Урок «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения»

Сказуемое – неотъемлемая часть практически любого предложения. Вне зависимости от того, как оно выражено и выражено ли в принципе, оно определяет предмет. Этот член предложения может обозначать как действие, так и какой-то признак предмета, отвечать на разные вопросы (от банального и общеизвестного «что сделал?» до уже более сложного для восприятия «какой?»). Всё это показывает, что существуют разные способы выражения сказуемого. Так какие же они бывают, и что влияет на разделение сказуемых по разным типам?

Простое глагольное сказуемое

Начнём, пожалуй, с первого типа. Простое глагольное сказуемое встречается, наверное, наиболее часто. Выражается оно глаголами в любой форме, а именно:

  1. Глаголом в любом наклонении (Я буду разговаривать с ним об этом. Поехал бы, но не могу. Заходи!)
  2. Инфинитивом (Мой долг — выжить)
  3. Глаголом в сочетании с какой-либо частицей (Давай поедем на Кавказ!)
  4. Фразеологизмом (А он снова вокруг да около ходит)
  5. Междометиями, которые обозначают действие (И он такой хвать меня за руку).

Чем может быть выражено простое глагольное сказуемое

В предложении простое глагольное сказуемое может быть выражено любым глаголом в любой форме, то есть в форме любого наклонения, любого времени, любого лица и числа.

Но только не инфинитив! Инфинитив (неопределенная форма глагола) НЕ МОЖЕТ быть простым глагольным сказуемым.

Инфинитив не может выражать грамматический смысл, на то он и неопределенная форма, поэтому самостоятельно, без вспомогательных слов, сыграть роль сказуемого ему не под силу. Но надо быть внимательным: ведь составное будущее время тоже состоит из глагола «быть» в нужной форме и инфинитива, и это целиком одно простое глагольное сказуемое. Но противоречия здесь нет, ведь два слова составного будущего – это по смыслу один глагол, его можно заменить одним синонимом совершенного вида: буду читать – прочитаю, буду говорить – скажу и т.п.

Итак, простое глагольное сказуемое может быть выражено разными формами одного глагола:

  • Изъявительным наклонением в любом времени, любом лице, числе и роде;
  • Повелительным наклонением в любой форме, в том числе составным (пусть расскажут и т.п.);
  • Уловным наклонением также в любой форме.

По идее, формообразующие частицы являются частью глагольной формы, поэтому их чаще всего подчеркивают вместе со сказуемым; вот и в этом случае может оказаться подчеркнуто два слова, а сказуемое – простое глагольное. Просто форма глагола составная.

Простое глагольное сказуемое — нюансы

Тут есть определённые нюансы. Очень часто будущее время изъявительного наклонения не воспринимают как простое глагольное сказуемое – оно же состоит из двух слов. Но это будет такой же ошибкой, как не считать ПГС (именно так сокращается название этого вида сказуемого) глаголом в сочетании с частицей.

Другой спорный момент – разграничение фразеологизма (хотя тут точнее будет сказать — несвободного словосочетания) и составного именного сказуемого. Первое легко заменяется одиночным глаголом (Нам отдали приказ – Нам приказали. Что ж ты голову повесил? – Что ж ты загрустил?), тогда как с составным именным сказуемым такой хитрости не получится, единственное – можно заменить глагол-связку на слово «был» (Он сидел грустный – Он был грустный).

Особенности простого глагольного сказуемого

В русском синтаксисе выделяют обычно три вида сказуемых; этот материал школьники изучают в 8 классе. Чтобы сравнить их, посмотрите образцы в таблице.

Простое глагольное Составное глагольное Составное именное
Я рисую Я могу рисовать Я художник
Я веселюсь Я хочу веселиться Я весел

Как видно по образцам, простое глагольное сказуемое и в самом деле простое – оно состоит из одного глагола.

Необходимо помнить, что в системе русского глагола имеется составная форма будущего времени от глагола несовершенного вида – буду учить, буду говорить и т.п. Это один глагол, просто в составной форме. Сказуемое – простое глагольное.

В простом глагольном сказуемом и смысловую, и грамматическую роли выполняет одно слово – глагол в любой личной форме.

Сказуемое этого типа можно встретить как в двусоставном, так и в односоставном предложении любого вида, кроме назывного.

Составное глагольное сказуемое

Переходим к следующему типу сказуемого – составному глагольному. Здесь всё так же просто, как и в простом – есть вспомогательный глагол, а к нему примыкает инфинитив (Он хотел учиться). Единственный нюанс в этом случае – чёткое выделение этого самого вспомогательного глагола, потому что представлен он может быть не только ним:

  1. Фразовые глаголы начала и конца действия (Перестала препираться/ Начал действовать)
  2. Модальные глаголы намерения, способности, волеизъявления, желания (Мы собирались посетить. Я могу бегать. Я желаю освободиться. Я хочу сбежать)
  3. Глаголы эмоций (Боюсь влюбиться. Ненавидит лгать)
  4. Кое-какие безличные глаголы (Стоит заметить. Следует задуматься)
  5. Краткие имена прилагательные, полная форма которых либо вовсе отсутствует, либо имеет иное значение (Рад встретиться. Горазд выдумывать. Мы вольны выбирать)
  6. Некоторые имена существительные (Мастер лгать. Любительница прогуляться)
  7. Можно и нельзя (Можно отметить. Нельзя не признать)
  8. Фразеологизм (Горит желанием прийти)

Способы выражения сказуемого с примерами – лучший способ разобраться в этой пусть не очень запутанной, но всё же объёмной теме. Главное в составном именном сказуемом — разобраться с механизмом его образования. Это глагол (или же нечто, его заменяющее) плюс инфинитив. Верьте этой формуле – и у вас всё получится.

Урок русского языка в 8 классе»Сказуемое и способы его выражения»

Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме « Сказуемое и способы его выражения»

Тип урока

– урок изучения нового материала

Вид урока

– комбинированный.

Цели урока:

Формирование орфоэпических и синтаксических навыков ;

обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;

ознакомление с разными типами сказуемых;

формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

развитие умения выполнять комплексный анализ текста;

воспитание уважение к товарищу, самоуважение, аккуратность.

Оборудование:

презентация
,
программа Notebook,карточки, учебник.

Ход урока

I.Оргмомент.

Прочитайте тему урока и сформулируйте цель урока. Учитель настраивает учеников на позитивную работу на уроке. (слайд №3)

II.Повторение.

Синтаксическая разминка. Ученики работают в программе Notebook.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

От каждого г.ризонта ух.дили (в)даль д.роги. И по ним то (в)одиночку то (не)большими коло(н;нн)ами ползли гружё(н;нн)ые самосвалы. Машины с трудом выб.рались из к.тлована. М.торы надсадно гудели и ревели (в)разнобой.

Стрела экск.ватора поплыла (в)право (в)верх и наблюдать стало ещё удобнее.

(В)скоре гул л.бёдки нашего экск.ватора остался где(то) (по)зади а (с)низу с земли всё нар.стая и множась уже н.слись новые звуки.

III.Орфоэпическая разминка

Проставить ударения (ударения ставят в программе Notebook, а проверяют в презентации слайд №5)

Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор, каталог, намерение, обеспечение, творог, эксперт, оптовый, принять, начался, ободрить, пломбировать, феномен, ходатайство, яслей.

V.Повторение. Что такое сказуемое.(Слайд№6)

Пользуясь схемой , рассказать о сказуемом.

VI.Работа над темой урока
(
ученики работают в программе Notebook, определяют сказуемые и в зависимости от их особенностей делят их на группы)

Понаблюдаем. Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.

Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.

— Сколько групп сказуемых у вас получилось ?

— В каких предложениях сказуемое состоит только из одного глагола?

-В каких предложениях сказуемое состоит из двух глаголов?

-В каких предложениях сказуемое состоит из именных частей речи?

( схема составляется в программе Notebook ).

Пользуясь получившейся у нас схемой, расскажите о видах сказуемых.

Прочитайте правило в учебнике и скажите, что ещё вы узнали о сказуемом и способах его выражения.

VII.Закрепление изученного материала.

  1. Тест «Определите тип сказуемого» (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип, обосновывают свой ответ)

Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег

Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.

Профессор был заметно взволнован.

Сюда приезжали директора предприятий

Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.

2. Игра «Третий лишний». (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее» предложение, обосновывают свой ответ)

А.Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный.

Б.Солнце начало пригревать землю. Лес- наше богатство. Мы стали подниматься в горы.

VIII.Рефлексия. Ученикам раздаются карточки:

  • Понравился ли мне урок…
  • Что мне понравилось на уроке…
  • Что мне не понравилось на уроке…
  • Как я проявил себя на уроке…
  • Понял ли я тему урока…

Глагольная связка

Составное именное сказуемое включает в себя две части – глагольную связку и именную часть. Отдельно следует заметить, что если мы говорим о настоящем времени, то глагольную связку можно и опускать (Он прекрасен). Глагольная связка чаще всего представлена:

  1. Глаголом «быть» в любой его форме. Это так называемая отвлечённая связка, которая иногда может заменяться в настоящем времени формой «есть» или же отсутствовать вовсе. (Ведь ты был молод и горяч. Он есть враг мой. Воздух свеж и прохладен)
  2. Глаголами, лексическое значение которых несколько ослаблено – полуотвлечёнными связками. То есть они не могут существовать без какого-либо дополнения (Он считался снобом. Будешь зваться сестрицей), так как не имеют достаточной лексической, если так можно сказать, силы.
  3. Самостоятельными глаголами, которые в принципе могут являться свободными сказуемыми, но в данном случае служат, чтобы конкретизировать авторскую мысль (Он стоял покинутый всеми. Нелегко вернуться домой).

Да, порою очень трудно выделить самостоятельное сказуемое с второстепенными членами. Коротенький тест «Способы выражения сказуемого» поможет нам хоть немного разобраться с этой нелёгкой темой.

  1. Да какой смысл здесь бродить! – Бродить бессмысленно по паркам.
  2. Лежать недвижимо на холме. – Сколько можно тут лежать?!
  3. Он мог жить аскетом, ничего не желая. – И как ты собираешься тут жить?

В данных предложениях представлены разные способы выражения сказуемого, попробуйте разобраться, какие типы сказуемого представлены в каждом предложении.

Сложные случаи выражения простого глагольного сказуемого

1. В каче­стве про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го упо­треб­ля­ет­ся инфи­ни­тив без связ­ки, напри­мер:

Люди пахать, а мы рука­ми махать (посло­ви­ца).

2. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся гла­го­лом с раз­лич­ны­ми части­ца­ми (знай себе, как бы, точ­но, слов­но, как буд­то, чуть, было и пр.)

В воз­ду­хе уже не так силь­но пах­ло. В нем сно­ва как буд­то раз­ли­ва­лась сырость (И. Тургенев).

Смолистая сос­на точ­но пла­ка­ла, роняя янтар­ные сле­зы.

Тогда гуляй себе.

А он знай себе бол­бо­чет… (Братья Стругацкие. Пикник на обо­чине).

Мы встре­ти­лись было, да пого­во­рить не уда­лось.

Томясь ску­кой, ста­ру­ха пошла было домой…

3. Фразеологизмы высту­па­ют в роли ПГС:

Вот и лома­ли они себе голо­вы, как бы очи­стить­ся от обви­не­ний в под­жо­ге горо­да (Генрик Сенкевич).

Чуть ли не в каж­дой избе кто-нибудь дышал на ладан (Владислав Реймонт. Мужики).

Человечество схо­дит с ума (Ю. Левитанский).

Максим кон­ча­ет пехот­ное учи­ли­ще, будет тянуть армей­скую лям­ку (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Мой друг слов на ветер не бро­са­ет.

4. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое обра­зу­ют син­так­си­че­ски неде­ли­мые сло­во­со­че­та­ния, состо­я­щие из гла­го­ла, не име­ю­ще­го само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, и суще­стви­тель­но­го, кото­рое выра­жа­ет зна­че­ние ска­зу­е­мо­го. Такие соче­та­ния мож­но заме­нить одно­ко­рен­ным гла­го­лом в соот­вет­ству­ю­щей грам­ма­ти­че­ской фор­ме, напри­мер:

  • при­нял уча­стие — участ­во­вал;
  • ока­за­ла помощь — помог­ла;
  • одер­жал побе­ду — побе­дил;
  • даст обе­ща­ние — пообе­ща­ет;
  • выска­жу упрек — упрек­ну;
  • бро­шу взгляд — взгля­ну;
  • про­из­во­дим ремонт — ремон­ти­ру­ем;
  • будет вести под­го­тов­ку — под­го­то­вит­ся;
  • под­ве­ли ито­ги — поды­то­жи­ли;
  • испы­ты­вать непри­язнь — невзлю­бить;
  • вести при­ем — при­ни­мать;
  • дал согла­сие — согла­сил­ся.

Депутаты вче­ра про­ве­ли голо­со­ва­ние (про­го­ло­со­ва­ли).

Эта мысль при­ве­ла её в ужас (ужас­ну­ла).

Субоч все узнал и при­шел в ярость (разъ­ярил­ся) (К. Паустовский).

5. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое — это спря­га­е­мая гла­голь­ная фор­ма с повто­ром:

Живут-поживают и горя не зна­ют.

Я читаю-читаю, а понять ниче­го не могу.

6. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое — это меж­до­ме­тие в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния

Мартышка, в Зеркало уви­дя образ свой, тихо­хонь­ко Медведя толк ногой (И. А. Крылов).

Собака по бере­гу лягу­шек лови­ла, а щука цап её за ногу! (Эдуард Веркин).

Наверху сто­ит козел — и все бьет да бьет сереб­ря­ным копыт­цем, а кам­ни сып­лют­ся да сып­лют­ся. Вдруг Мурёнка скок туда же (П. П. Бажов. Серебряное копыт­це).

А ста­ра­тель­ный дятел — все тук да тук (Ю. Левитанский).

7. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое — инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния

Он тебя бить (будет бить), а ты стой на сво­ем (В. Слепцов).

Тут я кри­чать (закри­чал), а вода в рот льёт­ся (М. Шолохов).

8. Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­же­но соче­та­ни­ем двух гла­го­лов в одной фор­ме

Пойду спро­шу, когда начи­нать кон­церт.

Пойду-ка ска­жу ему… Дров пусть при­не­сет.

Пойду рас­по­ря­жусь насчет обе­да.

9. В роли ПГС исполь­зу­ют­ся соче­та­ние гла­го­ла с части­цей «не» и инфи­ни­ти­ва

В ту лес­ную глу­хо­мань дое­хать не доедешь, а толь­ко пеш­ком мож­но добрать­ся.

Именная часть

Продолжаем тему «Составное именное сказуемое» изучением его именной части. Она может быть выражена:

  1. Именем существительным (Была актрисой)
  2. Именем прилагательным во всех его формах – краткой и полной, степенях сравнения (Мы очень вам рады. Голос совершенный).
  3. Причастием во всех его формах – также краткое и полное и ещё страдательное и действительное (Книга прочитана. Юноша читающий)
  4. Местоимением (Небо — твоё)
  5. Именем числительным и любым сочетанием с цифрами (Семью пять – тридцать пять. Высота здания – двести метров)
  6. Наречием (Я ей чуть-чуть сродни)
  7. Междометием (Твои мысли — караул!)
  8. Фразеологизмом и несвободным словосочетанием (Его душа для меня тайна за семью печатями)

Как видно, способы выражения сказуемого разнятся колоссально – если в простом глагольном и запоминать-то толком нечего, то с составным именным придётся повозиться. Но при должном желании всё будет хорошо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]