Внеклассное мероприятие по физической культуре, 3 класс


КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Спортивные эстафеты внеурочного спортивного мероприятия, предложенные учителем физической культуры ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Е.О.Третьяковой, можно проводить во второй половине учебного дня, а также в каникулярное время или в летнем оздоровительном лагере. Внеурочное спортивное мероприятие можно проводить как в спортивном зале, так и на открытом воздухе при хорошей погоде. Данное спортивное мероприятие предназначено для обучающихся параллели 3-х классов. В программу спортивного мероприятия были использованы линейные эстафеты с заданием, а также конкурс плакатов «Мы – за здоровый образ жизни!». Плакат на спортивную тематику ребята выполняли под руководством классного руководителя. Тему плаката ребята получали от учителя физической культуры за три недели до старта соревнования. Также ребята вместе с классным руководителем придумывали название, девиз команды. Каждая команда получала поощрительные очки как за название, девиз так и за участие в конкурсе плакатов. В сценарии спортивного мероприятия к каждой эстафете прилагалась инструкция для выполнения задания на эстафетах, а также перечислялись ошибки за которые давались штрафные секунды, прибавляемые к основному времени. Победитель в каждой эстафете определялся по наименьшему времени затраченному командой на прохождение эстафеты. За победу команде начислялось 1 балл, за второе место 2 балла, и так далее. Выигрывала команда которая набирала наименьшее количество баллов. Команда победитель и призёры соревнований были награждены грамотами и сладкими призами. В качестве судей-помощников были задействованы учащиеся 10а класса. Девушки следили за правильностью выполнения заданий на эстафетах, за общим временем. К каждой эстафете девушки придумали небольшую загадку, которую должны были разгадать участники команд. Под руководством учителя физической культуры судьями-помощниками был проведён конкурс «Угадайка» на спортивную тематику для болельщиков и гостей спортивного мероприятия. Сладким призом оценивался правильный ответ на загадку.

В заключительной части спортивного мероприятия жюри был подведён общий итог спортивного мероприятия, награждение команд. Участники команд, судьи-помощники фотографируются на память и организованно уходят из спортивного зала.

СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Спортивный зал школы украшен плакатами, шариками, гирляндами.

Под музыку “Герои спорта” участники соревнования выходят в спортивный зал и строятся в шеренгу на боковой линии слева.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня в нашем спортзале! Мы рады приветствовать Вас на нашем спортивном празднике “Весёлые старты”.

Праздник ловкости и воли торжествует в нашей школе. Все хотят соревноваться, пошутить и посмеяться, Силу, ловкость показать, и сноровку доказать. Этой встрече все мы рады, собрались не для награды. Нам встречаться чаще нужно, чтобы все мы жили дружно!

Теперь пришло время познакомиться с участниками соревнования.

Представление команд

Каждая команда представляет себя в любой творческой форме (название, девиз, эмблема).

Команда 3а кл. – “Умелые”

Девиз: Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе.

Команда 3б кл. – “Смелые”

Девиз: Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде.

Команда 3в кл. – “Ловкие”

Девиз: Надо сильным, ловким быть, чтобы всех опередить.

Вот и познакомились наши команды, пожелаем им успехов в соревновании.

Представление членов жюри

Ведущий: Ни одно соревнование не обходится без судей. Сегодня на нашем спортивном соревновании наши команды будут судить классные руководители: 3а-Вейсберг Татьяна Викторовна, 3б-Михайлова Ольга Павловна, 3в-Никишина Елена Валерьевна и обучающиеся 10а класса.

Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит. Кто окажется дружнее тот в бою и победит.

Слово жюри:

– Мы хотим вам пожелать показать себя на пять.

– Выиграть место призовое, лучше первое, а не второе!

– Быть честным в борьбе и уважать своего соперника.

Ведущий: И так, с командами познакомились, жюри выбрали, напутствие услышали – пора начинать соревнование! В каждой эстафете определяется победитель по наименьшему времени и количеству ошибок. За победу команда получает 1 очко, за второе место 2 очка, за третье 3 очка. Победитель соревнования определяется по наименьшему количеству набранных очков. В случае равенства очков победитель определяется по дополнительному конкурсу “Перетягивание каната”.

Проведение конкурса плакатов “МЫ — за здоровый образ жизни”.

Каждая команда получает поощрительные очки.

Ведущий:

Чтоб проворным стать атлетом проведём мы эстафету, Будем бегать быстро, дружно, победить всем очень нужно! Пусть не сразу всё даётся, поработать вам придётся! Ждут вас обручи, мячи, ловкость всем ты покажи!

Ведущий (загадка для команд):

Без начала, без конца. Круглое и без дна? (Кольцо)

Эстафета “Властелин колец”

Участник № 1 стоит на дальней от линии старта линии нападения с большим обручем (опора в пол). Участник № 2, держа в руках резиновой колечко, бежит вперед, пролезает в стоящий обруч, обегает ограничительную стойку, подбегает к участнику № 1, передает ему резиновое колечко и забирает у него обруч. Участник № 2 бежит мимо команды, обегает стойку и в коридоре передачи передает резиновое колечко участнику № 3 и т.д. Эстафета заканчивается тогда, когда участник № 2 будет находится на линии старта с резиновым колечком в руке.

Ошибки:

  1. Не оббегание стойки – 30 секунд.
  2. Пробегание мимо обруча – 10 секунд.

Эстафета “Сбор урожая”

Команда стоит на линии нападения волейбольной площадки. На лицевых линиях стоят ограничительные стойки. На центральной линии и дальней линии нападения лежат малые обручи. Участник № 1 в руках держит 2 теннисных мяча. № 1 бежит к первому обручу кладет 1 мяч, бежит ко второму обручу кладет 2-й мяч во второй обруч. Бежит к ограничительной стойке, обегает ее, вторую стойку и касанием руки передаёт эстафету. Участник №2 собирает 1-й мяч, затем 2-й мяч, оббегает стойку за командой и передаёт теннисные мячи на линии старта. Эстафета заканчивается тогда, когда участник № 16 передаст мячи участнику № 1, стоящему на линии старта.

Ошибки:

  1. Не об бегание стойки – 30 секунд.
  2. Мяч выкатился из обруча и не возвращен обратно – 5 секунд.

Ведущий (загадка для команд):

Он и круглый, он и гладкий, Очень ловко скачет. Что же это? (Мячик)

Эстафета “Ловкий мяч”

Участник № 4 стоит на линии нападения волейбольной площадки, держа в руках набивной мяч (1 кг).

На расстоянии 3 метров друг от друга №1,2,3. На лицевых линиях ограничительные стойки. Участник № 4 передает мяч № 3. № 3 — № 2 и т.д. № 1 получив мяч, обегает ограничительную стойку, бежит мимо команды, обегает стойку за командой и передаёт набивной мяч на линии старта следующему участнику, сам встает в конец колонны. В тот момент, когда № 1 бежит вдоль команды № 2,3,4 перемещаются вперёд. Эстафета заканчивается тогда, когда последний передаст набивной мяч участнику №4 на линии старта.

Ошибки:

  1. Не оббегание стойки – 30 секунд.
  2. Выход за пределы точки – 5 секунд.

Ведущий: Пока жюри подводит общий итог соревнования, мы проведём конкурс “Угадайка” с болельщиками и гостями наших соревнований (отгадывание загадок на спортивную тематику, проводит учитель физической культуры Третьякова Е.О. и судьи-помощники):

  1. Проложили две дорожки, Чтоб по снегу мчались ножки, Быстрые, новые Ножки те кленовые. (Лыжи)
  2. Подтянуться мне не просто, Я же небольшого роста. Знает каждый ученик, Что подтянет нас…(Турник)
  3. Ах, какой огромный стол! Для каких обедов он? Нет, обедать здесь не станем:, Сетку туго мы натянем — Скачет шарик там и тут. Как игру эту зовут? (Настольный теннис)
  4. Этот конь не ест овса,Вместо ног два колеса.Сядь верхом и мчись на нём Только лучше правь рулём. (Велосипед)
  5. Кинешь в речку – он не тонет, Бьёшь о стенку – он не стонет, Будешь озимь кидать, Станет к верху летать. (Мяч)

– Молодцы болельщики и гости наших соревнований. Вы на “отлично” справились в этом конкурсе.

Эстафета “Кегельбан”

Команда участников стоит на линии нападения. У участника №2 в руках набивной мяч. На средней линии расположены железные воротики. Участник №1 стоит за воротиками на линии нападения. По команде Марш! Участник №2 выполняет прокат мяча через воротики, участник №1 поймав мяч, выполняет оббегание стойки впереди от команды, бег вдоль команы, оббегание второй стойки и передаёт мяч на линии старта. В этот момент участник №2 встаёт на место на линию нападения за воротиками. Эстафета заканчивается тогда, когда последний участник выполнит задание и передаст мяч участнику №2, а участник №1 будет стоять на линии нападения.

Ошибки:

  1. Мяч не прокатился через ворота и повторный бросок не выполнен – 5 сек.
  2. Не оббегание стоек на лицевых линиях – 5 сек.

Конкурс “Перетягивание каната”

Конкурс проводится по круговой системе согласно жеребьёвки.

Ведущий: Для подведения итогов соревнования командам построиться в центре спортивного зала.

Сегодня проигравших нет, есть просто лучшие из лучших.

Пусть в каждом сердце дружбы свет, зажжёт поступков добрых лучик.

Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

Слово жюри:

И вот подводим мы итоги, Какие б ни были они. Со спортом будем мы дружить, И нашей дружбой дорожить. И станем сильными тогда. Здоровыми, умелыми, И ловкими, и смелыми.

Жюри объявляет результаты соревнований, команды награждаются грамотами, медалями и сладкими призами (песня “Так держать”).

Ведущий: Вот и узнали мы победителя и призёров соревнования “Весёлые старты”.

Всем спасибо за внимание За задор и звонкий смех. За огонь соревнования Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь. Говорим всем: “До свиданья, До счастливых новых встреч!”

Команды под звуки спортивного марша организованного под руководством учащихся 10а кл. уходят из спортивного зала в свои классы.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Внеклассная работа представляет собой систему организован­ных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время.

I

I

Значение. При многообразии используемых средств и методов, форм организации занятий внеклассная работа способствует более полному и качественному решению основных задач физи­ческого воспитания школьников, осуществляемого в системе обя­зательных уроков по предмету «Физическая культура», содейст­вует проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом упраж­нений, развивает социальную активность занимающихся.

Задачи. С учетом места в системе физического воспитания школьников и образовательно-воспитательных возможностей вне­классная работа призвана содействовать:

— вовлечению в систематические занятия физическими уп­ ражнениями возможно большего количества школьников;

— расширению возможностей более качественного усвоения учебного материала и повышения успеваемости по предмету «Фи­ зическая культура»;

— формированию умения и привычки самостоятельно исполь­ зовать средства физического воспитания в повседневной деятель­ ности в целях оздоровления, предупреждения умственного пере­ утомления, собственного физического совершенствования и полез­ ного проведения свободного времени;

— обеспечению готовности к выполнению норм и требований комплекса ГТО;

— выбору спортивной специализации и достижению результа­ тов на уровне нормативных требований спортивной классифика­ ции для соответствующего возраста;

— выявлению лучших спортсменов и подготовке их к участию во внешкольных соревнованиях за команду школы;

— подготовке общественного физкультурного актива школы.

Отличительные особенности. При единой целевой направлен­ности внеклассная работа отличается от учебной, проводимой на уроках физической культуры, следующими особенностями: во-первых, она организуется на добровольных началах, которые про­являются в том, что содержание и формы занятий определяются самой школой с учетом конкретных условий работы, а учащимся предоставляется право выбора видов занятий; во-вторых, работа строится на основе широкой общественной активности занимаю­щихся, объединенных в коллектив физической культуры, при по­стоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, членов педагогического коллектива и родитель­ской общественности; в-третьих, педагогическое руководство в процессе внеклассной работы приобретает в большей мере кон­сультативно-рекомендательный характер, стимулирующий прояв­ление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.

Формы организации работы. Различают две формы организа­ции внеклассной работы:

1. Групповые занятия (представлены урочными формами их организации) проводятся по твердо установленному расписанию

15′

с ограниченным, но относительно постоянным составом занимаю­щихся, объединенных в учебные группы кружка физической куль­туры, секции ОФП, спортивной секции, группы ГТО.

I

2. Массовые физкультурные мероприятия представлены не­урочными формами организации занятий — туристские походы, со­ревнования, праздники физической культуры. Они носят, как правило, эпизодический характер, проводятся с неоднородным, пе­риодически меняющимся контингентом с охватом учеников всей школы, части классов, выделяемых обычно по учебным паралле­лям, или отдельного класса. Главным признаком их является простота правил и условий участия, доступность содержания каж­дому участнику независимо от его подготовленности.

Разновидности организации групповых занятий. Неоднород­ность контингента школьников по возрасту, физкультурным инте­ресам, уровню физической подготовленности обусловливает целе­сообразность организации внеклассных занятий в нескольких ва-.риантах:

1. Кружок физической культуры — основная форма проведения групповых занятий с учащимися младших классов. Исходя из условий и количества желающих выбирается один из вариантов организации кружка: для каждого класса в отдель­ ности, для всех учеников начальной школы, для отстающих в ус­ воении программного материала, отдельно для девочек и мальчи­ ков. Внутри кружка выделяются учебные группы по 20—30 чело­ век. Занятия проводятся один-два раза в неделю по 45 мин.

Задачи: а) активизация двигательного режима младших | школьников; б) расширение круга специальных знаний и двига- ([ тельных умений учащихся; в) формирование интереса к занята- » ям физическими упражнениями.

Направленность содержания занятий должна обеспечивать раз­ностороннее физическое развитие учащихся, овладение ими «шко­лой движений», формирование правильной осанки, улучшение ка­чества усвоения материала учебной программы. В занятия вклю­чаются главным образом упражнения школьной программы, но выполняемые в усложненных условиях и преимущественно в иг­ровой форме. Например, строевые упражнения — с ограничением лимита времени, общеразвивающие — с сочетанием движений различными частями тела и т. п. Для развития двигательных ка­честв шире, чем в уроке, применяются игры и эстафеты с элемен­тами спортивных соревнований. Это содержание целесообразно дополнить регулярным проведением прогулок с играми на мест­ности, катанием на коньках и т. п. Использование средств носит преимущественно комплексный характер. Распределение видов уп­ражнений в годовом планировании определяется последователь­ностью программного материала обязательных уроков.

2. Секция общей физической подготовки являет­ ся одной из форм дополнительной работы по предмету «Физиче­ ская культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создается для желающих улучшить свою

физическую подготовленность и определить интересы и возможно­сти для специализации а том или ином виде спорта. Из принятых в секцию формируются учебные группы по 20—25 человек в со­ответствии с возрастом н полом, уровнем

физитеской подготов­ленности. Занятия проводятся два раза в неделю по 45—60 мин. Задачи: а) приобщить возможно большее количество школь­ников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации; б) улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе со­действовать успешному выполнению требований учебной про­граммы.

3. Группы подготовки к выполнению норм комп­ лекса ГТОсоздаются в соответствии с положением о комплек­ се и имеют основной задачей обеспечить необходимую подготовку к выполнению норм и требований соответствующих ступеней комп­ лекса ГТО. Они отличаются от секций ОФП, во-первых, подходом к комплектованию групп и планированию работы; во-вторых, бо­ лее дифференцированной направленностью средств; в-третьих, сроками функционирования. Группы формируются в соответствии с видами упражнений комплекса ГТО (группы бега, прыжков, лыжной подготовки и т. д.) из учащихся одного класса или не­ скольких, попадающих в рамки возрастной градации определен­ ной ступени комплекса ГТО. Основной критерий отбора—уровень готовности учеников к выполнению конкретных норм. Если уча­ щийся выполнил норму, он может прекратить занятия или перей­ ти в группу по другому виду. Занятия строятся на базе общей физической подготовки с использованием упражнений школьной программы и комплекса ГТО. Большее внимание, чем на уроках, уделяется воспитанию физических качеств. Органической частью содержания работы является проведение контрольных испыта­ ний по видам упражнений с целью предварительной проверки готовности занимающихся к выполнению норм. Прием зачетных норм осуществляется на официальных соревнованиях. Сроки функ­ ционирования групп н планирование работы определяются обще­ школьным графиком сдачи норм комплекса ГТО.

4. Спортивные секциЕ! создаются для желающих зани­ маться одним из вндов спорта.

Задачи: а) приобщить наиболее подготовленных школьников к систематическим занятиям спортом; б) содействовать совершен­ствованию учащихся в избранном виде спорта и на этой основе выполнению требований спортивной классификации; в) готовить школьников к участию в районных (городских) соревнованиях за команды школы; г) содействовать приобретению знаний и навы­ков инструкторской работы и судейства соревнований.

При создании секций предпочтение следует отдавать видам спорта, занятия которыми отличаются простотой организации, не требуют сложного и дорогостоящего оборудования, обеспечивают массовый охват школьников, имеют прикладное значение и воз­можности для разносторонней подготовки занимающихся, связаны

с содержанием учебной программы. В период подготовки команд к участию во внешкольных соревнованиях могут создаваться вре­менно работающие секции.

В секцию принимаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение кон­курсного отбора нежелательно, так как это ограничивает воз­можности учащихся в выборе специализации и противоречит ос­новным задачам внеклассной работы. (О возрастных границах допуска к специализированным занятиям отдельными видами спор­та и об особенностях спортивной тренировки детей изложено в главе «Спортивная подготовил» )

Разновидности массовых физкультурных мероприятий. Красоч­ность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой рег­ламентации деятельности участников, возможности широкого про­явления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди школьников разного возраста. Поэтому проведение их чаще всего становится тради­ционным и предусматривается общешкольным планом работы как обязательное.

1. Туристские походы позволяют решать комплекс оздо­ ровительных и образовательно-воспитательных задач: воспитание физических качеств и закаливание, формирование прикладных навыков и знаний по организации и проведению самодеятельных походов, воспитание нравственных качеств, чувства коллективиз­ ма. Решение этих задач обеспечивается широким использованием естественных сил природы и активных, способов передвижения, не­ обходимостью преодоления походных трудностей и подчинения установленным для участников правилам, тематической направ­ ленностью походов на ознакомление с природой и историей род­ ного края. Одновременно туристские походы являются одной из форм организации свободного времени и общественно полезной деятельности школьников: краеведческой, военно-патриотической, пропагандистской.

Организация туристской работы в школе поручается одному из педагогов, родителей или представителей шефствующей орга­низации, имеющих соответствующую подготовку. В содержание работы входит: подготовка школьного общественного актива по туризму (судей, организаторов работы в классе к др.); проведе­ние семинаров с руководителями походов и их помощниками (пио­нервожатыми, классными руководителями и др.); проведение практических занятий с учащимися по обучению приемам тури­стской техники и тактики; проведение туристских соревнований, зачетных и тренировочных походов.

2. Соревнования составляют неотъемлемую часть учебно- воспитательного процесса.

Задачи: а) содействовать улучшению физической подготовлен­ности школьников: б) обеспечить возможность выполнения ими корм комплекса ГТО и спортивной классификации; в) объектив­но оценить качество спортивной работы в школе; г) выявить силь-

иейших спортсменов и лучшие команды школьников; д) содей­ствовать пропаганде физической культуры,

Внутришкольные соревнования проводятся внутри классов или отдельных групп учащихся (кружок, секция), между классами одной учебной параллели, между классами нескольких паралле­лей или всей школы. Если в соревновании участвуют школьники разных возрастных групп, то

для младших вводится или уравни­вание возможностей (гандикап), или при подведении итогов ис­пользуются специальные таблицы, позволяющие оценить по оч­кам результаты в соответствии с возрастом соревнующихся. По характеру зачета соревнования могут быть личными (определяет­ся место каждого участника), командными (только места команд) и лично-командными (определяются личные и команд­ные места).

Проведение массовых соревнований дает наибольший педаго­гический эффект при соблюдении следующих условий: 1) свое­временное ознакомление учащихся с положением и условиями проведения соревнований; 2) простота организации соревнований и системы зачета (это позволяет привлечь к организации и судей­ству самих школьников); 3) красочность оформления и своевре­менность подготовки мест соревнований; 4) быстротечность (дли­тельные соревнования утомляют детей, снижают эмоциональность и

интерес); 5) обеспечение квалифицированного судейства; 6) со­блюдение санитарно-врачебных требований; 7) оперативное под­ведение итогов с возможной информацией о результатах в про­цессе соревнований.

3. Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного ха­рактера, способствующие пропаганде физической культуры. Их более частные задачи — демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, в международной спортивной жизни, коллектива школы,

знаменательным датам (дню создания Всесоюзной пионерской организации, открытию школьной спартакиады и т. п.).

Праздники приобретают оздоровительное значение при усло­вии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать ак­тивное участие все зрителя (простейшие подвижные игры, кон­курс на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной пау­зы и т. п.). В программу праздника нецелесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого коли­чества времени.

Типичными составными частями праздника являются: а) тор­жественное открытие (парад и общее построение всех участников; приветственное слово к участникам); б) награждение победите­лей соревнований и физкультурного актива; в) массовые показа­тельные выступления учащихся, чередуемые с выступлениями луч­ших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта, с мас­совыми играми, конкурсами и развлечениями зрителей и т. п.;

д-) торжественное закрытие (вручение призов и наград отличив­шимся на

празднике, заключительный марш-парад участников).

Школьные праздники не должны продолжаться более 1,5—2 ч.

Планирование массовых физкультурных мероприятий. Основ­ным документом планирования этих мероприятий является ка­лендарный план, который определяет четкие сроки их про­ведения, упорядочивает работу школьного коллектива по подго­товке мероприятий, обеспечивает целенаправленность подготовки учащихся в секциях, группах, кружках. План составляется сове­том коллектива физической культуры по согласованию с учителем физической культуры, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы школы, старшим пионервожатым и ут­верждается директором школы. Он должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивалась преемственность в масштабах ме­роприятий, сроках их проведения и требованиях к уровню подго­товленности участников — от мероприятий в группах и классах к общешкольным и от них к районным (городским), от соревнова­ний по школьной программе к соревнованиям по видам комплек­са ГТО и от них к классификационным соревнованиям по видам спорта.

Рекомендуемая форма плана: 1. Наименование мероприятий. 2. Сроки проведения. 3. Место проведения. 4. Участники. 5. От­ветственный за проведение. 6. Отметка о выполнении.

Обязательным документом проведения любого соревнования является положение о соревновании. В нем раскрывают­ся: характер соревнований и вид спорта (личные, лично-команд­ные; по футболу, летнему многоборью комплекса ГТО и т. п.); цель и задачи; участники (возраст, пол, количественный состав команд, спортивная квалификация и т. п.); место и сроки прове­дения; руководство проведением (функции ответственных, фами­лия главного судьи и т. п.); программа соревнований; порядок и условия зачета; условия и порядок награждения; порядок подачи и рассмотрения протестов; порядок и сроки представления заявок (к этому пункту прилагается форма составления заявки).

Школьный коллектив физической культуры — это самодея­тельная общественная организация учащихся, призванная содей­ствовать школе н семье в осуществлении физического воспитания детей школьного возраста. Коллектив строит свою работу на ос­нове соответствующего Положения. Деятельность коллектива фи­зической культуры позволяет расширить масштабы внеклассной работы, привлечь к систематическим занятиям физическими уп­ражнениями и общественной деятельности наибольшее число школьников. Сам факт объединения учащихся в коллектив, спо­собный решать задачи общественной значимости, имеет большое воспитательное значение. Осознание полезности своей деятельно­сти, ответственности перед коллективом при добровольном выпол­нении обязанностей и равенстве в правах способствует формиро­ванию идейно-нравственных черт личности школьников. Участвуя в организации и проведении различных форм внеклассной работы,

основанной на проявлении широкой самостоятельности и инициа­тивы, школьники овладевают искусством общения в коллективе, методами самостоятельной работы, приобретают первоначальные навыки управления деятельностью групп людей.

Содержание работы коллектива включает организацию школь­ных секций, групп, команд, кружков физической культуры и про­ведение в них занятий; организацию и проведение внутрикласс-ных и общешкольных массовых мероприятий (соревнований, праздников, игр на переменах и др.); организацию сдачи норм комплекса ГТО и подготовку спортсменов юношеских разрядов; подготовку общественных физкультурных организаторов, юных инструкторов и судей по спорту; обеспечение участия команд школы во всех внешкольных физкультурных мероприятиях; ока­зание шефской помощи в работе с детьми и подростками микро­района; пропаганду физической культуры среди учащихся; уча­стие в оборудовании учебно-спортивной базы школы, хранении и ремонте инвентаря.

Коллектив организуется из числа учащихся I—XI классов, желающих быть его членами. Важнейшими условиями членства являются: признание и выполнение всех обязанностей члена кол­лектива; успешное сочетание систематических занятий физиче­скими упражнениями с учебной деятельностью; активное участие в физкультурной жизни школы и класса. Руководство в школьном коллективе физической культуры осуществляется на основе само­управления учащихся — членов коллектива. Высшим руководя­щим органом является общее собрание членов коллектива (кон­ференция), которое ежегодно открытым голосованием избирает совет коллектива физической культуры в составе 7—II человек. На совет возлагаются функции непосредственного руководства деятельностью коллектива. Из своего состава совет избирает председателя, секретаря и распределяет обязанности между чле­нами.

В плане работы совета предусматриваются разделы, отражаю­щие различные направления деятельности: I) организационная работа (планирование и учет, подготовка и проведение общих собраний, заседаний совета, совещаний актива, организации сек­ций, групп и т. п., согласование вопросов деятельности с админи­страцией школы, установление контактов с внешкольными учреж­дениями и пр.); 2) учебная работа (проведение работы в сек­циях, группах, кружках и т. п.); 3) физкультурно-массовая работа (проведение праздников, соревнований и т. п.); 4) работа по комплексу ГТО; 5) подготовка физкультурного актива (орга­низация и проведение семинаров и практических занятий, инст­руктирование и т. п.); 6) пропаганда и агитация; 7) хозяйствен­ная работа. Совет осуществляет свою деятельность с помощью комиссий, создаваемых по указанным разделам работы из числа наиболее инициативных физкультурников. Каждую комиссию воз­главляет один из членов совета.

Под руководством совета коллектива работает бюро секций.

Бюро избирается в составе 3—5 человек (председатель, секре­тарь, члены) на общем собрании секции и выполняет следующие функции: I) пропагандирует «свой» вид спорта с целью вовлече­ния учеников в секцию; 2) осуществляет контроль за выполне­нием занимающимися обязанностей членов секции; 3) организует участие членов секции в подготовке и уборке мест занятий, ре­монте инвентаря и оборудования, проведении школьных сорев­нований и пр.; 4) оказывает помощь учителю в подготовке команд школьников к соревнованиям; 5) ведет текущую документацию и учет работы секции.

Требования к организации внеклассной работы. Наибольшая эффективность работы достигается при следующих условиях:

1. Тесная связь с учебной работой как в плане преемственно­ сти содержания, так и в организационно-методическом.

2. Доступность занятий и разнообразие их форм, обеспечиваю­ щих возможность привлечения к ннм широкого круга школьников.

3. Проведение внеклассной работы по физическому воспита­ нию как составной части системы всей внеклассной образователь­ но-воспитательной работы школы (включая работу в пионерской и комсомольской организациях) с соблюдением преемственности принципов и методов работы и опорой на ученический актив.

4. Использование помощи родителей и шефствующей органи­ зации, которая может выражаться в материально-техническом обеспечении спортивной базы, организации физкультурных меро­ приятий, в руководстве секциями, командами и пр.

5. Четкое руководство администрации и педагогов деятельно- стью коллектива физической культуры, родителей и шефов. ■

■ I I

Педагогическое руководство внеклассной работой. Успешность Т его зависит от правильности распределения обязанностей между членами педагогического коллектива, согласованности их дейст- I вий и компетентности.

Директор обеспечивает единую направленность усилий ра­ботников школы, для чего предусматривает в общешкольном пла­ке вопросы внеклассной работы по физическому воспитанию; вы- ^ носит по согласованию с учителем физического воспитания на

обсуждение педагогического совета и родительского комитета наиболее актуальные вопросы внеклассной физкультурной рабо-ты; контролирует деятельность школьного коллектива физиче-ской культуры.

Организатор внеклассной и внешкольной вос­питательной работы координирует деятельность учителей и ученических общественных организаций по планированию и про­ведению внеклассных мероприятии; оказывает консультативную помощь совету коллектива физической культуры; обеспечивает участие в работе коллектива физической культуры классных ру­ководителей, пионервожатого, членов родительского комитета я

активистов шефствующих организаций.

Учитель физического воспитания оказывает по­мощь членам педагогического коллектива через систему инструк-

тивно-методпческих мероприятий (семинары, инструктаж, показа­тельные тренировочные занятия и др.) и индивидуальных кон­сультаций, руководит работой школьного коллектива физкуль­туры по всем ее разделам.

Классный руководитель в условиях повседневного об­щения с учащимися имеет наиболее благоприятные возможности для приобщения каждого к систематическим занятиям физиче­скими упражнениями, сдаче норм комплекса ГТО, участию во внеклассных физкультурных мероприятиях, а также для оказания помощи в осуществлении самоуправления учащихся. Он должен предусмотреть в плане воспитательной работы проведение массо­вых физкультурных мероприятий и участие класса в общешколь­ных мероприятиях; принимать личное участие в организации и проведении со школьниками своего класса физкультурных меро­приятий в режиме дня, туристских походов, прогулок и т. п.; контролировать выполнение поручений коллектива физической культуры; направлять деятельность физкультурного актива, ока­зывая помощь в планировании, организации работы и пр.

Старший пионервожатый несет ответственность за ор­ганизацию физкультурной работы в пионерской дружине: обеспе­чивает согласованность этой работы с учителем физического вос­питания н с советом коллектива; направляет деятельность пио­нерского актива по привлечению школьников к сдаче норм комплекса ГТО, по организации массовых пионерских соревнова­ний и игр, по подготовке школьных команд к соревнованиям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]