Конспект выступления на методическом объединении ДОУ
Анна Соболева
Конспект выступления на методическом объединении ДОУ
Внутренний мир дошкольника: коррекция педагогического взгляда.
Взаимодействие с агрессивными детьми
.
На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы (соматические заболевания, заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы — сцены насилия с экранов ТВ способствуют увеличению уровня агрессивности зрителя (доказано исследователями, стили воспитания в семье). При авторитарном стиле воспитания, где строго наказывают за любое проявление агрессивности, ребенок учится скрывать свой гнев в присутствие родителей и делает все «исподтишка». Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Если взрослый в общении с ребенком отличается чрезмерной уступчивостью, неуверенностью в воспитательном процессе, то дети не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.
Работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:
обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлимой форме;
обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям т. д.
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Учим детей прямо заявлять о своих чувствах. Пассивно-агрессивные дети делают все специально, но исподтишка. Таких детей надо учить выражать, выплескивать свой гнев. Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется.
Детей более младшего возраста учим выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов («Упрямая подушка», каучуковые шарики в воду, игра «Сражение» с поролоновыми шариками, стаканчик для крика, молоток, «Каратист», «Боксер», «Маленькое приведение»). Все эти предметы и игры нужны для того, чтобы ребенок направлял свой гнев не на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.
Обучение детей приемам саморегуляции.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. Например «Теплый как солнце, легкий, как дуновение ветра» — дети с закрытыми глазами представляю себе теплый чудесный день. «Улыбка» — способствует расслаблению мышц лица. — дети, вдыхая воздух, многократно улыбаются лучу солнца, они становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним,заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные. («Котик», «Серебрянное копытце»)
Отработка навыков общения.
Арессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого — научить их выходить из конфликтых ситуаций приемлемыми способами. Один из приемов — ролевая игра. Разыгрывание в группе различных ситуаций.
Иногда, и довольно часто, дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать друг на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. Взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме. (Мальвина, Буратино)
Формирование позитивных качеств личности.
Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории. (игра «Мой хороший попугай», «Ласковое имя» и т. д).
Взаимодействие с гиперактивными детьми.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дифицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. Это медицинский диагноз и ставит его только специалист.
Некоторые дети с СДВГ обладают высокими компенсаторными способностями. Но чтобы они включились нужны определенные условия. (благопритяная обстановка без интеллектуальных перегрузок с соответствующим режимом, спец. программа, медикаментозное лечение.
В работе с ГА детьми используется три основных направления:
1. Развитие дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
2. Отработка навыков вз-я со взрослыми и сверстниками
3. При необходимости работа с гневом.
Развитие дифицитарных функций.
Следует проводить поэтапно, начиная с развития одной функции. ГА ребенку трудно быть одновременно и внимательным, и спокойным, и не импульсивным.
Игры: «Что нового» (концентрация внимания на деталях, игры с песком и водой, «послушай тишину»(развитие внимания и умения владеть собой, игра «Говори!»(развитие умения контролировать импульсивные действия, игра «Колпак мой треугольный» (концентрация внимания, осознание своего тела, управление движениями, контроль поведения)
При отработке навыков вз-я со сверстниками и взрослыми
используются те же принципы, что и при работе с агрессивными детьми.
С ГА ребенком необходимо общаться мягко и спокойно. Если выполняется задание, то без криков и приказаний, но и без восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Он переймет настроение и эмоции помешают ему в выполнении дальнейших успешных действий.
ГА детям для ощущения собственной безопасности просто НЕОБХОДИМЫ четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого.
Надо помнить, что ГА ребенку, для укрепления уверенности в себя, необходима похвала и одобрение взрослых. За удачное выполнение задания, за усидчивость, за внимательность, за аккуратность лучше хвалить не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребенка.
Указания для ГА детей должны быть не многословными и содержать не более 10 слов. Задания надо давать последовательно и постепенно. (Иди в группу, убери и грушки, затем помой руки и приходи садись на стульчик).
Стараться не употреблять резкие запреты «Нет!», «Нельзя!» иначе из-за импульсивности ребенок тут же отреагирует непослушанием, либо вербальной агрессией. (Совет: если ребенок носится по группе дать выбор два или три других занятия послушать чтение, порисовать, собрать что-то из конструктора и т. тд)
Иногда детям трудно переключиться с одного вида деятельности на другой, в силу импульсивности. Тогда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить об этом «Через 10 минут мы собираем игрушки. Хорошо?». Чтобы не вызвать агрессию, лучше если по истечении времени ему напомнит об этом, например, колокольчик.
Взаимодействие с тревожными детьми.
Многие исследования позволяют сделать вывод о том, что некоторые социально-психологические факторы, такие как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.
Но чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
негативными требованиями, предъявляемыми ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и сад.
Работать надо в трех направлениях:
1. Повышать самооценку ребенка.
2. Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционально напряжения.
3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих таких детей.
Повышение самооценки ребенка.
Очень часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих.
Для того чтобы помочь ребенку повысить самооценку, можно использовать следующее:
необходимо чаще называть ребенка по имении хвалить его в присутствие других детей и взрослых.
Отмечать достижения ребенка на стендах «Звезда недели», «это мы можем», «Я сделал это!»
поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, хлеб, материалы).
Сравнивать только с собой самим
избегать заданий на время, спрашивать в середине занятия, давать время подумать не повторяя свой вопрос дважды или трижды — иначе ребенок ответит не скоро или совсем не ответит, т. к. каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
Устанавливать контакт «глаза в глаза» — это вселит чувство доверия в душу ребенка.
Проводить беседы с коллективом детей, во время которых все деи рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы связанные с их собственными.
Игры:
«Похвалилки» — повышение самооценки. (озвучить по карточкам одобряемые окружающими действия «Однажды я.»
«За что меня любит мама» — повышение значимости в глазах других детей.
Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Эмоциональное наряжение тревожных детей чаще всего проявляются в мышечных зажимах в области лица, шеи, живота.
Игры и упражнения по снятию напряжения помогаю обучить детей способам снятия мышечных зажимов. Например «Скульптура» — развивает умение владеть мышцами лица,, рук, ног, снижает мышечное наряжение.
Упражнение «Драка» — помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Детские аутотренинги (Морское дно, Полет бабочки, На корабле (сначала ровно стоять потом палубу качает и поочередно ноги напрягать и расслаблять, загораем.
Кроме релаксационных игр нужно играть в игры в основе которых лежит телесный контакт с ребенком («Торт», «Ласковый мелок», «музыканты».
Использовать элементы массажа или просто растирания (Ласковый мелок, поезд опоздалый.)
устраивать импровизированные маскарады.
Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Даже если работа по повышению самооценки и способам снижения мышечного и эмоционального напряжения ведется, нет гарантии что ребенок оказавшись в реальной жизненнной или непредвиденной ситуации будет вести себя адекватно. Поэтому надо отрабатывать конкретные ситуации.
Опять на помощь приходит ролевая игра. Играя роль слабых и трусливых персонажей ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. Взрослому надо помочь увидеть страх с другой стороны. Хорошо если с комичной, тогда этот страх не будет уже таким значимым. Исполняя роль сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что н как и его герой способен справляться с трудностями.
При этом важно не только поигратьс детьми, но и обсудить как использовать этот опыт в жизненных ситауациях. В НЛП это «подстройка к будущему».
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребенка. Дать побывать в разных ролях.
С малышами наиболее эффетивно использование игр с куклами. Дети должны сами выбрать «смелую» и «трусливую» куклу. Роли распределяются следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, за «смелую» — взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволяет детям посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаниях. Причем если ребенок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенку будет отвечать за врослого.
Также надо проводить работу с родителями по поводу посильных требований к ребенку, по поводу гиперопекаемости, «подстелить соломку», как бороться со страхами (не высмеивать, не уговоаривать чтобы не боялся, большого количества замечаний и окриков.
Как правило родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Таким родителям необходими прежде вего заняться самовоспитанием, а поможет им в этом психолог.
Выступление на методобъединении на тему: « Реализация ФГОС ОВЗ на коррекционных занятиях».
Выступление на методобъединении на тему:
« Реализация ФГОС ОВЗ на коррекционных занятиях».
Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.
Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни .
Я начала работу с составления адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.
На родительском собрании рассказала о введении ФГОС для детей с ОВЗ. Сразу были приобретены папки для портфолио учеников, т.к. одной из задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А как можно зафиксировать эти творческие способности? На мой взгляд, только с помощью создания индивидуального «портфолио» ученика. Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент не существует, а варианты для общеобразовательных классов нам не совсем подходят. Поэтому, я сама выбрала разделы, которые ,на мой взгляд, наиболее оправданы для коррекционных классов.
Основная функция портфолио учеников основной средней общеобразовательной школы — возможность предъявлять свои достижения при поступлении в ВУЗы. Для ученика с ОВЗ эта функция неприемлема, т.к. наши выпускники не поступят в ВУЗы. А для профессиональных училищ оно не столь важно.
Основная функция портфолио ученика коррекционных классов- показать динамику развития родителям. Портфолио становится «зеркалом» обучения и воспитания на всем протяжении обучения в школе. Каждый из родителей ждет от педагогов положительной динамики развития своего ребенка, при этом зачастую перекладывая роль воспитания и развития на педагогов. Поэтому составлять, оформлять и пополнять портфолио приходится учителю. К сожалению существует финансовая проблема в оформлении.
Что положить в портфолио обучающегося с ОВЗ? Все что угодно: фотографии, где запечатлены разные виды деятельности на уроке и в группе продленного дня; сертификаты, дипломы участия в конкурсах, фестивалях; тетради, прописи, рисунки и т.п.
В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.
Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:
— знаний и представлений об окружающем мире;
— умственных операций, действий и навыков;
— речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;
— познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;
— регуляции поведения.
У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.
В своей работе я обязательно использую современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
ИКТ;
проектная технология;
исследовательская технология;
здоровьесберегающей и игровой технологий.
Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у детей с нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге. Стараюсь придерживаться структуры урока по ФГОС.
Также разработана воспитательная система класса, цель которой –
создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.