюзорный, постулат, турбулентный, конфиденциальный). 4. Работа с текстом. Учитель: чтобы грамотно писать, надо знать «в лицо» систему самых частотных морфем: корней, приставок, суффиксов. Перед вами текст.Систематизируем с вами наши знания по самому трудному разделу орфографии: н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Посмотрите на экран и скажите, когда пишется одна Н и два НН в суффиксах прилагательных? Причастий? ( на экране – таблица с правописанием данного правила) Текст ( на каждого ученика на столе) Он сидел в огромной комнате обставлен…ой старин…ой мебелью. На крашен…м маслян…ой краской полу валялось бе…числен…ое кол…ичество исписан…ых бумаг в открытое окно задувал весен…ий ветерок играя с недавно куплен…ыми шторами .На полирован…ом столе было множество вещей чернильница, недавно наполнен…ая Петькой до краев, стопеой лежали потрепан…ые фотографии, в деревян…ом сундучке инкрустирован…ом золотом плотно уложен…ы дорогие сигары.В центре комнаты сидел Александр Петрович на обтянутом тиснен…ой кожей кресле… Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните правила написания, надпишите части речи над этими словами.Расставьте и объясните знаки препинания. Учитель: итак, мы повторили орфографические нормы. Я хочу обратить ваше внимание на высказывание А.И.Куприна: « Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, глубок, гибок, послушен и вместителен…» Вслед за великими мы часто повторяем, что русский язык богат и могуч, что в его лексике десятки тысяч точных и хороших слов.Однако при этом речь наша часто бывает бедна и невыразительна. Поэтому мы должны отводить этой теме, очень нужной для подготовки к экзаменам,побольше времени. Исправьте ошибки, которые допускают учащиеся, забыв о «коварстве» деепричастных оборотов. На экране предложения. 1. Читая роман «Обломов», у всех возникают разные точки зрения.( когда мы читаем…) 2. Выйдя на прогулку, мальчику хотелось взобраться на сеновал.(…мальчик хотел…) 3. Даже полюбив Ольгу, его тянуло к дивану.( он не мог отказаться от дивана) 4. Изучив произведения Гончарова,у меня сложилось хорошее впечатление о главном герое.( когда я читал…) 5. Встав взрослым, Иван Ильич создал Обломовку и в Петербурге.( став…) Учитель: К сожалению, встречаются ошибки и в СМИ, рекламе, объявлениях. Итак, найдите их. Кто из вас орфоэпически, орфографически и грамматически зорок? На экране- предложения: — «Л Этуаль: побАлуйте себя (орфоэпическая) —Изготавливаем жАлюзи —лиВтинг – крем( лифтинг) (орфографическая) —товар сертиВицирован ( надо: сертифицирован) —грейпФрукт( надо: грейпфрут) —согласно графика( надо: графику) Учитель: Следующая рубрика—« Соблюдайте грамматические нормы» Задание: отметьте словосочетания с нарушением грамматических норм.( перед каждым на столе раздаточный материал). Работаем по вариантам. 1вариант: широкое авеню до двухтысячи седьмого года езжай за мной несколько песней жареный кофе 2 вариант: более ярче десять апельсинов две пары носков опытные бухгалтера 3 вариант: двое прохожих умелые шофера более азартный жить среди армян Орфографический марафон. Проведем в форме словарного диктанта. Распределите слова, на ваш взгляд, по степени трудности: легкие—трудные. Бечевка, решетка, отэкзаменовать, квинтэссенция, пиетет, аккредитив, босс, индифферентный, импресарио, продюсер, росомаха, сверхизысканный, подыграть, запанибрата, не сегодня—завтра, апелляция, кристаллический, драматический, раса, целлофан, линолеум, суррогат, оккупация, гуманизм. Мини—диктант повышенной трудности. На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввична потчевала исподтишка коллежского асессора Фаддея Аполлоновича под аккомпанемент виолончели всякими яствами и винегретом с моллюсками. Подведение итогов урока. Задание на дом. Учитель: Представьте себя в роли того, кто во что бы то ни стало хочет занять вакантное место корректора в самом популярном и престижном журнале .Ставки высоки, и прием проводится на конкурсной основе. Что от вас требуется? Грамотность, грамотность и еще раз грамотность. Попробуйте найти и исправить ошибки в данных на листочках текстах. Они у всех разные. ОБРАЗЕЦ: Леонковалло инкогнито пресутствовал на представление оперы « Паяци» в маленьком городке. Рядом сидела дама в Чорном парчевом платье. Она сразу обратила на нево внимание, так как он, в отличие от остальных,сидел со скучяющем видом.Дама заговорила: « Почему вы неаплодируете милостивый государь вам не нравится опера?» Леонковалло ответил: « Откровенно говоря мадмуазель она мне ненравится». Не знакомка удивилась: « Неужели месье это ваше искреннее мнение?» «Разуметься», — был ответ.
ОБРАЗЕЦ:
Говорят в старо- давние времена, в этой уской далине,прорезанной прихатливыми извилинами серебристосиней речьки, шустрой и замкнутой кольцом плоско-верхих холмов, было столько дикой ярко красной гвоздики что окресности по словам месных жителей и сейчас называют алой зыбью.Севодня в Алой зыби , к сожелению, нет в таком изобилие, но тем неменее Павлу, поднимавшимуся на холм к обширной хлебо сольной усадьбе соседа, встретилось их столько,что ему, пожалуй,удалось бы собрать довольно-пышный букет.
Презентация на тему: Повторение трудных разделов орфографии

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 11 класс Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста К. Г. Паустовского «Тай Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса

Похожие статьи:

Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: