Конспект игры–фантазии в блоке совместной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие по следам Кляксы»

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно через нее ребенок знакомится с окружающим миром, приобретает определенные знания и умения. В период от трех до шести лет дети чрезвычайно любознательны. Перед родителями и педагогами стоит важная задача — как можно больше на этом этапе жизни малыша вложить в него знаний и умений. А чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, занятия необходимо проводить в игровой форме. Целью этих мероприятий является не только усвоение ребенком новой познавательной информации, но приобретение новых навыков, умений и развитие всех психических процессов. Занятия с дошкольниками — это творческие игры. Конкретные примеры данного вида деятельности, правила подготовки и проведения подобного рода мероприятий описаны в этой статье далее. Представленная информация рассчитана на родителей и педагогов детских дошкольных учреждений.

творческие игры

Сюжетно-ролевые игры

В программе детского сада указана тематика обязательных игр этого вида. К ним относятся «Семья», «Детский сад», «Школа», «Магазин», «Больница», Парикмахерская». Задача взрослых — создать соответствующую теме игры атмосферу в группе или доме. Для этих игр нужно подготовить набор необходимых атрибутов. Например, для игры «Семья» должен быть организован уголок «Кухня», где имеется и посуда, и мебель, и макет печки, и муляжи продуктов питания. Идеальный вариант — это обустройство еще и кукольной спальни, и ванной. Принимая участие в этом виде деятельности, дети учатся манипулировать предметами быта, применять их по назначению. Творческие сюжетно-ролевые игры предполагают наличие нескольких участников. Маленькие игроки развивают сюжет, спонтанно придумывают развитие событий, создают проблемы и тут же учатся искать компромиссы

творческие игры для детей дошкольного возраста

Хорошо, когда в условиях детского сада или дома созданы условия для того, чтобы ребята могли в одной игре соединять несколько сюжетных линий. Например: школа — семья — магазин. Развитие сюжета может быть следующим: папа отводит ребенка в школу, идет в магазин за покупками, а мама тем временем готовит дома обед. Сценарий дети придумывают сами, распределяют роли игроки между собой также самостоятельно.

Творческие игры дошкольников (именно сюжетно-ролевые) могут быть самых разных тематик. Например на свежем воздухе можно организовать такой вид деятельности, как «Стройка», «Огород», «Ферма», «Зоопарк», «Транспорт».

Картотека игр по развитию творческого воображения

Картотека игр по развитию творческого воображения

«Цепочка слов».

Цель игры: Развитие творческого воображения, путем вызова звуков и образов, ассоциаций и воспоминаний, представлений и мечт.

Ход игры: Детям предлагается составить длинный поезд из слов – каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой, то есть каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Пример: Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик — зима). Дети: Снежная, холодная (ставят два вагончика). Воспитатель: А что бывает еще холодным? Дети: Мороженное, лед, снег, ветер (на каждое слово ставится вагончик). Воспитатель: (отталкиваясь от последнего слова) А ветер какой? Дети: Северный, сильный… Воспитатель: А кто еще может быть сильным? И т.д. пока детям не надоест или не закончатся вагончики. Вариант игры: Вагончики могут быть разного цвета. Каждый ряд столов или подгруппа детей имеет свой цвет. Во время ответов детей помощник воспитателя или более старший ребенок ставит вагончик определенного цвета. В конце игры подсчитывают, какая подгруппа или ряд набрали больше вагончиков (у кого поезд длиннее), те и выиграли.

«Бином фантазии».

Цель игры: Активизировать воображение, стремясь установить между двумя, чуждыми друг другу, словами родство, создать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать. В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно.

Ход игры: На столах лежат карточки (рисунком вниз). В каждой стопке разные картинки: одежда, животные, мебель и т.д. Вызванные двое детей берут из стопочки по одной карточке и показывают детям. Воспитатель предлагает соединить слова, обозначающее нарисованное на картинке. Самый простой способ их соединить – это прибегнуть к предлогам. Чтобы было наглядно. Можно манипулировать карточками.

Пример: Дети вытащили карточки «пес», «шкаф». Карточка «пес» располагается в середине, а карточка «шкаф» то сверху, то внизу, то справа, то слева и т.д.Дети называют расположение карточек, могут придумать и свои сочетания слов: «шкаф пса», «пес в шкафу» и т.д. Каждое из этих словосочетаний может служить основой для рассказа или ситуации, придуманной детьми. Можно использовать оператор РВС – увеличим пса до колоссальных размеров: он будет охранять шкаф, нося его в зубах. Или у пса на шее вместо медалей висят шкафы. Шкаф огромный – пес сидит в замочной скважине, никого не пускает в шкаф и т.д. Дети могут составить свой рассказ или выбрать любое сочетание слов. Можно предложить нарисовать иллюстрации к рассказу. По ходу рисования рассказ обрастает новыми подробностями. Можно использовать коллективный способ обучения – двое или несколько детей составляют один рассказ, иллюстрируют его, затем один из детей рассказывает его остальным детям.

«Полиномы фантазии».

Цель игры: Развитие фантазии, творческого воображения. В отличие от «Бинома фантазии» в этой игре «отстранения» слов доводится до крайности.

Ход игры: I вариант: У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задает вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь, исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Несправившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же. Вопросы: Кто (что) изображён? (изображено?) Где находится? Из чего состоит? Что делает? Что говорит? (Что отвечает?) Эти же вопросы можно отнести к прошлому и будущему (предполагаемому) состоянию рассматриваемого предмета (объекта). В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей. II вариант: Дети загадывают любое слово из трех букв. Можно использовать опять карточки с предметами. Делим это слово на звуки и придумываем слова, только на этот звук. Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой, или обозначаются символом, или выставляется картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ним составляется предложение. Это предложение может быть опорным для сочинения рассказа (составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом). Когда дети усвоят эту игру её можно усложнить: для первого звука подбирают слова, обозначающие предмет (существительное); для второго звука – слова, обозначающие свойства или состояния предметов (прилагательное или образованное от него наречие), при этом детям говорим «какой?», «как?»; для третьего звука – слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?» (глаголы). Этот вариант игры лучше проводить в подготовительных группах или в логопедических группах, когда дети знакомятся со звуковым анализом слов.

Пример: Дети придумали слово «Дом».

Д О М
Дым Ослик Мыло
Диван Оса Мяч
Душ Окно Маска
Дырка Огонь Магазин
Д О М
Дорога Огромный Моет
Дым Очаровательный Мяукает
Дерево Открытый Мечтает
Дача Обманутый Мучается
Диван Осторожно Мигает

Дети составляют предложения или из слов по заданию, или произвольно по желанию детей, например – 1,3,2: «дорога», «открытый», «мяукает». Далее придумывается предложение с этими словами, например: «На открытой дороге во время дождя мяукает котенок». Или, например, для сочетания 5- 5- 5 («диван», «осторожно», «мигает») придумать фантастический рассказ, оттолкнувшись от этого сочетания.

«Произвольный префикс».

Цель игры: Развитие воображения, одним из способов словотворчества – деформирование слова за счет ввода в действие префикса- предлога.

Ход игры: На одном из векторов (осей) морфологической таблицы расположите предлоги: не, зам, мини, макси…, на другом слова предложенные детьми, обозначающие предметы. Из сочетания, полученного соединением предлога и слова, сочиняется предложение и далее рассказ.

Пример:

слова не зам мини макси
нож ненож замнож мининож максинож
кот некот замкот миникот максикот
бегемот небегемот замбегемот минибегемот максибегемот
одеяло неодеяло замодеяло миниодеяло максиодеяло

Рассмотрим на примере: нож – ненож. Если рассмотреть функцию ножа – разделять, разрезать, значить ненож может добиться того же результата, но как-то иначе, например, колет, прожигает. Как пользоваться таким «ножом»? Для чего мы будем его использовать? И т.д.…. Можно придумать целую страну, используя отрицательные предлоги. Например: «замкот» — заместитель кота- это кто? Что он делает? Какой он? «минибегемот» — как будет жить такой «бегемотик»? в реке? А что для него будет «рекой»? А что он будет есть? «Максиодеяло»- это одеяло, укрывающее всех – что выполняет эту функцию? Вода в море, укрывающая все морские растения, снег — зимой, атмосфера — земной шар… Можно в эту игру играть и на математике, прибавляя к произвольно взятым словам числительные: для коровы – «трёхкорова», это какая корова? Сколько у неё голов, ног, хвостов? Для чего ей нужны три хвоста?.. Неплохо повторить с детьми деление целого на части, добавляя к словам: полу -, четверть -,треть -…Например, ложка – полуложка: это может быть полложки,а как ею пользоваться? Можно рассмотреть по функциям – содержит ложка еду только до половины, как быть? Или что–то может содержать, а что–то нет, почему? Для чего?…

«Творческая ошибка».

Цель игры: Учить детей фантазировать, с помощью орфографических ошибок.

Ход игры: У каждого ребенка есть слова, которые он в детстве (особенно раннем) произносил неправильно, иногда он их помнит, так как родители часто их вспоминают, как забавные. Предложить детям вспомнить их и подумать, что они могли означать в таком произношении?

Пример: «каклетка» — прыгающая котлетка, «лесапед» — велосипед, состоящий из веток; велосипед, который ездит только по лесу или только по деревьям… Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую: собака – «бобака», уже фантастическое животное, но характер собачий или совершенно другой? Мыло – «дыло»,это такое мыло, которое моет все до дыр или дышащее мыло, им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше….

«Фантастические гипотезы».

Цель игры: Развитие фантазии, творческого воображения.

Ход игры: Детям задаются вопросы: «Что было бы, если…?»Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Предложите детям поразмышлять: «Что было бы, если бы…?»дальше называется любой предмет и любое действие. Можно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а желающие на них отвечают, придумывая свою историю.

Пример вопросов: «Что было бы если внезапно исчезло солнце?» «Что было бы, если бы исчезли все взрослые?» «Что было бы, если бы к нам пришел крокодил? Слон?»

«Оживление предметов».

Цель игры: Учить детей сочинять истории, рассказывая сказки или рассказы о тех предметах, которыми они учатся манипулировать.

Ход игры: Можно играть с самыми маленькими детьми, но тогда сочинять придется самим, а вот с более старшими можно сочинять истории, только натолкнув их на объект оживления, или оттолкнуться от их наблюдения. Необходимо подключать старших детей к рассказыванию сказок малышам.

Пример: I вариант:

Рассмотрим на примере кормления детей. Воспитатель рассказывает и показывает: «Жила- была ложка. Она была маленькая, не знала куда и как нести еду и все время попадала не туда, куда нужно. Вот пошла она за кашей для Тани (черпает кашу из Ваниной тарелки). Правильно ложка берет кашу? (дети исправляют). А у вас ложки умные? Как они достают кашу? Из ваших тарелок? Ой, у Пети ложка пошла гулять и не попала в рот Заблудилась? Пусть ваши ложки покажут Петиной, куда надо нести кашу». Аналогично можно сочинить сказку про пуговицу, которая не знала, как попасть в свой домик, лезла в карман, под воротник. С более старшими детьми можно оживлять любой предмет и предложить придумать сказку, рассказ. Главная задача воспитателя в том, чтобы вовремя увидеть, на чем в данный момент сосредоточены интересы ребенка.
II вариант:
Можно назвать «Путешествие по собственному дому (группе)». Как уложить малышей спать? Расскажите им сказку про кровать: «Жила была кровать, которая не давала мальчику спать, скакала под потолок, выбегала на площадку и падала с лестницы. Бывают кровати с моторами, они ездят в дальние края охотиться за крокодилами. Бывает говорящая кровать, которая рассказывает разные истории…» Ребенок плохо сидит на стуле постоянно раскачивается. Расскажите ему рассказ про стул, который перебирая 4 ножками , бегал за трамваем. Он опаздывал и очень спешил. Вдруг одна ножка отвалилась и стул потерял равновесие. К счастью, один прохожий вовремя подхватил отвалившуюся ножку и приставил её. «Кто же тебе сломал ножку?» — спросил он. «Хозяин» — опустив спинку, ответил стул. Можно придумывать интересные истории, составляя бином – оживший предмет + игрушка. Главное в игре – предоставить ребенку придумывать историю самому, вовремя подключиться к игре, дать ей новое направление или сюжет. Но главное – желание ребенка творить.

«Конструирование загадки».

Цель игры: Развитие воображения и логического мышления.

Ход игры: Правила конструирования загадок: отстранение – ассоциация – метафора.

Рассмотрим на примере конструирования загадки о шариковой ручке. 1 операция:

мы должны дать ручке определение, словно видим её в первый раз.

Пример: Это пластмассовая палочка, которая может провести след на белой бумаге.

2 операция:

Помимо листа бумаги, который мы упомянули, светлой поверхностью может быть и стена дома и снежное Поле.

Пример: По аналогии то, что на белом листе выглядит как «черный знак», на «белом поле» может чернеть в виде тропинки.

3 операция:

Теперь мы можем дать метафорическое определение.

Пример: «Это нечто такое, что прочеркивает черную тропу на белом поле».

4 операция (необязательная):

Состоит в том, чтобы облечь таинственное определение предмета в максимально привлекательную форму. Нередко загадке придают форму стиха.

Пример: «Он на белом-белом фоне Оставляет черный след».

Примеры загадок, составленных детьми: «То шарик, то щетка, колючий, как иголка».(ежик) «Водичку пьет, нам тень дает, от солнца прячет, листьями машет».(Дерево) «Сверху красиво, внутри сладко, развернешь, как шоколадка».(Конфетка)

«Создание лимерика».

Цель игры: Развитие творческого мышления, воображения посредством создания лимерика (английский вариант организованной нелепицы).

Ход игры: Детям объясняем технику создания стихотворения, но говорим, что оно должно быть немного сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась. Первая строчка: выбор героя. Вторая строчка: характеристика героя или его действие. Третья строчка: реализация действий (как герой это сделал). Четвертая строчка: выбор конечного эпитета или свое отношение к герою

Пример: Вот стихи, сочиненные детьми:

«Красно – синий медвежонок По небу летал, Лапами, как крыльями махал, Птичек всех перепугал» (Вася Новоселов)

«Однажды серый добрый ежик Иголки детям все раздал. А чтоб от лисы спрятаться, Иголки на спине нарисовал» (Катя Коробкина)

«Снеговик пришел к нам в группу, Сел за стол, поел посуду. Потом съел наш весь обед И растаял под конец» (Старшая группа – все вместе)

«Лжезагадки».

Цель игры: Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, творческое воображение.

Ход игры: Предложить детям загадки, ответ которых содержится в самом стихе, но внимание отводится в сторону. Само собой разумеется, что если загадывать детям 2-3 подобные лжезагадки, то на следующих они легко в ловушку не попадутся, ответ дают очень быстро. Но удовольствие получают огромное. Загадывают их потом товарищам, повторяют многократно и сами же смеются и наслаждаются замешательством отгадывающего.

Пример: «Стоит дом, одна крыша пологая, другая с сильным скатом. В середине крыши гнездо. Оно дырявое. В гнездо петух снес яйцо. В какую сторону упадет яйцо?» «Летит стая молотков в теплые края. Что они будут делать, когда прилетят?» «Стоит «это». Идет мимо «этого» старуха, говорит: «Баба-Яга». Идет солдат, посмотрел на «это» и говорит: «Генерал». Идет девушка, посмотрела и говорит: «Василиса-Прекрасная». Что это?»(Зеркало).

«Стеклянный человечек».

Цель игры: Развитие творческого воображения, фантазии.

Ход игры: Из характерных особенностей знакомого или придуманного персонажа можно логически вывести и его приключения. Героем рассказа или сказки можно предложить сделать человечка из какого — либо материала.(Например, стеклянного человечка) Он должен будет действовать, двигаться, заводить друзей, подвергаться всякого рода случайностям, быть причиной событий и т. д… Используйте прием – «эмпатию» — предложите детям поставить себя на место этих человечков.(страна, где все из стекла) Здесь можно провести анализ материала.(стекло хрупкое, прозрачное, но оно может быть цветным, может мыться…)

Пример: А теперь представьте себе жизнь в этом стеклянном городе. Так как все прозрачное – жизнь на виду у людей, можно не разговаривать, все мысли видны, так как голова прозрачная. А одежда? Цветная? А чем питаться? Дети, знакомые с тризовскими приемами, сразу ответят: жидким стеклом, стеклянным порошком, мелкораздробленным стеклом. А транспорт из чего? Ведь необходимо предохранить человечков от острых углов, от толчков. А животные тоже из стекла? Растения? Все это можно обыграть, обговорить, зарисовать, стараясь сделать жизнь этих человечков как можно комфортабельнее. Можно обыграть человечков из бумаги, которые живут в бумажном городе. Человечков из льда, снега, дыма, пластилина.

«Салат из сказок».

Цель игры: Развитие творческого воображения, путем соединения знакомых персонажей из разных сказок в одну и придумывания своей – новой сказки.

Ход игры: Интересно сочинять сказку, используя морфологическую таблицу, где по вертикальной оси перечисляются названия сказок, а по горизонтальной оси – их герои. Выбор героев может быть произвольным. Дети могут выбрать сразу всех героев, место действия, а далее соединяют все в один сюжет. Другой вариант: дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке.

Красная шапочка Красная шапочка Волк Бабушка Дровосек Корзинка Ружье Лес
Мальчик – с — пальчик Мальчик – с — пальчик Людоед Отец Дети людоеда Крошки Спали Лес
Дюймовочка Фея Жук Жаба Сын жабы Ласточка Мышь Нора
Колосок Петух Круть Верть Мельница Серп Пироги Колос
Репка Дед Баба Внучка Жучка Мышь Репка Огород
Колобок Колобок Дед Заяц Медведь Волк Лиса Пенек

В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации книг, рисунки героев сказок (уже готовые), рисунки детей. Располагать их удобно на наборном полотне или на фланелеграфе. Можно предложить ребятам нарисовать рисунок, изобразив выбранных героев, добавив по желанию каждый своего любимого героя, а потом по рисунку рассказать товарищам свою сказку.

«Разновидность фантастического бинома».

Цель игры: Активизировать воображение, развитие способности детей реагировать на новый элемент по отношению к определенному ряду неожиданных факторов, учить использовать такое слово в известном сюжете, заставляя привычные слова реагировать на новый контекст.

Ход игры: Предложите детям несколько (5- 6) картинок с изображением героев какой – либо сказки. Карточки можно заменить игрушками по сказке, настольным театром, опорными сигналами. Определив из какой сказки герои, дети начинают рассказывать сказку (по одному или по очереди). И «вдруг» среди карточек (игрушек, театра, сигналов) появляется новая, изображение которой не имеет никакого отношения к этой сказке. I вариант:

Сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу или в самом конце Вы вводите новый персонаж.
II вариант:
Сразу с набором карточек вводите тут же незнакомый и неучаствующий в реальной сказке объект.

Пример: Ребенок выбрал 5 карточек: девочка, волк, бабушка, лес, цветы + вертолет

«Сказка -наизнанку».

Цель игры: Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот».

Ход игры: Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложить подумать и расс4казать как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным: 1.Злая Волшебница заколдовала героев… 2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел… 3.Герой проглотил волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, сказал однажды плохое слово… Все эти варианты предложены детьми, предложите детям придумать свои версии и почти у каждого будет своя, одна лучше другой. С помощью принципа «выворачивания наизнанку» можно найти исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении.

«Перевирание сказки».

Цель игры: Развитие творческого воображения, фантазии, внимания.

Ход игры: Наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить в как – бы пародию – появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть, увидеть то, чего нет в реальной сказке. Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Пример: Воспитатель: «Жила – была девочка, звали её Желтая шапочка…» Дети: «Не Желтая, а Красная!» Воспитатель: «Ах, да, Красная! Так позвал её папа и сказал…» Дети: «Да нет же, не папа, а мама!» Воспитатель: «Правильно! Позвала её мама и говорит, сходи — ка к тете..» И так далее… I вариант: После того, как дети вас исправили, продолжайте рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняете её, но линию настоящей сказки ведете до конца. II вариант: Изменяя сказку в самом начале, ведете её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новых персонажей.

«Сказка в заданном ключе».

Цель игры: Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания сказки в определенном ключе.

Ход игры: Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом направлении, месте действия.

Пример: Жили — были старик со старухой у синего моря…в наши дни. Что будет просить старуха? Красная Шапочка живет сейчас… Это мы изменили время действия. Можно использовать оператор РВС (размер- время- стоимость)- растянуть время до бесконечности, или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки. Можно поменять место действия: Колобок живет на 10-м этаже с лифтом… Теремок стоит на высокой- высокой горе или в море…. Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море… Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно неожиданно и для вас и для самих детей. Можно предложить детям проиллюстрировать сказку: каждый самый интересный момент на его взгляд, получится иллюстрированная книга.

«Что было потом».

Цель игры: Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания продолжения сказки.

Ход игры: Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?»… Если поработать по системному оператору, то продолжение сказки можно вести и в надсистеме, в системе, в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы изменяем и продолжаем всю надсистему сказки.

Пример: Залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждают поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.

Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который решил научиться волшебству у Феи и ушел к ней в ученики.

А что стало с туфелькой Золушки после её замужества? Золушка отдала её маленькому волшебнику и тот выручал много девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 2 часов туфли всегда возвращались к золушке.

«Фантастический анализ».

Цель игры: Развитие творческого воображения, фантазии, посредством фантастического анализа сказочных персонажей.

Ход игры: Если рассматривать в системе любой сказочный персонаж, можно увидеть, что подсистемные признаки у него в разных сказках одинаковые: у Бабы- Яги это всегда метла, ступа, черный кот и т.д. Детям можно сказать, что каждый персонаж имеет свои орудия волшебства, без которых их трудно представить. Баба- Яга одна, а источников вдохновения и волшебства много – произведите фантастическое вычитание в подсистеме – поменяется сюжет сказки, поведение героя.

Пример: Дед Мороз, подсистемные признаки: борода, посох, мешок с подарками, шуба, валенки….. Варианты, придуманные детьми: — Дед Мороз без шубы, это в Африке. Африканские дети встречают Новый год, к ним пришел Дед Мороз. (Как он называется в Африке?). Принес подарки и среди них мороженое. (Как сохранить и донести, ведь мороженого надо много, на всех детей.)

Решение проблемы Дед Мороза, потерявшего посох, младшими детьми: — Компьютер! Волшебная палочка. Дед Мороз сделает посох из дерева, дунет на него, он покроется инеем и станет волшебным. Потерявшийся посох найдут дети и будут творить чудеса вместо Деда Мороза. Детям захочется иметь каждому свой посох, они разделят его на много маленьких «посошков», получатся волшебные палочки. Когда дети наиграются, праздник кончится, они отдадут «посошки» Дед Морозу, а он сделает из них себе посох, а может быть, оставит их детям- пусть всегда у них будет праздник.

Сколько детей, столько может быть вариантов. В этой игре можно также предложить детям зарисовать все изменения, каждый свой вариант, потом рассказать по картинке товарищам. Собрав все рисунки вместе, можно выпустить «книжку» в которой будут все новые сказки, придуманные детьми.

«Карты Проппа».

Цель игры: Развитие творческого воображения, фантазии, посредством карт Проппа.

Ход игры: Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфологические сказки» и в своем исследовательском труде «Трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в одной и той же последовательности. Согласно системе Проппа, этих функций тридцать одна, но разумеется не во всех сказках наличествует все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перекосы, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу. Сказка начинается с первой функции, с седьмой, или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски. Главных функций двадцать. Так как дети – дошкольники часто не умеют читать, предлагаем символическое изображение каждой карточки, придуманной детьми. Предложите своим детям – они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.

Детям раздаются «карты», лучше они сидят за одним столом или разделены на подгруппы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбирается герой, о котором будут сочинять сказку.

В первые дни игры лучше карты держать по порядку (можно пронумеровать – цифры старшие дети знают хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам. Но ребята любят перемешивать карты и придумывать свои правила: например, строить рассказ на вытащенных наугад одной или двух картах. Или начать сочинять с конца.

Преимущество «карт Проппа» очевидны: каждая из них – целый срез сказочного мира и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка.

Лжезагадки – Лжезадачи.

1.Кто быстрее плавает: утёнок или цыпленок?

2.Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?

3.Летели над морем два голубя. Устали, опустились на воду отдохнуть, а потом полетели дальше. Сколько времени понадобилось голубям на отдых?

4.На одном берегу — утята, на другом – цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?

5.Над лесом летело три рыбки. Две приземлили. Сколько улетело?

6.Катиться по столу колесо разноцветное: один угол у него красный; другой – зеленый; третий – желтый. Когда колесо докатиться до конца стола, какой цвет мы увидим?

7.По морю плыл большой красивый паровоз. На палубе было много людей, звучала музыка. Всем было хорошо. Как звали капитана?

8.Летели два крокодила – один – красный, другой – синий. Кто быстрее долетит?

9.Сколько весит килограмм асфальта, если открутить верхнюю гайку от левого крыла самолета?

10.У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

11. Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек – маленькие зелененькие. Кто больше соберет шишек?

12. На полке стоят детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом ещё одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает?

13. Что едят крокодилы на Северном Полюсе?

14. От папы пришла телеграмма: «Встречайте, еду автобусом в пять». В каком вагоне летел папа?

15.Час пик. Переполненный автобус. Все пассажиры торопятся. Что Вы сделаете, если автобус сойдет с рельс?

16.Мама уронила поднос, на котором стояли две чашки с цветочками, две в горошек, две с ягодками. Сколько стало чашек?

17.Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить? (Звери зимой спят, звери не едят из приборов).

18. На Машином платьице было нарисовано три яблока, две вишенки. Одну вишню и два яблока съели, сколько осталось?

19. Кукла Света съела три порции мороженого, потом ещё две. Врача надо будет вызывать?

20.Собака Жучка сказала, что видела сегодня на горке Сашу, Петю и Катю. Сколько детей видела на горке собачка?

21.Сколько на празднике будет поросят, если на день рождения к поросенку пришли два гуся, утка и свинья?

22.Стоит маяк. Мимо ночью в тумане проплывает корабль. А маяк то потухнет, то погаснет. Увидят ли на корабле свет маяка?

23.Встретились два быка и заспорили: кто больше даст молока? Чтобы их рассудить, во что молоко разлить?

24.Что является второй подушкой для щеки?

25. Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько варится минут одно яйцо7 26. На одной ноге гусь весит 5 килограмм. Сколько весит гусь, стоящий на двух ногах?

27.От чего крокодил зеленый? (От носа до хвоста).

28.Шел солдат зимой лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

29.У папы и мамы две дочки, а Юра родился первым. Сколько детей у папы и мамы?

30.На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

31.На столе стоят 5 стаканов ягод. Вова съел один стакан ягод и поставил на стол. Сколько стаканов стоит на столе?

32.По двору гуляли петух и курица. У петуха 2 ноги, а у курицы – 4. Сколько ног вместе?

33.На трех ветках сидело по одной табуретке. Сколько всего табуреток сидело на ветках?

34.Сколько меду соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

35.У собачки Микки родились котята – 3 беленьких и 1 – черненький. Сколько котят всего родилось?

36.Сколько грибов можно вырасти из семян ели?

37.Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?

38.Сколько весит килограмм жаренных гвоздей, если из 2 килограммов яблок только 20 граммов свежих?

39.2 мальчика и 2 девочки шли домой под одним зонтом. Почему они не промокли? (не было дождя).

40.Чем больше Вы меня берете, тем больше я остаюсь? (Дырка)

41.На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и шотландская овчарка?

42.У 9-го мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. А зернышко было единственное. Сколько лет мальчику, у которого жила кошка?

43.Плывет по пустыне бегемот, он быстро движется вперед. Как много елок он везет?

44.Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?

45.Сидели 5 зайчишек на розовом суку. К ним 2 –е прилетели и крикнули: «ку – ку». Раз «ку — ку». Два «ку — ку». Сколько зайцев на суку. 46.На дереве сидели три тетерева. Охотник выстрелил в одного из них. Сколько птиц осталось на дереве?

47. Пошли две девочки в лес за грибами, а на встречу два мальчика. Сколько всего детей шли в лес?

48. Плывут два цыпленка, один лапками гребет, другой крылышками. Который раньше доберется до берега?

49. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?

50. Упали два горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

51.Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

52.У одного пациента болело 6 зубов. На приеме у врача ему вырвали 3 здоровых и 2 больных зуба. Сколько здоровых зубов осталось у пациента, если он падая в обморок, выбил врачу еще один здоровый зуб?

53.Вася Пташечкин обычно выбивает в день по 3 стекла стоимостью 300 рублей каждое. Сколько стекол может позволить себе выбить Вася, если папина зарплата 1200 рублей? Хватит ли папиной зарплаты на 4 обычных дня?

54.Из 500 эскимо, что прислал волшебник, 350 съел крокодил Гена. Сколько понадобилось Гене Чебурашек, чтобы справиться с эскимо, если один чебурашка съедает 10 порций?

55.Как угостить быстро и поровну трех пингвинов двумя страусиными яйцами?

56. Сколько яиц накопиться в гнезде кукушки за три дня, если в день она сносит по одному яйцу?

57.У прыжонка виляйка длиннее, чем у топтыжонка. У летужонка виляйка длиннее, чем у попрыжонка. Чей хвост длиннее?

58.Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?

59.Вареный рак красного цвета. Какой он будет, если его сварить?

60.У двух хваталок по пять тыкалок. Что это?

61.Кто громче замычит: петух или корова?

62. Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, каждая кошка имела по три котенка. Сколько ног было на мельнице?

63.Горело девять свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось?

64. в теплые края летели птицы: два журавля и две синицы. Сколько птиц летело в теплые края?

65.Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

66. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

67. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

68.Когда собака бывает в конуре без головы?

69. Как петух кукарекает? А в Англии?

70. Наталья Ивановна попросила Сашу нарисовать два синих треугольника и три кранных квадрата. Сколько кругов нарисовал Саша?

71.Один банан падает с елки каждые пять минут. Сколько их упадет за один час?

72. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол, пошел дождь. Как звали шофера? Какой номер был на машине? (шофера звали Толька, номер был мокрый).

73. Летели птицы: 2 впереди, 1 сзади, потом 1 впереди, 2 сзади. Потом 3 вместе. Сколько всего летело птиц?

74. Разделите 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый мог получить по яблоку и одно осталось в корзине.

75.На руке пять пальцев. На трех из них кольца. Сколько всего пальцев?

76. Сколько концов у пяти палок?

77. Какой цвет волос у Колобка?

5

Театрализованные игры

Данный вид деятельности способствует развитию всех психологических процессов дошкольника: мышления, памяти, воображения, внимания. Участие в играх-драматизациях у малыша воспитывает такие личностные качества, как отзывчивость, самостоятельность, инициативность, эмоциональность. Кроха учится понимать настроение героя и передавать его, осваивает способы внешнего выражения чувств при помощи мимики и голоса. Творческие игры детей дошкольного возраста театрализованной направленности объединяют малышей общей идеей, мотивируют их дружно взаимодействовать в коллективе.

Приведем примеры данного вида деятельности:

  1. Кукольный театр: пальчиковый, на фланелеграфе, на руке, теневой, театр живой куклы.
  2. Игры-спектакли.
  3. Театрализованные действия: праздники и утренники.
  4. Драматизации по известным детям художественным произведениям.

Чтобы театрализованные творческие игры максимально выполняли свою цель, взрослыми должна быть проведена соответствующая предварительная подготовка. Она включает в себя приобретение или самостоятельное выполнение атрибутики: костюмов, масок, кукол. Кстати, делать их можно вместе с детьми, что будет еще одним хорошим способом развития творческих способностей маленьких непосед.

творческие игры дошкольников

Оффлайн-игры

Игра «На букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «К». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.

Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы);
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» — посложнее.

«Дорисуй»

В эту игру можно играть вдвоем, так и большим коллективом. Правила заключаются в том, один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются.

Буриме

Дайте ребенку лист бумаги и карандаш. Включите лёгкую музыку, попросите закрыть глаза и рисовать все, что заблагорассудится, не думая о форме и расположении. Пусть это будет несколько рисунков, которые накладываются друг на друга. После, уже с открытыми глазами и разноцветными карандашами попробуйте вместе найти самые причудливые образы на стыке нарисованного и разукрасить их.

Крокодил (Пантомимы)

Встречается множество вариаций (разных не только правилами, но и философией) игр под названием «Крокодил». Одна из самых распространенных известна также как «Пантомимы» (в прошлом на ТВ даже была похожая программа). Правила просты – сначала жеребьёвкой выбирается первый загадывающий игрок. Он выбирает слово (словосочетание) и с помощью жестов и мимики пытается показать остальным что это. Когда слово отгадано, тот, кто показывал, загадывает следующее тому, кто отгадал. Слова должны быть сложными, разговаривать загадывающему запрещено.

Оригинальный «Крокодил» также связан с угадыванием слов посредством ассоциаций и построения логических цепочек. Но правила в нём более сложные. Детальное их описание с хорошими примерами можно прочесть в Википедии .

Также рекомендуем познакомиться с логическими играми и играми для развития памяти , которые будут полезными для всех, кто хочет всесторонне развить свои творческие способности.

В разделе представлена информация о творческих играх для детей (школьников и дошкольников). Описаны несколько игр, которые могут помочь обеспечить творческое развитие ребенка.

Презентация мира

Каждый из участников игры пишет на карточке название какой-либо вещи: «гитара», «стул», «карандаш», «дверь» и др., т.е. что-нибудь из того, что окружает их в повседневной жизни. Затем все карточки сворачиваются и складываются в какой-либо пакет и коробку, где тщательно перемешиваются, после чего все участники по очереди вытягивают по одной карточке и в течение 5-10 минут готовят презентацию той вещи, которая указана на карточке, причем, при подготовке устных сообщений-презентаций необходимо исходить из описания вещи не с позиций ее привычного, повседневного, бытового применения, а так называемых романтически-поэтических позиций. Например, о карандаше следует говорить не как о предмете, которым можно рисовать, а как о предмете, с помощью которого можно отображать самые прекрасные грани этого мира (любимых людей, красивейшие места и вещи) и талантливые люди могут с помощью этого предмета делать окружающий мир еще более прекрасным.

При этом необходимо сделать сообщение о предмете так, чтобы трудно было сразу определить, что это за предмет и, лишь переключившись на позиции романтическо-поэтические, возможно было бы догадаться о том, что это за предмет.

Помимо того, что данная игра развивает творческое мышление, навыки публичных выступлений, умение преподносить какую-либо информацию, она также учит видеть положительное и прекрасное там, где обычно люди этого не замечают.

Ноев ковчег.

Всем знаком один библейский сюжет: непосредственно перед всемирным потопом некто Ной, взяв «всякой твари по паре», посадил всю эту «живность» на огромный корабль и, соответственно, спас. Именно на этом посыле и строится данная игра.

Организатор игры заранее пишет на карточках названия животных и птиц мужского и женского пола (например: «кобыла» — «жеребец», «голубь» — «голубка», «свинья» — «боров» и т.д.). Затем карточки (в полной тишине!) раздаются участникам.

Участникам необходимо найти свою пару, используя только невербальные формы общения (позы, жесты, мимика) и не показывая друг другу карточки с написанными на них названиями животных и птиц.

Варианты:

Ноев ковчег — 2.

Участникам, вытянувшим карточки с названиями животных или птиц, необходимо закрыть глаза и найти свою пару только с помощью звуков, издаваемых определенным животным или птицей.

Он и она.

На карточках можно писать известные пары людей (например: Отелло и Дездемона, Ромео и Джульетта, Иван-царевич и Василиса Прекрасная, Джек и Роуз («Титаник»), рабочий и колхозница и т.п.). Необходимо найти свою пару с помощью определенных, свойственных конкретному герою, поз, жестов и мимики.

Страны и народы.

На карточках можно писать названия стран (Россия, Англия, Китай, Испания) или народов (цыгане, индейцы, чукчи, русские). Соответственно, игроки должны «показать» страну или народ. Можно делать по три и более карточек с одной страной или народом и, после того, как участники найдут друг друга, оставить их в этих группах, продолжая какую-либо конкурсную программу или комплексную игру. Поиски можно делать «на скорость», т.е. какая пара или группа быстрее «найдется».

Социальные роли

Участники игры пишут на карточках какую-либо из известных им социальных (желательно семейных) ролей: «жена», «бабушка», «сын», «отец» и др. Затем все карточки сворачиваются, складываются в коробку или пакет и тщательно перемешиваются, после чего каждый участник вытягивает по одной карточке. Организатор игры предлагает всем сыграть в игру «Атомы-молекулы», закончив ее разбивкой участников по парам (если количество участников нечетное, то оставшийся участник может присоединиться к любой паре). Теперь ведущий предлагает всем участникам прочитать социальные роли, написанные на вытянутых ими карточках. В результате получаются различные пары социальных ролей, например, «отец» и «сын», «бабушка » и «жена» и т.п. Участникам необходимо в течение 10-15 минут придумать какой-либо сценический сюжет с этими ролями, после чего все «миниатюры» показываются. После показа каждой «миниатюры» зрителями определяется то, какие социальные роли были им представлены и то, насколько показанное соответствует повседневной действительности.

Дружеский шарж

Участники пишут на карточках свои имена, после чего карточки сворачиваются, складываются в пакет и перемешиваются. Каждый участник вытягивает по одной карточке и читает имя, написанное там — на этого человека он рисует дружеский шарж. Чаще всего участники рисуют так, как умеют, но в результате получается дружеский шарж. По мере того, как шаржи будут нарисованы, участники могут дарить свои «произведения» тем, кого они рисовали. На обратной стороне можно писать какие-либо пожелания.

Шаржи можно затем вывесить где-нибудь на видномместе, сделав своего рода «Праздничную галерею». Можно провести конкурс «Кто это?», показывая участникам не подписанные шаржи, чтобы они определяли, кто изображен на рисунках (победителями можно считать тех, чьи шаржи определяли в наибольшей степени). Особенно хорошо данное игровое упражнение проходит в конце праздника, когда нарисованные шаржи с написанными на них пожеланиями участники забирают себе на память. Игра способствует созданию дружеской и непринужденной обстановки, позволяет реализоваться через рисование всем, независимо от умений и навыков.

Музыка

Для проведения данного игрового упражнения организатору необходимо тщательно поработать над подборкой мелодии или песни, которая бы соответствовала настроению праздника.

Суть игры проста: всем участникам выдаются ручки и бумага, после чего предлагается под определенную музыку (пока она будет исполняться) писать о своих ощущениях, мыслях, образах, т.е. обо всем том, что вызывает в человеке данная музыка. Обязательным условием является соблюдение тишины в процессе прослушивания музыки, чтобы не мешать другим участникам и не влиять на их ощущения. Затем листы с тем, что на них написано, собираются и организатор зачитывает все написанное.

Только одна минута

Эта игра требует живого ума и богатого воображения.

Каждый из участников должен за минуту произнести речь на заданную ведущим тему. Темы могут быть самыми разными: от серьезных, типа «Предстоящие президентские выборы», до веселых, например: «Почему девочки боятся мышек?» Игрокам разрешено нести полнейшую чушь, главное — чтобы они не отклонялись от темы, не раздумывали долго и не повторялись.

Участники могут сами придумывать темы, названия которых они пишут на карточках, которые затем перемешиваются и вытягиваются ими. Тема выступления может представлять собою всего одно слово: «Небо», «Бегемоты», «Яблоко» и др.

Победителем становится тот, кто произнесет, по мнению ведущего или жюри, лучшую речь.

Кудашов Г.Н., Заместитель директора по научно-методической работе ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи», преподаватель ТюмГУ, руководитель молодёжного социально-творческого объединения «Искра», кандидат педагогических наук.

Наталия Юдина

Творческие игры

Творческие игры для детей!

Дошкольникам легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Дети передают образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы всегда должны быть у ребенка под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша,показать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Успешное развитие творческих способностей детей проходит в игре.

Для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования я подобрала и разработала творческие игры, которые помогают детям развить мелкую моторику рук, воображение, творческое восприятие, фантазию, глазомер, внимание, память, умение размещать изображение на листе. Совершенствуют навыки пользования кистью, умение отражать в рисунке впечатление от окружающего мира. Разнообразные нетрадиционные техники рисования дают ребенку создавать каждый раз новые для него рисунки. Творческие игры дают полную свободу для самовыражения.

1.«Смешной рисунок».

Материалы:

Лист бумаги, карандаши, фломастеры, платок, чтоб завязывать глаза.

Методика проведения:

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д. Все по очереди подходят с завязанными глазамии дорисовывают недостающие детали.

Ну и смешная же картина получается!

2.«Рисование в воздухе».

Методика проведения:

Взрослый рисует какую-либо фигуру, изображает простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. После этого необходимо спросить что это. Затем можно поменяться с ребенком ролями. Подобное занятие хорошо развивает восприятие и воображение, развивает умение доводить начатое до конца и навыки произвольного внимания.

3.«Вкусная» палитра.

Материалы:

Палитра с красками, небольшие карточки с изображением овощей, фруктов.

Методика проведения:

Назови каждую картинку и найди ее цвет. Подбери все пары: лимонный-лимон (и. т. д.)А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый или иначе –сливовый.) Чем желтый отличается от лимонного? (Лимонный это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Эта игра помогает расширить ассоциативный цветовой ряд, обогащает лексику.

4.«Рисование веревочками».

Материалы:

Фланелеграф на каждого ребенка, три веревочки (средней толщины) – одна длинная,две других меньшей, но разной длины, фломастеры или ручки, несколько рисунков – образцов, на которых изображены разные животные.

Методика проведения:

Звучит спокойная музыка, дети садятся за столы, на которых имеются необходимые материалы.

Предложить детям сначала по рисункам-образцам «нарисовать» веревочками посуду, овощи, фрукты, цветы, животных, а затем это нарисовать налисточке. Можно устроить соревнование: кто больше всех выполнили изображений с помощью веревочки и зарисует их, придумать свои образы в конце все работы обсуждаются, отмечаются наиболее выразительные.

Эта игра вызывает у детей интерес к изображению, показывает возможность создания образа с помощью контурной линии (веревочки).Развивает наблюдательность, воображение и творчество.

5. «Таинственный рисунок».

Материалы:тушь и палочки, сангина, угольный карандаш, фломастеры. На каждого ребенка по 4-5 карточек с изображением предметов, выполненные точками.

Методика проведения:

Дети сидят за столом, на которых расставлены изобразительные материалы. Объяснить детям,что на столах лежат таинственные рисунки. Если вы вглядитесь в эти маленькие точки, то они помогут вам открыть рисунок. Попробуйте соединить контурной линей эти точки. Но некоторые точки можно соединить, обозначить ярко, тогда предметы будут выглядеть нарядно,декоративно, ажурно. Дети выполняют задание. (Включить спокойную мелодию.) В конце занятия работы обсуждаются, обращается внимание на выразительность использованных материалов и способы работы. Эта игра развивает у детей наблюдательность,целостное восприятие окружающего мира.

6. «Чудо рисунок».

Материалы:

Лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Методика проведения:

Предложите ребенку нарисовать что то (портрет мамы, город, животное, человечков)из разных цветов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.) из овощей (огурцы, морковь, арбузы и т. д. ,из зайчиков, белочек, птичек. Вот это будет чудо картина!

7. «Самоцветы».

Материалы:

Мокрый лист бумаги, акварельные краски, стакан –непроливайка с водой.

Методика проведения:

Игра дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги – это «сундук с драгоценными камнями». Все они имеют свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается пробовать все возможные сочетания трех красок,разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить «сундук» разными «самоцветами»,просто ставя разноцветные точки.

8. «Коллективный рисунок».

Материалы:

Лист бумаги (ватман, карандаши, маркеры, мелки акварельные, восковые.

Методика проведения:

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.)Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку. Игра развивает интерес к процессу рисования, творческое воображение.

9.«Волшебный салют».

Материалы:

Газета, большой лист бумаги, жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, старая зубная щетка.

Методика проведения:

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой,стараться брызгать на лист бумаги устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище! Игра помогает развить творческое воображение, создает радостное настроение у детей.

10. «Волшебная палитра».

Материалы:

Гуашь, кисточка, емкость с водой, лист бумаги,палитра.

Методика проведения:

Смешивая краски во время рисования, можно получать различные оттенки цветов. Ребенок может изобразить,как светлеет небо на рассвете,с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше. Главное – добиться,чтоб оттенки изменялись как можно равномернее. Затем можно переходить к другим заданиям на получение оттенков, различающихся уже не по светлоте, а по цветовому тону. Предложите ребенку нарисовать как заходит солнце (переход от оранжевого к красному цвету,как желтеют листья.

11.«Рисуем музыку».

Материалы:

Влажная салфетка, емкость с водой, лист бумаги, кусочек поролона и клеенка.

Методика проведения.

Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций не его листе и на бумаге, включив спокойную лирическую музыку. Можно сначала договориться, какие цвета будут добрыми (Желтый, голубой, грустным (зеленый, светло-синий,злым (темно-красный,темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, окружающих его восприятия музыки.

12. «Кляксы».

Материалы:

Альбомный лист, тушь любого цвета (гуашь,вода.

Методика проведения:

Возьмите альбомный лист, сложите пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите и сочините историю. Эта игра развивает воображение, фантазию детей.

13. «Рисование в воздухе».

Методика проведения:

Взрослый рисует какую-либо фигуру,изображает простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе,а потом на бумаге. После этого необходимо спросить, что это? Затем можно поменяться с ребенком ролями. Подобное занятие хорошо развивает восприятие и воображение, развивает умение доводить начатое до конца и навыки произвольного внимания.

14. «Покажи по цвету».

Материалы:

Картинки с изображением птиц фруктов, цветов, краски акварельные, лист бумаги, кисточка, емкость с водой.

Методика проведения:

Рассмотри картинки и назови все,что ты видишь фиолетового цвета. (Фиалка,баклажан, слива.)Что здесь розовое? (Цветок, фламинго и райская птичка).Какого цвета апельсин? (Цветок календулы, плоды физалиса, золотая рыбка.) Как можно получить эти цвета, смешивая краски? Если смешать красный и белый, получится (розовый). Фиолетовый- при соединении (красного и синего). Если смешать красный и желтый, получится (оранжевый). Какой цвет нужен для получения этих цветов (Красный).Поиграй со своими красками,смешивая цвета. Нарисуй,что захочешь.

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Рисование

Игра «Закончи рисунок».

Цель

: развивать внимание, мелкую моторику.

цветные карандаши (фломастеры).

Описание

: предложить ребенку порисовать вместе. Нарисовать цветок со стеблем, а рядом — без стебля, показать ему. Поинтересоваться: не забыли ли что-нибудь. Если ребенок затрудняется ответить, нарисовать еще один цветок со стеблем, обратить внимание на рисунок с недостающим стебельком. Предложить ребенку закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Рисовать как можно проще: стебелек — палочка, лепестки — овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. В следующий раз предложить ребенку дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.

Игра «Соедини точки».

Цели

: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

: краски, кисточка.

Описание:

нарисовать красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказать ребенку, краски какого цвета использованы, что нарисовано. Предложить ребенку соединить точки, поинтересоваться, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», — назвать цвет краски, похвалить выбор ребенка. Усложняя задание, увеличивать количество точек, расположить их достаточно далеко друг от друга. Придумать, на что похож получившийся рисунок.

Игра «Чудесное превращение».

Цель:

помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия

: несколько баночек с прозрачной водой, краски.

Описание:

с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках — каждую в свой цвет. Во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. Показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет (красная и желтая — оранжевый цвет, желтая и синяя — зеленый, красная и синяя — фиолетовый и т. д.). Разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками.

Игра «Рисуем пальцами».

Цели:

развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия

: краски акварельные, краски для рисования пальцами.

Описание:

нарисовав дерево, предложить ребенку пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т. д.

Игра «Палец-кисточка».

Цели:

развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета и формы.

Игровой материал и наглядные пособия:

краски для рисования пальцами.

Описание

: нарисовать большой круг (квадрат, треугольник) и предложить ребенку раскрасить его пальчиками. Обговорить, каким цветом он воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, разделить фигуру на две половины и предложить закрасить их разными красками. При этом педагог называет цвет красок и наблюдает за ребенком, правильно ли он ориентируется.

Игра «Лепка».

Цели:

развивать мелкую моторику; помочь освоить понятия «целое», «разделенное».

Игровой материал и наглядные пособия

: пластилин.

Описание:

предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соединить их друг с другом. Показать ребенку получившийся шар однородной структуры. Предложить ребенку сделать то же самое.

Игра «Улитка».

Цель

: развивать мелкую моторику, творческие способности.

Описание

: предложить ребенку раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Показать, как закрученная «колбаска» превращается в «улитку». Из толстой «колбаски» получится большая «улитка», из тонкой — маленькая.

Конструирование

Игра «Постройка башенки из кубиков».

Цели:

обучить накладыванию кубика на кубик; развивать пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия:

кубики одинаковой величины (размер сторон 8-10 см).

Описание

: дать ребенку четыре кубика и предложить построить башенку. Если постройка неустойчива, то вначале педагог сам исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно (чтобы башня не упала). Такую игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

Игра «Забор».

Цель:

развивать подражательные навыки, мелкую моторику, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия:

конструктор «Лего», кубики, мелкие фигурки животных.

Описание

: рассказать ребенку сказку о том, как все добрые животные решили поселиться в соседних домиках (кубиках) и стали жить-поживать. Но повадился к ним волк. Ходит, всех обижает, того и гляди, съест кого-нибудь! Предложить построить забор: «Давай поможем зверушкам построить забор, чтобы волк не смог к ним пробраться». Показать ребенку, как строить забор из конструктора, скрепляя детали. Побудить его повторить действия.

Игра «Самодельная мозаика».

Цель

: развивать воображение, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия:

геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Описание

: вырезать из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для ребенка. Показать ребенку, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; крут и два овала наверху — голову зайца и т. д. Нарисовать на бумаге схемы предметов, показать, как, опираясь на них, можно выложить ту или иную картинку.

Игра «Грибная поляна».

Цель:

способствовать сенсорному развитию.

Игровой материал и наглядные пособия:

шляпки и ножки грибов, вырезанные из картона.

Описание

: взять зеленый лист бархатной бумаги. Показать ребенку грибные шляпки и ножки. Рассказать, что грибы решили спрятаться от грибников, но все перепутались: «Давай поможем им опять стать целыми». Выложить на листе грибную поляну.

Игра «Спички детям — игрушка?».

Цель:

развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия

: спички.

Описание:

показать ребенку, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделать образцы предметов. Предложить ребенку выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребенок освоит это упражнение, попробовать создать рисунки из спичек по памяти или придумать свой рисунок, проявить фантазию. Вместо спичек можно использовать счетные палочки.

Игра «Спички с пластилином».

Цель:

развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия:

спички, пластилин.

Описание:

показать ребенку, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделать плоский домик, затем объемный.

Игра «Первые эксперименты».

Цель

: познакомить со свойствами вещества.

Игровой материал и наглядные пособия

: формочки для льда, фигурные формочки.

Описание

: рассказать ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрировать наглядно: залить воду в формочки для льда, для печенья, в стакан и поставить в морозильник. Показать ребенку ледяные фигуры. Обратить его внимание, что льдинки повторяют форму тех сосудов, которые заполнены водой. Доступным языком объяснить, что вода не имеет своей формы, заполняя любую емкость. Фиксировать внимание ребенка на том, что лед — это вода, но замерзшая. Понаблюдать за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

Является игра. Именно через нее ребенок знакомится с окружающим миром, приобретает определенные знания и умения. В период от трех до шести лет дети чрезвычайно любознательны. Перед родителями и педагогами стоит важная задача — как можно больше на этом этапе жизни малыша вложить в него знаний и умений. А чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, занятия необходимо проводить в игровой форме. Целью этих мероприятий является не только усвоение ребенком новой познавательной информации, но приобретение новых навыков, умений и развитие всех психических процессов. Занятия с дошкольниками — это творческие игры. Конкретные примеры данного вида деятельности, правила подготовки и проведения подобного рода мероприятий описаны в этой статье далее. Представленная информация рассчитана на родителей и педагогов детских

Конструктивно-строительные игры

Эта разновидность творческой игры формирует у ребенка умение ориентироваться в пространстве, устанавливать и соотносить величину и пропорции предметов (кубиков, цилиндров, кирпичиков, камешков), постигать простейшие законы физики. Участвуя в этом виде деятельности, малыш знакомится с профессией строителя, архитектора, дизайнера.

Такие творческие игры для детей практически всегда переплетаются с сюжетно-ролевой игрой. Дети не просто манипулирую муляжами строительного материала, но и разыгрывают целую сюжетную линию. Они распределяют роли (водитель, строитель, бригадир), договариваются о цели игры, разыгрывают разные ситуации.

Опять же, чтобы игра была интересной для детишек и выполняла свои воспитательно-обучающие функции, нужно максимально обеспечить ее проведение необходимой атрибутикой. Это должны быть разнообразные конструкторы, наборы кубиков, игрушечный транспорт разного вида (грузовики, тракторы, подъемные краны), наборы инструментов, песок.

Творческие игры, их особенности и руководство ими.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 10Следующая ⇒

Понятие «творческие игры» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры.

В творческих иг­рах отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина пони­мания ими тех или иных жизненных явлений. Содержание творческих игр придумывают сами дети.
Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета отборе изобразительных средств, ма­териала, игрушек и т д.
Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми. В игре ребенок входит в детский коллектив, который начинает определенным образом влиять на его развитие. Этот коллектив в своих творческих играх живет по законам дружбы, внимания друг к другу, отсутствия национальной розни, по нашим советским законам, которые закрепляются в сознаний детей с ранних лет.

Что представляет собою творческие игры в младшей группе детского сада в начале года? В играх трехлетних детей уже проявляется замысел, определенная сюжетность. Объединяются в игре обычно не более двух-трех детей. Но и в младшем возрасте встречаются очень активные дети, способные объединить для игры большой коллектив. Характерна частая смена замысла

игр. Обращает на себя внимание нелогичность, которую проявляют дети, переходя от одного замысла к другому, от одной роли к другой. В младшем возрасте, когда воображение ребенка оказывается еще слабым, для того чтобы самостоятельно развивать замысел, игрушки и разные материалы являются организующим началом игр, они вносят содержание в игру ребенка.

Основная задача руководства играми на этом этапе

, состоит в том, чтобы
содействовать устойчивости замысла игры, развитию его в определенный сюжет. Ведущая линия руководства состоит в том, чтобы осторожно и постепенно сосредотачивать внимание, и интересы детей на том или ином замысле, помогать им развить его в определенный сюжет, неорганизованные действия детей с игрушками или материалами перевести в действия смысловые
. Ребенок изо дня в день катает пустую коляску. Стоит предложить ребенку посадить в нее куклу, как игра изменяется, приобретая определенную целенаправленность, замысел. В играх детей младшей группы
можно увидеть появление роли и ролевого действия в
самых общих чертах. Ролевые действия — «машинист ведет паровоз», «мамы ухаживают за дочками», «дочки капризничают» и т. д. — отрывочны. Детей увлекает действие само по себе — грузить, пересыпать, перекладывать. Однако действия эти в большинстве случаев ребенок связывает с их ролевым значением — возит груз шофер, варит пищу мама или повар.

В руководстве развитием замысла игры нам представляется важным не предлагать детям готовых ролей («ты будешь шофером»), а подготавливать их возникновение обогащением ролевых действий.

Принимая во внимание особенности развития игры в младшем дошкольном возрасте, нужно давать детям такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворить индивидуальные запросы, так как на коллективное использование игрушек детьми этого возраста серьезно рассчитывать нельзя, хотя к этому их надо постепенно вести.

Что представляют собой творческие игры детей среднего дошкольного возраста?

Резко бросается в глаза более коллективный характер игр. Больше детей объединяются в играх по одному замыслу, эти группировки более длительны и устойчивы. Встречаются длительные игры на одну тему, продолжающиеся несколько дней. Если в младшем возрасте детей интересует ролевое действие — возить, носить, варить и они изображают эти действия, то в среднем возрасте роль уже приближается к изображению определенного лица

. Теперь ребенок выбирает себе
роль и применительно к ней исполняет ролевые действия
. Таким образом, роль, т. е. изображение того или иного действующего лица в типичных для него, проявлениях, постепенно приобретает решающее значение.

Этот шаг характеризует противоречивый момент в развитии ребенка: твердо осознавая самого себя и не теряя этого осознания, ребенок в то же время становится в положение какого-либо другого лица, обычно взрослого. Но при всей глубине ролевого переживания ребенок в каждое мгновение не теряет чувства реальности, истинности происходящего с ним. Даже больше: как только подметит, что его роль (как это иногда случается в играх) начинает грозить неудобством для него лично, он отходит от роли, или совсем отказывается от игры («так не играют»), или стремится изменить свое ролевое положение как действующего лица в наиболее благоприятную для себя сторону. Так, если в три-четыре года ребенок: легко может согласиться на выполнение любой роли, то теперь уже он выборочно подойдет к этому. Замечается предпочтение детьми одной роли другой, например в играх в «дочки-матери» и в других играх.

Правила, на которых основывается роль, становятся всё более обязательными для детей в силу законов коллективной игры; взаимоотношения детей в, игре складываются на Основе роли и правил игры

. Именно потому развивается замысел игры, что дети начинают совместно действовать.

Если в младшей группе центральной задачей руководства играми было направление неоформленных действий детей, придание игре определенного замысла, то в средней группе, руководство игрою обращается на роль и проводится через нее. Насколько роль и правила, связанные с нею, становятся значимыми для детей в играх, настолько они определяют взаимоотношения детей, показывают факты, знакомые всем воспитателям.

Детьми средней группы роли исполняются с более строгим соблюдением правил. Обязанности, которые берёт на себя ребенок соответственно своей роли, становятся шире в связи с его растущим опытом и знаниями. Это изменяет характер взаимоотношений детей друг с другом в играх, а также самое направление руководства. Если в младшей группе взаимоотношения детей в значительной мере определялись теми действиями, которые они выполняли, вследствие чего возникали споры, столкновения и нужно было руководить детьми в этой области, то при наличии роли взаимоотношения детей концентрируются вокруг нее, особенно вокруг выполнения правил. На это и должно быть обращено внимание при руководстве играми.

Воспитателю следует заботиться о содержании детских игр. Доступные детям явления советской действительности должны найти отражение в играх. Но это не следует понимать таким образом, что в играх должны обязательно отражаться только политические факты и события. Содержание игр отражает широкий круг жизненных явлений — детский сад, трамвай, колхоз, магазин и т. д.

В играх старших дошкольниковпри условии правильного воспитания ясно выражен замысел, развит сюжет, оформлены роли, ролевые правила и действия.

Ведущее место занимают ролевые игры, начало развития которых было показано в младшей и средней группах. Проведенные наблюдения показывают, что в этом возрасте ролевые игры более организованны и оформлены, чем игры четырех-, пятилетних детей, и что они значительно живее и непосредственнее, чем в школьном возрасте.

По мере того как воспитательно-образовательная работа обогащается новым содержанием, оно в большей или меньшей мере начинает отражаться в играх. Например, с детьми были проведены экскурсии для ознакомления со зданиями детского сада, почты, Дома пионеров; после этого дети в своих, играх стали строить более разнообразные здания. После беседы по картине «Первое мая на далеком севере» появились игры с куклами — жителями севера, их возили на оленях, устраивали для них праздничное угощение.

Дети старшего возраста черпают замысел игры не только в повседневном опыте, а из рассказов, сказок.

Наряду с ролевыми играми выделяются игры «режиссерские». В такой игре ребенок управляет игрушкой-куклой приписывая ёй роль, ребенок действует за нее, но действует в двух планах: и за игрушку и за себя, как направляющее лицо. Игры эти наряду с общим влиянием способствуют и развитию у ребенка разговорной, связной речи: ребенок рассказывает кукле, поясняет, спрашивает, отвечает за нее.

Особо нужно остановиться на строительно-конструктивных играх, основанных на определенном замысле, выраженном в постройке. Ролей в таких играх обычно не бывает. Ребенок строит, никого не изображая — ни архитектора, ни инженера, ни рабочего. Его интересует постройка, и он ее совершенствует. Воспитатель должен хорошо знать конструктивные свойства и возможности материала, должен уметь сам их практически использовать, иногда делать постройки, наталкивающие детей на использование форм, размеров, цвета.

⇐ Предыдущая6Следующая ⇒


Дидактические творческие игры детей дошкольного возраста

Если названные ранее виды деятельности предполагают участие нескольких детей, то в дидактических играх может участвовать один ребенок. Здесь задания даются на развитие художественных способностей, логического мышления, фантазии, проявление смекалки. Рассмотрим примеры подобных игр для детей дошкольного возраста.

  • «Клякса». На лист капается краска в виде кляксы. Задание: преврати кляксу в предмет. Ребенок дорисовывает какие-либо элементы, чтобы изображение приобрело черты воображаемого им предмета.
  • «Чудо-палочки». Из счетных палочек на столе выложен квадрат или треугольник. Задание: добавь палочки так, чтобы фигура стала напоминать какой-нибудь предмет.
  • «Картины из крупы». У ребенка на листике нарисован эскиз животного. В тарелочках предложены разные крупы (макаронные изделия, семена овощей). Задание: оформи аппликацию из тех материалах, которые тебе нравятся. Ребенок подбирает крупы по цвету, структуре и приклеивает их на эскиз.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: