Конспект НОД по трудовому воспитанию в старшей группе«В гостях у бабушки Огородницы»


Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.

Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить — значит тру­диться.

Виктор Гюго

Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду.

Реализовать эту цель можно двумя путями:

  1. Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
  2. Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.

Мотивы детского труда могут быть разными:

  • похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;
  • самоутверждение в среде сверстников;
  • желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;
  • внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.

Конспект организации коллективной трудовой деятельности в старшей группе детского сада

Наталия Уварова Конспект организации коллективной трудовой деятельности в старшей группе детского сада

Тема: Организация коллективного труда по уходу за растениями и мытье игрушек.

Виды труда: Труд в природе. Хозяйственно-бытовой труд.

Цель: Участие детей в организованном труде коллектива сверстников; формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять и расширять знания детей о трудовых процессах: уход за растениями, мытье игрушек.

2. Формировать привычку к здоровому образу жизни.

3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе коллективного труда.

4. Формировать умение планировать свою деятельность, взаимодействовать в коллективе, распределять между собой обязанности.

Развивающие:

1. Развивать умение детей ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы.

2. Формировать навыки самостоятельности, сотрудничества и инициативности.

3. Развивать у детей наблюдательность и любознательность.

Воспитывающие:

1. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь.

3. Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

4. Воспитывать аккуратность, желание трудиться в коллективе.

Предварительная работа:

Знакомство с правилами совместной работы; беседы о труде: «Маленькое дело – лучше большого безделья», «Наведем порядок в доме»; заучивание пословиц и поговорок о труде; чтение стихотворений (С. Михалков «Все сам», А. Барто «Девочка чумазая», Я. Аким «Неумейка» и др.); закрепление представлений о труде через дидактические игры.

Материалы и оборудование: губки, салфетки, фартуки, лейки, тазы, пульверизатор, палочки для рыхления почвы, игрушки, комнатные растения (сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, традесканция, игрушка – Буратино.

Методы и приемы: Создание игровой ситуации, беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, практическая работа, опора на знания детей, разъяснение, показ, анализ.

Особенности трудового воспитания для разных возрастных групп

Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет. В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.

Содержание трудового воспитания для детей младших групп

В работе с малышами необходимо развивать у них элементарные навыки самообслуживания

Малыши в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность:

  • Самообслуживание в этом возрасте сосредоточено на следующих задачах: развивать элементарные навыки обслуживания самого себя (во время раздевания, одевания, мытья рук, приёма пищи, содержания в порядке рабочего стола);
  • воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время еды (пользоваться столовыми приборами, салфеткой);
  • стимулировать внутреннюю потребность к чистоплотности и опрятности (самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем, пользоваться расчёской, замечать непорядок в одежде и пытаться устранить его с помощью взрослых);
  • поддерживать позитивный эмоциональный настрой детей;
  • обогащать и активизировать словарь путём пополнения его новыми названиями предметов одежды.
  • Хозяйственный труд в бытовой сфере — развитие базовых навыков:
      аккуратно складывать игрушки;
  • помогать сервировать стол;
  • сгребать сухие листья на игровой площадке;
  • убирать лопатками снег со ступенек, дорожек.
  • Труд в природе — формирование навыков заботливого и ответственного отношения к животным и растениям (дети трудятся вместе со взрослыми):
      помощь в сборе зрелых плодов и семян;
  • забота о зимующих птицах;
  • уход за комнатными растениями;
  • посев семян.
  • Видео: «Моем руки» (занятие по гигиене в младшей группе)

    Видео: «Маша и сладкое королевство» (занятие по гигиене полости рта, вторая младшая группа)

    Видео: предметное обеспечение для трудовой деятельности в детском саду

    https://youtube.com/watch?v=PrnTtqTPVWc Video can’t be loaded: Трудовая деятельность в детском саду, группа № 8 (https://youtube.com/watch?v=PrnTtqTPVWc)

    Особенности занятий по труду у слабослышащих и глухих детей

    Особенности развития слабослышащих детей, поступающих в коррекционные группы детского сада:

    • слабое владение навыками самообслуживания в силу чрезмерной опеки со стороны взрослых;
    • нарушения в речевом развитии, как следствие — низкий уровень развития предметной и игровой деятельности.

    Алгоритм работы со слабослышащими детьми:

    1. Первый этап (2–4 года) – манипулятивная деятельность с бытовыми предметами. У слабослышащих детей главный канал восприятия — зрительный, поэтому основным педагогическим методом, нацеленным на выработку устойчивого навыка, является показ — педагог показывает каждую операцию, комментируя свои действия. Затем педагог выполняет совместные действия вместе с малышом, например, берёт руки малыша в свои, намыливает, смывает, протирает насухо полотенцем. Так у ребёнка формируется и закрепляется элементарный сенсомоторный навык. Постепенно ребёнку предоставляется больше самостоятельности и свободы действий. Педагог контролирует процесс выполнения операций и результат, затем только конечный результат.
    2. Второй этап (4–7 лет) – к бытовым предметам добавляются орудия труда взрослых, а к педагогическим методам присоединяется использование карточек-схем и рисованных алгоритмов. В процессе труда ребёнок учится понимать и выполнять трудовые поручения, согласовывать и планировать свои действия («сначала нарисуем форму детали, затем вырежем, сначала наметим, затем пришьём»), усваивает значение новых слов и терминов, развивает коммуникативные навыки.

    Ход трудовой деятельности:

    1 часть. Дети заходят в группу. Неожиданно звучит голос Феи Чистоты. (Дорогие ребята я фея Чистоты. Я путешествую по миру и скоро приеду к Вам). А как готовимся к встречи гостей? (дети : убираемся, готовим угощение)

    А еще как? Ребята а что нам поможет в работе?
    (музыка, пословицы, поговорки)
    Воспитатель

    : Ребята, а вы знаете пословицы
    (да)
    Кира какую пословицу знаешь ты? Кирилл а ты какую пословицу знаешь? И я знаю пословицы, кто любит
    труд того люди чтут
    . Как много вы знаете пословиц! С чего начнем приготовления?
    (дети с уборки)
    .

    Воспитатель

    : Давайте выберем что будем убирать
    (протирать пыль, стирать, протирать стулья)
    .

    Воспитатель

    :

    1 бригада — протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки

    2 бригада — стирает кукольное белье

    3 бригада — моет стульчики

    Воспитатель

    : Ребята что же нужно для работы?
    (тазики, тряпки и т. д.)
    Приготовьте пожалуйста свои рабочие места. (дети готовиться)

    Воспитатель

    : предлагаю распределить обязанности : кто, что будет делать, говорит. Ребята расскажите, кто, чем в вашей бригаде будет заниматься?
    (Юра наливать воду в таз, Арина стирать и т. д.)
    Воспитатель

    : От работы каждого в отдельности будет, зависит качество выполненной работы всей бригады.

    2 часть : Практическая работа.

    Воспитатель

    : Молодцы ребята! Расскажите пожалуйста что ваша бригада будет выполнять?Давайте посмотрим все ли у вас готово.
    (воспитатель
    показывает иллюстрации)
    . Все готово, начинаем трудиться
    .

    В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы

    , помогает в организации, напоминает порядок работы.

    Воспитатель

    : Удобно ли вам? Почему с тряпочки вода течет? Зачем вы стулья переносите? Кто у вас отвечает за расстановку книг на полки? Ребята да у вас работа то кипит! Молодцы! Какие
    труды такие и плоды
    ! Без дела слабеет сила! Птицу узнают в полете, а человека в
    труде
    !

    3 часть : Подведение итогов работы. Оценка выполнения заявки.

    Воспитатель следит

    , чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Затем предлагает полюбоваться на результаты
    труда
    . Бригада, закончившая первой подходит к другим бригадам, предлагает свою помощь

    Воспитатель

    :Ребята, какие вы молодцы, с работой справились. Давайте посмотрим какие у нас стали стулья?
    (чистые, красивые)
    А давайте посмотрим что же делают у нас другие бригады?

    Воспитатель

    :Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.

    Воспитатель

    : Что делали вы?
    (обращаюсь к каждой бригаде)
    Ребята вам понравилось
    трудиться
    ? Что вам большего всего понравилось? Чем хотелось бы вам заниматься в дальнейшем?Давайте посмотрим как стало у нас в группе?
    (осмотр группы)
    .

    Воспитатель

    . Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Поздравляю ребята, работа закончена.

    Цель: формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе: — вытирать пыль — мыть игрушки Задачи:

    · Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.

    · Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу. Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы

    · Учить поддерживать порядок в шкафах с игрушками, оборудованием; работать сообща, договариваться о распределении обязанностей,

    · замечать непорядок, предлагать устранять его, при необходимости оказывать друг другу помощь.

    · Формировать умение вступать в контакт со взрослыми, развивать общительность.

    Оборудование:

    клеенки, тазики, тряпочки, игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; щетки, фартуки.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите, дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей.)

    Пусть игрушки дружат с нами Обижать мы их не станем Поиграем, а потом Все на место уберём Сами мы себе поможем По местам мы их разложим

    И очень не любят, когда их ломают!

    наша группа всегда чистая, красивая.

    Что для этого нужно сделать? (Ответы детей).

    я прочитаю отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе». (Читает).

    Дети, почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?(Ответы).

    А что было бы, если бы вы все игрушки раскидали, разломали? (Ответы). Правильно, игрушки убежали бы и без них стало бы плохо. А если бы вы разбрасывали свои вещи куда попало? (Ответы).

    Верно, их нужно было бы искать. А если бы посуду после еды вымыли и убрали на место? (Ответы).

    Правильно, тогда все было бы хорошо. И Марина Николаевна сказала бы: «Молодцы, помощники мои!» Скажите, хорошо было бы или плохо, если бы вы бережно относились к вещам, берегли их, заботились о них? (Ответы).

    Вот если бы и Федора убиралась в своей квартире, мыла посуду, ухаживала за цветами, то никто бы и не убежал от нее.

    А какие сказки о труде вы помните?

    «Золушка» , « Стрекоза и Муравей».

    Молодцы! Дома вы всегда заняты чем-то полезным, помогаете маме, папе, бабушке и дедушке, свои младшим братьям и сёстрам. Как люди говорят о человеке, который много трудится? (Ответы детей.)

    Как мы можем назвать стрекозу? Почему?

    Что мы скажем о муравье? Почему?

    Сегодня мы покажем какие мы большие и трудолюбивые.

    Но перед тем. как сделать это, распределим обязанности между собой. Одна группа (бригада) детей должна помочь Марине Николаевне в группе, протереть пыль на подоконниках, полочках, вторая бригада мыть и протирать игрушки, строительный материал. Третья бригада работает в кукольных уголках,четвертая бригада протирает пыль с книжных полочек, складывает книги, альбомы, картины, поливает цветы, опрыскивает. Дети, но не забывайте договариваться, кто и что будет делать.

    Правильно, мы говорили о труде, трудолюбии, о том, что все должны трудиться. Что труд это хорошо, а лень плохо, и от безделья всегда идёт печаль и наказание. Вы все очень трудолюбивые ребята, вы потрудились в группе, мы сделали доброе дело. А если и дома будете так помогать, тогда ваши родители будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками.

    Воспитатель

    У тебя были какие-нибудь трудности, когда ты работал? -спрашивает воспитатель.(Ответ ребенка).

    Дети, вам понравилось ра ботать вместе? (Ответы).

    Как чисто у нас стало! Молодцы, дети! Вы все дружно и хорошо поработали, и я вижу, что вы уже подросли. Каждый делал свое маленькое дело, но все вместе сделали большое общее дело.

    Конспект трудовой деятельности в старшей группе. план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Конспект трудовой деятельности в старшей группе.

    Автор-разработчик: Оксана Юрьевна Склярова, воспитатель БДОУ города Омска «Детский сад присмотра и оздоровления № 30».

    Тема: «Генеральная уборка группы»

    Виды деятельности: трудовая, коммуникативная.

    Формы проведения: коллективный труд.

    Цель: формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в группе.

    Задачи:

    1) Совершенствовать умение мыть кукольную посуду, протирать пыль на мебели, аккуратно расставлять игрушки и пособия в шкафах.

    2) Закреплять умение детей планировать деятельность, договариваться о распределении обязанностей. Понимать, что работа подгруппы является частью общего дела.

    3) Развивать аккуратность, старательность.

    4) Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

    Оборудование: 4 картинки-подсказки, алгоритм этапов трудовой деятельности, карточки-схемы, фартуки, клеенки, ведра, тазы, мыло, тряпочки, салфетки.

    1 этап. Мотивация детей к деятельности.

    Воспитатель: «Ребята, какой праздник мы будет отмечать в конце ноября? (День Матери).

    Как мы к нему готовимся? (Нарисовали портреты мам, сделали открытки, учим стихи, готовим концерт). В этот день ваши мамы придут к нам в гости. А все ли в группе готово к приходу гостей?»

    2 этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности.

    Воспитатель: «Как подготовить группу к приходу гостей?

    Что нужно сделать? (Навести порядок. Расставить игрушки и т.д.)

    А, вы, согласны сделать нашу группу чистой, аккуратной, уютной?»

    3 этап. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

    Воспитатель: «Вы сказали, что нужно навести порядок. А что конкретно нужно сделать?»

    (Если дети что-то не назовут, то предложить им рассмотреть картинки-подсказки. Например, нарисованы стулья, а рядом тазик, мыло и тряпочка).

    Воспитатель: «Что нам нужно сегодня сделать?» (Помыть стулья).

    Аналогично рассматриваются еще 3 картинки: нарисован шкаф с кукольной посудой, рядом тазик, мыло и тряпочка –помыть кукольную посуду. Также навести порядок в уголке ПДД и протереть пыль в шкафах с игрушками.

    Воспитатель: «Как мы сегодня будем работать? Как будет удобней, быстрей?» (Ответы детей). Предлагаю разделиться на бригады. Бригадиров выберем с помощью жеребьевки. (Выбирают). Сейчас я приглашаю бригадиров, чтобы вы выбрали картинку, где будет трудиться ваша бригада. (Бригадиры выходят и поочередно выбирают). Бригадиры, я прошу вас выбрать к себе в бригады помощников. (Называют имена детей)

    Воспитатель: «У нас есть бригады, есть бригадиры. Каждая бригада знает, где будет трудиться. Мы можем браться за дело? У нас все готово?» (Нет).

    Что еще необходимо сделать, чтобы начать трудиться? (Надеть фартуки). А еще?

    (Если дети затрудняются, то предложить им помощь).

    Воспитатель: «Посмотрите, нас есть картинки, они нам помогут. Что они означают?»

    (1-надеть фартук, 2 — подготовить место, 3 — подготовить оборудование, 4 — распределить этапы работы и выполнить ее, 5 — убрать свое рабочее место, 6-снять фартук, 7- помыть руки).

    Воспитатель: «Приглашаю каждую бригаду выбрать все необходимое и пройти на свои рабочие места.» (Бригады поочередно выходят и выбирают себе инвентарь для труда).

    Уборку рекомендуется начинать в хорошем настроении, и в этом нам поможет –музыка.

    Пока играет музыка — работаем, если музыка закончилась- заканчиваем, наводим порядок.

    4 этап. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

    Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись веселой музыки. Во время работы координирую работу звеньев, помогаю в организации, напоминаю порядок работы (использую карточки — схемы). Завершение работы.

    Воспитатель: «Ребята, музыка закончилась. Что нужно сделать?» (Убрать свое рабочее место, отнести инвентарь на место)

    5 этап. Рефлексия, подведение итогов, обсуждение результатов.

    Воспитатель: «Давайте пройдем по группе и посмотрим на результаты вашей работы.

    Чья бригада наводила здесь порядок? Все ли вы успели? Довели начатое дело до конца?»

    (Аналогично подводятся итоги по всем бригадам).

    Воспитатель: «Ну, а теперь наша группа готова к проходу гостей? Понравится вашим мамам у нас в группе? Что мы сделали для того, чтобы в нашей группе стало чисто и аккуратно? (Ответы детей). Каждый из вас сделал маленькое дело, но все вместе сделали большое, общее дело».

    А, сейчас я прошу оценить себя. Если вы считаете, что все у вас получилось, вы довольны своей работой — похлопайте себе. Если вы считаете, что у вас не все получилось, вы недовольны своей работой — просто помолчите и подумайте, что нужно сделать в следующий раз, чтобы все получилось.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: