Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Во втором классе технику чтения необходимо проверять как минимум два раза в год.
У второклассников проверяется:
- насколько сформировано умение читать целыми словами и словосочетаниями;
- осознается ли школьником смысл содержания текста;
- умеет ли ребенок использовать паузы, соответствующие знакам препинания в тексте;
- используются ли при прочтении интонации, передающие особенности героев.
Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 55 слов | Более 70 слов |
«4» | 40-55 слов | 55-70 слов |
«3» | 25-39 слов | 40-54 слов |
«2» | Менее 25 слов | Менее 40 слов |
Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты, в которых встречаются длинные прилагательные, редко употребляемые слова, диалоги или рисунки.
От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно.
Проверка в I полугодии
Текст №1 Куница
Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.
(51 слово. В. Чаплина)
Текст №2 Лето
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.
(59 слов. И. Соколов-Микитов)
Текст №3 Сила не право
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.
(57 слов. К. Ушинский)
Текст №4. Лев, медведь и лисица (проверка в октябре)
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
(35 слов. Л. Толстой)
Текст №5. Барсуки (проверка в октябре)
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.
(47 слов. И. Аксенов)
Текст №6. Золотой подснежник (проверка в декабре)
После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?
Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.
Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.
(51 слово. К. Пронин)
Текст №7
В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.
С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.
(47 слов)
Текст №8. Чудесная елка (проверка в декабре)
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
(61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)
Система заданий на понимание текста по методике О.Н.Зайцевой. — презентация
Система заданий на понимание текста по методике О.Н.Зайцевой
Грамотность чтения — способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. //Ковалёва Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA.
Ольга Николаевна Зайцева Биография: родилась в Москве, в 1963 г., окончила среднюю школу N 680 г. Москвы, в 1986 г. Московский государственный педагогический институт им. Ленина, филологический факультет. Основное место работы: учитель ГБОУ СОШ N 1058 г. Москвы Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент, лауреат НППО «Образование» в 2006 и 2012 гг. СПИСОК опубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ Зайцевой Ольги Николаевны НАУЧНЫЕ РАБОТЫ История языка как структурно-содержательный компонент школьного курса (Тезисы). //Язык образования и образование языка. Исторический подход к изучению русского языка в школе // Современная парадигма и школьные учебники по русскому языку. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 2-3 ноября 2000 г.- Оренбург,2000 Литературное образование 5-6 класс. Методическое пособие для учителя.// М., Дрофа, 1996,1998,2001,2005 гг. Система уроков по работе с картиной В.И.Cурикова «Переход Суворова через Альпы» в курсе учебного предмета «русский язык». Обучение написанию сочинения по картине.// Образование в современной школе C и другие
Структура рабочей тетради по русскому языку. Задания на понимание текста. для 5-8 классов Раздел I: Учимся читать учебные тексты. Раздел II: Учимся читать и решать учебные тексты. Раздел III: Учимся читать и понимать учебные тексты. Раздел IV: Осваиваем виды чтения (вводится с 7 класса).
Текстовой материал в пособии расположен в соответствии с основными задачами обучения и контроля умений, связанных с информационной обработкой текста. Каждый текст (1 компетентностная задача) направлен на формирование умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: — общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; — нахождение обучающей информации в тексте; — интерпретация текста (проблема, тема, авторская позиция); — рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка ( мнение учащегося, аргументы)
Система заданий к разделу «Учимся читать учебные тексты» Задания, формирующие умение правильно определять тему текста: 1. Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, что: 1) русский язык звучен и мелодичен 2) русский язык обладает большим запасом слов 3) русский язык – один из самых развит Ых и богатых языков мира 4)русский язык живой как жизнь (самая распространённая формулировка задания к тексту на определение темы)
2. Укажите строчку, слова и сочетания слов которой в наибольшей степени соответствуют основной теме текста: 1)увлекательные лингвистические легенды, родной язык; 2) читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем; 3) загадка языка, тайна происхождения языка; 4) бесценный дар Бога, способность человека к речи;
3. КАК МОЖНО НАЗВАТЬ ТЕКСТ, УЧИТЫВАЯ ЕГО ОСНОВНУЮ ТЕМУ? 1) М.В.Ломоносов 2) Основатель Московского университета 3) Научные открытия Ломоносова 4) Родной язык 4. Укажите основную тему текста 1) Загадка языка 2) Язык – средство общения 3) Язык –бесценный дар Бога 4) Тайны лингвистики
5. Найдите правильное суждение о заголовке текста 1)в названии текста содержится основная мысль текста 2) в названии текста содержится тема текста и указание на тип речи 3) в названии текста содержится указание на на научно-публицистический стиль речи 4) ) в названии текста содержится указание на отношение автора к ветру
!!! Такие задания обучают школьников постоянно задавать себе вопрос : о чём или о ком данный текст. Учат работать с ключевыми словами, несущими основную тематическую информацию текста, связывать тему текста с его названием, полноценно усваивать информацию текста, соотносить информацию заданий.
Задания, формирующие умение правильно определять основную задачу(главную мысль) текста: 1.Предположите, с какой целью автор написал этот текст: 1) рассказать о свойствах языка 2) рассказать о том, как красив русский язык 3) убедить читателя в том, как красив русский язык 4) задуматься над тайной загадкой языка (самая распространённая формулировка задания)
2. Какое утверждение соответствует авторской позиции 1) Автор считает, что «язык делает человека человеком»… 2) Автор считает, что «язык – бесценный дар Бога». 3) Автор считает, что «способность к речи пришла к человеку сама по себе» 4) Автор считает, что «язык появился в результате длительного многовекового превращения животных в человека» (Задание учит работать с цитатами текста)
3. Прочитайте текст «Письмо молодёжи ХХI века».Сформулируйте основную мысль этого текста, используя цитату из текста И.С.Тургенева «Язык и литература» ( Задание направлено на формирование умения формулировать основную мысль с использованием чужого текста ( сопоставление текста, выделение главного)
4. Прочитайте тексты и выполните задания Речка Вертушинка Вертушинка Над тобою не одна осинка Ах, речка Вертушинка- Одурманенная склонена. Крутые берега, Колдовством твоим, Вертушинка, По заводям — кувшинка, Вся душа до краёв полна. А на лугах – стога. … … (А.Яшин) (П.Куприяновский) «Вертушинка» Маленькая речка Вертушинка очень похожа на большую полноводную реку. В ней есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты. Весною она широко разливается. Тогда в Вертушинку заходит из большой многоводной реки крупная рыба метать икру. Ранней весной здесь попадаются щуки, а под нависшими берегами, под корнями кустарников и деревьев прячутся скользкие налимы. … (И.В. Соколов – Микитов)
Задания к трём текстам 1. Найдите утверждение, в котором указана характеристика Вертушинки, не встречающаяся ни в одном из трёх текстов о ней: 1) Вертушинка – широкая многоводная река в любое время года 2) По берегам Вертушинки растут осины 3) В Вертушинке есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты 4) В глубоких затончиках Вертушинки плавают белые лилии и жёлтые кувшинки 2. Приведите доказательства того, что у Вертушинки – крутые берега? Используйте цитирование.
3. Приведите доказательства того, что Вертушинка – речка быстрая. 4. Выпишите из текстов фрагменты, в которых видно авторское отношение к Вертушинке 5. Заполните таблицу «Река Вертушинка» (животный и растительный мир) Растения (в том числе по берегу) Рыба Насекомые
4. Учитель предложил вам в качестве домашнего задания выучить в параграфе самое главное. Что вы будете учить? 1)запомните примеры и выучите стихотворение 2) выучите правило, заключённое в рамку, заучите некоторые примеры, подтверждающие правило 3) будете учить параграф наизусть 4) дома научитесь пересказывать весь параграф своими словами
5. Какое утверждение М.В.Ломоносова автор текста считает правильным? Выпишите фрагмент текста. 6. Как можно назвать текст, учитывая авторскую позицию текста (основная мысль текста)? 7. На основе текста продолжите фразу, выделив только основную информацию текста. !!!Такие задания направлены на обучение школьника при чтении текста ставить себе вопросы: с какой целью написан текст? что автор хотел донести до читателя? Учат выделять в тексте важную информацию, понимать задачу речи.
Задания, формирующие умение правильно понимать структуру текста, выявлять причинно-следственные связи, переводить информацию из одного вида в другой: 1. Какие фрагменты текста являются главными с точки зрения передачи основной информации текста? 1)фрагменты, в которых содержится информация об основной теме, основной мысли текста, выражена авторская позиция 2) фрагменты, в которых приведены дополнительные аргументы точки зрения автора 3) фрагменты, в которых автор эмоционально защищает свою точку зрения 4) фрагменты, в которых описываются трудности решения поставленной проблемы
2. Изложите правило параграфа 147 в виде таблицы (обратите внимание на нумерацию в таблице!) Назовите таблицу пп.Формулировка правила Примеры (1)
3. Переведите информацию, данную в алгоритме, в связный текст научного стиля. Запишите получившийся текст словами. Алгори 1. УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ЛИ ПРИЧАСТИЕ БЕЗ НЕ? НЕТ ДА СЛИТНО 2. Полное причастие или краткое? Краткое полное раздельно 3. Есть ли при причастии зависимые слова или противопоставление да нет раздельно слитно
4. Расположите пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите последовательностью цифр План. 1. Старая сыроежка. 2. Дорога через ельник. 3. Чаша выпита. 4. Осенний день. 5. Лесная полянка. 6. Вводная часть (Задание учит вести поиск необходимой информации в тексте, выделяя его основные структурно- содержательные части )
5. Прочитайте фрагмент текста о сыроежке красной. Можно ли в текст М. Пришвина вставить приведённое описание сыроежки? Ответ обоснуйте. Фрагмент текста М.Пришвина: « Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой…» Фрагмент текста : « Сыроежка красная растёт в лиственных и хвойных лесах. Плодовые тела образует в июле- октябре. Шляпка диаметром 2-8 см., тонко мясистая, полушаровидная, затем распростёртая, в центре его вдавленная, голая, клейкая…» (Задание направлено проверку системности понимания текста, умение видеть тематико-смысловое единство текста)
6. Прочитайте упражнение 162 параграфа 17. Какие задания предлагают выполнить вам авторы учебника? Запишите последовательность заданий Обозначьте суффиксы имён прилагательных. Запишите эти суффиксы. Сколько букв н пишется в этих суффиксах? гусиный земляной куриный глиняный лошадиный песчаный 2. Какое значение имеет суффикс в словах первого столбика? В словах второго столбика? Какой из двух суффиксов всегда ударный?
3. Учитывая значение суффиксов, приведите по три примера слов с суффиксами -ИН- и –АН- (-ЯН-). I. В суффиксе –ин- всегда пишется одна буква Н: воробьиное пёрышко (принадлежит воробью) В суффиксе –АН- (-ЯН-) тоже пишется одна буква Н : серебряная ложка (ложка из серебра), ледяной шарик (шарик изо льда) Исключение: оловянный, стеклянный, деревянный 7. Какие типы речи использованы автором в этом тексте? Укажите номера предложений и определите тип речи !!! Такие задания учат работать с цитатами текста, формировать умение формулировать основную мысль с использованием чужого текста ( сопоставление текста, выделение главного), направлены на обучение школьника при чтении текста ставить себе вопросы: с какой целью написан текст? что автор хотел донести до читателя? Учат выделять в тексте важную информацию, вести поиск необходимой информации в тексте, выделяя его основные структурно- содержательные части, формируют умение строить типологическую основу текста
Задания на формирование умения подбирать правильно аргументы 1. Выпишите из текста примеры, которые приводит автор, чтобы объяснить читателю свою мысль. Примеры выпишите в виде сформулированных вами предложений. 2. Выпишите из текста доказательства необходимости ветра в природе, которые использует Л.Н.Толстой. 3. Заполните таблицу утверждениями Л.Н.Толстого. «Назначение ветра в жизни человека» Назначение ветра Примеры из текста Л.Н.Толстого 1. Получение электроэнергии 2Возникновение океанических течений
4. Считаете ли вы, что сегодня «Москва – всем городам голова»? Приведите не менее двух доказательств выдвинутого вами тезиса (Например: Я согласен, что и сегодня «Москва – всем городам голова», потому что…- или: Я не считаю, что и сегодня «Москва – всем городам голова», потому что… ) 5. Поехали бы вы на экскурсию в Углич? Приведите не менее двух доказательств выдвинутого вами тезиса. 6. К какому из утверждений текста подобраны доказательства? 1) Необходимо беречь русский язык 2) Обращаться с языком надо почтительно, как с могущественным орудием, … 3) Русский язык прекрасен 4) Язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
Аргумент 1 Русский язык можно сравнить с ценностью воды. Живя в краю с большим количеством озёр, рек, кажется, что вода — это вовсе не ценность – ведь её так много. Совсем другое отношение к воде у жителей засушливых и пустынных мест, где любой источник воды — это источник жизни… Аргумент 2 На своём историческом пути каждый язык встречает опасности. Приходится бороться с ними и нашему языку. И сейчас хочу поговорить с вами об одной из них. Под аркой ворот моего дома одно время висел такой плакат – объявление : ГРАЖДАНЕ! ПРОСЬБА СДАВАТЬ УТИЛЬ ДВОРНИКУ, КОТОРЫЙ НАКОПИЛСЯ! Не знаю, видели ли вы когда-нибудь, как «накопляется дворник»
7. М.М.Пришвин писал: « Лес раскрывается только для тех, кто умеет быть внимательным к его существам». Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения, опираясь на текст. 8. Почему фашисты не расправились с пленными? Ответ подтвердите словами текста (цитируйте!). !!! Такие задания направлены на понимание общего содержания текста, умение аргументировать выдвинутый тезис, выделять в тексте доказательства.
Система заданий к разделу «Учимся читать и понимать тексты» Задания, формирующие умения понимать текст на содержательном уровне, искать в тексте информацию, работать с деталью, устанавливать причинно – следственные связи: 1. Если вы захотите побольше узнать о историческом прошлом Нижнего Новгорода, отражённом в фольклоре, то какую книгу вам следует взять в библиотеке? 1)Энциклопедический словарь 2) Краткий справочник – путеводитель по городам России 3) «Поэзия Новгородского края» 4) Нижегородские предания и легенды/ Сост. В.Н.Морохин.- Горький: Волго- Вятское кн. Изд-во
2. Как отреагировала учительница на сообщение ребят о невероятном событии? Задание направлено на формирование умения искать в тексте информацию, вычленять её в тексте, устанавливать причинно-следственные связи ( реакция учительницы – широко раскрытые глаза – причина, вызвавшая такую реакцию, – удивление) Примерный ответ: «Учительница очень удивилась» и подтверждение цитатой «Широко раскрытые глаза учительницы»
3. В тексте автор рассказывает о поведении малютки и матери. Используя текст, заполните данную таблицу Малютка Мать Задание направлено на формирование умения искать в тексте информацию, данную в явном виде, вычленять её в тексте, преобразовывать информацию из одного вида в другой Малютка Мать В кроватке лежит малютка и тихо, ровно дышит Усталая мать не спит. Она быстро открывает глаза и беспокойно и нежно глядит на дорогое личико Малютка проснулся и заплакал Мать всё не спит и чутко прислушивается к ровному дыханию дитяти
4. Разделите предложение на основное утверждение и следствия: «Солнечная системы», похожие на нашу, имеются в большом количестве в каждой галактике (по научным данным во Вселенной насчитывается более 125 миллиардов галактик) и вероятность, что существуют планеты, похожие на Землю, очень велика, а значит велика вероятность существования разумной жизни. Утверждение: Следствие: Задание направлено на формирование умения устанавливать причинно – следственные связи Ответ: Утверждение: «Солнечная системы», похожие на нашу, имеются в большом количестве в каждой галактике (по научным данным во Вселенной насчитывается более 125 миллиардов галактик) Следствие: вероятность, что существуют планеты, похожие на Землю, очень велика Следствие: велика вероятность существования разумной жизни.
5. Прочитайте синонимы к слову трепет. Выпишите те из синонимов, которые, с Вашей точки зрения, могут объяснить состояние раненого. Синонимы : взволнованность, ажитация, дрожание, страх, смятение, вибрирование, страсть, дрожь, колебание, вибрация, смятённость, вздрагивание, волнение, боязнь, испуг, ужас, содрогание, жуть Задание направлено на понимание текста (понимание состояния героя) Ответ: могут быть выписаны слова: взволнованность и волнение
6. Из одного текста был выписан ряд ключевых слов: Грустных, преданных, голодный, лохматый, неистово, ненавистный, холодный, взлохмачивая, грязную, продувает насквозь, долго, жалко, нечего, не грусти, в недоумении, маленькая, постоянно на работе, нужно, за поворотом, оставляя, живое существо, надеждами и переживаниями, прости, не могу, не смотри, и вообще… Ситуация, осознали ценность, помогают «видеть», «слышать», встречи, друга, преданности, любви, жажду отдавать, быть необходимым, в крови, служение, жизнь, предназначение, смысл, поиск хозяина, друга, необходимости, с благодарностью, благотворное, важное, быть другом, помочь, найти, жить, в жизни, человеческим законом, Кодекс Чести. Задание 1: На основании этих слов определите тему текста. Задание 2: На основании этих слов определите, сколько микротем в тексте. Задание 3: На основании этих слов предположите, какой стиль речи использован автором текста. Задание 4: На основании этих слов сформулируйте авторскую позицию
Задание направлено на умение читать ключевые слова текста, на их основе прогнозировать основное тематическое содержание текста, прогнозировать стилевую доминанту текста, прогнозировать авторское отношение к изображаемому. Ответ: 1. Тема – человек и выброшенные животные, жестокость человека. 2. Две микротемы, потому что сначала идут эмоционально окрашенные слова, рассказывающие о бедном животном и о человеке, оставившем живое существо. А вторая половина слов выражает авторскую позицию: говорит о необходимости животных в нашей стране, о том, что животные нужны нам так же,как и мы им.
Задания, направленные на рефлексию на содержание текста, на собственную деятельность, обоснование собственной позиции. 1. Герой книги «Денискины рассказы» является вымышленным персонажем, можно ли утверждать, что такие ребята реально существуют? Объясните свою точку зрения. 2. Вы прочитали рецензию на книгу Р. Брэдбери « Вино из одуванчиков». Захотели ли Вы её прочитать? Кратко обоснуйте свой ответ. 3. Мама отказалась готовить варенье из крыжовника. Используя текст, постарайтесь убедить маму. 4. Попросите ли вы маму (бабушку) приготовить вам варенье из крыжовника? Назовите не менее двух причин положительного или отрицательного ответа.
Такие задания направлены на проверку умения обосновать высказанное суждение, строить самостоятельное высказывание- рассуждение, самостоятельно подбирать и приводить аргументы для обоснования своей позиции
Контрольная работа Задача 21. «Белокуриха» Никого не оставляет Белокуриха равнодушным! Кто хоть раз побывал на этом курорте, любовался горами в глубокой дымке, пил студёную светлую воду, как хрусталь, воду из родников, гулял по лесу, который своими мягкими нежными объятиями усмиряет любые сердца, тот навсегда полюбил этот приятный и ласковый уголок России! …
Задание 1 (на определение темы) Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как 1)алтайцы дали название горе и речке 2)красивы и поэтичны места, где расположен курорт Белокуриха 3) русские объясняют название Белокурихи 4)образовался курорт Белокуриха Задание 2 (на определение основной задачи текста)Автор написал этот текст, чтобы 1)показать неоднозначность названия курорта 2)объяснить, почему алтайцы назвали поселение Беле-Кур 3) рассказать о том, почему он полюбил этот приятный и ласковый уголок России 4) попытался объяснить название речки и села
Задание 3 ( на проверку умения находить информацию, заданную в тексте в явном виде)Прочитав текст вы узнали, что 1)в книге А.И.Шапошникова «Белокурихинские целебные источники» объясняется алтайское название села 2) места, где сейчас располагается курорт, были родными для скифских племён 3) все места в Белокурихе имеют русские названия 4)Беле-Кур в переводе с алтайского языка означает «рябиновый мост» Задание 4 (на проверку умения находить информацию, заданную в тексте в неявном виде)Из текста понятно,что 1)Белокуриха – курорт, на котором для лечения используют источники 2)Белокуриха – название горы 3)Белокуриха – популярный курорт 4) В Белокурихе много мостов
Задание 5 ( на проверку умения на основе текста формулировать простые выводы) Прочитав текст, вы поняли, что «Самое хрупкое из создаваемого человеком – красивое, поэтическое слово», потому что 1) слова забываются со временем 2) слово хранит информацию об истории любого места 3) поэзия слова доступна далеко не каждому человеку 4) красивое, поэтическое слово – большая редкость Задание 6 (на проверку умения определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания) Если вы захотите побольше узнать об истории курорта Белокуриха, то какую книгу вам следует взять в библиотеке? 1)«Правда и вымыслы земли Беле-Кур» 2)«Истории и сказания земли русской» 3)«Повесть временных лет» 4) «Сказание о земле сибирской»
Задание 7 (на проверку умения составлять простой план, видеть соотношение частей текста) Чтобы пересказать текст на уроке сжато, надо составить план, в котором будут выделены пункты только основной информации. Для этого укажите только те буквы, которыми обозначена самая важная информация А. Приятный и ласковый уголок России. Б. Природа даровала целебные источники В. Земля Белокурихи помнит многие человеческие сообщества Г. В «алмазе» Белокурихи есть красивая, мифологическая грань Д. Версия о белых «курящихся» испарениях над тёплыми ключами Е.Алтайцы назвали гору и речку, в долине которой они жили, Беле-Кур Ж. Русификация названия
Задание 8 (НА ПРОВЕРКУ УМЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ОДНОГО ВИДА В ДРУГОЙ) Заполните таблицу «Откуда произошло название Белокуриха?» Объяснения 1-я версия 2-я версия Задание 9 ( на проверку умения элементарно обосновать высказанное суждение, на проверку умения находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение) Мы считаем, что автору текста очень нравится Белокуриха. Согласны вы с нами? Свой ответ обоснуйте, используя информацию прочитанного текста. Задание 10 (на проверку умения строить самостоятельное высказывание – рассуждение) Основываясь на своих знаниях в лингвистике, подтвердите или опровергните утверждение автора текста «…они приставили чисто русский суффикс…» О каком суффиксе идёт речь и можно ли его назвать «чисто русским»