Сколько звуков в русском языке
Несмотря на то, что русский алфавит представлен 33 буквами, звуков в русской азбуке 42. Среди них разделяют гласные (их всего шесть) и согласные (их намного больше — 36).
Во время звуко-буквенного анализа слова следует четко различать, что из себя представляют буквы и звуки. Буква — это другими словами иероглиф, который видят и используют в письменной речи, а звук — людьми произносится и слышится.
Гласные звуки и буквы
Что такое гласный звук? Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? Какие гласные буквы могут обозначать два звука? Какие бывают гласные звуки? Как узнать, сколько в слове слогов?
1. Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ | |||||
[а] | [о] | [у] | [и] | [ы] | [э] |
2. На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв 10. Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость предыдущих согласных звуков, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают мягкость согласных звуков.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ | |
А О У Ы Э | Я Ё Ю И Е |
обозначают твёрдость согласных звуков | обозначают мягкость согласных звуков |
март [март] сумка [су́мка] | мята [м❜áта] люки [л❜у́к❜и] |
3. Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают ДВА звука (согласный звук [й❜] + гласный звук) в следующих случаях:
- в начале слова: ель [й❜эл❜], ёж [й❜ош], юла [й❜ула́]
- после разделительных мягкого и твёрдого знаков Ь и Ъ: вьюга [в❜й❜у́га], съела [сй❜э́ла]
- после гласной: маяк [май❜а́к], поют [пай❜у́т]
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА | |||
Я [й❜а] | Ё [й❜о] | Ю [й❜у] | Е [й❜э] |
4. Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Один из слогов в слове обычно произносится с большей силой и длительностью в голосе. Это означает, что на него падает ударение. Такой слог называется ударным. Гласный звук в этом слоге также называют ударным. Остальные слоги в слове называются безударными.
Под ударением различаются все 6 гласных звуков, т.е. произносится то, что пишется: во́ды [во́ды], мишка [м❜и́шка].
В безударном положении различаются не все гласные звуки. Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [вада́].
5. Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха. Например: мо-ло-ко, ста-кан, на-у-ка.
В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков!
►
Ударные безударные гласные звуки
Все звуки в русской азбуке подразделяются на гласные и согласные. При соединении друг с другом они образуют слоги, а из слогов образуются слова. Каждое слово содержит важнейший доминирующий слог — это ударный. В ударной позиции гласный звук всегда находится под ударением, а все остальные гласные являются безударными. Ударные гласные стоят всегда в сильной позиции.
Презентация к уроку азбуки в 1 классе. Гласные и согласные звуки.
Пояснительная записка
Автор разработки
: Кадырова Ольга Игоревна, учитель начальных классов МАОУ ООШ №52 г. Тюмени
УМК:
«Школа России»
Класс:
1а
Предмет
: азбука (обучение грамоте)
Тема урока:
Гласные и согласные звуки
Тип урока:
Урок первичного предъявления новых знаний.
Продолжительность урока:
35 минут
Целевая аудитория:
учащиеся 1 класса, аудитория психологически однородная, уровень развития средний.
Учебник:
В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, часть 1, М.: Просвещение, 2017 г.
Раздел:
добукварный период, учебным планом предусмотрено 4 часа в неделю, в год – 132 ч.
Авторский медиапродукт:
презентация по теме
Необходимые технические средства и материалы для проведения урока:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, счетные палочки для составления схем слов, обычная тетрадь в клетку по азбуке
Методы и приемы:
репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский
.
Деятельность учащихся:
фронтальная,парная, индивидуальный опрос
.
Технологии:
ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Предметные УУД:
Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние». Моделировать предложения, фиксировать их в схеме; определять порядок слов в предложении. Делить слова на слоги; определять количество слогов в слове; выделять ударный слог; выделять слог-слияние и звуки за пределами слияния в словах.
Устанавливать количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах (слияние, вне слияния) и в слове в целом; моделировать с помощью схем слова, слоги. Метапредметные УУД:
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Картинки, используемые для презентации, находятся с свободном доступе в поисковой системе Яндекс или Гугл.
6 урок. Гласные и согласные звуки PPTX / 13.57 Мб
Звуковые лягушки. Поем гласные звуки. А. О, У, И, Э. MP4 / 573.87 Кб
Твердые мягкие согласные звуки
Все согласные подразделяют лингвисты на твердые и мягкие. Твердость и мягкость зависит от стоящих после них гласных. Гласные или смягчают согласные, или наоборот делают их твердыми. Для этого определения обращают внимание на позади стоящую букву. Смотрите таблицу ниже:
Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги
Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.
Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными. Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].
Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.
Парные непарные глухие согласные, звонкие согласные, таблица
Кириллица русской речи представлена 36 согласными звуками, они в свою очередь классифицируются филологами на звонкие и глухие. В звонкости звука участвует голос, если голос не присутствует, то следует, звук — глухой.
Гласные звуки
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
В русском языке 6 гласных звуков:
[а] [о] [и] [ы] [у] [э]
и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
Лента букв для начальной школы 1 класс
Лента из букв — это учебное руководство, служащее для наглядности в любом кабинете младшего звена, ведь именно с нее начинается знакомство первоклассников с грамотой. Напечатанные буковки в виде ярко-красочной ленточки прекрасно иллюстрируют основные положения в фонетике. Она знакомит детей с алфавитом, помогает различать согласные от гласных, формирует умение различать буквы друг от друга и многое другое. Сегодня на прилавках книжных магазинов встречаются различные варианты «Лент букв». Они прекрасно дополняют и видоизменяют любой школьный кабинет. Также их легко можно скачать с интернета и распечатать. Вот несколько самых популярных вариаций букв:
Основы любого языка закладываются в младенчестве, именно как их усвоит ребенок, зависит его грамотность в будущем.