Классный час «Путь к себе» классный час (9 класс) по теме


Открытый классный час в 9 классе «Выбор профессии – ответственный шаг» классный час (9 класс)

Методическая разработка классного часа в 9-м классе на тему «Радуга профессий»

Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.

Задачи:

  1. Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.
  2. Усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии.
  3. Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.

Форма проведения: беседа.

Ребята, в 9 классе общество требует от Вас профессионального самоопределения, хотя и первоначального. Наш классный час я хотела бы начать строчками стихотворения В.Маяковского для детей, он с очень взрослым смыслом:

У меня растут года Скоро и семнадцать. Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?»

И действительно, пройдет совсем немного времени и перед Вами встанет нелегкий выбор, от которого, будет зависеть Ваша жизнь.

Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть?

Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают. Что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.

Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.

Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью.

Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека?

Высказываются .Учитель — В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности.

Как Вы, считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии ?

Высказываются 2-3 человека. (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)

Учитель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.

Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора?

На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»:

ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

Давайте подробнее на них остановимся:

ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.

МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

Как вы понимаете это высказывание? Высказываются 2-3 человека.

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).

Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это- счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание)

Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.

Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.

Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.

Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.

Какие редкие профессии вы знаете? (суфлер, океанолог)

Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.

Например, клипмейкер, промоутер, мерчендайзер….

А какие современные профессии вы можете назвать? Отвечают.

Попробуйте объяснить суть работы человека этой профессии. Какими качествами он должен обладать? (если дети затрудняются, учитель предлагает какие-либо определенные профессии и сам объясняет суть работы людей этих профессий)

А кем бы вы хотели стать? Почему?

Мы с Вами уже обсудили какими факторами необходимо руководствоваться при выборе профессии.

Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. Давайте вспомним ее. Я буду давать определения категорий, а вы назовите профессии, которые можно отнести к той или иной категории.

Человек – природа -этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог)

Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик)

Человек – человек – обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод)

Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ)

Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт)

Сегодня мы с вами проведем два теста, чтобы посмотреть, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Тест №1

Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.

Итак, например, очень популярная в наше время профессия — журналист.

Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.

Оптимист:

  1. Работа имеет огромное общественное значение;
  2. Высокая заработная плата;
  3. Встречи с интересными людьми;
  4. Командировки, дающие возможность многое увидеть;
  5. Использование современной техники.

Пессимист:

  1. Трудности, связанные с устройством на работу;
  2. Частые командировки, осложняющие личную жизнь;
  3. Трудности получения образования (наличие печатных работ);
  4. Большая ответственность;
  5. Нервные перегрузки;
  6. Ненормированный рабочий день;
  7. Постоянное общение с людьми.

Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.

Классный час Путь к себе для учащихся 8-9 классов

Путь к себе

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час — это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели:

— расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении;

— формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

— способствовать формированию адекватной самооценки;

— побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

План классного часа:

  1. Вступительное слово учителя — тема классного часа.
  2. Эпиграфы к классному часу.
  3. Постановка целей и задач (проблема).
  4. Работа в группах «Определение уровня самооценки». (3-5мин)
  5. Проблемная ситуация «Как себя оценить?». (работа в группах — 3-5 мин)
  6. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

а) цели (работа в группах — 3-5мин)

б) принципы

в) идеалы (работа в группах — 3-5мин)

7. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

8. Игра «Маска, я тебя знаю!»

9. Заключительное слово.

10 Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя — тема классного часа.
  2. Эпиграфы к классному часу:

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг. (Сюнь-Цзы)

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (Публий Сир)

  1. Постановка целей и задач (проблема).

Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: 10кл, работа, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно, а кто-то пока и сам не знает чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на вопросы: кто я? Какой я? Каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает себя»

Можете ли вы считать себя умными людьми?

Что вы о себе знаете? (физ.возможности, состояние здоровья, характер темперамент, таланты, способности, вкусы, привычки, волю, сильные/слабые стороны).

Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно себя вести с окружающими, правильно определить цель в жизни).

Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

4. Работа в группах «Определение уровня самооценки». (3-5мин)

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? Перед вами таблица признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки.

Как правильно разместить слова в колонках?

Предлагаю обсудить этот вопрос в группах, записать ваши ответы на листах бумаги,
обосновать свой выбор!
Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Что можно посоветовать человеку с

— завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других)

— заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет»)

— объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, работать над своими недостатками, не хвастаться достоинствами)

5. Проблемная ситуация «Как себя оценить?» (работа в группах — 3-5 мин)

Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Послушайте рассказа о проблемах одной девятиклассницы.

Бабушка и мама считают, что Наташа — самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами «Как оценить себя?» (читаю)

Правильно ли оценивала себя Наташа?

Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

(судила о себе по мнению мамы и бабушки, учебные неудачи объясняла придирками учителей, сравнивала себя с более слабыми, требовательно относилась к другим, к себе — снисходительно, не прислушивалась к критике, ставила себе нереальные цели)

  1. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями.

Жизненные цели — что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремится, чтобы был смысл жизни)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни?(краткосрочные, долгосрочные)

Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни?

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы

— это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей.

Есть люди, которые руководствуются другим принципами, например: «Человек человеку — волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни всё!», «После нас — хоть потоп!» и т.п.

Какие вы еще знаете принципы?

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов?

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство — веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам — значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе.

Идеал

— совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания.
Какие качества вы бы поставили на первое место?
Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитось, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

7. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

  1. Игра «Маска, я тебя знаю!»

С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя?

9. Заключительное слово.

Все люди уникальны! Но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

10 Подведение итогов (рефлексия).

Что дал вам сегодняшний классный час?

Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: