Викторина «Мир вокруг нас»
ВИКТОРИНА
- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
(В игре принимают участие 2 команды).
Ход занятия
Организационный момент.
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце,дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом. (Л.Дайнеко)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
I. Первая станция. «Царство растений».
Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Итак в путь.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ
«ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ».
1-й конкурс.
Викторина «Узнай растение».
– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света.(Одуванчик).
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну).
Почему?
- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
2-й конкурс.
Кто больше составит слов –из слова ПРИРОДА.
(У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.
).
3-й конкурс.
Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?
Лист берёзы – берёзовый. Лист липы – … Лист клёна – … Шишка ели – … Плод дуба – … Лист дуба – …. Лист осины – … Лист ивы – … Шишка сосны – … Плод яблони – …
4-й конкурс.
Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
- Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
- Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
- Осина, липа, дуб, ель. Так как …
- Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
- Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
- Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
Загадки
- Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна, Одежда зелена. (Береза
).
- Прямо в небо рвутся, ввысь; Ты внимательно всмотрись: Не березы, не осинки, Нет листочков, есть хвоинки. (Ели
).
- Вот бочонок с шапочкой, С дерева упал. Год прошел – и деревцем Маленьким он стал. (Желудь
).
- Ветви над рекой склонила, В реку смотрится уныло. (Ива
).
- Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. (Клен
).
- Летом знойным зацветет – Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар… Кто-то дерево узнал? (Липа
).
- Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег стоит, трещат морозы, Ну а ягоды вкусней. (Рябина
).
II. Вторая станция.
«Царство Животных».
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
Ведущий:
Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы
1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы
).
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы
).
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери
).
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки
).
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук
).
- У кого на сучке кладовая? (У белки
).
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина
).
- Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается.Кроме того, у зверей весной детеныши).
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока
).
- Что человек делает для сохранения животного мира?
- Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры
).
- Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка
).
- Над рекою он в полёте, Этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. (Стрекоза
).
- На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу: В костяном моём дому Место только одному. (Черепаха
).
- Лежит верёвка, Шипит плутовка, Брать её опасно – Укусит. Ясно? (Змея
).
- Волны к берегу несут Парашют – не парашют Не плывёт он, не ныряет, Только тронешь – обжигает. (Медуза
).
2-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
- Цапля и лягушата в озере.
- Лев и собачка.
- Ворона и лисица.
- Машенька и три медведя.
III. Третья станция. «Царство Грибов».
Ведущий.
Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке В лес за ними мы идём. Если место попадётся, То лукошко наберём. (Грибы
).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами.
Вы любите собирать грибы?
1-й конкурс. «На лесной полянке».
Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».
(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз
).
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные
).
Загадки
- Вот в траве приметные Шляпки разноцветные. Вспомни ты их имя, Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
- Очень дружные ребята У пенька живут… (Опята).
- Где хвоинок многовато, Поджидают нас… (Маслята).
- Под осиной гриб тот, дети, В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
- У берёзок, посмотри: Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
- Царь грибов живёт в дубраве. Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
3-й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
IV. Четвёртая станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка.
(
С.Михалков
)
Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо – Эй, ребята! – крикнул Дима, – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костёр. В футбол играли – Веселились, как могли: Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора. Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют
).
Конкурс
«Правила друзей природы».
– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Литература:
- Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.
- Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.
Викторина по окружающему миру 2 класс
Содержание
Викторина по окружающему миру «Знатоки окружающего мира» 2 класс
Учитель Чернинова В.Ю.
Цель:
обобщить знания детей о животных, растениях, развивать внимание, речь, умение работать сообща, воспитывать дружеские отношения в коллективе.
Ход игры
Викторина проводиться между командами 2 классов.(Всего 6 команд: 2 «А», 2 «Б», 2 «В», 2 «Г», 2 «Д», 2 «Е». Каждая команда придумывает себе название.
1-й конкурс
.
Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
- А- Какие ноги у жирафа длиннее? (ноги у жирафа одинаковые)
- Б- Сколько ног у паука? (у паука 8 ног)
- В- Кого называют «пернатой кошкой» (сову)
- Г- Каким насекомым хлопают в ладоши (комарам и моли, когда хотят их убить)
- Д- отгадайте загадку: « Вот бочонок с шапочкой с дерева упал, год прошел – и деревцем маленьким он стал. (Желудь).
- Е- Они очень маленькие, их не видно, но от них можно заболеть (микробы)
– Молодцы, ребята!
2-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
- А
Назовите траву, которую на ощупь узнает даже слепой? (крапива)
- Б
Летом знойным зацветет – Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар… Кто-то дерево узнал? (
Липа
). - В
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (
Кукушки
). - Г
Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег стоит, трещат морозы, Ну а ягоды вкусней. (
Рябина
). - Д
Ветви над рекой склонила, В реку смотрится уныло. (
Ива
). - Е
Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. (
Клен
).
3-й Конкурс. Игра «Четвёртый лишний». Каждой команде раздается листок . Вам нужно подумать и вычеркнуть лишние. А рядом записать ПОЧЕМУ вы так решили?
- Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
- Осина, липа, дуб, ель. Так как …
- Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
4-й конкурс. “Гонка за лидером”
Каждая член команды отвечает на один блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.
Вопросы для 2 А команды
- Нос птицы. (Клюв
.)
- Птичий домик. (Гнездо
.)
- Ночная птица. (Сова
.)
- Насекомое, дающее мед. (Пчела
.)
- Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса
.)
Вопросы 2 Б команде
- Мелкая зимующая птица. (Воробей
)
- Ребенок курицы. (Цыпленок
)
- Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест
.)
- Домашний сторож. (Собака
.)
- Плод дуба. (Желудь
.)
Вопросы 2 В команде
- Зимнее логово медведя. (Берлога
.)
- Самое длинноногое животное. (Жираф
.)
- В каком слове 40 “А”. (Сорока
.)
- Из какого дерева делают спички. (Осина
.)
- Земноводное, живущее в воде. (Лягушка
.)
Вопросы 2 Г команде
- Самое большое животное. (Кит
.)
- Птица, которая не боится мороза. (Пингвин
.)
- Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь
.)
- Какую ягоду не едят. (Волчью
.)
- Дом скворца. (Скворечник
.)
Вопросы 2 Д команде
- Колобок, обросший иглами. (Еж
.)
- Самый высокий зверь. (Жираф
.)
- Самая страшная рыба. (Акула
.)
- Какого цвета ландыш. (Белого
.)
- Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла
.)
Вопросы 2 Е
- Где живут пингвины. (На южном полюсе
.)
- Домашний сторож. (Собака
.)
- Корова в детстве. (Теленок
.)
- Что снесла курица. (Яйцо
.)
- Где живут зебры. (В Африке
.)
5 конкурс. «Кто Я? » Нужно определить, о каком животном идет речь. Письменный конкурс
1 «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)
2 «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)
3 «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
4 «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами».(Белка.)
6 конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?
Лист берёзы – берёзовый. Лист липы – липовый… Лист клёна – кленовый… Шишка ели – еловая… Плод дуба – желудь… Лист дуба – дубовый…. Лист осины –осиновый …… Шишка сосны – сосновая… Плод яблони –яблоко …
7 конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО? В этом конкурсе вы должны изобразить животное, так чтобы ребята из других команд смогли отгадать, при этом не должно прозвучать ни звука, можно показать движением, мимикой лица. Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное. Дается время на обсуждение и подготовку.
- Цапля и лягушата в озере.
- Лев и собачка.
- Ворона и лисица.
- Машенька и три медведя.
- Утка и утята
- Заяц и волк
Приложения:
2 класс _________
3-й Конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вам нужно зачеркнуть лишние. А рядом записать ПОЧЕМУ вы так решили?
- Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как _____________________________
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как __________________________
- Осина, липа, дуб, ель. Так как __________________________________
- Липа, осина, клён, яблоня. Так как ______________________________
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как ________________________
2 класс _________
5 конкурс. «Кто Я? » Нужно определить, о каком животном идет речь и написать
1 «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». _______________________
2 «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». ________________________
3 «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». _______________________
4 «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами».______________________________
6 конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – _______________________ Лист клёна – _______________________
Шишка ели – ______________________
Плод дуба – _________________________ Лист дуба – _________________________
Лист осины –_________________________
Шишка сосны – ______________________
Плод яблони –__________________________
2 класс ___________
5 конкурс. «Кто Я? » Нужно определить, о каком животном идет речь и написать
1 «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». _______________________
2 «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами».______________________________
3 «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». _______________________
4 «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». ________________________
6 конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – _______________________ Лист клёна – _______________________
Шишка ели – ______________________
Плод дуба – _________________________ Лист дуба – _________________________
Лист осины –_________________________
Шишка сосны – ______________________
Плод яблони –__________________________
infourok.ru