Глава VII. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Согласно современным требованиям ФГОС творческая деятельность дошкольников в ДОУ является ведущим методом обучения и развития детей дошкольного возраста.

Творческой деятельностью принято считать такой вид активности ребенка, в процессе которого осуществляется творческое познание и преобразование самого себя и окружающей действительности.

Среди типов творческой деятельности дошкольников можно выделить два: декоративно-прикладная и художественно-эстетическая.

К декоративно-прикладным относятся такие виды творческой деятельности: рисование, шитье, макраме, конструирование и лепка.

К художественно-эстетической творческой деятельности относятся такие виды: музыка, вокал, хореография, театральные игры и устное творчество.

Помимо того, что творческий процесс увлекает ребенка и занимает его свободное время, художественная деятельность также позволяет дошкольнику выразить свои интересы и переживания.

Творческая деятельность детей в ДОУ

Творческая деятельность дошкольников состоит из классических видов деятельности ребенка. Самой первой и основной является рисование, на втором месте лепка и конструирование. Также распространенным видом художественной деятельности в ДОУ является пересказ детских произведений и участие в театрализованных представлениях.

Изобразительное творчество в ДОУ

Детские рисунки – это отображение действительности глазами ребенка. В изобразительном творчестве дошкольник реализует свои фантазии и эмоции. Анализируя цвета, которые ребенок использует для создания своего рисунка, можно сразу понять к чему он испытывает симпатию, а что ему не импонирует.
К изобразительному искусству также относится лепка из пластилина и глины, аппликации и декоративное творчество. Благодаря такой деятельности ребенок учится воплощать замысел в реальность, осязательно воспринимать форму, объем и размер предметов.

Методом проб и ошибок, обдумывания того, каким же образом воссоздать в реальности задуманное, ребенок приобретает опыт и формирует навыки работы с тем или иным материалом или инструментом.

Конструирование в ДОУ

Конструирование – самостоятельная творческая деятельность дошкольника, в процессе которой он создает новый продукт. Конструктивное творчество ребенка заключается в формировании замысла и этапах его реализации. Дошкольникам нравится сам процесс сборки деталей конструктора и получение в результате этого маленьких моделей реальных предметов – мебель, автомобили, здания.

В отличие от работы с конструктором, где творчество осуществляется только по инициативе ребенка, конструирование из бумаги – это творчество по образцу, инициатива которого принадлежит взрослому. В художественном конструировании из бумаги ребенок принимает участие совместно с воспитателем, наблюдает и повторяет каждое его действие.

Техника работы с бумагой может быть разной: вырезание, разрывание, сгибание, сминание.

Самыми популярными видами поделок из бумаги являются оригами и бумажная скульптура.

Оригами – техника складывания бумаги, в результате которой создаются бумажные фигурки птиц, животных, предметов.

Бумажная скульптура – вид художественного творчества, в процессе которого создается поделка из комбинации разных бумажных форм, объединенных одной тематикой или конструкцией, сделанных детьми собственноручно.

Художественно-речевая деятельность дошкольников

В младшем дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка состоит из восприятия на слух детского художественного и поэтического текста.

В среднем и взрослом дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка становится активной и выражается в пересказе прослушанного произведения или рассказе о том, что происходило с главными героями, какие черты их характера или внешности обратили на себя внимание ребенка.

Пересказ может быть построен в форме диалога, где воспитатель задает вопросы, а дошкольник дает на них ответы.

Более сложной формой художественно-речевой деятельности ребенка является постановка перед ним задачи самостоятельно придумать историю, создать сюжет и выбрать героев.

Театрализованные игры всегда с восторгом принимаются детьми и составляют большую ценность в развитии творческо-речевых способностей дошкольников. Процесс распределения ролей, изучения характера своего персонажа и само выступление очень увлекает ребенка, позволяет реализовать ему свои фантазии, самовыразиться.

Танцевально-музыкальная деятельность в ДОУ

Танцевально-музыкальные занятие необходимы дошкольникам для развития у них чувства такта и ритма или уже заложенных природой музыкальных способностей.

На танцевально-музыкальных занятиях ребенок становится активным и организованным. Во время ритмичных упражнений организовывается движение ребенка, формируется его пластика, побуждается интерес к двигательной активности.

Во время слушания музыкальных произведений с помощью воспитателя у ребенка развиваются навыки ассоциативного и образного мышления, вызванного звучанием мелодии.

Очень важно для педагога проводить непринужденные беседы с дошкольником, просить его делиться впечатлениями, вызванными у него музыкальным произведением. Также можно совместить музыкальное занятие с ИЗО и предложить воспитанникам нарисовать те ассоциации, которые у них возникли.

Исполнительное детское творчество выражается в выразительности и индивидуальной манере исполнения дошкольником песен и танцев. В случае, когда ребенок является автором танца или музыкальных мотивов, творчество дошкольника носит композиционный характер.

Зачем нужна творческая деятельность в ДОУ

Творческая деятельность детей дошкольного возраста оказывает влияние на развитие и формирование эстетического и познавательного восприятия ребенком окружающего его мира.

Через творчество у ребенка складывается впечатление о том, как выглядит предмет, о его форме, размере и содержании, формируются базовые сведения о вкусе, цвете, текстуре и звуке, развивается художественное восприятие произведений музыкального, литературного и изобразительного искусства.

Глава VII. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 43Следующая ⇒

Художественная деятельность, так же как и игра, яв­ляется типичной для дошкольного возраста. Дошкольни­ки с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, зани­маются аппликацией, танцуют, поют, слушают сказки, чи­тают стихи, драматизируют любимые произведения.

Развитию художественных видов деятельности способ­ствуют не только доступность и привлекательность их, но и некоторые возрастные особенности детей. К их числу относят «реактивность» детей на «непосредственные впе­чатления, доставляемые органами чувств», «чуткость к образно-эмоциональным моментам» (Н. С. Лейтес), характерное для этого периода соотношение первой и вто­рой сигнальных систем. «Дети вообще близки к так на­зываемому «художественному» типу, для которого ха­рактерны яркость восприятия, наглядная, образная па­мять, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления»[76].

Художественная деятельность развивается на протя­жении всего дошкольного детства, особенно же активи­зируется она к концу дошкольного возраста. В переходный к школьному период появляется особая форма развитой игры — игра-драматизация — своеобразная «предэстетическая» деятельность.

А. Н. Леонтьев выделяет в качестве характерных следующие ее особенности: 1) в отличие от более ран­них игр, она не отражает обобщенных действий изобра­жаемого героя, но воспроизводит «типичное для него»; 2) непосредственное подражание сменяется произвольным творческим построением; 3) для ребенка становится важ­ной не только та роль, которую он на себя берет (кого, что изображает), но и то, насколько совершенна пере­дача объективного содержания, выраженного в конкрет­ной роли. Все это дает основание считать игру-драма­тизацию «одной из возможных форм перехода к продук­тивной, а именно к эстетической, деятельности с харак­терным для нее мотивом воздействия на других людей»[77].

Специфичны мотивы художественной деятельности. Одна из характерных отличительных сторон мотивации художественной деятельности — общение посредством искусства. Конечно, дошкольный возраст — лишь преды­стория такого вида общения. Но ведь важно уже в дет­ские годы создать предпосылки, зачатки общения посред­ством искусства.

Рассмотрим некоторые виды художественной деятель­ности детей дошкольного возраста.

Рисование дошкольника

Разнообразны виды изобразительной деятельности до­школьника. Особое место среди них принадлежит ри­сованию. Детское рисование давно привлекало внимание ученых; специальный же интерес к нему возникает в 80— 90-е гг. XIX в. Интерес к детскому рисунку проявляют одновременно психологи, педагоги, историки, этнографы, искусствоведы. С самого зарождения детской психологии рисунок ребенка считался одним из средств для исследо­вания его душевного мира. Один из первых исследователей детского рисунка в России известный психолог и пси­хиатр В. М. Бехтерев, еще в начале XX в. обращая внимание своих коллег на детский рисунок, отмечал, что рисование «…представляет собой крайне поучительный предмет исследований».

Детское изобразительное творчество направлено на изображение окружающей действительности. Однако реальный мир в продуктах своей деятельности ребенок отражает не механически. Отражение это сложно обуслов­лено всем ходом психического развития ребенка, его воз­растными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением (Е. И. Игнатьев, Е. А. Флерина, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Т. С. Ко­марова и др.).

Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к позна­нию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у детей вос­приятие, наблюдательность, чем шире запас его представ­лений, тем полнее и точнее отражают они действитель­ность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности дошкольника находят отражение такие специфические особенности его мышления, как конкретность, образность (изображая Ле­нинград в блокаде, дети рисовали город, окруженный проволокой («Пробили блокаду, сняли проволоку, ура!»). Изобразительная деятельность ребенка теснейшим обра­зом связана не только с отдельными функциями (вос­приятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ре­бенка, темперамент, некоторые половые различия. Маль­чики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транс­портные средства (корабли, поезда, самолеты), мчащихся всадников; девочки предпочитают изображать дома, при­роду. У мальчиков обнаруживается большее тяготение к динамическим построениям, у девочек же — к статическим изображениям, они чаще в своем рисунке используют орнаментальное и декоративное оформление, украше­ние.

На качестве детского рисунка сказывается здоровье ребенка, его общее физическое и психическое состояние. Так, Н. Н. Бурмистрова выявила, что у дошкольников, больных скарлатиной, происходит как бы деградация изобразительных навыков и умений, рисунки их стано­вятся более примитивными, ребенок часто переходит к бес­сюжетному рисунку, отходит от использования цвета, тонких дифференцировок и переходит к бесцветному или неадекватному по использованию цвета рисунку. В процес­се же выздоровления изобразительная деятельность ребенка постепенно усложняется, достигая, как правило, того уровня, на котором была до заболевания.

Имеют свои особенности и рисунки детей с больной психикой. Так, для детей дошкольного возраста, страда­ющих шизофренией, характерны незавершенность в изо­бражении предметов и действий, резкая деформация фор­мы, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, вычурность, разор­ванность в изображении, нагромождение, наслоение, не­обычная тематика, патологическое влечение к изображе­нию определенных предметов, парадоксальность в изобра­жении героев сюжета и некоторые другие особен­ности[78]. Выявленная зависимость качества рисунка от сос­тояния здоровья ребенка дает возможность специалистам использовать детский рисунок в качестве диагностичес­кого метода.

Возникновению изобразительной деятельности ребенка предшествует подготовительный период (см. гл. V, § 2). На этом этапе, создавая каракули, ребенок не ставит еще изобразительной цели.

Особо значимым в развитии изобразительной деятель­ности является период, когда ребенок начинает сам ста­вить перед собой изобразительную задачу. Рисование его переходит при этом в новую стадию — стадию собственно изобразительной деятельности.

Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении дошкольного возраста механизмов зрительно-двигательной координации, зри­тельно-двигательной готовности к рисованию.

Процесс рисования, как правило, сопровождается рас­сказом ребенка, словесными обозначениями изображае­мых предметов. Словесные обозначения помогают ребенку вычленить в предметах их признаки. Слово на первых ша­гах овладения изобразительной деятельностью является существенной «добавкой» к детскому рисунку. По мере ов­ладения языком графического изображения рисунок при­обретает все более самостоятельное значение, потребность в словесных дополнениях к нему постепенно уменьшается. Слова начинают в основном нести функцию регулирую­щую, планирующую процесс изображения, контролирую­щую способы и приемы изображения.

Одна из наиболее характерных особенностей рисунка дошкольника — его схематизм. Так, изображая человека, дети часто рисуют «головонога» (голову, руки, ноги). К числу специфических особенностей стиля детского рисунка относят также «прозрачность», «незаслоняемость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его не­редко одновременно как бы с нескольких точек зрения — стены, крышу, дверь, забор и людей, мебель через как бы «прозрачные» стены).

«На замечание воспитателя по поводу детского рисунка «Почему в закрытой корзине видны яблоки?» ребенок отвечает: «А я открыл и посмотрел, там их много было, мама с рынка принесла» (из исследований Е. А. Флериной).

В рисунке ребенок стремится передать все свои знания о предмете. Затруднение вызывает у него передача дина­мики предметов. Нередко выход из него дети (наибо­лее часто младшие дошкольники) находят в звукоподра­жаниях, жестах. От динамики моторного порядка и не­произвольной ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой.

Трудность для ребенка представляет и передача перспективных сокращений, пропорциональности отдель­ных частей предмета и т. п.

На протяжении дошкольного возраста под влиянием обучения, развития психических функций, приобретения опыта рисунок ребенка становится богаче по содержанию, более детализированным, выразительным.

В последние годы в детской психологии все чаще рисо­вание ребенка рассматривается как синтетическая дея­тельность, характеризующаяся проявлением разных сторон психического развития, использованием опыта, приобретенного в разных видах детской деятельности, усвоением разнородных элементов социального опыта, человеческой культуры[79].

В рисунке ребенок не только проявляет свой уровень познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. Уже содержание рисунков свидетельствует о предпочтениях ребенка, о том, что его особенно интересует, привлекает.

В детских рисунках мы увидим ‘веселый праздник, цирк, поразивший ребенка своей красочностью, необыч­ностью, любимца Петрушку, персонажей взволновавшей его сказки, рассказа, кинофильма, отважных, сильных космонавтов, летчиков, пожарных. Важнейшие события, явления, отозвавшиеся в душе ребенка, значимые для него, находят отражение в его творчестве.

Основными средствами для выражения отношения к изображенному служат линия и цвет. Причем цвет в до­школьном периоде чаще используется в плане выразитель­ном, нежели в изобразительном. Кроме того, в качестве специальных выразительных средств ребенок использует орнамент и симметрические построения, преувеличение или преуменьшение отдельных предметов, композицию[80].

Гордыми красавцами рисовали советские корабли дети в годы Великой Отечественной войны, похожими на пре­красных птиц — советские самолеты, огромными, побед­ными — наши танки, а фашистские — мрачными, мелки­ми, безобразными.

«— Никак не могу нарисовать красноармейца,— говорит мальчик,— у меня все время получается фашист.

— Почему? — Такой безобразный…

Шурик нарисовал наш самолет и просит другой лист бумаги: «Я не хочу рисовать фашистский самолет на одном листе с нашим» (из дневни­ка воспитателей детских садов Ленинграда)[81].

Для изучения эмоционального отношения дошкольни­ков к окружающему миру анализируются, как правило, рисунки на такие темы, которые уже сами по себе требуют от детей выразить свое собственное отношение к действи­тельности («Самое прекрасное», «Самое безобразное», «Самое смешное» и т. п.).

Изучая рисунки на темы «Самое красивое» и «Самое некрасивое», В. С. Мухина обратила внимание на сле­дующее: дети трех лет почти все сразу приступали к изо­бражению «самого красивого». Младшие дошкольники изображали только то, что умели и предпочитали. Пред­ложение нарисовать «самое некрасивое» вызывало боль­шие затруднения — дети либо отказывались от рисования некрасивого, либо находили выход в доизобразительном черкании, без старания. Начиная с пятилетнего возраста дети поражают самостоятельным многообразным решени­ем заданных тем. Красивое для ребят — это то, что дает приятные зрительные впечатления (яркие цвета: желтый, оранжевый, красный, голубой, изумрудно-зеленый), орна­менты, эмоционально пережитые явления природы, прият­ные животные, хорошие, одобряемые окружающими поступки людей, результаты человеческой деятельности, несбывшиеся желания. Некрасивое — все неприятное, страшное, пугающее в реальности и в сказках (волк, черти); поступки, которые осуждаются, ревы, грязну­ли и т. д. Некрасивое часто оформляется темными (чер­ной, коричневой и др.) красками.

В дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. Они начинают овладевать выразительными средствами доми­нирующих в их среде художественных направлений, усваивать социальный опыт и применять его в своем изо­бразительном творчестве. «Ребенок,— подчеркивает В. С. Мухина,— присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет»[82].

⇐ Предыдущая12Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Организация художественно-творческой деятельности дошкольников

Художественно-творческая деятельность благотворно влияет на воспитание у дошкольников самостоятельности. Первые шаги в этом направлении представляются организацией изобразительной деятельности. С помощью рисунка ребенок самостоятельно выражает свои впечатления и представления о действительности, полученные при разных обстоятельствах.

Чтобы организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, в группах ДОУ должно быть оборудовано место для проведения творческих занятий, оснащенное: — изобразительными и пластическими материалами; — бумагой разного цвета, формата, фактуры; — аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки); — трафаретами, силуэтами; — дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками.

Организованные таким образом рабочие места позволяют детям самостоятельно выбирать направление творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, предоставляют новые возможности для развития творческого потенциала ребенка в рамках дошкольного образования.

Организация творческой деятельности ребенка через игру считается педагогами самой успешной. Во время ролевой игры дошкольник копирует и подражает тому, что он наблюдает в реальной жизни, и в то же время подвергает собственные впечатления творческой переработке, дает выход своему воображению, реализует художественную задумку в жизнь, учится смотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Творческая деятельность дошкольника организовывается педагогом, который должен:

  • четко поставить перед воспитанниками проблему;
  • создать ситуацию, в которой ребенок сможет самостоятельно выделить имеющиеся проблемы;
  • создать ситуацию с более или менее четко поставленной проблемой и позволить ребенку самостоятельно найти способы ее решения.

При проведении творческих занятий с дошкольниками педагог должен занимать позицию наблюдателя и ненавязчиво корректировать действия ребенка, если возникнет такая необходимость. В творческой деятельности дошкольник должен иметь свободу самовыражения, а не перенимать шаблоны мышления у взрослого.

Самостоятельная речевая деятельность

Инна Мелешина

Самостоятельная речевая деятельность

Самостоятельная речевая деятельность.

В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучение пересказу, развитие начальных форм словесного творчества.

Одной из наиболее совершенных форм реализации самостоятельной речевой деятельности в дошкольном учреждении является театрализованная игра. Она предполагает знание детьми текста литературного произведения; импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Желательны атрибуты и декорации, подобранные детьми или специально изготовленные ими самими с помощью воспитателя; звуковое, шумовое, музыкально – ритмическое сопровождения и т. п.

Предшественниками театрализованных игр в детском саду являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации. Инсценировки чаще всего проводятся как чтение детьми текста по ролям. Воспитатель выполняет роль ведущего и говорит текст «от автора»

. Иногда инсценирование включает действия с фигурками настольного и пальчикового театров; может использоваться фланелеграф.

В игре – драматизации проговаривание текста сопровождается игровыми действиями. В тех случаях, когда дети хорошо импровизируют, изображая героя литературного произведения и ведя монолог или диалог практически самостоятельно.

Театрализованные игры, базируются на инсценировках и играх – драматизациях, сложнее их по содержанию, подготовке и организации. В театрализованной игре, как правило, бывают,заняты все воспитанники группы: одни как основные (ведущие)

исполнители (2-3 состава, а другие как участники массовых сцен.

Театрализованные игры проводятся только со старшими дошкольниками, однако уже начиная с первой младшей группы необходима систематическая и целенаправленная работа по развитию у детей интонационной выразительности речи, формированию умения имитировать жесты людей, движения животных. В программном репертуаре литературных произведений для младших дошкольников достаточно много потешек, привлекающих ребенка своей ритмичностью, игровым содержанием; сказок. Читая детям потешку, драматизируя отрывок из сказки, воспитатель обязательно показывает и игровые действия, побуждая малышей выполнять их сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно. Можно вечером предложить ребенку, который охотно импровизировал на занятии, показать, как он это делал, маме (бабушке)

.

Педагог во время самостоятельных игр воспитанников вносит в групповую комнату игрушки, которые напомнят им то или иное художественное произведение, вызовут желание инсценировать его.

Воспитатель следит за импровизациями детей во время их самостоятельных сюжетно – ролевых игр, хвалит за удачную имитацию, подсказывает и показывает новые изобразительные решения (укачивая мишку или куклу, поет колыбельную; изображает, как котенок умывается, мурлычет и др.).

Во второй младшей группе детей специально учат изображать описанную в художественном тексте ситуацию. В инсценировке могут быть заняты одновременно несколько малышей, исполняющих разные роли. Так, воспитатель декламирует русскую народную песенку «Тили – бом…»

: «…Бежит курочка с ведром, а лошадка с фонарем, а собачка с помелом, серый заюшка — с листом. Раз! Раз! Раз.» А дети показывают, что делают персонажи.

В этой группе проводятся инсценировки отдельных эпизодов из сказок «Три медведя»

,
«Маша и медведь»
,
«Рукавичка»
(вначале на непосредственно образовательной
деятельности, затем и в свободное время). Дети сразу же включаются в игру, если видят атрибуты, изготовленные для драматизации той или иной сказки. Участие педагога делает драматизации особенно привлекательными для малышей. Драматизации следует шире включать в сценарии праздничных утренников.
В средней группе самостоятельная художественно – речевая деятельность дошкольников становиться значительно совершеннее, так как дети уже владеют определенными умениями и навыками. Рассказывая, декламируя, что – то изображая, дети 5-го года жизни стараются добиться определенного результата, чутко реагируют на советы и пожелания педагога. Для непосредственно образовательной деятельности и свободного времени планируются специальные задания – игры, цель которых – упражнять детей в приобретенных навыках и умениях. Например, дошкольники изображают зайчика, который прилип к смоляному бычку и никак не может освободиться (сказка «Смоляной бычок»

, поросят, резвящихся на лужайке (сказка
«Три поросенка»
, и др.

Можно поручить кому-то подготовить импровизацию заранее, а затем показать ее сверстникам. Так,ребенок обращается к товарищам: «Хотите посмотреть, как хомячок умывается?»

Педагог должен хватить воспитанников за умение наблюдать, подмечать характерные детали, за оригинальность импровизаций.

В играх – драматизациях многие дети на 5-м году жизни утрачивают найденные изобразительные решения, так как одновременное проговаривание текста и игровые действия вступают в конкурентные отношения. К концу старшего дошкольного возраста удается достичь известной синхронности между словом и жестом.

Всестороннему развитию детей, укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе дошкольного учреждения способствуют театрализованные представления, в которых участвуют воспитанники всех групп.

Лучше, если основными участниками представления станут дети среднего и старшего дошкольного возраста. Самые старшие воспитанники вместе с педагогом будут помогать ставить и оформлять наиболее сложные номера спектакля.

Успех представления зачастую зависит не только от того, как оно подготовлено, от качества сценария, но и от некоторых существенных на первый взгляд моментов. Так, спектакль не следует затягивать. Оптимальное время – 25 – 35 мин. Количество зрителей и участников – 2 – 3 группы и гости – взрослые. Важно, чтобы на протяжении всего спектакля в нем были заняты все дети. Необходимо также предусмотреть приемы,позволяющие зрителям стать активными участниками спектакля: можно предложить гостям что – то произнести в слух (волшебное заклинание типа «Крибле-крабле-бумс!»

, спеть, похлопать в ладоши в такт мелодии и т. п.

По окончании спектакля целесообразно представить зрителям всех, кто принимал участие в его подготовке и проведении, рассказать что конкретно было сделано каждым ребенком.

Детей старшего дошкольного возраста учат придумывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев. Воспитатель заслушивает сказки сам или поручает провести эту работу жюри. Жюри решает вопрос о самых интересных вариантах сказок. С лучшими сказками (2-3)

авторы выступают на вечерах развлечений, на празднованиях дней рождений.

Дети готовят подарки сотрудникам детского сада к общенародным праздникам, юбилеям. Педагог объясняет, как принято дарить подарок, что при этом можно сказать, привлекает воспитанников к обсуждению сценария поздравления (что и как надо сделать, чтобы поздравили все дети, какие слова можно говорить хором, что можно пропеть и т. д.).

Приобретенные умения закрепляются, совершенствуются в самостоятельных играх детей, в частности в настольно – печатных.

Целесообразно сделать специальные «волшебные»

кубы по типу те, что используются для повторения программного материала по звуковой культуре речи. На гране кубов наклеиваются картинки. Водящий с закрытыми глазами поворачивает куб.
«Крутись, вертись, на бочок ложись»
, — приговаривают дети. На сигнал
«стоп»
водящий останавливает куб, открывает глаза и, ориентируясь на верхнюю картинку, изображает то, что там нарисовано. Он может домыслить сюжет, развить его. Например, на картинке изображены ежик и рядом с ним гриб. Ребенок, изображая ежа, показывает, как он перегрыз ножку гриба, наколол его на иголки и понес. Дети оценивают выступление и решают, можно ли дать исполнителю фишку. Затем с помощью считалки выбирается новый водящий. Победителем объявляется тот, у кого к концу игры окажется больше фишек.

На гранях кубов могут быть наклеены иллюстрации к знакомым детям стихам, сказкам. В этом случае водящий должен прочесть наизусть стихотворение, пересказать достаточно полно и выразительно один из эпизодов сказки.

Дети 6-го и 7-го года жизни могут самостоятельно загадывать друг другу загадки. Эта самостоятельная речевая деятельность протекает в форме игры. Загадав загадку, ребенок получает фишку. Дошкольник, нашедший отгадку раньше других, также получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большее число фишек. Каждый участник игры имеет право загадать не более трех загадок

Полезны игры, позволяющие детям упражняться в произнесении скороговорок и считалок. Для такой игры следует подобрать 2 картинки, содержание которых будут подсказывать ребенку, что ему требуется вспомнить и рассказать. Например, на одной картинке могут быть изображены дети, стоящие в кругу, и один в центре (выбор водящего с помощью считалки)

. На другой картинке могут быть нарисованы дети, которые что-то рассказывают
(ребенок, получивший эту картинку, должен будет сказать скороговорку)
.

Играют 4 или 6 человек, разделившись на 2 группы. Дети сидят за столом, на котором под салфетками разложены картинки, или стоят вокруг него. Все по очереди достают из под салфеток картинки и выполняют соответствующие задания. Если ребенок произнесет скороговорку или считалку правильно, четко, в нужном темпе, он получает две фишки. Если допустит неточность – то одну. За новую (незнакомую всем)

считалку, скороговорку получается дополнительная фишка. Побеждает группа набравшая больше фишек.

Вначале игру ведет педагог. Он помогает детям освоить правила, следить за их выполнением. Далее роль судьи (арбитра)

поручается ребенку.

Настольно-печатные игры является действенным средством развития объяснительной речи. Вначале воспитатель помогает освоить правила новой игры детям малоразговорчивым, недостаточно инициативным. Затем просит их объяснить правила своим друзьям и далее всем, кто захочет освоить игру.

Необходимо предоставлять детям возможность использовать полученные задания и умения в нестандартных условиях. Примером последних являются праздничные утренники, вечера развлечений. Старшие дошкольники должны не только активно участвовать в организуемыми взрослыми мероприятиях, но и помогать педагогам вести праздник. В частности, они могут предложить сверстникам или младшим по возрасту детям посоревноваться в быстроте и ловкости, отгадывания загадок, решение разнообразных логических задач, произнесение скороговорок и прочее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: