Дежурство по столовой план-конспект занятия (старшая группа) по теме


Организация уголка дежурства в детском саду

Дежурство — одна из эффективных форм организации труда детей в дошкольном учреждении. Сделать дежурства более увлекательными, а также упорядочить их проведение поможет оригинально и ярко оформленный уголок дежурных.

Красивые, удобные уголки дежурных сейчас можно заказать у различных производителей и в дизайнерских агентствах, и в интернете. Они подберут и цвет, и форму под заказ. Но порой творческому педагогу куда интереснее изготовить уголок своими руками. Ведь так он может и свои таланты проявить, и привлечь ребятишек, что положительно скажется на развитии творческих способностей и воспитании трудолюбия малышей.

Фантазия и мастерство воспитателя позволяют создавать интересные композиции из подручных материалов, к примеру, из пластиковой посуды

Почему необходим уголок дежурства

Кроме эстетической функции — украшать помещение группы и радовать воспитанников, уголок необходим ещё по множеству причин. Основные задачи, которые он выполняет:

  • Вызвать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Иногда ребёнок, не особо стремящийся оказывать помощь, ждёт дежурства и старательно выполняет обязанности, потому что на картинке в уголке его имя обозначено любимым героем мультфильма или сказки. Воспитателю стоит подбирать картинки с учётом предпочтений детей, в этом случае они с большим удовольствием дежурят, потому что хотят быть похожими на обожаемого персонажа.
  • Приобщать к ежедневному регулярному труду. Малыши должны знать, что трудовые обязанности выполняют по очереди, но всем коллективом. Это воспитывает как трудолюбие и ответственность, так и чувство справедливости, товарищества (сегодня я помогаю друзьям, сервирую столы, завтра то же они сделают для меня).
  • Формировать умения работать с символами и знаками: карточки с картинками, именами, таблицы со схематическими изображениями сервировки стола, порядка выполнения действий побуждают детей к активной умственной деятельности.
  • Воспитывать организованность, собранность, развивать логику. Выполнение обязанностей по определённому алгоритму не означает, что детям нельзя искать более рациональные пути выполнения трудовых задач. Например, дежуря по занятиям, дети убеждаются, что удобнее, когда один дежурный раскладывает материал одного вида, допустим, альбомы для рисования, а второй — краски или карандаши. Это помогает не запутаться в действиях, быстрее и качественнее выполнить порученное дело.
  • Прививать аккуратность, умение следить за собой. Дежурный должен быть примером для остальных детей, ведь он помощник воспитателя, а стимулом к желанию следить за своим внешним видом для дежурных будут нарядные фартучки, колпачки, всегда чистые и отглаженные.

    Чистота и аккуратность — замечательные качества, и такой нарядный уголок дежурства способствует их воспитанию

  • Обеспечивать базовую потребность человека — желания быть значимым, необходимым. Удачный результат дежурства, подкреплённый похвалой педагога и благодарностью товарищей, приносит малышам моральное удовлетворение и поощряет к труду. Кроме того, детям, особенно старшего дошкольного возраста, более ориентированным на мнение взрослого, приятно быть помощником воспитателя и приносить реальную пользу.

Зависимость оформления уголка от возраста детей в группе

Уголки дежурства необходимы во всех группах, кроме раннего возраста (третий год жизни). Прежде чем приступить к изготовлению уголка, необходимо продумать, каким он будет, учесть все требования, которые к нему предъявляют, а также решить, где его разместить.

Одна из основных функций такого уголка — помочь воспитателю организовать поочерёдное участие всех детей группы в дежурстве и сообщать, кто является сегодня дежурным в разных сферах деятельности. Поскольку разные виды дежурств становятся доступны малышам в разном возрасте, воспитатель в первую очередь должен обратить внимание на этот момент.

Первое, с чем знакомятся дети — это дежурство по столовой. Его вводят во второй младшей группе, но не в начале, а в середине года. Первую половину года дети осваивают трудовые навыки, выполняя поручения: расставить салфетницы, тарелочки для хлеба. Поручения даются одному или двум детям, ребятишки выполняют одинаковые действия, руководствуясь подсказками воспитателя или помощника няни.

В младшей группе достаточно уголка для дежурства по столовой, оформленного любимыми персонажами детей и симпатичными картинками

Второй вид дежурств вводится в середине года в средней группе. Это дежурства по занятиям. Предварительно дети знакомятся с выполняемой на этом дежурстве работой также в поручениях. Они раскладывают по столам раздаточный материал, тарелочки для аппликации, пластилин и т. д., а после занятий собирают и приносят в отведённое место. Поручения даются тем, кто желает помочь, поэтому трудом оказываются охвачены не все дети группы. Потому так полезно дежурство, которое позволяет задействовать в труде всех воспитанников.

В средней группе будет достаточно уголка для двух дежурства: по столовой и занятиям

Последним вводится дежурство в уголке природы. Его начинают в старшей группе с сентября, поскольку дети этого возраста умеют быстро ориентироваться, обладают достаточными навыками и умениями, способны разделять трудовые операции между собой, выполнять их совместно, помогать друг другу.

Таким образом, вид уголка дежурств зависит от того, какого возраста дети будут находиться в группе, ведь размещают воспитанников не бессистемно, а с учётом высоты мебели (столы, стулья), которая находится в групповом помещении:

  • Если в помещении будут жить малыши второй младшей группы, то достаточно уголка дежурств по столовой.
  • В той группе, где будут находиться детишки средней группы, уголок делают для дежурств по столовой и занятиям.
  • Если же групповое помещение снабжено достаточно высокой мебелью или мебель регулируется по высоте, удовлетворяя санитарные требования для старших дошкольников, то в такой группе необходим уголок дежурных по всем трём видам.

Требования к уголку дежурства в детском саду

Кроме учёта возраста детей, при изготовлении уголка дежурных нужно соблюдать такие требования:

  • Соответствие гигиеническим требованиям — одно из важнейших, ведь от него зависит здоровье детей.
      В уголке дежурства находятся не только стенд с индивидуальными карточками, но также фартучки и колпачки (косынки) для дежурных по столовой.Их дети надевают после того, как вымоют руки, перед выполнением трудовых действий. Поэтому следует позаботиться о таком размещении уголка, где одежда дежурных находилась бы в безопасности: подальше от игровой и художественной зон. Увлёкшись игрой, ребята могут уронить фартучки на пол, наступить на них, а рисуя — испачкать краской. Нельзя требовать от дошкольника, чтобы в процессе игры или творчества он думал о сохранности одежды дежурных. Этот нюанс следует учесть воспитателю.
  • Когда вводят дежурство в уголке природы, необходимо обеспечить дежурных средствами защиты одежды во время ухода за растениями. Для этого нужно иметь комплекты клеёнчатых фартучков с нарукавниками. Хранить фартуки для столовой и ухода за растениями рядом нельзя. Одежду, в которой дети поливают, пересаживают, моют растения следует в уголке природы, рядом с лейками, палочками для рыхления, цветочными горшками.
  • Доступность для детей. Уголок размещают в таком месте, чтобы дошкольники могли свободно подходить к нему, рассматривать картинки, схемы выполнения операций во время дежурств (если такие имеются). Оформление должно быть понятным детям, поэтому надпись «Дежурство по природе» или «Дежурим по занятиям» не несёт практической пользы, дети её вряд ли прочитают. Лучше обозначить каждый вид дежурства яркой и понятной картинкой: изображением посуды, растения, альбома и карандашей. Как вариант: изображением детей за обеденным столом, поливающих цветы, занятых лепкой или рисованием. В начале дежурств детей знакомят с уголком, поясняют, что означают изображения, какие обязанности выполняют дежурные по разным участкам.
  • Эстетичность. Конечно, каждому воспитателю хочется, чтобы его уголок дежурств, как и прочее оформление группы, был самым лучшим и красивым.
      Креативные педагоги обращаются за помощью к родителям, папам-умельцам, которые выпиливают из подручных материалов основу для уголка в виде самовара, облачка, ромашки, паровозика. Такие уголки всегда смотрятся красиво, привлекают внимание детей.
  • Но и простую прямоугольную основу можно оформить со вкусом и привлекательно, проявив фантазию и чувство меры. При этом нужно руководствоваться общим видом группы. Раньше, лет двадцать назад, мебель в детских садах была однотипной, белой или цвета светлого дерева. Сейчас модной стала цветная мебель, в которой сочетаются два-три цвета. Будет замечательно, если педагог учтёт это и оформит уголок в тон общему дизайну группы. Например, группе «Василёк» с сине-бело-зелёной мебелью совершенно ни к чему уголок дежурных в красных и жёлтых тонах, но синий с голубым и белым будет к месту. Учить детей сочетанию удачному сочетанию цветов и прививать им вкус можно и в таких мелочах.
  • Яркий расписной уголок дежурных прекрасно смотрится на фоне простой однотонной стены

    Не требование, но совет: размещайте уголок там, где днём на него не будут падать прямые солнечные лучи. Это защитит фон и карточки от выгорания и дольше сохранит их привлекательный вид.

    Особенности организации дежурств во второй младшей и средней группе ДОУ

    Организация дежурств начинается со второй младшей группы со второй половины учебного года. Детей начинают привлекать к помощи при подготовке к завтраку, обеду или ужину, посредством поручения выполнения простейших действий, например, правильно расставить стульчики возле стола, салфетницы и хлебницы на столе и т.д.

    Прежде, чем привлекать детей к дежурствам, воспитатель проводит с ним беседы, в которых рассказывает о том, как нужно готовиться к дежурству (мыть руки, надевать фартуки и косынки и т.д.). Первое время воспитатель напоминает детям последовательность подготовки и помогает им приготовиться. Делается это до тех пор, пока дети не усвоят последовательность действий, и не будут выполнять их самостоятельно.

    На первых этапах организации дежурств во второй младшей группе, воспитатель и помощник воспитателя используют следующие приемы:

    • совместное с ребенком накрывание на стол;
    • проведение тематических дидактических игр («День рождение Мишки», «Куклы пьют чай» и т.п.);
    • проведение бесед, обсуждений и т.д.

    Замечание 2

    Таким образом, во второй младшей группе перед детьми на первых этапах организации дежурств ставится задача оказать посильную помощь младшему воспитателю в накрывании стола. Задачей воспитателя и младшего воспитателя является установление доброжелательного взаимодействия, создание положительное эмоционально-психологическое отношение к работе во время дежурств.

    В средней группе дети продолжают оказывать помощь по столовой. Отличием является то, что дежурных назначают пару, которая полностью накрывает столы (расставляет посуду, раскладывает салфетки и т.д.) и помогают младшему воспитателю убирать со столов.

    Во второй половине года, в средней группе вводятся дежурства по занятиям. Во время дежурств дети самостоятельно готовят столы к учебным занятиям (раскладывают кисточки, ставят баночки с клейстером, кладут индивидуальные салфетки и т.д.). По окончанию занятия дети помогают воспитателю убирать со столов.

    Задачей воспитателя является показать ребенку значимость его труда, поддерживать положительную мотивацию на проведение дежурств. Воспитатель учит детей работать в паре, организовывать свою работу, разделять обязанности, оказывать друг другу помощь. Каждый раз, при проведении дежурства, воспитатель напоминает детям значимость их труда не только для всей группы, но и для самого воспитателя и младшего воспитателя, помощь которым они оказывают.

    Замечание 3

    Таким образом, в средней группе содержание и форма труда во время дежурств усложняются. Расширяются обязанности дежурного.

    Содержание уголка дежурства

    Главный, наиболее яркий и привлекающий внимание компонент уголка дежурства — это, конечно, стенд, на котором будет размещаться о дежурных. К стенду прилагается комплект картинок или фотографий детей, которые для лучшей сохранности желательно заламинировать прозрачной плёнкой.

    Для дежурства по столовой необходимо иметь такое оборудование:

    • Щётку для сметания крошек со стола, длиной вместе с ручкой около 25–30 см. Ручка должна быть не более 3 см в диаметре, удобной для детской руки.
    • Совок для крошек, размером около 15 на 15 см, длиной ручки до 12 см. Совок и щётка для столов хранятся в подвешенном состоянии на крючках, на пол не ставятся ни в коем случае.
    • Щётку половую для подметания с длиной ручки до 110 см и сечением до 3 см.
    • Совок для мусора на длинной или короткой ручке. Эти инструменты хранятся рядом с уголком, но не в близости от одежды дежурных.

    Инвентарь для сметания со столов крошек должен храниться подвешенным на крючках

    Веник для подметания в детском саду не используют, его трудно продезинфицировать, и его применение не соответствует санитарным нормам.

    Одежда дежурных по столовой состоит из фартучков, которые можно изготовить из ситца, гипюра, сатина, желательно светлых тонов. Головные уборы для девочек: косынки, колпаки. Мальчикам предлагают только колпаки.

    Изготовить фартуки и колпаки для дежурных помогут мастерицы — мамы и бабушки воспитанников

    Для дежурства в уголке природы приобретают непромокаемые фартуки и, по возможности, нарукавники. Для ухода за растениями необходим соответствующий инвентарь:

    • лейки;
    • тазики для мытья растений;
    • палочки для рыхления почвы;
    • губки для протирания листьев.

    Дополнить оформление уголка дежурства могут схемы и пошаговые изображения выполнения действий дежурных, картинки и фото правильно сервированных столов.

    Чтобы дежурные как следует разобрались в схеме дежурства, необходимо пояснение воспитателя

    Дежурства по занятиям не требуют особой одежды и инвентаря. Главное, чем должны быть вооружены воспитанники, это умение быстро и организованно выполнять порученную работу. В старшей и подготовительной группах на занятиях используется много материала, поэтому детям нужно быть собранными и уметь чётко выполнять действия (брать и расставлять тарелочки, раскладывать клеёнки и т. д.), ведь от завтрака до организованной образовательной деятельности проходит не так уж много времени, и помощь дежурных педагогу порой очень нужна.

    Понятие и сущность дежурства в ДОУ

    Дежурство является таким видом трудовой деятельности, которая предполагает работу одного ребенка или группы детей на благо всего детского коллектива.

    Результаты труда, получаемые в ходе дежурства, кажутся незначительными, однако дежурство имеет огромного воспитательное значение. Это связано с тем, что в дежурстве, в отличие от иных видов трудовой деятельности, выделена общественная направленность осуществляемого труда. Во время дежурства воспитанники осознают значимость той работы, которую они делают. Значимость состоит в том, что своим трудом дети помогают младшему воспитателю или воспитателю, а также трудятся на благо всей группы. Дежурство ставит каждого ребенка в условия обязательного выполнения конкретных дел. Таким образом, дежурство способствует развитию у детей таких личностных качеств как ответственность, заботливость и гуманность по отношению к другим людям.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Дежурство в ДОУ 410 руб.
    • Реферат Дежурство в ДОУ 270 руб.
    • Контрольная работа Дежурство в ДОУ 220 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Замечание 1

    Основной целью дежурств в ДОУ является формирование у детей ответственного отношения за порученное им дело, развитие стремления работать на пользу коллектива, установление привычки к систематическому выполнению своих обязанностей.

    Достижение поставленной цели осуществляется посредством организации в группе ДОУ регулярных дежурств. В зависимости от возрастной группы, обязанности детей во время дежурств усложняются по форме организации работы и ее содержанию.

    Эффективность организуемых дежурств во многом зависит от подхода воспитателя к их реализации. Дежурства не должны носить формальный характер, они должны быть конкретными. Во время дежурств воспитателю и помощнику воспитателя необходимо установить с детьми доверительные взаимоотношения, основанные на сотрудничестве.

    В ДОУ различают следующие виды дежурств, в зависимости от содержания труда:

    1. Дежурство по столовой.
    2. Дежурство во время учебных занятий (подготовка и уборка).
    3. Дежурство в уголке природы.

    Лень читать?

    Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

    Задать вопрос

    Несколько интересных идей по оформлению уголков дежурства

    Как правило, стенд, то есть основа уголка выполняется в виде панно, на котором расположены название, карманы для картинок-знаков (или фото) и элементы декора. Разнообразить и сделать уголок необычным помогут несколько идей по оформлению.

    С названием уголка дежурных обычно не возникает сложностей, поскольку в большинстве групп его так и именуют: «Уголок дежурства, дежурных». Существуют также варианты: «Мы дежурим, сегодня дежурят». Но насколько интереснее и полезнее в плане развития и воспитания детей назвать уголок «Мы любим дежурить», «Маленькие помощники», «Трудолюбивые Солнышки, Пчёлки, Ромашки» (в зависимости от названия группы).

    Ребятишкам непременно захочется узнать, что означает надпись, и куда приятнее будет услышать в ответ не просто фразу, а похвалу. Это вызовет желание участвовать в процессе труда и может даже послужить темой увлекательной воспитательной беседы: «Как вы думаете, почему так назван наш уголок? Кого называют трудолюбивым? Как вы можете помочь воспитателю, няне, своим друзьям по группе?»

    Вариантов индивидуальных карточек-символов тоже существует несколько:

    • Фигурные: в виде цветов, тучек, грибочков с индивидуальной картинкой и именем ребёнка. Сам стенд в таком случае должен быть соответственно оформлен — как лужайка, солнечное небо, полянка в лесу.
    • С креплением на кнопки-гвоздики. В этом случае на стенде размещают картинки, обозначающие виды дежурства, а под ними — кнопки с выступающей пластиковой частью, так называемые гвоздики. Карточки детей в этом случае делают с петельками или прорезями, вешая их на кнопки. Крепить кнопки на стенд нужно надёжно, не просто втыкая, а дополнительно зафиксировав суперклеем, чтобы они не выпали и не стали причиной травмы.
    • В виде флажков. Под картинками дежурных по столовой, природе и занятиям располагают полку, а на ней по два держателя для флажков к каждому виду дежурства. На флажки наклеивают индивидуальные картинки или фото детей и вставляют в держатели.

    Фотогалерея: примеры оформления уголков дежурства в детском саду для разных возрастных групп


    Оригинальную идею воспитатель может почерпнуть и в чайной посуде, изготовив уголок в виде чайника и чашек


    Заслуживает внимания идея уголка в виде часов, стрелки котрых указывают на дежурных


    Карточки дежурных могут подвешиваться к кнопкам-гвоздикам

    Уголок дежурства помогает организовать и заинтересовать ребят регулярным выполнением трудовых обязанностей. Красочный, привлекательный уголок, изготовленный руками педагога из недорогостоящих подручных средств, дежурств обязательно вызовет интерес маленьких непосед и поможет сделать процесс труда лёгким и увлекательным — ведь в оформлении уголка обязательно примут участие дети или их родные, рукодельницы мамы и умелые папы.

    Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства

     Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, а также социализация и формирование личности ребёнка. Сегодня в обществе утрачено уважительное отношение к труду. Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного, эстетического, сенсорного и других видов воспитания. Естественно, что воспитания у дошкольников тех или иных трудовых навыков ещё не решает задачи нравственного развития детей. Однако оно имеет немаловажное значения для формирования личности ребёнка, так как процесс овладения любым навыкам или умением всегда сопряжён для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремлённости. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

    В старшем возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей общей работы, умение готовить заранее всё необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования; умения намечать последовательность работы, распределить обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т. д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми; умением работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, и корректной форме делать замечания и давать советы.

    Труд в природе имеет большое воспитательное значение, он является средством нравственного, умственного и сенсорного развития, а также развивает наблюдательность, любознательность. Дети в процессе труда получают знания о животных, растениях. Учатся устанавливать простейшие взаимосвязи.

    Одним из способов трудового воспитания рассматривается разные виды дежурств в детском саду. Формы его организации: поручения, дежурства и коллективный труд детей могут позволить решить вопросы развития у детей трудовых умений и навыков. Таким образом, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

    Труд развивает человека физически. И наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие.

    В последнее время в детском саду закономерностью становится тенденция увеличение времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня.

    Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т. д.).

    В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

    В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие становиться ему независимым от взрослого, самостоятельным.

    Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель или принять ее от воспитателя. Обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

    Дежурство-форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурства происходит ежедневно. Дежурство ставит ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

    Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.

    Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое — делать все быстро и аккуратно и второе — если товарищ от тебя отстал — помоги.

    На протяжении всего дежурства воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно ценится проявления творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощрение желания дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.

    При назначении дежурных следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

    В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.

    Дежурство по подготовки кзанятиям требует сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, нужно помочь детям, напомнить, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании.

    Дежурство в уголке природы организую так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Таким образом, воспитатель помогает детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово.

    Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность. Дежурный по уголку природы должны полить комнатные растения, покормить рыбок, птиц, животных, отметить в календаре погоду.

    Дежурные на занятиях должны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить их на столах; после занятия они аккуратно все убирают.

    Дежурный по столовой договаривается, кто за какими столами будет дежурить: вымыв руки и надев передники, они стелют скатерти, ставят тарелки на столы стопками, проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, приглашают к столу детей. После еды относят на раздаточный стол посуду, тарелки ставят стопкой, чашки осторожно складывают в таз, ножи и вилки — на поднос, сметают щеткой на совок крошки со скатертей, скатерти снимают, складывают их вдвоем, кладут в определенное место. Следует учитывать, что прямое замечание или высказанное неудовлетворение качеством работы может вызвать у ребенка негативное отношение, нежелание продолжать работу, обиду. Учитывая это, воспитатель предупреждает нежелательные поступки. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает детям задания в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения», «Подготовьте столы к занятиям». Это требует от детей последовательности работы.

    Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе установила доску дежурств, содержащую информацию, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях. Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

    В конце дежурства обсуждаем с детьми качество выполненной работы и оцениваем. В оценке деятельности дежурного может участвовать и весь коллектив группы.

    В результате такой организации дежурств и учета работы дежурных, я получаю обширный материал о каждом ребенке в отдельности и звена в целом, что помогает осуществлению индивидуального подхода. Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

    Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединение детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

    Организации процесса дежурства происходит в виде соединения детей впары по принципу «умелый с неумелым». При этом предполагается, что первый будет оказывать положительное влияние на второго, поможет ему овладеть соответствующими навыками. Но это приводит к желательному результату только в том случае, если я обращает внимание на ребенка, умеющего справиться с заданием, на его стремление обучать навыкам другого ребенка, оставаясь при этом ему хорошим товарищем: проявлять доброжелательное отношение к нему, не выполнять за него всю работу, не подчеркивать его неумение и т. д. Очень важно учитывать и личные качества детей, воздействовать на ребенка, с тем чтобы во время работы дети не только выполняли задание, но и проявляли внимание друг к другу, оказывали помощь, регулировали возникающие недоразумения, обращались друг к другу в вежливой форме.

    Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначается по два ребенка. Для этого на каждый вид дежурства в соответствующих зонах у меня есть своя доска, где с помощью эмблем на карточках назначаются дежурные.

    При организации дежурств приходится уделять внимание сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, в том, чтобы он не носил формальный характер, а был конкретным, необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряю их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение мной их действий укрепляет уверенность в своих силах.

    Воспитатель всегда опирается на помощь дежурных, всячески подчеркиваю ее важность, и у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых я предлагаю детям рассказать о том, «как мы дежурим». Помимо разных познавательных задач, формирования речи я здесь решаю важные воспитательные задачи: обучаю детей положительно оценивать поступки товарищей, доброжелательно относиться к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь. В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличивается требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.

    Точно также нужно продумываю и работу по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, то дети за раннее могут готовить своё рабочее место, а дежурные ту часть необходимого раздаточного материала. Это тем более важно, потому что приучает детей к будущей работе в школе (продумывать, что нужно достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определенной последовательности). Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации они ставятся в новые условия, к ним предъявляю более сложные требования: согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой. В старших группах нередко проявляются и избирательные дружеские взаимоотношения детей. Это следует учитывать, поручать, им дежурить вместе.

    Дежурство как форма трудового воспитания важна для детей старшего дошкольного возраста, потому что дети этого возраста хорошо развиты физически, но у них продолжает развиваться психологические процессы. Дежурство приучает ребенка планировать, организовывать, быть ответственным. В процессе выполнения трудовых поручений дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся ставить цель и выполнять задание до конца. Разные виды дежурств помогают детям познакомиться с разными способами самообслуживания и умение поддерживать порядок в окружающем его пространстве. Следовательно, дежурство может быть рассмотрено, как форма трудового воспитания и развития ребенка.

    Литература:

    1. Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1971.
    2. Кравцов Г. Личность формируется в семье// дошкольное воспитание. — 1991.
    3. Кузнецова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в д/с.-М., 2007.
    4. Куцанова Л. В., Комарова. Трудовое воспитание в д/с.-М.,1983.
    5. Крухлет М. В. // Дошкольник и рукотворный мир, «Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2000.
    6. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. Москва. 1983.
    7. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М., 1986.
    8. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Детство. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2000.
    9. Соломенникова О. А. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада.-М.,2006.

    содержание .. 11 12 14 ..

    Условия и методы организации детских дежурств воспитателем в ДОУ

    Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процессом продуктивной деятельности детей, решение задач обучения и формирование представления о значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость. Например, тщательно протирая полки, расстилая скатерти на столы, расчищая дорожки так, чтобы на них не осталось ни камешка, ни прутика, дети не только приобретают навыки трудовой деятельности, но и осознают, что именно так поступают все трудолюбивые люди. Следя за качеством работы, последовательностью ее выполнения, воспитатель подчеркивает, что любое задание надо обязательно доводить до конца. Он разъясняет, что каждая вещь — это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь — это значит заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место. Таким образом, деятельность педагога обращена не только на обучение детей навыкам, но и на сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта поступков, соответствующих разъясняемым нормам. Каждый вид труда имеет свои воспитательные возможности и особенности, поэтому целесообразно рассмотреть методику воспитательной работы в процессе руководства трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым, трудом в природе, ручным трудом дошкольников. Воспитательная значимость хозяйственно-бытового труда заключается в его направленности на удовлетворение нужд всей группы. Поддержание порядка в окружающей обстановке (в групповой комнате, на участке), приведение В порядок вещей, которыми пользуются все дети (стирка белья для кукол, уборка групповой комнаты или веранды, несложный ремонт игрушек и пособий), подготовка к обеду или занятиям — это содержание хозяйственно-бытового труда всегда имеет своей целью заботу об окружающих. Даже тогда, когда малыш кладет несколько ложек на стол, он делает это не для себя, а для сверстников и вместе с тем освобождает взрослых от этой работы. И следует положительно оценить, что он с желанием откликается на просьбу взрослого что-то сделать, убрать, принести, что эти незначительные дела для него приятны, что он охотно занимается пусть небольшим, но полезным делом. Со временем бытовой труд потеряет свою новизну для детей, но побудительным мотивом будет сознание, понимание того, что не выполнять порученные дела стыдно, ибо, если не выполняешь их ты, кто-то должен сделать их за тебя. Вторая. Младшая группа комплектуется из детей 4-го года жизни. Начиная работу, воспитатель, прежде всего, должен выяснить, у кого из детей сформированы элементы самостоятельности, умения выполнять какие-либо действия. Многие из малышей тянутся к общению с воспитателем, задают вопросы, заглядывают ему в глаза, с интересом слушают любое сообщение Им-то и надо давать поручения на начальном этапе, ибо при выполнении задания они сами ищут поддержки, обращаются ко взрослому в случае затруднений. Эти дети станут затем и для других примером, позволят показать им поступки, которые оцениваются положительно и которым надо следовать. Если кто-либо из малышей не проявляет интереса к поручениям, отказывается их выполнять, следует выяснить причины этого. Может быть, ребенок просто нерешительный, замкнутый, тогда надо помочь ему побороть свою робость. На некоторое время его даже можно оставить в покое, пока он не привык к обстановке детского сада. По отношению к таким детям полезно использовать следующий прием. Давай посмотрим, как Вася помогает Тамаре Ивановне накрывать на стол, — предлагает воспитатель робкой Олечке, — может быть, завтра и ты захочешь так же помогать? Видишь, Вася несет вазочку с салфетками. Он поставил ее на середину стола. Всем ребятам будет удобно достать салфетку. И дальше воспитатель поясняет действия Васи, что имеет большое значение для новичка, учит его, вызывает желание попробовать действовать так же, ободряет. Иногда воспитатель дает поручение ребенку, когда тот играет с товарищем. Или ребенок только пришел с прогулки и устал, и тогда, разумеется, он может отказаться что-либо сделать. Все это воспитатель должен учитывать, прежде всего, при высказывании просьбы сделать что-то. Возможно, у ребенка уже есть отрицательный опыт: выполняя какое-то поручение, он допустил оплошность, не сумел справиться, получил отрицательную оценку. В этом случае необходимо помочь ему преодолеть негативное отношение, предупредить возможные ошибки, помочь справиться с поручением. Только учитывая особенности детей, их опыт, можно добиться того, что у каждого будет постепенно развиваться интерес к выполнению поручений, а в процессе их выполнения — формироваться желание трудиться. Во второй младшей группе воспитатель уже в сентябре — октябре начинает привлекать детей к выполнению простейших поручений. Их, содержание элементарно, носит характер отдельных действий, чаще всего производимых совместно с взрослым. Однако они имеют большое значение для воспитания, и потому педагогу необходимо добиться того, чтобы все охотно принимали и выполняли их. Лучше всего высказать поручение в форме просьбы или пожелания: Скоро будет обед. Катя, ты хочешь разложить ложки на столы? После согласия ребенка надо понаблюдать, как он начинает выполнять поручение, предупредить возможную ошибку, неправильные действия, например: Как хорошо, что ты захотела разложить ложечки. Давай я тебе помогу, покажу, как удобнее их взять. В таком предупреждении звучит и положительная оценка, и разъяснение необходимых действий. Но сначала — положительная оценка, и это очень важно, ибо настраивает ребенка на следование указаниям взрослого. Первое участие ребенка в труде должно быть связано для него с положительными эмоциями, переживанием успеха. Это возможно при условии, если воспитатель одобряет действия ребенка, поддерживает его. Особенно важно это для детей робких, нерешительных, замкнутых. На практике время выполнения поручений по хозяйственно — бытовому труду часто совпадает со временем подготовки к каким-либо режимным процессам. Например, все дети идут умываться, а один накрывает на стол. Или все одеваются на прогулку, а один ребенок выносит игрушки на участок. Поэтому желательно, чтобы руководили работой детей и воспитатель, и няня. Няня накрывает на стол и одновременно учит ребенка необходимым действиям. Воспитатель выводит часть детей, которые уже одеты, на прогулку и вместе с тем наблюдает за ребенком; выносящим игрушки. Существенное значение для решения задач воспитания и обучения имеет единство методов и приемов работы педагога и его помощника. Там, где все взрослые, воспитывающие детей (два воспитателя и няня), работают дружно, согласованно, там дети охотнее включаются в деятельность, овладевают необходимыми навыками, у них более ярко проявляется положительное отношение к деятельности. В условиях смешанной группы дети более старшего возраста должны помогать малышам выполнять поручения. Однако, как и в процессе руководства самообслуживанием, старших детей надо учить приемам оказания этой помощи. Малыши очень долгое время остаются беспомощными, если дети постарше выполняют за них порученное дело. Вследствие постоянного ощущения своей неумелости у ребенка может развиться беспомощность, робость перед взрослым или более старшим ребенком. В течение года у детей формируется много разнообразных навыков хозяйственно-бытового труда и на их основе — желание принимать участие в поручениях воспитателя. В средней группе хозяйственно-бытовой труд в форме поручений занимает большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений. Детей следует приучать не только по указанию педагога выполнять частные действия (снять игрушки с полки или принести тряпочку, которой нужно протирать полку), но и понимать задание по общей инструкции. Например, чтобы убрать полку с игрушками, ребенок должен придвинуть к полке стол, переставить на него игрушки; достать миску; налить в нее воды, поставить на стол, затем намочить и отжать тряпочку; сырой тряпочкой протереть полку, затем по очереди протирать и ставить на место каждую игрушку. Конечно, в начале года детям нужно не раз напоминать и о последовательности всех действий, и о самих действиях, тщательно контролировать их. Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем — втроем выполнить его. Ибо в подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто, что будет делать. Важно не торопить детей, подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начала ответственности, первые проявления самоконтроля. У детей пятого года жизни воспитатель начинает формировать представления об обязанностях. Они дежурят по столовой, расставляют хлебницы, салфетницы, раскладывают ложки и т.д. При этом они обязаны своевременно выполнить весь объем работы, проверить, все ли сделано правильно. Впервые включаясь в хозяйственно-бытовой труд, организуемый в форме дежурств, дети усваивают, что значит быть обязанным перед воспитателем, сверстниками. Это достигается при условии постоянного внимания к их труду, положительной оценки результатов. Дети пятого года жизни с большой охотой принимают участие в хозяйственно-бытовом труде. Такую тягу к разного рода хозяйственным делам необходимо поддерживать, развивать и одновременно объяснять значение, формировать понимание важности и необходимости труда, направленного на поддержание порядка в комнате, в игровом уголке, на веранде. Хозяйственно-бытовой труд в силу своей доступности и постоянной жизненной необходимости позволяет выполнить выдвинутое требование. Но было бы неправильно думать, что стоит только постоянно начать организовывать этот труд, предоставить детям достаточный объем работы, и задачи воспитания будут решены. Хозяйственно-бытовой труд в силу его повторности быстро теряет новизну, интерес для детей. Они с меньшим желанием начинают выполнять поручения. Ну что за дети! — с горечью говорят воспитатели. — Раньше так хорошо дежурили! Если кто из дежурных не приходил — сами просили назначить их на место отсутствующих. А теперь стали старше, и никак не заставишь их накрыть на стол. Работают кое-как, лишь бы закончить. Чтобы избежать такого отношения к труду, необходимо формировать у детей правильные представления о пользе труда дежурных, подчеркивать его значение для всей группы: Как хорошо приготовил стол к обеду Коля! Постарался, позаботился о своих друзьях! Хороший у нас дежурный! В такой оценке поощряются действия ребенка, его личностные качества и отношение к делу, значение выполненных обязанностей для коллектива. Это оказывает положительное влияние и на отдельного ребенка, и на всю группу. Дети постепенно осознают необходимость работы и, несмотря на то, что само содержание деятельности перестает их интересовать, старательно выполняют свои обязанности, прилагая необходимые усилия и инициативу. Например, готовя группу к занятиям по рисованию, дежурные аккуратно разложат на столах по числу детей все необходимое, нальют воду в баночки, заранее расставив их на столы. Говоря об общественной значимости труда дошкольников, следует понимать условность в использовании этого понятия, учитывая небольшие возможности детей. Естественно, результат их деятельности не может быть адекватен результату труда взрослых. Тем не менее, у дошкольников необходимо формировать мотивы общественной пользы. К концу пятого года жизни у детей должен быть сформирован устойчивый интерес к деятельности, умение самостоятельно и тщательно справляться с разнообразными поручениями. В элементарной форме они должны осознавать значение хозяйственно-бытового труда как важной, нужной деятельности, благодаря которой в комнате, на участке постоянно поддерживается порядок, чистота, которая позволяет позаботиться о сверстниках, помочь взрослым. У детей будет сформирована привычка к трудовому усилию, умение преодолевать некоторые трудности, сложится первый опыт работы совместно со сверстниками. Дети старшего дошкольного возраста уже владеют большим числом умений в хозяйственно-бытовом труде. Однако в начале учебного года прежде всего необходимо выяснить, проявляют ли они достаточную аккуратность, умение организовать порученное дело (приготовить все необходимое, завернуть рукава, надеть фартук, расположить оборудование рационально и удобно), прежде чем начнут работу. В процессе деятельности дети должны проявлять бережное отношение к предметам труда, приводить в порядок использованные инструменты, оставаться опрятными, быть настойчивыми при достижении результата. Как показывают наблюдения, далеко не все дети старшей группы в процессе выполнения знакомых поручений действуют достаточно самостоятельно и инициативно. Чаще всего это является результатом неравномерного включения детей в выполнение поручений в средней группе. Поэтому, прежде всего надо проверить, насколько систематически каждый из детей участвует в труде. Можно с этой целью регулярно отмечать, кто из детей выполнял поручения и какие (можно использовать для этой цели бланк табеля посещаемости). Воспитатель может вести такой учет (для себя) в течение определенного времени (например, две недели). Дети не должны быть свидетелями записей, потому что иначе это приведет к ненужной конкуренции между ними, спорам. Поручения в старшей группе усложняются. Предложение выполнить то или иное поручение дается в общей форме, без детальных объяснений, например: — Вова, вынеси, пожалуйста, игрушки на участок. Или: Катя, приведи в порядок полочку, на которой лежат предметы, необходимые для ухода за уголком природы. В таких поручениях содержится наряду с определенными трудовыми действиями задача планирования и организации их: определить, какое потребуется оборудование, отобрать и расположить его так, чтобы было удобно работать, наметить последовательность действий, контролировать их в процессе выполнения поручения, с тем, чтобы получить качественный результат. Нередко в практике недооценивается именно эта сторона деятельности: воспитатель больше ориентирует детей только на достижение результата. Это неправильно, так как у детей при овладении навыками не формируется культура деятельности, способность организовывать и контролировать ее. В старших группах возможны поручения, которые как раз нацелены на закрепление навыков планирования, организации. Когда ребенок посмотрит и скажет, что, по его мнению, необходимо сделать, вместе с ним можно обсудить, сколько детей надо включить в работу, чтобы справиться с ней, какой потребуется инвентарь. Это позволяет формировать инициативу, ответственное отношение к делу. Индивидуальные поручения позволяют дифференцировать методы руководства, учитывая особенности детей. Так, дети неуравновешенные, с неустойчивым вниманием нуждаются в постоянном контроле в процессе деятельности. Следует учитывать и то, что у некоторых детей на предыдущем этапе могут быть закреплены отрицательные привычки, и они часто отвлекаются от работы, не доводят ее до конца, неаккуратны. Прямое замечание или высказанное воспитателем неудовлетворение качеством работы может вызвать у ребенка негативное отношение, нежелание продолжать работу, обиду. Учитывая это, воспитатель должен предупредить нежелательные поступки. Например, увидев, что ребенок крайне небрежно несет посуду, надо напомнить ему, что посуду на стол ставят, осторожно, иначе можно ее разбить. Это напоминает ребенку, что не только ставить посуду надо аккуратно, но и бережно ее нести. Очень важен характер общения с детьми, тон обращений, содержание замечаний, манеры воспитателя, его мимика. Обращение, мягкое по форме, деловое по содержанию, приводит к желаемому результату: ребенку становится понятной претензия и воспитателя, пути исправления недостатков; участие и расположение взрослого к нему. При организации работы на участке, например, если надо привезти свежий песок на площадку для малышей, воспитатель поручит эту работу мальчикам, поможет распределить обязанности: один — двое будут лопатами насыпать песок на тележки, двое-трое перевозить его. Двоим детям будет поручено разровнять его на площадке. Воспитатель обязательно напомнит мальчикам, что работа требует физических усилий и что они достаточно сильные, чтобы хорошо справиться с ней. По окончании работы тележки, лопаты, грабли должны быть тщательно очищены от песка и убраны. Планируя организацию поручений, педагог должен исходить из жизненной необходимости. Например, заметив, что в кукольном уголке необходима уборка, он планирует ее проведение, учитывая, сколько детей надо включить в труд, рассчитанный на 25-30 минут. Зная, что няня будет менять, постельное белье организует детей в помощь ей: поручает принести чистое белье разложить его по кроватям, надеть наволочки. Если необходимо просит протереть кровати. Ни в коем случае нельзя предлагать детям труд, не имеющий достаточной значимости. Не рекомендуется также подменять дежурных, т.е. поручать выполнить другим их обязанности. При планировании коллективных трудовых поручений приходится решать вопрос о том, кого включать для их выполнения. Объединяя детей, воспитатель обязательно должен учитывать их осо6ениости, с тем, чтобы процесс труда способствовал формированию положительных взаимоотношений. Систематическое объединение детей в труде оказывает большое влияние на формирование начал коллективизма. Возникает небольшой коллектив, в котором все члены выступают как носители моральных норм, которые предъявляются каждому участнику общей деятельности. Оценивая выполненное поручение с точки зрения его необходимости для коллектива, воспитатель формирует у каждого ребенка понимание того, что его дело является частью общего. Хозяйственно-бытовой труд — труд в основном будничный, постоянный. И здесь встают две задачи: с одной стороны, следует постепенно внушать детям, Что если даже дело не очень интерес но, его следует выполнять, так как оно имеет большое значение для поддержания постоянного порядка в групповой комнате, раздевальной, на участке. С другой стороны, надо использовать приемы, вызывающие эмоциональный подъем. Так, веселая знакомая песенка о труде или бодрый марш, сопровождающий деятельность детей, повышает настроение. Шутка педагога, его умелая помощь, положительная оценка, а также предвидение будущего результата и радость по поводу его достижения — все это отражается на детях. Они с удовольствием выполняют задания, подражают тону и действиям своего наставника. Подведение итогов работы также должно сопровождаться эмоционально яркой оценкой. В старших группах дети по-прежнему выполняют обязанности дежурных. Во второй половине учебного года в старшей группе появляется возможность изменить организацию дежурств. Так как дети овладели в достаточной степени навыками всего содержания труда, связанного с накрыванием на стол, с подготовкой к занятиям, можно уменьшить число дежурных: если ранее за каждым столом был дежурный, то теперь двое вполне справятся со всей работой. Дети — дежурные должны вместе решать кто, что будет делать, определять последовательность всей работы, а также нести ответственность перед воспитателем, группой за общий результат работы. В подготовительной к школе группе организация труда дежурных может еще больше усложняться. Если воспитатель объединит всех дежурных (и по столовой, и по подготовке к занятиям, и по уголку природы) в одно звено, то тем самым он поставит детей перед необходимостью самим договариваться об очередности и содержании работы. Если кто-то из дежурных не пришел в детский сад, его надо заменить. Это также решают сами дети. В подготовительной группе не столько увеличивается объем работы детей, сколько растут требования к самостоятельности, организованности, деловитости самоконтролю. Увеличивая требования к детям, воспитатель разъясняет в то же время, как следует понимать свою ответственность перед коллективом. Систематическое объединение детей в труде оказывает большое влияние на формирование начала коллективизма. Возникает небольшой коллектив, в котором все члены выступают как носители моральных качеств, которые предъявляются каждому участнику общей деятельности. Оценивая выполненное поручение с точки зрения его необходимости для коллектива, воспитатель формирует у каждого ребенка понимание того, что его дело является частью общего.

    содержание .. 11 12 14 ..

    Подготовка и работа суточного наряда по столовой. Обязанности дежурного по столовой

    Тема: «Подготовка и работа суточного наряда по столовой. Обязанности дежурного по столовой».

    Подготовка и работа суточного наряда по столовой.

    Суточный наряд по столовой назначается для уборки помещений, очистки свежих картофеля и овощей; сервировки обеденных столов; мытья посуды и других подсобных работ.

    Суточный наряд выделяется в составе дежурного по столовой из числа прапорщиков или сержантов, а также рабочих по столовой из числа рядового состава из расчета: до 100 человек питающихся в столовой 3-4 человека, на каждые последующие 100 человек питающихся дополнительно выделяется по 2 человека. Как правило, дежурный по столовой и рабочие назначаются с одного подразделения.

    Список лиц, допущенных к несению службы дежурного по столовой, утверждается командиром воинской части и объявляется приказом по части. Заместитель командира части по тылу обязан провести с ними инструктивные занятия по особенностям несения дежурства в столовой и принять зачеты.

    Назначать начальников продовольственных складов, столовых, поваров инструкторов, старших поваров в состав суточного наряда по столовой запрещается. Вновь назначенный дежурный по столовой в установленное распорядком дня время прибывает на инструктаж к заместителю командира части по тылу или в его отсутствие к начальнику продовольственной службы.

    Подготовка суточного наряда по столовой проводится в соответствии с распорядком дня части.

    Ответственность за подготовку лиц, назначенных в наряд по столовой, несет командир подразделения, от которого он выделяется. Список солдат и сержантов суточного наряда по столовой подписывается старшиной роты (подразделения). Начальник столовой совместно с дежурным по столовой производит распределение на работу лиц суточного наряда и инструктируют с практическим показом выполнения обязанностей.

    Лица суточного наряда по столовой распределяются на 4 дежурных расчета.

    Первый расчет предназначается для доставки картофеля и овощей со склада в столовую и их очистки, уборки овощеразделочных помещений, территории, прилегающей к столовой.

    Второй расчет предназначается для доставки продуктов со склада в столовую, уборки помещений, чистки и мытья оборудования и инвентаря, подачи в горячий цех посуды для выдачи пищи.

    Третий расчет предназначается для мытья столовой и кухонной посуды, ответственным за эксплуатацию посудомоечной машины назначается старший этого расчета, которому вменяется обязанность включение машины и ее эксплуатация.

    Четвертый расчет предназначается для подготовки обеденного зала к приему пищи и сервировки столов, уборки обеденного зала. В столовых, имеющих линии самообслуживания, подносят готовую пищу к линии на выдачу и осуществляют контроль за полнотой сдачи использованной посуды и столовых приборов.

    В каждом расчете назначается старший, который отвечает за деятельность подчиненных ему лиц суточного наряда.

    При инструктаже определяется также время выполнения работ, необходимый уборочный материал и порядок сдачи выполненых работ.

    Солдаты и сержанты суточного наряда по столовой должны быть одеты в рабочую форму одежды, в белые колпаки и фартуки.

    Для суточного наряда оборудовать и иметь в подразделениях рабочую форму одежды из числа повседневного обмундирования, выслужившего установленные сроки носки, из расчета 5-7 комплектов на каждого сержанта и солдата наряда по столовой. Командир подразделения несет ответственность за чистоту и исправность рабочей формы одежды. Цвет фартуков для солдат, занятых в обеденном зале, белый, занятых уборкой помещений, очисткой картофеля и овощей — синий. Солдатам, моющим посуду, выдается клеенчатый фартук с нагрудником, резиновые сапоги.

    Дежурный по столовой должен быть одет в повседневную форму одежды, в белую куртку с нагрудным знаком на левой стороне с надписью «Дежурный по столовой»(приложение N 37 ).

    Вновь назначенный дежурный по столовой обязан принять от старого дежурного по столовой исправное оборудование, посуду, хозяйственный инвентарь под роспись в книге приема и сдачи дежурства, по описи согласно ведомости приема и сдачи дежурства.

    О сдаче и приеме дежурства и всех выявленных недостатков старый и новый дежурные по столовой докладывают заместителю командира части по тылу и дежурному по полку.

    Приняв доклад о приеме помещений столовой, оборудования, имущества и посуды, а также об имеющихся недостатках, новый и старый дежурные записывают недостатки в ведомости. Заместитель командира части по тылу, оценив качество выполнения работ нарядом и дежурным по столовой, принимает решение по устранению недостатков, делает запись в ведомости. Например: «Оценка несения службы суточным нарядом по столовой — «хорошо». Смену наряда разрешаю после устранения недостатков, указанных в пункте N 2. Заместитель командира части по тылу подполковник Степанов».

    Старый и новый дежурные по части после устранения недостатков делают запись в ведомости. Например: «Недостатки, указанные в пункте N 2, устранены. Смену наряда разрешаю. Дежурный по части капитан Семенов».

    После этого старый и новый дежурные по столовой расписываются в книге приема и сдачи дежурства.

    Дежурный по столовой отвечает за сохранность столово-кухонной посуды, инвентаря и другого имущества, принятого по описи на период дежурства.

    Дежурный по части не имеет права смениться с дежурства, если дежурный по столовой, с которым он заступил на дежурство, не доложил об устранении недостатков и сдаче дежурства.

    Обязанности дежурного по столовой:

    Дежурный по столовой назначается из прапорщиков или сержантов. Он отвечает за правильность получения продуктов со склада, полноту закладки их в котел, своевременную раздачу пищи по установленным нормам, за сохранность кухонного инвентаря и посуды, а также за санитарно-гигиеническое состояние столовой и поддержание порядка в ней.

    Дежурный по столовой подчиняется дежурному по части, начальнику тыла и начальнику продовольственной службы, ему подчиняются весь суточный наряд, назначенный для работы в столовой, и повара.

    Новый дежурный по столовой в 12:00 прибывает на инструктаж к начальнику тыла, а в его отсутствие — к начальнику продовольственной службы.

    Перед разводом новый дежурный по столовой проверяет состав наряда, заполняет ведомость суточного наряда по столовой и предоставляет его на медицинский осмотр. После развода он принимает по описи документы, кухонный инвентарь и посуду, проверяет исправность технологического оборудования, совместно с начальником столовой распределяет работу столовой между солдатами расчетов наряда по столовой , проводит их инструктаж по требованиям безопасности.

    О сдаче и приеме дежурства старый и новый дежурные по столовой докладывают начальнику тыла и дежурному по части.

    Дежурный по столовой обязан:

    — знать число людей, состоящих на довольствии, и меню-раскладку;

    — контролировать получение инструктором-поваром (старшим поваром) продуктов со склада; их массу и доброкачественность (для определения качества продуктов при необходимости вызвать врача или фельдшера);

    — следить за обработкой продуктов, а также за тем, чтобы обработка мяса и рыбы, выдача готовой пищи производилась только поварами;

    — присутствовать при закладке продуктов в котел и наблюдать за тем, чтобы все положенное по раскладке было вложено в котел точно по массе;

    — присутствовать при делении мяса и рыбы на порции, проверять их массу , а также правильность записей инструктора-повара (старшего повара) в книге учета контроля за качеством приготовленной пищи;

    — не допускать к работе в столовой солдат, которые не прошли медицинский осмотр, следить, чтобы во время работы соблюдались правила гигиены;

    — поддерживать чистоту и порядок в столовой, не допускать приема пищи в столовой личным составом в головных уборах, шинелях и специальной (рабочей) одежде;

    — следить за своевременной сервировкой и уборкой столов; организовать выдачу столово-кухонной посуды и прием ее от подразделений, а также качественное мытье посуды, не разрешать ее выноса из столовой;

    — не допускать выдачи пищи без проверки ее качества врачом (фельдшером) и разрешения на ее выдачу дежурного по части, следить за своевременной и правильной раздачей пищи и точным соблюдением очередности ее выдаче подразделениям;

    — требовать, чтобы запасы продуктов хранились в чистоте и порядке и обеспечивалась их надежная сохранность;

    — оставлять расход пищи по заявкам старшин подразделений или дежурных по ротам, не допуская ее хранения более установленного срока;

    — организовывать своевременную уборку отходов после обработки продуктов и следить за чистотой территории, примыкающей к столовой;

    — не допускать в столовую посторонних лиц;

    — обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности и безопасности при эксплуатации технологического оборудования;

    — о всех недостатках докладывать дежурному по части, начальнику тыла или начальнику продовольственной службы;

    — при посещении столовой прямыми начальниками от заместителей командира части и выше, а также дежурным по части представляться им.

    Например: «Товарищ полковник, дежурный по столовой прапорщик Иванов».

    1. Заключительная часть – 5 минут.

    Подвожу итоги занятия, определяю степень достижения целей занятий.

    Виды дежурств и их воспитательное значение

    Лидия Пожалова

    Виды дежурств и их воспитательное значение

    Виды дежурств и их воспитательное значение.

    1. Дежурства как форма организации труда детей.

    2. Воспитательная ценность дежурств.

    3. Содержание дежурств в разных возрастных группах (на основе анализа «программы воспитания в детском саду»

    ).

    4. Условия и методы организации дежурств.

    5, Анализ опыта работы студента.

    6. Педагогические выводы.

    Дежурства как форма организации труда детей. Труд становится средством воспитания только тогда, когда посильная трудовая деятельность пронизывает всю жизнь детей, когда они повседневно выполняют трудовые обязанности. В детском саду каждодневная трудовая деятельность организуется как постоянная в виде дежурств и как эпизодическая, возникающая в определенных условиях (уборка участка, поделка елочных игрушек, уборка групповой комнаты и т. п.) или для удовлетворения потребностей взрослых и детей (приготовление сувениров для мам, ремонт книг для малыша, поделка игрушек для творческой игры). Повседневный труд организуется как индивидуальный или коллективный и требует руководства со стороны воспитателя.

    Воспитательная ценность дежурств. Дежурства как вид повседневного труда вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы на трудовых занятиях. Во время дежурств совершенствуется самостоятельная трудовая деятельность детей, углубляется ее общественная направленность и мотивация, так как работа дежурных направлена на помощь взрослому, на удовлетворение потребностей детей. Во время дежурства у детей формируются социально ценные качества личности – ответственность за порученное дело, заботливость по отношению к людям, привычка к выполнению трудовых обязанностей (З. Н. Борисова, К. А. Климова)

    .

    Содержание дежурств в разных возрастных группах (на основе анализа «программы воспитания в детском саду»

    ).
    Виды дежурств, последовательность их введения определены в «программе воспитания и обучения в детском саду»
    . Это
    дежурства по столовой, в уголке природы, дежурства по занятиям.
    Дежурства по столовой вводятся в средней группе с начала года; со второй половины года дети привлекаются к дежурству по занятиям; дежурства в уголке природы вводятся в старшей группе.

    В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, кормят животных, чистят их клетки, ведут календарь погоды.

    Работа дежурных требует постоянного внимания и руководства со стороны воспитателя. В работе дежурных представляются все недостатки в освоении детьми трудовых процессов. Так, в дежурстве по столовой дети часто не соотносят количество предметов между собой (ставят чашек меньше, чем тарелок, ошибаются в определении места предмета (кладут ложки то справа, то слева от тарелки и т. п.)

    ; забывают приготовить те или иные предметы
    (салфетки для обтирания рук и губ или тряпочки для аппликации и т. п.)
    . Дети часто не видят допущенных ошибок, не могут их исправить самостоятельно.

    В связи с этим руководство воспитателя направленно на предупреждение ошибок, на исправление их, если они допущены. В первом случае воспитатель просит дежурных вспомнить, что и как они должны делать, напоминает по ходу дежурстваприемы осуществления наиболее трудных действий: держать ложки в левой руке, раскладывать правой, класть ложку справа от тарелки черенком к себе, выпуклой стороной вниз и т. п. в случаях затруднений возможен показ, помощь со стороны другого дежурного.

    Условия и методы организации труда. В организации труда дежурных учитывается объем работы. В дежурстве по столовой дежурному поручается накрывать один стол. Увеличение объема работы приводит к возрастанию количества ошибок, растерянности дежурного. В дежурстве по уголку дети чистят по одной клетке, обтирают по 3-4 растения и т. д. такое распределение объема работы позволяет дежурному быстро справиться с поручением, привлекать к дежурствам до 8-10 детей, обеспечить частую повторяемость участия детей в дежурствах, что способствует скорейшему освоению детьми обязанностей дежурного.

    По мере освоения обязанностей дежурных в старших группах срок дежурства увеличивается до 2-3 дней, вводится передача дежурств, отчеты дежурных о работе перед группой детей. Все это помогает осуществлять повседневный контроль за работой дежурных, фиксировать их успехи. Привлечение детей к контролю и помощи, смена дежурств способствует воспитанию интереса к дежурствам, ответственного отношения к ним, умения каждодневно выполнять различную работу, формирует такие качества, как терпение, настойчивость, трудолюбие.

    Организация работы дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом, затем вводится организация по типу общего труда и, наконец,дети могут перейти к совместному труду: один расставляет хлебницы и тарелки, другой раскладывает ложки и вилки к тарелкам и т. п. разные формы организации труда повышают интерес к дежурствам, усложняют контроль, формируют чувство личной ответственности за порученную часть работы. Отчитываются дежурные и за свою часть работы и за общий результат.

    В старшей и подготовительной группах педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Этому способствует отчет дежурных, оценка их труда перед всей группой, назначение новых дежурных, групповой наказ к дежурству – что и как должны делать дежурные.

    Наблюдения показали, что деятельность дежурных характеризуется детьми с позиции общественно полезного труда. Высказывая суждения о работе дежурных, дети подчеркивают качество результатов труда,его мотивы и направленность: «Дежурные хорошо заботились о детях, все правильно расставляли на столе, чашки ставили, повертывая ручки так, чтобы их было удобно брать»; «Саша хорошо заботился о хомячке: чистил клетку, следил, чтобы у хомячка был вкусный корм. Саша сам все делал, не ждал, чтоб ему напоминали». Оценка коллектива подсказывает дежурным самооценку, которая обеспечивает правильные отношения к своему делу,к успехам и недостаткам: «Я люблю дежурить и стараюсь, но только забываю где надо положить ложки. Это никак не получается». Воспитатель поддерживает требования, предъявляемые к работе дежурных.

    Подбор дежурных на тот или иной вид дежурств осуществляется с учетом подготовленности детей, их желания дежурить вместе. Так, ребенок, не освоивший весь объем работы, может дежурить в группе с хорошо работающими детьми, которые оказывают ему необходимую помощь. Если вместе дежурят быстро работающие дети, то они могут получить большой объем работы.

    Воспитатель контролирует последовательность назначения детей на дежурства (в течение недели все дети должны пройти через разные виды дежурств, ведет учет дежурств, определяет задачи работы с детьми.

    Педагогические выводы. Таким образом, данный вид каждодневного труда детей обеспечивает постоянное участие всех детей в трудовой деятельности, формирование умения трудиться, привычки к труду.

    Успешное выполнение задач, поставленных перед детьми,обеспечивается рядом условий:

    1. Наличием программы трудового воспитания, включающей систему знаний о труде, его организации как ориентировочной основы трудовой деятельности детей; программы трудового обучения, включающей перечень трудовых процессов, которые должны освоить дети в возрастных группах, требования к их выполнению; программы воспитания детей в самостоятельной трудовой деятельности;

    2. Квалификацией воспитателя, который должен овладеть содержанием и методикой трудового воспитания, целесообразно ее применять в возрастных группах детского сада. Педагогическое мастерство воспитателя, его творческий подход к реализации задач трудового воспитания определяют его успех;

    3. Наличием соответствующего оборудования для всех видов труда.Оно должно удовлетворять следующим требованиям: быть прочным и удобным для выполнения тех или иных операций; безопасным при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.); соответствовать по весу и размерам возможностям детей; быть внешне привлекательным и гигиеничным;

    4. Правильной организацией хранения оборудования для разных видов труда в условном месте, в установленном порядке, свободным доступом для самостоятельного использования его детьми, поддержанием постоянного порядка;

    5. Посильностью труда, т. е. такой нагрузкой, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь ввиду как физические, так и психические нагрузки. Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов,требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. поэтому важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или заменяя детей через каждые 7-10 минут.

    Психическая нагрузка увеличивается при однообразном труде: прополка, накрывание на стол, уборка строительного материала, протирание стульчиков и т. д.такой труд также должен быть ограничен во времени: допустимая длительность его составляет в младших и средних группах от 12 до 15 и от 25 до 30 минут в старших группах. Регулирование нагрузки осуществляется дозировкой объема работы. Так, в средней группе каждый дежурный сначала накрывает на один стол (поручение накрывать два стола, как правило, приводит к увеличению количества ошибок в среднем в два раза, к снижению внимания, самоконтроля, к увеличению числа отвлечений). К концу года отдельные дети справляются с накрыванием на два стола;

    6. Обязательностью индивидуализированной оценки. Овладевая трудовым процессом, дети допускают значительное количество ошибок: они пропускают отдельные трудовые действия или выполняют их неверно (например, недостаточно тщательно моют мочалкой посуду, оставляя грязь)

    ; допускают ошибки пространственного характера при накрывании на стол
    (кладут ложки слева)
    или ошибки соотнесения предметов (ставят меньше тарелок, чем стульев, или меньше чашек, чем тарелок, забывают подготовить те или иные предметы
    (кисти для клея или бумажные салфетки в стаканчиках)
    и т. п. оценивая работу,
    воспитатель указывает каждому ребенку, где и какую он допустил ошибку, а затем побуждает самого ребенка найти ошибку, исправить ее. Такая оценка помогает совершенствовать трудовую деятельность, не допускать повторных ошибок при выполнении процессов труда;
    обязанностей.

    Проявление отрицательного отношения детей к труду дежурныхимеет следующие причины:

    1. Отсутствие у детей необходимых знаний и умений, что не позволяет им справиться с поручением, получить нужный результат;

    2. Невнимание воспитателя к труду дежурных, оценке их деятельности, их отчетам;

    3

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: