Сообщение о фортепиано – история появления, описание и принцип работы инструмента


История фортепиано для детей

Одним из ключевых событий в истории музыки стало изобретение фортепиано. Это событие оказало огромное влияние на развитие мировой культуры.

Изобретение фортепиано относится к
XVIII
веку.
Предшественники фортепиано
Клавишные инструменты были изобретены ещё в Средневековье. Самым старым из клавишных инструментов является
орган
, он и стал предшественником фортепиано. Однако у органа были
трубы,
которых нет у фортепиано.
Первый клавишно-струнный инструмент — клавикорд.
Изобрели его после Средневековья, но точное время изобретения неизвестно. Клавикорд по устройству был очень похож на современное фортепиано, однако издавал он слишком тихие звуки, чтобы на нём можно было играть перед большой публикой. Клавикорд чаще всего использовали для домашнего музицирования, такой инструмент был дома у знаменитого композитора
Иоганна Себастьяна Баха
. Устройство клавикорда было довольно простым, кроме того, по размеру он был небольшим На одну клавишу клавикорда приходилась всего одна струна, а на одну клавишу фортепиано приходится по три струны.
Клавесин
— ещё один предшественник фортепиано. Предположительно, он был изобретён в
XV
в Италии. Струны и клавиши расположены параллельно, как и у рояля, а вот у фортепиано и клавикорда струны расположены перпендикулярно к клавишам. Звук у клавесина, как и у клавикорда, был довольно тихим, поэтому композиторы, использовавшие клавесин в концертах использовали много мелизмов, чтобы удлинить звучание нот и сделать их более слышимыми. Чаще всего клавесин использовался в качестве аккомпанемента. Ещё одним предшественником фортепиано был
спиннет
. По устройству он очень похож на клавесин, только у него две клавиатуры в четыре октавы каждая. Спиннет чаще всего использовали не для игры, а для украшения дома, так как он был богато декорирован. В конце
XVII
веке музыканты-клавишники стали нуждаться в таком клавишном инструменте с выразительным звуком. В
1709
году итальянец по имени
Бартоломео Кристофори
изобрёл первое фортепиано, чуть позже немецкий и французский мастера создали аналогичные инструменты.
Развитие истории фортепиано
Впервые об изобретении фортепиано было заявлено в эпоху
рококо.
Это была середина
XVIII
века. В музыке появился новый жанр —
концерт для фортепиано.
Теперь клавишный инструмент стали использовать в качестве ключевого для оркестра. Круг музыкантов-клавишников и любителей клавишной музыки стал стремительно расширяться. Появилось большое количество композиторов, которые прославились благодаря произведениям для фортепиано, например,
Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Йозеф Гайдн
и многие другие. С появлением романтизма, как музыкального жанра, начало развиваться творчество
Людвига ван Бетховена,
и других
композиторов эпохи романтизма.
Стали популярны произведения для настройки фортепиано, обычно они исполнялись
в четыре руки.
В эпоху романтизма фортепиано часто использовали в качестве инструмента для домашнего музицирования. С ростом популярности этого музыкального инструмента стало появляться всё больше виртуозных пианистов, которые изменили историю музыки, сейчас таких исполнителей тоже немало. Появление фортепиано стало поворотным событием во всемирной истории музыки. Если не было бы изобретено фортепиано, то не было бы великих композиторов-пианистов, концертов для фортепиано и виртуозных исполнителей клавишной музыки.

Презентация к уроку «Его Величество Фортепиано»

Лично у меня, — подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано,

— все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.

— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?

— Смотрите же!

Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом — крышкой.

Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.

Кажется, будто они хотят застать струны врасплох, появляясь в самых неожиданных местах — то поодиночке, то группами. И струны рокочут от бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями. И смеются, и ликуют, и негодуют, и печалятся, и вздыхают. . . Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?

Имя мое, происходит от двух итальянских слов: форте и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.

— До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны самого звучного имени на свете!

— Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский.

— Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной

Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:

род Струнных,

род Клавишных и

род Ударных.

Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной — благородный Клавесин. От Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно — от шипка струн перышками.

Инструмент по имени Цимбалы, можно сказать, моя родная мать. Это натура бесхитростная, вся на виду. Звучит от ударов палочками по струнам. Очень древний инструмент, должен сказать. И сегодня еще живет в некоторых странах, народным считается.

— Я появился на свет в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. «Голос у тебя, конечно, еще неотесанный, — сказал мне при рождении мастер — но, по сравнению с Клавесином, есть в нем ценный дар: может по необходимости быть громким или тихим. Будешь зваться отныне Фортепиано».

Когда вы взошли на престол. Ваше величество?

Ответ был такой:

Клавесин

Пианино

— Примерно лет сто я жил в тени Клавесина, под его крылышком. Набирался ума-разума. Ну, а потом Клавесин ушел на покой, в музей, а за мной утвердился королевский титул.

— Конечно, музыканты в вас души не чаяли, как говорится, на руках носили,..

Засмеялся Рояль, мелким бисером звуков рассыпался:

— Хотел бы я посмотреть на таких силачей. Меня и на колесиках-то нелегко с места сдвинуть. На невнимание к своей особе пожаловаться не могу. Композиторы стали мне дарить лучшие свои сочинения, а любители музыки повсюду меня встречали восторженными овациями. И тогда я сказал себе: положение любимого инструмента обязывает. Буду совершенствоваться без устали. И стал я внимательно следить за техническими достижениями.

— Неужели и в технике разбираетесь?!

— Как же, мне не обойтись без технических знаний. Помню, в 1812 году техническая новинка появилась — научились люди тянуть стальную проволоку. Я тут же ее под струны приспособил.

А знаете, с какой гигантской силой струны во мне натянуты? В двадцать тысяч килограммов!

От такой нагрузки деревянный корпус рояля прямо-таки изнемогал. Что-то, нужно было придумать…

К счастью, в середине XIX века научились металлурги плавитъ качественный чугун. Корпус рояля укрепили чугунной рамой.

— Скажите, великолепный Рояль, есть ли у вас хоть один недостаток?!

— Очень тяжелый и размерами неудобен. В концертных залах прекрасно себя чувствую. А как с моей комплекцией по квартирам ходить? Вот тут-то меня с успехом заменяет мой меньший отпрыск — ПИАНИНО

.

Если перевести его имя на русский язык, что-то вроде тихони

получится. Умеет делать почти все, что и рояль. Зато комплекция совершено домашняя, всегда себе место в комнате отыщет.

https://www.muz-urok.ru/fortepiano.htm

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: