Разработка урока «Маршируют все. Строевые перестроения» 2 класс

Бинарный урок в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении в начальной школе

Аннотация:

введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставит перед учителями задачи изменения традиционных уроков, в связи с тем, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готовых знаний, а на освоение системно-деятельностного подхода к получению знаний. Это в свою очередь проявляется творческим подходом учителей в своём профессиональном росте и источником мотивации для учащихся. Сотрудничество учителей может быть весьма продуктивным при такой форме нетрадиционного урока как бинарный урок.

Ключевые слова:

интеграция музыки и физической культуры, бинарный урок, исполнение песен; марширование и перестроения под музыку; участие в творческих заданиях.

Пояснительная записка

Бинарный урок разработан с учётом концепции личностно-ориентированной развивающей системы «Школа 2100». При подготовке урока учитывались психологические и индивидуальные особенности обучающихся 2 класса, уровень физической и вокальной подготовленности. Специально подобранные упражнения и игры, маршевые песни решали образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключались в обучении основным двигательным действиям (марш, бег, перестроения) и познании разновидностей маршевой музыки, её содержания – человеческого опыта нравственно-эстетического познания мира. Воспитательные задачи заключались в формировании познавательной активности, умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы, расширении кругозора, совершенствовании навыков общения. Оздоровительные задачи заключались в спортивной части комплекса упражнений, строевых перестроений по сложности адекватных возрастным особенностям учащихся 2 класса для обучения двигательным действиям.

Интеграция физической культуры и музыки позволила включать детей в практическую деятельность, связанную с развитием эмоциональной сферы:

  • исполнение песен: «Дружба крепкая» сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева» Вместе весело шагать» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского, «Не плачь, девчонка» сл. В. Харитонова, муз. В. Шаинского; русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;
  • марширование и перестроения под музыку: «Трус не играет в хоккей». сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой, «Встречный марш» С. Чернецкого, «Футбольный марш» М. Блантера, «Выходной марш» И. О. Дунаевского;
  • участие в творческих заданиях: «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского; Три варианта марша Д. Кабалевского;
  • слушание: Марш горнистов (сигналы горна), марш «Прощание славянки» В. Агапкина.

Планируемыми результатами проведения бинарного урока будут:

  • Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучающихся посредством смены видов деятельности, повышение эффективности учебной деятельности путём использования физической и вокальной подготовленности обучающихся.
  • Создание предпосылок для формирования современного целостного представления об окружающей действительности.
  • Адаптация обучающихся к сохранению здоровья на данном этапе обучения: сохранение правильной осанки, управление эмоциями в процессе участия в проведении бинарного урока.

Предметные результаты освоения бинарного урока с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы «Музыка» и «Физическая культура» должны отражать:

Музыка:

  • формирование представлений о роли маршевой музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • развитие художественного вкуса и интереса к маршевой музыке и связанной с ней музыкальной деятельности;
  • умение воспринимать маршевую музыку и выражать свое отношение произведению;
  • использование музыкальных образов при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Физическая культура:

  • формирование представлений о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы.

Тип урока: бинарный. Форма проведения: урок. Урок проводят два педагога.

Смысловой акцент содержания бинарного урока: опора на опыт обучающихся, психологический комфорт, интерес; единство эмоционального и рационального (музыка и спорт вызывают чувства и пробуждают мысли); единство общего и индивидуального (этот марш-все марши); выход за рамки музыкального искусства. При проведение урока педагоги используют методы: словесные (беседа, рассказ, разъяснение, пояснение) ; игровые, наглядные; метод слуховой наглядности; метод сравнения; метод эмоциональной драматургии. Педагоги используют технологии: личностно – ориентированного обучения; учебно-игровой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог).

Цель проведения бинарного урока:

  • создать условия, способствующие повышению музыкально-творческой активности обучающихся, развитию чувства ритма через закрепление строевых приёмов перестроений в маршевой музыке;
  • выход за пределы родного дома: от музыкальных звуков дома- к «звукам улицы»,к звучащим на улице маршам;
  • развитие у обучающихся внимания к мелодиям жизни за порогом дома (ретроспективная связь с 1 классом).

Задачи:

  • показать маршевую музыку в творчестве отечественных композиторов: П. И. Чайковского, И. О. Дунаевского, М. Блантера, В. Агапкина, С. Чернецкого, А. Пахмутовой, Б. Савельева, В. Шаинского; Д. Кабалевского;
  • помочь обучающимся прислушиваться и слышать «музыку улицы» ( музыку парада, военные марши, музыку на стадионе).

При проведении бинарного урока формируются:

Познавательные УУД:

  • формирование образов различных маршей через спортивные движения, строевые перестроения и музыкальное восприятие;
  • 2)видение взаимосвязи между музыкой и физической культурой;
  • решение учебной задачи по выявлению интонационных особенностей маршевой музыки , формирование у обучающихся «чувства марша»;
  • сравнивнение специфических особенностей музыкального языка в произведениях маршевой музыки;
  • совершенствование уровня исполнения песен, свободного и ровного пения с движением;
  • сопоставление разнообразие маршей с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат;
  • формирование знаний по физической культуре.

Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • воспитание патриотизма, любви к Родине ;
  • воплощение художественно-образного содержания маршевой музыки в пении, пластике, физкультурных движениях;
  • наблюдение за использованием марша в жизни человека;
  • эмоциональный отклик на выразительные особенности марша;
  • умение выявлять значение марша в жизни человека;
  • интерес к систематическим занятиям физической культурой.

Регулятивные УУД:

  • выстраивание хода решения учебной задачи с привлечением разных видов музыкальной, творческой и спортивной деятельности;
  • решение конкретной учебной задачи при исполнении «Марша деревянных солдатиков» из «Детского альбома» и «Марша» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (исполнить элементы музыкальной речи с помощью музыкально- ритмических движений, дирижёрского жеста).

Коммуникативные УУД:

  • умение найти аргументированные ответы на вопросы в процессе коллективного размышления по учебной задаче;
  • воплощение художественно-образное содержание марша в пении, ритмике, строевых упражнениях в коллективном или групповом сотворчестве с другими учащимися;
  • общениеи взаимодействие в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения художественного образа марша;
  • умение передавать музыкально-двигательные, ритмические, вокально-хоровые, строевые навыки, коммуникативные умения в различных видах маршей.

Оборудование: гимнастические скамейки, футбольные мячи, канат, конусы, свисток, магнитофон, синтезатор, металлофон , барабан, бубен, треугольники, колокольчики, деревянные ложки.

Место проведения: малый спортивный зал школы.

Для проведения бинарного урока необходима предварительная работа: обучающиеся разучивают маршевые песни, готовят строевые перестроения. Педагоги учитывают уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных обучающихся.

Раздаточный материал: мячи, бубен, барабан, деревянные ложки, треугольники, колокольчики.

Музыкальный ряд: «Трус не играет в хоккей». сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова , муз. А. Пахмутовой (Спорт, спорт, спорт. Песенник. Составитель О. Очаковская.- М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор»,1980г.-с.61.; «Дружба крепкая» сл. М. Пляцковского , муз. Б.Савельева ; «Вместе весело шагать» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского; «Марш деревянных солдатиков» муз. П. И. Чайковского (« Детский альбом» ) ; «Марш» из балета «Щелкунчик»- муз. П. И. Чайковского ; «Три марша» Д.Кабалевский; Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная солдатская песня; «Футбольный марш» муз. М. Блантера; «Прощание Славянки» муз. В. Агапкина; «Выходной марш» из к/ф «Цирк»- муз. И. О. Дунаевского; «Встречный марш» муз. С. Чернецкого ; «Не плачь, девчонка» сл. В. Харитонова, муз. В. Шаинского .

Марш – один из основных музыкальных жанров.

Марш доступен и понятен всем, кто неоднократно встречался с ним в своей жизни. С помощью марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу искусства, и его связь с жизнью станет для них очевидной и естественной. Музыковедческая линия помогает второклассникам осознать, почему маршевые произведения такие разные, каким образом они создают тот или иной художественный образ. Эта линия, так же как патриотическая, реализуется через конкретные маршевые произведения.

«Погружение» второклассников в мир маршевой музыки происходит на бинарном уроке в различных видах музыкально-творчески-спортивной деятельности: в пении маршевых песен, исполнении маршевых песен в движении, в игре на шумовых музыкальных инструментах, при слушании и размышлении о маршевой музыке. В соответствии с «погружением» второклассников в мир маршевой музыки происходит процесс накопления понятий и терминов. (Марш. Музыкальный жанр. Музыкальный театр. Опера. Балет. Мажорный лад. Песня. Куплет. Запев. Припев. Солист. Дуэт. Трио. Квартет. Квинтет. Сильная доля, слабая доля. Ритм. Музыкальная характеристика). Это оказывает объективное влияние на развитие интереса к маршевой музыке: на его расширение, т.е. на многообразие характеристик, понятий, которыми оперируют обучающиеся; на углубление интереса, т.е. на ценностное постижение маршевой музыки; на устойчивость интереса, т.е. длительность впечатлений от знакомых произведений.

Накопление опыта общения второклассников с маршевой музыкой, развитие их терминологической грамотности на интегрированном уроке связано с языком, жанром марша, ритмическими движениями, музыкальной игрой, строевыми перестроениями. Это способствует развитию музыкальной грамотности, т.е. способности: свободно ориентироваться в маршевой музыке; «с лёту», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении; размышлять о маршевой музыке.

Бинарный урок «Маршируют все. Строевые перестроения» (музыка и физическая культура) выполняет функцию физической и психоэмоциональной рекреации, способствует снятию эмоционального напряжения обучающегося, в том числе и от гиподинамии в учебном процессе. Кроме того, такой урок обеспечивает воспитание нравственных качеств личности и развитие социальных компетенций обучающихся через участие в музыкальной, спортивно-игровой и физической подготовке.

Бинарный урок предметов музыки и физкультуры имеет своей целью не развлечение, а обучение с увлечением, обучающиеся учатся рассуждать, работать в команде, находить взаимопонимание. В ходе такого нетрадиционного урока обучающиеся получают нестандартные задания, главным отличительным признаком которых является их связь с творческой деятельностью и физической активностью.

Оценка на бинарном уроке применяется не только как результирующий инструмент, но и как формирующий. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Рекомендации для проведения бинарных уроков музыки и физкультуры :

  • бинарные уроки следует проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся;
  • бинарному уроку должна предшествовать тщательная подготовка.
  • при проведения бинарного урока таких предметов как музыка и физкультура учителя создают благоприятные условия для коллективной работы обучающихся, для формирования умения планировать свою деятельность и повышать интерес к учению.

Вывод: интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

«Эти разные марши»конспект урока музыки в 2 классе

Урок музыки во 2-м классе по теме «Эти разные марши»

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Форма урока:

путешествие.

Цель:

Познакомить с жанром – марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Задачи:

Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку).

Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.

Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Музыкальный материал:

С.Чернецкий “Встречный марш” – вход, слушание.

Марш “Триумфальной победы” – слушание, движения марша, ритмические упражнения под музыку.

М.Блантер “Марш футболистов” – слушание, ритмические упражнения под музыку.

Марш из балета “Щелкунчик” Чайковский (фрагмент)

П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” – слушание, использование самодельных шумовых инструментов (методика К.Орфа).

Фрагмент из песни “Пряничный Теремок”

Песня “Пряничный Теремок”

Оборудование:

Портрет композитора, схемы, фонотека, детские шумовые инструменты “шуршунчики”, таблицы эмоционального состояния, мультимедиа презентация и видео.

Ход урока

1. Организационный момент – вход.

Звучит маршевая музыка С.Чернецкий “Встречный марш”

. Дети входят в класс, маршируют на месте, с окончанием музыки останавливаются возле своих мест — стульев.

Музыкальное приветствие (Пальчиковая речевая игра)

Учитель:

Я здороваюсь везде – Дома и на улице, Даже “здравствуй” говорю Я соседской курице (показывает “крылышки”).

Здравствуй, солнце золотое!
(показывает “солнце”)
Здравствуй, небо голубое!
(показывает “небо”)
Здравствуй, маленький дубок!
(показывает “дубок”)
Здравствуй, вольный ветерок!
(показывает “ветерок”)
Здравствуй, Утро!
(жест вправо)
Здравствуй, День!
(жест влево)
Мне здороваться
(кладёт руки на грудь)
Не лень.
(разводит руки в стороны)
Приветствие:

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель.

Учитель:

Под какую музыку, вы вошли в класс? Что можно делать под эту музыку? Удобно маршировать под эту музыку?

Дети:

Да!

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром – марш. Какие бывают марши, вы узнаете. Сегодня мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.

А может кто-то из вас знает, что такое марш?

Дети:

Когда ритмично считают.

Учитель:

Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: