Конспект занятия по обучению грамоте на тему Звук и буква Й


Занимательный материал

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА

Летает над калиткой Птица, Но на калитку Не садится. (Е. Тарлапан)

Йог на гвозди лег, Позабыв, что он йог. Йог, помажься йодом, Снова станешь йогом! (В. Лунин)

Тополь над горой стоит. Птичка к тополю летит. (Г. Виеру)

Букву Й зовут «И кратким». Я как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. (В. Степанов)

Фонетическая зарядка.

Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

Кто внимательный?

Запомните слова с й, которые встретятся вам в сказке.

Что вы знаете о йогах?

«Что вы знаете о йогах?» — так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях. На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить. — Надо попробовать! — решил Мыша.—Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога никогда не видел, что ли?» Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад: — Ой-е-е-е-ей!!! Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет».(Г. Юдин)

Где звук? Учитель предлагает детям определить позицию [й] в словах: сильный, хоккей, шайба, йод, линейка.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Й] и буква «Й»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Й] и буква «Й»

Цель

: Закрепить знания детей о звуке и букве
Й
Материал:

демонстрационный материал
,
рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель:
Сегодня мы познакомимся с новым звуком «Й». Звук [Й] обозначается буквой -и краткое (Й).

На какую букву она похожа (И). Эта буква очень похожа на букву «И»

Воспитатель;

Букву Й, зовут «И кратким»

«Й» как «И» в тетрадке.

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

Воспитатель;

Буква «Й»- ленивая. В начале слова она редко встречается и то только в иностранных словах йод, йога, йогурт

Воспитатель;

Определите: гласный или согласный?

Приложите пальцы к гортани и определите звонкий или глухой звук [Й’].

Скажите, какой по характеру звук [Й’]?

Вывод

: Звук [Й’ ] — согласный, звонкий, всегда мягкий.

II. Основная часть.

Один ребенок делает задание у доски .

К доске идет у кого в имени есть звук Й.

Да, это у нас
Андрей
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).

1.Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели:

закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели
Андрей
букву
Й
на первом этаже, под буквой Л,перед буквой Р.

Воспитатель:

какую неваляшку выбираем?

Андрей

: зеленую с колокольчиком

Воспитатель:

почему?

Андрей
:
потому что Й- согласный, звонкий, бывает только мягким

Воспитатель:

Теперь
Андрей
найди в словах звук Й и напиши букву Й.(ребенок пишет букву , если короткие слова пишет все буквы)

1.Приозносим слова:

Попугай: Й-

согласный , звонкий, мягкий , находиться в конце слова , пишем зеленым цветом

Йод: Й-

согласный , звонкий, мягкий , находиться в начале слова , пишем зеленым

Майка: Й-

согласный , звонкий, мягкий , находиться в середине слова , пишем зеленым

2.В пустых клетках, рисуем предметы со звуком Й

Андрей:

Йогурт: Й-

согласный , звонкий, мягкий , находиться в начале слова , пишем зеленым

Трамвай: Й- согласный , звонкий, мягкий , находиться в конце слова , пишем зеленым

Соловей: Й- согласный , звонкий, мягкий , находиться в конце слова , пишем зеленым

Воспитатель:

А вы какие предметы нарисовали Даша и Женя?

Даша : воробей, йогурт, муравей

Женя :Дюймовочка, Айболит, лейка

Воспитатель:

молодцы ребята, все справились

2.Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Цели:

закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3.Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель:

развивать моторику рук

5. Игра «Транспорт»
Цели.
На примере слов:
транспорт, воздушный, водный, городской
— тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навык деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме
«Транспорт»,
умение различать виды транспорта (водный, воздушный, городской, железнодорожный) . Ход
игры.
Взрослый предлагает назвать и обобщить одним словом предметы, представленные на картинке
(транспорт).
Ребенок выполняет звуко-буквенный анализ слова
транспорт.
(Взрослый обращает его внимание на различие в произношении и написании слова: [транспарт],
транспорт.)
Ребенок называет буквы, пропущенные в этом слове, вписывает их (Т, Р, Н, С, П, Р, Т) и обобщает (согласные). Задание: вспомнить виды транспорта
(воздушный, водный, городской, железнодорожный).
Ребенок анализирует слова, написанные под картинками, и выполняет с ними задание, аналогичное предыдущему; выполняет звуковую и слоговую схемы слов
водный, воздушный, городской.
Ребенок указывает стрелками, к какому виду транспорта относится каждая машина. Взрослый задает вопрос:
«Какой вид транспорта не был упомянут в игре?» (Железнодорожный).
Ребенок перечисляет машины, относящиеся к этому виду транспорта.
6. Игра «Нарисуй сам» Цели.
Тренируем умение писать (списывать) слова. Закрепляем знание о правильном написании слова
транспорт.
Развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Проверяем знания по теме
«Транспорт».Ход игры.
Выполняя звуко-буквенный анализ недописанного слова
транспорт,
ребенок вписывает пропущенные гласные буквы, комментируя правильное написание этого слова. Затем он анализирует схему предложения, в состав которого входит слово
транспорт,
и определяет, сколько еще слов нужно дописать в этом предложении. Взрослый поясняет, что здесь недописано слово, обозначающее вид транспорта. Ребенку нужно вписать (списать из предыдущей игры «Транспорт») название любого вида транспорта. Выполняя задание, он вспоминает правило:
первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
В заключение ребенок рисует и называет машины, относящиеся к этому виду транспорта.
7. Игра «Трамвай»Цели.
Учим делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. На примере слов
самосвал, грузовик, трамвай
продолжаем развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение дифференцировать виды транспорта
(грузовой и пассажирский транспорт).
Развиваем зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок.
Ход игры.
Взрослый объясняет, что в написанных, словах нужно правильно расставить слоги — тогда можно будет прочитать названия различных машин. Переставив слоги, ребенок читает и пишет слова:
самосвал, трамвай, грузовик.
Предлагается определить, какая из машин лишняя и почему.
(Трамвай лишний, так как это пассажирский транспорт, а остальные машины — грузовой.)
Ребенок должен узнать, какая из машин нарисована точками
(трамвай).
Ребенок заканчивает рисунок по точкам, раскрашивает его, подписывает название, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное произношение и написание слова
трамвай.Итог занятия.
— Вот мы и познакомились со звуком и буквой Й.

— Что вы можете сказать про этот звук?

-Назовите слова со звуком [Й].

— Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Доскажите словечко.

Дом на рельсах тут как тут. Всех умчит он в пять минут Ты садись и не зевай, Отправляется… (трамвай).

Что мы пели, угадай? Кара… (вай).

Что нам пели, угадай? Баю… (бай).

Что за месяц, угадай? Месяц… (май).

Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай).

Словарная работа.

В слове-ответе обязательно должен быть й. Какой вы знаете полезный напиток? (Чай.) Как называется красивая водоплавающая птица на ч? (Чайка.) Как называется помещение для хранения садово-огородного инструмента? (Сарай.) Необходимая принадлежность для игры в хоккей. (Шайба.)

Буква

Превращения слов.

Добавьте по одной букве. 1. Как из -айка и -ейка получить слова?

2. Измените каждое слово так, чтобы в нем было й. Строитель (стройка); лить (лейка); заяц (зайка); читатель (читайте); зима (зимой).

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Звук и буква Й»

Тема: Звук и буква «Й»

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции. 2. Учить детей правильно произносить звук [Й]. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Продолжать учить анализировать предложение, составлять его схему . 5. Учить преобразовывать слова. 6. Совершенствовать умение определять место звука в слове. 7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.

1. Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Телега везет лошадь. Кошка поймала мышку. За зимой наступило лето. Фонарь освещается улицей. Пешеход переходит дорогу.

2. Знакомство со звуком [Й].

Логопед. Ребятки, послушайте слова и подумайте , чем они похожи.

Воробей, ручей, репей, соловей.

Логопед: Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука?

— Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный )

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда). Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).

3. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].»

Логопед: Покажите квадратик, когда услышите звук [Й].

— [й], [а], [e], [й], и т.д. (из ряда звуков); — до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов); — майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т.д. (из ряда слов).

4. Определение места звука в слове.

Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

— А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й]. — Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.) — Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове. — Давайте проверим, что у вас получилось.

5. Знакомство с буквой Й.

Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

— Из каких элементов состоит эта буква? — Перед вами листок. Найдите.

6. Составление предложений и схем к ним.

Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения.

Зайка, сидеть, куст, под.

— Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.) — Сколько в нем слов? (четыре). Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое? — Давайте из полосок составим схему этого предложения.

Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

Трамвай, быстро, ехать. Чайка, море, лететь, над.

7. Преобразовываем слова.

Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

-Уберем из слова букву «Й». Какое слово получиться? (МАКИ). -Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ). Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?

8. Звуко-буквенный разбор слов.

Логопед: Давайте сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ. Сколько звуков в этом слове? (три). Какой первый звук? ([м]).

Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый). Какой второй звук? ([а]). Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный). Какой следующий звук? ([Й]). Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий).

— Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ. — Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

9. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?

Светлана Смирнова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида» г. Пикалево

  1. Конспект логопедического занятия для детей с ОНР — Звук [З], [Зь] и буква З
  2. Конспект фронтального логопедического занятия [Звук и буква Б]
  3. Конспект логопедического занятия [Звук и буква Ш]
  4. Конспект занятия по обучению старших дошкольников грамоте «Путешествие в город Звукоград»
  5. Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи [Человек и электроприборы]

(11 понравилось, средний балл: 4,09 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]