Главные принципы нравственности и духовности человека получают свою основу в воспитании детей, когда они находятся в начальной школе.
Воспитанием младших школьников во внеурочной деятельности занимаются педагоги и родители.
Ребенок учится важнейшим основам поведения, складываются его взгляды на окружающее пространство, он учится понимать сверстников, создаются нравственные убеждения личности младшего школьника. В это время необходимо научить школьника правилам и нормам, которые действуют в обществе.
Внеурочная деятельность – воспитательный процесс
?Младшие школьники эмоционально воспринимают окружающий мир.? Этот возраст особенно восприимчив к нравственному и эстетическому воспитанию, важно не пропустить это время и способствовать формированию полноценного члена коллектива, который усвоит нравственные и культурные ценности общества, в котором он живет. Согласие с окружающими – это главная цель воспитания. Исследователи в области педагогики свидетельствуют о том, что в настоящее время духовное совершенствование детей отстает от интеллектуального развития. Мальчики и девочки приносят домой дневники с хорошими отметками, однако не умеют понимать окружающих и правильно оценивать их действия.
Направления внеурочной деятельности
Нравственное воспитание в школе и в семье
Для того чтобы нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности приносило свои результаты в виде положительного поведения детей, необходима слаженная работа всех звеньев воспитательного процесса. К ним относятся: уроки по школьной программе, воспитание и обучение детей в группах продленного дня, руководство поведением детей дома. Родителям не следует перекладывать ответственность за духовное и нравственное воспитание своих сыновей и дочерей на школьного учителя и воспитателя ГПД. Школа – это только часть образовательной системы, где по специальным программам младших детей обучают грамоте: счету, письму и основам жизнедеятельности. Родители обязаны активно включаться в воспитательный процесс, несмотря на занятость на работе, и ознакомиться с основными образовательными программами, по которым обучаются их дети.
Духовно-нравственное воспитание – задача и родителей, и школы
Положительный пример взрослых оказывает наиболее сильное влияние на младших школьников. Дети копируют поведение родителей: мамы и папы.
Образовательная программа, в основном, рассчитана на обучение детей школьным предметам, при этом государство берет на себя ответственность за этот процесс. Многие родители понимают процесс воспитания детей, как обучение их грамоте и знанию школьных предметов, не заботясь об их эстетическом и нравственном воспитании. Главное внимание они уделяют контролю выполнения детьми домашних заданий и ставят целью хорошие отметки, не размышляя о духовном развитии ребенка.
Нравственное воспитание младших школьников
Библиографическое описание:
Нравственное воспитание младших школьников / Л. В. Агеева, Е. А. Астафьева, И. Ю. Вахнина [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2020 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2020. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12013/ (дата обращения: 10.10.2020).
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее — формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. От того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества
Воспитание нравственности ребенка начинается с семьи. Это среда, в которую малыш попадает сразу после рождения. В ней формируются определенные взаимоотношения между родителями и детьми. Эти связи играют важную роль в нравственном воспитании ребенка. Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Взрослый является для ребенка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребенка появляется чувство заботы о близких, умения уважать их позицию и интересы. Родительское воспитание прививает эстетические вкусы, интересы, привязанности. Среди близких людей ребенок учится одно любить, другое ненавидеть, что впоследствии сказывается на всей его дальнейшей жизни.
Семья — это принципы взаимоотношений, как между супругами, так и в отношениях родителей и детей. Эти принципы включают в себя любовь, заботу, взаимопонимание, уважение, сострадание, честность, искренность, доверие и многое другое.
Семья приносит полноту жизни, счастье. Главной нравственной ценностью семьи являются дети. И родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько.
Но и никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают воспитанными людьми.
Началом воспитания является послушание. Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье.
Одновременно родители должны показывать личный пример. Если взрослый ведет себя как благородный, внимательный старший друг, его поведение побуждает ребенка к совершению положительных поступков. Если родители хотят воспитать в детях чувство ответственности, то они должны в первую очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться неумением ребёнка, раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны в присутствии посторонних людей, иногда даже членов семьи, жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать голос, оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, нужно ему разъяснить его ошибки и поддержать. Дети и родители должны быть всегда едиными.
Итак, ведущую роль в воспитании духовных качеств играет семья, ведь это — первая и главная среда обитания маленького гражданина. Во вторую очередь нравственным воспитанием младших школьников занимается школа, где ребенок также проводит много времени. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. Но не стоит забывать и о том, что в нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик школьника.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развить творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.
Самая распространенная форма работы в школе — урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цель, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся.
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. На уроках используются различные приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.
Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.
На уроках можно использовать такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, просмотр видеофильмов, коллективные творческие работы, написание детьми сочинений.
Введение элементов игры в структуру урока является действенным фактором повышения эффективности воспитательных воздействий. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют сюжетно — ролевые игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений воспроизводятся детьми социальные отношения. В них учащиеся черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. Опора на такие игры — это важнейший путь включения детей в совместную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Проблемы нравственного воспитания можно решить на уроках ОПК, которые формируют у детей младшего школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы православной культуры» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных концессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные Дню Победы, литературные вечера, Дни русской духовности и культуры, встречи с интересными людьми — все это способствует углублению знаний истории Родины, традициях, культуре народов России, воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.
Каково же значение изучения предмета «Окружающий мир» для нравственного развития младшего школьника?
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка. На уроках воспитывается в детях благородное отношение к своему Отечеству, к своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Содержание уроков окружающего мира позволяет во всей широте раскрыть в ребёнке духовность и нравственность. На уроке окружающего мира, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности непосредственного общения с детьми. Эти уроки требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является изучение малой родины. Дети узнают достопримечательности, исторические места родного края. Можно использовать разнообразные формы и методы ознакомления с родным краем: экскурсии, беседы, творческие работы — доклады и рефераты.
Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.
Формирование личности и характера школьника идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. Ни один поступок ребёнка не должен остаться не замеченным учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок — это может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Но роль школы не ограничивается только взаимодействием с ребенком. Педагогический коллектив призван способствовать гармоничному воспитанию ребенка в кругу семьи: при необходимости проводить с родителями беседы о воспитательных процессах, помогать в сложившихся в семье сложных ситуациях, при которых требуется корректное с педагогической точки зрения поведение родителей. Квалифицированный педагог обязан не только вовлечь ребенка в учебный процесс, но и способствовать его полноценному гармоничному развитию и формированию личности.
Литература:
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. — 2005. — № 11.
2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1997 – 17 с.
3. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение,1979. – 289 с.
4. Васильева М. С., Оморокова М. И., Абдуллина А. А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа. – 1979. – № 8. – С. 11.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, семья, нравственное воспитание, окружающий мир, урок, родитель, младший школьник, родной край, уважительное отношение, учебный процесс.
Нравственное воспитание школьника на примере родителей
Педагоги советуют родителям помнить о том, что главная цель воспитания ребенка – подготовить его к общению со сверстниками, с людьми разных возрастов (нравственное воспитание), научить видеть красоту природы (эстетическое воспитание).
Результаты всестороннего нравственного воспитания
?Нравственное формирование личности младших школьников должно осуществляться родителями. Педагоги акцентируют внимание на том, что основы нравственности закладываются, в первую очередь, в семье. Благополучная семейная пара, имеющая детей – основная ячейка общества, в которой будут воспитаны полноценные члены общества. Если младший школьник видит маму и папу, совершающих неблаговидные поступки, ссоры, конфликты внутри семьи, скандалы своих родителей с соседями, он непременно станет повторять эти сценарии в своей личной жизни.
Совет родителям: если подобная ситуация произошла в жизни и ребенок стал свидетелем ссоры или конфликта, то для предотвращения негативного влияния на его нравственное развитие нужно дать оценку своим поступкам и действиям окружающих с позиций морали и этических норм.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности
Нравственное воспитание учащихся начальных классов
Донченко Е.Н.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 3 ЗМР РТ»
Нравственное воспитание младших школьников
на уроках литературы.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, взаимовыручки, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Конечно, в идеале все это должно происходить с самого рождения ребенка, в семье. Первые мелодии, которые слышит ребенок, – это колыбельные песни матери, первые произведения литературы – это сказки, рассказываемые бабушкой. Но так не всегда, к сожалению, бывает, особенно в наше время. Поэтому сегодня возрастает роль школы, роль уроков, в частности уроков литературы, в деле воспитания и образования учащихся.
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. Для учащихся начальной школы важное место занимают этические беседы во внеклассной работе, уроки русского языка, и особенно, уроки литературы
. Слово учителя — своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя.
Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
На самом деле урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Этому помогают учебники, автором которых является В.А. Яковлева. Составителями включены прекрасные произведения Л.Н.Толстого «Косточка», «Старый дед», «Лев и мышь», «Отец и сыновья», В.А.Осеева «Сыновья», «Хорошее». Отдельно хочется назвать произведения великого баснописца И. Крылова «Чиж и голубь», «Стрекоза и муравей». Именно такие произведения раскрывают перед детьми нравственное начало и осмысление жизненных принципов. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Естественно, и произведения в четвертом классе обучения более объемнее, серьезнее и содержательнее. Например, В.К.Железников «Три ветки мимозы», Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка», С.Г.Георгиев «Дедушка». Читая и думая над содержанием произведений, включенные в учебники, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя – так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и переживали, постигая нравственные уроки произведений.
На уроках литературы учитель формирует личность гражданина России, его нравственное сознание через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками — читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развивает нравственные представления, формирует нравственные понятия. Литературный материал позволяет продолжить и сделать более углублённым осмысление учащимися важнейших, нравственных тем. Таких как: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка; незаметная красота обыденного и др. А также формирует через противопоставление такие нравственные понятия, как великодушие и душевная чёрствость, подлость и благородство, верность, предательство, отвага и трусость. Углубляются представления детей о нравственности и душевных качествах, о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.
Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка.
Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представления о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. А чтобы это происходило, на уроке литературного чтения ученики должны не просто читать художественные произведения. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать
читательские умения и навыки
, главные из которых:
— умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; — сопереживать героям и автору; — понять главную мысль произведения, его идею.
Параллельно и в соответствии с литературным произведением в учебниках помещены репродукции картин художников, обсуждение которых тоже является средством и нравственного, и эстетического воспитания.
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его УЧИТЕЛЬ.
Гражданское воспитание детей во внеурочной деятельности
Гражданское воспитание младших школьников представляет собой процесс, когда формируется личность ребенка как члена общества. Это происходит в коллективе сверстников на школьных уроках в классе, в разновозрастном коллективе на различных школьных и внешкольных мероприятиях, в семье, когда родители и другие родственники своим личным примером показывают ребенку образцы поведения. Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к таким стандартам, которые задаются взрослыми. Родители – это те люди, которым они особенно доверяют, поэтому усваивают их поведение, не рассуждая, и воплощают их действия и поступки в своей собственной жизни. Младшим школьникам трудно отличить положительные поступки и поведение взрослых от недоброго поведения. Поэтому они подражают родителям, не задумываясь.
Национальные ценности как результат гражданского воспитания
Детей надо научить многим качествам, которые будут им необходимы во взрослой жизни:
- понимать окружающих людей,
- уметь оценивать поступки другого человека,
- верно оценивать свои собственные поступки по отношению к другим людям,
- правильно строить взаимоотношения с окружающими людьми,
- уметь самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия,
- брать на себя ответственность за свою судьбу и за судьбы родных и близких людей, друзей.
Статья «Воспитание нравственной личности на уроках в начальных классах»
Воспитание нравственной личности младшего школьника происходит главным образом и прежде всего на уроках. Урок- это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносит свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, помогать и принимать помощь. На уроках дети переживают вместе чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведёт к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладение разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и учеников, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь в субъект воспитания.
На уроках в постоянном общении с учителем и со сверстниками формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учёбой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, методы, средства организации. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не отдельные моменты урока.
Своеобразной школой нравственности являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися разных возрастов. Такие уроки-экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, чувство ответственности. После экскурсии обязательно надо проводить беседы. Итогом беседы является яркое убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, даёт рекомендации.
Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. И в учёбе, и в труд следует учиться коллективно. Организация коллективной и групповой форм работы возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда. Например, подготовка к Новому году, где дети вместе делают своими руками гирлянды и т.д.
Морально-правовое воспитание через игру
В воспитательной деятельности педагоги применяют ролевые игры, разыгрывая с детьми сцены из реальной жизни, из книг и учебной литературы. Это способствует усвоению детьми морально-этических норм, принятых в обществе. Научить детей коммуникациям – главная цель игры. В этом случае игра представляет собой оригинальную репетицию, которая позволяет разыграть разнообразные случаи из жизни и научить детей правильному поведению в разных жизненных ситуациях.
Игра Зарница как воспитательный метод
К примеру, педагоги на занятиях в ГПД через игру учат детей такому поведению:
- как подружиться со сверстником, показать ему свою симпатию и наладить дружеские отношения,
- как ответить на проявление дружбы,
- что необходимо делать, когда возникает конфликт в школьном коллективе, в классе или с незнакомыми людьми на улице, в транспорте; как правильно подобрать нужные слова и как ответить, чтобы ссора не развивалась,
- учат сдержанности: не дать волю гневу по отношению к окружающим, когда другие школьники сказали обидные слова или попытались высмеивать,
- как решительно отказаться от рискованных предложений незнакомцев, которые пытаются чем-то угостить, или друзья решили развлечься и пытаются втянуть ребенка в свою авантюру.
Игровая форма способствует лучшему усвоению морально-этических правил поведения в коллективе сверстников и в обществе людей разного возраста.
Формы организации внеурочных занятий
Индивидуальные воспитательные беседы с детьми
Воспитательные мероприятия проводятся в группах, что способствует коллективному усвоению детьми морально-этических норм и правил поведения в обществе. Иногда требуется индивидуальное занятие со школьником. Опытный педагог определяет в этом необходимость и проводит с ребенком личную воспитательную беседу. Нужно дать младшему школьнику возможность высказать свое мнение и различные сомнения, понять, что беспокоит его, помочь осознать свои недостатки и дать совет по их исправлению, корректировать его поведение. Родителям важно знать, что в такой беседе важно не оказывать на школьника давление и тем более не высмеивать ребенка, когда сын или дочь высказывают свои сомнения и беспокойство.
Воспитательная беседа с ребенком
?Окрики и наказания не способствуют развитию гармоничной личности ребенка.?
Формирование эстетически развитой личности школьников
Человек является частью природы, поэтому важно дать младшим школьникам основы экологических знаний, научить их жить в гармонии с природой и чувствовать свою ответственность за ее состояние. Для достижения этих целей в младшей школе проводятся мероприятия по нравственно-эстетическому воспитанию школьников:
- конкурсы рисунков и поделок из природных материалов,
- походы на природу, прогулки в парках,
- беседы о прекрасном, основанные на просмотренных фильмах о природе или прочитанных произведениях литературы,
- экскурсии на выставки художественного творчества и в музеи,
- работа на пришкольном участке (самостоятельное выращивание растений, посадка цветов),
- привлечение детей к оформлению классной комнаты.
Экскурсия в музей
Таким образом, в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников у детей складывается бережное отношение к природе, формируются основы эстетического восприятия мира, они чутко откликаются на все прекрасные проявления мира. Занятия в кружках творчества способствуют пробуждению у детей фантазии, они самостоятельно создают красивые вещи. Лучшими занятиями для этого считаются: лепка из природной глины, моделирование, рисование карандашами и акварелью.
Совет родителям: помогите своему ребенку определить, какое творческое занятие ему больше всего подходит, что ему по душе. Создание произведений искусства способствует его эстетическому развитию и созреванию ребенка как нравственной и духовной личности.
Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе
Мероприятия лучше разделить по подгруппам:
Познание
Сюда относят различные интеллектуальные игры, работу по заполнению рейтинговых таблиц. Ребятам необходимы беседы, направленные на возбуждение интереса к учебе по таким темам: «О чем не написано в учебнике», «Выдающиеся женщины-ученые», «О людях науки».
Главное не давить на детей, а развить у них интерес к учебе, желание развиваться.
Ценностные ориентиры
Скучные классные часы, сухие беседы не смогут дать должного патриотического воспитания, не научат основам этикета. Гораздо более интересны, познавательны виртуальные путешествия, онлайн-игры.
Детям полезно услышать подлинные истории о патриотических поступках из уст ветеранов. Правила этикета закрепляются под контролем классного руководителя во время обеда, внеклассных мероприятий с выходом в город или на природу.
Необходимость труда
Осознание важности труда прививается детям во время небольших дежурств, генеральных уборок класса, пришкольной территории. Дополнительным подспорьем выступят классные часы на тему призвания, выбора будущей профессии, посещения местной фабрики, завода, организация школьной ярмарки.
Общественная польза
У этой группы бесед и мероприятий задача помочь осознать каждому ученику, что он должен быть полезен кому-то в реальной жизни. Это может быть шефство над более младшими школьниками, кроликом, котенком. С классным руководителем дети посещают приюты, детские дома, больницы.
Развлечь малышей, рассказать им сказку, помочь больному с обедом – эти занятия не только воспитывают сострадание, но становятся решающим фактором при выборе будущей профессии.
Творческие занятия
Поездки по родному краю, местам боев, тематические вечера на тему прихода осени, Масленицы, показы мод, встречи с поэтами и композиторами развивают у школьников интерес к творческим занятиям.
Уверенности в себе будущим творцам придаст неподдельный интерес окружающих к его творениям. Ребенку важно выражение восхищения, чрезмерная критика или игнор разрушают желание рисовать, выступать в драматическом кружке.
Укрепление здоровья
Регулярные спортивные состязания и классные часы на тему правил сохранения здоровья – полезное начинание. Чтобы ребятам было интересно принимать участие в играх, поездках в оздоровительные лагеря, походах, к ним тщательно готовят реквизит, плакаты, проводят сравнительную диагностику показателей здоровья «до» и «после».
Свободное время младших школьников может быть посвящено занятиям в тематических кружках, спортивных секциях. Для ненавязчивого контроля учителя могут использовать проведение анкетирования или метод обсуждения. Только здесь важно, чтобы такая «беседа» не превратилась в монолог учителя или разговор исключительно в среде детей.
Воспитание у детей чувства долга перед обществом
Гражданско-патриотическому воспитанию школьников в начальных классах уделяется много внимания. Прочтение художественной литературы призвано формировать у детей чувство долга. Вначале у ребенка вырабатывается ответственность перед коллективом за свои поступки, а затем, по мере взросления, дети начитают осознавать свои обязанности перед обществом в целом и перед своей родиной.
Семейное дерево – метод воспитания
Совет родителям: создайте вместе с сыном и дочкой семейное дерево, расскажите об истории семьи, какой вклад в развитие общества внес каждый член семьи, о патриотических поступках, как защищали родину их деды и прадеды.
Таким образом, ответственность о духовном развитии детей возложена на родителей, от них зависит моральный облик взрослого человека, которым станет их ребенок. Окончив обучение в общеобразовательной школе, человек должен быть полностью подготовлен к дальнейшей жизни, а основы его воспитания и нравственности закладываются именно в начальной школе.
Роль школы и личности учителя в духовном и нравственном воспитании
Нынешние дети сильно отличаются от школьников, что были даже 10 лет назад. Они более осведомлены, самоуверенны, чаще бывают склонны переоценивать свою информированность, пренебрегают авторитетами, чужим мнением, для них характерны поверхностные чувства, нежелание задумываться. Очень часто национальная, гражданская принадлежность для учеников начальных классов мало что значит, значение школьной жизни, образования тоже теряют значение. Литературные герои, известные соотечественники, учителя перестают быть нравственными образцами.
Мысли о будущей профессии мало связаны с бескорыстным служением другим, жизненные ориентации меркантильны, сознание детей направлено на личные интересы, кумирами становятся певцы, футболисты, банкиры, герои из боевиков.
Правильно организованная школьная жизнь активно противодействует примерам аморального и разрушительного поведения, которые захватывают детское сознание посредством компьютерных игр и телепередач.
В стенах школы моделируется культурное пространство, где абсолютным приоритетом являются традиционные нравственные начала. Но ценности высокой культуры воспринимаются ребенком только через собственную деятельность.
?
Урок – это не что-то индивидуальное, а место коллективных переживаний и действий, где детьми накапливается нравственный опыт, они учатся работать самостоятельно, слушать, сопоставлять, отстаивать мнение, помогать другим.
Для младших школьников учитель во многом образец подражания в манерах и отношении к детям. Если в классе царствует душевность, отзывчивость, преподаватель заботится о своих подопечных, то такими же становятся и взаимоотношения между одноклассниками. Старшие, как и в семье, должны уделять внимание не только успехам детей в чтении и математике, но и их духовно-нравственному развитию, воспитание и процесс обучения в начальной школе связаны неразрывно.
Методы и формы нравственного воспитания