Зачем и как заниматься с детьми экономикой
Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее — ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:
- Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
- Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
- Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
- Познакомить с термином «реклама».
- Научить полезным бытовым привычкам.
- Способствовать развитию разумных потребностей.
Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:
- труд и его продукт;
- деньги;
- реклама;
- экономика в быту.
Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста
Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:
- Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
- Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
- Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
- Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
- зарплата родителей;
- пенсия бабушки с дедушкой;
- стипендия старшей сестры или брата.
- Вводится понятие «потребности человека».
- Дошкольники получают начальное представление о рекламе — способе донести информацию о товаре до потребителя.
На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:
- Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
- Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея — провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант — обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.
На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:
- Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
- Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
- Усложняется понятие производства и потребления.
- Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
- Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.
На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:
- Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
- Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
- Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
- Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
- В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.
ИГРА «РАЗЛОЖИТЕ ТОВАР»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1
Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением.
Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2
Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
Виды экономических занятий в ДОУ
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.
Игровое занятие
Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.
Сюжетно-ролевые игры
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки.
Усвоение новой информации успешно проходит в виде сюжетно-ролевой игры
В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.
В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
Настольные игры
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут скорее для старшей группы.
Настольная игра «Монополия» поможет закрепить экономические понятия
Дидактические игры
В занятия также стоит активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.). Другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами
Познавательное занятие
В старшем дошкольном звене можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность — красочные картинки и фотографии.
На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность
Интересная тема для познавательного занятия — история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
Бартер, или натуральный обмен, поначалу представлял собой проблему
Коммуникативное занятие-беседа
Экономика — замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формулирует чёткие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать своё мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
Постигать основы экономики можно и в ходе коммуникативных занятий
Эффективный приём для работы — разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления. Вот некоторые примеры:
- Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствиям это приведёт?
- На молочном комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?
- Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).
Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:
- Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:
- О каком доме идёт речь?
- Что такое сберегательный банк?
- Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:
- Что придумал Карабас-Барабас?
- Выгодно ли продавать товар со скидкой?
- Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:
- Какой материал самый дешёвый?
- Какой самый прочный?
- Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?
- Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:
- Почему Коза огорчилась?
- Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
- Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:
- Как жители королевства узнали о новом салоне?
- Что такое реклама?
В ходе бесед воспитатель прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
Чтение художественной литературы
Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это:
- «Лисичка со скалочкой»;
- «Каша из топора»;
- «Мена»;
- «Выгодное дело» и др.
Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринуждённой форме.
Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:
- Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
- Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
- Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
- Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
- Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
- Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»;
- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
- Михалков С. «Как старик корову продавал»;
- Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».
Из современных авторских произведений можно выбрать для занятия сказку Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».
Герой произведения — Кошелёк, в котором лежат разные купюры, крупные и мелкие. Обычно он не был очень толстым. Но иногда наступали дни, когда он так наполнялся деньгами, что его замочки и кнопочки еле выдерживали. В такой период кошелёк открывали очень часто. Но наступало и грустное время: внутри было пусто, и героя просто бросали с одного места на другое. И вот однажды у Кошелька появилась соседка — блестящая пластиковая Карточка. Она сообщила, что теперь она является хранительницей семейного бюджета. Несмотря на то, что она маленькая и тоненькая, Карточка хранит секретный цифровой код, известный только её хозяину. Поэтому он может купить всё, что хочет, даже снять купюры и поместить их в свой кошелёк. Кошелёк обрадовался, что и о нём не забудут, и предложил позаботиться о Карточке — положить её в одно из своих отделений. Карточка, подумав, согласилась и почувствовала тепло и уют в карманчике Кошелька.
Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами
Также хороший материал для занятий — стихотворения:
- Михалков С. «А что у вас?»;
- Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»;
- Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».
Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость.
- Копеечка к копеечке — рубль набегает.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Денежки труд любят.
- Делано наспех — и сделано на смех.
- Деньги дело наживное.
- Приобрёл вещь — умей обращаться с ней.
- Каждую крошку в ладошку.
Экскурсии
Занятие по экономике можно провести в форме экскурсии. Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк. Ещё один вариант — отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочие места.
Экономическое занятие можно провести в форме экскурсии
Трудовая деятельность
Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду при мытье игрушек).
Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги с помощью скотча).
Трудовая деятельность — важная составляющая экономического воспитания
Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов — тогда они научатся беречь свои и чужие вещи.
Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут же легко заменяется новым.
Дидактические игры по экономическому воспитанию . картотека (старшая группа) на тему
Экономические дидактические игры
«Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
«Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
«Какие бывают доходы?»
Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Товарный поезд»
Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.
«Маршруты товаров»
Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
«Собери вместе»
Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание. У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.
«Угадай, где продаются»
Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
«Магазин игрушек»
Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
«Что быстрее купят?»
Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Что и когда лучше продавать?»
Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний».
«Домино»
Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.
Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.
Содержание. Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…..
Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.
«Что дешевле»
Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.
Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
«Назови монету»
Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.
Материал. Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев..
Содержание. Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Ппноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.
«Кому что подарим?»
Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Материал. Карточки — картинки на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.
Содержание. Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.
Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.
«Какое слово лишнее?»
Цель. Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.
Материал. Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.
Рубль, Франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).
Кофта, машина, кольцо, солнце.
Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.
Цена, товар, деньги, ночь.
Содержание. Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.
«Наоборот»
Цель. Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.
Материал. Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)
Содержание. Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
«Продолжи предложение»
Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.
Материал. Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.
Содержание. Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:
— Мне понравилась игрушка в магазине….
— Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….
Как провести занятие по экономике
Занятие на экономические темы по структуре не имеет принципиальных отличий от других, но у него есть свои особенности.
Мотивирующее начало занятия
Поскольку экономика — довольно сложная тема, то особенно важно создать у детей мотивацию к образовательной деятельности, заинтриговать их. Для этой цели традиционно привлекаются сказочные персонажи. Например, в группе появляется Буратино с золотыми монетами. Он хочет приобрести себе Букварь и новую куртку для своего папы Карло, но не представляет, в каких магазинах всё это продаётся.
В средней группе беседу о работе родителей можно начать с истории про гнома Эконома, живущего в лесу. Его так зовут потому, что он очень много работал и накопил много денег. На эти средства гном построил собственный магазин и трудится там. Его жена по имени Гномелла работает доктором, лечит всех лесных гномов и за свою службу получает зарплату. Вместе с Экономом ещё живут бабушка с дедушкой, но они уже старые, не работают, а получают пенсию. Гном Эконом может пригласить ребят в путешествие, а за выполненные по пути задания он будет премировать ребят жетонами.
Другой вариант — воспитатель увлечённо рассказывает детям, что есть на земле сказочная страна Экономика, где живут необычные жители, и приглашает туда отправиться. Занятие в старшей и подготовительной группе можно начать с беседы о родном городе, а затем сообщить ребятам, что есть такой город — Экономинск. Далее следует виртуальная экскурсия по нему.
Варианты тем для экономических занятий в ДОУ
В соответствии с основными целями экономического образования в ДОУ воспитатель продумывает темы занятий.
- Про финансы:
- «Для чего нужны деньги»;
- «Как появились деньги»;
- «Доходы и расходы семьи» (как вариант «Семейный бюджет», «Семейные сбережения и их использование»);
- «Что такое банк».
- Про труд и профессии:
- «Все профессии важны»;
- «Зачем нужно работать».
- Про товары и магазины:
- «Какие бывают магазины»;
- «Производство и потребление»;
- «Что такое товар и услуга».
- «Реклама: желания и возможности».
- Обобщающие занятия:
- «Финансовая грамотность»;
- «Путешествие по экономическому воспитанию»;
- «Путешествие в страну Экономика»;
- «Экскурсия по Экономинску».
Фрагменты конспектов занятий по экономике в ДОУ
Автор и название занятия | Ход занятия |
И. Пакина, «Какие бывают магазины?», средняя группа | В группе появляется игрушечный Буратино. У него есть золотые монеты на покупку Букваря и новенькой куртки для папы Карло. Однако герой не знает, в каких магазинах можно приобрести эти вещи. Буратино предлагает ребятам отправиться в гости к его другу гному Эконому, также продавцу магазина (детям нужно сделать 10 шагов вперёд с закрытыми глазами). |
Гном беседует с дошкольниками о том, где они видели магазины, что там можно купить, как узнать, что продаётся в каждом конкретном магазине. Оказывается, давным-давно над входом в магазин хозяин вешал знак, чтобы каждый издалека видел, что там продаётся, поскольку не все люди умели читать. Уточняется понятие «продавец» и «покупатель». | |
Гном просит ребят оформить витрины для отдела с овощами и фруктами — распределить картинки. Теперь нужно заполнить отделы товарами — лепка из пластилина овощей и фруктов (подгруппами). | |
Гном приглашает дошкольников в книжный магазин, чтобы Буратино мог купить Букварь (проходят к книжному стеллажу). Демонстрируется ценник (2 золотых) и чек за покупку, подсчёт сдачи. | |
Проводится физкультминутка:
| |
Поход в магазин одежды для покупки куртки для папы Карло. Она стоит 7 золотых. Дети выясняют, хватит ли оставшихся у Буратино монет на приобретение куртки, останется ли сдача. | |
Просмотр видеопрезентации о том, какие ещё бывают магазины. | |
Буратино благодарит ребят за помощь и прощается. Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/-kakie-byvayut-magaziny-zanjatie-po-yekonomicheskomu-vospitaniyu.html | |
Л. Г. Родионова, «Путешествие в страну Экономика», старшая группа | Воспитатель рассказывает детям о волшебной стране Экономике, где живут сказочные жители, и предлагает отправиться туда. |
Первая остановка: житель — Муха-Цокотуха. Беседа о деньгах: зачем они нужны, какие бывают. Муха предлагает дошкольникам поиграть в игру «Что можно купить за деньги»: если названный предмет можно купить за деньги, то нужно хлопнуть в ладоши. Демонстрируются картинки с изображением куклы, радуги, молока, ветра и т. д. | |
Появляется Красная Шапочка. Она рассказывает продолжение своей сказки. Бабушка переехала к ним жить. Мама Красной Шапочки — учительница в школе, за свой труд она получает зарплату. А сама девочка учится шитью одежды и за хорошие отметки получает стипендию. Бабушка же много лет проработала на фабрике и теперь получает пенсию. Повторяются понятия «семейный бюджет», «доход» и «расходы». Проводится речевая игра «Доход-расход» (нужно дать верный ответ):
Весёлая разминка под песню из фильма про Красную Шапочку. | |
Приходит СМС-сообщение от героев сказки «Телефон» К. Чуковского. Они просят о помощи: злой Бармалей в их сказке всё перепутал, и теперь нужно всё вернуть на свои места.
Дошкольники выкладывают правильные ответы на магнитной доске — парные картинки: крокодил — галоши и т. д. Воспитатель отправляет зверям СМС-сообщение с правильными ответами, а потом подводит итог: все желания сказочных персонажей называются «потребности». Это то, в чём нуждаются. Потребности — также жители страны Экономика. Их можно разделить на две группы: «надо» (то, без чего нельзя обойтись) и «хочу» (без которых можно обойтись). Педагог просит дошкольников привести конкретные примеры из каждой группы. Дети складывают картинки, которые разрезал Бармалей. | |
Возвращение в детский сад. Герои сказок дарят ребятам на память шоколадные монетки. | |
М. В. Козлова, «Семейный бюджет и расходы семьи», подготовительная группа | Беседа о семье. Дети рассказывают о своих семьях. Они бывают большими и маленькими. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Ребята рассказывают, что делает мама, папа, как они помогают родителям, чем занимаются бабушка и дедушка. |
Воспитатель просит дошкольников назвать продукты, из которых можно приготовить вкусный обед. Тут появляется игрушечный Незнайка и начинает мешать — произносить слова, не обозначающие продукты (этот персонаж сопровождает детей на всём протяжении занятия). | |
Педагог подводит итог, что семье необходимо постоянно совершать покупки. А товар не отдаётся бесплатно, а имеет свою стоимость. Поэтому необходимы деньги. Для этого мама и папа работают и получают за свой труд зарплату. Дети рассказывают о работе своих родителей. Бабушка с дедушкой раньше тоже работали, но теперь они состарились, и государство выплачивает им пенсию. Если у кого-то из ребят есть старший брат или сестричка, и они учатся в техникуме либо институте, то каждый месяц они получают стипендию. Вот так в семье появляются деньги. Если сложить доходы всех членов семьи, то они составят семейный бюджет. | |
Разговор о расходах. За деньги можно приобрести продукты и другие товары. Незнайка называет ненужные вещи. Дети вместе с воспитателем делают вывод, что герой тратит деньги впустую. Очень важно тратить свой доход разумно и экономно, ведь деньги зарабатываются нелегко. Например, можно купить мороженое, а можно отложить эту сумму, чтобы постепенно накопить на стиральную машину. Стиральная машинка — это товар длительного пользования (как утюг, пылесос, автомобиль и пр.), а мороженое — кратковременного. Дошкольники называют другие товары кратковременного пользования. | |
Педагог рассказывает детям о расходах на услуги. Это оплата жилья, детского сада, поход в парикмахерскую, кинотеатр, отдых в санатории и т. д. | |
Воспитатель предлагает ребятам отправиться в магазин, чтобы приобрести продукты, из которых приготовить еду, проявив при этом экономность. Организуется сюжетно-ролевая игра «Магазин». | |
Е.В. Ильясова, «Экскурсия по Экономинску», подготовительная группа | Воспитатель предлагает дошкольникам вместе с гномом Экономом отправиться на экскурсию в город Экономинск. В ходе путешествия гном будет премировать ребят жетонами за правильно выполненные задания. |
Проспект пословиц и поговорок. Нужно правильно окончить фразу.
| |
Магазин «Сказка». Дети вспоминают, что такое товар, как называется тот, кто его продаёт и покупает. Нужно выполнить задание — отгадать, из какой сказки товары в корзинке гнома Эконома:
Дети отвечают на вопросы:
| |
3. Городской рынок. Беседа о рекламе. Загадка: «Чтобы товар быстрее сбыть, со мною надо подружиться. Я буду так товар хвалить, что долго он не залежится». Что это такое? | |
Реклама печатают в газетах и листовках, она звучит по радио и демонстрируется по телевидению. Рекламировать можно любой товар. Баба-Яга продаёт игрушечного слона:
Купят ли такой товар? Драматизация сценки по стихотворению С. Михалкова «Как старик корову продавал». | |
Банк. Гном Эконом предлагает ребятам разгадать кроссворд. Вопросы:
| |
Бюджетный перекрёсток. Дети решают задачу:
Задание: из картинок с изображением товаров нужно вверху разместить те, что являются необходимыми, а внизу — те, что могут подождать. Дошкольники объясняют свой выбор. | |
Парк города Экономинска. Здесь в кафе «Лакомка» трудятся Том и Джерри. Они зашифровали слово. Воспитатель даёт детям код: каждой букве алфавита соответствует своя цифра. В итоге получается слово «цена». В кафе продаются кондитерские изделия. Том печёт торты, а Джерри делает пирожные. Дошкольники должны сказать, на изготовление какого изделия уходит больше времени и почему. Какое изделие будет стоить дороже и почему? Вопросы:
| |
7. Пруд. Гном предлагает немного порыбачить. На каждой рыбке написано слово, ребёнок должен назвать противоположное:
| |
Дети читают гному стихи на экономическую тему:
Гном предлагает детям обмен — заработанные ими жетоны меняет на сладкие призы. |
Конспект занятия по экономическому воспитанию в старшей группе с презентацией
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие на планету Финансия»
Цель: Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. Задачи: 1. Формировать у детей понятие о назначении денег. 2. Познакомить с видами денежных знаков и их временными изменениями. 3. Воспитывать правильное отношение к деньгам, дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей. 4. Развивать у детей связную речь. 5. Развивать у детей воображение, внимание, мышление. Методы и приёмы: 1. Игровой 2. Словесный 3. Практический Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Оборудование: экран, сундучок – копилка с бумажными купюрами и металлическими монетами, мешочки с солью, крупой, зерном, сахаром, стакан с водой, доска с магнитами, 2 – с монетами, с купюрами, кошельки.
Ход ОД
Вводная часть Феечка Копеечка:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада оказаться у вас в гостях. Пришла я к вам не с пустыми руками, посмотрите, у меня сундучок. А что там внутри, вы узнаете, отгадав мою загадку. В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем.
(Деньги)Ответы детейФеечка:
Совершенно верно, это деньги. А что же такое деньги?
Размышления детейФеечка:
Действительно, деньги – это средство для жизни, особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?
Ответы детей (покупка продуктов питания, оплата проезда в транспорте, покупка каких – либо подарков и многое другое)Феечка:
А как вы думаете, деньги всегда были?
Размышления детейФеечка:
А чтобы это узнать, мы отправимся сегодня с вами на планету Финансия.
Слайд № 3.
Феечка:
Друзья, а как вы думаете, на чем можно отправиться на другую планету? Правильно, на ракете. Ну что, полетели?
Звездолёт готов для старта, экипаж команду ждёт, Не теряя ни минуты, отправляемся в полёт. Вы скафандры надевайте, 5 минут осталось нам, Я ракету запускаю. Экипажи, по местам! К запуску ракеты приготовиться! Начать обратный отсчёт: Все хором: 5-4-3-2-1-пуск!Звучит музыка. Дети имитируют взлёт ракеты. Слайд № 4
Основная часть Феечка:
Вот мы и очутились на планете финансов. Обратите внимание на экран. Ребята, как вы думаете, почему по этой планете гуляют коровы?
Высказывания детей.Слайд № 5.
Феечка:
В древние времена люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Так, например, племена скотоводов с незапамятных времен использовали в качестве денег скот.
Феечка:
Давайте посмотрим дальше, кто живет на этой планете.
Слайд № 6.
Ребята, а это что такое? Правильно, ракушка. В Океании, Индии, Африке роль мелких денег играли раковины каури, которые прикреплялись к ткани или куску кожи, нанизывались на шкуры или складывались в мешки. У разных народов были свои предметы, служившие им в качестве денег. В Мексике деньгами были какао-бобы.
Слайд № 7.
В Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей.
Слайд № 8.
А в Новой Зеландии племена использовали камни, имеющие в середине отверстие.
Слайд № 9.
Феечка:
Ребята, обратите внимание, у нас на столе лежат мешочки. Предлагаю вам подойти, пощупать и угадать, что в них может храниться.
Высказывания детей.Феечка:
Давайте откроем и посмотрим.
(В мешочках лежат сахар, зерно, соль, рис)
Как вы думаете, могли ли все эти вещества служить деньгами? Конечно, могли. Все эти вещества также служили в качестве товарных денег. Обмен одной вещи на другую называется бартер. Давайте подумаем, удобны ли все эти вещи в качестве денег были в использовании? Представим, идет древний человек в магазин, а под мышкой держит быка или корову, а может, большую слоновую кость или мешок камней. Это удобно?
Ответы детей.
Почему? Да, это неудобно, потому что они занимают много места. Их нельзя, например, положить в карман, как бумажные или металлические деньги. Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа. Обратите внимание на экран.
Слайд № 10.
Это золотые и серебряные слитки. Слиток — это форма для хранения драгоценного металла, обладающего материальной ценностью. Но позже и такие деньги стали неудобными. И вот со временем, когда люди научились работать с металлом, стали появляться металлические монеты.
Слайд № 11.
Посмотрите, они отличаются от современных монет? Чем?
Ответы детей (неровные края, отсутствие округлой формы)Феечка:
Такие монеты стали быстро распространяются по всему миру. Это можно было легко объяснить, т. к. монеты удобно хранить, транспортировать, дробить и объединять. Они имеют большую стоимость при небольшом объеме и весе. В России был такой царь – Иван Грозный. Его все боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне, с копьем в руках, и люди стали называть такие монеты — копейки. То есть копье – копейка.
Слайд № 12.
Физкультминутка«Карманов много у меня» На ладошку я монетку из кармана положу Где орел, а может, решка? У монетки я спрошу. Раз, два, три, монетку обратно в карман положи.Феечка:
Но монеты тоже были очень неудобные. Как вы думаете, почему?
Предположение детей.Феечка:
Да, их нужно было очень много и монеты были тяжелые и занимали много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Именно поэтому люди придумали другие деньги – бумажные. Их еще называют купюры, банкноты. Первые деньги из бумаги появились в Китае.
Слайд № 13.
А в России первые бумажные деньги были введены при императрице Екатерине II в 1769 году.
Слайд № 14.
Феечка:
Деньги у людей появлялись путём обмена, продажи. Ребята, а как вы думаете, каким образом можно было еще заполучить деньги? А за что получают деньги ваши родители?
Дети размышляют.Феечка:
правильно, за работу. Люди позже додумались за выполненный объём работы брать деньги. Получается, деньги стали не только средством покупки каких – либо вещей, но и оплачивали результаты труда людей. Поэтому к деньгам нужно относиться очень бережно.
Слайд № 15,16
А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся?
Ответы детей (Монеты, бумажные деньги, банковские карты).
Слайд № 17.
Чем, по-вашему, удобнее пользоваться? А как вы думаете, где в наше время безопасно хранить деньги?
Дети высказывают своё мнение (безопасно хранить деньги в Банках и на пластиковых картах).Феечка:
Как же нам разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А, может, мы это попробуем проверить? На одном из островов нашей планеты Финансия есть экономическая лаборатория. Мы в ней проведем небольшое исследование. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было всем удобно. Пришло время открыть мой сундучок. Посмотрите, что в нём лежит?
Ответы детей: Монеты и купюры.Феечка:
Как настоящие исследователи, мы будем делать записи всех наших результатов на доске: разделим ее на 2 части — монеты и купюры. Посмотрите, что лежит на столе?
Дети:
Купюры, монеты, стакан с водой.
Феечка:
давайте проведём 1 эксперимент.
1. Эксперимент. Феечка:
Бумага мнётся, рвется; монета – нет. Какой вывод можно сделать?
Дети:
Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Феечка:
На доске напротив монеты ставим фишку — магнит, здесь монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент.[ Феечка:
Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети:
Она намокает.
Феечка:
А если она намокнет, что произойдёт?
Дети:
Она может легко порваться.
Феечка:
А теперь проверим монету. Что с ней произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
Ответы детей. Монета.Феечка:
На доске напротив монеты ставим фишку — магнит.
3. Эксперимент. Феечка:
Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Как вы думаете?
Дети размышляют.Феечка:
Давайте опытным путём проверим. Возьмите в одну руку монету, в другую — купюру. Что тяжелее? Давайте подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Ставим фишку — магнит на доске, где купюры.
4. Эксперимент. На столе лежат кошельки. Предлагаю взять каждому по кошельку и положить туда купюру и монету. А теперь потрясите. Попробуйте перевернуть. Сделаем вывод, что удобнее хранить в кошельке? Дети проверяют, исследуют.Феечка:
Какой вывод можно сделать?
Дети:
Хранить в кошельке купюры гораздо удобнее.
Феечка:
Ставим фишку – магнит напротив купюр. А теперь давайте посчитаем количество магнитов.
Дети:
Одинаковое количество фишек у монет и купюр.
Феечка:
Совершенно верно. По одним достоинствам выигрывают монеты, а по другим — купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети размышляют
.
Феечка:
Действительно, нам нужны и монеты, и купюры. Ребята, мы с вами путешествие совершили, опыты провели. Я вижу, что вы много теперь знаете о деньгах и для чего они нужны.
Заключительная часть Феечка:
Давайте, вспомним, о чем мы сегодня говорили: 1) как раньше люди обходились без денег, чем они их заменяли? 2) какие деньги появились первыми? 3) какие деньги сейчас?
Феечка
: Давайте, чтобы закрепить наши новые знания перед отправлением на планету Земля, посмотрим мультфильм, который называется «История денег»
Показ мультфильма.Динамическая пауза — игра «Чего нельзя купить?» Все мы знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не всё. Сейчас я буду называть слова: если это можно купить — хлопаем,
если нельзя купить —
топаем.— печенье — костюм — ботинки — телефон — телевизор — автомобиль — квартира — семья — друзья — талант — здоровье — доброта — вежливость — счастье
То, чего не купишь, эти душевные качества, всё дорогое и близкое нам — это и есть настоящее богатство человека.
Феечка Копеечка:
Молодцы, ребята! Я рада, что вы побывали у меня в гостях и узнали много нового. Пришло время прощаться.
Слайд №18.
Звездолёт готов для старта, экипаж команду ждёт, Не теряя ни минуты, отправляемся в полёт. Вы скафандры надевайте, 5 минут осталось нам, Я ракету запускаю. Экипажи, по местам! К запуску ракеты приготовиться! Начать обратный отсчёт: Все хором: 5-4-3-2-1-пуск!Звучит музыка. Дети имитируют взлёт ракеты.Слайд № 19.
До свидания!
Презентация на тему: Путешествие на планету Финансия
Рекомендуем посмотреть:
НОД по экономике для детей подготовительной группы Конспект занятия по экономике в старшей группе Конспект занятие по экономике в старшей группе. Природный и рукотворный мир Конспект занятия по экономике в старшей группе. Потребности
Похожие статьи:
О профессии банковского работника для детей
Как оформить уголок экономического воспитания в группе
Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий воспитатель оформляет в группе экономический уголок. Он наполняется:
- дидактическими играми соответствующего содержания;
- атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Кафе», «Банк», «Аукцион»);
- книгами, энциклопедиями соответствующего содержания;
- здесь же можно поместить экономическую карту для путешествий;
- здесь же могут быть альбомы с изображениями валюты разных стран, фотографиями крупных предприятий родного города или посёлка и их продукции;
- если во время занятий по экономике воспитатель постоянно задействует определённого игрушечного персонажа, то он также должен находиться в этой зоне.
Оформить уголок экономики можно книгами, поделками и дидактическими играми экономического содержания