Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненных предложений»


Урок русского языка: Сложносочиненные предложения. Обобщение изученного (9 класс)

Синягина Ю.В. МОУ СОШ №25, г.Орск

Урок русского языка в 9 классе

Тема «Сложносочинённые предложения. Обобщение изученного».

Подготовка к ГИА

Разработала:

учитель русского языка

МОУ СОШ № 25, г. Орска

Синягина Юлия Викторовна

Цели урока:

Обучающая:

обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами

Развивающая:

развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7

Воспитывающая:

формирование языковой компетенции, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к литературе.

Тип урока

: систематизации и обобщения знаний. Урок-практикум.

Методы обучения:

метод активизации познавательной деятельности,

метод актуализации опорных знаний.

Педагогические технологии:

компьютерные, здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно — ориентированные

Формы:

классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.

Учащиеся должны знать

: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь

: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Средства обучения

: интерактивная доска, мультимедийный проектор, тренажер «Русский язык», презентация «Сложносочинённое предложение, В 7», раздаточный материал, лист самоконтроля.

Дифференцированный подход:

индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися

Основные понятия и термины урока:

сложносочинённое предложение, простое предложение с однородными членам

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

(А.С.Пушкин)

Ход урока

  1. Вступительное слово.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!».

Вспомните название стихотворения, из которого взяты эти строки и кому они посвящены.(«19 октября». Николаю Корсакову, Фёдору Матюшкину, Ивану Пущину, Александру Горчакову, Антону Дельвигу, Вильгельму Кюхельбекеру)

Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.

Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.

II. Объявление темы, постановка цели урока.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке. Итак, мы будем

Повторять

: сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

Будем учиться:

отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Запись в тетрадях даты и темы урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала»

.

Сегодня в конце урока вы заполните лист самоконтроля:

Какие ключевые понятия усвоены? Что вызвало трудности, каковы причины этого? Личная оценка качества усвоения материала Личная оценка активности, вклада в урок Предложения по теме, уроку

III.Проверка домашнего задания при устном опросе

Итак, теорию о ССП мы проведем при фронтальном опросе. В ходе опроса мы будем обращаться к примерам из домашней работы. Ученики получили индивидуальное задание: выписать из произведений А.С.Пушкина примеры ССП и простых предложений с однородными членами.

IV. А. Индивидуальная работа

1. На компьютерах – тренажер по орфографии (6 уч-ся)

2. Интерактивная доска. «Исправление ошибок» (ошибки в распределении союзов)

На доске необходимо исправить ошибки, правильно распределив союзы в схеме.

Б. Фронтальный опрос

Какие же предложения мы называем ССП? (примеры из дом. работы)

— Почему простое предложение, осложнённое однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями, всё же остается простым? (примеры из дом. работы)

— Когда в ССП ставится тире?

— Когда в ССП ставится точка с запятой?

— Когда в ССП ставится запятая?

— А когда не ставится запятая в ССП?

Расскажите алгоритм постановки знаков препинания в ПП и ССП

— Какие значения вносят в ССП различные союзы?

Делаем главный вывод.

Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Проверка тренажёров и интерактивной доски

V. Работа с тестами. Расскажите алгоритм, по которому необходимо работать при выполнении задания В7 в ГИА

1. Алгоритм:



2.Работа с тестами (устно) по слайдам – на партах у детей распечатанные тесты

1. В 1810 году царь Александр I подписал проект (1) составленный министром Михаилом Сперанским (2) о создании особого учебного заведения. Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского были устремлены в будущее , (3) и он надеялся на это закрытое учреждение. (3)

2. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1) его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещения Лицея. (2)

3. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором (1) по другую находились профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором (2) и перед ними торжественную речь произнес директор Лицея В. Малиновский. (2)

4. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и студентами. (1)

VI. Зарядка для глаз под музыку Иогана Штрауса «Сказки венского леса»

Слово учителя:

Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы А.С. Пушкина. Да, много лет прошло с тех пор, но ничего не забылось, и сегодня мы вспомним, с чего всё начиналось…

Я предлагаю вам познакомиться с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Басина Марианна Яковлевна (1916 – 1994) – писатель, литературовед.

Текст на экране, на столах.

VI. Работа с текстом

Запишите вид работы: Работа с текстом

  1. На магнитной доске ученик выполняет задание:

Выполните синтаксический разбор предложения

После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились.

2.На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание:

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Выполните морфемный разбор слов с пропущенными буквами.

3.Выразительное чтение текста учителем

(1) С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. (2) Со стуком подъезжали кареты и из них степенно выходили мальчики — подростки в сопровождении родных. (3) Дети были грустны а взрослые были серьезны. (4) Это начали съезжа(т, ть)ся будущие воспитанники Царскосельского лицея.

(5) Родные уехали а воспитанники остались с инспектором. (6) После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики пр…образились. (7) Ребята были одеты в двубортные сюртуки с блестящими пуговицами синие жилеты дли(н,нн)ые панталоны и (полу)сапожки. (8) Мальчики бросились к зеркалу разглядывали друг друга вертелись. (9) Одни уже во…бражали себя министрами а другие просто наслаждались своим парадным видом. (10) Довольны были все. (М. Басина)

4. Самостоятельная работа

Задания:

1. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

2.Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительным союзом. Объясните пунктуацию.

3. Укажите ССП с общим второстепенным членом.

3. Найдите в тексте ССП, укажите их номера.

5. Проверка самостоятельной работы

6. Проверка индивидуальных заданий у доски

7.Работа с интерактивной доской

Определите значения, которые вносят в предложения различные союзы.

Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики — подростки в сопровождении родных.

Лица детей были грустны, а лица взрослых торжественно серьезны.

Родные уехали, а воспитанники остались с инспектором

После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились.

значение последовательности

значение последовательности

значение сопоставления

значение противопоставления

VII. Задание на дом

Запишите домашнее задание

:

  1. Повторить тему «

    ССП»

  2. Задание по выбору

А) Написать сочинение — рассуждение на тему: «

Зачем нужны запятые в тексте М. Басиной? » Не забудьте привести примеры. Объём сочинения – не менее 90 слов. Б) Составить 7 заданий по типу В7

IX. Итоги урока

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

Мы повторили:

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

Мы весь урок учились:

правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Мы вспомнили

важное событие из жизни А.С.Пушкина, с чьим творчеством мы знакомимся на уроках литературы.

X.Рефлексия. Заполнение листа самоконтроля:

Какие ключевые понятия усвоены? Что вызвало трудности, каковы причины этого? Личная оценка качества усвоения материала Личная оценка активности, вклада в урок Предложения по теме, уроку

Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить!

9

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: