Утренняя зарядка – залог бодрости и хорошего настроения на весь день. Простые, понятные упражнения наполняют все тело энергией, разгоняют остатки сна.
Повышенная активность детей дошкольного возраста напрямую связана с важными этапами развития тела – ростом и развитием внутренних органов. Для каждой клеточки организма необходим кислород в достаточном количестве. Чтобы доставить этот важный для развития элемент во все системы ребенка, постоянно требуется движение.
Роль родителей в формировании здоровья карапуза – в создании необходимых условий для полноценного питания, физической активности, приобретения навыков. Один из видов физической активности, способствующий правильному формированию, − зарядка.
- Из чего состоит зарядка
Зачем нужна зарядка
Комплекс упражнений, именуемый зарядкой, проводится с детьми с рождения и рекомендуется к применению на протяжении всего периода взросления. Нацеленный на поддержание высокого уровня активности, физическое развитие и стимуляцию обменных процессов, он проводится один-два раза в день после сна.
Регулярное применение зарядки имеет множество положительных сторон. В частности утренний разминочный комплекс:
- Укрепляет мышечный аппарат. При помощи специально подобранных упражнений легко тренировать необходимую группу мышц;
- Повышает жизненный тонус. Ничто так не бодрит с утра, как веселая двигательная игра;
- Улучшает аппетит;
- Активизирует работу всех органов, особенно дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
- Позволяет формировать и поддерживать правильную осанку;
- Развивает координацию;
- Воспитывает выдержку и дисциплину;
- Повышает стойкость;
- Поднимает настроение;
- Возбудимых детей успокаивает, медлительных – активизирует.
Простые, понятные, приносящие удовольствие ребенку упражнения позволяют начинать день в хорошем настроении, подготовиться к активному времяпровождению, выработать правильный режим дня.
Особенности проведения утреннего разминочного комплекса у детей дошкольного возраста
Чтобы получить максимум пользы от утренней гимнастики, необходимо соблюдать некоторые рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы воспитателей, педиатров и физиологов. Правила очень просты, но требуют регулярного выполнения.
Время проведения
Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка. Для новорожденного и младенца зарядка заключается в массаже и упражнениях и продолжается около 15 минут.
Дети от года, умеющие ходить, могут выполнять гимнастический комплекс самостоятельно.
- Для малышей 1-2 лет длительность одного занятия должна быть около 5 минут,
- для 3-4 лет – 5-8 минут,
- 5-6 лет – 8-10 минут,
- 7-10 лет – 10-15 минут.
Одежда
Стоит внимательно отнестись к выбору одежды и обуви для занятий. Рекомендуется удобные, не сковывающие движения предметы гардероба из хлопковой ткани. Не допускается наличие крупных швов, пуговиц или иных предметов, которые могут натирать, создавать неудобства при активном движении или выполнении упражнений лежа на спине или животе.
В домашних условиях, обувь при зарядке можно не одевать, но желательно, чтобы ноги были в носочках.
Условия
Домашний комплекс упражнений необходимо проводить в тщательно проветренном помещении. Для дополнительной закалки организма хорошо, если воздух будет немного прохладным (приблизительно 18 градусов).
Желательно предлагать зарядку до еды или спустя 40 минут после приема пищи.
Внимательно осмотрите место проведения упражнений. Уберите все лишние предметы, обезопасьте углы или подвижные элементы. Удобнее всего, если в помещении, где проводится зарядка, будет достаточно места для небольшой пробежки.
Форма проведения
Дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют задания с использованием игровых элементов. Хорошо, если утренняя гимнастика будет иметь сюжет (поход в гости к мишке, зайке; имитация животных и растений). Стоит внимательно отнестись к названию упражнений, преподносимых карапузу. Образная, насыщенная речь, поясняющая необходимые действия, поможет ребенку долго оставаться заинтересованным таким времяпровождением.
Дополнительные элементы
Если вы решили применить в комплексе дополнительные снаряды (мяч, фитбол, скакалка), то заранее подготовьте выбранные предметы. Не стоит прерывать занятия для долгих поисков необходимого инвентаря.
Темп и очередность
Чтобы получить пользу от утренней гимнастики необходимо:
- Регулировать скорость выполнения упражнений, предлагая вначале выполнить медленно, после ускориться, дойти до самого быстрого варианта выполнения, после чего медленно снизить скорость и остановиться. Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко останавливаться при выполнении быстрых упражнений;
- План занятия должен строиться по мере усложнения задач. Первым делом необходимо произвести разминку. После разогрева предложить выполнить упражнения основного комплекса. Завершать зарядку стоит спокойным шагом на месте и самомассажем;
- Старайтесь ориентироваться не на количество выполненных элементов, а на качество исполнения. Если вы предложили крохе шагать высоко поднимая колени, то лучше сделать 5 правильных высоких шагов, чем 25 быстрых и не высоких.
Настроение крохи
Зарядка – занятие приносящее удовольствие и радость. Она должна быть посильной и приятной для карапуза. Не стоит заставлять или перенапрягать маленького спортсмена. Если он плохо себя чувствует или встал с плохим настроением, возможно, лучше отложить упражнения и провести их позже. Хорошо увлечь кроху собственным примером.
Цель занятий
Утренняя гимнастика позволяет любому человеку не только пробудится ото сна, но и настроится на весь последующий день. Монотонные упражнения дают возможность подумать, спланировать день. Если зарядку начинать в определенное время, она, как ежедневное обязательное занятие, отлично дисциплинирует. Для взрослого человека утренняя зарядка может заключаться не только в упражнениях, но и в утреннем выгуле собаки, собирании детей в садик, школу, приготовлении завтрака, сборе на работу.
Дети в садик вряд ли поднимаются самостоятельно. Родители с трудом их поднимают, помогают одеться, причесаться, заставляют завтракать. В садике их ждет утренняя зарядка. Именно эта зарядка — это не просто физкультурная процедура, а первая обязательная самостоятельная работа малыша. Хотя дети и повторяют упражнения за воспитателем, все же они учатся в определенное время дисциплинировано заниматься работой, и то в коллективе. В долгосрочной перспективе — это является главной задачей утренней зарядки, а не физическое развитие детей, которые и так настолько много двигаются, что их нужно останавливать, а не заставлять что-либо делать.
Задачей воспитателя является не формальный подход согласно требованиям ФГОС, а разработка на основе государственных стандартов собственного, удобного для педагога комплекса. При разработке нужно учитывать полезность для детей с разных сторон — важно развитие не только физических качеств, ловкости, но и навыков слушать, музыкальных качеств, возможно навыков речи, а также умения точно выполнять задания по просьбе педагога.
Идеальная зарядка должна длиться не более 15 — 20 минут и включать разминку, упражнения, игровую часть, возможно небольшую викторину. Задача создать хороший комплекс — не из легких, но, как и в любой педагогической работе, упорно поработав первый год, заинтересовав детишек веселой игровой зарядкой авторской работы, можно пользоваться плодами своих наработок многие годы.
Как привлечь ребенка к выполнению зарядки
Основным условием получения пользы от утреннего гимнастического комплекса является заинтересованность крохи процессом. Дошкольный возраст − время игр, познания через действие, быстрой сменяемости интереса. Чтобы привлечь карапуза к выполнению предложенных упражнений, нужно соблюдать несколько условий:
- Бодрость духа. Малыш должен быть в хорошем настроении, здоров;
- Игровые элементы. Хорошо, если утренняя зарядка начнется с истории, требующей действий от ребенка (мы пойдем на лесную полянку к белочке), названия упражнений будут веселые и интересные (крылья бабочки – махи руками, зайка на полянке – прыжки), любой наклон или приседание будет соответствовать определенному образу (наклон – собираем цветочки, шаг – идем в гости). Отличный вариант – стихотворная зарядка, но соответствующие произведения взрослым нужно знать наизусть, рассказывать по ходу зарядки, выполняя вместе с малышом предложенные упражнения;
- Фоновая музыка. Классические произведения или детские песенки, настраивающие на веселую бодрую волну, создадут атмосферу праздника, стимулируя двигательную активность. Музыка не должна играть слишком громко;
- Родительский пример. Хотите привлечь к зарядке «нехочуху»? Начните ее выполнять самостоятельно. Видя удовольствие, получаемое от упражнений, кроха непременно захочет приобщиться. Отношение взрослых к зарядке играет важную роль в формировании правильного понимания необходимых задач на утро. Невозможно заставить и приучить ребенка делать зарядку, если он не видит пример от самых близких людей;
- Похвала и поощрение. Каждое верно выполненное упражнение нужно похвалить и отметить. Ваше одобрение будет способствовать стремлению выполнять движения верно, заниматься гимнастикой ежедневно.
Заинтересованный ребенок постепенно будет лучше понимать свое тело, стремиться выполнить больший объем упражнений. Но не стоит усердствовать. Останавливайте чересчур упорного малыша, не давайте ему сильно уставать. У утренней зарядки цель – пробуждение организма через движение, поддержание правильной осанки, легкая физическая нагрузка. Чрезмерное выполнение утреннего комплекса может снизить активность крохи в течение дня.
Изо дня в день вы будете наблюдать, как совершенствуется координация малыша, развиваются его зрительно-двигательные навыки. Если в первое время (возраст 1 -2 года) регулировать и планировать утренний гимнастический комплекс не обязательно, то с освоением базовых упражнений стоит проработать вопрос необходимых нагрузок и введения новых упражнений.
Для чего нужна зарядка
Утренняя зарядка выполняет функции:
- Самоорганизация. Ребенок, приученный к утренней зарядке, отличается самоорганизованностью. Ему легче соблюдать распорядок дня.
- Повышение иммунитета. Если чадо с трудом встает по утрам, плохо учится в школе и постоянно болеет, попробуйте приучить его к утренней зарядке. Еще лучше, если она будет совмещена с закаливанием. Это сформирует у него чувство режима.
- Стимул к здоровому образу жизни. Ребенок, с детства приученный к зарядке, отдает предпочтение спорту, а не вредным привычкам.
- Хорошее настроение. Всего 30 минут физических упражнений способствуют положительному настрою на весь день.
- Физическое развитие. Дети, имеющие привычку регулярно проводить зарядку с родителями, хорошо развиваются и получают положительные отметки по физкультуре.
Как составить план занятий
Четкое понимание упражнений, необходимых для выполнения, позволяет родителям своевременно помогать малышу развивать нужные группы мышц, подготавливать к освоению навыков и умений. Особенно важно планирование, если у крохи есть некоторые особенности развития и ему предписано тренировать определенную группу мышц. Детям с нарушением осанки и сколиозом часто рекомендуют в зарядке делать упор на развитие мышц позвоночника.
Планирование утренней зарядки бывает нескольких видов:
- План развития на продолжительный срок;
- Ежедневный план;
- Схема ввода новых упражнений.
Вы можете выбрать какой-то отдельный вид или же использовать все три для получения полной картины развития двигательных навыков малыша. Хорошо, если планирование утреннего гимнастического комплекса будет сочетаться с общим планом развития крохи, дополняя другие виды обучения.
План развития на продолжительный срок может готовиться на неделю, месяц или полугодие. В него можно включить постепенное освоение комплекса на развитие определенной зоны тела, повтор учебных знаний (при помощи преподносимой истории). Обычно план прорабатывается в блокноте или на другом удобном носителе информации и сводится в единую таблицу, которая вешается на стену. Не обязательно подробно расписывать ход каждого занятия, достаточно сделать пометки о нужных действиях в определенный промежуток времени.
Как и любое другое планирование, составление схемы утреннего гимнастического комплекса должно быть гибким и иметь возможность видоизменяться. Последующий навык должен вводиться после полного изучения предыдущего. Последовательность всех упражнений выстраивается от простого к сложному. При составлении плана на продолжительный срок хорошо прописать периодическое использование спортивных снарядов или отметить дни, когда вы будете вносить изменения.
Ежедневный план составляется на базе общего понимания о необходимых упражнениях, обычно готовится вечером накануне занятия. Продумывается ход зарядки, базовые упражнения, необходимый инвентарь. При необходимости разрабатываются или готовятся различные привлекающие внимание крохи элементы (цветочки, которые нужно собрать; скакалка или веревка, под которую нужно проползти).
Если подробное планирование не для вас, а упустить какой-то навык не хочется, то идеальным вариантом будет схема ввода новых упражнений. Это таблица, которую чаще всего вешают на стену, содержащая примерный план обучения крохи новым двигательным умениям. Прекрасный вариант, сделать таблицу в картинках изображающих действие. При помощи такого плаката можно предлагать малышу повторить изображение, при этом поддерживая его.
Из чего состоит зарядка
Из чего состоит зарядка
Утренний гимнастический комплекс всегда должен содержать три основные части:
- Разминка;
- Основной комплекс;
- Завершающий этап.
Разминка
Прежде чем предложить упражнения на развитие определенной группы мышц, обязательно предложите малышу разогреться. Пусть он пошагает, после этого пробежится, немного помашет руками. Вместе с крохой проделайте все заданные движения.
Во время маршировки удобнее всего начать рассказывать задумку гимнастического комплекса, стихи, подбадривающие на зарядку, начать историю, по ходу развития которой будет необходимо выполнить разные упражнения.
Цель разминки – разогрев мышц и суставов во избежание нежелательных последствий. Не пренебрегайте этой важной частью зарядки.
Основной комплекс
Когда малыш хорошо разогреется, можно приступить к упражнениям выбранного комплекса. Хорошо, когда каждый элемент вы делаете вместе. Глядя на ваши движения, карапуз будет пытаться их повторить. Пример взрослого – особая мотивация, позволяющая создавать у ребенка ощущение важности и необходимости ежедневных утренних занятий.
Базовые упражнения основной части направлены на развитие мышц всего тела, улучшение подвижности суставов, приобретение навыка ориентации в пространстве. Правильное выполнение позволяет сформировать и поддержать осанку, укрепить организм, усилить иммунитет.
Завершающий этап
В финале зарядки предложите крохе побегать, помаршировать. Идеальное завершение утреннего гимнастического комплекса – массаж. Маленьким деткам его делают родители, после 1,5 лет хорошо обучить карапуза приемам самомассажа. Пусть малыш разотрет свои ручки, ножки, погладит плечи и тело. Утренний гимнастический комплекс должен завершиться спокойным видом деятельность, для возврата дыхания в нормальный режим, постепенного отдыха мышц от активной деятельности.
Чтобы подготовка к утренней зарядке прошла легче, мы подготовили несколько блоков упражнения для разных групп мышц. Вводить эти упражнения желательно постепенно, начиная с 1,5-2 лет, изучая по одному из каждого блока.
Для удобства применяется сокращение И.П. – исходное положение, подразумевающее, что ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч.
Примеры упражнений для рук и плеч
- И. П. Руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню;
- И. П. Руки на поясе. На выдох руки обнимают тело, на вдох возвращаются на пояс;
- И. П. Руки в стороны. Поочередно на выдохе наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться как можно дальше;
- И. П. Руки вдоль тела. На выдох приседание, руки на колени. На вдох поднимается, становится на носки, руки тянутся вверх и возвращается в и.п.;
- И. П. На вдох — взмах рук вверх, тело поднимается на носки, на выдохе возвращается в и.п.;
- И. П. Поочередно обеими руками на вдохе совершается движение назад, вверх. Когда рука вверху на выдох резкое движение, имитирующее бросок и возврат в и.п.;
- Ноги шире плеч, руки вниз. На выдохе — наклон вперед, стараясь коснуться пола. На вдохе подъем вверх;
- Ребенок ходит по комнате, старается хлопать в ладоши, максимально используя плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной;
- И. П. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.
Примеры упражнений для ног
- И. П. Руки вдоль тела. Медленные приседания с упором на колени.
- Бег с максимально высоко поднятыми ногами;
- Перед ребенком ставится стул со спинкой на уровне груди. Держась за стул, совершает поочередные махи ногами в разные стороны, колени не сгибаются;
- По прямой выставляется несколько предметов. Ребенок бегает между предметами, стараясь не задевать и не пропускать;
- И. П. Руки на поясе. Ходьба на носочках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы;
- И. П. Руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен.
Упражнения для туловища
- И. П. Руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в и. п.;
- И. П. Руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота;
- Лежа на спине. Руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо;
- Положение стоя. Пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнения предлагая прыгать вокруг предметов.
- Сидя на стуле. Ноги расставлены на ширине плеч, руки держат колени. На вдохе наклон вперед и поворот головы влево. На выдохе возврат и повторение упражнения с поворотом головы направо;
Упражнения на растяжку
- Ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение;
- Поочередно выставляем одну ногу вперед, вторую назад. Медленно перенося вес на первую ногу, максимально присесть;
- Сидя на полу, ноги широко расставлены. Наклоны к носкам ног и вперед;
- Стоя, одна рука пытается достать лопатку, вторая захватывает локоть и тянет назад до ощущения легкого напряжения. Повторить для второй руки;
- Лежа на спине. Через стопу натягиваем шарф или ленту. Тянем ногу вверх.
Несколько важных советов родителям
Утренняя гимнастика в детском саду
Проводится утренняя гимнастика в детском саду либо специалистом-физинструктором в спортивном зале, либо самим воспитателем прямо в группе. Как правило, начинается зарядка за полчаса до завтрака.
«Многие родители, заводя ребенка в раздевалку, сразу заставляют надевать чешки. Это неправильно! Если до зарядки еще далеко, пусть малыш лишний раз переобуется потом. Чешки – обувь не для бега по группе и игр! – предупреждает физинструктор Савина Е.В. (МБДОУ № 25, г. Москва). – Ребенок может получить серьезную травму».
В выходные дни желательно проводить занятия и дома: как на свежем воздухе в теплое время года, так и в комнате, где предварительно было произведено проветривание. Можно использовать спортивный инвентарь (обручи, мячи, кегли и т.д.). Проводить зарядку хорошо как под счет, так и под ритмичное звучание бубна.
- Начинается зарядка с разминки – короткой ходьбы и легкого бега по кругу.
- Следующим этапом может стать упражнение на укрепление шейных мышц: круговые движения головой, наклоны головы и повороты.
- После этого выполняются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук. Например, упражнение «Вырастай-ка»:
- Как делать: ноги на ширине плеч, спина ровная. На счет «раз» — руки перед собой прямо на уровне груди. «Два» — руки параллельно вверх, «три» -.в стороны, «четыре» — и.п. Повтор 3-7 раз.
- Далее необходимы упражнения для укрепления ног: приседания, махи ногами, поочередный подъем ног под прямым углом и т.п.
- Следующие упражнения должны быть направлены на включение в работу мышц туловища, спины и живота: наклоны вперед, назад, вбок; повороты туловища.
- Завершением может стать спокойная ходьба с восстановлением дыхания.
Зарядка должна иметь среднюю продолжительность:
- для младших групп – 3-5 мин.;
- для средних групп – 5-7 мин.;
- для старших и подготовительных – до 12 мин.
Комплекс упражнений можно дополнять, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения.
Несколько важных советов родителям
- Как бы вам не хотелось пропустить разминку или закончить зарядку без завершающего этапа, не следует этого делать. Выполнение упражнений может принести неприятные ощущения, привести к травме, если мышцы и суставы не будут хорошо разогреты;
- Все упражнения должны доставлять малышу удовольствие, не настаивайте на продолжении действия, если оно неприятно или причиняет боль;
- Старайтесь максимально разнообразить зарядку, чтобы крохе не надоели занятия;
- Используйте сравнения при объяснении упражнения. Хорошо применять дополнительный спортивный инвентарь;
- Проводите зарядку через 10-20 минут после подъема, до завтрака;
- Если есть возможность, то идеально в теплое время проводить зарядку на улице. В городских условиях старайтесь проводить утренний гимнастический комплекс в хорошо проветренном помещении, без сквозняка;
- Внимательно следите за правильностью выполнения упражнения ребенком. Если какой-то элемент не получается, выполняется неверно, помогите крохе, придерживая его, или отложите изучение на более поздний срок;
- До 2 лет утренняя гимнастика содержит в себе только простые упражнения на развитие базовых движений. До этого возраста не стоит вводить упражнения на растяжку;
- Упражнения подбираются от простого к сложному, так же они и выполняются;
- После завершения утреннего комплекса хорошо проводить водные процедуры или обтирания.
Как правильно делать зарядку
При организации утренней зарядки для детей, соблюдайте рекомендации:
- Хорошо проветривайте помещение. По возможности выходите на улицу, чтобы заниматься на свежем воздухе.
- Не занимайтесь во время болезни. Или исключите тяжелые упражнения, требующие повышенной нагрузки на организм.
- Средняя продолжительность зарядки составляет 20 минут.
- Включите любимую музыку, имитируйте танцевальные движения — это непременно понравится вашему малышу.
- Занимайтесь регулярно. Исключите только дни болезни.
- Не заставляйте ребенка повторять ваши движения с точностью. Даже если у него не получаются упражнения, не ругайте его и не стыдите.
- Начинайте всегда с простых упражнений.
- Перед зарядкой дайте ребенку попить воды.
И главное — это хорошее настроение. Изначально пусть зарядка будет игрой, разрешите ребенку самому придумывать упражнения. Постепенно включайте более сложные движения, требующие применения физической силы.
Закончили упражнения
Большие достижения начинаются с маленьких побед. Прививая карапузу привычку делать зарядку по утрам, родители решают сразу несколько вопросов:
- Формирование здорового тела;
- Укрепление иммунитета;
- Приучение к режиму и дисциплине;
- Формирование основ здорового образа жизни;
- Искоренение проблемы отсутствия аппетита.
Это только явные положительные стороны простого и понятного для каждого действия. Занимаясь вместе с ребенком, мотивируя его и поддерживая освоение сложных умений, взрослые создают атмосферу любви и благополучия, позволяют крохе чувствовать себя важным и нужным. Совместное времяпровождение формирует привязанность и создает ощущение защищенности у малыша, сохраняет доверительные отношения, закладывает фундамент будущих спортивных побед.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Примеры упражнений
Родителям и воспитателям нужно помнить, что физическое воспитание в образовательном учреждении невозможно без адекватного отношения к здоровому образу жизни дома. Родители должны подавать пример детям, не имея вредных привычек, а также заниматься своими чадами — ходить с ними на спортплощадку, на речку, в походы.