Социализация детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

25 января 2020 г.

«Вашему малышу уже три и он ещё не в детском саду? Какой ужас! Задействуйте все возможности, чтобы получить место, иначе ваше чадо не социализируется!» Не… что? Что такое социализация ребёнка? Как и где она происходит? Роль детского сада в социализации дошкольников. Эти и другие вопросы обсуждаем прямо сейчас.

Социализация ребёнка в детском саду

Сам термин «социализация» появился не сегодня, однако плотно в обиход вошёл не так давно. Старшее поколение и не задумывалось на эту тему. Детей просто «водили» в детский сад, так как родители, бабушки и дедушки работали (за тунеядство могли и посадить), а оставлять ребёнка беспризорным и тогда было опасно. Сейчас ситуация изменилась. Статья за тунеядство исчезла. Возникла безработица, многие мамы получили возможность сидеть дома с ребёнком не два месяца, а столько, сколько хочется — весь дошкольный, а иногда и школьный возраст. И если раньше поголовно все дети страны воспитывались в едином духе, согласно распоряжению партии и правительства впитывая общественные ценности, то сейчас возможны варианты. У «домашних» детей система ценностей формируется под влиянием семьи и может отличаться от общепринятой. Хорошо это или плохо? Всё зависит от людей, окружающих ребёнка. Именно под их влиянием происходит социализация маленького человечка — вхождение в общество.

Социализация — что это?

Оказывается до сих пор термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Приведём несколько определений и высказываний.

Большая советская энциклопедия: «Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Фрейдисты считают социализацию всего лишь приспособлением врождённых форм поведения к условиям существования в обществе. Фрейд говорил, что каждым человеком движут рефлексы и желания (бессознательное). Сталкиваясь с нормами поведения в обществе, проводником которых являются в первую очередь родители, человек и формируется как личность, находя своё место в социуме.

Марксисты утверждали, что социализация — процесс формирования целостной личности в результате которой каждый человек может проявлять свою индивидуальность, в полной мере преодолевая устарелые нормы и вредные привычки и становясь активным членом общества — творцом своей жизни. Маркс и Энгельс писали: «Как само общество производит человека как человека, так и человек производит общество».

Символический интеракционизм в лице Дж. Мида определял социализацию как «процесс, в котором человек примеряет на себя разные социальные роли и находит своё Я».

Выготский Лев Семёнович, советский психолог, написавший много статей по воспитанию детей и развитию личности, различал несколько ступеней социализации:

  1. психогенетическая (ранняя) — выработка привычных шаблонов удовлетворения своих потребностей;
  2. образно-символическая (средняя) — связь привычных действий с общепринятыми знаками, символами и звуками;
  3. интеллектуально-концептуальная (высшая) — управление собой и окружающими с помощью усвоенных знаков, символов и звуков, приобретение новых навыков.

Эрик Эриксон — американский психолог пришёл к выводу, что социализация — процесс, который длится всю жизнь и может быть скорректирован даже без желания самого человека, одними лишь условиями в которые он помещается и на которые направлено его внутреннее Я.

С.Ю. Головин в «Словаре практикующего психолога» пишет, что социализация является процессом усвоения и активного воспроизводства системы социальных ролей, реализующихся в любом общении и любой деятельности. Человек впитывает социальные нормы, умения, стереотипы, установки и принятую систему ценностей.

В Большом психологическом словаре под редакцией акад. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова можно прочитать, что социализация — процесс развития саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции, который контролируется сначала семьёй, затем коллективами (дошкольным, школьным, трудовым). В основе социализации — совместная общественно значимая деятельность в ходе которой человек становится личностью.

С.С. Степанов в Популярной психологической энциклопедии приводит слова Анатолия Викторовича Мудрика, советского учёного, исследовавшего вопросы воспитания и социализации детей. Он определял социализацию как процесс формирования и изменения человека в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и самого себя.

Опираясь на вышеприведённые высказывания, можно обобщить.

Социализация:

  • невозможна без общения;
  • непрерывный процесс, который длится всю жизнь;
  • имеет стадии;
  • зависит от окружения человека;
  • помогает найти своё место в обществе, выжить в нём;
  • формирует жизненную позицию человека.

Что представляет собой процесс социализации дошкольников?

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь, в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Процесс социализации начинается буквально с первых месяцев жизни ребенка, когда младенец начинает отличать ухаживающих за ним людей от неодушевленных предметов, близких – от посторонних, тянет руки к заинтересовавшему его предмету, подает голос не просто из-за дискомфорта, а желая привлечь внимание, откликаясь на жесты и мимику родственников.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Детская психика достаточно пластична, чтобы компенсировать некоторые изъяны в своевременном прохождении этапов вхождения в общество, однако нельзя полностью полагаться на это. Каждый ребенок обладает своими личностными особенностями и возможностями, и рисковать тем, что с определенными сложностями этого процесса ребенок сам не справится, не стоит.

Виды социализации

Современные учёные говорят уже не о социализации в целом, а о том, что есть несколько её видов, каждый из которых обусловлен конкретными возрастными, бытовыми и прочими условиями.

  • Первичная — начинается с момента рождения ребёнка, происходит в семье и является основой для других видов.
  • Групповая — та, что происходит под влиянием конкретной социальной группы (детский сад, к примеру). Если ребёнок проводит больше времени в группе, чем с родителями, то основными социальными ценностями станут ценности именно групповые, а семейные будут нивелироваться, что может привести к конфликтам в семье в связи с непониманием и значительным расхождением жизненно важных ориентиров.
  • Гендерная начинается сразу, как только человек осознал свою принадлежность к определённому полу. Она очень важна для того, чтобы из девочки выросла женщина, а из мальчика — мужчина. Если рядом с маленьким ребёнком окажется авторитетный взрослый со свободными взглядами, то ориентиры могут сдвинуться и половая самодифференциация нарушиться.

Конспект НОД по социализации в средней группе «Как хорошо, что есть друзья»

Анна Шабаева
Конспект НОД по социализации в средней группе «Как хорошо, что есть друзья»

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по социализации в средней группе.

Тема: «Как хорошо, что есть друзья»

Приоритетная: «Социальное— коммуникативное развитие»

В интеграции образовательных областей: «Речевое развитие»

,
«Познавательное развитие»
,
«Безопасность»
.

Формирование эмоционального – положительного отношения к близким друзьям.

-Выявить знания детей о профессиях: продавец, врач, шофер, кондуктор, почтальон; из какого материала сделаны предметы; о деятельности взрослых; о нормах и правилах поведения в общественных местах; дифференцированные представления о транспорте как средство передвижения, об овощах и фруктах.

Развивать умение рассуждать, сопоставлять делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

Воспитывать у детей правила этикета в общественных местах; способствовать проявлению внимания и заботы по отношению к другим людям.

Словарная работа: активизировать словарь детей в словах приветствия и прощания.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений, песен о дружбе, с- р игра «Магазин»

,
«Больница»
,
«Автобус»
,
«Семья»
.

Материалы и оборудование: стульчики по количеству детей с наклеенными рисунками, карточки – рисунки- билеты; «Магазин»

игрушек и овощей, фруктов; игрушка ; письмо, светофор, пешеходный переход.

(Дети входят под музыку «Дружба крепкая…»

, встают полукругом.)

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг.

Воспитатель: Дети подойдите к столу, здесь письмо. Как вы думаете. Кто его к нам доставил? ()

Правильно почтальон. Давайте прочитаем, что там написано.
(воспитатель читает письмо)
Воспитатель: Дети, наш знакомый Мишутка заболел и лежит в больнице. Дети, что нужно сделать, чтобы ему не было скучно? (высказывания детей)

.

Воспитатель: А давайте его навестим. Больница далеко. На чем мы туда доберемся?

В: На каком? (дети называют виды транспорта)

В: Дети, так как больница находиться в нашем городе, я предлагаю отправиться туда на автобусе. Кто водит автобусы? (шофер)

Дети, нам надо занять свое место, для этого надо получить билет у кондуктора.

В: Поехали. Дети, нам надо купить гостинце для нашего Мишутки, а где мы их возьмем? (в магазине)

.

В: Остановка «Магазин»

. Дети кто работает в магазине?
(продавец)
Давайте выйдем и купим гостинца для Мишутки.

Только у нас необычный магазин, продавец нам продаст, что мы захотим купить, если мы опишем предмет. Я буду продавцом, а вы покупатели.

Дети, как вы должны себя вести в магазине. ()

Правильно надо встать в очередь, и по очереди покупать. Дети подходят к прилавку, рассказывают о том предмете, что они хотят купить.

— Я хочу купить огурец, это овощ, он овальный. зеленого цвета.

-Я хочу купить игрушку, матрешку, она одета в пестрое платье, сделана она из дерева.

В: Дети, вы купили гостинцы для Мишутки, а вы не забыли поблагодарить продавца?

В: Дети, больница не далеко, давайте дальше пойдем пешком.

Пока мы шагаем, и немножко отдыхаем.

От друзей не отставать.

Нам надо перейти через дорогу, как ее перейти, чтобы не попасть под машину? (высказывания детей)

В: Правильно, надо ее перейти по пешеходному переходу на зеленый свет.

В: Дети, мы подходим к больнице, давайте вспомним как надо себя вести в больнице. (высказывание детей)

В: Кто работает в больнице? (врач)

В: Молодцы. Сейчас мы у него спросим в какой палате лежит наш мишутка.

Дети спрашивают у врача в какой палате, лежит Мишутка.

Дети подходят к Мишутке, здороваются с ним, спрашивают как он себя чувствует? Дарят ему гостинца. Мишутка их благодарит. Он так рад, что друзья навестили его и он обязательно быстро поправиться. И мишутка в знак благодарности дарит детям книжку- раскраску. Чтобы они о нем не забывали.

«Как хорошо, что есть на свете мама!» Спортивное развлечение Развлечение ко «Дню Матери», совместно с родителями «Как хорошо, что есть на свете мама!» Вед. : маму любят все на свете, Мама – первый.

Фотоотчёт «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» Мама какое короткое, но ёмкое слово, на всех языках мира оно звучит одинаково нежно и ласково. Как много интересных идей можно встреть при.

«Хорошо, что есть на свете взрослые и дети!» День знаний в первом классе День Знаний “Хорошо, что есть на свете взрослые и дети!” в 1 классе ЦЕЛИ: 1. Воспитание любви и уважения к близким: папе, маме, бабушке,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы «Как хорошо что есть семья …» Галина Филатова Цель: Образовательные: дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека, расширять и систематизировать.

Конспект НОД «Что есть в доме моём?» по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей средней группы Тема: «Что есть в доме моём» (посуда, мебель.) Цель: Познакомить с историей посуды (ложки, кувшина, мебели (кресла, называть внешние.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.

Конспект занятия во второй младшей группе «Хорошо, что есть друзья» Конспект занятия во второй младшей группе «Хорошо, что есть друзья!» автор : Шашкова Е. Н. Задачи: — Воспитывать справедливое отношение.

Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во второй младшей группе Видео В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность.

Праздник день матери в подготовительной группе «Как хорошо, что есть на свете мама». Сценарий праздника «День матери» в подготовительной к школе группе «Как хорошо, что на свете есть мама» Цель: воспитание чувства любви.

источник

Социальные институты

Социальными институтами являются группы людей, окружающих человека в тот или иной период его жизни. Их достаточно много.

  • Семья — самый главный «институт» социализации, если семья полноценная (не путайте с понятием «полная» и неполная семья может быть абсолютно полноценной). В семье ребёнок учится взаимодействовать с окружающими и управлять ими, распознаёт свою принадлежность к определённому полу, социальному классу, впитывает семейные ценности и традиции, взгляды на жизнь, политику, «хорошо и плохо». Если в семье ребёнком не занимаются или занимаются мало (родители всё время работают, бабушек и дедушек нет), то социализация ребёнка происходит в другом месте, там, где им занимаются и где он проводит больше времени.
  • Группа сверстников в детском саду, школе, системе дополнительного образования, группа по интересам и т. д. Стоит на втором месте после семьи по силе социализации ребёнка.
  • Образование. Ребёнок может получать знания в группе или индивидуально, но при этом он всё равно соотносит полученные знания со своими социальными группами.
  • Экономика. Достаток семьи значимо влияет на социализацию ребёнка. Если у сверстников есть куклы Барби, к примеру, и у девочки есть — это одна история, а если у всех есть, а у неё нет — совсем другая. При переходе в другой детский сад, может оказаться, что там в почёте мобильные телефоны, а Барби скучна. Ребёнку придётся адаптироваться к новой системе ценностей.
  • Язык. Если ребёнок не разговаривает и плохо понимает речь (мигрант), то его социализация будет затруднена, он может стать изгоем в группе.
  • Религия. В религиозной семье дети вырастают приверженцами веры. Вера — свод догм и законов, которые полностью контролируют поведения человека в обществе. Социализация ребёнка из религиозной семьи может быть затруднена. Поэтому таким родителям нужно более тщательно выбирать дошкольное учреждение.
  • Средства массовой информации. На дошкольников в большей степени влияет телевизор. Если родители не контролируют просмотр телепрограмм, то малыш может почерпнуть много лишнего, того, что сформирует взгляды на жизнь, его социализацию в совершенно другом, нежели хотели родители, виде.
  • Правовая система. Дети учатся подчиняться определённым законам в семье и группах. К сожалению, если люди из близкого окружения ребёнка находились или находятся в тюрьме, то страха перед системой наказаний у малыша не возникает, они логично встраиваются в его систему ценностей. Такие дети, вырастая, легче идут на деяния, противоречащие закону, те, за которые можно понести даже уголовное наказание.

Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста

Дорогие друзья, мы рады представить вам Романенко Викторию Александровну, воспитателя ГБОУ ООШ № 19 СП ДС «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Виктория Александровна с радостью предлагает вашему вниманию статью о гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен родителям и педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Александровны:

«Принимая во внимание принцип дифференцированного подхода, в данной работе считаю целесообразным реализацию данного подхода через деление общей группы детей на две подгруппы, различные по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Причём девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в естественных условиях в процессе совместной деятельности они могут накапливать опыт общения с противоположным полом. Здесь необходимо учитывать особенности каждой девочки и каждого мальчика — т. е. осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку».

Интересного чтения…

Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста

(реализация образовательной области «Социализация»)

Современная система дошкольного образования, комплексные программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста построены без акцента на гендер, где присутствует только ребёнок определённого возраста с общими нормами развития, как для девочек, так и для мальчиков. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на формирование психики, эмоциональное равновесие и самочувствие человека.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Один из значимых документов — Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования где прописано содержание образовательной области «Социализация» и направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера , включения детей в систему социальных отношений через формирование гендерной … принадлежности к мировому сообществу.

Выявлен факт, что в ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте 3 до 7 лет у детей отмечается 91% избирательных контактов и 9% с детьми противоположного пола.

Перед собой я поставила задачи :

  1. Поиск путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками.
  2. Создать условия, способствующие гендерной социализации детей.

Поэтому я уже с младшей группы начала проводить работу по гендерной социализации детей.

Ребенок от 3-х до 4-х различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры.

Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы сюжетно ролевая игра «Семья». Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, я стараюсь разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корю за это и не запрещаю любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру.

Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи. Со своими детьми я играю в такие игры: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Родился малыш», «День рождения куклы», «Кукла заболела. Вызов скорой помощи», «Парикмахерская», «Причешем куклу», «Автомастерская».

У детей появляется интерес к своему телу и мы с детьми рассматриванием куклы, отмечаем что у нее есть , провожу дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу Катю, Петю спать», «Покормим наших куколок» и т.д.

В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому я стараюсь, когда это является уместным, обращаться индивидуально к своим детям, по имени и подчеркивать значимость поступка ребенка : «Молодец, Слава, какой ты сильный мальчик, ты помог Свете, донести стульчик», или «Олечка аккуратная девочка, она сложила аккуратно свою одежду»,…

Воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что нам воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у многих воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек я думаю, что очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

Работу с детьми я стараюсь осуществлять тематически, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные:

  • тематическая неделя «Вода» непосредственно образовательная деятельность «Закрасим воду в аквариуме» — рассмотрели картинку с аквариумом, затем я предложила выбрать цвет краски , сориентировав мальчиков закрасить воду зеленой краской — много водорослей, а девочек- желтой, много песка. В конце под музыку поиграли с детьми в игру «Рыбки в аквариуме» (интеграция образовательных областей «Познание», «Социализации», «Художественное творчество»).
  • тематическая неделя «Зима» , я придумала игровую мотивацию, которая стимулировала бы детей к выполнению такого задания: «Наступила зима, дети будут болеть, им нужно давать витамины. Давайте научимся, лепить витамины для зайчат. Для девочек — красные, для мальчиков — синие (по выбору детей)». Задача: «пролечить зайчат витаминами», «я помогу вам лепить витамины для зайчат».По ходу всю деятельность я осуществляла в игровом контексте. Например: «Я боюсь, что зайчик не сможет проглотить такой большой витамин, что делать?… .В конце — приходит мама-зайчиха, подходит к каждому ребёнку и благодарит его. Кроме оценки результата деятельности детей мама-зайчиха задаёт детям направление дальнейшей игровой деятельности с учётом гендерных особенностей (просит детей покатать зайчат на построенном из кубиков автобусе, покормить);
  • провожу совместные игры с разными игровыми ситуациями «Курочки и петушок», «Утка и утята», «Кто что носит», «Кто что делает»…

Чтение художественной литературы благотворно влияет на гендерную социализацию воспитанников. Сказка – естественный способ общения с детьми. Она всегда насыщена социальными действиями и нравственной основой. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу , в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. Девочкам и мальчикам я стараюсь читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении я условно предлагаю разделить сказки на три группы:

  • «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой — мужской персонаж;
  • «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня — персонаж женского пола;
  • «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Например, сказки для мальчиков — «Три поросенка», «Колобок». После прочтения сказки беседую с детьми о поведении персонажей в разных ситуациях. В процессе развития и воспитания мальчиков показываю мальчикам , как можно больше «мужских» моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.

А , наиболее популярными женскими сказками являются «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Крошечка — Хаврошечка», «Золушка», «Морозко» и др. Все «женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. В своей группе мы постарались продумать, как и где расположить атрибуты для игр, в спальной группе — покрывала разного цвета, в умывальной комнате — подобрали двух цветов полотенца для вытирания рук в раздевалке на шкафчиках – дифференцировали метки для девочек и мальчиков; решили по цвету расставить столы в группе.

Взаимодействие с родителям имело большое. Я провела с ними беседы на темы: « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения, подготовила консультации: «рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек в семье», «Из чего же сделаны наши мальчики и девочки», «Роль отца в воспитании детей», «Как и во что играют мальчики и девочки», разработала памятки: «Учите мальчика быть мальчиком, а девочку – быть девочкой», «Девочки и мальчики – насколько они разные», «Советы по воспитанию мальчика», «Советы по воспитанию девочки», «Особенности игр мальчиков и девочек».

Работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Анкетирование родителей помогло выяснить, что 55 % приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, 25 % -пересмотрели свои взгляды на воспитание детей разных полов.Благодаря образовательной работе по гендерному воспитанию 26% детей младшего дошкольного возраста нашего ДОУ имеют некоторые дифференцированное представления о собственной гендерной принадлежности , 19 % детей стараются овладеть отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера.

В своей работе я использовала следующие ресурсы:

  • Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. — Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
  • Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. — Издательство: «ТЦ Сфера», 2007. — 208 с.
  • Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
  • Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. — Издательство: «Учебная литература», 2008. — 160 с.
  • Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.
  • Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. — Издательство: «Линка-Пресс», 2009. — 96 с.
  • Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.
  • Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. — Издательство: «ТЦ Сфера», 2008. — 96 с.
  • Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. — Издательство: «ТЦ Сфера», 2010. — 128 с.

https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/gendernoe-vospitatnie-doshkolnikov

Ещё несколько важных терминов

Социальная запущенность — не сформированные в должной степени у ребёнка социальные чувства, интересы, навыки и умения. В качестве примера крайней степени социальной запущенности можно вспомнить детей-маугли — тех, которых воспитывали животные. Найденные в разном возрасте и возвращённые в человеческий социум, они долгое время продолжали себя вести так, как в приёмной семье животных. Не умели разговаривать, одеваться, сидеть за столом, есть при помощи столовых приборов, умываться и т. д. Если социальная запущенность обнаружена рано, её можно исправить и вернуть человека к нормальной жизни в обществе. Если поздно — то сделать это сложно.

Социальная дезадаптация — нарушение человеком установленных в обществе норм морали и права, ценностных ориентаций и жизненных установок. К примеру, если ребёнок растёт в семье, где все курят, ругаются матом и отнимают друг у друга еду, то он так будет себя вести и в детском саду — он просто иначе не умеет. Социальная дезадаптация поддаётся коррекции, особенно легко в дошкольном возрасте.

Ресоциализация — устранение сложившийся ранее модели поведения, замена её на новую. К примеру, ребёнок попадает из детского дома в семью. Его модель поведения в корне меняется, происходит ресоциализация. Ресоциализация детей происходит и в детских садах, особенно резко, если система ценностей в них отличается от семейных. К примеру, в семье все разговаривают спокойно, а воспитатель любит повышать голос. В семье сразу удовлетворяют потребности ребёнка, а в детском саду — в порядке очереди. Малышу приходится привыкать к новым порядкам.

Досрочная социализация — интересный феномен, сложившийся исторически и помогающий человеку быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и правильно действовать. К примеру, девочки играют в куклы, готовясь стать мамами.

Десоциализация — утрата человеком социального опыта. Дошкольники могут попадать из семьи в детские дома или больницы, терять навыки общения, самообслуживания. Если маленький ребёнок попадает в иноязычную семью, то он перестаёт говорить на родном языке. В наши дни десоциализацию у детей вызывает чрезмерное увлечение компьютерными играми, когда малыш предпочитает занятия с электронными устройствами общению с реальными людьми.

Важные выводы:

  • ребёнок хорошо социализируется, когда рядом есть заинтересованные в нём взрослые, которые учат его правилам поведения в разных ситуациях, нормам, законам и этикету, самообслуживанию, помощи и взаимопомощи, культуре общения;
  • социализация ребёнка страдает, если он оказывается в изоляции, если им не занимаются, если он попадает в мир, живущий по другой шкале ценностей.

Возможные проблемы и их решение

Процесс социализации детей дошкольного возраста не может протекать без проблем, даже если дети относятся к относительно благополучным семьям. Это обусловлено тем, что растут они во взрослом мире с его трудностями и потрясениями, нехваткой денежных средств и времени у родителей, неумением взрослых вникнуть в тонкости детской психологии вообще и даже собственного ребенка в частности.

В числе наиболее распространенных проблем социализации детей дошкольного возраста можно назвать:

  • Несоответствие целей и желаний ребенка с целями и желаниями взрослых, занимающихся его воспитанием. Ребенок – что естественно – хочет играть и развлекаться, взрослые стремятся нацелить его на подготовку к взрослой жизни, поступлению в школу, достижению успехов в спорте, целевом обучении и т.д. Для разрешения этого конфликта важно соблюдать баланс между реальной пользой и психоинтеллектуальными возможностями, присущими детскому возрасту. Здесь не может быть четко проложенного пути, а требуется внимание и гибкость со стороны взрослых.
  • Недостаток внимания и активности. Это особенно присуще детям с ослабленным здоровьем, перенесшим или подвергающимся стрессу. В работе с такими детьми особенно важны терпение и чуткость, неутомимое и мягкое продвижение в сфере налаживания контакта и развития у ребенка интереса к миру и вхождению в общество.
  • Неумение определяться с желаниями и принимать решения. Это в большой мере проистекает из нехватки жизненного опыта, но бывает и обусловлено условиями воспитания детей. В садике и дома за них решают воспитатели (и образовательная программа), родители, иногда – старшие или просто более развитые и бойкие дети. И ребенку легко поддаться этому влиянию, потому что оно позволяет не сталкиваться с трудностями интеллектуального и этического характера. И даже поступая правильно по чужой команде, такой ребенок остается недостаточно зрелым эмоционально и психологически, так как дефицит работы ума и души негативно сказывается на его развитии как личности и члена общества. И очень важно быть внимательным и чутким к проявлениям эмоций детей, давать больше свободы их инициативе, не только учить данностям, но и развивать понимание причинных связей, мышление и активность.

Социализация дошкольников

Теперь, когда мы досконально разобрались в том, что такое социализация, как она происходит и как теряется, можно поговорить о социализации дошкольников и о том, кому нужно обязательно посещать детский сад.

Государство всё больше внимания уделяет вопросам социализации, так как стало понятно, что без определённых ценностей, общество теряет духовные и нравственные ориентиры. Основное осознание собственного Я и общества в целом происходит к 6 годам, поэтому дошкольное воспитание выходит на первый план. Требования к нему ужесточаются. Планируется, что все дети будут охвачены дошкольным образованием в самом ближайшем будущем. По большому счёту это хорошо, так как именно в детском саду (речь идёт о хорошем дошкольном учреждении!):

  • дети знакомятся с причинно-следственными закономерностями;
  • понимают место каждого человека в жизни;
  • осознают какие роли играют окружающие их люди;
  • знакомятся со многими людьми самых разных профессий;
  • узнают о новых играх, понятиях, законах и закономерностях;
  • понимает, что ему больше нравится делать;
  • знакомится с нормами этики и морали.

Ребёнок учится:

  • чувствовать социальные дистанции и пространство, занимать корректное место в коллективе;
  • владеть своими эмоциями, правильно их выражать;
  • учатся находить выход из трудных ситуаций, которые моделирует воспитатель с обучающей целью;
  • примеряют на себя бытовые, профессиональные роли;
  • знакомятся с элементами взрослой жизни.

Можно ли дать всё это в семье? Да, конечно! Особенно, если ребёнок не единственный и не замкнут в четырёх стенах, а активно общается со сверстниками во дворе, на развивающих занятиях, имеет возможность удовлетворять своё любопытство и выстраивать отношения с самыми разными людьми.

Проблемы детского сада

Всё было бы идеально, если бы не пресловутый человеческий фактор. Есть разработанные программы и методики. Они действительно хорошие и помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка. Однако действуют они лишь там, где работают увлечённые профессионалы. В этом случае дети бегут в сад с удовольствием, а родители радуются их быстрому развитию и появляющимся хорошим и разносторонним навыкам и умениям. К сожалению, так бывает не всегда. И тогда возникают проблемы: дети не хотят ходить в детский сад, плачут, характер у них портится, появляются не самые приятные привычки. К примеру, дети начинают кусаться, толкаться, обижать младших. Это — неправильная социализация и причина в микроклимате детского сада. Увидев неладное, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Нужно обязательно разобраться и сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало.

Вывод: детский сад может обеспечить как социализацию ребёнка, так и его десоциализацию при непрофессиональном подходе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: