Для чего нужна драматизация сказки в детском саду
Трудно переоценить важность театрализованной деятельности в учреждении ДОУ. В процессе разучивания и показа постановки происходит воспитание ребенка, нравственное и физическое. В детский сад ребята приходят, чтобы влиться в социум, они должны учиться выступать на публике, запоминать текст, вовлекаться в игровой или трудовой процесс. Задача воспитателя — провести интересную игру, вставив в нее познавательный элемент и вызвать интерес у юных актеров. Драматизация сказки в подготовительной группе помогает показать детям, как можно и как нельзя вести себя в различных ситуациях.
Утренник в детском саду
Важно! Постановки в детском саду выполняются в соответствие с ФГОС, по одобренной программе. Можно выбрать всем известные сказки, такие, как «Муха-цокотуха» или «Красная шапочка» или проявить фантазию и устроить необычную постановку.
Познакомить дошкольника с национальной культурой проще всего через русское народное творчество. В возрасте до 5 лет дети впитывают мудрость и красоту сказок как губка, все пропускают через себя, и впервые задумываются над тем, что такое хорошо и что такое плохо.
Другая, не мене важная цель — эстетическое воспитание. Инсценирование русских народных произведений позволяет:
- воспитать нравственные идеалы и отзывчивость;
- развить интерес к игровой и театральной деятельности, русскому народному творчеству;
- развить музыкальные и актерские способности;
- показать ребенку, как можно проявлять эмоции в мимике, жестах и движении;
- рассказать о традициях русского народа, природе и обычаях;
- обогатить речь дошкольника, использовать незнакомые слова, объяснить их смысл;
- развить мышление, внимание и память у ребенка.
Дети из младшей группы могут подготовить сказку и сыграть ее по ролям. Для этого отлично подойдет новогодний или осенний утренник. Также можно подготовить сказку к празднику для мам и к осеннему празднику. В целом за год возможна подготовка 3-5 драматизаций.
Осенний праздник
Обратите внимание! Постановка не должна продолжиться дольше 15 минут. Дети, которые ходят в садик, еще не готовы к продолжительным выступлениям. Драматизация — это в первую очередь игра, а значит, воспитанники сада могут смеяться, танцевать и весело болтать друг с другом.
План театрализованной деятельности в подготовительной группе
Оксана Дедущенкова
План театрализованной деятельности в подготовительной группе
План театрализованной деятельности в подготовительной группе
сентябрь
1. Этюды на выразительность движений, на выражение эмоций: «Невоспитанный мышонок», «Мышонок хочет играть с друзьями», «Мышонок мирится с друзьями». Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.
2. Расскажи стихи руками «Игра на инструментах», «Сенокос», «Сороконожка». Учить передавать содержание стихотворений при помощи рук.
3. Чтение произведения
К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Познакомить с произведением К. Чуковского «Телефон».
4. Драматизация сказки
К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации.
октябрь
1. Пантомимические задания. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.
2. Встреча со знакомыми сказками. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»
Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслаблению.
Вспомнить знакомую сказку.
3. Настольный театр «Кот в сапогах».
Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы.
4. Представьте себе. Игры с заданиями. Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
ноябрь
1. Инсценировки-импровизации.
Развивать творчество.
2. Беседа о театре. Дидактические игры «Встречи героев», «Звукорежиссёры». Расширять словарь театральных терминов.
3. Чтение сказки «Мешок яблок»
Познакомить детей со сказкой «Мешок яблок». Развивать воображение, мимику, жесты, пластику.
4. Драматизация сказки «Мешок яблок»
Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям.
декабрь
1. Театральная игротека «Весёлые стихи».
Закрепить умение владеть театральными куклами. Развивать чёткую, выразительную речь.
2. Викторина по русским народным сказкам. Вспомнить русские народные сказки.
3. Чтение русской народной сказки «Волк и лиса».
Продолжать участвовать в театральной деятельности, пробовать проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения.
4. Кукольный театр «Волк и лиса».
Помочь детям испытать чувство удовлетворения от полученного результата творческой работы.
январь
1. Этюд «Котята», «Солнышко».
Развитие воображения, пластики, мимики.
2. «Весёлые сочинялки».
Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Развивать связную речь детей (диалогическую).
3. Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» (настольный театр).
Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям.
4. Ритмопластика.
Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.
февраль
1. Спектакль «Волк и семеро козлят». Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы.
2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» Познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям.
3. Сказка «Дюймовочка»
(спектакль).
Упражнять в умении с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям.
4. Инсценировка «Кто в лесу красивей всех». Развивать творчество.
март
1. Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. Воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
2. Чтение сказки «Лиса и Журавль» Развивать разговорную речь. Закрепить у детей представление о том, что в сказке есть мудрое поучение.
3. Кукольный театр «Лиса и Журавль» Развивать творчество, воображение и фантазию.
4. Чтение сказки «Кот, петух и лиса».
Вспомнить содержание сказки.
апрель
1. Репетиция сказки «Кот, петух и лиса». .
Работа над текстом, голосом.
2. Ритмопластика.
Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
3. Подготовка к спектаклю «Кот, петух и лиса».
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
4. Показ спектакля «Кот, петух и лиса». Помочь детям испытать чувство удовлетворения от полученного результата творческой работы.
май
1. Чтение сказки «Заюшкина избушка».
Познакомить со сказкой «Заюшкина избушка» в стихотворной форме.
2. Драматизация «Заюшкина избушка». Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей.
3. Чтение сказки «Лесная школа». Познакомить с новой сказкой.
4. Драматизация сказки «Лесная школа».
Развивать творчество, учить импровизировать.
Игры-имитации в подготовительной группе
Перед инсценировкой проводится большая подготовительная работа. Для полного погружения в происходящее на сцене действие потребуется следующий реквизит:
- музыкальные записи с темой сказки;
- маски и шапочки героев, например, волк или лисица;
- декорации из картона, которые воспитанники сада могут сделать своими руками при помощи воспитателя;
- карточки с загадками;
- предметы для создания сказочной атмосферы: кружки, салфетки, конфеты в вазочках, ковровые дорожки.
Дети совместно с воспитателем распределяют роли и разучивают свои слова, рассматривают иллюстрации к выбранной сказке, читают ее и обсуждают.
Важно! Воспитатель должен убедиться, что каждый ребенок понял смысл текста.
Какие сказки подходят для постановки в подготовительной группе
Для драматизации в детском садике подходит много сказок, например, «Буратино», «Как кукла Майя испекла пирог», «Дюймовочка», «Кошкин дом», «Муха-цокотуха». Малоизвестная сказка «Лада» тоже подойдет для постановки. Дети знакомятся с разными видами произведений, даже с теми, о которых раньше не слышали.
Обязательно определяется взрослый персонаж, ведущий. В сказке «Как кукла Майя испекла пирог» это Сказочница, которая первой выходит на сцену и начинает речь. Воспитатель вовлекает детей в игру простыми словами, вроде таких:
Занимательная математика в играх дошкольникам
«Здравствуйте, мои друзья.
Я к вам в гости пришла.
Всех вас рада видеть я.
Сказочница зовут меня».
Воспитатель — главный ведущий
Сказка Дюймовочка на первый взгляд может показаться не простой в исполнении, как и Кошкин дом, Репка, Волк и семеро козлят.
Кошкин дом
Популярная детская сказка, знакомая всем с самого малого возраста «Кошкин дом» тоже подходит для театрализации в подготовительной группе сада.
Цели постановки:
- развитие правильной литературной речи и произношения у детей;
- формирование у ребенка цельной картины мира, понимания того, что он живет в социуме;
- преподнесение правил безопасности в доступной форме.
Декорации для этой сказки простые, потребуется лишь дом из картона и костюмы для всех детей. Для игры также понадобятся огнетушители, но не настоящие, а картонные. Можно выкрасить обычные пластиковые бутылки в красный цвет.
Во время действия дети сидят на лужайке перед домом, «пьют чай», разговаривают. Когда включается музыка, дети поют и танцуют, после чего начинается постановка.
Главная задача этой постановки — научить ребенка правилам безопасности. Поскольку пожар в доме они будут тушить с помощью огнетушителя, то дети быстро запомнят, что это за предмет и зачем он нужен.
Кошкин дом на новый лад
Теремок
Многим детям очень нравится сказка «Теремок» и это отличный вариант для драматизации на утреннике.
В этой сказке нужно распределить несколько ролей:
- воспитатель (ведущее лицо);
- Мышка;
- Зайка;
- Лиса;
- Волк;
- Мишка.
Для инсценировки сказки выбирают пять детей на главные роли, но все остальные тоже должны быть задействованы в выступлении. Лучший способ — выделить «зрителей» и «участников», которые через несколько минут меняются местами. Дети, которые наблюдают за представлением, подыгрывают главным героям, хлопают, «плачут» и смеются вместе с ними.
Еще один вариант инсценировки, деление сказки на две части: речевая и пальчиковая. Сначала дети читают текст по обычному сценарию:
Мышка: «Кто-кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?»
Воспитатель: «Никто не ответил. Мышка вошла в домик и стала там жить».
Прискакала к теремку Лягушка-квакушка и спрашивает: «Тук, тук. Кто в тереме живет?».
Когда вся сказка разыграна, остальные дети встают со стульев и начинают «строить теремок», совершая различные движения. Они стучат кулаком о кулак, имитируя работу молотком, высоко поднимают руки вверх, показывая, какая большая будет крыша, и «зовут гостей», махая руками.
Теремок в детском саду
Чтобы игра вышла интересной, нужно подобрать подходящие декорации. Из картона делают фасад теремка, можно также поставить стулья, накрыв их тканью, поставить колосок возле домика и столик с чашками и чайником.
Колобок
В подготовительной группе детского сада можно устроить показ сказки «Колобок» на новый лад. Чтобы постановка получилась по-настоящему яркой и интересной, нужно заранее подготовить реквизит:
- избушка с открытым окном;
- стол с самоваром и чашками;
- стульчики для всех детей;
- огород рядом с домиком, можно использовать обычные коробки, обклеенные зеленой бумагой;
- лес. Деревья можно сделать из картона, или к потолку подвешиваются полоски зеленой ткани.
Главный атрибут, без которого представление не будет полноценным — горшок с «тестом» возле избушки. Колобка может играть ребенок, для этого ему дают большой круглый мяч или игрушку из поролона.
Персонажи сказки: ведущий (воспитатель), старик и старуха, колобок, заяц, волк, медведь, хитрый лис.
Слова для постановки можно взять из традиционной сказки, или немного переиначить, например «я от бабушки ушел, я от дедушки ушел», превращается в: «Колобок я непоседа. Испекли меня для деда. На сметане я мешён, на окошке я стужен. Я ушел от стариков. Прыг с окна, и был таков».
Театрализация сказки Колобок
Чтобы в сказке были задействованы все ребята из группы ДОУ, нужно разучить с ними движения. Когда ведущий говорит, что дед и бабка копают огород, все дети могут изображать эту сценку.
Как дети танцуют в садике в игровой форме и с ускорением темпа
Заюшкина избушка
Для инсценировки в подготовительной группе на новогоднем утреннике подойдет сказка «Заюшкина избушка». Участие принимает вся группа, а детям раздают роли: заяц, петух, лиса-жадина, собака,бык, волк, медведь.
Лиса заняла заюшкин дом, попросившись в гости, и выгнала хозяина, но зайчик храбрится и ищет помощи у зверей. Главная фраза для ребенка, играющего зайца: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она переночевать, да меня и выгнала».
После чего следует перечисление зверей, которые уже пытались помочь зайцу и новая попытка занять дом.
Обратите внимание! Такое занятие, как постановка сказки в детском саду, в особенности сказки про заюшкину избушку, помогает воспитать в детях сочувствие. Воспитатель в конце просит, чтобы все пожалели зайку и не обижали его и дети радостно это делают.
Коза Дереза
Русская народная сказка «Коза-дереза» мало известна детям, и, чтобы познакомить ребят с ней, лучше всего устроить театральную постановку. Чтобы театрализовать «Козу-дерезу», воспитатель проводит предварительную работу, читает сказку с детьми и создает сценарий представления, готовит декорации.
Для постановки понадобятся:
- избушка или домик, конструкция должна быть устойчивой;
- имитация деревьев;
- костюмы и шапочки на каждого участника;
- в мешок можно сложить декоративные фрукты и овощи: яблоко, свеклу, морковь и поставить перед домиком.
Выступление начинает воспитатель с простых и всем понятных слов: «Близко ли, далеко ли, где точно нам не известно, жили были Дед с Бабкой».
Костюм Козы-Дерезы
На сцену выходят Дед и Бабка, козы, внучка, пчела, медведь, волк и заяц. Детский утренник — это не обязанность, а игра, но не стоит забывать и целить в воспитательный момент.
Конспект театрального занятия в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие в сказочную страну « Кукляндия»
Описание материала: театры: пальчиковый, варежковый, кукольный, куклы бибабо к сказке « Рукавичка», нарисованный портрет человека, гуашь, кисть. Цель: воспитание любви к театру, развитие интереса к этому виду искусства. Задачи: Знакомить детей с особенностями передачи театрального образа различными средствами: с помощью грима, пластики движений, жестов, мимики. Способствовать накоплению у детей представлений о различных видах кукольного театра. Приобщать детей к театральной культуре, пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для её проведения.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю в волшебный мир театра. Я вам задам очень простой вопрос: вы любите играть? (Да, любим!) — Когда вы играете, то берёте на себя роль или перевоплощаетесь (превращаетесь). В кого? ( В доктора, парикмахера, продавца и т.п.) — Скажите, а бывает ли такое со взрослыми людьми, когда они тоже перевоплощаются, т.е. играют роли? ( Это бывает с артистами театра.) Воспитатель: Взрослые работают в театре актерами и, готовясь к спектаклю, создают чей-нибудь образ, играют роль. Я хочу вам предложить сыграть роль, но вы должны отгадать загадку и узнаете какую роль вам надо сыграть. Шутки он достал из шляпы, У него тех шуток — воз! Рассмешил меня и папу, Хохотали мы до слёз. Прыгал ловко по канату, В воздух мячики бросал. Отгадали, дети, кто он? Ну конечно, это…(клоун.) (Г. Лаптева) Игра « Нарисуй маску». Показать детям лицо обычного человека, нарисованного на листе бумаги. — Что надо сделать, чтобы у нас получился клоун? ( Нарисовать маску на лице: брови, нос, щеки, улыбку, парик.) Воспитатель: А называется всё это одним словом — грим. Грим – это маска, с помощью которой актер создает внешний образ своего героя. Он помогает артисту перевоплотиться, создать яркий, выразительный образ. Кто из вас был в театре? ( Ответы детей). А что такое театр? (Дети могут сказать, что театр-это большое красивое здание, в котором проходят представления.) Во все времена люди приходили в театр отдохнуть. Туда приходят с семьями и друзьями. Театр помогает людям быть добрее и лучше. В театре живёт волшебная сказка. В нашей группе много видов театра:
Пальчиковый театр.
Варежковый театр.
Кукольный театр
А еще есть театр на фланелеграфе, конусный и т.д. Посмотрите, ребята, а у нас в гостях сегодня театральные куклы. Как вы думаете, герои, какой сказки здесь собрались? Если отгадаете загадку, то узнаете название сказки, которую вам покажут ребята из группы. Четыре брата живут вместе, а один в отделе. (Рукавичка.) Показ сказки « Рукавичка».
Воспитатель: все замечательно справились со своей ролью. Вы были настоящими артистами, а артисты после представления выходят на поклон.
Рекомендуем посмотреть:
Игрушки Далматинец из бумаги своими руками Музыкально – тематическая сказка для старших дошкольников с элементами ОБЖ для дошкольников Театральная зарисовка для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий Театрализованное представление по сказке Рукавичка в старшей логопедической группе ДОУ. Сценарий
Похожие статьи:
Загадки про кукольный театр
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Весна
Игровое музыкальное развлечение для детей подготовительной группы в детском саду. Сценарий
Весенний досуг в подготовительной группе. Семик — русский обряд цветения
Развлечение в подготовительной группе. Русские обычаи
Картотека игр-драматизаций с целями
Чтобы упростить подготовку к празднику, воспитатель заранее создает картотеку сказок, и на каждой карточке указывает цель, например «развитие стремления к взаимопомощи» и название сказки: «Репка».
Существует несколько игр-драматизаций, которые можно провести в любое время, чтобы развлечь детей, развить тот или иной навык:
- Буратино и Пьеро. Цель игры — показать детям, как нужно правильно расслаблять и напрягать мышцы тела. Дети медленно двигаются по залу, но по команде от Буратино должны встать в позу: ноги на ширине плеч, мышцы напряжены, руки согнуты в локтях и подняты над головой. Если команду дает Пьеро, то ребенок принимает грустный вид, шея расслаблена и висит, глаза опущены вниз;
- Гипнотизер. Цель этой постановки — научить ребенка расслаблять все тело и отдыхать. Воспитатель становится гипнотизером, и имитируя сеанс гипноза, водит перед лицом детей руками, приговаривая «Спите, спите». Дети сначала опускают голову и шею, и медленно ложатся на пол и «засыпают»;
- Гусь. Дети имитируют походку гуся и ходят, вытягивая шею, сложив руки за спиной. Также можно предложить им изобразить других животных и птиц.
- Пантомима. Театрализованный вариант игры очень нравится детям, они становятся актерами и вживаются вроль, изображая разные действия: одеться для похода на улицу и раздеться, помыть и вытереть посуду, подмести пол в садике, наблюдать за падающим снегом, играть с кошкой.
Дополнительная информация! Чтобы в любой момент выбрать интересную игру, в садике должна быть картотека. Воспитатель во время обучающего часа достает карточку, и в зависимости от того, что в ней написано: «Красная шапочка» или «Принцесса-лебедь», проводит игру. Это необычный и интересный способ воспитания детей, развития внимания, мелкой моторики, актерских способностей.
Для вовлечения детей можно проводить разные конкурсы, например, на самый необычный костюм, или лучший русский народный сувенир, сделанный своими руками.