Карточки «Деепричастие. Деепричастный оборот». 7-8-9 классы
Карточка 1.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих учившихся в киевской бурсе и приехавших уже на дом к отцу.
У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак носивший оружие.
Бедная старушка привыкшая уже к таким поступкам своего мужа печально глядела сидя на лавке.
Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне называя их холопьями польских панов.
Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих лежавших рядом…
Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор наполненный спящими густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол окружавший двор.
Карточка 2.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу.
Бедная старушка лишённая последней надежды уныло поплелась в хату.
Мать, слабая как мать, обняла их вынула две небольшие иконы надела им рыдая на шею.
Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся почувствовав на себе двадцатипудовое бремя потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст.
Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показать.
Карточка 3.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Он глядел на нее совсем потерявшись рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё более замазывался.
Но дворня подняла смех увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.
А между тем степь уже давно приняла их в свои зеленые объятия, и высокая трава обступивши скрыла их, и только козачьи черные шапки одни мелькали между ее колосьями.
И козаки прилегши несколько к коням пропали в траве.
Под тонкими их корнями шныряли куропатки вытянув свои шеи.
В небе неподвижно стояли ястребы распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.
Карточка 15
Списать, расставить знаки препинания, выделить деепр. обороты:
Человек появляясь на свет имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта просачиваясь в грудь вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему человек учится любить. Любовь же распространяясь на многое даёт человеку новые силы и делает его мудрее.
Карточка 4.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Прекрасная полячка так испугалась увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова…
Вся музыка наполнявшая день утихала и сменялась другою.
Поужинав козаки ложились спать пустивши по траве спутанных коней своих.
Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей летевших на север вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось что красные платки летели по темному небу.
Через три дня после этого они были уже недалеко от места служившего предметом их поездки.
Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, и все вместе въехали в предместье находившееся за полверсты от Сечи.
Карточка 5.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых наполнявших траву весь их треск свист краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи…
Наконец они минули предместье и увидели несколько разбросанных куреней покрытых дерном или, по-татарски, войлоком.
Несколько дюжих запорожцев лежавших с трубками в зубах на самой дороге посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места.
Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец заломивши чертом свою шапку и вскинувши руками.
Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались припомнив старую мать свою.
Карточка 6.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману поднявшемуся из болот.
Андрий же сам не зная почему чувствовал какую-то духоту на сердце.
Тяжелые волы лежали подвернувши под себя ноги большими беловатыми массами и казались издали серыми камнями раскиданными по отлогости поля.
Над огнем вились вдали птицы казавшиеся кучею темных мелких крестиков на огненном поле.
Заглянувши в них он изумился видя что оба пусты.
Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.
Карточка 7.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Он прямо подошёл к отцовскому возу но на возе уже его не было: Остап взял его себе под головы и растянувшись возле на земле храпел на всё поле.
И потом, когда поднял глаза и посмотрел на него, увидел, что уже старый Бульба спал положив голову на ладонь.
Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустились отлогостью в низменную лощину…
Они перешли через церковь не замеченные никем и вышли потом на площадь бывшую перед нею.
Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь украшенную гербом и множеством резных украшений но татарка дёрнула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене.
Карточка 8.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Пробираясь меж тростников остановились они перед наваленным хворостом и фашинником.
Он дёрнул за рукав её, и оба пошли вместе беспрестанно оглядываясь назад и наконец опустился отлогостью в низменную лощину.
Татарка наклонив голову вошла первая; вслед за нею Андрий нагнувшись сколько можно ниже, чтобы можно было пробраться с своими мешками, и скоро очутились оба в совершенной темноте.
Андрий едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.
Бросила прочь она от себя платок, отдёрнула налезавшие на очи длинные волосы косы своей и вся разлилася в жалостных речах выговаривая их тихим-тихим голосом.
Карточка 9.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Опустясь в сию лощину они скрылись совершенно из виду всего поля занятого запорожским табором.
Козаки все стояли понурив головы зная вину; один только незамайновский куренной атаман Кукубенко отозвался.
Так распоряжал кошевой, и все поклонились ему в пояс и не надевая шапок отправились по своим возам и таборам…
Уходя к своему полку Тарас думал и не мог придумать, куда девался Андрий, полонили ли его вместе с другими и связали сонного?
Напереди стоял спесиво в красной шапке убранной золотом буджаковский полковник.
Карточка 10.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Но Тарас в это время вырвавшись из засады с своим полком с криком бросился навпереймы (наперерез).
Снарядясь пустили вперёд возы а сами пошапковавшись ещё раз с товарищами тихо пошли вслед за возами.
И потом все как будто сговорившись махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами.
И стали наступать они тесно на козацкие таборы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами.
Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло всё поле…
Карточка 11.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Не по одному козаку взрывается старая мать ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси (грудь).
Погнул он крепко Дегтярёнка, сбил его на землю и уже замахнувшись на него саблей кричал: «Нет из вас, собак-козаков, ни одного, кто бы посмел противустать мне!».
Упал он, наложил руку на свою рану и сказал обратившись к товарищам: «Прощайте, паны братья, товарищи!..»
Весь побагровел полковник ухватясь за верёвку обеими руками и силясь разорвать её но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику.
Поникнул он теперь головою почуяв предсмертные муки и тихо сказал: «Сдаётся мне, паны братья, умираю хорошею смертью…»
Карточка 12.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
Сам Тарас увидя беду его поспешил на выручку.
Уже голова другого Пысаренка завертевшись захлопала очами.
Понял тот знак Остап и ударил сильно вырвавшись из засады в конницу.
А в это время корсунцы стоявшие последние за возами увидевши что уже достанет ружейная пуля грянули вдруг из самопалов.
Так школьник неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкой по лбу вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим…
«Да скажи же мне, где я теперь? – спросил опять Тарас напрягая ум и стараясь припомнить бывшее.
Карточка 13.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически выделите причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия.
А между тем верный товарищ стоял перед ним бранясь и рассыпая без счёту жестокие укорительные слова и упрёки.
Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребёнка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в луки и прикрепивши верёвками к седлу помчался вновь с ним в дорогу.
Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо приподняв очи и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!».
Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и приподняв его повыше чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костёр.
Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минули отмели всполашивая подымавшихся птиц и говорили про своего атамана.
Карточка 14.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты и одиночные деепричастия, графически покажите синтаксическую связь деепричастий. Определите вид деепричастий. Составьте схемы предложений.
1. Сухой лист тр..петал на ветках и оп..дая крутился в воздухе уст..лая колею пёстрым ковром. (И. С. Гусев-Оренбургский)
2. Он [Печорин] л..жал в первой комнате на постел.. подл..жив одну руку под затылок а в другой д..ржа погасшую трубку.
(М. Ю. Лермонтов)
3. Женщины с детьми прятались а мужчины схв..тив оружие окружали белого человека и гр..зились убить.
(Ц. Г. Миллер)
4. Все в доме бесп..коились перех..дили к окнам и протаивая дыханием лёд на стёклах з..гляд..вали на улицу.
(М. Горький)
5. Дядя Яков стоя на морозе в одной рубахе т..хонько п..смеивался моргая в синее х..лодное небо.
(М. Горький)
6. Чудовища шли медленно обрывая молодые листья с в..рхушек пальм и пап..ротников по временам ост..навливаясь возле дерева казавшегося особенно вкусным.
(В.А. Обручев)
Карточка 15.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты и одиночные деепричастия, графически покажите синтаксическую связь деепричастий. Определите вид деепричастий. Составьте схемы предложений.
1. Подходя к деревне он резко св..стел давая знать о своём пр..ближении. (Ц.Г. Миллер)
2. Лес ум..рая задумался и см..трел в бледное небо безнадёжным взором пр..слушиваясь ко всему.
(И. С. Гусев-Оренбургский)
3. Старик посм..трел на меня опуская одну седую бровь и подн..мая другую поднял очки на лоб вынул огромный синий носовой платок и ут..рая им нос с важностью сказал…
(А. И. Герцен)
4. Бронтозавры описав полукруг по воде опять выл..зли на берег и пр..должали бежать по пляжу.
(В.А. Обручев)
5. Нетор..пливо сняв заплечный мешок пр..слонив ружьё к стволу сосны сделав мне условный знак он стал г..товиться. (
И. Соколов-Микитов)
6. Всадники двинулись дальше пр..бираясь в густых зар..слях осоки уже поникшей по-осеннему.
Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.
● Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?
Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.
● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.
Предлагаем вариант выполнения данного задания:
При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие?
и др.) и деепричастный оборот (
как? каким образом?
и др.).
В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.
● Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.
● Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.
Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.
Русский язык. 7 класс. Тесты
Авторы отмечают, что пособие предназначено для организации систематического контроля ученика. В частности, и для самоконтроля. В сборнике представлена система тренировочных тестовых заданий по всем разделам программы 7 класса. Доступный формат издания позволяет осуществлять тестовый контроль в школе и дома. Сборник тестовых заданий по русскому языку линии УМК М.М. Разумовской состоит из двух частей — языковой и речевой.
Купить