Методическая разработка мастер-класса «Проектный метод обучения в технологии современного урока и внеклассных занятий»

Сначала о том, какие именно мастер-классы я имею ввиду. Иногда звонит мама ребенка и сообщает, что мальчик уже 5 лет учится в художественной школе, и теперь очень хочет овладеть вместе с друзьями техникой арт-коллажа. Я сразу советую обращаться в художественные студии. Там занятия проводят художники, которые умеют работать с такой технике и за несколько занятий научат ребенка азам такого коллажа.

Праздничные мастер-классы — это другое. На таком мероприятии собираются дети разного возраста с разным уровнем подготовки, темпераментом и запасом терпения для выполнения кропотливой работы. Проводятся такие творческие занятия после какой-либо активности (квеста, лазертага, спортивной программы, игры с аниматором). Заказчики чаще всего просят таким способом увеличить время развлекательной программы.

За короткое время дети успевают сделать какой-то приятный сувенир для себя или в подарок для близких, пообщаться друг с другом и с мастером в спокойной обстановке, получить навыки работы с новыми материалами, заинтересоваться предложенным видом творчества.

Кому пригодятся мои советы

Среди читателей сайта «Снова Праздник» есть много начинающих организаторов детских мероприятий. Безусловно, успех приходит с опытом, каждый новый праздник будет эффектнее предыдущего. Лучше всего на начальном этапе поработать в качестве ассистента с опытными мастерами. Я обращу ваше внимание на основные детали при подготовке интересного творческого занятия, чтобы вы чувствовали себя увереннее.

Моими рекомендациями могут воспользоваться активные мамы, которых в нашей стране удивительно много. Я часто переписываюсь с такими людьми, иногда весь вечер нахожусь под впечатлением фонтана их идей. При проведении мастер-классов нужно учесть несколько важных мелочей, и все получится отлично.

Советы пригодятся и аниматорам, которые хотели бы увеличить портфолио услуг.

Творческий мастер-класс — часть праздника

Да, именно так. Создание поделок отдельно от развлекательной программы у нас заказывают очень редко, так как это именно дополнение к празднику, а не основная его часть. В какой момент сценария вы вставите мастер-класс — не так важно.

Это может быть в самом начале, пока собираются гости. Хороший способ познакомиться и подружиться (часто дети дружат с именинником, но друг друга не знают), легко вписаться с тематику праздника, сделать какой-то реквизит для дальнейшей развлекательной программы. Например, можно раскрасить деревянные ключи, которые потом участвуют в квесте. Сделать принт на банданах, в которых можно отправляться в пиратское приключение.

Мастер-класс можно провести в середине праздника. Например, наши маленькие принцессы декорируют бусинами и кружевами короны или маски, в которых потом идут на бал.

Сразу после буйной игровой программы тихое творческое занятие проводить не нужно. Пусть дети просто отдохнут, эмоционально успокоятся, поедят и пообщаются друг с другом. Через 20-30 минут их уже можно увлечь созданием красивой поделки. Готовое изделие дети забирают домой, поэтому важно создать привлекательный сувенир, магнитик, коробочку, оригинальное панно и т.д. Что-то, что еще долго будет напоминать детям о прошедшем празднике.

Кто должен проводить мастер-класс

От преподавателя мастер-класса требуется:

  • Педагогическое мастерство.
  • Преподавательские способности.
  • Методическая подготовка.
  • Психологическая грамотность.
  • Интеллигентность.
  • Культура воспитания.

Все эти качества объединяются в мастерство, необходимое при проведении мастер-классов, семинаров, тренингов. Но именно для мастер-класса преподавателю необходимо также уметь хорошо что-нибудь делать, быть мастером в своем деле.

В толковом словаре С.И. Ожегова есть несколько значений слова «мастер»:

  • квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Во время занятия мастер передает ученикам опыт путем прямой и комментированной демонстрации приемов работы, а само занятие представляет собой форму сотрудничества между мастером и учениками, при которой мастер тоже приобретает знания и опыт.

Выбор мастера зависит от запроса на обучение. Мотивация разных групп участников может быть разной:

  • Начинающие специалисты с опытом работы, желающие повысить квалификацию, от мастер-класса хотят получить предметные знания о методах и приемах работы, чтобы применять полученный опыт на практике и повысить эффективность своей профессиональной деятельности.
  • Для специалистов высокой квалификации нет необходимости в повторении действий мастера. Их интересует поиск новых форм и повышение уровня работы.

Таким образом общение начинающих специалистов и мастера нацелено на удовлетворение потребности обучаемых в новых знаниях, а взаимодействие мастера с профессионалами представляет собой полноценную дискуссию, в которой обе стороны обогащают опыт друг друга.

Не всегда требуется внешний специалист. В ряде случаев обучение в формате мастер-класса целесообразно проводить внутри коллектива. Например, один из сотрудников мастерски владеет Microsoft Excel, что позволяет ему выполнять определенный тип заданий, который желательно было бы поручить и другим сотрудникам. Однако те слабо знают программу и не смогут выполнять задание с необходимой скоростью и качеством. Руководитель в таком случае может поручить «продвинутому» сотруднику обучить других. Часто для этого достаточно нескольких занятий. Мастером в данном случае выступит сотрудник, который будет выполнять определенные действия, комментируя их и помогая повторять за собой. В подобных случаях эффективность мастер класса выше любого внешнего семинара или тренинга. Все зависит от текущей необходимости.

Форматы: потоковый или обучающий

Тут все просто. Если у вас 5-10 гостей, вы можете уделить много внимания каждому ребенку. За 30-60 минут под руководством мастера дети успевают сделать интересные рисунки на футболках, создать необычные флорариумы, задекорировать деревянные предметы в технике декупаж и т.д. Назовем это обучающим мастер-классом, так как за продолжительное время можно действительно научиться чему-то новому. Например, освоить клеевой пистолет.

Если намечается грандиозный праздник для детей сотрудников компании, на который приглашено более 100 человек от 2 до 14 лет, обучающий формат не подходит. В этом случае в одной зоне ставят несколько столов для мастеров и 4-5 стульев для участников мероприятия. У детей будет выбор, чем заняться в праздничном настроении: раскрашивать пряники, составлять букеты, рисовать 3D ручкой, склеивать полигональную маску, делать магнит из фетра, скручивать фигурки из шаров и т.д.

В этом случае на поделку уходит 8-12 минут, место за столом освобождается для нового участника. При потоковом формате за 30-40 минут все 100 участников могут поучаствовать в 3-4 простых мастер-классах.

Продумываем каждую деталь

Провести кулинарный мастер-класс для детей можно в любом удобном для вас месте: в кафе или ресторане, дома, на природе. Самое главное — соблюсти все требования по подготовке и проведению мероприятия:

  • для каждого участника нужно подготовить рабочее место. Пространства должно хватить для всех детей;
  • тематика и сложность рецептов должны соответствовать возрасту маленьких поварят;
  • продумать, чем занять маленьких участников во время варки или выпекания блюда (например, приготовление напитков, увлекательный рассказ или фильм, кулинарная игра и т.д.);
  • подготовить всю необходимую утварь и атрибуты, чтобы каждый участник получил свой инструмент и персональное задание;
  • позаботиться о качестве продуктов: они должны быть гипоаллергенными, свежими и безопасными для здоровья детей;
  • запастись продуктами в достаточном количестве (должен быть запас на случай, если что-то пойдет не так);
  • подобрать для каждого ребенка “форму повара” — белые фартуки и колпаки. Это поможет сразу вовлечься в кулинарную игру и убережет одежду от загрязнений.

Независимо от того, где вы решили провести кулинарное мероприятие для детей, можно выбрать один из двух вариантов шоу:

  • Каждый поваренок получает личное задание и, выполняя его, вносит свой вклад в приготовление общего блюда.
  • Все участники по очереди пробуют себя в той или иной роли или участвуют в каждом этапе готовки всей дружной командой.

Первый вариант подходит для детей постарше, которые уже могут качественно выполнить порученное задание без тщательного присмотра ведущего. Организатор только наблюдает и корректирует их действия. Учебный мастер-класс с подробными инструкциями и коллективным выполнением работы будет актуален для юных участников 5-10-ти лет. Иногда можно совмещать эти два варианта.

Организовывая кулинарный мастер-класс на День рождения или другой детский праздник ребенка, необходимо позаботиться о его безопасности.

Возьмите на вооружение два важных момента мероприятия:

  • соблюдение личной гигиены расскажите присутствующим о необходимости тщательно мыть руки перед началом приготовления пищи и проследите за выполнением этого требования);
  • осторожное обращение с опасными кухонными предметами терками, ножами, электрическими приборами (малышей до 6-7 лет лучше к ним не подпускать, а подготовить все ингредиенты заранее. За ребятами постарше нужно внимательно следить, а в начале шоу ознакомить их с правилами пользования той или иной утварью).

Тематический мастер-класс

Что делает занятие тематическим?

  • образ ведущего
  • оформление рабочего места
  • вводное слово мастера и демонстрация готовых работ в одной тематике
  • подбор расходных материалов
  • упаковка готовой поделки

Например, пряники могут быть любой формы. Приготовьте для росписи пряники в виде динозавров — и это красивое продолжение праздника «Затерянный мир». Пряники-снежинки и елочки — хит любого новогоднего праздника. Даже простые круглые пряники — это планеты в космической программе, яблоки в сказке про Гусей-лебедей, съедобные монеты для игры «Форт Боярд». Все зависит от подачи.

Так подбираются тематические рисунки на рисовой бумаге для купажа, деревянные заготовки для росписи, сюжеты для оформления сумок, материалы для изготовления сувениров.

Часто мастера проводят занятия в костюмах. Ну приятно же лепить пирожки с Красной Шапочкой, делать мыло ручной работы с «замороженными» фигурками в присутствии Снежной Королевы, раскрашивать новогодние часы со Снегурочкой.

Оформление стола тоже может быть тематическим. Роспись посуды на осеннем празднике в окружении букетов из красно-желтых листьев — просто сказка. Все должно быть красиво и гармонично: ваш внешний вид, голос, манера общения, подбор инструментов и материалов, эффектная упаковка готового сувенира.

Как придумать интересный мастер-класс

Детям всегда интересно, если результат получается ярким, а делать легко. Это значит, что нужно очень внимательно подбирать задания по возрасту. Например, совсем маленьким детям дайте готовую фигурку из шарика-колбаски (когда не получается, интерес пропадает), предложите только наклеить глазки и рот. Все! Малыш будет гордиться «своей собачкой». Школьники 1-4 классов уже все сделают самостоятельно.

Работа по росписи новогоднего шара тонкими кистями может быть сложной и кропотливой, это имеет смысл предлагать детям старше 7 лет. Дошкольники с удовольствием макают намазанные клеем части фигурки в блестки, тоже получается красиво и предельно просто. Они же все сделали САМИ.

Часто мастера подходят к делу масштабно. Подбирают фотографии с примерами готовых работ и демонстрируют их в виде презентации на экране. Включают подходящую по теме музыку или даже сказку. Придумывают каждому участнику мастер-класса творческие псевдонимы, проводят интересные викторины (особенно часто это на кулинарном мастер-классе происходит), привлекают внимание к удачным творческим находкам каждого ребенка, подробно описывают каждую готовую работу или помогают ребенку с самопрезентацией.

Еще важно поставить цель. Для кого эта игрушка в технике валяния, кому можно подарить расписанную чашку, шкатулку в технике декупаж, толстую свечу с пасхальным сюжетом и т.д. Когда ребенок знает, что делает не просто сувенир, а что-то нужное и красивое — интерес повышается.

Обязательно подарите маленький подарочек каждому участнику. Лучше такой, который потом можно использовать во время домашних занятий творчеством: дополнительный комплект замочков для браслетов, основу для кулона, пакетик с бусинами, еще одну чистую деревянную заготовку-сердечко и т.д.

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом

Обучать — значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Придя в русский язык, слово «мастер-класс» получило самое широкое значение. Так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний. В последние годы широко стали проводить мастер-классы и в системе образования.

Преподавателю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей педагогической деятельности. Фактор «взаимо» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного эффекта. Оптимальной формой профессионального обучения на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях упор делается на определение М. М. Поташника, который обозначил ключевые свойства мастер-класса как формы профессионального обучения педагогов. По его мнению, мастер-класс (форма ученичества) — активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. [2, с. 78]

То есть мастер-класс в образовании — форма повышения профессионального мастерства педагогов, цель которой является знакомство с авторскими наработками, освоение и отработка практических навыков по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются Мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»).

Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации. Для педагогов это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. «Зрители» становятся экспертами, учатся анализировать и сопоставляют свои возможности. Одновременно учиться и «Педагог — мастер». При подготовке и проведении мастер-класса «Педагог-мастер» приобретает различные навыки работы с аудиторией, учится рефлексировать свои действия и многое другое. Для всех участников мастер-класса это означает шаг вперед в своем деле. Толково организованный мастер-класс становится генератором идей для всех участников.

Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения:

  1. Форма передачи практического опыта (практикоориентированность).
  2. Форма интерактивного взаимодействия педагогов.
  3. Форма организации активной самостоятельной работы всех участников. [4, с. 76]

Таким образом, мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения:

 как педагога, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства: активный педагог будет рефлексировать собственный педагогический подход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический стиль;

 так и для педагога, который пассивно относится к своему профессиональному развитию: пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, поневоле будет включен в активную познавательную деятельность.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». То есть основными задачами мастер-класса являются: обобщение опыта педагога по определенной проблеме, передача этого опыта, совместная отработка методических приемов, оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

При планировании работы формулируется тема мастер-класса. В названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов. Она должна звучать понятно и просто. Например: «Учимся понимать текст». Далее определяются основополагающие цели, достижению которых подчинено все заседание.

Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

Первая — это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности.

Вторая часть мастер-класса отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. На данном этапе важно осознание каждым педагогом эффективности изучаемой педагогической технологии.

На третьем этапе — рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие, план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение. Очень важен тот факт, что каждый участник мастер-класса получает конкретные рекомендации для практической деятельности.

На основе этой структуры методистами были разработаны различные технологии пошаговой организации мастер-классов. Г. А. Русских разделил мастер-класс на пять этапов: презентация педагогического опыта учителем-мастером, представление системы учебных занятий, проведение имитационной игры, моделирование и рефлексия. [3, с. 38–40]

Программа проведения мастер-класса по технологии А. В. Машукова делится на следующие составляющие: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлексия. [1, с. 3]

Учитель-мастер может выбрать различные формы проведения мастер-классов. Выбор формы определяется наработанным стилем профессиональной деятельности.

Мастер-класс может проводиться в следующих формах:

1) в форме занятия со студентами — когда в структуре мастер-класса показывается фрагмент непосредственного занятия с обучающимися с использованием выбранной технологии или методики. Продолжительность проведения занятия определяется индивидуально, как правило, меньше чем занятие или урок. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы предполагаемый метод четко прослеживаться. Во время занятия педагог — мастер не обращает внимания на слушателей мастер-класса. После проведения занятия следует краткое пояснение сути метода, его обсуждение и озвучивание конечных результатов.

2) в форме занятия с аудиторией — имитационный, когда в качестве обучаемых выступают слушатели мастер-класса. Вступительная часть при этом остается традиционной, а основная часть представляет собой имитацию занятия. Требования к основной части:

 не обращайтесь со взрослыми как с детьми;

 сложность предлагаемого материала должна соответствовать опыту слушателей;

 соблюдайте «игру» (имитацию) на протяжении всего времени и не поясняйте, что вы делаете и зачем;

 четко дайте понять о завершении данного этапа;

 перед тем как давать свои пояснения, обратитесь к участникам, что они увидели, поняли, почувствовали;

 отметьте, что вы хотели продемонстрировать, и явно ли это можно было проследить в данном фрагменте;

В заключительной части происходит обсуждение предлагаемой технологии и рефлексия.

3) с демонстрацией видеофрагментов уроков и внеклассных мероприятий, когда в качестве примера используется видеофрагмент занятия. До демонстрации учитель — мастер рассказывает участникам, на что следует обратить внимание. Видеофрагменты должны ярко демонстрировать то, о чем говориться и быть хорошего качества.

Заключение как логическое завершение должно быть всегда. Оно может включать в себя собственное отношение к делу, благодарность слушателям, раздачу приготовленных памяток и др. Результатом «мастер-класса» является модель, которую разработал «педагог-Ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

После проведения мастер-класса «педагог-мастер» должен адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Оценка эффективности подготовки и проведения мастер-класса осуществляется по следующим критериям:

  1. Четко поставленная проблема.
  2. Соответствие темы содержанию.
  3. Мотивированность.
  4. Инновационность.
  5. Раскрытие сути метода, приема, либо его особенностей.
  6. Грамотная речь.
  7. Последовательность изложения.
  8. Взаимодействие с аудиторией.
  9. Умение импровизировать.
  10. Творчество.
  11. Выполнение поставленных задач.
  12. Рефлексивная деятельность.
  13. Практическая значимость.

Таким образом, мастер-класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость.

Литература:

  1. Машуков А. В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. — Челябинск, 2007. — 13 с.
  2. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2010. — 448 с.
  3. Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. — 2002. — № 1 — С. 38–40.
  4. Хуртова Т. В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы. — Волгоград: Учитель, 2008.– 76 с.
  5. Латыпова Е.А. Мастер класс – современная форма повышения профессионального мастерства педагогов. /Е.А. Латыпова метод. Рекомедации, — Нефтекамск, 2012 – 19с.

Инструменты и материалы

Где закупать инструменты и материалы для мастер-класса — сложный и волнующий всех начинающих мастеров вопрос. В каждом городе есть магазины для рукоделия, в которых есть все, но дорого. Это запасной вариант на тот случай, когда поступил срочный заказ, а заказчики не слишком волнуются по поводу стоимости мероприятия.

Дешевле покупать в интернет магазинах, но в этом случае часто бывают задержки в сроках доставки и отсутствие нужных вам материалов в нужном количестве. Найти 50 одинаковых деревянных яиц для росписи бывает очень сложно.

Есть еще склады товаров для рукоделия. Стоимость там сносная, но сотрудничают оптовики только с юридическими лицами, да и объем закупок должен быть внушительным.

Самые дешевые товары можно заказать на китайских сайтах, но ехать все это будет очень долго. Так поступают только опытные организаторы, которые предлагают 150 разных мастер-классов и могут позволить себе создание собственного склада расходных материалов.

Начните с таких занятий, для которых можно легко и быстро найти расходные материалы: мозаика (цветные стеклышки, кусочки фарфора или пластика, осколки CD-дисков), лепка из полимерной глины (ее легко хранить, купите основные цвета и смешивайте для получения оттенков), игрушки из пластиковой посуды и бутылок, фигурки из макарон, создание коллажа из фотографий и журнальных вырезок, объемные открытки из бумаги и т.д.

Подарок для творческого вдохновения

Я уже упоминала о таких подарках. Иногда бывает, что дети прилагают излишнее усилие при упаковке сувенира или еще в момент декорирования. Что-то ломается, размазывается, получается не так, как на образце. Чтобы не было слез, подготовьте утешительный подарок. Это может быть тот же пряник, но красивый, расписанный вами в качестве примера. Это может быть тюбик с остатками краски (дома ты сможешь снова нарисовать мишке глазки), силиконовая формочка для изготовления мыла, шарик марблс или что-то еще.

Сценарий

Вот основные этапы вашего мастер-класса:

  1. знакомство с мастером и друг с другом, если дети впервые в такой компании
  2. демонстрация готовых работ
  3. короткий рассказ об этапах мастер-класса (можно в виде презентации)
  4. история создания таких изделий (коротко история тряпичных кукол, где появились пряники, кто первый стал разводить суккуленты в маленьких емкостях, из чего делали украшения древние люди и т.д.)
  5. инструктаж по технике безопасности
  6. знакомство с материалами и инструментами, тренировочные задания
  7. выбор заготовки, обсуждение будущих работ, создание макетов или набросков
  8. работа над сувениром
  9. фоновая музыка ( можно продолжение рассказа об истории какого-либо ремесла, для малышей — сказка)
  10. привлечение внимания к работам успешных участников мастер-класса на всех этапах работы
  11. выставка работ
  12. фотосессия со своим сувениром в руках
  13. упаковка и подарки
  14. прощание с мастером
  15. уборка помещения (это уже без участников праздника, естественно)

Форма и тематика

Мастер-класс обычно предполагает группу из 7-15 участников. Самая популярная тематика мастер-классов – знакомство с новыми технологиями и методика их применения.

В ходе мастер-класса участники могут:

  • Ознакомиться с технологическими новинками.
  • Поделиться мнением о полученных результатах.
  • Получить консультацию по теме.
  • Обсудить собственные вопросы по теме.
  • Предложить собственные решения дискуссионных вопросов.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]