План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ


Цели занятий по теме пожарной безопасности в рамках педагогического процесса в ДОУ

Обучение пожарной безопасности включается в дошкольном учреждении в занятия по ОБЖ. Эта образовательная деятельность преследует следующие цели.

  1. Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
  2. Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: и в быту, и на природе.
  3. Научить ребят основным правилам поведения при возгорании.
  4. Дать представление о значимой для общества и опасной профессии пожарного.
  5. Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
  6. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.

В целом дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).

Конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

Начинается противопожарная образовательная деятельность уже со второй младшей группы. Малышей четвёртого года жизни воспитатель знакомит с понятием «пожар», рассказывает о его последствиях. Также дети узнают об источниках опасности в доме, которые могут спровоцировать возгорание. Это утюг, который забыли выключить, горячая плита (от неё может загореться полотенце и пр.). В этом возрасте также формируется начальное представление о профессии пожарного.

Занятия по пожарной безопасности 3–4-летними детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.

Во второй младшей группе малыши олучают первичные знания по пожарной безопасности

В средней группе полученные первичные знания расширяются. Ребята более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара.

Отметим, что в этом возрасте по-прежнему важен игровой компонент на занятии.

Что касается старшей и подготовительной группы, то здесь знания дошкольников по пожарной безопасности углубляются и систематизируются. Будущие школьники уже хорошо должны усвоить действия, которые необходимы в случае возгорания, уяснить взаимосвязь различных подразделений пожарной службы (сообщение диспетчерской службе — боевой расчёт — выезд спасателей на место), знать её телефон. Будущие школьники могут назвать художественные произведения по указанной тематике, способны нарисовать сцену пожара и пожарных, смастерить поделку.

При условии систематического обучения пожарной безопасности будущие школьники обладают запасом знаний и могут воплощать их в продуктивной деятельности

В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным, например, увлекательный рассказ воспитателя о том, как древние люди изобрели огонь. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.

Старшие дошкольники с радостью послушают рассказ о своей работе сотрудника пожарной службы

Пожарная безопасность на улице

Опасное возгорание может возникнуть не только дома, но и на улице. Например, можно столкнуться с горением сухой травы. Во время обучения детям рассказывают о том, как правильно разводить костры, о необходимости убирать за собой мусор, бумаги, легковоспламеняющиеся предметы. Полученный материал закрепляют в игровых формах и в творчестве. Можно предложить детям нарисовать рисунок по тематике или раскрасить картинки, создать аппликации. По итогам организуется выставка работ.

Противопожарное поведение в лесу

Знать правила поведения дети должны не только в быту, но и на природе. Дошкольники могут выезжать организованными группами с воспитателями на природу. Не всегда такой отдых безопасен, так как лесные пожары считаются одним из самых разрушительных бедствий.

Правила поведения в транспорте для детей школьного возраста

Отпуская детей в лес с группой, нужно провести с ними инструктаж по вопросам безопасности:

  • Ребенок должен знать, что огонь с разведенного костра может очень быстро перекинуться на сухую траву. Ее нужно сразу же затушить с помощью песка, воды или одежды.
  • Если не удается справится с возгоранием, нужно как можно быстрее покинуть опасную зону и вызвать пожарных.

Убегая от огня, нужно учитывать направление ветра!

Фейерверки – не игрушка детям

Неизменные атрибуты новогодних праздников – красочные фейерверки привлекают детское внимание, но представляют собой огромную опасность. Родителям необходимо приучать детей с раннего детства, что к пиротехнике нельзя подходить без взрослых. Она должна храниться только в недоступном для малышей месте.

Особый контроль осуществляется за продажей пиротехнической продукции. Ее можно приобрести только с 14 лет, некоторые изделия разрешены к продаже только с 18 лет.

Важно! Родители должны использовать фейерверки только строго в соответствии с инструкцией производителя.

Виды занятий

Занятия по пожарной безопасности при работе с дошкольниками можно проводить в различной форме.

Игровые занятия

Самый увлекательный вариант — облечь образовательную деятельность в игру, самый естественный вид детской деятельности. В этом случае ребёнок незаметно для себя будет усваивать полезные знания. Игровые занятия могут проходить в виде игры-путешествия, часто педагог привлекает сказочных персонажей, которым нужно помочь или чему-то их научить.

Ребята всегда с энтузиазмом воспринимают сюжетно-ролевые игры. Тему пожарной безопасности затрагивают такие варианты, как «Семейный отдых на природе» (риск лесного пожара), проигрывание ситуации «Вызов по телефону 01 пожарной службы». При этом воспитатель распределяет роли, продумывает сюжет и подбирает необходимые атрибуты. В процессе такой увлекательной деятельности дошкольники хорошо запоминают, куда звонить при обнаружении пожара, что следует говорить, что делать, когда взрослых нет дома.

Участвуя в сюжетно-ролевой игре, ребёнок занимает активную позицию, «проживает» определённую ситуацию, что, конечно же, способствует усвоению знаний и умений.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку проживать реальную жизненную ситуацию

Также полезны игры-инсценировки с привлечением игрушечных машинок, макетов домов, фигурок людей. Дошкольники управляют их действиями, моделируя ту или иную ситуацию, к примеру, процесс тушения очага возгорания.

Манипуляции с игрушками помогают усвоить полезные знания по пожарной безопасности

В старшей и подготовительной группах можно проводить занятия по пожарной безопасности в форме викторины или конкурсов (стихотворных и изобразительных, музыкальных и спортивных). Это даёт школьникам возможность самовыражения, на подобные мероприятия можно даже приглашать родителей. При проведении игровых конкурсов нужно учитывать ряд моментов:

  • добровольное участие детей (задача воспитателя — создать для этого мотивацию);
  • яркие запоминающиеся названия конкурсов;
  • поощрения (например, в виде символических призов);
  • ребята, не принимающие непосредственного участия в конкурсе, задействуются в качестве жюри;

В структуру игрового занятия также можно включать подвижные игры, эстафеты подходящей тематики («Помощники пожарных», «Затуши костёр») и дидактические игры. Что касается последних, то педагог использует печатный материал (его можно изготовить самостоятельно). Пример пособия – «Четвёртый лишний»: из предложенных картинок необходимо выбрать предмет, который не может спровоцировать пожар (кипятильник, телевизор, картина, утюг). Ещё один подходящий вариант – «Выбери нужное»: нужно отобрать предметы, являющиеся атрибутами пожарного (шлем, телефон, зажигалка, ящик с песком, кислородная маска, пожарный шланг).

Познавательные занятия

В старшей и подготовительной группе можно проводить познавательные занятия. Педагог доносит до детей определённую информацию, например на тему «Электроприборы в доме, несущие опасность», «Профессия пожарного» и пр., по ходу повествования задавая детям закрепляющие вопросы. При этом обязательно используется наглядность — атрибуты пожарного, настоящие электрические приборы, красочные картинки и фотографии.

Познавательные занятия должны включать в себя максимум наглядности

Коммуникативные занятия

Тему пожарной безопасности можно затрагивать и на занятиях по развитию речи. В ходе такой деятельности дошкольники учатся свободно общаться, рассуждать, обосновывать свою точку зрения.

Воспитатель проводит беседы, загадывает загадки (про бытовые электроприборы, атрибуты пожарного и пр.), побуждает ребят составлять рассказ по картине («Пожар в лесу»), проводит речевые игры (например, «Разрешается — запрещается»). Также хорошо работает метод создания проблемных ситуаций.

  1. Что может произойти, если поджечь траву в лесу или не потушить костёр?
  2. Что нужно предпринимать, если ты почувствовал дым в квартире?

Можно попросить дошкольников самостоятельно сформулировать правила: что не должен делать ребёнок, когда взрослых нет дома.

Чтение художественной литературы

Любую познавательную тему можно закреплять средствами художественной литературы. Ведь, многие сказки, рассказы, стихотворения содержат элементы явного нарушения ключевых правил пожарной безопасности (тот же известный всеми «Кошкин дом»). Дошкольники осмысливают поведение литературных героев и на их поучительном примере сами решают, как бы они поступили в похожей ситуации.

Полезно заучивание стихотворений на подходящую тематику, а также разыгрывание коротеньких сценок по мотивам прочитанного.

Приведём примерный список произведений для чтения воспитанникам детского сада.

  • Потешка «Дон — дон- дон / Загорелся кошкин дом…» (в младшем возрасте)
  • «Кошкин дом» С. Маршак
  • «Как ловили уголька» Ж. Толмазова
  • «Пожарыч» Д. Кокшаров
  • «Хитрый огонь и вода» Молехина
  • «Спичка — невеличка» Е. Хоринский
  • «Обыкновенная история» К. Орлова
  • «Загадки об электроприборах» Л. Сумина
  • «О спичках», «Об опасных предметах», «О средствах бытовой химии» А. Шевченко
  • «Кем быть? » Л. Сумина
  • «Красная машина» К. Оленев
  • «Пожарная часть» З. Бурлева
  • «Куда спешат красные машины» Т. Фетисова
  • «Служба 01» З. Бурлева
  • «Экипировка» З. Бурлева
  • «Пожарные рукава» З. Бурлева
  • «Антошка — пожарник» К. Ибрагимова
  • «Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванова
  • «Малышам об огне» Н. Пороховник

Продуктивная деятельность

Свои знания об опасности пожара, работе пожарного, возгорании в лесу ребята с удовольствием отображают в продуктивной деятельности — создают выразительные рисунки, яркие аппликации, замысловатые поделки из бумаги, природного и бросового материала.

Любая познавательная тема лучше усваивается, если её закрепить в продуктивной деятельности

Трудовая деятельность

Привлекая дошкольников к практической трудовой деятельности также можно закреплять тему пожарной безопасности. Например, воспитатель подчёркивает детям важность уборки на участке сухих листьев и травы — это может являться причиной пожара. В этом случае ребята с энтузиазмом помогут дворнику выполнить его работу, почувствовав при этом свою самостоятельность.

Ещё один вариант — привлекать 5–7-летних детей (старшее дошкольное звено) к изготовлению атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр (например, «Семейный отдых на природе»).

Полезно давать трудовые задания для выполнения дома: это привлечёт родителей к самой проблеме пожарной безопасности, а также будет способствовать сближению членов семьи.

Занятие-экскурсия

Дошкольники всегда с восторгом воспринимают посещения каких-либо интересных мест, находящихся за пределами детского сада. Особенно, если это увлекательная экскурсия в пожарную часть.

Очень интересно проверить своими руками действие огнетушителя

Именно здесь можно своими глазами увидеть, как работает огнетушитель, побывать в гараже, где стоят пожарные машины, посмотреть их устройство (откуда берётся вода для тушения огня, как работает сирена и «мигалка» и пр.). Если повезёт, то сотрудники пожарной службы дадут ребятам примерить свою форму, и тогда они смогут ощутить себя настоящими борцами с огнём.

Очень интересно своими глазами увидеть устройство пожарного транспорта

На память о таких интересных мероприятиях обычно остаются яркие фотографии, из которых воспитатель потом может составить фотоколлаж и повесить в группе.

Опытно-экспериментальная деятельность

Юные исследователи очень любят проводить разнообразные опыты, а также наблюдать их. Некоторые из них связаны с исследованием огня и приводят дошкольников к важным выводам, которые наверняка пригодятся им в жизни.

  1. Воспитатель демонстрирует ребятам, как загораются от горелки те или иные материалы. Быстро вспыхивают бумага, вата, материал. А вот дерево горит не так быстро, но, тем не менее также сгорает полностью. А вот если поднести к огню монетку (металл), она не будет гореть, а только сильно нагреется. При погружении монеты в стаканчик с водой можно услышать шипение. Из всего этого дошкольники делают вывод, что никакие вещи нельзя подносить близко к огню. И если металлический предмет не загорится, то об него можно довольно сильно обжечься.
  2. Педагог поджигает бензин в четырёх фарфоровых ёмкостях. Одну он заливает подкрашенной водичкой, вторую — подслащённой, третью чашку — засыпает песком, а четвёртую полностью накрывает плотным материалом. При этом во всех чашках огонь гаснет. Таким образом, ребята делают вывод, что огонь можно погасить водой (в любом виде), песком или тканью (перекрыв доступ кислорода). Причём, воспитатель обращает внимание, что вместе песка вполне можно брать землю из цветочных горшочков, которые стоят в комнате.

Ребята с большим интересом наблюдают, как загораются различные материалы

Реализация индивидуального подхода на занятии по пожарной безопасности

Педагогический процесс в ДОУ всегда проходит эффективнее при умелом использовании индивидуального подхода. Так, педагог всегда знает особенности характера своих воспитанников, их склонность к тем или иным видам деятельности. Это учитывается, например, при участии в конкурсах: более активные ребята, которые любят быть в центре внимания, будут читать стихи, участвовать в сценках. Застенчивые и спокойные детей, наоборот, будут чувствовать себя комфортно при выполнении продуктивной работе (рисование, создание поделок и пр.).

Эти же моменты стоит учитывать и при визите в группу гостей (сотрудника пожарной службы). Если он просит подойти к нему кого-то из детей, то не стоит привлекать для этой цели скромного ребёнка.

Ответственность

По закону ответственность за обеспечение безопасности людей, соблюдение требований норм, правил, направленных на предотвращение возможных пожаров, возложена на руководителей объектов.

Но, законодательство позволяет передать часть этой ответственности должностным лицам объектов.

Так, ответственный за пожарную безопасность в ДОУ назначается руководителем отдельным приказом.

Эти обязанности, как правило, возлагаются на следующие категории персонала дошкольных учреждений образования:

  • Заместители руководителя, заведующие хозяйственной частью ДОУ – ответственными за ПБ объекта в целом. В их обязанности входят контроль за соблюдением противопожарного режима, содержанием в незахламленном, незакрытом состоянии эвакуационных путей, выходов; наличием работоспособных штатных средств тушения пожаров – водных, воздушно-пенных, воздушно-эмульсионных огнетушителей; рукавов, стволов из комплектов пожарных кранов.
  • Педагогические работники, сотрудники охраны отвечают за эвакуацию детей по группам в случае возникновения очага пожара или других чрезвычайных ситуациях в здании.

Такое разделение функциональных обязанностей служит на пользу обеспечению безопасности детей и персонала ДОУ.

Более подробно о том, как назначают ответственных за пожарную безопасность и о их ответственности читайте в материале по ссылке.

Картотека популярных тем по пожарной безопасности, используемых при работе с дошкольниками

Конкретные темы для занятий по пожарной безопасности в детском саду определяются исходя из основных целей обучения. Можно выделить следующие блоки.

  1. «Осторожно, огонь!», «Огонь — это друг или враг?», «Злой и добрый огонь», «Спички не тронь — там спрятался огонь».
  2. «Пожароопасные предметы», «Отчего загорелся Кошкин дом», «Опасные электроприборы», «Откуда может прийти беда».
  3. «О правилах важных — пожаробезопасных», «Как вести себя при пожаре».
  4. «Профессия — пожарный», «Героизм пожарных», «Укротители огня», «Пожарные на учении».

Памятка для детей при возникновении пожара

Сотрудники МЧС рекомендуют не только регулярно включать в план занятий в детских садах уроки про ППБ, но и обеспечить наглядные презентации. У детей перед глазами всегда должно быть визуальное изображение правил поведения при возгорании.

Памятка может быть сделана как в виде плаката, так и в виде поделок, которые могут сделать сами малыши.

Правила пожарной безопасности для детей – важный элемент познавательной деятельности в ДОУ. От того, как малыш освоит материал и сможет его применить в случае критической ситуации на практике, может зависеть жизнь

Фрагменты конспектов занятий по пожарной безопасности в ДОУ — таблица

Автор и название занятияХод занятия
Тюмина О.А. «Спички — детям не игрушка» Вторая младшая группаВоспитатель демонстрирует ребятам коробочку с игрушками, и их нужно расставить по своим местам. Там оказывается и коробок спичек. Раздаётся писк — оказывается, это спички просят, чтобы их зажгли, потому что они очень хотят поиграть с детьми. Педагог достаёт из коробка «зажжённую» спичку (имитация) и вскрикивает — как будто огонь обжёг ей пальцы. После этого воспитатель предлагает малышам поиграть со спичками. Конечно же, они отказываются.
Чтение стихотворения.
  • Посмотрите, это хитрые сестрички — Очень тоненькие спички. Опасны они — вы так и знайте! И спичками никогда не играйте!
  • С ними вы не играйте, Их вы не зажигайте! Спичками играть нельзя! Вы запомните это друзья!
Беседа об опасности огня. Педагог моделирует ситуацию: что бы могло случиться, если бы она бросила зажжённую спичку на пол. Как взрослым, так и детям нужно быть предельно осторожными при обращении с огнём, потому что он может уничтожить сё в доме: одежду, обувь, мебель, бытовую технику, игрушки, домашних животных и даже людей. Огонь обычно вначале бывает маленьким, но потом разгорается, быстро становится сильнее и выше, начинает бушевать. Демонстрируется подходящая иллюстрация.
Проводится игра «Важный № 01». Малыши должны по телефону вызвать пожарную службу: набрать 01, сказать свой адрес (при подсказке педагога) и сообщить о пожаре.
К ребятам приезжает игрушечная пожарная машина. Идёт обсуждение, какого она цвета, с какой скоростью едет на пожар. Также педагог рассказывает детям о пожарных. Это отважные и сильные люди. Их защищает одежда: каска, дыхательный аппарат, рукавицы, сапоги. В пожарной машине в бочках находится вода, которая заливает огонь.
Сюрпризный момент — слышен чей-то плач. Это кошка с котятами (демонстрируется картинка). Они баловались со спичками, и случилась беда. Чтение потешки.
  • Дон — дон- дон
  • Загорелся кошкин дом.
  • Бежит курица с ведром,
  • Но не добежала,
  • Воду расплескала.
  • Дон-дон-дон,
  • Загорелся кошкин дом.
  • Бежит уточка с ковшом,
  • Да ковш уронила,
  • Воду-то разлила.
  • Дон-дон-Дон,
  • Погорел кошкин дом.
  • Где теперь кошечке жить?
Чтобы развеселить кошку с котятами, воспитатель предлагает ребятам сыграть в пожарников.
Животные по-прежнему грустят, педагог просит малышей построить для них домик из конструктора LEGO. Продуктивная деятельность детей. Подведение итогов занятия.
Дубовская Т. «Пожарный — герой, он с огнём вступает в бой» Средняя группаВоспитатель сообщает дошкольникам, что есть такая профессия — спасать людей от огня, побеждать пожар. Это пожарники — сильные и смелые люди. Они постоянно тренируются, участвуют в учениях. Дети находят изображение пожарного среди нескольких картинок. Рассматривание его одежды (каска, наплечники, обувь, перчатки), воспитатель объясняет функцию каждого предмета. На поясе пожарника висит топор — чтобы открывать запертые на ключ двери.
Педагог объясняет ребятам понятие «пожарная безопасность». Каждое здание (школа и больница, детский сад и магазин и др.) пожарные исследуют на безопасность.
Обсуждается внешний вид и устройство пожарной машины.
Задание детям: из данных картинок выбрать пожароопасные предметы (к примеру, свеча, тетрадь, карандаш, фен, будильник, стиральная машинка).
Проводится игра «Установи знак». Детям раздаются различные предметы (чайник, кипятильник, книга, пачка сигарет, тетрадь, утюг, спички и пр.). Пожароопасные нужно положить рядом с чёрным кружком на столе, а непожароопасные — рядом с белым.
Педагог повторяет с дошкольниками правила поведения при пожаре. Проигрывается ситуация «Если возник пожар в доме» (возле одного из двух выходов из группы ставится картонный макет пламени). Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-obzh-v-srednei-grupe-pozharnyi-geroi-on-s-ogn-m-vstupaet-v-boi.html
Ляпина М. «Пожар в лесу» Старшая группаВ группу «залетает» игрушечная птичка, которая сообщает, что в лесу случился пожар. Демонстрируется фото с изображением лесного пожара. Горят все домики лесных жителей, но птичка позабыла с испугу их названия.
Проводится игра «Найди домик»: нужно установить соответствие между изображением жилища и его обитателем (фигурки животных и птиц).
Обращение за помощью к пожарным — проигрывается ситуация звонка по телефону 01.
Пока пожарные тушат огонь, педагог беседует с детьми о лесе, его значении для человека. Обсуждается вред, который наносит природе пожар, а также причины которые способны его вызвать (непотушенный костёр, тлеющий окурок сигареты, длительная сухая погода, молния — демонстрируются картинки).
Проводится физкуль: девочки с красными листочками под музыку изображают пожар, а мальчики выступают в роли пожарных, тушат огонь.
Педагог рассказывает, что с давних пор люди любили лес и лесных животных. Поэтому они делали для своих детей игрушечных зверей. Воспитатель достаёт из сундучка дымковские игрушки, которые дошкольникам предлагается украсить росписью.
Проводится пальчиковая гимнастика «Ёжик».
  • Ёжик, ёжик, где ты был?
  • Долго по лесу бродил. дети сжимают и разжимают кулачки
  • Встретил белку и синичку,
  • Мишку встретил и лисичку, загибают пальцы
  • Всех, кого нашёл в бору,
  • Пригласил в свою нору. сжимают кулачки, изображая норку
Продуктивная деятельность дошкольников. Устраивается выставка. Подводятся итоги занятия. Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-kompleksnogo-zanjatija-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-pozhar-v-lesu.html
Банах Л.В. «Экскурсия в пожарную часть» Подготовительная группаОрганизационный момент, сообщение детям цели экскурсии, поездка на автобусе.
Ребят встречает сам командир пожарной части. Он показывает им диспетчерский пункт, который работает днём и ночью. Здесь принимаются сигналы о пожаре. Дети повторяют телефон 01.
Учебная комната. Дошкольники рассматривают комплект пожарной одежды. Она защищает от воды, высокой температуры, возможных травм. Костюм изготовлен из брезента, благодаря особой пропитке он не воспламеняется, не промокает. Прочная каска с гребнем защищает голову от ударов, а петля «карабин» на поясе позволяет прикрепиться к лестнице.
Гараж с пожарными машинами. Оказывается, у каждой из них есть цистерна с водой, раздвижная лестница, пожарный рукав, краны, подающие воду и пену. Дошкольники фотографируются возле машин и возвращаются в учебную комнату.
Пожарный проводит игры «Горит — не горит», «Мы быстрые и ловкие», повторяет с ребятами правила поведения при пожаре.
Подведение итогов занятия. Пожарный сообщает ребятам, что ждёт от них красивых рисунков.

«Пожарная безопасность в детском саду»

Оксана Коршунова

«Пожарная безопасность в детском саду»

В современном мире никто не застрахован от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу испытываем мы – взрослые за детей.

Именно пожары часто возникают из-за детской шалости: любознательность малышей приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами.

Во время чрезвычайных ситуаций, дети, как правило, от страха прячутся в укромный уголок, вместо того чтобы позвать на помощь. Поэтому, задача всех взрослых – дать каждому ребенку основные понятия противопожарной безопасности.

В целях формирования у детей и взрослых осознанного и ответственного отношения к мерам пожарной безопасности в МБДОУ Белоберезковский детский сад комбинированного вида «Родничок»

c 1 по 31 декабря 2014 года был организован месячник
пожарной безопасности.
В данном мероприятии приняли участие: сотрудники, дошкольники, их родители, общественность.

Для решения поставленных задач с огромной ответственностью администрация детского сада в лице заведующего Комендант Т. М. создает необходимые условия. В детском саду имеется:

— план эвакуации при пожаре;

— установлена пожарная сигнализация;

— проводится установка аварийного освещения;

— с персоналом проведен дополнительный инструктаж по противопожарной безопасности во время проведения новогодних утренников;

— составлен и утвержден график проведения новогодних утренников и мн. др.

В работе с детьми и родителями по ПБ наш педагогический коллектив использует парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

(Т. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина, М. О. Князева, разнообразные формы профилактической работы.

Воспитатели Богданова О. С., Еганшина Н. Ф., Куценок Л. М. проявляют творчество при оформлении развивающей среды для воспитания у детей правил противопожарной безопасности:

изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пожарные»

,
«Наш дом»
,
«Мы пожарные»
; подбирают пособия для дидактических игр
«Что для чего»
,
«Лего осторожностей»
,
«Горит – не горит»
,
«Если возник пожар»
,
«Помоги, если друг в беде»
,
«Кто же такой пожарный
,
«Доскажи словечко»
.

Интересные пособия из бросового материала для подвижных игр «Самые быстрые и ловкие»

,
«Пожарные на учение»
изготовили Чепилевская Н. М., Шмелева Н. М. Разыгрывают театрализованное представление «Кошкин дом».

Воспитатели младших групп Голенок Н. Е., Голенок Т. В. и Елисеева А. С. оформили познавательные альбомы «Огонь – судья беспечности людей»

,
«Огонь добро и зло»
.

Оригинальные получились стенгазеты о правилах пожарной безопасности во время проведения новогодних праздников, изготовленные воспитателями Мефед С. Л., Клюева Т. С. совместно с детьми и родителями.

Известно, что игра является основным видом деятельности дошкольников.

В играх у детей расширяются знания о профессии пожарных, развивается ловкость, самостоятельность, воспитывается ответственность. Поэтому интересные игры и эстафеты «Мы – пожарные»

,
«Пожарные на учении»
,
«Полоса препятствий»
проводит с детьми воспитатели Горелова Л. П., Слезко О. И.

В ходе реализации проектов «Огонь – друг и огонь – враг»

,
«Береги свой дом от пожара»
,
«Люди героической профессии»
, в беседах
«Правила поведения при пожаре»
, в решении проблемных ситуаций
«Если мама забыла выключить утюг?»
,
«Если не затушили костер в лесу?»
— воспитатели Витель М. И., Кудинова М. С. систематизируют знания детей о причинах возникновения
пожаров, знакомят с правилами поведения при пожаре,учат каждого ребенка необходимой информации о себе: Ф. И. О., домашний адрес, телефон, номер телефона службы.

Воспитатель Кивалина А. И. работая над проблемой воспитания безопасности дошкольников на протяжении многих лет, вместе с детьми оформила уголок «Моя — безопасность»

,куда поместила выставку художественной литературы: С. Маршак
«Пожар»
,
«Рассказ о неизвестном герое»
, Л. Толстой
«Пожарные собаки»
,
«Пожар»
, Б. Житков
«Дым»
,
«Пожар в море»
. Вместе с родителями подобрали иллюстрации, плакаты, открытки на эту тему. Своими руками оформили альбомы с рисунками
«Пожарные машины»
,
«Огонь добрый и злой»
, с загадками, пословицами, стихами, фотографиями. Эта работа расширяет представления детей об охране жизни в различных чрезвычайных ситуациях.

Большая пропаганда по безопасности ведется среди родителей: проводятся беседы, консультации, родительские собрания, наглядная информация.

А самой увлекательной формой работы оказалась экскурсия в пожарно-спасательную станцию, которую накануне новогодних праздников организовали для ребят педагоги –Бузлаева В. М., Макаренко Н. П. Ребят добродушно встретили дежурные.

Со всей ответственностью они рассказали о своей профессии, показали основные средства пожаротушения, форму, личные защитные средства, продемонстрировали звуковую и световую сигнализации, показали пункт диспетчера пожарной охраны, как на практике действуют пожарные во время тревоги.

Почти каждый из ребят побыл в образе пожарного: кто примерил шлем-маску,

кто противогаз, кто-то обулся в тяжелые резиновые сапоги, надел перчатки, подержал в руках фонарь, многие сидели за рулем настоящей пожарной машины,

самостоятельно закручивали пожарный рукав и слушали с интересом и восхищением рассказы пожарных. Под огромным впечатлением от добросовестного и доброжелательного отношения пожарных к своей работе и встрече с детьми остались наши педагоги.

Мы хотим от всей души поблагодарить наших «экскурсоводов»

и весь коллектив Белоберезковской
пожарно-спасательной станции за сотрудничество и в наступающем новом году пожелать крепкого здоровья, силы духа, счастья, удачи и благополучия!
По итогам работы мы организовали выставку художественного творчества «Огонь – друг, огонь – враг»

, где дети совместно со взрослыми проявили творческие способности, воображение, знания правил
пожарной безопасности. Лучшие работы представлены на конкурс декоративно-прикладного творчества в отдел образования.

Вся организованная работа позволила напомнить и расширить кругозор взрослых и детей по противопожарной безопасности, в доступной форме познакомила с различными опасными ситуациями и умение их преодолеть.

Наступает самый волшебный праздник и хочется от всего сердца поблагодарить всех за отличную работу! Я желаю Вам дальнейших творческих успехов, берегите себя и своих близких!

Поделки по пожарной безопасности своими руками

Закрепить знания дошкольников по теме пожарной безопасности можно созданием поделок. Чаще всего такая работа выполняется дома вместе с родителями, а затем проводится выставка в рамках группы либо же всего детского сада. Такие мероприятия очень важны, поскольку экспонаты демонстрируют видение пожарной безопасности именно глазами детей. Задача же взрослых — направлять ребёнка, помогать по мере необходимости. Кроме того, совместное творчество всегда сближает членов семьи, заставляет малыша поверить в свои силы.

Поделки по пожарной безопасности могут быть самыми разными. Прежде всего, различаются плоскостные и объёмные варианты. В первом случае это будут выразительные аппликации из салфеток (в технике торцевания, пластилинографии, квиллинга, аппликации из салфеток, пуговиц, пайеток, насыпным и отрывным способом и пр.).

Фотогалерея: плоскостные поделки на тему пожарной безопасности


Кошкин дом: пластилинография


Не шути с огнём! Пластилинография


Огонь в лесу: квиллинг и мозаичная аппликация из салфеток


Пожарная машина: коллективная работа в технике торцевания


Пожарный на службе: пластилинография

Более замысловаты объёмные варианты. Для этой цели используют самые разные материалы: пластилин, цветной картон, бросовый материал (пустые бутылки, спичечные коробки, пульверизаторы в качестве огнетушителя и пр.). Очень эффектно смотрятся работы из ткани и вязанные крючком.

Фотогалерея: объёмные поделки на тему пожарной безопасности


Атрибуты пожарного: поделка из пряжи (вязание крючком)


Не играй дома с огнём! Поделка из ткани, пряжи и бросового материала


Огнетушитель и спички: объёмная поделка из бумаги


Отважный пожарный: поделка из ткани


Пожар дома: объёмная поделка с элементами аппликации


Пожарная машина спешит на помощь: поделка из спичек и спичечных коробков


Пожарные за работой: поделка из пряжи, бумаги и бросового материала


Пожарный транспорт: поделка из игрушечного строительного материала


Пожарный тушит дом: объёмная поделка с использованием коробок


Пожарный щит: поделка из бумаги и бросового материала

ППБ в ДОУ

Огонь притягивает ребенка, но игры с ним часто заканчиваются пожаром. Взрослые обязаны настойчиво доказывать детям, что такие занятия опасны. Нужно объяснять правила обращения с огнем, которые доступны малышам. Уже с 2-летнего возраста ребенок способен понять, что зажигалку или розетку не нужно пытаться разобрать или разбить. Запреты не помогут, лучше стараться настоятельно разъяснить ситуацию. Наиболее приемлема для детского восприятия – игра, этой формой можно воспользоваться, чтобы раскрыть правила противопожарной безопасности для детей.

В методическом арсенале воспитателя должны быть дидактические занятия, которые показывают огнеопасность некоторых предметов. Прекрасно раскрывает тему знакомство с профессией пожарных. Это могут быть тематические занятия в ДОУ, экскурсии в пожарную часть или визиты инспекторов ГПС. Яркие предметы надолго и насыщено закрепляются в памяти: пожарная машина, огнетушители, человек в форме. Хорошие результаты даст экскурсия по самому детскому саду, где воспитатель обратит внимание детей на пожарные краны, сигнализационные устройства, знаки путей эвакуации. Можно сделать учебное занятие в игровой форме, которая будет имитировать поведение при пожаре. Театрализованные представления позволяют более широко раскрывать тематику. Можно заучивать стихи, иллюстрировать постановками наглядные пособия, ставить сказки. Важно, чтобы в результате занятий ребенок твердо знал небольшой набор правил:

  • если в доме что-то загорелось, нужно набрать номер телефона 101, назвать адрес и другую информацию, понятную ребенку;
  • пока огонь не разгорелся, его можно потушить водой, землей или одеялом, при условии, что рядом нет электрической проводки;
  • если пламя разгорелось, нельзя прятаться от него, нужно срочно покидать дом всем детям, находящимся в помещении, а при выходе тут же сообщить о происшествии взрослым;
  • если из дома уже нельзя выйти, то не нужно прыгать в окно, пожарные уже спешат на помощь;
  • при сильном задымлении помещения легче дышится у пола, или нужно намочить ткань и дышать через нее;
  • если на человеке горит одежда, нельзя бегать – загорится еще сильней, нужно или кататься по земле, или окунуться в воду.

На заметку! Практика показывает, что самые понятные и яркие разъяснения дают минимальные результаты. А любые мероприятия способны надолго остаться в памяти и понятийном аппарате человека.

Обучающий мультфильм для дошкольников смотрите на этом видео:

Видеоматериалы по теме

Всегда интересно увидеть открытые занятия по одной тематике в разных возрастных группах.

«Огонёк всегда такой — и хороший, и плохой»: открытое занятие в подготовительной группе (с использованием ИКТ)

«Путешествие по стране пожарной безопасности»: занятие в старшей группе

«Одни дома»: драматизация сказки о пожарной безопасности воспитанниками средней группы

Задача родителей и дошкольного учреждения — не только всячески оберегать ребёнка от возможных опасностей, но и создавать у него представление об экстремальных ситуациях, навыки правильного поведения в них, учить самостоятельно соблюдать меры предосторожности. Вот почему занятия по пожарной безопасности являются актуальной и необходимой частью педагогического процесса. Задача воспитателя — подобрать доступный материал для каждой возрастной группы, облечь образовательную деятельность в увлекательную форму, учитывая при этом важность игрового компонента и активной позиции дошкольника.

Комплекс мероприятий

Комплексный подход к безопасности в детском дошкольном учреждении включает нормативную и материальную базу, персональную ответственность руководителя, противопожарные инструктажи и тренировки персонала, с участием воспитанников и родителей.

Противопожарные требования надзорных органов Министерства чрезвычайных ситуаций к детским садам:

  • документы, устанавливающие право обладания объектом;
  • утвержденная приказом по учреждению, личная ответственность должностного лица за пожарную безопасность;
  • описание алгоритма действий на случай возгорания и список средств защиты в паспорте объекта;
  • документ, подтверждающий пожарную безопасность объекта;
  • предписания надзорных органов, с отметками об устранении выявленных замечаний в ходе предыдущих проверок;
  • согласованный план действий в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • вывешенные на видных местах поэтажные планы эвакуационных путей, основных и запасных выходов, таблички с номерами диспетчера пожарной службы;
  • схемы размещения огнетушителей, пожарных щитов, кранов и гидрантов;
  • паспорта на огнетушители, сведения об их проверке и соответствии назначению.

Круг должностных обязанностей заведующего охватывает все виды организационной и хозяйственной деятельности, поэтому руководитель дошкольного учреждения несет персональную ответственность за пожарную безопасность здания, жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников.

Заведующий детским садом составляет местные инструкции по пожарной безопасности, проводит инструктажи, разрабатывает планы противопожарных тренировок и назначает ответственных, за оповещение пожарных служб, сотрудников.

Руководитель следит за исправным состоянием, и обеспечивает своевременное техническое обслуживание оборудования и средств пожарной защиты.

Детские дошкольные учреждения оснащают огнетушителями, пожарными шкафами, системой автономного водопровода (с кранами и гидрантами) на случай тушения огня и сигнализацией. Напорные рукава перематывают не реже двух раз в год.

Проверку на прочность и плотность системы противопожарного водопровода проводят раз в шесть месяцев. Обеспечивают свободный доступ к гидрантам, в зимний период оголовки утепляют. Перезарядка огнетушителей проводится согласно паспортным данным изделий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]