План воспитательной работы 10 класс
Условия успешной реализации программы:
- Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
- Привлечение к реализации программы школьного психолога.
- Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
- Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Результатом данной программы является личность, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
- Помочь учащимся поставить перед собой цель и стараться достичь её.
- Помочь человеку быть творцом.
- Формировать активную гражданскую позицию личности.
- Воспитывать любовь к людям.
- Воспитывать у учащихся собственное достоинство, уметь противопоставит себя унижению.
- Воспитывать трудолюбивую личность.
- Воспитывать у учащихся патриотизм, гордость за свою Родину.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
- Воспитывать у учащихся волю и выносливость.
- Воспитывать у учащихся здоровый образ жизни.
Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:
- воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;
- образовательный результат – приобретенные ребенком знания и умения;
- практический результат — то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.
II. Раздел
Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
- Направление «Гражданско-патриотическое».
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
- Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории села, школы.
- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, село, школу.
- Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
- Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
- Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного села.
Формы:
- Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, села, государства.
- Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение встреч с участниками войны;
- Организация и проведение экскурсий по Ставропольскому краю;
- Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
- Направление «Интеллект»
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
- Воспитание потребности учиться.
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
- Стараться участвовать во всех олимпиадах, конкурсах
- Направление «Физкультурно-оздоровительное и экологическое»
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир
Задачи:
- Создание условий для физического развития учащихся.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Формы:
- Организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья.
- Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
- Организация и проведение походов, поездок.
- Организация и проведение экскурсий в лес, заповедники, парки.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми
- Направление «Художественно-эстетическое»
Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности
Задачи:
- Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Сбор материалов и выпуск классных газет.
- Подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов.
- Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
- Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
- Организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников.
- Организация и проведение выставок работ школьников.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам Ставропольского края.
- Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.
- Направление «Трудовое»
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности
Задачи:
- Воспитание потребности трудиться.
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
Формы:
- Организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов.
- Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Организация и проведение походов, поездок;
- Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
- Организация и проведение трудовой практики.
- Направление «Духовно -нравственное»
Цель: создать эффективные условия для формирования духовности и нравственности школьников, способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я».
Задачи:
- Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
- Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
- Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Формирование и развитие классных традиций.
- Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
- Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
- Организация и проведение классных праздников.
- Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
- Направление «Семья»
Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям
Задачи:
- Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
- Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
- Организация и проведение походов, поездок с участием семей, друзей и родных ребенка.
- Формирование традиций класса.
- Просмотр и обсуждение фильмов, театральных постановок.
- Организация и проведение семейных праздников.
- Организация взаимного творчества детей и родителей.
- Направление «Профориентация»
Цель:
— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- Повысить уровень психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
2. Формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
4. Привлечь к деятельности всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
Формы:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
- Направление «Правовое воспитание»
Цель: Достичь прочных познаний обучающихся о законодательстве, обязанностях и правах человека и гражданина. Знание законодательства позволит сформировать уважение к нему, а также выработать систему ценностей, Повысить авторитет Законодателя. Позволит преодолеть правовой нигилизм, Создать устойчивую ориентацию на правильное поведение, привычек законопослушности, навыков участия в правосудии, и создание нетерпимости к нарушению законодательства.
Задачи:
1.Воспитывать у учащихся правильную правовую позицию.
2.Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
3Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
4.Распространение информации среди жителей страны,
5.Приобретение знаний в области права с последующим их преобразованием в убеждения и уважение к закону,
6. Воспитание правовой активности,
7.Создание правильных установок, убеждений и взглядов,
8. Развитие интересов к праву,
9.Развитие навыков правомерного поведения. Формы:
1.Организация и проведение семейных вечеров.
2.Формирование и развитие классных традиций.
3.Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
4.Организация и проведение диспутов, дискуссий на правовые темы.
- Направление «Культурный норматив школьника»
Цель: вовлечение детей в культурную среду через посещение учреждений культуры и знакомство с информационными ресурсами о культуре, чтение
Задачи:
- разработать и внедрить новый формат культурного просвещения школьников через их активное погружение в культурное пространство страны;
- повысить общий уровень знаний школьников о культурном богатстве нашей страны, развить художественный вкус путем знакомства с произведениями культуры и искусства, рекомендованными в перечнях по видам искусств, в том числе с использованием информационных ресурсов культуры;
Формы:
Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Организация посещения концертов, театров, кинотеатров.
Участие в проекте «Волонтерское чтение»
III раздел
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- организация участия детей в школьных олимпиадах;
- мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
- организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
- организация индивидуальной творческой деятельности;
- создание условий для самовыражения;
- включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- наблюдение и особое внимание, коррекция;
- организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- контроль социального педагога;
- контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
- вовлечение в творческую деятельность;
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- наблюдение и коррекция поведения.
IV раздел
Профилактическая работа.
- Работа с родителями.
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Родители нашего класса причастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса, то есть принимают участие в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, оказывают помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.
Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
- Изучение условий семейного воспитания:
- посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
- особенности семейного воспитания;
- беседы, анкетирование родителей;
- сочинения учащихся о семье;
- конкурс творческих работ учащихся «Моя семья»;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
- родительские собрания;
- информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
- приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
- регулярная проверка дневников.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Взаимодействие с родительским комитетом:
- помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
- помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
- с учреждениями дополнительного образования.
- Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
- родительские собрания;
- заседания родительского комитета;
- четкие и лаконичные записи в дневниках;
- записки извещения.
- Работа с педагогами, работающими в классе:
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- развитие коммуникативных умений педагогов;
- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
- проведение малых педагогических советов;
- индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Раздел V.
Механизм реализации программы
Программа является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год — это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Литература:
- Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
- Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
- Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
- Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 1992.
- Ковалёв С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М., «Просвещение», 1990.
- Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. «Деловое общение», С.-П., «Специальная литература», 1997.
- Петрусинский В.В. «Игры: обучение, тренинг, досуг», М., «Гуманитарный центр ЭНРОФ», 1995.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
- Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
- Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.
- Степанов С.С. «Что вы знаете и не знаете о себе и других», психологические тесты и наблюдения, г.Дубна, «Феникс», 1996.
- Фридман Л.М. и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., «Просвещение», 1988.
- Педагогика Орленка в терминах и понятиях. Собеседник, 2005 год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 с. Нины Советского района»
План Воспитательной работы классного руководителя 10 класса
Самоанализ своей педагогической деятельности ( успехи или неудачи в методической работе с классным коллективом, родителями, в организации своего труда и т.п.)
Анализ уровня воспитанности класса.
Назначение педагогического анализа в том, чтобы:
выявить воспитательный результат и приобрести смысл своей профессиональной работы
оценить воспитательный результат и убедиться в его социальной и психологической значимости
корректировать профессиональную работу и совершенствовать своё профессиональное мастерство, повышая профессиональную самооценку.
тем самым содействовать повышению профессионального искусства, которое бы могло разрешить острое противоречие между свободным беззаботным детством и социальными высокими нормами культуры, которыми должен успеть овладеть ребёнок
Примерная схема анализа воспитательной работы с классом:
Назовите цели и задачи развития коллектива в этом учебном году: Были ли они решены? Да (Назовите положительные моменты) Нет ( Почему? Назовите причины)
Какие проблемы в работе по созданию классного коллектива?
Какие мероприятия по повышению уровня развития коллектива планируете в новом учебном году?
Уровень и особенности развития детского коллектива
Оцените отношения в коллективе между девочками и мальчиками, детьми и взрослыми (родителями, другими педагогами и т. п.)
Имеются ли в классе лидеры? Да Нет. Назовите их имена. Каково влияние их ценностных ориентаций на ребят, на жизнедеятельность класса? Назовите имена детей, которые наиболее активно участвовали в общественной жизни класса, школы.
Дайте оценку активности и «включённости» родителей в жизнедеятельность класса, в чём конкретно участвовали родители, какую помощь они Вам оказывали в воспитательной деятельности? Назовите родителей «неравнодушных», самых активных. назовите членов родительского комитета класса и направления их работы.
Какие формы самоуправления существуют в классе? Какова их роль в жизни класса и влияние на развитие личности детей? Планируете ли Вы работу по развитию самоуправления в классе на следующий год? Перспективные направления в данной работе. Имеется ли методическое обеспечение по данному вопросу? Укажите какое (литература, разработки, другое)
Каким образом осуществляется контроль за успеваемостью и учебной дисциплиной?
какие формы, виды, методы работы используются для развития познавательных интересов, для положительной мотивации учения?
Какие направления в работе с детьми Вам особенно удаются?
Что у Вас не получается в работе с детьми? Почему, по-вашему, не получается?
Проанализируйте план воспитательной работы за год.Нашли ли в плане отражение: общешкольные цели воспитания. Как решался на практике данный комплекс воспитательных задач в работе с детьми? Какие приоритетные цели и задачи были поставлены в начале учебного года при планировании воспитательной работы с классом? Выполнены ли они? Какие основные мероприятия способствовали этому7 Если не выполнены, то укажите причины.