ТРИЗ-педагогика: как развить изобретательство и творческое мышление ребёнка
Это загадочное слово «ТРИЗ»
ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Автором теории стал советский писатель и инженер Генрих Альтшуллер (1926-1998). Он рассчитывал вывести изобретательство в «ранг» науки и для этого самостоятельно вывел законы развития технической мысли.
Одним из таких законов стало утверждение, что «каждое изобретение — это разрешение противоречия». Например, обувь должна быть на шнурках, потому что шнурки отлично помогают фиксировать обувь на ногах и не теряют своих свойств, как липучки. Но обувь и не должна быть на шнурках, потому что утомительно каждый раз их завязывать, да и маленькие дети не в состоянии справиться со шнурками самостоятельно. Обычным людям приходится выбирать что-то одно: жертвовать либо надёжной фиксацией стоп, либо удобством. Изобретатель же видит проблему — и устраняет её. Как итог, появляется изобретение — силиконовые шнурки-клипсы. Такие клипсы сочетают в себе фиксацию обычных шнурков и удобство использования, так как их не нужно постоянно завязывать.
Но зачем вообще нужна ТРИЗ…
…ведь для учёных давно существуют проверенные опыты, теоретические и прикладные разделы наук?
Альтшуллер не был согласен со старыми методами, он полагал, что метод проб и ошибок не удовлетворителен. Учёные тратят десятки лет в ожидании удачной мысли, теории, а потом тратят ещё такое же количество лет на исследования и опыты. А если использовать правила изобретательности, то даже обычные школьники легко справятся с трудными техническими задачами.
Итак, ТРИЗ-педагогика помогает изучить принципы решения сложных творческих задач, используя законы и разработки Альтшуллера. Но зачем изучать какие-то дополнительные разработки, если в школе давным-давно учат детей решать задачи. Да, это так, только следует учесть одно важное «НО» — школьные задачи далеки от задач житейских. В жизненных дилеммах не всегда «дана» вся информация, ответы посмотреть негде, да и верных решений может быть больше одного. Сталкиваясь с нетипичной проблемой, бывшие школьные медалисты оказываются в тупике.
С 1946 по 1971 годы Г.С. Альтшуллер исследовал более сорока тысяч патентов, классифицируя при этом изобретательские решения по пяти уровням изобретательности. Было выделено сорок приёмов, которые помогают изобретателям оправдывать своё имя. Первые занятия по ТРИЗ начали проводиться в 1948 году, и до 1970 года преподавание проходило в основном на экспериментальных семинарах. В начале 70-х по всей стране начали открывать специальные инженерные школы, но в скором времени проект закрыли. Семинары по ТРИЗ продолжались, но уже не на уровне школ.
В 90-е годы ТРИЗ заинтересовались зарубежные учёные. В 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Методиками и законами ТРИЗ пользуются NASA, Boeing, Samsung, General Electric.
Технология творческого мышления (переплет)
Эта книга — ответ на вызов времени о необходимости познать природу креативности и научить человека управлять своей интеллектуальной деятельностью. Развивая возможности знаменитой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной Г.С. Альтшуллером, авторы разработали уникальную методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Предложенные инструменты ТРИЗ позволяют успешно решать задачи любой степени сложности, возникающие в производстве, экономике, менеджменте, образовании, маркетинге.
Купить
Задачи по ТРИЗ
Для того чтобы дети не впадали в ступор при решении необычных и нетипичных задач, с ними нужно постоянно заниматься. Подобные нестандартные задачи называют «открытыми». В своём интервью онлайн-изданию «Мел» ТРИЗ-педагог Анатолий Гин приводит пример такой креативной задачи на уроке физики, которая может привлечь учеников и заставить их нестандартно думать: «Учитель рисует на доске холм, дерево, корову: «Корова пасётся на холме. Погода дождливая, тучи, гром и молния. После очередного удара корова падает замертво. Что произошло?». Дети выдвигают гипотезы, класс их обсуждает. А потом учитель говорит: «Сегодня мы будем изучать электромагнитную индукцию. Тот, кто первым догадается, как она связана со смертью коровы, получит «пять»».
Задача построена интересно, нетривиально, стимулирует интерес школьника, а также заставляет искать необычный подход к решению. И подобные задачки можно подобрать для любого предмета, правда, для составления подобных условий требуется и креативный подход учителя.
Требуется найти «золотую середину» (с которой у нас в стране, почему-то, всегда проблемы) — стандартные задачи, закрепляющие пройденную тему, должны сочетаться с креативными заданиями, стимулирующими учеников искать различные подходы к поставленной проблеме.
Вот несколько задачек по ТРИЗ, попробуйте их решить.
Без окон, без дверей…
Вопрос: В какую сторону едет автобус?
Ответ: Двери расположены на той стороне, которую мы не видим. Следовательно, автобус едет влево. Для стран, где движение левостороннее, ответ противоположный.
Бежит, журчит, волнуется…
Условия: Для устранения неполадок с водоснабжением рабочие раскопали часть металлической трубы, проложенной под землёй, по которой течёт вода. Однако, для того, чтобы работать дальше, необходимо понять, в какую сторону движется водный поток. Определить направление движения не получилось, ни когда по трубе постучали, ни когда пытались определить что-то на слух.
Вопрос: как определить, в какую сторону течёт вода по трубе, не нарушая герметичность последней ( нельзя резать, сверлить и т.п.)?
Ответ: Воздействовать на трубу нельзя, однако воздействовать на воду разрешается. Следует нагреть воду в трубе в одном месте (труба металлическая!) и,отступив некоторое расстояние от этого места, следить, в какой стороне труба тоже потеплеет. Где окажется тёплый участок трубы — в том направлении вода и движется.
Тайная посылка
Условия: Вы хотите послать любимой посылку с дорогим украшением. При этом единственный способ — воспользоваться почтой. Можно повесить на посылку любое количество замков. Допустим, открыть замок без ключа никто не может, как и вскрыть посылку. Но вы ни при каких обстоятельствах не хотите рисковать и посылать по почте ключи.
Вопрос: Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?
Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, вы снимаете свой замок и возвращаете её девушке. В результате девушка получает подарок, а ключи никуда не пересылаются.
Лодка, волк, коза, капуста
Популярная задача про перевозку крестьянином его имущества имеет больше одного решения. Найдите хотя бы одно.
Условия: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.
Вопрос: Как перевез свой груз крестьянин?
Ответ 1: Начать перевозку следует с козы. Крестьянин перевозит козу и оставляет её на другом берегу. Возвращается и берет волка, которого также перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.
Ответ 2: Вначале крестьянин перевозит козу. Однако в этот раз он берёт не волка, а капусту. Отвозит ее на другой берег, оставляет там и возвращает на первый берег козу. Затем перевозит на другой берег волка, возвращается за козой и снова отвозит ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (семь) точно такое же, как и в первом решении.
Что ещё почитать?
- Что такое модульное обучение?
- Где находится школа без классов, кабинетов и смартфонов
- Виртуальная реальность для трансформации учения и обучения
- Какие компетенции нужны современным школьникам, и формирует ли их школа?
- Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование
ТРИЗ для всех и каждого
Задачи встречаются не только в образовательных учреждениях. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить. То нужно открыть дверь кабинета, когда ключи остались дома, то телефон не во время сел, а надо совершить очень важный звонок, то рабочие перекрыли дорогу к дому и приходится подбирать альтернативный путь возвращения в родные стены.
Люди, с увлечением практикующие решения проблем по ТРИЗ, в каждой неурядице видят не беду, а задачу. Они формулируют условия, устанавливают данные и противоречия, ставят цель и подбирают ресурсы для решения. Для человека, практикующего совершение определённых действий, срабатывает метод «инерции», «набитой руки». Так и для людей, которые часто привыкли анализировать данные и искать ресурсы, нужные способы открываются намного быстрее, чем для человека, привыкшего действовать «по накатанной».
Тренировать способ мышления по ТРИЗ можно уже с малых лет. Для маленьких детей следует ставить лёгкие задачи, требующие разного подхода, вместе разбирать решения, придумывать альтернативу. Например, для ребёнка до четырёх лет можно использовать приём из мультфильма «38 попугаев». Малыш только начал осваивать счёт и может ещё не знать всех цифр, из которых состоит его рост. Попробуйте измерить рост ребёнка в других предметах. Например, каков его рост будет в письменных ручках? А в куклах или в машинках?
С пяти-семи лет уже можно начинать искать решения на открытые задачи из книг и потихоньку знакомить с основными принципами ТРИЗ.
Классическая же ТРИЗ, хоть и разработана для инженеров,в состоянии заинтересовать старших школьников и взрослых.
Но где же научиться решать задачки по ТРИЗ?
Практиковать решения по ТРИЗ довольно легко. Существуют открытые сервисы по ТРИЗ, например, сервис 4BRAIN или бесплатный курс Точилка для ума. Можно использовать готовые открытые задачи из книг (например, Д. Чернышев «Чем заняться вечером с семьёй на даче без интернета» или Ю. Тамберг «Как научить ребёнка думать»). Также в качестве пособия для родителей отлично подойдёт книга А. Гина «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» с перечнем основным методик и задач для детей.
В общем, как говорится, было бы желание, а возможности найдутся. Помните, чем больше ваш ребёнок умеет и чем больше он развивается, тем счастливее и успешнее сложится его дальнейшая жизнь.
#ADVERTISING_INSERT#
Мастер-класс «Приемы ТРИЗ-технологии в начальной школе»
Мастер-класс «Приемы ТРИЗ-технологии в начальной школе»
(слайд 1)
Цель
мастер-класса:
раскрыть суть приемов ТРИЗ-технологии.
Ожидаемый результат
: осознание педагогической аудиторией эффективности использования приемов ТРИЗ-технологии.
Оформление:
компьютерная презентация.
Продолжительность:
15 минут.
Ход мастер класса
1. Вступительная часть (1 минута).
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Надеюсь, что эта встреча будет для всех полезной и продуктивной. Цель моего мастер-класса: раскрыть суть приемов ТРИЗ-технологии. (слайд 2)
2. Теоретическая часть с показом презентации (6 минут).
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. (слайд 3)
Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимало использование таких технологий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. [1]
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках эффективно я использую методы технологии ТРИЗ. (слайд 4)
ТРИЗ-технология – это педагогическое направление, целью которого является обучение навыкам решения творческих задач.
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач
, которая учит «раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов. Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Г. С. Альтшуллеру.
(слайд 5)Генрих Саулович Альтшуллер
(15.10.1926 — 24.09.1998) (псевдоним — Генрих Альтов) – известный
ученый, изобретатель, писатель.
Цель ТРИЗ
(слайд 6)
— формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги, это – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к урокам (слайд 7)
:
- возрастает познавательная активность и интерес;
- детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
- у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
- речь становится гораздо более образной и логичной;
- благодаря применению ТРИЗ-технологии на уроках происходит гармонизация личности: левое полушарие развивается при анализе противоречий и поиске путей решения задачи, а за правым остается творческий процесс, воображение и фантазия. [1]
Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз — творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. [3]
Большое место в ТРИЗ обучении занимает самостоятельная творческая деятельность учащихся, направленная на получение нового результата. Продуктивная деятельность учащихся младших классов не столько направлена на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: изобрести загадку, высказать оригинальную гипотезу, сочинить сказку, метафору, пословицу, «да-нетку»; изобрести подвижную игру, придумать новое свойство объекта и его практическое применение, предложить вариант устранения возникшей проблемы в классе, придумать и изготовить новую игрушку и т.д. [5]
Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики (слайд 8)
, которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества.
- Метод «Да-нетка»
- Метод синектика
- Метод фокальных объектов
- Методика сочинений по картине
- «Морфологический анализ»
- Модель «Системный лифт»
- Механизм решения изобретательных задач
- Метод системного оператора
- Модель «Создай паспорт»
- Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков
- Сочинение загадок
- Модель «Элемент – имя признака – значение признака»
3. Практическая часть (7 минут).
1) Прием «Да-нет»
(слайд 9)
Использование приема «Да-Нет» (метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет») для формирования темы урока или повторения пройденного материала на уроке математики. (слайд 10)
— Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет».
2) Приём « Причина — Факт — Следствие».
(слайд 11)
Цель приёма:
учить определять причинно — следственную связь, осуществлять мини-исследование. Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Учащиеся подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.
Пример использования приёма
(слайд 12)
Причина
Урок литературного чтения Тема урока: Народные сказки. (Сказка «Репка») | |
Факт | Следствие |
Позвал дед бабку… | |
Выросла репка большая-пребольшая |
3) Приём «Хорошо – плохо» (слайд 13)Цель приёма:
активизировать мыслительную деятельность обучающихся на уроке, сформировать представления о том, как устроено противоречие. Приём формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Пример использования приёма
на уроке окружающего мира по теме «Погода».
Учитель задаёт ситуацию: «Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления». Класс делится на две команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы. Пример результата работы. |
4) Алгоритм сочинения загадок
(слайд 14)
Загадка о расческе. Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растет?
5) Приём «Рюкзак» (без слайда)
Цель приёма:
учить обучающихся понимать и фиксировать свои продвижения в учебе.
Данный приём чаще используется на уроках после изучения большого раздела.
Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания, умения по данной теме).
4. Рефлексия. Выводы. (1 минута).
(слайды 15-17)
Мастер-класс подошел к концу. Я думаю, что все поняли суть использования приемов ТРИЗ. Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы. (слайды 18-19)
Список литературы:
- Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991. с. 88
- Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991 с. 23-47
- Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание: инф. – метод. сборник для учителей и учащихся, выпуск 5. – Рига, 1993. с. 102-106
- Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста.// «Педагогика + ТРИЗ»: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП «Сож», 1997. с. 12-13
- Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995. с. 55-60
- https://vichta23.ru/2019/02/ispolzovanie-tehnologii-reshenija-izobretatelskih-zadach-triz-na-urokah-v-nachalnoj-shkole/