Конспект ННОД по развитию речи в группе раннего возраста с 1,5 до 2 лет «Котик Васька»

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. Итак, какие этапы проходит развитие речи у детей раннего возраста.

Речь относится к числу психических функций, которые отличают нас от представителей животного мира и является одной из главных потребностей. По мимо этого, речь тесно связана с формированием других навыков у ребёнка, особенно в раннем возрасте, когда у малыша появляется желание к познанию чего-то нового. Предлагаем вашему вниманию исследовательскую работу выпускника курса «Профессиональная няня» 2020 года «Развитие речи у детей раннего возраста».

Введение

В наше время развитие речи у детей в раннем возрасте является одной из самых важных и главных проблем, так как не у всех детей развитие речи происходит по установленным нормам. Наиболее глубоко эта проблема рассмотрена Грибовой О.Е «Что делать, если ваш ребёнок не говорит / Книга для тех, кому интересно» [3] и Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» [13].

Цель работы: изучение этапов развития и методов формирования речи у детей раннего возраста.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: этапы развития речи и методы её формирования.

Методы исследования:

  1. Исследовать теоретический материал по теме развития речи детей раннего возраста.
  2. Формирование методической копилки по развитию речи.

Теоретические основы изучения развития речи у детей раннего возраста

Этапы развития речи в раннем возрасте

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Развитие речи у ребенка можно разделить на несколько этапов:

Период младенческих криков (0 мес. — 2-3 мес.)

Первый крик ребенка возникает как компонент оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Новая сложная синергия голосообразования образуется на наших глазах как побочное следствие врожденных синергий терморегуляции и дыхания. Существенно, что голосовая реакция во время первых дыхательного фактора недостаточно для голосообразования.

Период гуления (2-3 мес. — 5-6 мес.)

Наблюдения показали, что младенец уже на первой неделе жизни реагирует на речь человека и к концу второй прекращает его. Как только младенец прекращает крик, он внимательно следит за матерью — её поведением и разговором, запечатляя в памяти неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи.

К 2,5-3 месяцам жизни общение взрослого с ним становится потребностью ребёнка, поэтому он снова и снова использует комплекс поведенческих реакций, который стимулирует взрослого к эмоциональному общению с ним.

На третьем месяце жизни у ребенка появляется новое умение — он способен сам искать взрослого взглядом и намекать ему на общение. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается.

На четвертом месяце жизни ребенка самым значимым приобретением является развитие общения между ним и взрослым с помощью речевых звуков.

За пятый — шестой месяцы происходят изменения и в нервно-психическом развитии ребенка. К инициативным обращениям ребенка к взрослому добавляются различные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

Во время второго полугодия жизни малыша появляется деловой стиль общения, в котором главную роль занимает его игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, что кардинально изменяет его обычное поведение, влияет на развитие движений и речи.

На 8-9 месяцах малыш начинает подражать многим незнакомым ему звукам. Ребенок реагирует, если слышит свое имя и может показать кого — либо из членов семьи. Его реакция на свое имя рефлекторно связана со звучанием слов, только так ребенок сможет научиться понимать смысл слова.

Период лепетных псевдослов (9-10 мес. — 12-14 мес.)

К концу первого года жизни малыш понимает смысл более 10 слов и как минимум 5 может произнести самостоятельно. У него намного лучше получается повторять за родителями слоги и даже слова.

На десятом месяце ребенок может связать услышанное слово со знакомым ему предметом. Такие ассоциации способствуют говорению, а малыш уже воспринимает простые команды.

Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет жизни.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако, связь между ними не сразу становится устойчивой. Возможно, что на правильно понятое ребенком задание, он может отвечать не совсем правильно.

С возрастом у ребенка возникает потребность в общении — ему хочется что-то показать, рассказать или спросить. Если развитие происходит нормально, то после первого года у него развивается активная речь, появляются первые слова. Правда, они могут быть понятны только ребенку, в зависимости от того, какие звуки у него получается произносить, а какие нет.

Период, когда ребенок начинает говорить

В каком возрасте ребенок начинает говорить? В большинстве случаев это происходит к двум годам, даже если свои первые слова ему удаётся произнести намного раньше.

В 3 года совершенствуется восприятие чужой речи ребенком. Но в некоторых случаях ребенок слышит неправильно произнесенные новые слова от его сверстников. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок стремится к тому, чтобы правильно его произносить. Дети начинают использовать более сложные слова, состоящие из трех и более слогов, хотя у них не всегда удается правильно произнести все звуки.

Развитие речи у младших дошкольников (4-5 лет)

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и разговаривает со взрослым на определённые темы, становится возможно начать познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный словарный запас и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

На четвертом году жизни у детей наблюдаются улучшения в произношении, речь становится более понятной и отчетливой. В речи детей преобладают простые распространенные предложения.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш способен выделять и называть признаки и качества предметов (например, размер и цвет), устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и содержательнее. Возрастает устойчивость к вниманию и способность спокойно дослушать окружающих до конца.

Становление речи у старших дошкольников (6-7 лет)

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может передать смысл сказки, стихотворения или конкретной ситуации. При составлении рассказа он концентрирует свое внимание на основных деталях, а второстепенные в большинстве случаев упускает. На шестом году речь ребенка всё ещё совершенствуется, фразы становятся более развернутыми и точными, произношение чище.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной, развернутой, последовательной. Во время пересказа ребенок говорит не только об основных событиях, но и затрагивает всё, о чём он читал сам. У него получается в точности описать игрушку или картинку, ответить на поставленные родителем вопросы после чтения сказок.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

В первые годы жизни ребенок развивается умственно и физически, учится управлять своим телом, думать, усваивает родной язык. Становление речи происходит последовательно, разным возрастным промежуткам соответствуют свои нормы.

Умение говорить — приобретенный навык, который у всех детей формируется по схожему сценарию. Чтобы своевременно заметить отклонения в речевом развитии, необходимо знать закономерности созревания психики в раннем возрасте.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

В первый год после рождения активно развиваются все системы новорожденного: созревает и усложняется структура головного мозга, формируется фонематический слух, во время плача или непроизвольных звуков тренируется речевой аппарат.


Этапы развития речи ребенка.

На чем основан начальный этап:

  • слушание бытовых звуков, обращенной речи и собственного голоса;
  • подражание взрослому (повторение услышанных звуков, слогов, в возрасте около 12 месяцев — слов);
  • азы понимания смысла сказанного (преимущественно за счет эмоций, интонаций и мимики);
  • состояние артикуляционного аппарата (определяет связность в произношении, подвижность речевых органов).

Во второй год жизни отмечается скачок в развитии активной речи.

Для общения в этом возрасте характерно следующее:

  • попытки осмысленно употреблять слова (для названия предмета);
  • до 1,5-1,8 лет нет распространенных предложений, их заменяет 1 слово («Пить» в качестве просьбы);
  • в 1,8-2 года состав фраз расширяется, но еще нет грамматической связи между словами;
  • увеличивается словарный запас (100-300 слов в зависимости от условий, частоты и качества общения со взрослыми);
  • продолжается развитие артикуляционных органов, но голос еще не окреп;
  • осваиваются интонации;
  • неправильно произносятся отдельные звуки (смягчаются гласные, пропускаются согласные, путаница в слогах), упрощаются слова («Би-би» вместо «Машина»).

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

На третьем году жизни увеличивается познавательная функция речи. Ребенок интересуется окружающим миром, начинает задавать простые вопросы, вести диалог со сверстниками.

Речевое развитие трехлетки включает в себя такие этапы:

  • обогащается словарный запас (в 2-3 раза по сравнению с двухлетним возрастом);
  • чаще используются глаголы (до 30% активного запаса слов), предлоги и местоимения;
  • наблюдаются ошибки в согласовании рода прилагательных для именования предметов;
  • в речи появляются сложные бессоюзные предложения (к концу 3 года — сложноподчиненные);
  • улучшается восприятие на слух детской литературы;
  • речевой аппарат становится подвижным, но связность речи и громкость голоса остаются слабыми;
  • при произношении длинные слова со сложной структурой часто укорачиваются, слоги меняются местами или выпадают;
  • улучшается память, начинает развиваться творческое мышление, фантазия;
  • внимание остается неустойчивым, ребенок отвлекается.

Интерес к окружающим предметам стимулирует дошкольника общаться со взрослыми, первым начинать разговор. В диалоге ребенок учится рассуждать, начинает определять простую взаимосвязь между явлениями.

Какие особенности развития речи отличают 4-летний этап:

  • возрастает способность подбирать названия для любых предметов, действий, в т. ч. для тех, которые не окружают ребенка постоянно;
  • расширяется арсенал слов (активно применяются прилагательные, числительные, наречия, местоимения);
  • пересказ событий или чужой речи, рассказ о своих впечатлениях остаются неточными из-за неумения корректно выбирать нужные слова;
  • сохраняется нелогичность, непоследовательность изложения, но улучшается грамматическая структура речи;
  • общение остается ситуативным, требует уточнений, рассказ привязан к ситуации;
  • улучшается запоминание стихотворений, загадок, сказок, ребенок легко их повторяет, но преимущественно не понимает смысла;
  • речевой аппарат совершенствуется в индивидуальном темпе (к концу 4 года дети уже могут говорить понятно, разборчиво или продолжать упрощать звуки).


Становление речи ребенка 3-4 лет.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

В пятилетнем возрасте дошкольник становится восприимчивым к социальной среде. Появляется интерес к развитию речевого слуха через словотворчество, попытки рифмовать или пение. Становление речи происходит интенсивно, ребенок подражает манере общения в семье или детском саду.

Какие этапы речевого развития проходят дети 5 лет:

  • возрастает красочность, разнообразие речи (кроме названий предметов ребенок знает их признаки, умеет логически связать несколько объектов между собой, опираясь на свойства);
  • внимание не рассеивается, становится устойчивым;
  • словарный запас пополняется до 2,5-3 тыс. слов, что стимулирует развитие навыка монолога, но повышает количество ошибок и несогласованных словосочетаний в речи;
  • речевые органы достаточно натренированы для корректного произношения, улучшается связность и четкость звуков, речь становится понятной посторонним людям и другим детям;
  • в 30% случаев наблюдаются трудности с произношением звука р, л, шипящих;
  • развивается фонетический слух, умение различать тонкости произношения (высоту голоса, тембр, интонации, темп).

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, составляют монолог из сложных предложений и развернутых фраз. Окружающие понимают ребенка без дополнительных вопросов.

Признаки формирования контекстной речи у детей 6 лет:

  • развивается абстрактно-логическое мышление, улучшается понимание связей и отношений между явлениями, предметами, людьми;
  • словарный запас пополняется формами уже знакомых слов (добавляются приставки или суффиксы), активно используются 4-6 тыс. слов;
  • ребенок оперирует обобщающими словами, собирает слова в группы по общему свойству, способен подобрать пары антонимов;
  • уменьшается количество грамматических ошибок;
  • завершается развитие основных функций артикуляционных органов, подвижной мускулатуры лица, из-за чего звуки проговариваются четко;
  • при регулярном выполнении развивающих устных упражнений к 7 годам удается улучшить произношение шипящих звуков, р, л.

Речь семилетнего ребенка практически не отличается от взрослой.


Творческие методы и приемы.

Развитие в этом возрасте направлено на закрепление навыков:

  • продолжает расширяться запас слов, которые используются ежедневно, причем одинаковые понятия ребенок разделяет по признакам (зимняя или летняя одежда);
  • применяются средства выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), слова в переносном значении (легкий мяч или легкая рука);
  • монолог становится развернутым, логичным, ребенок не перескакивает с одной мысли на другую;
  • грамматические ошибки случаются редко, преимущественно при отсутствии подсказок со стороны взрослых;
  • голос становится громким, произношение четким, при этом ребенок управляет интонацией и темпом;
  • в высказываниях появляется эмоциональность, личное отношение и точка зрения, активно развивается индивидуальность.

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Всем известно, что именно семья помогает ребенку сформировать себя как личность и познать огромный мир, но современный темп жизни не всегда позволяет родителям уделять достаточно внимания своим детям.

В раннем возрасте взрослый обеспечивает решение трех главных психологических задач:

  1. развитие у ребенка способности к речевому подражанию и различению звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного;
  2. увеличение активного и пассивного словарного запаса;
  3. формирования умения пользоваться речью в общении.

Статистика показывает, что в семьях, где сформированы тесные взаимоотношения, дети вырастают активными и самостоятельными. В тех семьях, где наблюдается недостаток внимания в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте он становится замкнутым и агрессивным.

Речь ребенка формируется посредством речи членов его семьи. И только в обстановке живого общения, он не только слушает других, но и сам включается в диалог.

Родители обязаны знать какое значение для формирования речи ребенка влияет речь взрослых и как именно нужно вести разговор с ним. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, правильно проговаривая окончания. Подделка речи взрослых под детскую речь тормозит её развитие, потому что до ребенка доходят искажённые слова. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Родителям, которые решили проводить занятие по развитию речи дома нужно проводить следующие упражнения:

  • 2-3 игры на развитие мелкой моторики,
  • артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
  • 2-3 игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • 2-3 игры на формирование лексико — грамматических категорий.

Основные этапы развития речи

Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.

Речь ребенка от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми.

Количество месяцев от рождения Речевые навыки
2Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок

Нормы речевого развития от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения : «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:

  • В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
  • Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
  • Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
  • Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
  • Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
  • Возникают сложности с буквами «л» и «р».

  • Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
  • Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
  • Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
  • Умеют рассуждать и делать выводы.
  • Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
  • Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).

Нормы речевого развития от 4 до 5 лет

В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:

  • Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
  • Точно называет предметы и их качества.
  • Придумывает собственные слова и даже стихи.
  • В речи много прилагательных, предлогов.
  • Становится больше личных местоимений
  • Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
  • Происходит овладение монологической речью и пересказом.
  • Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
  • Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
  • Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
  • Говорит не быстро.
  • Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет

К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:

  • Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
  • Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
  • Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
  • Знает, где право, лево; сколько времени.
  • Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
  • Знает название страны, столицы.
  • Оперирует географическими понятиями.
  • Знает правила движения пешеходов.
  • Склоняет существительные по числам и падежам.
  • Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
  • Верно использует все части речи
  • Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные.

Возраст ребенка в месяцах/годах Речевые навыки
18/1,5Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие логического мышления.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников

Как определить, что у ребёнка задержка речевого развития

Задержка речевого развития – более позднее овладение устной речью в сравнении с условными нормами для детей младше 3-х лет. Охарактеризовать задержку речевого развития можно качественным и количественным недоразвитием.

Для того, чтобы правильно понять как определить задержку речевого развития, необходимо знать этапы и условные нормы развития речи у детей в раннем возрасте.

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, в пассивном словаре — около 200 слов. До определенного времени пассивный словарь намного превышает активный словарь. Примерно в 1,6 – 1,8 мес. слова из пассивного словаря врываются в активный словарь. У некоторых детей период пассивной речи затягивается до 2-х лет, хотя в целом развитие речи проходит нормально.

Допускаются отклонения в развитии речи в пределах нормы у девочек на 2-3, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно понять имеется ли у ребенка задержка развития речи или нет может только врач-логопед.

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться : отсутствие реакции на звук и речь, неактивные попытки повторения чужих слов, отсутствие собственной речи на разных этапах её развития, отсутствие неречевых способов коммуникации.

Причины задержки развития речи

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причинами могут быть нарушения во время внутриутробного развития и процесса родов,а также неблагоприятные воздействия,с которыми ребенок столкнулся в первые годы своей жизни.

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга. Причинами задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов могут быть такие фактор, как ранний и поздний токсикоз беременности, глубокая недоношенность, родовая травма, интоксикация химическими веществами, лекарствами. На задержку речевого развития могут повлиять генетические факторы.

Не всегда причинами недоразвития являются патологии во время беременности и родов. Иногда нарушения вызваны факторами, влияющими на здоровье и воспитание ребенка — это причины биологического и социального порядка.

Биологический фактор. К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка. Биологическую основу ЗРР чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга.

Тугоухость. Очень опасно, если у ребенка снижен слух или он ничего не слышит. При снижении слуха речь ребенка не может полноценно развиваться. В таком случае, даже минимальные отклонения от нормы можно считать причиной ЗРР. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в первые годы жизни шансы заговорить у такого малыша равны нулю.

Социальные факторы. К таким факторам относятся частые стрессы, недостаток внимания и общения в семье.

Профилактика

Если родители заметили, что развитии речи их ребенка отстает от нормы, то им обязательно нужно обратиться к нужному специалисту. Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. В особых случаях может понадобиться помощь лицевого хирурга или ортодонта.

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования: проверка слуха, обследование понимания речи, обследование мелкой и крупной моторики, обследование органов артикуляции, исследование словарного запаса, обследование фразовой речи.

Исходя из результатов обследования определяется степень ЗРР и планируется коррекционная работа. Как лечат задержку речевого развития ?Проводят лекарственную терапию, магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию и иппотерапию ; с ребёнком работает педагог — корректолог.

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  1. создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  2. формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  3. обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  4. оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Вывод по I главе

У детей с самых первых дней жизни и до окончания дошкольного периода происходит самая важная задача — формирование и развитие речи. Каждый год жизни ребёнка делится на этапы и на каждом из них происходит совершенствование речи — от первого младенческого крика до составления сложных предложений.

В период раннего детства у детей происходит интенсивное развитие речи. За это время активный словарь ребёнка превышает пассивный; ребёнок узнает о том, что у каждого предмета есть своё название; после того, как он услышит слово — пытается повторить; он учится составлять простые и сложные распространенные предложения.

Развитие речи ребёнка тесно связано с общением со взрослыми, и недостаток этого общения может привести к задержке речевого развития,а также повлиять на развитие психики малыша. Общение ребёнка с окружающими его людьми позволяет увеличить его пассивный и активный словарь, усовершенствовать произношение и содержание речи.

Задачи речевого развития

На всех этапах взросления ребенок осваивает разные уровни устного взаимодействия: лепет малыша нескольких месяцев от роду, первые слова и предложения у детей старшего возраста.

Речь расширяет возможности для познания. Помимо манипуляций с предметами вокруг себя ребенок начинает фантазировать, узнает новое из рассказов окружающих или художественной литературы.

Какие задачи выполняются при речевом развитии:

  • овладеть родной речью как инструментом для общения и обучения;
  • обогатить запас слов (знать и применять много слов);
  • научиться внятно и правильно говорить, вести диалог;
  • обучиться культуре общения (выслушивать оппонента, не перебивать, последовательно выражать свои мысли);
  • познакомиться с азами речевого творчества (пересказом, составлением рассказов, сюжетов о своих впечатлениях об увиденном явлении);
  • слушать и понимать сказки, истории из детской литературы;
  • запоминать правильные языковые конструкции для будущего обучения грамоте.

Способы развития речи у детей раннего возраста

Игровая деятельность как средство развития речи

Игра имеет большое значение в развитии речи у детей раннего возраста. Они очень любят играть в короткие подвижные игры, которые способствуют развитию их речи. Чем больше детям понравится игра, тем эффективнее будет результат.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово является для ребенка частью действительности. Очень важно правильно организовать игровую обстановку, совмещая интересы детей и предметы, которые будут помогать в развитии речи.

Пассивный словарь — это слова, значение которых ребенок понимает, но не говорит в силу возраста или из-за задержки речевого развития. Дети произносят слова и звуки так, как они их слышат.

Игры и упражнения для развития пассивного словаря:

  • «Поручения». Выбрать игрушку, которая находится перед ребёнком и попросить его выполнить какое — либо действие с ней. Например, причесать куклу, покормить медвежонка.
  • «Сделай». Попросите малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т. д.

Речевые игры, направленные на развитие словаря:

  • «Шарики и кубики». Предложите соотнести предметы по цвету и разложить их по корзинам. Необходимо сделать обозначение цвета на корзине.
  • «Большой – маленький». Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие — в маленькую.
  • «Чудесный мешочек». Рассмотрите с ребёнком игрушки : кубики, мячики, обязательная проговаривая их форму, после чего спрятать в мешочек. Затем ребёнок должен на ощупь определить форму предмета и вытащить его.

Развитие речи с помощью художественной литературы

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Первое знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Книга рассматривается как средство развития речи детей, совершенствует её содержание. Она оказывает ребёнку умственное и нравственное воспитание.

Стихи

Как известно, самый лёгкий и эффективный способ обучения ребёнка — игра. Справедливо это и для ситуации, когда нужно отработать правильное произношение звуков. Интересная авторская методика на развитие произношения и подготовки ребенка к чтению описана ЗДЕСЬ: «Интересные игры для детей 3 лет«

Логопедические стишки — это отличный способ потренироваться, если у малыша не получается произносить той или иной звук. Начинать учить эти стишки можно уже с 2–3 лет.

Словесные игры для детей раннего возраста в детском саду

Словесные игры, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Автор: Смирнова Мария Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №393 г. Челябинска». Назначение: статья предназначена для воспитателей, родителей детей раннего возраста, в помощь при адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Цель: раскрыть важность использования словесных игр при адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1. Побудить педагогов и родителей к использованию словесных игр для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. 2. Предоставить подбор словесных игр на адаптацию: индивидуальных и подгрупповых. Переход ребёнка раннего возраста из семейного воспитания в дошкольное образовательное учреждение – важный этап развития ребёнка. Это сложный процесс, как для ребёнка, так и для его родителей. Кроме того, для малыша — это сильное эмоциональное переживание, поэтому педагоги и родители должны максимально облегчить ему вхождение в новый период. Ребёнку предстоит войти в совершенно другие условия, чем те, к которым он привык в семье. Несомненно, четкий режим дня, соблюдение ритуалов укладывания ко сну, положительные беседы – помогут ребёнку быстрее адаптироваться, но, необходимо использовать и основную форму развития детей раннего возраста – игровую деятельность. Наиболее важными являются индивидуальные игры, направленные на: 1) установление тактильных, доверительных контактов со взрослым; 2) освоение новых видов игровой деятельности; 3) формирование дружеских контактов с другими детьми. Данные игры проигрываются в течение дня несколько раз, необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия. После установления контактов с каждым ребёнком по отдельности, следует переходить к играм с подгруппой, которые имеют ряд особенностей: 1) игру необходимо начинать с сюрпризного момента, позволяющего заинтересовать детей, вовлечь в деятельность; 2) игра должна включать в себя разные виды деятельности, чтобы внимание детей не переключалось; 3) в игре дети должны эмоционально взаимодействовать, выражать свои эмоции; 4) приветствуется музыкальное сопровождение, для снятия эмоционального напряжения. При проведении игр любой направленности, педагог должен заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий. Предлагаем вам подборку словесных игр на адаптацию к дошкольному учреждению. Индивидуальные игры на адаптацию: 1. «Мой малыш» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог обнимает малыша, приговаривая: Ты ж мой маленький, Мой хорошенький… 2. «Поскакушки» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки: Кушки – кушки, поскакушки, Прыг-скок, прыг-скок! Встали на ножки, по дорожке, Прыг-скок, прыг-скок! 3. «Баю — баюшки – баю..» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивает. Баю — баюшки – баю, Отдыхай, хороший мой… Баю — баюшки – баю, Ты со мной – и я стобой… 4. «Догоню, догоню, догоню!» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог организует игру в догонялки: «Догоню, догоню, догоню…», затем обнимает малыша: «Догнала! Какой ты быстрый, какой ты хороший!». 5. «Ку-ку!» Цели: установление положительных эмоциональных контактов ребенка со взрослым; снятие психоэмоционального напряжения. Ребенок сидит на коленях у педагога, педагог выполняет действия ручками ребенка: закрывает и открывет его лицо: Где же наш малыш? Ку-ку! Вот он наш малыш! Игра повторяется несколько раз. Игры на адаптацию в подгруппе: 1. «Здравствуй, кукла Катя!» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей выполнять движения в соответствии со словами и по показу взрослого. Это кукла Катя! Помашем ей ладошкой! Катя в гости к нам пришла, «Здравствуй, Катя! Как дела?» С помощью куклы педагог увлекает детей в разнообразные игры. 2. «Мишка в гости к нам пришёл!» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей следить за своими действиями и воспроизводить их. Мишка в гости к нам пришёл! Топ-топ, топ-топ! И ладошками стучит: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! 3. «Птичка прилетела!» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать координацию движений. Птичка прилетела к нам! Здравствуй, птичка-невеличка! Полетим и мы с тобой! Крылышками машем, Далеко летим, Полетаем, полетаем, В садик прилетим! 4. «Игрушки» Цели: создавать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать эмоциональное общение ребенка со взрослым, умение налаживать контакт. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это же игрушки! Давайте посмотрим, какие они красивые! Выберите себе по игрушке, погладьте её… А теперь, давайте вместе поиграем, но сначала пусть наши игрушки подружатся! Поможем им сказать: «Привет!». 5. «Что нам зайчик принес?» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, побуждать детей к эмоциональному отклику и инициативной речи. Ребята, посмотрите, кто же к нам пришёл? Зайчик! А что он нам принёс в корзинке? Давайте посмотрим вместе! Яблочко, грушу, банан, апельсин, виноград! Берите угощение от зайчика, и пойдёмте ему приготовим покушать! Используя индивидуальные и подгрупповые игры для ускорения адаптационного периода, мы помогаем детям наименее безболезненно осуществить переход на новую ступень развития, преодолеть стресс в период адаптации к детскому саду, снять эмоциональное напряжение, развить навыки взаимодействия детей с педагогом и другими детьми, развить умение вступать в общение при помощи игровых действий.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет Дидактические игры для детей раннего возраста своими руками Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста Игровое занятие по гендерному воспитанию для детей группы раннего возраста

Похожие статьи:

Сюжетно-ролевая игра в раннем дошкольном возрасте

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»

Игры на развитие внимания у детей раннего возраста

Вывод по 2 главе

Наиболее эффективным методом развития речи ребёнка раннего возраста является его участие в разных видах деятельности.

Продуктивная деятельность ( аппликация, лепка, рисование ) формируют у ребёнка представление о форме, цвете или свойствах того или иного предмета. В процессе занятий у ребёнка развивается воображение, мелкая моторика и самое главное — речевая активность. Ребёнок открывает для себя много нового и ему хочется обо всём узнать, так формируется диалог малыша со взрослым или педагогом.

Игровая деятельность позволяет ребёнку улучшить не только координацию движений во время игры с предметами, но и качество и количество слов в его активном словарном запасе, так как ребёнок даёт имя предмету/игрушке, придумывают ситуацию,в которой находится и поясняет свои действия. Таким образом, мы можем сказать, что игра является плодотворным способом развития речи у детей.

Все предложенные нами методы способствуют развитию и совершенствованию речи ребёнка, а также позволяют предотвратить её задержку.

Методы развития речи у дошкольников

Дошкольники осваивают родной язык разными способами. Общение — основа речевого развития у детей старше 3 лет, поэтому в коллективе становление речи происходит быстрее. Игры со сверстниками всегда требуют комментариев, объяснений, вопросов.

Другие советы по формированию речевого навыка для воспитателей в детском саду:

  • наблюдать за миром — не только показывать окружающие предметы, но и картинки, книги, фильмы и пр.;
  • придумывать свои сюжеты — воспитатель рассказывает начало истории, описывает явление или игрушку, затем предлагают дошкольникам сочинить продолжение;
  • читать детские произведения — учит вниманию, развивает навык слушания, иногда после чтения детям предлагается пересказать своими словами;
  • развивать дикцию — диалоги, словотворчество, короткие стихотворения с четким произношением звуков, чтобы тренировать артикуляционный аппарат;
  • игровые методы — дидактические игры, инсценировки учат монологической и разговорной речи, культуре общения, обогащают словарный запас.

Эти методы помогают закрепить полученные навыки, расширяют коммуникативные возможности ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]