§ 14. Водородные и кислородные соединения неметаллов
- Приведите примеры формул высших кислородных и летучих водородных соединений элементов 3-го периода. Для атомов каких элементов характерны такие водородные соединения?
Приведенные в нижней части периодической системы Д.И. Менделеева общие формулы высших кислородных и летучих водородных соединений элементов разных групп отражают типичные для этих групп элементов формы их соединений. Понятие «форма соединений» ввел в химию Д.И. Менделеев.
Общие формулы отражают состав соединений, типичный для целой группы или подгруппы элементов.
- Задание.
Опираясь на общие формулы водородных и кислородных соединений элементов 3-го периода, отметьте закономерные изменения состава и свойств этих соединений, а также изменения характера элементов.
Элементы-неметаллы, в отличие от металлов, имеют газообразные водородные соединения.
Их состав зависит от степени окисления неметалла
При рассмотрении свойств летучих водородных соединений неметаллов в соответствии с их положением в периодах периодической системы можно наблюдать некоторые общие закономерности в изменении их свойств (полярность, растворимость, характер водородных и кислородных соединений).
Так, полярность молекул газообразных водородных соединений у элементов 3-го периода возрастает с увеличением ОЭО атомов при переходе от IV группы к VII, т. е. при уменьшении отрицательной степени окисления центрального атома:
В этом же порядке возрастают растворимость соединений в воде, их кислотность и прочность.
Вы уже знакомы с хорошей растворимостью хлороводорода в воде.
- Опыт.
Еще раз обратимся к хорошо известному вам опыту по растворению хлороводорода в воде (см. учебник химии для 8 класса). Напомним, что в 1 л воды растворяется около 400 л хлороводорода. Вода с силой врывается в разреженное пространство, образовавшееся в сосуде, и бьет фонтаном, заполняя склянку. Добавленный в водный раствор лакмус краснеет, что доказывает образование кислоты.
Рассмотрим сущность этого процесса: молекулы хлороводорода полярны, хорошо растворимы в воде и диссоциируют в ней по уравнению:
- Н2O + НСl = Н3O+ + Сl-
При взаимодействии с водой каждая молекула хлороводорода отдает молекуле воды протон (катион водорода), который присоединяется к ней по донорно-акцепторному механизму, образуя ион гидроксония Н3O+. Именно от этого иона зависят кислотные свойства раствора хлороводорода (см. § 5).
В периодах слева направо усиливается кислотный характер водородных соединений неметаллов:
В А-группах полярность молекул, растворимость и основный характер водородных соединений неметаллов в воде, наоборот, уменьшаются при переходе сверху вниз:
- NH3 → РН3 → AsH3
По отношению к воде летучие водородные соединения неметаллов можно разделить на три группы:
- хорошо растворяющиеся в воде с диссоциацией на ионы (НСl, HBr, HI, H2S, H2Se, NH3), проявляющие при этом кислотные или основные свойства;
- соединения, разлагаемые водой. К ним относятся летучие водородные соединения бора, кремния, германия. Они подвергаются гидролизу с образованием свободного водорода и кислот:
- летучие водородные соединения неметаллов, не взаимодействующие с водой (например, фосфин — водородное соединение фосфора, метан — водородное соединение углерода и др.).
- ВН3 + ЗН2О = Н3ВО3 + ЗН2
Газообразные водородные соединения, присущие p-элементам главных подгрупп, подчеркивают их неметаллический характер.
Окончание параграфа >>>
Конспект урока химии с презентацией, 9 класс. Водородные соединения неметаллов
Урок химии, 9 класс
Автор: Гудошникова Елена Владимировна, учитель химии МКОУ лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области Предмет: химия. Класс: 9. Тип урока: комбинированный. Тема: водородные соединения неметаллов. Цель: изучение состава и свойств водородных соединений неметаллов. Задачи. Образовательные:
1). Обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных химических понятий по теме урока: водородные соединения неметаллов, виды химической связи, типы кристаллической решётки, характер соединений лвс неметаллов 2). Продолжить формирование умений и навыков работы с учебником, таблицами Менделеева и растворимости. 3). Продолжить формирование специальных умений по предмету химии (составлять химические формулы и уравнения, работать с лабораторным оборудованием и реактивами).
Развивающие:
1). Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли. 2). Развивать самостоятельность учащихся 3). Развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации . 4). Развивать способности, склонности, познавательный интерес, мотивы и потребности учащихся, применяя игровые ситуации, учебные дискуссии, используя данные о применении изучаемых химических объектов в окружающем мире, о новостях химической науки и технологии.
Воспитательные:
Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: 1) объективность и реальность окружающего мира, 2) причинно-следственные и другие связи между явлениями, 3) непрерывность изменений и развития в природе и обществе, 4) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта, 5) истинность научных знаний и законов природы.
Универсальные учебные действия. Личностные УУД:
личностное самоопределение, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, прогнозирование реакции раствора в зависимости от состава соли, подвергающейся гидролизу, контроль в форме сличения результата с эталоном, оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, управление поведением партнёра в группе – контроль, коррекция, оценка его действий.
Познавательные УУД:
структурирование знаний о составе, характере и свойствах водородных соединений неметаллов; постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотезы и её обоснование, построение логической цепочки рассуждений, анализ эксперимента:; умение делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка умений в написании уравнений реакций, подтверждающих характер водородных соединений неметаллов
Планируемые результаты. Предметные:
• Знать: степени окисления неметаллов в водородных соединениях, характер и свойства водородных соединений неметаллов • Уметь: составлять формулы водородных соединений неметаллов на основе степени окисления, определять характер водородных соединений неметаллов. Подтверждать характер написанием соответствующих уравнений реакций
Личностные:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, • освоение социальных норм, правил поведения, • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
Метапредметные:
• Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; • Умение применять знаки и символы для решения учебных задач; • Смысловое чтение; • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Основные понятия: степень окисления, химическая связь, электроотрицательность, длина связи, водородные соединения, свойства ( кислотные, основные, амфотерные, инертные). Межпредметные связи: биология, физика Ресурсы: Основные
1). Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Серия Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия 9 — М.: Вентана -Граф, 2012 2). Таблицы: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости 3). Презентация к уроку. 4). Натуральные объекты: пластилин, спички, растворы хлороводорода, аммиака, универсальный индикатор, предметные стёкла.
Дополнительные
1). Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образования, — М.: Просвещение, 2007 2). Образовательная коллекция. 8-9 класс. Химия . базовый уровень, -М.: Просвещение, 2007
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная. Технология: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие. Деятельность учителя. Оглашает тему и план урока. (Слайд 1). Деятельность учащихся. Записывают тему урока в тетрадь. 2. Проверка домашнего задания. Деятельность учителя. Раздаёт ученикам карточки – задания (6 человек), проверяет, корректирует, оценивает. Карточка. Охарактеризуйте элемент – неметалл, пользуясь таблицей Менделеева. Опишите простое вещество, образованное этим элементом по плану: химическая формула. Вид связи, тип решётки. Физические свойства, химические свойства. Ответ подтвердите написанием уравнений реакций. Надо охарактеризовать углерод, кислород, фосфор, серу, хлор, йод. Деятельность учащихся. Записывают химические формулы и уравнения, проговаривают информацию с использованием основных терминов по теме. Параллельно с подготовкой учащихся у доски, учитель проводит фронтальный опрос учащихся о строении атомов элементов – неметаллов. 3. Изучение нового материала. Работа с пластилином. Деятельность учителя. Демонстрирует слайд с заданием: «Даны формулы веществ NH3 , HI , H2S, СН4. Определите валентности элементов. Изготовьте модели молекул из пластилина и спичек» (слайд 2) , наблюдает за выполнением задания, корректирует. Обращает внимание на цветовую гамму модели, размеры моделей атомов, количество используемых спичек. Просит дать объяснения. Корректирует, выборочно оценивает. Деятельность учащихся. Определяют валентности элементов. Работают парами с пластилином. Осуществляют проверку. (Слайд 3). Деятельность учителя. Демонстрирует слайд с заданиями: «Определите вид связи в молекулах водородных соединений неметаллов. Сравните длину связи в молекулах водородных соединений неметаллов. Тип кристаллической решетки водородных соединений неметаллов». (Слайд 4). Деятельность учащихся. Выполняют задания. Корректируют свои знания. Лабораторный опыт. Деятельность учителя. Демонстрирует слайд с заданиями: «Исследуйте растворы аммиака и хлороводорода универсальным индикатором. Объясните результаты» (слайд 5), наблюдает за деятельностью учащихся, контролирует. Деятельность учащихся. Парами проводят опыты, наблюдают, сравнивают, объясняют результаты. Работа с учебником. Деятельность учителя. Демонстрирует слайд с заданием: «Найдите в учебнике информацию об изменении свойств водородных соединений неметаллов в периоде, в главных подгруппах» (учебник: стр 63 параграф 14), контролирует деятельность учащихся. Деятельность учащихся. Учащиеся работают с учебником, осмысленно читают, выбирают ответ на вопрос, делают запись в тетрадь. 4. Закрепление нового материала. Деятельность учителя. Проводит с учащимися фронтальную беседу. Вопросы. 1). Назовите формулы водородных соединений неметаллов 7А группы. 2). Каков характер водородных соединений неметаллов 7А группы? 3). Как опытным путём подтвердить характер соединения. Далее предлагает учащимся письменное задание: «Запишите уравнение реакции йодоводорода с гидроксидом калия в молекулярном и ионном виде» (слайд 7), наблюдает за выполнением, корректирует, выборочно оценивает. Деятельность учащихся. Отвечают на вопросы. Прописывают уравнения реакций, пользуясь таблицей Менделеева. 5. Контроль. Деятельность учителя. Демонстрирует слайд с вопросами теста (слайд 8), наблюдает за выполнением задания. Тест 1). В соединении, формула которого NH3 степень окисления второго элемента: а) -3 б) -2 в) +3 2). Связь в молекуле NH3: а) ионная б) ковалентная неполярная в) ковалентная полярная 3). Тип кристаллической решётки NH3: а) атомная б) молекулярная в) ионная 4). Соединение с формулой NH3 имеет характер: а) кислотный б) основный в) амфотерный Деятельность учащихся. Осмысленно читают вопросы теста, выбирают правильные ответы, осуществляют самоконтроль (слайд 9). 6. Рефлексия. Деятельность учителя. Предлагает учащимся написать «телеграмму» (слайд 10), наблюдает за выполнением задания, выборочно оценивает. Деятельность учащихся. Отправляют и получают «телеграмму», работая парами. Запись домашнего задания. Деятельность учителя. Демонстрирует слайд с домашним заданием, проговаривает. (Слайд 11). Деятельность учащихся. Записывают в дневники домашнее задание: учебник параграф 14 стр 62-64 учить.
Презентация на тему: водородные соединения неметаллов
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода Конспект урока химии для 9 класса. Серная кислота Методическая разработка конспекта урока химии с презентацией в 9 классе в Горном музее Конспект урока химии с презентацией, 9 класс. Повторение по теме: Металлы
Похожие статьи:
Методическая разработка урока химии 9 класс
Конспект урока химии для 9 класса
Практические работы по химии 9 класс
Игра — соревнование по химии в 9 классе
Викторина по химии с ответами для 9 класса
Оксиды неметаллов
- несолеобразующие оксиды: SiO, N2O, NO, CO;
- солеобразующие оксиды (кислотные оксиды) — все остальные оксиды неметаллов: газы: SO2, CO2, NO2 и др.;
- жидкости: SO3, N2O3 и др.;
- твердые в-ва: P2O5, SiO2 (единственный расвторимый в воде кислотный оксид).
Кислотные оксиды являются ангидридами кислот, например, P2O5 является ангидридом кислоты H3PO4.
При растворении в воде кислотных оксидов образуются гидроксиды, являющиеся кислотами:
N2+5O5+H2O = 2HN+5O3
В случае, если неметалл образует несколько кислородсодержащих кислот, то с увеличением степени окисления неметалла увеличивается и сила кислоты:
H2S+4O3 H2S+6O4 Вторая кислота более сильная