Большинство детей очень любят играть с водой: в ванне и за столом, в бассейне и на прогулке. В зависимости от желаний и потребностей ребенка игры с водой могут быть спокойными, подвижными, сюжетными. При помощи взрослого и правильно организованной среды эти занятия становятся не только увлекательными, но и чрезвычайно полезными. Они развивают мелкую моторику, координацию движений, снимают эмоциональное напряжение. Опыты с водой позволяют познакомить малыша с окружающим миром, развить мышление и любознательность. В этой статье мы расскажем Вам о том, какие простые упражнения и эксперименты с водой можно проводить в домашних условиях.
Игры с водой для малышей
Для игр с водой вам могут понадобиться емкости различного объема, ложки, половники, сита, воронки, водяные мельницы, венчики, пипетки, губки и тряпки, поднос и другие приспособления. Вот несколько интересных идей для водных игр, которые обязательно понравятся детям.
- «Отожми губку». Для этой игры понадобятся два тазика (или глубокие миски) и, конечно, губка. Одну из емкостей наполните водой, а вторую оставьте пустой. Используя губку, кроха должен перелить воду из одного тазика в другой.
- «Поймай рыбку». Положите в тазик с водой нетонущие предметы (например, мелкие резиновые игрушки, пробки, мячики, бусинки) и предложите малышу с помощью сита «выловить рыбок». Подготовьте миску или ведерко, куда ребенок будет складывать свой улов.
- Переливания жидкости из одного кувшина в другой – для малышей задача не из легких. Это упражнение позволяет развивать координацию движений, глазомер, концентрацию внимания.
- «Налей воду в стаканы». Приготовьте стаканы и другие емкости различного объема и формы, а затем с помощью фломастера или клейкой ленты отметьте на них тот уровень, до которого малышу нужно их наполнить. Чтобы ребенку было интересней, воду можно подкрасить.
Чтобы не намочить стол во время занятий с водой, используйте поднос, а также губку. Убирая за собой пролитую воду, малыш будет приучаться к самостоятельности и аккуратности.
- «Перелей через воронку». Дети любят использовать в играх различные приспособления, с которыми они нечасто сталкиваются в реальной жизни. Одной из таких интересных вещей является обыкновенная воронка.
- «Взбей пену». Добавьте в воду немного жидкого мыла и покажите ребенка, как при помощи венчика можно взбить пушистую пену.
- «Большая стирка». Таз с водой и несколько кукольных платьев или просто тряпочек – это все, что нужно, чтобы малыш надолго занялся делом. Также можно натянуть веревку (например, между двух стульев) и при помощи прищепок вешать игрушечную одежду сушиться.
- «Автомойка». Чтобы приучить кроху к уходу за своими вещами, поиграйте с ним в автомойку. Резиновые и пластиковые игрушки малыш сможет самостоятельно помыть в мыльном растворе, а затем сполоснуть под проточной водой.
- «Ледниковый период». В небольшую миску (или силиконовую форму) положите мелкие игрушки и залейте их водой, а после – заморозьте. Чтобы легко извлечь лед из миски, обдайте ее кипятком. Ребенок почувствует себя настоящим спасателем, освобождая игрушки ото льда при помощи различных инструментов.
Простые опыты и эксперименты с водой для дошкольников
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Опыты и эксперименты знакомят малышей со свойствами воды, расширяют их представления об окружающем мире, развивают логику и внимание.
- Вместе с ребенком определите основные свойства воды:
- У воды нет цвета. В один стакан налейте простую воду, а в другой – молоко. Затем опустите в стаканы какие-либо предметы. Молоко имеет цвет, поэтому предметов не будет видно, а в прозрачной воде спрятаться нельзя.
- У воды нет запаха. Предложите крохе сравнить, как пахнут различные жидкости (вода, сок, подсолнечное масло и так далее).
- У воды нет вкуса. Точно так же, как и в предыдущем опыте, вместе с ребенком сравните вкус нескольких напитков.
- У воды нет формы. Наливая одно и то же количество воды в различные сосуды (стакан, тарелка, ваза), малыш поймет, что жидкость не имеет постоянной формы.
- Температура воды может быть различной. Предложите ребенку сравнить свои ощущения при прикосновении к холодной и горячей воде.
- Лед и пар – это тоже вода. Вместе с малышом понаблюдайте, как пар выходит из кипящего чайника, как тает лед, как замерзает вода в холодильнике.
- «Тонет – не тонет». Используя предметы из различных материалов (дерево, металл, бумага, резина, пластик), можно проверить, какие из них утонут, а какие – нет.
- «Что защищает от дождя?». Представьте с малышом ситуацию, что вы попали под дождь, но зонтика у вас не оказалось. Зато есть другие предметы: целлофановый пакет, кусочек ткани, фольга, бумага, картон. Медленно поливая каждый из материалов водой, ребенок сможет сделать вывод о том, что промокает, а что отталкивает воду.
- «Распускающийся цветок». Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.
- «Корабли из льдинок». Залейте воду в формы для льда, и положите в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. После того, как льдинки будут готовы, прикрепите к ним паруса из бумаги и смело отправляйте в плавание. Ребенок может подуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Этот эксперимент познакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.
- Лавовая лампа. Для эксперимента вам понадобится небольшая стеклянная банка, растительной масло, вода, пищевой краситель, соль. Емкость необходимо на 2/3 заполнить водой, а на 1/3 – маслом. Обратите внимание ребенка на то, что масло легче воды, поэтому оно не тонет и не смешивается с водой. Затем нужно добавить в банку немного пищевого красителя и ложку соли. Кристаллы соли заставляют масло опускаться на дно, а после растворения соли – подниматься к поверхности. Благодаря этому вы можете наблюдать причудливое движение пузырьков масла в воде.
Постарайтесь организовать опыт таким образом, чтобы ребенок принимал в нем активное участие. Если у малыша есть желание, позвольте ему придумать собственный эксперимент и помогите в его реализации.
- «Смешиваем краску». Этот эксперимент позволит изучить цветовую палитру и принесет массу положительных эмоций Вашему крохе. С помощью гуаши окрасьте воду в нескольких стаканчиках, а затем предложите ребенку смешать несколько цветов и посмотреть, что получится.
- «Вода бежит по дорожкам». Для опыта вам понадобится три прозрачных стакана, пищевые красители и две салфетки (марлевые бинты). В два стакана налейте воду и добавьте в нее пищевой краситель (например, в один стакан – желтый, в другой – красный), а третий стакан оставьте пустым. Сложенные в несколько раз салфетки или полоски марли нужно поместить в стаканы таким образом, чтобы один концом они оказались на несколько сантиметров в воде, а другим в пустом стакане. В результате вода по дорожкам из салфеток будет перетекать в пустой стакан и там смешиваться. В нашем случае получится оранжевый цвет.
- «Крашеные цветы». Для этого опыта лучше всего подойдут белые цветы или листья салата. Поставьте срезанный цветок в воду и добавьте в нее пищевой краситель. Через некоторые время можно будет увидеть, как лепестки окрасятся. Также можно попробовать разрезать стебель вдоль на несколько частей, а потом каждую из них поместить в воду разного цвета. Тогда ваш цветок получится еще эффектнее! Этот эксперимент доказывает, что растение «пьет воду».
Дидактические игры для детей 4-5 лет по теме: «Свойства воды»
Разноцветные шарики
Задача:
получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Материалы:
палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.
Описание.
Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся.
Как же быть,если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок?Как мы их можем изготовить?
• Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.
Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе
Где вода?
Задачи:
выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Материалы:
прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.
Описание.
Дед Знай предлагает детям наполнить стаканчики песком и глиной следующим образом: сначала насыпается сухая глина (половина), а сверху вторую половину стакана заполняют песком. После этого дети рассматривают заполненные стаканы и рассказывают, что они видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, что пересыпает дед Знай.
Что лучше сыпалось?
(Песок.)
Дети пересыпают песок и глину на подносы. Одинаковые ли горки?
(Горка из песка ровная, из глины неровная.)
Почему горки разные?
- Рассматривают частички песка и глины через лупу. Из чего
состоит песок?
(Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.)
А из чего состоит глина?
(Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу.)
Что будет, если в стаканчики с песком и глинойналить воды?
Дети пробуют это сделать и наблюдают. (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.) - Почему глина не впитывает воду?
(У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.) Все вместе вспоминают, где больше луж после дождя — на песке, на асфальте, на глинистой почве.
Почему дорожки в огороде посыпают песком?
(Для впитывания воды.)
Водяная мельница
Задача:
дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Материалы,
игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.
Описание.
Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства.
Может ли вода заставить работать другие предметы?
После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу.
Что это? Как заставить мельницу работать?
Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти.
Что видим? Почему мельница движется? Что ее приводит в движение?
Вода приводит в движение мельницу.
• Дети играют с мельницей.
Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.
Звенящая вода
Задача:
показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Материалы:
поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшички, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.
Описание.
Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой.
Как заставить бокалы звучать?
Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети).
Как сделать звук звонче?
- Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим?
Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокалы.
Что влияет на звон?
(На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)
- Дети пробуют сочинить мелодию.
«Угадайка»
Задача:
показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
Материалы:
предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.
Описание.
Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу.) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.
• Игра «Угадайка» — из сенсорного ящика дети выбирают предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть предмета?
(От того, из какого материала он сделан.)
Детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.)
Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета. (От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают предметы в таз с песком и определяют вес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке. (От тяжелого предмета углубление в песке больше.)
Ловись, рыбка, и мала, и велика
Задача:
выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы:
игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.
Описание.
Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка».
Чем можно ловить рыбу?
Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка.
На что жеу нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?
• Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты.
Какие предметы притягивает магнит?
Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы.
- В каких еще играх вы видели магниты? Для чего человеку
нужен магнит? Как он ему помогает? - Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается»
Фокусы с магнитами
Задача:
выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Материалы:
магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с помощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.
Описание.
Детей встречает фокусник и показывает фокус «Разборчивый гусь».
Фокусник. Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусенок понимает, что для него хорошо, а что плохо. Вот хотя бы этот малыш. Только что вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать — легко. И в пище разбирается… Вот тут у меня привязаны две ватки. Одну я макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать (подносится деревянная палочка без магнита). А ну-ка, тега, тега! Кушай, маленький!.. Смотрите, не желает горчицы, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет ее есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому! И уговаривать не надо. А вы говорите — глупая птица.
- Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы
отворачивается? В чем его секрет? Дети
рассматривают палочку с магнитом на конце.
Почему гусь взаимодействовал смагнитом?
(В гусе есть что-то металлическое.) Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень. - Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник