Конспект народной игры «Краски. Подвижная игра «краски»

Как сочетать ум и досуг? Игра «Краски» отлично подходит для этого. Это игра очень давняя, народная, пережившая не одно десятилетие, а может и столетие. Пережила, сохранилась и не теряет актуальности.

Научить названиям цветов проще всего в игре. Можно получить и удовольствие, и знания. Если дети уже знают некоторое количество названий цветов и оттенков, то эта игра позволит имеющиеся знания закрепить и расширить и при этом от души побегать.

У подвижной игры «Краски» есть и другие названия, несколько вариантов. «Краски» – коллективная игра, в которой могут участвовать дети как одного, так и разного возраста. Возраст играющих от 4 до 10 лет.

Стандартный вариант игры Краски

Приготовления к игре:

Для игры «Краски» среди участников выбирают одного ведущего-продавца и одного покупателя-монаха, остальные дети становятся красками. Участники-краски сидят в кругу или в беседке, иногда дети становятся в шеренгу. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому какой цвет краски ему соответствует. Дети запоминают свой цвет. Монах-покупатель не должен знать цвета красок.

Ход игры

:

Монах приходит в магазин красок и обращается к продавцу:

Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

Монах называет цвет краски (например, голубой). Если такой краски нет, то продавец отвечает:

Нет такой! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

Задания для монаха могут быть разные: проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку или как-то по другому.

Если названная краска в магазине присутствует, то продавец отвечает монаху:

Есть такая! — Сколько стоит? — Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).

При последнем хлопке названная «краска» вскакивает со своего места и бежит вокруг беседки или шеренги остальных детей. Монах пытается ее догнать. Если он догоняет краску, то сам становится краской, а пойманный участник-краска становится покупателем-монахом и игра продолжается.

Если же монах не смог поймать краску, то игра начинается сначала.

Игра «Краски»: правила

Краски — игра с правилами. Ещё этим она хороша для старших дошкольников и учеников младших классов: воспитывает произвольность.

Вариант для малышей 4-5 лет

Для таких малышей игра упрощается. Мы играем так. Оптимальное количество играющих – 6-7 ребятишек. Желательно, чтобы дети сидели на чём-то: брусе, скамейке и т. п.

Сначала выбираем «покупателя» красок. Покупатель – «индюк». Внесём элемент театрализации (малыши любят). Индюк покупатель важный: толстый, богатый. Если желающих быть «индюком» несколько, используем считалку. Например, такую предложила маленькая Виолетта:

Раз, два, три, четыре, пять. Шла по небу тучка-мать. С собой вела за ручку Маленькую тучку. Кто не верит – это он. Выходи из круга вон.

Надо только следить, чтобы считалка применялась правильно: слово или небольшая группа слов приходилась точно на играющего. «Покупатель» выбран.

Каждый ребёнок выбирает себе цвет краски и громко сообщает об этом всем. Бывает, что маленькие дети забывают выбранный цвет. А окружающие могут помочь – напомнить. Это — во-первых, а во-вторых малыши слышат другие названия цветов «красок», запоминают их и используют в дальнейшем.

«Индюк»: тук-тук. Все хором: кто там? «Индюк»: индюк. Все хором: зачем пришёл? «Индюк»: за красочкой. Все хором: за какой? «Индюк»: называет краску.

Все хором считают до трёх. «Краска» убегает, а «индюк» её ловит. Если дотронулся, значит, поймал и ведёт к себе в дом. Если «краска» ловкая и сумела убежать, то она возвращается в магазин красок со словами: «Тук-тук! Я в домике».

Если «индюк» назвал цвет «краски», которого нет, все хором ему говорят: «Прыгай по (называется цвет отсутствующей краски) дорожке на одной ножке». Дорожку можно нарисовать, а можно проскакать вокруг скамейки.

Здесь надо учесть, что многие малыши этого возраста не умеют скакать на одной ноге. Поэтому можно бежать или скакать на двух ножках. Словом, по обстоятельствам.

Почему малыши говорят хором? Маленькие дети нетерпеливы. Произвольность недостаточно сформирована. Им трудно выслушать другого, подождать, когда кто-то закончит говорить, особенно в пылу игры.

Если желающих побегать много, и они высказывают обиду, что «индюк» их долго не выбирает, то возможен такой вариант игры. Пойманная «краска» становится покупателем-«индюком», а «индюк» придумывает себе цвет и присоединяется к остальным «краскам».

Второй вариант игры «Краски» с игроком-чёртом

В этом варианте игры вместо монаха покупателя выступал Чёрт. Эта игра напоминает «Хали-хало». Черт также приходит в магазин за красками и ведет следующий диалог с продавцом:

Тук, тук! — Кто там? — Я черт с рогами, с пирогами, на лбу шишка, в кармане — жареная мышка! — За чем пришел? — За краской! — За какой?

После того, как краска была названа и она присутствовала в магазине, чёрт расплачивался с продавцом хлопками по ладони. С последним ударом краска вскакивает и убегает, а чёрт в этот момент должен быстро произнести какие либо обговоренные слова.

Спасибо дружок, держи пирожок!

Как только чёрт произнес последнее слово краска останавливается. Черт должен прикинуть расстояние до убежавшей краски в шагах.

Вроде бы все просто, сказал сколько шагов — прошагал и если дотянулся чёрт до краски, то он выиграл. Но в этой игре есть свои хитрости. Шаги для чёрта не совсем обычные.

Шаги могут быть

  • обычные шаги,
  • гигантские шаги,
  • лилипутские шажки,
  • шаги-кирпичики (пятка к носку),
  • верблюжьи шаги (шаг и плевок).

Чёрту говорят какими шагами он должен шагать к краске. Если дошагал и дотронулся до краски, то чёрт сам становится краской.

Надеюсь вам и вашим детям игра КРАСКИ понравится и вы весело сможете в нее поиграть.

В XIX — начале XX века в России была распространена игра, которую любили проводить на рождественских святках, особенно — в сочельники, т. е. в ночь с 24 на 25 декабря, с 31 декабря на 1 января, с 6 на 7 января (даты даются по старому стилю). В основе игры

лежит представление христиан о Рождестве как о празднике, который означает победу сил света и добра над силами тьмы и зла. Первые в
игре
олицетворяются в образе ангела, вторые в образе черта. Генетически
игра
восходит, видимо, к вертепным представлениям, распространенным в народной культуре Древней Руси (как известно,
ряженыеколядовщики
ходили по улице, неся над головой изображение вертепа). С течением времени обрядовое содержание из
игры
выветрилось, осталась только драматическая коллизия. В долгие
зимние
вечера, тем более всю ночь на Рождество Христово, молодежи
игра
в
краски
была очень кстати, служила веселым развлечением.

Путем жеребьевки определяются две маски — ангел и черт. Черт по условиям игры

сразу же уходит из избы на улицу, в сени или, если дом большой, в другую комнату, где он и гримируется, наряжается. В это время ангел раздает играющим
краски
, то есть называет каждому какую-либо — красная, черная, белая, сизо-буромалиновая и т. п. Раздача красок должна закончиться до прихода черта. Он, нарядившись посмешнее, стучит палкою в дверь, говоря: «Стук, стук у ворот». Ангел разрешает ему войти. Тот появляется, подпрыгивая, гримасничая, размахивая палкою,— одним словом, изображая черта. Ангел спрашивает: «Кто ты?»—«Черт-косорот».—«По что пришел?»—«По
краски
».—«На что
краски
?»—«Сани
красить
».—«По что сани?»—«Жениться хочу».—«Какие надо
краски

Черт называет краску. Если такая имеется, берет ее «хозяина» за руку и отводит в сторону, делая его таким образом членом своей команды. Названия краскам давали самые разные, например, по цвету ягоды (брусничная, малиновая, вишневая, облепиховая), по сочетанию цветов (рыже-коричневая, бело-розовая и т. п.), вообще неожиданные (черная с проблеском, «как у макаки зад» и т. п.). Так что назвать, не зная заранее все имеющиеся краски

, было практически невозможно. Но все равно большую часть красок называли. Почему? Потому что, во-первых, набор цветов в природе не так уж беспределен, во-вторых,
игроки
хорошо знали друг друга и отчетливо представляли, кто что может придумать. Так или иначе, всегда получалось, что черт уводил от ангела почти все
краски
.

Ангел имеет право отыграть определенную часть красок. В соответствии со своим рангом и духовным положением он ведет серьезную беседу с игроками, перешедшими к черту. Всячески подчеркивается серьезность беседы. Ни он, ни игрок

не имеют права на улыбку, тем более на смех. Хотя игровая ситуация располагает именно к тому. Тем более, что черт за спиной ангела продолжает делать всякие гримасы, комичные телодвижения — в общем, мешает вести душеспасительную беседу.

А беседа идет так:

«Где ты был?»— спрашивает ангел, очередного игрока.—«У попа».—«Что ел?»—«Просвиру».—«Чем резал?»—«Ножом».—«Там (указывает вверх) что?»— «Небо».—«А здесь?»—«Земля».—«А тут что?»— «Черт».— После этого слова ангел крестится, отплевывается, внушает собеседнику, чтобы тот не прельщался кознями черта.

Если собеседник (та или иная краска) сохранит на липе серьезную мину, это означает, что он выдержал испытание и возвращается «на истинный путь»— к ангелу, краскам, которые не были угаданы и названы. Если испытываемый игрок

не выдержал, улыбнулся, прыснул от смеха — оставаться ему в
команде
черта.

Когда испытанию подвергнутся все играющие, определяется состав команд. Ангел и черт берут палку и начинают ее тянуть в свою сторону, им помогают соответствующие команды; кто перетянет, тот победит.

Так завершается эта веселая игра.

Как сочетать ум и досуг? Игра «Краски» отлично подходит для этого. Это игра очень давняя, народная, пережившая не одно десятилетие, а может и столетие. Пережила, сохранилась и не теряет актуальности.

Научить названиям цветов проще всего в игре. Можно получить и удовольствие, и знания. Если дети уже знают некоторое количество названий цветов и оттенков, то эта игра позволит имеющиеся знания закрепить и расширить и при этом от души побегать.

У подвижной игры «Краски» есть и другие названия, несколько вариантов. «Краски» – коллективная игра, в которой могут участвовать дети как одного, так и разного возраста. Возраст играющих от 4 до 10 лет.

Подвижная игра «Краски». материал

Стандартный вариант игры Краски

Приготовления к игре:

Для игры «Краски» среди участников выбирают одного ведущего-продавца и одного покупателя-монаха, остальные дети становятся красками. Участники-краски сидят в кругу или в беседке, иногда дети становятся в шеренгу. Продавец тихо (на ушко) говорит каждому какой цвет краски ему соответствует . Дети запоминают свой цвет. Монах-покупатель не должен знать цвета красок.

Ход игры:

Монах приходит в магазин красок и обращается к продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

Монах называет цвет краски (например, голубой). Если такой краски нет, то продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

Задания для монаха могут быть разные: проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку или как-то по другому.

Если названная краска в магазине присутствует, то продавец отвечает монаху:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).

При последнем хлопке названная «краска» вскакивает со своего места и бежит вокруг беседки или шеренги остальных детей. Монах пытается ее догнать. Если он догоняет краску, то сам становится краской, а пойманный участник-краска становится покупателем-монахом и игра продолжается.

Если же монах не смог поймать краску, то игра начинается сначала.

Второй вариант игры «Краски» с игроком-чёртом

В этом варианте игры вместо монаха покупателя выступал Чёрт. Эта игра напоминает «Хали-хало». Черт также приходит в магазин за красками и ведет следующий диалог с продавцом:

— Тук, тук! — Кто там? — Я черт с рогами, с пирогами, на лбу шишка, в кармане – жареная мышка! — За чем пришел? – За краской! – За какой?

После того, как краска была названа и она присутствовала в магазине, чёрт расплачивался с продавцом хлопками по ладони. С последним ударом краска вскакивает и убегает, а чёрт в этот момент должен быстро произнести какие либо обговоренные слова.

— Спасибо дружок, держи пирожок!

Как только чёрт произнес последнее слово краска останавливается. Черт должен прикинуть расстояние до убежавшей краски в шагах.

Вроде бы все просто, сказал сколько шагов — прошагал и если дотянулся чёрт до краски, то он выиграл. Но в этой игре есть свои хитрости. Шаги для чёрта не совсем обычные.

Шаги могут быть

обычные шаги,

гигантские шаги,

лилипутские шажки,

шаги-кирпичики (пятка к носку),

Чёрту говорят какими шагами он должен шагать к краске. Если дошагал и дотронулся до краски, то чёрт сам становится краской.

Надеюсь вам и вашим детям игра КРАСКИ понравится и вы весело сможете в нее поиграть.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: