скороговорки для развития речи детей картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками — самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше

В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

Скороговорки по возрасту

Ребенок начинает издавать первые звуки уже в полтора месяца после рождения. К полугоду «гуление» превращается в комплекс звуков типа «агу», «ага», «ата».

Период лепета, когда малыш повторяет за взрослыми несложные слоги «ата-та-та»,»па-па», «ва-ва-ва», занимает от полугода до 11-12 месяцев.

До 2 лет дети осваивают все гласные звуки и ряд согласных (двугубные и переднеязычные):

  • м;
  • н;
  • п;
  • т;
  • д;
  • л;
  • н.

К 3 годам, когда все молочные зубы уже прорезываются, дети начинают произносить шипящие и губно-зубные звуки:

  • в;
  • ф;
  • ж;
  • з;
  • ш;
  • ч.

Только после этого имеет смысл начинать в игровой форме занятия по произношению.

С 3 до 4 лет ребенок смягчает согласные звуки: сябака (собака), дем (дом). Кроме того, он пропускает шипящие и свистящие звуки: мика (мишка), чака (чашка), лока (ложка). Это норма, и обращаться к логопеду стоит только в случае, если тенденция сохраняется к 6 годам.

С 5 до 6 лет эти звуки уже четко различаются в детской речи. Им на смену приходит проблема замены [р] на [л] или [j]. Это тоже считается физиологической нормой. Тревожиться и обращаться к дефектологам с такой проблемой не стоит до окончания первого класса. Достаточно увлекать дошкольника чистоговорками и звукоподражанием с этим согласным в основе.

Помощи логопеда нужно просить, если ребенок произносит звуки, которых нет в родном языке. Например, [р] горловое или [с] межзубное. В этом случае понадобится коррекция такого искажения, само по себе оно не пройдет.

Для развития речи ребенка от 3 лет

В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому моменту малыш умеет составлять самостоятельно или повторять за взрослыми несложные предложения из нескольких слов. Он уже различает цвета и понимает определения размеров. Может напевать несложные мелодии и запоминает короткие сказки.

Его словарный запас расширяется с каждым днем, и это хорошее время для того, чтобы начинать работать над произношением звуков. У трехлеток еще «хромают» свистящие и шипящие в открытых слогах. Но они охотно общаются со взрослыми и играют в звукоподражание.

Воспользуйтесь этим временем для несложных занятий:

  • за-за-за: открываем мы глаза;
  • зу-зу-зу: не боимся мы козу;
  • ши-ши-ши: зашуршали камыши;
  • со-со-со: у машины колесо.

Можно уже пробовать заучивать первые несложные стихи:

В лесу на опушке четыре старушки.

У каждой лукошко, в лукошках — по кошке.

Сколько в лукошках кошек?

Часто индивидуальные особенности развития ребенка не позволяют запомнить четверостишие.

В этом случае повторяйте с ним, рассматривая яркие картинки, простые скороговорки:

  1. Черепаха не скучает, час сидит за чашкой с чаем.
  2. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
  3. Цыплята и курица пьют чай на улице.
  4. Шесть мышат в камышах шуршат.

Чем выше двигательная способность ребенка, тем лучше развивается речь. Поэтому старайтесь совмещать занятия по произношению с активными играми. Пусть ребенок попробует изобразить, как лежит на диване кот или как бегают мышата в камышах.

Для детей 4-6 лет

Психофизической особенностью этого этапа взросления является отсутствие механической памяти. У детей 4-5 лет память связана с испытываемыми эмоциями. Дошкольники запоминают то, что вызвало какую-то радость и удовольствие. Поэтому разучивание скороговорок обязательно должно сопровождаться привлекательным визуальным рядом, веселой музыкой. Монотонная зубрежка для дошкольников не подходит.

Важными остаются упражнения на шипящие звуки. Но к ним добавляются прибаутки и короткие стихи на произношение [р].

Самое сложное для ребят этого возраста — регулярность. У пятилеток усидчивость еще не сформирована как навык. Но зато появляется интерес к командной игре. Они активно социализируются в кругу сверстников. Этой психоэмоциональной особенностью периода можно воспользоваться для коллективных тренировок на детской площадке или в садике. Азарт и соревновательность поможет провести занятия в непринужденной форме.

Можно повторять:

  1. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  2. Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
  3. Кривоватенький клюв колченогой курицы кривоватеньким крючком в зерне роется.
  4. Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок.

Для дошкольников

Упражнения-скороговорки для ребят 6-7-летнего возраста уже больше похожи на сказки или короткие анекдоты. Это не просто набор сложно выговариваемых сочетаний, а целые стихи, часто юмористические. Дети с удовольствием придумывают их сами.

Жабы жарили желуди жирные, Жадно жрали жасмин, жожоба, Жабы жили жизнью жирною. Ждали жалобы, жарко жуя.

Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

От 6 до 8 лет

Младшие школьники еще продолжают играть, но развлечения перестают быть движущей силой их мотивации. В игре обязателен элемент соревновательности и результат. Поэтому в тренировках на дикцию важно подчеркивать даже маленький положительный результат.

Хвалите детей за каждый верно произнесенный звук и подбадривайте их, если не все получается. Объясняйте на простых примерах, что многие дети говорили не слишком красиво и внятно, но справились с затруднениями. Что их ошибки в речи — естественные недочеты, которые исправятся со временем.

Ученикам младшей школы, имеющим проблемы с дикцией, придется уделять некоторое время каждый день на выполнение специальных тренировок для повышения активности мышц губ и языка.

Логопеды предлагают такие упражнения:

  1. «Слоник». Улыбнуться, затем вытянуть губы вперед трубочкой несколько раз.
  2. «Кисточка». Открыть рот и провести кончиком языка, как кисточкой, по небу к основанию языка и наружу.
  3. «Качелька». Широко раскрыть рот и касаться языком сначала верхних, потом нижних зубов с внутренней стороны.
  4. «Как лошадка». Открыть рот и цокать языком по небу, поддерживая пальчиком нижнюю челюсть, чтобы она не шевелилась.
  5. «Радуга». Медленно открыть рот и упереться языком в нижние зубы. Постараться выгнуть язычок дугой, как изгиб радуги.

От 8 до 12 лет

Это возраст проработки проблем с логопедом, в некоторых случаях — с дефектологом.

Часто дефекты речи и отсутствие интереса к учебе у ребенка связаны с психологическими проблемами в семье. Поэтому нужно быть готовыми к тому, что понадобится помощь детского психолога. Он будет полезен и в том случае, если у ребенка нет интереса к занятиям дома и он пассивен в кабинете логопеда.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки — рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка

Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!

Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.

Попугай

Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!

Карасёнок

Карасёнку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Скороговорка про китайцев

Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони. Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Чего нет

Нет абрикоса, кокоса, редиса, Палтуса, уксуса, кваса и риса, Компаса нет, баркаса и троса, Термоса, пресса, индуса-матроса, Баса нет, вкуса, веса и спроса, Нет интереса – нет и вопроса.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира – Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.

Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи

В среднем и старшем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки мож­но применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствова­ния речевого слуха. Так, воспитатель предлагает детям задания на подбор слов к определенной группе слогов: «Ра-ра-ра, за рекой видна… (гора);

Су-су-су, живет лиса в…
(лесу)».
В средней группе, предлагая детям повторить чистоговорку, воспита­тель выделяет отрабатываемые звуки голосом (произносит протяжнее, громче), обращает на это их внимание и просит повторить также: «У ма­ленькой С-с-сони с-с-санки едут с-с-сами».

Скороговорки — незаменимый речевой материал для совершенствова­ния дикции детей старшего дошкольного возраста. При произнесении их необходимо добиваться, чтобы дети не только быстро произносили фразу, но, что очень важно, отчетливо и ясно произносили слова и каждый звук в отдельности.

При работе над дикцией воспитатель может дать детям задание произ­носить чистоговорки (скороговорки), выделяя голосом отдельные звуки. Полезно предлагать детям произносить чистоговорки шепотом, это тре­бует более энергичной работы артикуляционного аппарата.

Чисто- и скороговорки с большим успехом могут использоваться на заключительном этапе по закреплению звуков и введению их в речь у детей, имевших дефекты звукопроизношения.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, пра­вильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чи­сто- и скороговорки с большим успехом можно использовать для трени­ровки. С этой целью детям предлагают следующие упражнения: произнести чистоговорку тихо (вполголоса, громко), быстро (умеренно, медленно), выделять голосом во фразе отдельные слова (группы слов), с вопросительной (утвердительной интонацией).

Одну и ту же чистоговорку можно предлагать детям произносить по-разному: в умеренном темпе, но тихо (громко, вполголоса, шепотом); с обычной громкостью, но быстро (умеренно, в слегка замедленном темпе).

Можно предложить произнести чистоговорку с различной громко­стью по частям: «Маше каша надоела» — тихо (один ребенок), «Маша ка­шу не доела» — вполголоса (следующий ребенок), «Маша, кашу доедай, маме не надоедай» — громко, в назидательном тоне (третий ребенок).

Чередуя таким образом задания, воспитатель отрабатывает нужный раздел звуковой культуры речи.

Такие упражнения можно проводить как с группой детей, так и инди­видуально. При групповом произнесении скороговорок следует обращать внимание на то, чтобы дети с ускорением речи не усиливали громкость их произнесения. Стараясь быстро произнести скороговорку, дети часто не­произвольно произносят ее несколько громче обычного. Детям, у которых быстрый темп речи, чаще следует предлагать произносить чистоговорки в замедленном темпе и, наоборот, дошкольникам с замедленной речью — в обычном темпе или в слегка ускоренном.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок, если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка, который руководит воображаемым зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу, но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore, the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря, ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Скороговорки для детей 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.


Скороговорки для детей 5-6 лет

Наш чеботарь Всем чеботарям чеботарь, Никому нашего чеботаря Не перечеботарить

Скороговорки для детей 5-6 лет

Петр Петрович, По прозванью Перепелович, Приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят

Скороговорки для детей 5-6 лет

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Лото

Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни не играл бы в лото.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]