Презентация к уроку музыки в 7 классе по программе Алеева на тему «Драматический образ»


Тема: « Драматический образ в музыке»

Данный урок музыки для учащихся 7 класса разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев)

Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия, имеют опыт эмоционального ощущения различного характера. На предыдущем уроке дети прослушали «Прелюдию» С.В. Рахманинова и узнали что в музыке есть различные музыкальные образы – лирические, драматические, эпические.

Цель урока: — формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта. — выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа. Тип урока: Изучение нового материала

Задачи урока:

1.Образовательные:

а) продолжать обучать учащихся сравнивать и сопоставлять поэзию, музыку и изобразительность, б) выйти на новое понятие «баллада».

2. Развивающие:

а) дальнейшее развитие слушательской культуры,

б) продолжать развивать активное, прочувствованное, осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного искусства,

в) развивать навыки кантиленного пения.

3.Воспитательные:

а) вызвать интерес к творчеству композитора Франца Шуберта, поэзии Гете.

Методы и приёмы:

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (портреты, иллюстрации)

Слушание музыки

Пение

Наглядность:

Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете. Иллюстрации. Прогнозируемый результат: понятия: баллада способы действий: работа по карточкам, слушание музыки. Суждения: личностное отношение к музыке

Тема урока:

«Драматический образ в музыке»

Ход урока Организационный момент

I. Учащиеся входят в класс, приветствуют учителя музыкальным приветствием

II. Актуализация опорных знаний:

Что такое музыкальный образ?

С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор может отразить окружающую действительность (мелодия, темп, регистр, динамика).

Какое задание вы получили на прошлом уроке? (нарисовать осенний пейзаж, найти стихотворение соответствующее музыкальному образу «Прелюдии» С.В. Рахманинова), прочитать фрагменты стихотворений (на фоне осеннего пейзажа и звучания музыки Рахманинова)

Что такое прелюдия?

Основная часть

Учитель: Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями характера, музыкальной трактовкой героев, образов. Сегодня мы продолжим разговор о музыкальных образах. Образец драматического произведения – баллада Франца Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте. (на экране портрет Франца Шуберта) Краткое сообщение о жизни и творчестве композитора Франц Шуберт – великий австрийский композитор 19 века за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные произведения, фортепианные пьесы и многое другое. Главное место в его творчестве занимал жанр песни(около 600), который он поднял на высокий художественный уровень. Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются тончайшие оттенки человеческих чувств. Большую часть своих произведений он написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми назывались шубертиадами.(на экране иллюстрация) (на экране портрет Гёте) Франца Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт написал, когда ему было всего18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом. В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание. Учитель: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала – немецком, и вы должны будете определить – сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода. И, несомненно, прослушав балладу, по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это – неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц. После прослушивания вы должны будете ответить на вопросы в карточке. (звучит баллада «Лесной царь») Задание В каком исполнении прозвучало произведение ?( мужской голос в сопровождении ф-но) Характер – взволнованный, тревожный Темп — быстрый Лад – минорный Регистр – низкий Динамика – f , mpУчитель: Сколько действующих лиц в этой балладе? Ученики: Четыре. Учитель: Какие интонации вы услышали? Рассказчик – взволнованный; Отец – встревоженный; Сын – испуганный, задыхающийся; Лесной царь – сладостно-завлекательный.

Учитель: Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Ученики: Стремительное, напряжённое движение(скачет всадник) Учитель: Музыка выразительная или изобразительная?

Ученики: И выразительная и изобразительная.

Учитель: Теперь послушайте, как эта баллада звучит на русском языке в переводе Василия Андреевича Жуковского – великого русского поэта, современника Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт дал такую трактовку «страшного» видения Гете. (на фоне иллюстраций прочитать балладу в переводе В. Жуковского) Сегодня на уроке часто звучит слово «баллада». На уроках литературы вы уже говорили об этом жанре. И в музыке особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века они стали песнями повествовательного характера. В них нашли своё отражение народные предания, истории о таинственных событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы. Создателем вокальной баллады считается Франц Шуберт.

Подведём итоги: Цель нашего урока было — выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа. Какими средствами композитор, поэт и художник пришли к созданию единого драматического образа?

Ученики: композитор – с помощью средств музыкальной выразительности Художник – гаммой красок. Поэт – созданием сюжета, различных интонаций Учитель: Значит, мы можем сделать вывод

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц. Учитель: Драматический образ широко представлен не только в классической музыке, но в песенном жанре – примером может послужить песня «Эх, дороги». Исполняется песня. Учитель: На этом наш урок закончен. Спасибо вам за работу (выставление оценок). Прощаются с учителем, выходят из класса.

Урок 12

Лирические музыкальные произведения

Центром любого лирического произведения являются чувства и переживания человека (например, автора или персонажа). Даже когда произведение описывает события и предметы, это описание проходит сквозь призму настроения автора или лирического героя, в то время, как эпос и драма подразумевают и требуют большую объективность.

Задача эпоса – это описание событий, и взгляд автора в данном случае – это взгляд стороннего беспристрастного наблюдателя. Автор драмы и вовсе лишен «собственного» голоса; все, что он хочет донести до зрителя (читателя) должно быть понятно из слов и действий героев произведения.

Таким образом, из трёх традиционно выделяемых родов литературы – лирики, эпоса и драмы – именно лирика наиболее близка музыке. Она требует умения погружаться в мир переживаний другого человека, которые зачастую носят абстрактный характер, а ведь именно музыка лучше всего способна передавать чувства, не называя их. Лирические музыкальные произведения делятся на несколько типов. Рассмотрим вкратце некоторые из них.

Вокальная лирика

Одним из самых распространённых жанров вокальной лирики является романс. Романсом называют произведение, написанное на стихотворение (как правило, небольшое) лирического характера. Мелодия романса тесно связана с его текстом, и отражает не только структуру стихотворения, но и отдельные его образы при помощи таких средств, как ритм и интонация Композиторы иногда объединяют свои романсы в целые вокальные циклы («К далёкой возлюбленной» Бетховена, «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха» Шуберта и другие).

Камерно-инструментальная лирика

Камерные произведения предназначены для исполнения небольшим составом исполнителей в небольших помещениях и характеризуются большим вниманием к личности человека. Эти особенности делают камерно-инструментальную музыку очень подходящей для передачи лирических образов. Лирическое начало в камерной музыке особенно сильно проявило себя в творчестве композиторов-романтиков («Песни без слов» Ф.Мендельсона).

Лирико-эпический симфонизм

Еще один тип лирического музыкального произведения – лирико-эпическая симфония, которая зародилась в австро-немецкой музыке, и основоположником которой считается Шуберт (симфония C-dur). В такого рода произведениях повествование о событиях сочетается с эмоциональными переживаниями повествователя.

Лирико-драматический симфонизм

Лирика в музыке может сочетаться не только с эпосом, но также и с драмой (например, 40-я симфония Моцарта). Драма в таких произведениях проявляется как бы поверх присущей музыке лирической природы, преобразуя лирику и используя ее в своих целях. Лирико-драматический симфонизм получил своё развитие у композиторов романтической школы, а затем и в творчестве Чайковского.

Как видим, лирические музыкальные произведения могут принимать различные формы, каждая из которых имеет свои особенности и представляет интерес и для слушателей, и для музыковедов.

Автор – Алексей Бочкар

Посмотрите направо – вы видите, как много людей уже вступили в нашу группу в контакте – они любят музыку и хотят общаться. Присоединяйтесь к нас и вы! А ещё… Давайте послушаем с вами что-нибудь из музыкальной лирики… Например, чудесный весенний романс Сергея Рахманинова.

Сергей Рахманинов “Весенние воды” – стихи Фёдора Тютчева

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]