Интерактивные технологии на уроках музыки учебно-методический материал по музыке на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение муниципального образования Плавский район
«Молочно-Дворская средняя общеобразовательная школа»
Методическая проблема:«Интерактивные технологии обучения на уроках музыкального искусства как необходимое условие формирования творческой активности и самореализации личности»
Педагогический опыт работы учителя музыки
Шендриковой Елены Владимировны
Декабрь 2013
Музыкальное искусство – предмет особый. В нем переплетаются множество линий образовательного процесса. Основными задачами интегрированного предмета «Музыкальное искусство» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение школьниками ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности. Я уверенна, эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. Эстетика без этики мертва. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время. И в выполнении этих задач, мне как учителю эстетического цикла, отводится особая роль.
Задачи и современной школы, и предмета «Музыкальное искусство» серьезные, трудные. Как их «исполнить, как к ним приступить?». Ведь мы, учителя, особенно остро ощущаем, что в наше время произошел невиданный разрыв между культурой и образованием. «За годы учебы выпускник должен не только подготовиться к взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, а затем создать себя по законам культуры», — пишет В.А. Доманский, доктор педагогических наук, в статье «Жить не только в социуме, но и в культуре».
В XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы активизации обучения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем образования в настоящее время и помогают разрешить некоторые задачи не только в обучающем, но и в воспитательном процессе школьников. Я хочу, чтобы урок музыки не был исключением, поэтому выбрала данную методическую проблему.
Основная цель заключается в формирование творческой активности личности учащихся и её самореализации. На мой взгляд, это поможет детям выбрать правильные ориентиры в будущем, проявить свою индивидуальность и занять достойное место в жизни.
Для реализации и достижения результатов по данной проблеме ставлю перед собой такие задачи:
- Создание условий для творческой активности школьников;
- Развитие познавательного интереса и побуждение к самостоятельной
деятельности учащихся;
3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог);
4. Формирование общечеловеческих ценностей;
5. Организация атмосферы для самореализации личности.
В последнее время распространены технологии интерактивного обучения, которые стали приоритетными для меня в настоящее время и лежат в основе моей работы с учащимися. Применяя их, каждый раз убеждаюсь в том, что они помогают увидеть и раскрыть потенциал каждого ученика, дают возможность повысить его активность, способствуют здоровьесбережению школьников.
Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное давление на наших детей.
На своих уроках я стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учениками.
«Интерактивный» (от английского inter — взаимный, act -действовать) — это обучение, погруженное в общение. Сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Схема интерактивного метода
В своей работе я стараюсь использовать именно интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках уроков музыкального искусства, представленных ниже, и видеофрагментах. Все разработки включают в себя применение различных интерактивных технологий на разных этапах урока.
В своей работе я опираюсь на научные достижения и опыт знаменитых педагогов, музыковедов, психологов. Готовясь к своим урокам, изучаю технологии:
— гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;
— интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;
— проблемного обучения А.М. Матюшкина.
Обращаюсь к трудам Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Завадской. Эти педагоги акцентируют внимание на значимости уроков музыки как источника для сотворчества учеников и учителя.
На мой взгляд, интерактивные методы и приемы – это один из главных способов по развитию личностных ориентаций школьников.
«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» Галилео Галилей.
Я уверенна, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыкальное искусство» в современной школе, вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.
Система творческого взаимодействия на уроках требует и от меня высокого педагогического мастерства. Я нахожусь в постоянном поиске новых идей. Работаю над собой, чтобы сохранить психологическое равновесие и эмоциональное состояние для своих учеников. Стараюсь быть открытой, толерантной, придерживаться демократического стиля общения с детьми.
Поддерживаю эмоциональную окраску на протяжении учебного процесса, в зависимости от темы урока.
- Самым простым и распространенным способом «достучаться» до
каждого ученика служит простое введение: «Представьте себе, что…».
Чтобы создать непринужденную, доверительную атмосферу на уроке, часто использую фразы: «Я приглашаю вас, юные друзья, в …» или «Сегодня мы в гостях …»
Эти приемы использую и при интерпретации музыкальных произведений. Это позволяет ребятам творчески мыслить, анализировать, фантазировать и раскрывает эмоциональную сторону учащихся.
- «О, эврика!» (эвристическая беседа). Этот метод побуждает
учеников к самостоятельной деятельности. Вопрос может быть поставлен как проблемный в начале урока. Проблема может быть сформулирована перед слушанием и интерпретацией музыкального произведения, перед ознакомлением с новой песней. А также учащимся можно предложить сделать вывод в конце урока. В любом случае ученик должен сделать шаг в своем развитии.
- Работа в парах. Одним из способов вовлечения каждого
ученика в работу является организация вопросов друг другу. Это активизирует интерес, вызывает дух соревнования, усиливает мотивацию к обучению.
Другой вид работы в парах — обсуждение проблемной темы развивает навыки успешного общения между сверстниками, с другой стороны, развивает умение отстаивать свое мнение. Например, урок в 8 классе в разделе «Музыка в диалоге с современностью» по теме «Наши великие современники». Название темы является основной проблемой урока.
Ключевые слова для обсуждения в парах: 1. «Наши» (Что значит слово «наши»?); 2. «Великие» (Почему «великие»?); 3. «Современники» (Кого можно считать «современниками»?).
- «Батл». Если предыдущую технологию использовать в работе
малых групп, тогда можно назвать ее «Батл».
- Работа в группах. Эта технология помогает наладить
коммуникацию среди учащихся и приводит к единому мнению. Здесь часто использую прием: «Кто дружнее — тот быстрее!».
- «Мозговой штурм» развивает умение мыслить, находить
нестандартные решения учебных и творческих задач.
Например, в 5 классе по теме «Музыка и искусство слова» на уроке «Литература и музыка о Крыме» после прослушивания сюиты «Крымские эскизы» А. Спендиарова демонстрирую название всех частей сюиты и предлагаю выбрать ребятам название прозвучавшей части, аргументируя свой ответ.
1часть 2 часть 3 часть 4 часть
Плясовая Элегическая песенка Застольная Хайтарма
- Метод художественно-педагогической драматургии
позволяет объединить другие методы и приемы и плавно переходить от одного этапа работы к другому так, как строится музыкальное произведение. Художественное название урока помогает глубже проникнуть в тему семестра, настроить эмоционально учеников. А эпиграф к уроку является его идейным зерном.
- Активно-ролевая (игровая) организация обучения.
Моим любимым методом, является игра, так как служит отличным средством включить в работу весь класс, снимает у учащихся боязнь неправильного ответа, раскрепощает учеников.
Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».
Благодаря разнообразности игр, этот метод можно использовать не только в начальном звене, но и в средней школе. На своих уроках использую такие разновидности игр: сюжетные, ролевые, имитационные, драматизация. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.
Интерактивные дидактические игры в своей работе использую как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому раздаточному материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. На уроках использую игры разные по характеру педагогического процесса:
Образовательные
Суть образовательного лото: прочитав вопрос, необходимо выбрать на табло образовательной игры правильный ответ и закрыть его фрагментом рисунка. Если все ответы будут верными – сложится картинка. Эта технология помогает ученикам закреплять и обобщать изучаемый материал и снижает эмоциональную тревожность при ответах.
Познавательные
Например, поиск нужной информации в учебниках или дополнительных источниках или самостоятельное составление вопросов по предложенному материалу. Это может быть работа индивидуальная, в парах или в малых группах. Это вызывает интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
В 8 классе, изучая тему I семестра «Отражение эпох в музыкальном искусстве», нужно найти нужную информацию и придумать к ней вопросы (работа в парах). А задание следующее: доказать принадлежность Бетховена своей эпохе (XVIII-XIXвв.), и направлению «венский классицизм». Эту технологию можно отнести к элементам проектной деятельности.
Творческие
Это создание собственных вариантов завершения сказки, сочинение мелодий или стихов (для младших школьников может быть задание сочинить две строки к двум предложенным строкам), составление ритмических упражнений.
Обобщающие
Использование и обсуждение сюжетных иллюстраций и рисунков к урокам музыки. «В гости к ослику», «А вы не были…?» (герой из мультипликационного фильма – попугай). «Новый год собрал друзей» и др.
Развивающие
Используя сюжетные иллюстрации, стараюсь развивать мышление, воображение, память учеников начальной школы. Например, предлагаю ребятам запомнить музыкальных друзей ослика (музыкальные средства выразительности) или выбрать картинку, к которой можно отнести ритм, метр (барабан), регистр (птичка).
Таким образом, любого вида интерактивная игра имеет определенный результат, который является её финалом. Для меня результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или усвоения знаний, а также умение применять эти знания на других школьных предметах и, конечно, в жизни. На каждом уроке убеждаюсь в этом. Дети с огромным удовольствием принимают участие в разнообразных видах игр.
Именно в активной игровой деятельности происходит взаимопроникновение форм, методов и приемов интерактивного обучения.
А следующие методы, применяемые мною, позволяют создать на уроке ситуацию успеха учащихся. Подготовительная работа этих методов занимает около двух-трех недель. Зато насколько трудоемка работа перед уроком, настолько велико чувство удовлетворения после него. А ребята испытывают настоящий творческий подъем!
- Выступление ученика в роли аккомпаниатора или ведущего
Этот метод помогает проявить самостоятельную активность ребят. Раскрывает творческие и исполнительские возможности учеников. Помогает им увереннее чувствовать себя в классе и на сцене.
- Инсценировки позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал.
- Выставки-презентации помогают «проявить себя» ученикам
на уроках. Демонстрация собственных работ повышает авторитет ребенка,
его уверенность в своих силах, самооценку.
12. Метод проекта. Как правило, на своих уроках удается использовать только часть проектной деятельности, ее элементы. При этом проект может иметь долгосрочное действие, иметь свое продолжение и стать творческим домашним заданием для учеников.
- Интегрированные уроки помогают раскрыть и найти разные стороны личности учащихся. Например, бинарный урок по музыкальному искусству и географии разрешает проблему школьников негуманитарной направленности, помогает проявить свои способности и знания по дисциплине естественных наук.
Выводы:
— Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала.
— Помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.
— Формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.
— Являются условием для самореализации личности учащихся в современном мире.
Таким образом, достигается цель данной методической проблемы. Ребята с удовольствием принимают участие в школьной жизни: реализуют свои способности не только на уроках музыкального искусства, но и во внеклассных мероприятиях, участвуют в районных конкурсах. Ученики используют некоторые приемы и игровые моменты, взятые из уроков музыкального искусства на классных часах, которые готовят самостоятельно. И это здорово! Провожу работу с творческими и одаренными детьми. Являюсь руководителем вокального кружка, где с удовольствием встречаюсь вновь со своими учениками. Наблюдая за учениками на протяжении школьной жизни, отмечаю рост успешности ребят к старшей школе. Я искренне радуюсь за них, видя высокие результаты, и испытываю восторг от радости и улыбок на лицах своих воспитанников!
Список литературы:
- Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» — М.: Издательский , 2009.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» — М., Владос, 2002.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия — учитель музыки» — М., Просвещение, 1985.
- Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» — М., Аст, 2002.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» — М., Просвещение, 1989.
- Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» — М., 1999.
- Лакоценина Т. П. «Современный урок» Часть 5. Инновационные уроки. «Учитель», 2007.
- Латышина Д.И. «История педагогики» — Гардарики, 2005.
- Ляудис В.Я. «Инновационное обучение и наука» — М., 1992.
- Ромазан О.А. «Уроки музыки в общеобразовательной школе» — Симферополь: «Атиква», 2011.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки» — Ярославль, Академия развития, 2006.
Интернет – ресурсы:
- https://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg
- https://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
- https://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
- https://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
- https://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
- https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg
- https://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg
Интерактивные формы обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Интерактивные технологии обучения
— это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Основнымитребованиями
, обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:
Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.
Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).
Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.
Вот примеры некоторых методов интерактивного обучения используемых на уроках музыки.
«Мозговой штурм»
«Мозговой штурм»,
«мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.
Алгоритм проведения: 1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения. 2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу. 3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника). 4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников. 5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга. После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости: – обсуждения спорных вопросов; – стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении; – сбора большого количества идей в течение короткого периода времени; – выяснения информированности или подготовленности аудитории; – работа в малых группах.