Педагогический проект на тему: «Домашний логопед»
• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта:
Учитель-логопед, дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, их родители, воспитатели.
Концептуальные основы
Теоретической базой данного проекта является принцип личностно ориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский о. Благодаря усилиям ученых и педагогов практиков (Л.В.Загик, Т.А.Маркова, Л.Ф.Островская, Н.Г.Година) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Важнейшей задачей работы с родителями и ее первейшим условием является установление взаимоотношений доверия и принятия между специалистом и родителем.
Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта,A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.
Как проходит логопедическая комиссия в детском саду
Многие родители хотят устроить своего ребенка в детсад комбинированного вида и задаются вопросом как попасть в логопедическую группу в детском саду. Численность детей в таких группах меньше, чем в обычной и подготовка к обучению грамоте там сильнее. Но попасть в число детей, которым положено такое обучение, можно только через психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Для прохождения этой комиссии сначала необходимо посетить некоторых врачей: окулиста, стоматолога, невролога, отоларинголога, педиатра и хирурга. На ПМПК члены комиссии работают по индивидуальному плану, в зависимости от потребностей каждого.
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста
Если комиссия собрана для обследования дошкольника с нарушениями речи, то могут быть предложены следующие задания:
- назвать времена года;
- найти лишнее;
- собрать пирамидку или сортер;
- повторить несложный куплет стихотворения;
- рассказать о своей семье
Логопедическое обследование
- назвать цвета или формы;
- описать сюжет картинки;
- назвать улицы и проспекты;
- перечислить известных насекомых, предметы одежды, профессии;
- описать буквоград.
Лечение заикания у ребенка 3 лет в домашних условиях
На основании пройденного обследования законным представителям выдается заключение, где написана рекомендуемая образовательная программа и группа детского сада.
Буквоград
Логопедические группы, принципы их комплектования и отбора детей
В детских садах осуществляется дифференцированное обучение детей с нарушениями речи. В зависимости от характера логопедического недостатка, все дети делятся на группы:
- дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН);
- дети с нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ);
- заикающиеся дети;
- дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Различные группы принимаются на разные сроки обучения: дети с ФФН и заикающиеся на 1 год, дети с НПОЗ на полгода, с ОНР на 2-3 года.
Обратите внимание! Задача дифференцировки и комплектования групп стоит перед психолого-медико-педагогической комиссией. По окончании обучения комиссия проводится повторно и принимается решение о продолжении работы по данной программе, или же перевод в общую группу.
Как попасть в логопедический детский сад
Если родители по тем или иным причинам стремятся попадать в логопедический детский сад, то им необходимо сделать следующие шаги:
- Встать в общую очередь в ДОУ, указав приоритетные детские сады (в данном случае в садик, где осуществляют специальную логопедическую образовательную программу).
- Прийти на прием к участковому педиатру и взять направление к логопеду.
- Пройти логопеда и взять направление на ПМПК.
- Собрав все документы, прийти на ПМПК и получить заключение.
- Получив место в детском саду, явиться с документами и заключением ПМПК для заключения договора с детским садом.
В настоящее время находят большую популярность методы диагностики для детей раннего возраста. Необходимо в полной мере использовать возможности психологической и логопедической диагностики для своевременного выявления зон необходимой коррекционной работы и дальнейшего успешного развития дошкольников.
Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект
Кутузова В.В. Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 10.10.2020).
Заказ № 583397
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.
Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В-четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
Развивающие:
- развивать речевую деятельность;
- развивать фантазию, воображение.
Воспитательные:
- создать новогоднее настроение, желание творить и приносить радость другим;
- вызвать желание у детей и родителей участвовать проекте;
- привлечь родителей как активных участников к подготовке к проекту.
Обучающие:
- формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
- формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесения звуков;
- создать условия для знакомства детей с органами артикуляции.
Коррекционные:
- вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.
Предполагаемый результат:
- Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, коллективный
Тип проекта: краткосрочный
Состав участников проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Продукты проекта:
- книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).
Предметно-пространственная развивающая среда: территория детского сада; в группе: наглядные пособия.
Средства и оборудование:
Технические: ноутбук, проектор.
Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка сказок о «Весёлом язычке».
Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки. Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи.
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 этап. Поисковый. | Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. | Принимают задачу. |
2 этап. Аналитический. | Сбор информации: — подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; — изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; — пополнение предметно-развивающей среды; — привлечение родителей к работе над проектом; — подборка консультаций по теме проекта. | Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал. |
3 этап. Практический. | Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение). — провести занятие по рисованию; — разучить комплексы артикуляционных упражнений; — придумать сказку о Веселом Язычке; — создать условие для практического применения полученных знаний. | Рисуют Весёлого язычка; Разучивают артикуляционные упражнения; Придумывают сказку о Весёлом язычке |
4 этап. Презентационный. | Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке | Выставка коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» |
Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет занимающихся на логопункте ДОУ
Дни недели | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | Взаимодействие с родителями. | ||
Совместная деятельность взрослого и детей. | Индивидуальная деятельность с детьми. | Образовательная деятельность в режимных моментах. | |||
Поне-дельник 07.10.19 | Знакомство с органами артикуляции | «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» | Отгадывание загадок о зубах, губах, языке | Подготовить набор иллюстраций | Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ. |
Вторник 08.10.19 | Беседа «Артикуляционные уклады звуков» | Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции | Практическое применение в утренней гимнастке | Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений | Памятки «Строение артикуляционного аппарата» |
Среда 09.10.19 | Разучивание стихов к упражнениям. | индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений | Рисование картинки «Весёлый язычок» | Оформление выставки рисунков | Помощь родителей в рисовании картинок. |
Четверг 10.10.19 | Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке | Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций | Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы | Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. | |
Пятница 11.10.19 | Чтение сказки о «Весёлом язычке» | Дидактическая игра «Подбери картинку» | Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» | Повторение придуманной сказки |
Литература:
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. № 5.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 64 с.
- Буйко В. Чудо-обучайка. Екатеринбург: Литур, 2006.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арти, 2005.
- Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб.: Детство- Пресс, 2012. 112 с.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Литера, 2004. 64 с.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
- Нищева Н.В.Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 2020. 32 с.
- Репина З.А.,Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур,1999. 208 с.
- Фадеева Ю.А., Жилина И.И.Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.