Урок математики, 4 класс. Нахождение неизвестного слагаемого
Разработка урока по математике для 4 класса. Нахождение неизвестного слагаемого. Уравнение вида х+15=68:2
Конспект урока по математике разработан для учащихся 4 класса в помощь педагогам начальной школыАвтор: Сухорученко Елена Сергеевна, ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 25 имени М.С. Лиховида» Тема урока: Нахождение неизвестного слагаемого. Уравнение вида х+15=68:2 Цели: ознакомить учащихся со сложным уравнением, учить находить неизвестное слагаемое в сложных уравнениях, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к математике. Задачи: — Организация совместной работы учащихся, учителя. — Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции, к анализу,актуализации и систематизации полученных знаний. — Развитие логического и творческого мышления. — Формирование умения работать в группе. Оборудование: учебник, карта, кораблик, таблицы, алгоритм решения уравнения Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Орг. момент И прекрасна и сильна математики страна Уравненья и задачи Устный счет здесь всякий раз. Пожелаю вам удачи За работу в добрый час (- Ребята, были ли у вас сложности при выполнении домашнего задания) 2. Мотивация и актуализация опорных знаний Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, морское путешествие к острову сокровищ. Путешествие далёкое и интересное. На пути вас ждут разнообразные препятствия. Вам в этом помогут знания и умения, которые приобрели на уроках математики и приобретёте сегодня. Во время путешествия вы будете делать записи в ваших бортовых журналах (рабочие тетради). А в конце урока мы попробуем с вами отыскать клад. Итак , мы отправляемся в плавание. — Скажите, что нужно взять нам в дорогу, чтобы не сбиться в пути. — Что берут с собой моряки, археологи, географы в путешествие?(карту). Раз у нас с вами морское путешествие, то в путь мы отправимся на корабле. 1) работа в тетради — Для начала ,откроем наши бортовые тетради, обозначим координаты, выполнив каллиграфическую минутку — Запишем дату отправления ( число и классная работа) Предлагаю вам расшифровать название нашего корабля. Запишите результаты шифра в тетрадь . 99*1= 99 1500:100=15 11*6=66 88:2=44 50*10=500 32*8=256 Теперь расшифруйте название, пользуясь этой таблицей. (вывесить на доску) 99 15 66 44 500 256 з н а н и я — Молодцы! Справились. Корабль наш будет называться «Знания» 2) Бухта –пункт отплытия корабля. — Отправляемся мы из бухты. ( А что такое бухта?) Небольшой морской залив, годный для стоянки судов. — Давайте проверим готовность команды, ответив на вопросы. — Как называются числа при сложении? (Слагаемое , слагаемое, сумма). — Как найти неизвестное слагаемое ?(Из суммы вычесть известное слагаемое) • Первый слагаемое – 50 второе – 4. Найдите сумму и вы узнаете сколько всего морей на нашей планете (54). • 1 е слагаемое 6000, сумма 6009. Найдите второе неизвестное слагаемое и вы узнаете, сколько необитаемых островов на нашей планете 6009- 6000=9 (примерно 9 , хотя точная цифра неизвестна). — Молодцы! Отплываем! 3. Сообщение темы и целей урока Акулий остров — Первое наше препятствие называется Акулий остров. ( передвинуть кораблик) А знаете ли вы …,что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, — подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Посмотрим, какое задание на этом острове.( Ребус в зубах акулы) Вывесить на доску — Поработайте в паре .Расшифруйте ребус. Дети называют тему урока «Уравнение» — Что мы знаем об уравнении?( Выражение с неизвестным компонентом) Сегодня мы познакомимся с новым видом уравнения и научимся их решать 4. Самоопределение к деятельности Остров « Секретный сундук». — Ребята, мы с вами приплыли на остров « Секретный сундук». Какой секрет таит этот остров? (указать на закрытое уравнение) Давайте разбираться. а) Беседа . что такое уравнение, что значит решить уравнение……. На доске запись ( закрыть уравнение справа ) Х +37=64 Х + 12=48:2 — Что записано на доске? /уравнение/ Что такое уравнение?/ Выражение с неизвестным компонентом/ Что значит решить уравнение?/Найти значение переменной или корень/ Стихотворение Когда уравнение решаешь, дружок, Ты должен найти у него корешок Значение буквы проверить несложно Поставь в уравненье его осторожно Коль верное равенство выйдет у вас, То корнем значенье зовите тотчас. Какой неизвестный компонент в уравнении? /Неизвестный компонент слагаемое/ -Как найти слагаемое?/Из суммы вычесть известное слагаемое/ Решите уравнение (запись в тетрадь, 1 человек у доски) Х +37=64 Х= 64-37 Х= 27 27+37=64 64=64 -Какая же тайна хранится в сундуке? Давайте посмотрим. Открыть уравнение. -Чем отличаются уравнения?/правой частью/ — Как действовать при решении второго уравнения мы с вами ознакомимся в течение урока б)Физкульминутка – Ребята, мы сегодня с вами моряки, а все моряки сильные, смелые, закалённые и чтобы нам стать такими, давайте сделаем зарядку. Встали прямо, потянулись И друг другу улыбнулись Два хлопка над головой Два хлопка перед собой По коленкам бьем ладошкой Прыгаем на правой ножке И на левой непременно Прыгаем одновременно 4. Работа по теме урока Остров Обезьян — Ребята, пока мы отдыхали мы не заметили, как наш корабль подплыл к острову Обезьян. Нас встречают обезьянки и просят помочь выполнить задания в учебнике. Работа с учебником Открываем учебник на стр. 62 № 276 А) №276 с.62 / устно/ — Заполните таблицу, пользуясь правилом нахождения неизвестного слагаемого.( По цепочке) Б) Ознакомление с уравнением на с.62( возле красной черты) Рассмотрите уравнение х+15=68: 2 — Это простое уравнение или сложное? Давайте составим алгоритм решения уравнения / вывесить на доску// 1. Читаем уравнение / Сумма чисел х и 15 равна частному чисел 68 и 2/ 2. Вычисляем значение выражения в правой части/ 68 : 2/ 3. Записываем простое уравнение /х+15=34 4. Находим неизвестный компонент / х=34-15, х=19 5. Делаем проверку / 19+15=68:2 34=34 Решение уравнения из таблички в тетрадь по алгоритму./ 1 ученик у доски, остальные пишут в тетрадях./ Х + 12=48:2 Х+12=24 Х=24-12 Х=12 12+12=48:2 24=24 В)Физминутка для глаз «Ребята помогите! На острове обезьяны запутались в лианах. Давайте их распутаем и сделаем зарядку для глаз 5. Закрепление изученного материала Остров Пиратов Наш корабль приплыл на остров пиратов, чтобы пираты нас не заметили нужно выполнить задание Работа с учебником / продолжение/ А) № 277 с.62 /1 ученик у доски/ Выберите сложное уравнение из двух и решите , пользуясь алгоритмом х+78=97+3 х+78=100 х= 100-78 х=22 22+78=97+3 100=100 Б) упражнение для осанки «Дерево» Поднимите руки вверх , представьте сильное дерево, потянитесь к солнышку, выровняйте спинки. В) Ребята, на острове послание в бутылке – текст задачи Дельфин за 1 час проплыл 4000 м, за второй час – на 360 м меньше, чем за 1й, за третий час – на 2640 м меньше, чем за 1й и 2й часы вместе. Сколько метров дельфин проплыл за третий час? (Условие записывает учитель, а действия учащиеся)
-Остров пиратов мы благополучно миновали.
6. Рефлексия. Подведение итогов — Ребята, что вам удалось во время урока –путешествия? -Что оказалось сложным? -Как вы думаете, какое главное сокровище помогало вам на уроке?( наши знания) Хвалилка (Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: « Ах, какой я молодец!» А теперь похвалите соседа: «Молодец») 8. Оценивание Во время урока хорошо работали…,… потому что отвечали устно, решали уравнения, задачу. 8.Д/з Для закрепления темы урока, запишем дом. задание № 281, № 282( с. 62)
Скачать Разработка урока по математике для 4 класса
Рекомендуем посмотреть:
Урок математики в 4 классе Конспект урока по математике — 4 класс УМК «Школа 2100» Конспект урока математики в 4 классе коррекционной школы. Письменное вычитание Конспект урока математики в 4 классе коррекционной школы. Увеличение числа в несколько раз
Похожие статьи:
Урок-путешествие по математике в 4 классе
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого
— Здравствуйте, ребята! Как здорово, что мы опять вместе. Мы так давно не виделись! Сегодня я хочу познакомить вас с задачами на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Я уже вижу ваши удивлённые лица. Почему не Плюс, а я, Минус, знакомлю вас с задачами, в которых надо найти слагаемое? Минуточку терпения. Скоро вы всё поймёте. Итак, приступим.
Я предлагаю вашему вниманию вот такую задачу:
На нашей клумбе возле дворца царицы расцвело 28 тюльпанов. Из них 12 красных, 6 розовых, а остальные — жёлтые. Сколько жёлтых тюльпанов расцвело на клумбе?
Давайте нарисуем схематический чертёж к этой задаче. Итак, в этой задаче известно общее число тюльпанов — их 28. Обозначим их отрезком. Красных тюльпанов — 12. Красные являются частью всего количества тюльпанов, поэтому и отрезок, который их обозначает, является частью первого отрезка. Розовых тюльпанов — 6. И это тоже часть всех тюльпанов. А вот тот отрезок, который остался, — это жёлтые тюльпаны.
Итак, вы видите, что общее количество тюльпанов — это сумма трёх частей, то есть слагаемых, два из которых известны, а третье — неизвестно. Как вы думаете, каким действием надо находить неизвестное слагаемое? Вспомнили?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
А у нас есть два известных слагаемых. Вот мы их и вычтем. Запишем:
Ответ: 10 жёлтых тюльпанов расцвело на клумбе.
А решение этой задачи можно записать в виде одного числового выражения:
Ответ: 10 жёлтых тюльпанов.
Ну что, вы поняли, почему задачи на нахождение третьего слагаемого объясняю я, Минус.
Вы думаете, что это уже всё? Вы всё знаете? А, может быть, кто-то смекалистый уже догадался, как эту задачу можно решить другим способом?
Но, всё-таки, я расскажу вам, как это можно решить. Мы сначала можем узнать, сколько красных и розовых тюльпанов вместе, то есть:
Это часть всех тюльпанов. А теперь можно узнать неизвестную часть, то есть количество жёлтых тюльпанов. Получаем:
Ответ: 10 жёлтых тюльпанов.
Сравните два разных способа решения одной и той же задачи. Способы разные, а ответ один и тот же.
А как вы думаете, этот способ решения можно записать числовым выражением?
Ну конечно можно. Только надо помнить — нам надо найти неизвестное третье слагаемое. А чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Сумма — это общее количество тюльпанов. Поэтому мы из общего количества вычитаем… догадались? Конечно, сумму чисел 12 и 6. Не забудьте эту сумму взять в скобки. Если забудете, то получится, что вы не всю сумму будете вычитать, а только число двенадцать. А 6, наоборот, будете прибавлять. Ну, это я вам так, на всякий случай сказал. Я думаю, что среди вас таких забывашек нет.
Ответ: 10 жёлтых тюльпанов.
Ну что, вы поняли, как решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. То есть, когда известно общее количество чего-либо и две части, а третью надо найти.
Можно вычитать из суммы по очереди каждую из известных частей:
А можно и так:
1) Найти сумму известных слагаемых:
2) Из общей суммы вычесть полученную сумму:
Ответ: 10 жёлтых тюльпанов.
А сейчас я предлагаю вам самостоятельно решить вот такую задачу. И потом мы проверим, правильно ли вы её решили.
Плюс ходил за грибами и набрал 36 грибов. Из них 14 подосиновиков, 7 боровиков, а остальные — лисички. Сколько лисичек собрал Плюс?
Давайте, я немного помогу вам — нарисую схематический чертёж:
А теперь проверьте.
1 способ:
Ответ: 15 лисичек.
2 способ:
Ответ: 15 лисичек.
Любой из приведённых здесь способов решения — правильный. Так, что если вы так решили задачу и получили в ответе 15 лисичек, значит, наш урок прошёл с пользой. И я могу пойти гулять. Но прежде, чем уйти, я ещё раз хочу вам напомнить.
При решении задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого нарисуйте себе схематический чертёж. Рисуя его, вы более внимательно прочитаете условие задачи. Чертёж поможет вам выбрать верный способ решения.
Ну что же, до свидания, ребята. Пойду, полюбуюсь тюльпанами в нашем саду.